Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.02.2015

Нефтяники отправили президенту программу антикризисной поддержки своей отрасли.

"РБК daily"

Топ-менеджеры пяти крупнейших российских нефтяных компаний, кроме главы "Роснефти", подписали письмо президенту Владимиру Путину с предложением антикризисных мер для нефтяной отрасли.

Экология и утилизация

Письмо президенту было отправлено в понедельник. Его подписали главы ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, "Газпром нефти" Александр Дюков, "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, "Башнефти" Александр Корсик и "Татнефти" Наиль Маганов. Президент "Роснефти" Игорь Сечин свою подпись не поставил.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил РБК, что письмо пока не получено.

Нефтяные компании пишут, что существует целый ряд неналоговых обременений (платежи, сборы, штрафы) в отрасли, сокращение которых может существенно улучшить экономическую ситуацию в нефтяной промышленности.

Свои пожелания нефтяные компании разделили на четыре группы. В первые две входят отказ от избыточных требований, которые приводят к материальным издержкам, а также временное смягчение либо отсрочка вступления в силу ряда жестких требований, в основном из области платежей за природопользование и экологию, которые "являются чрезмерными в условиях текущей экономической ситуации". Третья и четвертая группы предусматривают устранение противоречий в законодательстве.

В первую очередь речь идет о снижении на период кризиса (до 2018 года) коэффициентов расчета штрафов за сверхнормативное сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ) и учете в налоговой составляющей инвестиций для внедрения технологий по утилизации ПНГ.

Также нефтяники против вступления в силу закона о создании ликвидационных фондов, предусматривающих заморозку средств на счетах для ликвидации возможного экологического ущерба от деятельности уже в 2016 году, и предлагают отложить это как минимум до 2018 года.

Отдельно они обращаются к размерам платежей за утилизацию отходов производства, за водоснабжение, водоотведение и для защиты леса. Наконец, есть претензии к планам сосредоточить охрану объектов ТЭК только в руках структур Минэнерго и МВД.

Без подписи Сечина

По словам источника в одной из компаний, чьи топ-менеджеры подписали письмо, представленные в письме инициативы поддерживают все поставившие свою подпись топ-менеджеры компаний. Подготовка предложений заняла более месяца. "Роснефти" также предлагали поставить подпись под документом и внести в него свои коррективы, однако ответа не последовало и документ ушел адресату без визы.

Собеседник РБК подчеркнул, что прямых переговоров с Игорем Сечиным ни один из подписавших письмо топ-менеджеров не инициировал: оно проходило по линии сотрудников "Роснефти", отвечающих за связи с госорганами. Источник в "Роснефти" сообщил РБК, что не знаком с таким письмом. Однако объяснил, что ряд содержащихся в нем требований попросту неактуальны для компании: например, ей оставили право содержать собственную службу безопасности.

В пресс-службах "Роснефти", а также ЛУКОЙЛа, "Башнефти", "Газпром нефти" содержание письма не комментируют. С представителями "Татнефти" и "Сургутнефтегаза", а также Минприроды связаться не удалось.

Ответ чиновников

Источник РБК в Минприроды объясняет, что ведомство не готово идти на смягчение некоторых санкций из-за кризиса. Так, штрафы за сверхнормативное сжигание ПНГ в 2014 году выросли всего лишь на размер инфляции.

Что касается создания ликвидационных фондов, то закон еще не рассмотрен Госдумой и, по его мнению, может не вступить в силу в 2016 году из-за необходимости доработки. Мера страхования от непредвиденных экологических катастроф и по устранению нанесенного вреда не отвлечет значительные средства нефтяников: взносы на них предусмотрены для новых месторождений, и то после их выхода "на полку" добычи нефти, то есть формально меры могут вступить в действие не ранее 2018 года (о чем и просят компании).

Ведомство уже пошло на уступки, например, предложив снизить вдвое размер разового платежа за пользование недрами из-за роста НДПИ в ходе налогового маневра: в прежней редакции этого закона платеж должен был составлять 10% от уплачиваемого НДПИ в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации по нефти или газовому конденсату, в новой — 5%.

Людмила Подобедова

 

 

Без реформы налогообложения добыча нефти будет падать, предупреждает Минэнерго. Минфин не готов к новому налогу на большом числе месторождений.

"Ведомости"

Если не заменить НДПИ на налог с финансового результата (НФР) или налог на добавленный доход (НДД), в ближайшие 5-7 лет России грозит снижение добычи нефти, заявил в интервью "Интерфаксу" министр энергетики Александр Новак. По его оценкам, на 5-10% к той полке, которую министерство прогнозирует в энергостратегии. К 2020 г. добыча может сократиться до 508-510 млн т. В прошлом году было добыто 527 млн т. Из-за сильного падения цены на нефть добыча уже под сильным давлением: в 2015 г., по оценкам Минэнерго, она снизится до 523,5 млн т, около 15% проектов могут быть отложены. Компании режут инвестиции в НПЗ, затем — в новые проекты, рассказывают нефтяники. Именно таким проектам поможет реформа, говорит чиновник Минэнерго.

Новая система позволит учитывать расходы на добычу: НДПИ берется с добытой нефти, а налоговая база для НДД — свободный денежный поток, для НФР — разница между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и доведение до товарного состояния. По сути, это новый налог на прибыль. Минфин видит в этом риски — компании смогут занижать налоги.

Переход на НФР или НДД обсуждается в правительстве почти год: премьер Дмитрий Медведев прошлой весной поручил запустить реформу на пилотных месторождениях. В январе вице-премьер Аркадий Дворкович поручил доработать законопроект об НФР, подготовленный Ханты-Мансийским автономным округом. Но процесс движется медленно. "Министерства стоят на своем: совещания проводим, без заметного успеха", — констатирует чиновник. Ведомства уже сошлись на том, что должен применяться не НДД, а НФР: налоговая база уменьшается на капвложения не сразу, а постепенно и бюджет не несет рисков. Но осталось другое противоречие — какие месторождения включать в список пилотов. Позиция Минфина — только те, у которых уже есть льготы по НДПИ и пошлинам; позиция Минэнерго — и другие месторождения, на которых тяжелые условия добычи. Минэнерго хочет под видом НФР расширить применение льгот, отмечал чиновник Минфина.

"Падение добычи — такие угрозы Минэнерго мы слышим уже три года. У Минэнерго такая работа", — спокоен чиновник финансово-экономического блока правительства. От обвала цены на нефть бюджет и так несет большие потери — большие, чем компании, говорили чиновники Минфина.

Минэнерго ожидает сокращения добычи всего на 3% — это в пределах погрешности, успокаивает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон. В ближайшие пять лет будет масса факторов, которые повлияют на добычу гораздо сильнее, чем налогообложение, указывает Выгон: санкции, колебания котировок. По оценкам директора нефтегазового центра EY Дениса Борисова, при $60 за баррель и действующей налоговой системе к 2020-2022 гг. в зоне риска может оказаться добыча до 80 млн т в год на старых месторождениях, спад лишь частично может быть компенсирован за счет новых проектов и повышения эффективности. Без оптимизации налоговой системы сценарий Минэнерго вполне вероятен, согласен Борисов.

Но переход на НФР — стратегическая задача, указывает Выгон: до 2020 г. в лучшем случае продлится тестирование налога на пилотных проектах: добыча на них вряд ли будет большой, эффект перехода на НФР и вовсе незначителен.

Маргарита Папченкова

 

 

АФК "Система" отсудила 70,7 млрд рублей.

"РБК daily"

АФК "Система", которая в декабре вернула государству 84% "Башнефти", отсудила 70,7 млрд руб. у одного из продавцов этого пакета — башкирской компании "Урал-Инвест". Полностью затраты АФК на покупку эта сумма не покрывает.

Дело на пять часов

В понедельник судья Арбитражного суда Москвы Игорь Бурмаков удовлетворил иск АФК "Система" о взыскании с "Урал-Инвеста" 70,7 млрд руб. убытков. "Урал-Инвест" — "дочка" благотворительного фонда "Урал", совет которого возглавляет бывший президент Башкирии Муртаза Рахимов. 30 октября 2014 года в том же суде Генпрокуратура отсудила у "Системы" пакет "Башнефти", доказав, что компания была незаконно приватизирована, а все последующие сделки с ее акциями — ничтожны. АФК не стала оспаривать это решение. Она вернула Росимуществу около 84% "Башнефти", а убытки решила взыскать с продавцов и их правопреемников.

"Система" подала иск к "Урал-Инвесту" под Новый год, 24 декабря, предварительное слушание по нему состоялось 2 февраля, а в понедельник судья Бурмаков провел слушания по существу и принял решение. То есть рассмотрение иска на 70,7 млрд руб. заняло всего полтора месяца. Заседание в понедельник проходило в том же зале на 11-м этаже, где 3,5 месяца назад у АФК "Системы" забрали "Башнефть". Различие состояло лишь в том, что юристы "Системы" — те самые, которые были на прошлом процессе, сидели слева от судьи на месте представителей Генпрокуратуры, тогдашнего истца, а представители "Урал-Инвеста" — справа, на месте тогдашнего ответчика, и предмет иска был не акции "Башнефти", а убытки, возникшие из-за их изъятия в пользу государства.

Слушания по существу длились пять часов (включая примерно полуторачасовой перерыв). Юристы "Урал-Инвеста" заявили около десяти ходатайств, в том числе о переносе процесса в Башкирию, приостановке слушаний (на время рассмотрения иска фонда "Урал" к "Системе" и "Урал-Инвесту" о ничтожности сделки), об отводе судьи, которого ответчики заподозрили в пристрастности. Больше всего времени ушло на рассмотрение ходатайства об отводе Бурмакова — его рассматривала другая, вышестоящая судья. Отвод был отклонен.

"Я телевизор не смотрю, только про события на Украине"

Вернувшись после этого в зал суда, Бурмаков коротко опросил стороны об их аргументах. Представители "Урал-Инвеста" указывали на то, что "Система" не привлекла компанию к процессу по иску Генпрокуратуры, поэтому сама виновата в его исходе. "Дочка" фонда "Урал" смогла бы доказать, что продажа "Башнефти" в 2009 году была законной, подчеркнул адвокат "Урал-Инвеста" Сергей Макаренко. "А почему вы сами не вступили в процесс?" — спросил его судья. Макаренко заявил, что ничего не слышал про иск Генпрокуратуры об изъятии "Башнефти". "Разве этот процесс не освещался в СМИ, по телевизору?" — удивился судья. "Я телевизор не смотрю, только про события на Украине". — "И после этого выключаете ТВ?" — "Да".

Еще один аргумент "Урал-Инвеста" состоял в том, что "Башнефть", приобретенная в 2009 году у "Урал-Инвеста" и других компаний, сильно отличается от "Башнефти", изъятой у "Системы" в 2014 году.

За эти пять лет компания провела реорганизацию, присоединила НПЗ и "Оренбургнефтепродукт".

Представитель АФК отметил, что так как регистрационный номер выпуска акций, купленных "Системой" и изъятых в пользу государства, совпадает, товар остался тем же.

В итоге судья требования "Системы" полностью удовлетворил. "Урал-Инвест" намерен оспорить это решение. "Мы не АФК "Система", будем бороться до конца", — сказал адвокат Макаренко.

"Это только маленький шаг"

Согласно логике иска АФК (у РБК есть копия), "Система" могла истребовать у "Урал-Инвеста" в два раза больше убытков — не 70,7 млрд, а 141,4 млрд руб. Дело в том, что в 2009 году было заключено четыре идентичных договора на покупку акций "Башнефти" — с "Урал-Инвестом", "Агидель-Инвестом", "Юрюзань-Инвестом" и "Инзер-Инвестом". Этим четырем компаниям весной 2009 года АФК заплатила $2 млрд (на тот момент около 67 млрд руб.), а в декабре 2010 года три из них присоединились к "Урал-Инвесту". Но в нынешнем иске "Системы" требования предъявлены по рыночной стоимости акций "Башнефти" (на конец декабря 2014 года), приобретенных лишь у двух компаний — "Урал-Инвеста" и "Юрюзань-Инвеста".

На вопрос, будет ли "Система" добиваться взыскания остальных убытков, ее представитель ответил, что решение будет принято после изучения мотивировочной части. А источник в "Системе" сказал РБК, что эта победа в суде — "это только маленький шаг". По его словам, компании еще предстоит найти и взыскать эти средства у "Урал-Инвеста". Дело в том, что счета "Урал-Инвеста" арестованы по уголовному делу о приватизации "Башнефти" (обвиняемыми проходят сын бывшего президента Башкирии Урал Рахимов и основной владелец "Системы" Владимир Евтушенков). В конце прошлого года Владимир Путин заявил, что вина Евтушенкова не доказана, и бизнесмена отпустили на свободу после трехмесячного домашнего ареста. В понедельник вечером Евтушенков отказался комментировать решение суда, так как оно не окончательное.

Башкирский союзник "Системы"

По данным "Ведомостей", "Урал-Инвест" разместил 53 млрд руб. от продажи "Башнефти" на депозитах в башкирских банках, на проценты от них фонд "Урал" ведет благотворительную деятельность. Еще 12 млрд руб. были пожертвованы специально созданному фонду целевого капитала "Урал-Инвест плюс" и переданы в управление УК "Газпромбанк Управление активами". В рамках уголовного дела о приватизации "Башнефти" Министерство земельных и имущественных отношений Башкирии заявило гражданский иск о взыскании убытков на 209 млрд руб.

В пресс-службе башкирского президента в понедельник не стали комментировать, будет ли теперь Башкирия отзывать свои требования. Но в начале февраля президент Башкирии Рустэм Хамитов, сменивший на этом посту Муртазу Рахимова, заявил, что высоко оценивает шансы АФК на победу: "Поскольку АФК "Система" вернула государству пакет акций ["Башнефти"], который ей принадлежал, то сейчас АФК по вполне понятным причинам будет претендовать на деньги фонда "Урал" [владеет компанией "Урал-Инвест"]".

"Система" вчера пообещала, что взысканные деньги направит "на финансирование-Инвестиций в России, а также на реализацию программ корпоративной социальной ответственности во всех регионах присутствия АФК "Система", в том числе Республике Башкортостан. В настоящее время проводится анализ существующих программ АФК "Система" в Республике Башкортостан, а также новых проектов, которым может быть оказана помощь в рамках корпоративной социальной ответственности. Корпорация проведет консультации с руководством Республики с целью организации совместной работы в этом направлении и продления соглашения о сотрудничестве с Башкортостаном".

Отдав "Башнефть", компания потеряла больше, чем ей компенсирует "Урал-Инвест", но и напрямую сравнивать суммы, потраченные на покупку "Башнефти" (в общей сложности в 2006–2009 годах — $2,6 млрд), и нынешние цены неправильно, рассуждает аналитик "Уралсиб Капитал" Константин Белов. К тому же за пять лет владения нефтяной компанией (2009–2014 годы) АФК получила около 150 млрд руб. дивидендов, добавляет он.

После появления новостей о решении суда капитализация АФК "Система" на Московской бирже выросла — за день она увеличилась по сравнению со вчерашним закрытием почти на 8% до 193 млрд руб.

Тимофей Дзядко

 

 

Распространенная в Европе офшорная схема доживает последние месяцы.

"Российская газета"

С 2016 года российским предпринимателям, любящим офшоры, придется приспосабливаться под новые требования европейского законодательства. Меcтные чиновники, закрывающие распространенную схему по агрессивному налоговому планированию, помогут и российским налоговым инспекторам.

Не всем нравится, когда считают их миллиарды. И активы стараются спрятать от лишних глаз. Одна из "акул" российского бизнеса создала структуру, в которой наша операционная компания является "дочкой" по отношению к холдинговой компании в Люксембурге. Над последней стоит еще одна холдинговая структура — головная компания на Британских Виргинских островах (БВО). При выплате дивидендов, полученных от деятельности в России, из люксембургской компании напрямую в БВО приходилось платить налог на дивиденды в 15 процентов. Поэтому бизнес-консультанты посоветовали ему создать между Люксембургом и БВО кипрскую "прослойку". В этом случае дивиденды, выплачиваемые из ЕС на Кипр, налогообложению не подлежат.

Видимо, из-за того, что наличие таких холдингов причиняет ущерб бюджетам стран ЕС, европейские чиновники решили внести изменения в свою директиву. Так, в случае выплат из Люксембурга на Кипр теперь придется платить 15-процентный налог, если будет установлено, что хотя бы часть корпоративной структуры является нереальной.

Изменения приведут к тому, что многие многоступенчатые холдинги упростят свою структуру, отмечает налоговый консультант Рустам Вахитов. По его словам, налогоплательщики будут чаще выбирать основными юрисдикциями страны, где не предусмотрена выплата налога источником платежей нерезидентам. Ими могли бы быть Кипр, Великобритания, Мальта, Латвия. Возможен и другой тренд, когда бизнес перестанет оптимизировать налогообложение дивидендов, говорит Вахитов. А налоговый консультант Сергей Калинин призывает наших бизнесменов "не обходить новые правила, а начать им соответствовать". То есть наделить получателя дохода бизнес-функциями, активами и персоналом. Юрист также замечает, что новые поправки в директиву ЕС не затрагивают одноуровневые структуры.

От изменений в ЕС должны выиграть наши налоговые инспекторы. В 2014 году РФ ратифицировала международную конвенцию о взаимной административной помощи. Она предусматривает обмен информацией с иностранными налоговыми органами, участие в совместных проверках. Если иностранными налоговиками в рамках проверки обоснованности применения льгот по директиве ЕС будет выявлена "бумажная" компания-однодневка с "российским следом", то информацию могут передать налоговым органам РФ.

Ярослав Николаев

<< Февраль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ