Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.02.2014

Государство не торопится ограничивать аппетиты управленцев в госкомпаниях.

"Независимая газета"

Крупнейшие российские госкомпании и госбанки в прошлом году оказались очень щедры на зарплаты и премиальные для своих топ-менеджеров. Согласно финансовой отчетности, в "Газпроме" вознаграждение правлению выросло на 67% по сравнению с 2012 годом, а в банке ВТБ24 — более чем в четыре раза. Наращивали выплаты топ-менеджерам и другие организации. Вознаграждения росли, несмотря на скромные показатели прироста прибыли. Эксперты замечают, что бонусы и зарплаты в частном бизнесе — это проблема частного бизнеса. Но если речь идет о госкомпаниях, тогда это уже не локальная проблема. Правительство ищет дополнительные источники пополнения бюджета — прежде всего за счет населения. Но при этом на практике оно не ограничивает вознаграждения в госкомпаниях и госбанках. Однако чем больше в таких структурах будет потрачено на топ-менеджеров, тем меньше дивидендов они направят в бюджет.

Вознаграждение топ-менеджеров в российских госкомпаниях и банках де-факто не зависит ни от результатов их деятельности, ни от наполняемости федерального бюджета. Такой вывод можно сделать из опубликованных в конце минувшей недели ежеквартальных отчетов о финансовой деятельности крупнейших российских организаций с большой долей государственного участия.

"Газпром", доля государства в котором составляет чуть больше 50%, потратил в прошлом году на своих топ-менеджеров 1,78 млрд руб. Непосредственно на зарплаты из этой суммы было израсходовано 814,5 млн руб., на премии — 715,5 млн руб., на льготы — 154 млн руб. По сравнению с 2012 годом госкомпания увеличила выплаты правлению сразу на 67%. Причем зарплаты, премии и льготы у менеджеров почти удвоились. В правление "Газпрома" входят 17 человек, включая Алексея Миллера.

За январь-сентябрь прошлого года прибыль "Газпрома", по разным стандартам, выросла на 3,5-3,8% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года и превысила 858 млрд руб.

Банк ВТБ24 нарастил в прошлом году выплаты своим топ-менеджерам более чем в четыре раза — в целом до 1,71 млрд руб. В эту сумму входят и зарплаты, и премии для девяти членов правления. Между тем, как сообщает Интерфакс, чистая прибыль ВТБ24 за прошлый год сократилась почти на 40% и составила 22,2 млрд руб. Банк входит в группу ВТБ, в которой доля государственного участия составляет почти 61%.

Сбербанк на этом фоне оказался скромнее. За прошлый год он увеличил выплаты правлению, в которое входят 14 человек, примерно на 21% — до 2,4 млрд руб. Сумма дается без учета расходов на служебные командировки. Чистая прибыль Сбербанка — по российским стандартам бухгалтерской отчетности — выросла в 2013-м на 13,4% к 2012 году и составила почти 393 млрд руб., передает Прайм. Основной акционер и учредитель Сбербанка — Центробанк, который владеет 50% уставного капитала плюс одной голосующей акцией.

Такой рост вознаграждения в государственных компаниях и банках вызывает вопросы — прежде всего к самому государству. Де-факто правительство никак не ограничивает оплату труда и премиальные в подобных структурах.

Пока лишь обсуждается возможность ограничить так называемые "золотые парашюты" для руководителей госкомпаний. Так, в конце января Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, ограничивающий "золотые парашюты" топ-менеджерам госкомпаний и госкорпораций их шестикратным ежемесячным заработком. А на прошлой неделе, выступая на правительственном заседании, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина сообщила, что "предлагается установить такое ограничение, чтобы "золотой парашют" не превышал двух годовых фиксированных вознаграждений".

Такая невнимательность правительственных чиновников к бонусам и зарплатам в госкомпаниях кажется странной. Ведь правительство сейчас всеми силами пытается найти дополнительные источники покрытия бюджетного дефицита, в том числе за счет ужесточения налогового бремени. И одновременно с этим оно почти не замечает, как иссякает еще один источник пополнения бюджета — дивиденды крупнейших госкомпаний. Ведь чем больше компании потратят на оплату труда топ-менеджеров, тем меньше в итоге они распределят средств между акционерами, среди которых в первую очередь само государство.

Опрошенные эксперты объясняют, что бонусы в частном бизнесе — это проблема частного бизнеса, но ситуация в корне меняется, когда речь идет о компаниях и банках с государственным участием. Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин говорит, что в этом случае "государство уже должно фиксировать предельную величину подобных выплат в госкомпаниях". Иначе, по его словам, это похоже на административный экстремизм: уже сам факт столь высоких вознаграждений топ-менеджерам, сама публикация таких сводок по зарплатам и бонусам разжигают социальную ненависть.

Как поясняет Делягин, премии должны выплачиваться по результатам деятельности, когда компания успешно работает. Но сейчас выплаты бонусов уже вышли за рамки разумного, говорит эксперт. Такие выплаты свидетельствуют о том, что эти деньги фактически изъяты из средств самой компании. Если же учесть, что за такие компании частично отвечает государство, то тогда, по сути, деньги изъяты уже у самого государства, а также у вкладчиков, потребителей услуг, налогоплательщиков. "Бонусы уже давно превратились в способ перекачки прибылей в карманы руководителей компаний", — делает вывод Делягин.

Директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев соглашается, что действительно было бы логично привязывать размер вознаграждений к динамике прибыли, а также — если речь идет о банках — к динамике активов. "Проблема бонусов и их справедливости есть во всех крупных экономиках. Тот уровень дохода, который демонстрирует наш менеджмент, сопоставим с ведущими мировыми корпорациями — по крайней мере если рассматривать Европу и Азию. Насколько это справедливо? В принципе, мы — первая экономика в Европе и пятая в мире. И в этом смысле, наверное, справедливо. Однако все-таки если в компаниях почти не растет прибыль, то о каких бонусах тут говорить?" — спрашивает эксперт.

Другими словами, во всем нужна мера — в том числе в аппетитах топ-менеджеров. При этом, как замечает Разуваев, в инвестиционной сфере, которая сейчас переживает не лучшие времена, уже есть довольно жесткая привязка к прибыли. Заметим, что действительно госкомпании часто ссылаются на свои финансовые проблемы, когда государство призывает их нарастить инвестиционную активность.

Не только в России вознаграждения топ-менеджеров вызывают споры. Например, в прошлом году крупнейший банк Великобритании Barclays нарастил премиальные выплаты на 10% по сравнению с 2012 годом — до 2,4 млрд английских фунтов. И это стало поводом для недовольства в том числе британских политиков. Затем банк объявил о предстоящем сокращении 12 тыс. сотрудников, из которых 820 человек — руководители разного уровня. За счет таких кадровых чисток банк планирует сократить свои издержки.

Анастасия Башкатова

Депутаты перестарались, выполняя поручение Путина по деофшоризации.

"РБК daily"

Депутаты перестарались с мерами по деофшоризации экономики, разработать которые призвал в конце прошлого года Владимир Путин. Законопроект о тотальным запрете на участие в госзакупках иностранных компаний получил отрицательный отзыв Кремля. В администрации президента (АП) боятся, что это ударит по конкурентоспособности госкомпаний.

Государственно-правовое (ГПУ) и Экспертное управления президента дали отрицательные отзывы на проект поправок в 223-ФЗ ("О закупках") и 44-ФЗ ("О Федеральной контрактной системе"), запрещающих иностранным компаниям участвовать в госзакупках (копии отзывов есть в распоряжении РБК daily). Законопроект в конце января внесли в Госдуму глава комитета по экономической политике Игорь Руденский и депутат Игорь Игошин.

Авторы законопроекта предложили ограничить число участников госзакупок компаниями, зарегистрированными на территории России. В пояснительной записке депутаты ссылаются на послание президента Федеральному собранию 12 декабря. "Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами господдержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им также должен быть закрыт доступ к исполнению госконтрактов и контрактов структур с госучастием", — говорил глава государства. Позднее Минфин разработал план по деофшоризации из 21 пункта. Один из них предполагает "ограничение правоспособности офшорных компаний, в том числе в части участия в реализации госпрограмм, приобретения государственного и муниципального имущества, получения денежных средств бюджетной системы". Соответствующий законопроект, согласно плану, должен быть разработан к июню 2014 года.

Принятие депутатских поправок "не вполне соответствует" поручению президента и будет сложно реализуемым, предупреждают в ГПУ. Проблемы с закупками могут возникнуть у российских посольств, консульств и торговых представительств, работающих за рубежом, поясняется в отзыве. Заказчики будут вынуждены отстранять иностранные компании, уже признанные участниками закупок, "что может повлечь отмену торгов". Из законопроекта непонятно, как закупать товары, не имеющие российских аналогов, и комплектующие к ранее поставленным импортным товарам, как будет проводиться их сервисное обслуживание.

В Экспертном управлении соглашаются, что установка на закупку исключительно у российских юрлиц может "привести к ухудшению положений ряда компаний с госучастием" и "потере их конкурентных преимуществ".

Этого же опасается и бизнес. "Транснефть" за рубежом приобретает оборудование, которое не имеет аналогов в России: например, в Германии — датчики, на Украине — магистральные насосы, говорит представитель компании. Если запретить закупки у иностранцев, это может привести к падению качества продукции, к тому же будет противоречить правилам ВТО, добавляет он.

Ряд крупных зарубежных поставщиков работают только напрямую с заказчиками, без российских посредников. В случае принятия поправок им придется полностью менять логистические цепочки и свои бизнес-модели. Например, именно так работает в России шведский промышленный гигант Atlas Copco (в частности, поставляет компрессорное оборудование "Объединенным машиностроительным заводам"). Комментарий компании получить не удалось.

Часто отечественные госкомпании привлекают EPC-подрядчиков (engineering, procurement and con­struc­tion — инжиниринг, поставки, строительство, способ контрактования в строительной отрасли), рассказывает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский. "В основном это серьезные иностранные организации. Если они не смогут напрямую работать в России, это будет как минимум экономически неэффективно и дискомфортно для заказчиков-госкомпаний", — ожидает он.

По мнению ГПУ, законопроект также ставит под угрозу договоренности о свободной торговле в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Запрет на участие иностранных компаний в закупках госкорпораций могут расценить как "ограничение доступа на рынок иностранных компаний в отдельном секторе экономики". Это допускается, только когда речь идет о правительственных закупках, напоминают кремлевские юристы.

Компании-нерезиденты и сейчас ограниченно участвуют в госзакупках, отмечает первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. "Еще большее ужесточение вряд ли будет способствовать деофшоризации, — скептичен эксперт. — Случаи полного запрета на участие иностранцев в госзакупках в других странах мне неизвестны".

Сейчас законопроект находится на рассмотрении в правительстве. Из-за отрицательных отзывов АП его рассылку в Совет Федерации и региональные парламенты отложили. В Кремле ситуацию не комментируют. "Пока идет рабочий процесс, и обмен мнениями, какие-то комментарии просто исключены", — сказал РБК daily пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Меры, схожие с теми, что предлагают депутаты, разрабатывают и в Минэкономразвития. "В настоящее время ведется работа по установлению запрета на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях", — говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев на закрытом совещании у Владимира Путина 12 февраля (текст выступления есть в распоряжении РБК daily). По мнению министра, реализация этих мер уже к концу года "радикально обновит облик" сферы госзакупок.
Депутаты доработают свой проект с учетом правок АП, заявил РБК daily Игорь Руденский. "Возможно, будем работать вместе с Минэкономразвития", — добавил депутат.

Алиса Штыкина, Инга Воробьева, Тимофей Дзядко

 

 

"Башнефть" сумела удержать лицензию на месторождения им. Требса и Титова. Компания провела сейсмику 2D и теперь ее СП с "Лукойлом" сможет вернуть право разрабатывать одно из последних крупных месторождений нефти в России.

"Ведомости"

В начале 2014 г. "Башнефть" завершила сейсмику 2D на месторождениях Требса и Титова и направила в Росприроднадзор материалы, которые затем были переданы в комиссию Роснедр, сообщил источник "Интерфакса" в Минприроды. Представитель "Башнефти" сообщил о выполнении компанией работ по сейсмике 2D в объеме 400 погонных километров. Комиссия Роснедр подтвердила, что "Башнефть" исправила нарушения лицензионного соглашения, сказал собеседник агентства. Представитель Минприроды подтвердил "Ведомостям", что лицензию на Требса и Титова "Башнефть" сохраняет за собой. Получить комментарии у представителей Роснедр и Росприроднадзора не удалось.

Лицензию на разработку месторождений Требса и Титова в Ненецком автономном округе (запасы нефти — 140 млн т) "Башнефть" получила в феврале 2011 г. В конце 2011 г. лицензия была передана "Башнефть-полюсу", 25,1% которого приобрел "Лукойл". Но в мае 2012 г. передачу лицензии в СП оспорила в суде миноритарий "Башнефти" Светлана Проскурякова, после чего Роснедра отменили приказ о переоформлении лицензии на "Башнефть-полюс". Проскурякова считала, что передача лицензии в СП влечет уменьшение запасов "Башнефти" и отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность компании. Кроме того, "Башнефть-полюс" не может выполнить требование лицензии о переработке не менее 42% от объема добытой нефти на своих мощностях. В августе 2012 г. суд оставил иск без удовлетворения, а дело было прекращено.

Но возвращение лицензии в СП затянулось. В начале 2013 г. в ходе проверки Росприроднадзор выявил, что вместо сейсмики 2D "Башнефть" провела 3D, тем самым нарушив условия лицензии. Роснедра направили компании уведомление о возможном досрочном отзыве лицензии.
"Не все компании, наверное, были удовлетворены результатом тендера на Требса и Титова", — считает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Проблемы у "Башнефти" появились с приходом нового руководителя Роснедр Александра Попова (занимал эту должность с мая 2012 г. по июль 2013 г., сейчас — гендиректор "Итеры"). "Видимо, были интересы со стороны каких-то структур. Для задержки использовались абсолютно надуманные поводы", — считает эксперт. "Было субъективное отношение к этому процессу, что оно существует — это факт", — заявлял в интервью "Ведомостям" в сентябре президент "Лукойла" Вагит Алекперов. Впрочем, он надеялся, что "в ближайшее время этот вопрос будет урегулирован".

В сентябре 2013 г. руководитель Роснедр Валерий Пак говорил, что сразу после изменения сейсмики 3D на 2D и корректировки лицензии она будет переведена на "Башнефть-полюс". По его словам, могут быть внесены пункты, допускающие возможность применения своповых операций. Алекперов подчеркивал в интервью "Ведомостям", что "в лицензии на Требса и Титова прописан ряд условий, которые, как мы считаем, не вполне отвечают интересам государства". "У нас нет нефти персональной, — объяснял Алекперов. — Никто не может сегодня сказать, чья нефть из Западной Сибири поступает на заводы "Лукойла" — добыта она на месторождениях "Лукойла" или, скажем, "Сургута". Система "Транснефти" едина — в этом благо нашей страны, есть возможность перебросить нефть из любой точки в любую, не останавливать производство".

Риска, что у "Башнефти" теперь могут отозвать лицензию, не было, уверен Нестеров. Вместе с "Лукойлом" компания в августе 2013 г. начала добычу на Требса и Титова фактически с благословения правительства: на запуске присутствовал вице-премьер Аркадий Дворкович, отмечает эксперт. В 2013 г. добыча составила почти 300 000 т, в 2014 г. ожидается на уровне 900 000 т. Выход на полную мощность — 4,8 млн т нефти в год — запланирован на 2020 г.

Галина Старинская

 

 

<< Февраль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ