media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.01.2014

Еврокомиссар приехал в Москву решать судьбу "Южного потока".

"Независимая газета"

В Москве стартуют переговоры с ЕС по проекту газопровода "Южный поток" (ЮП). Сегодня министр энергетики России встретится с еврокомиссаром ЕС, чтобы лично обсудить сложившуюся вокруг газопровода ситуацию. До этого стороны лишь обменивались обращениями: Евросоюз утверждал, что ЮП не соответствует европейским нормам. А Минэнерго РФ парировало, что строительство законно. Аналитики гадают: на какие уступки пойдет Россия, чтобы сохранить мегапроект? Американские эксперты прогнозируют скидки на газ в Европе, Украина надеется на снижение мощностей ЮП, а российские специалисты считают, что "Газпром" в любом случае останется в выигрыше.

Заседание VIII Постоянного совета партнерства по энергетике пройдет сегодня при участии еврокомиссара ЕС Гюнтера Эттингера. Он также встретится с министром энергетики РФ Александром Новаком, чтобы, как заявляли ранее в Евросоюзе, "напомнить министру Новаку, что двусторонние межправительственные соглашения по газопроводу "Южный поток" должны быть пересмотрены".

ЕС считает договоры России с Австрией, Болгарией, Венгрией, Словенией, Грецией, Хорватией, а также Сербией не соответствующими нормам европейского законодательства и требует эти документы пересмотреть. В Минэнерго РФ утверждают, что ЮП как объект трансграничной инфраструктуры не попадает под действие внутренних законов ЕС.

В декабре прошлого года все семь государств передали Евросоюзу полномочия по переговорам с Россией.

При этом Еврокомиссия угрожает штрафами тем странам, которые продолжат строительство газопровода на прежних условиях. Сейчас Евросоюз намеревается проверить тендер на строительство "Южного потока" в Болгарии на предмет нарушений европейского законодательства.

На фоне конфликта вокруг "Южного потока" Украина, неоднократно выступавшая против проекта, может не только сохранить, но и увеличить трафик газа в Европу, считают украинские экономисты.

В частности, она может, воспользовавшись заминкой "Газпрома" в строительстве ЮП, договориться с Россией о создании консорциума по управлению украинской газотранспортной системой с гарантиями по объему не менее 100 млрд кубометров в год. Сейчас экспортный транзит страны составляет около 86 млрд кубометров газа.

В случае консорциума с Украиной строительство ЮП может ограничиться одной очередью газопровода мощностью всего 15 млрд кубометров газа вместо планируемых 63 млрд, утверждают эксперты.

А вот американские аналитики считают, что Россия скорее пожертвует ценой на газ, чем откажется от амбициозных планов. "Газпрому", вероятнее всего, придется уступить в ценах европейским потребителям, чтобы, во-первых, пробиться через антимонопольный зонт еврозоны, а во-вторых, добиться легитимации "Южного потока", — уверены специалисты Stratfor.

В то же время в Еврокомиссии прямо говорят, что для них предпочтительней проекты, альтернативные газпромовскому.

"Южный поток" не является нашим приоритетом. Наш приоритет — выход на новые страны-поставщики и новые компании-поставщики и продвижение новых маршрутов. ЮП поможет нам диверсифицировать маршруты поставок, но не приведет к диверсификации стран-поставщиков или компаний-поставщиков. Это по-прежнему будет российский газ, реализуемый "Газпромом". А наш приоритет — диверсификация поставщиков энергоносителей. Именно поэтому мы поддерживаем несколько проектов газопроводов, которые будет импортировать газ с Ближнего Востока, из региона Каспийского моря и Северной Африки", — заявила "НГ" пресс-секретарь представительства Европейского союза в РФ Сорен Либориус.

Опрошенные "НГ" эксперты считают, что положение "Газпрома" позволяет России проявлять гибкость в переговорах с ЕС.

"У "Газпрома" неплохие карты на руках: вопреки ожиданиям спрос на газ в Европе остался высоким, скидки оказались существенно меньше ожидавшихся, да и переговоры с Китаем внезапно перешли в активную завершающую фазу. Поэтому монополия может и снижать цену, и сокращать объемы поставок, перераспределяя их на Дальний Восток, и в целом действовать с позиции, что Европе "Южный поток" нужнее, чем России", — уверен главный аналитик UFS IC Илья Балакирев.

Старший аналитик Arbat Capital Виталий Громадин считает, что Россия вполне может уступить большую часть трафика ЮП. "Необходимость во всех 63 миллиардах кубометров "Южного потока" была только в случае разрыва отношений с Украиной, чего не произошло. Так что проект газопровода можно с легкой душой откладывать до лучших времен или осуществлять его мини-вариант", — поясняет эксперт. В переговорах скорее всего сработает именно этот фактор, а не ценовой. "Газпром в последние годы и так предоставлял скидки своим европейским клиентам, не допуская разбирательств в судах. Так как теоретически штраф за монопольное завышение цен может составить 10% от выручки", — отмечает Громадин.

Хотя аналитик Sberbank investments research Валерий Нестеров полагает, что отношения с Украиной вряд ли изменят сценарий переговоров. "Из прагматических соображений, возможно, было бы выгоднее пользоваться украинской газотранспортной системой — если бы у нас по ней были нормальные договоренности. Но Украина в любом случае остается строптивым и непостоянным партнером, способным отыгрывать решения назад. Уровень доверия к ней очень низкий", — замечает эксперт. По его словам, в проекте "Южного потока" у нас заинтересован огромный бизнес, остановить ЮП сейчас практически невозможно.  Поэтому маловероятно, что консорциум с Украиной как-то повлияет на позицию России в переговорах с ЕС.

Алина Терехова

Естественным монополиям станет сложнее завышать сметы при строительстве за бюджетные деньги.

"РБК daily"

Главгосэкспертиза, находящаяся в подчинении Министерства строительства и ЖКХ, планирует вернуть возможность контролировать строительные проекты, реализуемые за счет госбюджета. Согласно официальному предложению ведомства (документ есть в распоряжении РБК daily), обязательной экспертизе с возможным участием силовых структур планируется подвергать все строительные проекты естественных монополий и госкорпораций. Так чиновники надеются сэкономить до 30% бюджетных средств и затормозить рост тарифов.

Сейчас расходование бюджетных средств естественными монополиями и госкорпорациями фактически является бесконтрольным, пояснил РБК daily источник в правительстве, знакомый с документом. Проекты прокладки газо- и нефтепроводов, сетей коммуникации, строительство складов и даже строительство кабинетов для высших чиновников можно отследить разве что по сайту госзакупок или отчетам частных аудиторов, нанятых по инициативе самих госкомпаний. Поэтому в правительстве решили вернуть надзорные функции за бюджетным строительством Главгосэкспертизе, которая утратила их несколько лет назад. Сейчас она входит в состав Минстроя Михаила Меня, чье ведомство сейчас и работает над подготовкой законопроекта.

Собеседник РБК daily рассказал, что чиновники Главгосэкспертизы обещают снизить таким образом стоимость строительства объектов федеральной собственности примерно на 30%. Москомэкспертизе, осуществляющей аналогичные функции в рамках столичного региона, за 2013 год удалось сократить проектно-сметную стоимость на сумму около 90 млрд руб, т.е. сэкономить примерно 15-20% средств горбюджета на строительство, пояснили в пресс-службе Москомэкспертизы.

Федеральные чиновники рассчитывают сэкономить вдвое больше за счет более жесткого, чем в Москве, контроля. Так, помимо Главгосэкспертизы планируется создать еще и рабочую группу, оценивающую целесообразность затрат на строительство. В группу войдут представители Минэкономразвития, Минфина, Министерства строительства и ЖКХ, Счетной палаты, Ростехнадзора, а также ФСБ, прокуратуры и других ведомств. После заключения этой комиссии материалы будут направляться в Главгосэкспертизу для перерасчета. Случаи, где в проектно-сметной документации будут содержаться крайне необоснованные или фантастические расходы (скажем, использование для строительства кабинетов драгоценных металлов), будут браковаться или же направляться для расследования в правоохранительные органы.

Планируется, в частности, что дополнительная проверка проектно-сметной документации по прокладке инженерных сетей позволит затормозить рост тарифов, так как использование дорогих материалов и методов строительства, по мнению Главгосэкспертизы, также влияет на рост тарифов.

В Минстрое комментировать эту инициативу не стали, но сообщили, что в ведомстве действительно сейчас рассматривается целый ряд предложений в данной сфере. Представители естественных монополий относятся к нововведению неоднозначно.

"Если речь идет о строительстве объектов за счет собственных средств "Ростелекома" (как открытого акционерного общес­тва), то основным контролером расходов являются ее акционеры. Основным, но не единственным из которых для компании является Российская Федерация. При этом мы не можем приветствовать решений одного акционера, которые могут нанести ущерб экономическим интересам других акционеров. Все должно производиться в рамках закона", — заявил официальный представитель "Ростелекома" Андрей Поляков.

Дополнительный контроль не всегда негативен, но надо посмотреть, как именно Минстрой будет контролировать строительство инфраструктуры, считает представитель "Транснефти" Игорь Демин. Если появится лишняя контролирующая организация, то это может снять вопросы к строительству новых объектов в будущем, добавляет он.

"Необходимо отметить, что инвестиционная программа ОАО "РЖД" проходит всестороннюю экспертизу как специалистов компании, так и профильных министерств и ведомств, затем утверждается советом директоров и правительством, — пояснил источник в ОАО "РЖД". — Кроме того, 1 января 2014 года вступило в силу Постановление правительства РФ №382 от 30 апреля 2013 года "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием". В соответствии с ним публичный аудит должны проходить все проекты капитального строительства, выполняемые с учетом средств господдержки. В 2014 году это правило касается проектов сметной стоимостью 8 млрд руб. и более, с 2015 года — 1,5 млрд руб. и более".

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что новая инициатива является одним из пунктов по выполнению планов президента России по снижению так называемых "латентных расходов" — излишних затрат, которые пока наблюдаются в большинстве случаев, когда речь идет о бюджетных деньгах. Однако отмечает, что необходим еще один закон, который бы позволял общественности и властям оценивать саму целесообразность строительства того или иного объекта или прокладки коммуникаций.

"Излишние затраты на строительство в России есть везде — от прокладки трубопроводов до олимпийской стройки, поэтому не случайно, что этот документ появился после того, как в Сочи уже все построено", — отметил эксперт.

Координатор "РосПила" Анатолий Шашкин не связывает время появления документа с окончанием строительства в Сочи, но считает, что, контролируя расходы некоторых естественных монополий, специальная комиссия вряд ли сможет как-то повлиять на излишние затраты при реализации амбициозных проектов наподобие Олимпиады-2014.

Алексей Синяков, Тимофей Дзядко, Евгений Красников

 

 

После изменений требований к содержанию лицензий, которые вносит Минприроды, добывать полезные ископаемые в России станет значительно проще.

"Известия"

Правительство РФ и Министерство природных ресурсов готовят изменения в условия лицензий на добычу полезных ископаемых.

На совещании вице-премьера Аркадия Дворковича "О соблюдении недропользователями условий пользования недрами" (копия протокола есть в распоряжении "Известий") Министерству природных ресурсов РФ поручено утвердить изменения к требованиям к содержанию лицензий и установить четкие основания для внесения изменений в них. Ожидается, что это минимизирует субъективный фактор при принятии решений об изменении условий пользования недрами.

Из лицензий планируют исключить уровни добычи нефти, газа и конденсата. По новым правилам эти параметры пропишут в технико-проектных схемах разработки месторождений. Отклонения от них не наказываются Росприроднадзором так жестко, как несоблюдение лицензионных соглашений.

В лицензионных документах оставят лишь сроки проведения геологоразведочных работ (ГРР), дату выхода месторождения на проектную мощность, а также дату подготовки техпроекта и постановки запасов минерального сырья на госбаланс, говорится в протоколе заседания комиссии.

За нарушение этих требований Минприроды предлагает лишать компании налоговых льгот на срок задержки вывода месторождения на проектную мощность.

При введении новых правил по изменению лицензионных соглашений количество проштрафившихся компаний может существенно снизиться. Сейчас в числе основных нарушений условий лицензий Росприроднадзор фиксирует несоблюдение параметров геологоразведки, сроков и объемов по бурению разведочных скважин, а также сейсморазведке, задержку ввода месторождений в эксплуатацию и нарушения уровня добычи сырья на них. По итогам совещания ведомству поручено нормативно установить возможность для недропользователя по своему желанию менять один вид геологоразведки на другой. При этом при замене должно быть обеспечено достижение запланированного показателя изученности участка недр.

Источник "Известий" в Роснедрах говорит, что, действительно, чаще всего компании обращаются с запросом поменять один вид сейсморазведки на другой: провести более современные и дорогие исследования 3Д вместо заявленных в лицензии 2Д (и в итоге часто их результаты дублируют друг друга, но пока компания не имеет права не проводить менее информативные 2Д-исследования под угрозой лишения лицензии). А вот проведение других видов геологоразведки вместо дорогостоящего бурения поисковых скважин скорее всего не санкционируют: бурение скважин дает наиболее полную техническую информацию о запасах углеводородов.

Также министерство совместно с добывающими структурами разработает и к весне представит в правительство предложения по уточнению экономических требований к технико-проектной документации по разработке месторождений. При этом будет учтена необходимость закрепления многовариантных параметров, зависящих от цены на сырье, спроса на него и других рыночных факторов.

По словам министра природных ресурсов Сергея Донского, государству важно обеспечить своевременное выполнение необходимого объема геологоразведочных работ на месторождениях, ввод их в эксплуатацию и вывод на проектную мощность.

— Количество добытой нефти или газа, виды ГРР, проектные решения — это вопрос экономической конъюнктуры и технологических особенностей разработки: уровня цен на нефть и газ, наличия или отсутствия транспортной инфраструктуры и пр., — говорит министр. — Такие требования и обязательства прописывать в лицензиях нецелесообразно, они будут зафиксированы в проектных документах. Что же касается возможности замены одних геологоразведочных работ другими по желанию недропользователя, то речь идет в первую очередь о сейсморазведке, когда применение более передовых, но не предусмотренных в лицензии или проекте методов геологоразведочных работ позволит получить результат, как минимум не худший, чем изначально планировалось.

Директор центра "Морские нефтегазовые месторождения" "Газпром ВНИИГАЗа" Марат Мансуров приветствует инициативы Минприроды, поясняя, что ведомство выводит на законодательный уровень то, что де-факто практикуется участниками рынка уже сейчас.

— Мы уже меняем один вид геологоразведки на другой, потому что на шельфе бурить скважины очень дорого: каждая стоит от $200 млн. Нецелесообразно делать это в таком же количестве, как на суше, мы просто вылетим в трубу, — рассуждает Мансуров. — Поэтому в Арктике мы часто заменяем часть объемов бурения сейсморазведкой 3D или геохимическими работами, поскольку сроки работы буровых установок ограниченны.

Глава центра "Морские нефтегазовые месторождения" считает, что для разумного контроля нужны многовариантные схемы технико-проектной документации.

— Рыночные параметры добычи сырья действительно нужно учитывать, ведь государству выгодно разумное извлечение сырья из недр, в то время как недропользователь может попросту "разубожить" месторождение, снять сливки, добыв часть углеводородов, не вкладываясь в комплексное освоение проекта. Государство должно контролировать исполнение технической схемы разработки месторождения не менее жестко, чем лицензионных соглашений, — уверен Мансуров.

В "Лукойле" инициативы Министерства поддержали. Представитель компании добавил, что компания предложила давать недропользователям по результатам проведения сейсморазведки возможность проводить геологическое изучение участка за пределами границ горных отводов без сдачи части его территории в нераспределенный фонд.

Президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин считает, что совсем исключать уровень добычи нефти и газа из лицензий и на суше, и на море — избыточное послабление для компаний. При этом он отмечает, что параметры добычи сырья на шельфе действительно могут меняться в зависимости от экономической конъюнктуры: добывать там нефть и газ выгодно лишь при высокой цене на энергоносители и достаточном уровне спроса на них. Возможность же менять один вид изучения участка на другой он счел обоснованной.

— Аренда установок и морских судов для бурения поисковых скважин во всем мире расписана на много лет вперед: в условиях вынужденного ожидания свободной установки месторождение не должно простаивать, в это время можно провести определенный объем сейсмических или других исследований без угрозы потерять лицензию из-за невыполненного вовремя бурения. Однако это не означает, что компаниям нужно позволить сидеть сложа руки и просто владеть лицензией, не делая для обнаружения запасов ничего. Целесообразность замены одного вида геологоразведки на другой нужно санкционировать лишь по результатам соответствующей экспертизы, — предлагает Фейгин.

По мнению академика РАЕН, директора исследовательского центра ГЕКОН Михаила Григорьева, в условиях лицензий по добыче газа следует прописать возможность доступа к газотранспортной системе "Газпрома", ведь без этого параметры цены на газ и спроса на него на внутреннем и внешнем рынках окажутся пустыми цифрами. По его словам, без наличия инфраструктуры для транспортировки сырья разработка таких месторождений выглядит нерентабельной.

Людмила Подобедова

 

 

В правительстве придумали еще один — в добавление к замораживанию — способ оторвать благополучие монополий от тарифов. Но занять на рынке удастся не всем, считают эксперты.

"Ведомости"

Минэкономразвития предлагает запретить естественным монополиям финансировать инвестиционные программы за счет тарифов — только из заемных средств, заявила вчера замруководителя Федеральной службы по тарифам Ольга Аллилуева. Возвращать займы можно за счет тарифа.

Это предложение содержится в подготовленном Минэкономразвития проекте первоочередных мер социально-экономического развития, сообщила "Ведомостям" Аллилуева. "Мы категорически против. Мы уже направили в правительство нашу позицию. Мы считаем, что это непроработанные предложения, они не обсуждались, не соответствуют правоприменительной практике", — заявила она (цитата по "Интерфаксу").

Минэкономразвития действительно направило такой документ в правительство, признал замминистра Сергей Беляков, но обсуждать предложенные меры отказался — на документе гриф "ДСП". Другой сотрудник Минэкономразвития подтверждает, что такое предложение в проекте есть, но там же сказано, что все меры нужно обсудить.

Минэкономразвития пишет, что тариф должен формироваться из обоснованных издержек и нормы прибыли, рассказывает федеральный чиновник, видевший документ, а инвестпрограммы нужно финансировать только за счет привлеченного капитала, который надо возвращать за счет инвестиционной компоненты в тарифе. Эта компонента должна учитывать расходы на возврат кредита и амортизацию, объясняет чиновник.

У первого вице-премьера Игоря Шувалова документ пока не обсуждался, говорит его представитель. Возможно, отвязать инвестпрограммы от прямого финансирования через тарифы и целесообразно, рассуждает он: "Кредиты возвращаются в период эксплуатации. То есть потребитель оплачивает строительство инфраструктуры не сразу, а 25-30 лет". Это минимизирует нагрузку на него и повышает качество инвестпрограмм — не будет строек ради стройки, но тогда нужно перейти на долгосрочные тарифы.

Предложение Мин­экономразвития нуж­но обсуждать, пока это очень похоже на RAB-тариф в энергетике, говорит представитель Шувалова.

В Минтранс предложение не поступало, но с первого взгляда оно непонятно, рассуждает высокопоставленный сотрудник министерства: невозможно разделить доходы от тарифов и займов — это один денежный поток. "К тому же, если под инвестпрограмму брать займы, их нужно возвращать. За счет чего? За счет тарифа. Учитывая стоимость заемных средств, индексировать тариф придется сильно, т. е. это ударит по потребителям и разгонит инфляцию", — рассуждает он.

В Минэнерго предложения Мин­экономразвития пока не видели.

Не факт, что замораживание тарифов и запрет на финансирование через тарифы инвестпрограмм монополий повысят их эффективность, считает Владимир Савчук из Института естественных монополий. Британское правительство ограничивало инфраструктурные тарифы, из-за этого инвестиции в инфраструктуру снизились. Повышение эффективности нужно начинать с повышения прозрачности закупок монополий, уверен Савчук.

Источники финансирования сводной инвестпрограммы "Россетей" — тарифы за передачу электроэнергии, плата за техприсоединение, кредитные средства и средства от продажи допэмиссии, рассказывает сотрудник "Россетей", но большая доля все же приходится на тарифы. Более 50%, знает человек, близкий к госкомпании.
"Транснефть" уже ведет инвестпрограмму на кредиты, которые возвращает за счет тарифов, говорит ее представитель, именно поэтому замораживание тарифов в 2014 г. было очень нежелательно — деньги нужно как-то возвращать.

В "Газпроме", "Россетях" и РЖД комментировать инициативу правительства не стали. В доходах "Газпрома" за 2013 г. доля тарифов — продажа газа внутри страны и плата независимых компаний за прокачку газа — около 18%, поэтому компанию теоретически могут заставить сократить капвложения на ту же долю, приводит расчеты старший аналитик АК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Но "Газпрому" под силу профинансировать инвестпрограмму за счет привлеченных средств, считает Вахрамеев: отношение чистого долга к EBITDA у него — всего 0,5. За первое полугодие 2013 г. долговая нагрузка даже снизилась — с 1 трлн до 889 млрд руб.

Привлекать деньги на внешних рынках будет все сложнее — из-за сворачивания программы количественного смягчения в США ставки будут расти, предупреждает Вахрамеев. Пока ставки евробондов низкие, особенно для "Газпрома", — 3-5%. За 2012 г. процентные расходы компании составили 37 млрд руб.

Другим компаниям будет сложнее. Нетарифные доходы РЖД от продажи "дочек" не настолько велики, чтобы финансировать инвестпрограмму, говорит сотрудник монополии, а привлекать деньги на рынке под многие проекты почти невозможно: окупаемость может быть растянута на 30 лет, деньги на такой срок найти очень трудно.

Тарифный источник финансирования — это, по сути, легкие деньги, в прошлом бывали случаи, когда за счет тарифов предполагалось финансирование завышенных инвестиционных программ, а теперь компании будут вынуждены брать в долг, а значит, столкнутся с тем, что кредиторы будут изучать качество заемщика, объясняет логику Минэкономразвития аналитик "ВТБ капитала" Михаил Расстригин. Вероятность дефолта по долгу кредиторы будут оценивать очень консервативно, продолжает Расстригин, учтут и тарифный рост, и перспективы инвестпроекта — по сути, это будет дополнительный аудит инвестиционной программы.

Еще один ключевой фактор, на который будут смотреть кредиторы, — отношение чистого долга к EBITDA, у некоторых госкомпаний долговая нагрузка и так уже высока. У ФСК этот коэффициент приближается к 3, у некоторых МРСК он уже превышает этот критический уровень, указывает Расстригин: "Все это может стать сильным ограничителем для инвестпрограмм электросетевых компаний".

Максим Товкайло, Маргарита Папченкова, Алина Фадеева

 

 

<< Январь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ