Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.02.2020

Газовый концерн усилил контроль за всеми своими контрагентами.

"Газета РБК"

"Газпром" с 2020 года ввел банковское сопровождение контрактов со всеми российскими контрагентами, которых выбирает по итогам закупок, сообщил организатор закупок ООО "ППТК" (принадлежит "Газпрому"). Речь идет о договорах подряда и поставках оборудования. Ежегодно "Газпром" тратит на стройку и ремонт большую часть своей инвестпрограммы — почти по 1 трлн руб.

Монополия стала вводить сопровождение еще в 2017 году, заключив договор с Газпромбанком. Сначала речь шла о точечных закупках оборудования "на десятки миллиардов рублей", и тогда у "Газпрома" появились данные, сколько стоит оборудование для его проектов на заводе, вспоминает источник РБК, близкий к компании. В 2019 году банк начал отслеживать и договоры с некоторыми подрядчиками.

Но основные победители тендеров "Газпрома" — "Стройтранснефтегаз" Геннадия Тимченко и Алексея Митюшова (акции в ЗПИФе) и "Стройгазмонтаж" (до ноября 2019 года принадлежал Аркадию Ротенбергу) — никогда не отчитывались о том, кого и за сколько нанимают на субподряд, утверждают два источника, близких к этим компаниям.

С 2020 года "Газпром" будет контролировать все траты, в том числе нового единого подрядчика — "Газстройпром", который должен консолидировать крупнейших игроков на рынке.

Кто присмотрит за 1 трлн руб.

"Газпром" не ограничивает число банков для контроля за инвестициями. "Мы открыты для предложений", — заверил РБК его представитель. Но сопровождение газовых контрактов уже начал Газпромбанк (у монополии 46% его акций). "Мы первыми заключили договор на услугу (...) и, естественно, приложим все усилия, чтобы сохранить лидерство в этой области", — сообщил РБК представитель банка.

Другой сопровождающий контрактов — банк "Россия", знает источник РБК, близкий к группе "Газпром". Сотрудничество уже отражено в отчете банка за 2018 год: сопровождение контрактов заказала минимум одна из "дочек" "Газпром межрегионгаза". Но, вероятнее всего, доля "России" [в услугах банковского сопровождения] будет небольшой — у банка сейчас только несколько проектов с "Газпром межрегионгазом", говорит другой источник РБК, близкий к "Газпрому".

"Россия" — банк Юрия Ковальчука и топ-менеджеров банка (банк не раскрывает схему акционеров на сайте ЦБ), в банке держат деньги, например, президент Владимир Путин и глава Чечни Рамзан Кадыров. "Россия" исторически близка к "Газпром межрегионгазу": в 2010 году к банку присоединилась "дочка" "Межрегионгаза", с тех пор Кирилл Селезнев (возглавлял "Газпром межрегионгаз" до весны 2019 года) входит в совет директоров "России". У компании открыты в банке счета, есть зарплатные проекты.

К контролю за стройками "Газпрома" хочет присоединиться и Сбербанк, который финансирует многих подрядчиков монополии, рассказали РБК два человека, близких к обеим сторонам. "У одного банка вряд ли хватит ресурсов для обслуживания всех контрактов, да и непонятно, как отдавать сопровождение в Газпромбанке, если кредиторы у подрядчика другие", — рассуждает один из собеседников. Но, по его словам, пока Сбербанк "только ищет" газовые проекты, на которых "можно попилотировать сопровождение".

РБК направил запросы в десять крупнейших банков. Представитель Сбербанка заявил, что организация "активно развивает банковское сопровождение и обсуждает его реализацию с ключевыми клиентами". Представители ВТБ и Raiffeisenbank отказались от комментариев, остальные, включая банк "Россия", не ответили на запросы РБК.

Сколько заработают банки на сопровождении

Обычно банки зарабатывают на комиссии за сопровождение контрактов, поясняет старший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Владимир Тетерин. Но Газпромбанк работает за символическую плату, "практически бесплатно", уверяет один из собеседников РБК.

Кроме комиссии банк получит дополнительные пассивы и, соответственно, сможет на них зарабатывать: подрядчики и поставщики будут держать остатки по контрактам на его счетах, говорит аналитик Fitch Антон Лопатин. На 1 января общий объем депозитов ГПБ был около 5,2 трлн руб., указывает он.

Газпромбанк сопровождает контракты "Газпрома" уже на 262,5 млрд руб. — эта цифра была опубликована на сайте электронной торговой площадки банка. После запроса РБК в пресс-службу банка эта информация с сайта была удалена. Текущая сумма больше, отмечает один из источников РБК. По информации другого собеседника, объем контрактов на сопровождение "приближается к 500 млрд руб.". Представители Газпромбанка и "Газпрома" отказались это комментировать.

Еще одна потенциальная статья доходов для банков — прибыль от кросс-продаж новым клиентам дополнительных услуг, говорит Тетерин. Аналитики затруднились подсчитать, сколько Газпромбанк может заработать на сопровождении, но, по словам Тетерина, "прибыль может вырасти на миллиарды".

Сколько сэкономит "Газпром"

Газпромбанк и "Газпром" отказались сообщить РБК сумму нецелевых расходов, которую заблокировали к началу 2020 года. Но, например, в 2017-2018 годах банк получил заявки на перевод 24,5 млрд руб, а отклонил примерно 20% (на 5,5 млрд руб.). Основная причина: отсутствие или неполный комплект обосновывающих документов. При этом заявки на 545 млн руб. были признаны нецелевыми расходами. Это цифры из презентации Газпромбанка, которая размещалась на сайте электронной торговой площадки банка, но после запроса РБК исчезла. За последние полгода банк заблокировал переводы еще примерно на 1 млрд руб., говорит источник РБК, близкий к "Газпрому".

Введение контроля, как рассказывает один из собеседников РБК, позволило заблокировать, например, попытку перевода бонуса топ-менеджменту одного из подрядчиков сразу после получения первых средств от газовой монополии по подрядному контракту, еще задолго до завершения работ. Проблематичным оказалось согласование транзакций и для "Газстройпрома", утверждают два источника, близкие к "Газпрому" и подрядчику. "У нас все расходы целевые, — рассказывает источник в "Газстройпроме". — Но Газпромбанк не включил в свой специальный реестр компаний (те, которые могут перечислять средства на спецсчета) производственные и сервисные структуры "Газстройпрома", так что компания не может платить некоторым контрагентам". Как поясняет другой источник РБК, у "Газстройпрома" "слишком много компаний", структура взаимоотношений между которыми не до конца понятна ни "Газпрому", ни банку. "Газпром" мониторит своевременность перечисления денежных средств и пока не выявлял случаев нарушения установленных сроков", — прокомментировал РБК представитель монополии возможные проблемы подрядчиков.

Алина Фадеева

 

 

Вашингтон не жалеет денег на срыв проекта "Северный поток — 2".

"Независимая газета"

Вашингтон намерен выделить странам Центральной и Восточной Европы, которые входят в "Инициативу трех морей", около миллиарда долларов на повышение энергонезависимости региона. Под энергонезависимостью скорее всего понимается независимость от российского газа. Что примечательно, большинство из будущих стран-получателей ранее неоднократно высказывались против наращивания поставок голубого топлива из РФ. А Польша уже отказалась от будущих поставок газа из России.

"Мы решили выделить до 1 млрд долл. на проекты в рамках "Инициативы трех морей", — заявил госсекретарь США Майкл Помпео. В Вашингтоне надеются, что таким образом удастся стимулировать частных инвесторов развивать энергетику стран, чтобы снизить их "энергозависимость от России".

Еще в 2017 году президент США Дональд Трамп предлагал снабдить страны, входящие в "Инициативу трех морей", сжиженным природным газом США, чтобы они ницкогда не были "заложниками" ни одного российского поставщика.

"Инициатива трех морей" — это соглашение о сотрудничестве, которое в 2016 году подписали 12 государств, расположенных между Адриатическим, Балтийским и Черным морями. Участниками объединения на сегодняшний день являются Австрия, Чехия, Словакия, Хорватия, Венгрия, Словения, Румыния, Болгария, Польша, Литва, Латвия и Эстония. Украина также демонстрирует интерес к объединению.

Сами участники инициативы высказываются об объединении как о весьма аморфном. Объявляется, что инициатива направлена "на улучшение диалога и экономического сотрудничества между странами ЕС, на развитие энергетической, транспортной и цифровой инфраструктуры региона, что будет способствовать укреплению единства, сплоченности и безопасности ЕС". Некоторые СМИ прямо указывали на "антироссийскую" и "антигерманскую" направленность группы.

В то же время с 2018 года на первом бизнес-форуме "Триморья" было подписано соглашение о 48 проектах (многосторонних, двусторонних и национальных) в сферах энергетики, транспорта и цифрового развития. На официальном сайте инициативы сообщается, что софинансирование проектов осуществляется инструментами ЕС, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). При этом в обосновании некоторых из энергопроектов прямо подчеркивалось, что их реализация позволит снизить зависимость от российского газа.

По мнению аналитиков Варшавского института, такой акцент "Триморья" именно на энергопроекты, и в первую очередь газовые, не случаен. "Регион Центральной и Восточной Европы все еще очень не интегрирован в отношении газовой инфраструктуры. Несколько лет назад самой большой угрозой, связанной с этим, была чрезмерная зависимость от российского газа. В настоящее время эта проблема означает, что регион не может в полной мере использовать преимущества общего газового рынка, который постепенно появляется в ЕС", — отмечали эксперты.

В прошлом году объединение создало и собственный инвестфонд. Польский банк развития Gospodarstwa Krajowego (BGK) и национальный EximBank Румынии объявили о создании Инвестиционного фонда "Инициативы трех морей". Бюджет фонда оценивается в 500 млн евро и, как ожидается, увеличится до 5 млрд евро. В настоящее время фонд также пытается привлечь дополнительных инвесторов и капитал из фондов прямых инвестиций в Австралии, Израиле, Японии, Норвегии, Южной Корее. Пока что фонд открыт для Польши, Румынии и Чехии. Однако другие страны, входящие в "Триморье", могут также присоединиться к нему.

Американцы же предполагают выделить деньги на энергопроекты через Финансовую корпорацию по международному развитию (государственное учреждение США). Что примечательно, сама финансовая корпорация, которая, по сути, является американским банком развития, была учреждена лишь в конце прошлого года. Как сообщается в релизе организации, цели корпорации — инвестиции в высокоэффективные проекты в развивающихся странах, продвижение внешней политики США, получение доходов для американских налогоплательщиков. Также отмечается, что для многих продуктов и услуг, предлагаемых организацией, сумма до 1 млрд долл. является максимальной.

Некоторые из стран — участниц инициативы также встретили предложение с воодушевлением. Президент Эстонии Керсти Кальюлайд заявила, что такие обязательства США по финансированию демонстрируют твердую веру в экономику региона. Она также напомнила, что "страны трех морей" составляют одну треть территории Евросоюза и имеют общую численность населения 105 млн человек, однако их совокупный ВВП составляет менее одной пятой ВВП всего ЕС. "Поэтому важно найти возможности привлечь больше инвестиций в инфраструктуру, энергетику и цифровой сектор этих стран и, таким образом, развивать сотрудничество между европейскими странами", — указала президент Эстонии.

Уже очевидно, что повышение "энергонезависимости" ряда европейских стран бьет в первую очередь по интересам "Газпрома" в Европе.

Кроме того, предложение Вашингтона об "энергонезависимости" ряда европейских стран происходит на фоне продолжающейся конфронтации с РФ по проекту строительства газопровода "Северный поток — 2". Напомним, СП-2 мощностью 55 млрд куб. м в год должен пройти по дну Балтийского моря из Кингисеппского района Ленинградской области до балтийского побережья Германии. Учредителем и владельцем контрольного пакета акций акционерного общества СП-2 является российский газовый монополист "Газпром".

США выступают против строительства газопровода. В декабре прошлого года президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет, который предусматривал санкции против компаний, работающих на строительстве СП-2. После чего швейцарская компания Allseas, которая участвует в прокладке труб газопровода, заявила о приостановке работ. Российские власти уверяют, что газопровод будет достроен, подчеркивая, что понадобится "чуть больше времени". Это оспаривают в Вашингтоне.

Как заявил на той же Мюнхенской конференции по безопасности глава Минэнерго США Дэн Бруйетт, из-за санкций и, как следствие, отсутствия технологий "Газпром" лишился возможности достроить газопровод по дну Балтийского моря. "Если они что-то придумают, мы посмотрим. Но я не думаю, что это так просто, как они об этом говорят", — сказал он. "Никогда не говори "никогда", — ответил на это пресс-секретарь "Газпрома" Сергей Куприянов.

Эксперты "НГ" сетуют об упущенных возможностях РФ. "Младоевропейские страны, вышедшие 30 лет назад из-под влияния России, по сути, уверенно управляются США и зачастую конфликтуют с Брюсселем. Вашингтон наносит здесь двойной удал, ослабляя влияние Германии и последовательно сковывая энергетические возможности России в ЕС", — считают аналитики аналитического центра "Альпари". "Штаты помогут нашим соседям эффективно запустить новые институты власти, сформировать грамотный информационный фон, привить ценности рыночной свободы и энергетической безопасности. Россия же, со своей стороны, десятилетиями делает ровно ничего, надеясь на Германию в энергодиалоге, но на дворе давно другая реальность", — резюмируют они.

Финансовая корпорация, через которую пойдет поддержка проектов "Триморья", будет дублировать функции Международного банка реконструкции и развития (МБРР), отмечает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. "Возникает вполне логичный вопрос: а зачем вообще понадобился США альтернативный уже существующему финансовый институт? Ответ, возможно, лежит на поверхности: МБРР контролируется и со стороны ООН, и со стороны стран-инвесторов, в число которых входит, например, и Россия. Финансовая корпорация такой открытостью и прозрачностью не отличается", — полагает он. По мысли эксперта, финансирование проектов через корпорацию может преследовать конкретные лоббистские цели. "К примеру, условия кредита могут предполагать, что покупатель приобретает определенное количество товара конкретного производителя по согласованной сторонами цене. А затем, как правило, такой кредит либо реструктуризируется, либо списывается как невозвратный", — рассуждает Жарский.

"Сумма в 1 млрд долл., которую США планируют направить странам Восточной Европы, которые как на подбор выступают в качестве импортеров или транзитеров российских газа и нефти, на самом деле очень небольшая с точки зрения финансирования замещения поставляемых "Транснефтью" и "Газпромом" ресурсов, но вполне достаточная для обеспечения лояльности определенных политических сил", — рассуждает экономист.

"С высокой вероятностью эти проекты будут реализованы в форме совместных с американской стороной предприятий. И хотя заявление Помпео подано в красивой упаковке, суть их очевидна: продвижение экономических интересов США в ЕС и сдерживание основного конкурента энергопоставок, то есть РФ", — соглашается доцент Российского экономического университета им. Плеханова Олег Чередниченко.

Ольга Соловьева

Александр Лукашенко грозит откачивать до 2 млн тонн в месяц.

"Ведомости"

Белоруссия готова отбирать транзитную нефть из нефтепровода "Дружба", если Россия не поставит утвержденный балансом объем нефти, заявил в пятницу, 14 февраля, президент Белоруссии Александр Лукашенко (его слова передает государственное агентство БелТА). "Транзит нефти через Беларусь идет в плановом порядке", — сказал в пятницу представитель "Транснефти".

Межправительственное белорусско-российское соглашение предусматривает поставку 24 млн т нефти в год из России в Белоруссию, или 2 млн т в месяц, напомнил Лукашенко. В январе, по его словам, поставили 500 000 т нефти. "Если не поставят в феврале, будем до 2 млн т добирать", — предупредил Лукашенко.

Эту позицию Лукашенко также озвучил на прошедших 7 февраля в Сочи переговорах с президентом России Владимиром Путиным, отметил белорусский президент, добавив: "Я никого не шантажировал".

С 1 января 2020 г. российские нефтяные компании прекратили поставки нефти в Белоруссию. Они не смогли заключить контракты с "Белнефтехимом" из-за разногласий в цене. Белорусская сторона недовольна идущим в России налоговым маневром, в результате которого снижается экспортная пошлина, но растет налог на добычу полезных ископаемых. Россия поставляла белорусской стороне нефть без пошлины. Из-за налогового маневра и повышения мировых цен на сырье стоимость нефти для белорусских НПЗ вырастет более чем на $20 за 1 т, или на 5% к цене 2019 г., заявлял "Белнефтехим". Белорусской госкомпании удалось договориться лишь с "Русснефтью" и "Нефтисой" из группы "Сафмар" Михаила Гуцериева. В январе они поставили на белорусские НПЗ 750 000 т сырья, в феврале поставят еще 450 000 т. "Газпром нефть" готова обсуждать с Белоруссией разные схемы поставок нефти, в том числе давальческую, говорил 12 февраля гендиректор компании Александр Дюков.

Лукашенко пытается выторговать лучшие условия для покупки нефти и засыпать Москву угрозами, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он отметил, что нефть остается собственностью нефтяных компаний на протяжении всего трубопровода. "Если Минск будет забирать нефть из трубы, к Белоруссии пойдут иски о незаконной экспроприации нефти от десятков компаний", — говорит Юшков.

Лукашенко ссылается на индикативный баланс, по которому Россия должна прокачивать на НПЗ 24 млн т нефти, но Россия не обязана это делать, это технологическая возможность прокачки и, чтобы ее реализовать, Белоруссия должна заключить коммерческие контракты с российскими поставщиками, отмечает Юшков. Но даже если сейчас Минск подпишет такие контракты, оператор белорусского участка трубы "Гомельтранснефть Дружба" (оператор нефтепровода в Белоруссии) не сможет прокачать на белорусские НПЗ 2 млн т нефти в месяц, потому что Белоруссия уже начала отгружать из веток трубы буферную технологическую нефть, лишив себя возможности нормально получать сырье, указывает Юшков.

Поскольку Россия и Белоруссия до сих пор не согласовали условия поставки и транзита нефти в текущем году, теоретически правовая ответственность за отбор транзитной нефти в пользу белорусских НПЗ может быть не установлена, рассуждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. В отсутствие договора Белоруссия не имеет законных оснований для отбора нефти, однако в сложившихся условиях она выбирает достаточно провокационный, но относительно безопасный для себя шаг, полагает он: "Если Лукашенко исполнит свое обещание, многое будет зависеть от отобранных объемов — полагаю, что Россия не захочет доводить ситуацию до того, когда нефть начнут недополучать потребители из Европы, и в этом случае Россия как поставщик будет инициировать новые переговоры с белорусской стороной для поиска компромисса".

Через Белоруссию в год прокачивается 70 млн т нефти — на республиканские заводы и транзитом в Европу ("Белнефтехим" сообщал о прокачке 63 млн т в 2019 г. — "Ведомости"), рассказал Лукашенко: "И они [Россия] не имеют никаких проблем. Мы добросовестно, честно качаем эту нефть". Также Белоруссия обсуждает с польскими партнерами возможность закупать нефть с реверсной поставкой из Гданьска по одной из веток "Дружбы", сказал Лукашенко.

"В Беларуси рассматривают вариант поставок нефти из ЕС реверсом по одной из веток нефтепровода "Дружба". Тогда уже не Россия будет по нему поставлять нефть на Запад, а Беларусь — качать из Европы", — заявил Лукашенко. По его словам, в Гданьске Белоруссия может покупать сырье у Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и США. Как ранее объяснял Лукашенко, для этого нефть придется завозить в Польшу по морю, а транзит российской нефти при реверсной работе "Дружбы" снизится до 20 млн т в год. "Гомельтранснефть Дружба" подтверждала, что обсуждает с Польшей механизмы реверсной прокачки нефти из Гданьска на Мозырский НПЗ.

"У Польши сегодня нет технической возможности качать нефть к себе и от себя одновременно, но она может делать это с остановками. Допустим, неделю качаем на Мозырь, а три недели — из Мозыря. То есть это вполне технически реализуемая задача, если Польша пойдет навстречу. Мы это обсуждаем", — говорил первый заместитель гендиректора, главный инженер "Гомельтранснефть Дружба" Андрей Вериго.

С начала года между Россией и Белоруссией нет договора, регулирующего условия транзита нефти, белорусский оператор в одностороннем порядке повысил на 6% тариф на прокачку, напоминает партнер юридической компании "Нафко" Павел Иккерт. Он предполагает, что стороны действуют в условиях некоей долгосрочной правовой неопределенности. Без долгосрочного контракта, закрепляющего за белорусским оператором обязанности по транзиту определенного объема нефти, последствия от такого шага (реверсная поставка с ограничением транзита) для Белоруссии скорее всего ограничатся политическими и, возможно, экономическими рисками, а не правовыми, предполагает Вериго.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, представители российского Минэнерго, "Белнефтехима" не ответили на запросы "Ведомостей".

Елена Вавина

 

 

Но может профинансировать инфраструктуру для промышленников.

"Ведомости"

Правительство не будет гарантировать инвесторам неизменность тарифов по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Чиновники договорились об этом в пятницу на совещании в правительстве у первого вице-премьера Андрея Белоусова, рассказали три человека, близких к разным участникам этого совещания.

С идеей отказаться от прямой стабилизации тарифов выступил сам Минфин, говорит человек, близкий к участнику обсуждения. За неделю до этого, на предыдущем совещании у Белоусова, стабилизация тарифов активно обсуждалась: Минфину, Минэкономразвития и РСПП предстояло обсудить, как это сделать с учетом существующего опыта, например регуляторных контрактов, а компенсировать расходы на стабилизацию тарифов чиновники намеревались из бюджета. Изначально эту нагрузку Минфин планировал переложить на естественные монополии и другие организации, тарифы которых регулируются, например в сфере ЖКХ. Согласно принятому в первом чтении законопроекту в случае увеличения тарифов им предстояло компенсировать инвестору, подписавшему СЗПК, ущерб.

Против — практически все естественные монополии. Официально дискуссия не завершена. Предполагается, что у естественных монополий не будет обязательства платить за повышение тарифов — инвесторам нужно будет договариваться об уступках самим, говорит человек, близкий к Минфину, но расходы компаний на сдерживание роста тарифа не должны компенсироваться из бюджета. Фактически это отказ от стабилизации тарифов, признают два федеральных чиновника. Бизнес добивается неизменных тарифов и будет на этом настаивать, говорит человек, близкий к одной из сторон обсуждения.

Председатель профильного комитета Госдумы — по экономической политике — Сергей Жигарев сказал "Ведомостям", что правительственные поправки ко второму чтению в комитет еще не поступили. Президент Путин просил принять законопроект до конца апреля.

Без стабилизации тарифов СЗПК превращается в инструмент поддержки промышленных проектов, признают участники обсуждения. Компаниям, подписавшим СЗПК, обещают неухудшение основных условий: на проект не будут распространяться новые правила, которые затягивают его исполнение, устанавливают дополнительные запреты и требования, а также увеличивают размер платежей, говорится в одной из последних версий законопроекта ("Ведомости" ознакомились с документом, подлинность подтвердили два участника обсуждений). Главная мера господдержки в новом законопроекте — помощь государства в строительстве необходимой инфраструктуры. Если к будущему заводу, например, на краю леса нужно построить дорогу или протянуть электроэнергию, можно подписать СЗПК и компенсировать такие расходы, приводит пример один из собеседников. В новых поправках компенсацию можно будет получить не из будущих налоговых поступлений, как было в первом чтении, а из бюджета, но в объеме уплаченных налогов, предлагает Минфин. Федеральный чиновник объясняет, что речь идет о компенсации до 50% расходов на обеспечивающую инфраструктуру, если она нужна только этому проекту, или до 100%, если инфраструктурой смогут воспользоваться другие компании или население. Но в версии Минфина есть только 50%-ная компенсация.

Компенсировать расходы на инфраструктуру из бюджета (за 5-10 лет) чиновники готовы только после проверки, что такой инфраструктуры нет в инвестпрограммах монополий и что ее нельзя добавить в их инвестпрограммы, говорится в законопроекте.

Вариантов финансирования инфраструктуры три: за счет бюджета, за счет инвестора с последующим возмещением, за счет регулируемой организации, проверку выбранного варианта проведет уполномоченное ведомство и инвестор. Минфин не будет настаивать на доступе к инвестиционным программам госкомпаний, но госкомпании должны будут предоставить все данные по требованию министерства, рассказывает собеседник "Ведомостей": такие поправки будут учтены в финальной версии законопроекта. "Газпром" и "Россети" предложили уточнить формулировки процедуры включения объектов инфраструктуры в их инвестпрограммы, но никто не возражал, чтобы Россия как акционер обеспечивала включение в инвестпрограммы инфраструктуры — если признано, что это возможно.

Возможности добавлять инфраструктуру в инвестпрограммы не будет, возражает федеральный чиновник. Дискуссия идет в направлении, что принуждать монополии правительство не будет, говорит участник обсуждения — и предупреждает, что правительственные поправки не единственные.

Компенсация расходов на инфраструктуру в СЗПК может быть полезна многим промышленным проектам, в том числе лесной промышленности, производству строительных материалов, металлургам, говорит другой федеральный чиновник. Представитель правительства не ответил на запрос. Представитель Минфина отказался от комментариев.

Компенсация затрат на создание инфраструктуры даже для тех промышленных производств, которые наиболее требовательны к инфраструктуре (энергия, водоснабжение, дороги), как, например, автомобилестроение, машиностроение, нефтехимия, будет скорее дополняющей мерой, чем определяющей для принятия решения о создании производств, говорит партнер PwC Михаил Баженов. В то же время для менее крупных производств уже существуют различные региональные программы, где в составе индустриальных парков так или иначе создана базовая инфраструктура за счет бюджета, чаще всего основной фактор при принятии решений о создании среднего размера производства — возможность обеспечить сбыт производимой продукции, заключает он.

В версии, которая сейчас обсуждается, пожелания бизнеса сведены на нет, говорит партнер KPMG Михаил Орлов: налоговая стабилизация представлена в более примитивной форме, чем по специальным инвестиционным контрактам и территориям опережающего развития, а отказ от стабилизации тарифов убивает привлекательность этого инструмента, хотя обеспечить ее было бы крайне сложно. В такой форме СЗПК — это инструмент, который инвестиционному климату не поможет — но важно, что и не навредит, говорит Орлов.

Ольга Адамчук, Елизавета Базанова

 

 

<< Февраль, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ