Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.01.2020

Операторы газопроводов "Северный поток" и "Северный поток — 2" подали заявки на исключение из-под действия Газовой директивы ЕС.

"Ведомости"

Дочерние компании "Газпрома" — Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG — подали заявки в Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) на предоставление управляемым ими трубопроводам "Северный поток" и "Северный поток — 2" исключений из-под действия обновленной Газовой директивы. Регулятор опубликовал порядок оформления подобных заявок 12 декабря, на подачу документов был отведен месяц. Nord Stream AG передала необходимый пакет документов 23 декабря, Nord Stream 2 AG — 10 января, следует из материалов BNetzA. Заявление на просьбу "Северного потока" должно быть рассмотрено до 23 мая, при этом будут проведены консультации со странами — участницами ЕС, уточняется в материалах BNetzA. Порядок и сроки рассмотрения заявки Nord Stream 2 AG не уточняются.

На запрос "Ведомостей", отправленный вечером 16 января, представитель BNetzA не ответил.

Газовая директива ЕС — один из ключевых документов европейского энергетического законодательства. Она регулирует рынки газа на территории Евросоюза. В 2017 г. Еврокомиссия, ссылаясь на пробелы в части регулирования морских газопроводов, предложила внести в закон изменения. Прямым текстом в документе российские экспортные газопроводы никогда не упоминались, но европейские чиновники не скрывали, что в первую очередь изменения вызваны желанием ограничить "Газпром" в возможности использования "Северного потока — 2". Обновленная версия Газовой директивы была утверждена весной прошлого года.

Суть внесенных изменений — распространение ключевых принципов регулирования европейского рынка газа не только на сухопутные, но и на морские газопроводы в пределах территориальных вод стран — участниц ЕС. Основные требования, которым должны соответствовать такие трубы, — разделение функций транзитера и поставщика сырья и допуск к поставкам по трубе третьих сторон. Еще на этапе обсуждения поправок для большей части действующих и строящихся морских газопроводов на территории ЕС были изначально предусмотрены исключения.

Заявки Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG обе апеллируют к немецкому закону об энергетическом хозяйстве. Он позволяет получить исключение из правил ЕС на срок вплоть до 20 лет при условии, что компания-оператор может убедительно продемонстрировать необходимость защиты интересов инвесторов, или докажет, что трубопровод положительно влияет на энергобезопасность стран ЕС. В случае если просьба мотивирована исключительно необходимостью возврата инвестиций, заявка должна сопровождаться мотивированным подтверждением отсутствия угрозы энергобезопасности стран ЕС.

"Газпром" пытается застраховаться от риска того, что ЕС ограничит возможность использовать построенные трубопроводы на полную мощность, объясняет старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "Прецедент уже есть, из-за ограничений по загрузке отводящего газопровода OPAL мощность "Северного потока" была, по сути, снижена примерно на 10 млрд куб. м в годовом выражении, — говорит Маринченко. — Теперь, когда Москва продемонстрировала свою способность идти на уступки Украине, Германия, вероятно, будет пытаться помочь "Газпрому" вывести проекты из-под действия газовой директивы". Максимальная загрузка трансбалтийских газопроводов может быть выгодна Германии, так как это повышает ее роль как энергетического хаба, объясняет эксперт. "Еврокомиссия может также более благосклонно начать смотреть на эти проекты и пойти на уступки. После подписания соглашения с "Нафтогазом" яростных критиков "Газпрома" в Европе станет меньше — Москва в этом вопросе поступила неожиданно рационально", — резюмирует Маринченко.

Сложности "Газпрому" потенциально может создать пункт, упомянутый в комментариях BNetzA к порядку подачи материалов на исключение из Газовой директивы: "продемонстрируйте, что трубопровод был завершен до 23 мая 2019 г.". "Северный поток" был запущен еще в 2011 г. Но для "Северного потока — 2" это может быть основанием в отказе — газопровод не достроен до сих пор. Укладка морской части газопровода затянулась сначала из-за задержек с получением разрешения Дании на строительство, а в декабре была остановлена после введения новых санкций США, угрожавших компании-подрядчику. "Газпром" способен закончить строительство трубы своими силами, уверены российские чиновники. Но труба будет построена в лучшем случае к концу года, сказал недавно президент России Владимир Путин.

"Северный поток — 2" сложно рассматривать как завершенный проект, считает Маринченко: "По нему не просто еще не пошел газ, но даже трубы еще полностью не сварены".

В июле 2019 г. Nord Stream 2 AG сообщала о попытках внесудебного урегулирования спора о применимости норм обновленной Газовой директивы к "Северному потоку — 2". Компания пыталась апеллировать к тому, что основные инвестиции уже освоены и его будет несправедливо считать незавершенным по формальному признаку, объясняли собеседники "Ведомостей", знакомые с аргументами оператора проекта. Но переговоры с Еврокомиссией результата не дали, "соглашение не было достигнуто", сообщала Nord Stream 2 AG. В результате компания подала иск в Верховный суд Евросоюза с требованием аннулировать недавно принятые поправки в Газовую директиву.

Артур Топорков

 

 

Нефть и сжиженный газ из России завоевывают рынок Индии.

"Российская газета"

Министр нефти, природного газа и сталелитейной промышленности Индии Дхармендра Прадхан заявил, что его страна заинтересована в поставках российской нефти и сжиженного природного газа (СПГ). Кроме того, Индия готова инвестировать в российские проекты по добыче и переработке углеводородного сырья.

Индийский рынок нефти и газа считается одним из самых перспективных и быстро развивающихся в мире. Бурный рост экономики страны создает новые возможности для взаимных контактов и торговли.

Официально Индия в мае полностью прекратила импорт сырой нефти из Ирана после отказа США продлить для нее исключения из санкций. Иранская нефть покрывала около 10% энергетических потребностей страны. После этого в Дели стали искать варианты диверсификации источников "черного золота", и Россия стала рассматриваться как один из наиболее вероятных поставщиков. Поставки российской нефти и нефтепродуктов в Индию начались уже достаточно давно, но пока не отличались большими объемами и часто носили эпизодический характер.

Дхармендра Прадхан также подтвердил, что Индия вложит средства в проект "Восток Ойл", а также рассматривает возможность участия в строительство нового завода в Арктике по производству СПГ компании "Новатэк".

Индийские компании уже вложили в российский нефтегазовый сектор экономики около 5,5 млрд долларов. Они участвуют в разработке нескольких месторождений в Западной Сибири, а также в проекте "Сахалин-1", в рамках которого планируется строительство "Дальневосточного СПГ" мощностью 6,2 млн тонн в год.

Несомненно, инвестиции иностранных компаний в отечественные проекты по переработке и добыче углеводородного сырья уже весьма отрадный факт, но помимо финансовой выгоды здесь есть еще работа на перспективу. По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), Индия и Китай будут основными источниками увеличения спроса на энергоносители как минимум до середины 2030-х гг. Причем Индия будет демонстрировать самые высокие темпы роста — 3% (у Китая — 1,6%). Учитывая, что трубопроводный газ в ближайшем будущем до Индии едва ли дойдет, то речь идет об увеличении поставок угля, нефти и СПГ. Поэтому участие индийских компаний в российских проектах по сжижению газа и нефтедобыче гарантирует России как минимум более выгодное положение по сравнению с конкурентами на индийском сырьевом рынке.

Поставки СПГ в Индию из России начались только в 2018 году и к середине прошлого года уже составили около 1 млн тонн. При этом есть все основания полагать, что они продолжат расти. В конце 2019 года "Новатэк" подписал меморандум с двумя индийскими компаниями о поставках СПГ в Индию. Он предусматривает сотрудничество на долгосрочной основе, возможность совместного инвестирования в СПГ-терминалы и проекты по сжижению газа российской компании. Кроме того, оговаривается возможность создания совместного предприятия по продаже СПГ и природного газа конечным потребителям в Индии, Бангладеш и других странах.
"Восток Ойл" — один из самых масштабных арктических проектов, включающий освоение Ванкорского кластера и перспективных участков на севере Красноярского края. Что касается арктического проекта по производству СПГ "Новатэк", то здесь до конца не ясно, какой из запланированных российской компанией заводов имеется в виду.

Сергей Тихонов

 

 

Но вырастет переработка нефти благодаря модернизации и субсидированию заводов.

"Ведомости"

"Транснефть" ожидает увеличения приема нефти в систему магистральных нефтепроводов в 2020 г. на 0,8% до 488,5 млн т, сообщила компания. Поставки на российские нефтеперерабатывающие заводы могут вырасти на 5,3% до 259 млн т, но снизится экспорт — на 3,8% до 229,5 млн т. Прогнозы монополия делает, исходя из заявок грузоотправителей. Она транспортирует 87% добываемой в России нефти. В этом году добыча может составить от 555 млн до 565 млн т нефти против 560 млн т годом ранее (данные Минэнерго).

В прошлом году заводы, наоборот, сократили прием нефти по системе "Транснефти" на 1,3%, а экспорт вырос на 3,4%, следует из сообщения компании. При этом в 2019 г. на 11% увеличился экспорт сырья через морские порты (+11% до 138 млн т к 2018 г.), а по трубопроводу "Дружба" — сократился на 13,5% до 42,3 млн т. Это связано с тем, что весной в трубу попала нефть, загрязненная хлорорганическими соединениями, временно экспорт по "Дружбе" был остановлен. В 2020 г., как ожидает "Транснефть", транспортировка по "Дружбе" снова достигнет 50 млн т, но сократятся поставки через порты.

Для большинства нефтяных компаний, особенно тех, кто много инвестировал в перерабатывающие заводы, приоритетной остается поставка на внутренний рынок и только потом — на экспорт, говорит руководитель направления "Нефть и нефтепродукты" Argus Сергей Агибалов. При этом, как правило, в начале года компании подают заявки, чтобы полностью обеспечить свои возможные потребности по переработке, но в течение года их планы могут корректироваться, поясняет он.

В 2019 г. нефтепереработка в России немного упала, в том числе из-за плановых ремонтных работ на Ачинском НПЗ "Роснефти" и приостановки работы Антипинского НПЗ, и в 2020 г. она должна вернуться на уровень 2018 г., напоминает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: "С этим связан плановый рост поставок нефти на НПЗ и снижение экспорта сырой нефти".

"У нас сохраняется существенный уровень субсидирования НПЗ через таможенную субсидию и обратный акциз на нефть, и ожидаемый рост цен на нефть в 2020 г. на экспортных рынках только поддержит субсидии на высоком уровне. Поэтому компаниям выгоднее сначала эффективно загрузить свои заводы, а все остальное пустить на экспорт", — говорит Агибалов. По его словам, ввод новых установок на российских НПЗ будет дальше только способствовать росту переработки.

Остается пока не решенным вопрос о поставках нефти в Белоруссию (около 7% от российского экспорта нефти). С 1 января 2020 г. российские нефтяные компании прекратили поставку нефти в республику. Они не смогли заключить контракты с белорусской госкомпанией "Белнефтехим" из-за разногласий в цене. Российские компании предлагали сохранить действующие условия, а белорусская сторона настаивала на снижении цены через отмену премии к экспортной альтернативе — и частично добилась своего. Пока только группа "Сафмар" Михаила Гуцериева возобновила поставки нефти в Белоруссию.

В то же время страны не могут договориться о тарифе на передачу российской нефти по территории республики в 2020 г. Белоруссия предлагала повысить тарифы на 16,6%, но российская сторона не согласилась на эти условия. 10 января Белоруссия ввела экологический налог на транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами — 50% от прибыли компаний, что в итоге может привести к росту тарифов на передачу. Оператор трубопровода в республике "Гомельтранснефть Дружба" заявил, что собирается проводить ежемесячные ремонты на отрезке Мозырь — Брест-3 с частичной остановкой перекачки нефти. Первый ремонт запланирован на 14-17 января и на 50% ограничит прокачку в Польшу.

У России есть возможности перераспределить транзитные потоки нефти, идущие через Белоруссию, — через морские порты "и другие варианты", заявил 15 января президент "Транснефти" Николай Токарев: "Но мы не считаем, что такая перспектива предстоит, т. е. мы исключаем такую перспективу, хотя, если понадобится, возможности такие у нас есть" (цитата по "Интерфаксу").

Резерв мощности морских портов позволяет "Транснефти" перераспределить как минимум 23,5 млн т, посчитал старший аналитик "БКС премьера" Сергей Суверов. В результате перераспределения нефти в пользу российских заводов и в случае вычета потребления белорусских заводов этот резерв может вырасти и закрыть 90% транзита через "Дружбу".

"Транснефть" может попытаться перебросить часть экспорта, идущего через Белоруссию, на порты, но это приведет к увеличению стоимости транзита и создаст логистические неудобства, так как некоторые европейские заводы расположены рядом с магистральной трубой и получают большую часть нефти оттуда, считает Маринченко: "Теоретически Россия может использовать нефтепровод, идущий через Украину, но это потребует переговоров". Более вероятно, что Москва пойдет на небольшие уступки по цене на нефть, а необходимость в ремонте "Дружбы" отпадет, предполагает Маринченко: "Перекрытие транзита будет свидетельствовать о глубочайшем кризисе в российско-белорусских отношениях, этот сценарий не выгоден ни для одной из сторон".

Представители "Роснефти", "Сургутнефтегаза", "Газпром нефти", "Лукойла", ФАС и Минэнерго не ответили на запросы "Ведомостей".

Елена Вавина

<< Январь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ