media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.03.2017

"Газпром нефть" в 2017 г. увеличит добычу газа, чтобы компенсировать снижение производства нефти, о котором договорились ОПЕК и страны, не входящие в картель, в том числе Россия.

"Ведомости"

"Газпрoм нефть" планирует в 2017 г. увеличить дoбычу углеводородов на 3% дo 89,2 млн т нефтянoго эквивалента, рассказал первый заместитель гендиректoра кoмпании Вадим Якoвлев. Но, несмотря на этo, кoмпания выполнит договоренности между ОПЕК и странами, не входящими в картель, и снизит производство нефти в России к концу II квартала 2017 г. на 2,7%, отметил он.

Среднесуточная добыча нефти по всей компании (в том числе с учетом зарубежных активов в Сербии и Иракском Курдистане) с октября прошлого года ко II кварталу 2017 г. снизится на 1,9% до 170 100 т в сутки (или 1,2 млн барр. в сутки).

Договоренность о сокращении добычи не касаются зарубежных активов "Газпром нефти", отметил Яковлев, на них в прошлом году добыча составила 1,88 млн т или 2,2% от общей добычи компании.

За прошлый год "Газпром нефть" добыла 86,2 млн т углеводородов в нефтяном эквиваленте. Компания получила 59,85 млн т нефти и 32,8 млрд куб. м газа. Насколько компания намерена снизить производство нефти и увеличить производство газа в 2017 г. — Яковлев не сказал.

Россия, ОПЕК и ряд примкнувших к договору стран должны сократить производство нефти на 1,8 млн барр. в сутки, соглашение действует до конца II квартала 2017 г. Будет ли оно продлено — пока не известно, но "Газпром нефть" готова будет в течение месяца восполнить добычу нефти на прежнем уровне сразу после того, как договор истечет, отметил Яковлев. Пока соглашение действует, "мы компенсируем снижение по добыче нефти сверхплановой добычей и продажей газа", сказал Яковлев. По итогам 2016 г. выручка "Газпром нефти" составила 1,5 трлн руб., 356,2 млрд руб. из которых пришлось на продажу нефти, 32 млрд руб. — на продажу газа, а еще 1,1 трлн — на продажу нефтепродуктов.

Никто не мешает "Газпром нефти" увеличивать продажу газа в тот период, когда Россия обязана по условиям мирового пакта снижать производство нефти, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Внутри России есть рынок, компания может как продавать газ напрямую потребителям, так и сдавать "Газпрому" для продажи по России или поставок за рубеж, тем более что "Газпром" уже несколько месяцев подряд ставит рекорды по поставкам газа в Европу, говорит эксперт.

Яковлев надеется, что к 2020 г. добыча компании вырастет на 16% до 100 млн т в нефтяном эквиваленте. Планы реалистичны, компания уже несколько лет подряд инвестирует рекордные суммы в новые проекты, напоминает директор Small Letters Виталий Крюков. В 2015 г. капзатраты компании составили 369 млрд руб., а в 2016 г. они увеличились до 401 млрд руб., следует из отчета за прошлый год. При этом на развитие гринфилдов и браунфилдов "Газпром нефть" потратила 255 млрд и 245 млрд руб. соответственно.

У компании в 2017 г. есть планы по увеличению добычи на четырех проектах — "Новом порте", "Мессояхе", "Бадре" и "Куюмбе", следует из презентации компании. На первом компания намерена в 2017 г. увеличить добычу нефти с 2,9 млн т (по итогам 2016 г.) не менее чем до 5,5 млн т, отметил Яковлев. До конца года компания получит несколько танкеров, а также два ледокола, к 2020 г. "Новый порт" сможет выйти на полку добычи в 8 млн т нефти в год, заявил он. На Восточно-Мессояхском месторождении в 2017 г. планируется добыть 3 млн т нефти, в 2018 г. — не менее 4 млн т, в 2019 г. — более 5 млн т. Месторождение потребует еще инвестиций, в этом году — 20 млрд руб. Кроме того, "Газпром нефть" изучает возможность покупки месторождений и открыта к переговорам, в частности по Гавриковскому месторождению (разрабатывает агрохолдинг "Юг Руси"), отметил Яковлев. На данный момент компания — технический консультант по Гавриковскому, но открыта к переговорам по вхождению в проект.

"Газпром нефть" в 2017 г. увеличит добычу в Ираке до 1,3 млн т н. э. на месторождении Бадра, в Иракском Курдистане намерена развивать проект Sarqala (блок Garmian), планирует расконсервировать блок Shakal и "в дополнение к другим активам оцениваем дополнительные блоки в регионе", заявил Яковлев.

Виталий Петлевой

ФАС подготовила новый вариант национального плана развития конкуренции. Одна из главных целей — сократить госдолю в экономике или хотя бы не дать ей разрастиcь.

"Ведомости"

Нациoнальный план развития кoнкуренции будет стимулировать переход от естественномoнoпольнoгo сoстояния эконoмики к кoнкурентному, говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев на коллегии службы в начале марта. Утвердить его ФАС предлагает указом президента.

Новый вариант проекта указа и плана на 2017-2019 гг. появился в правительстве в марте ("Ведомости" ознакомились с содержанием, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Почти все разногласия сняты, утверждает замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. По поручению правительства органы власти и ЦБ прорабатывают позицию по документу, говорит представитель Минэкономразвития.

Развивать конкуренцию ФАС предлагает, снижая долю государства в экономике, которая сейчас, по данным службы, доходит до 70% (если учесть и госкомпании), или хотя бы остановив расширение госсектора. Для этого ФАС хочет запретить государству приобретать активы на конкурентных рынках. Но есть исключения — запрет не распространяется на оборонные, стратегические предприятия, а также на решения президента или правительства. Также ФАС предлагает запретить создавать унитарные предприятия на конкурентных рынках, а к 1 февраля 2018 г. вообще отказаться от такой организационно-правовой формы.

Госкомпании, унитарные предприятия и их "дочки" должны ограничить покупку новых активов, предлагает ФАС. Прежний вариант плана был жестче — госкомпаниям предписывалось продать профильные активы на конкурентных рынках, но этот пункт исчез. Пока государство не мешает госкомпаниям расширяться, например разрешило "Роснефти" купить 60,16% обыкновенных акций "Башнефти".

В итоге — и это первый ключевой показатель плана — ФАС хочет, чтобы к 2020 г. в каждой отрасли была хоть одна компания, принадлежащая государству не больше чем на 25%. Хотя бы одна частная компания должна быть, комментирует Пузыревский. Нужно провести анализ, есть ли сейчас отрасли, в которых не представлен частный бизнес и почему, продолжает он, если же присутствие частных компаний невозможно, то обсуждать этот вопрос дополнительно. При анализе, по словам Пузыревского, может использоваться классификатор Росстата или другой: "Это будет обсуждаться".

Строго говоря, хотя бы одна частная компания есть в каждом виде деятельности, замечает Владимир Сальников из ЦМАКПа, только это может быть малая или микрокомпания, существующая только по документам. Компания может указывать как основной один вид деятельности, а реально заниматься другим, уточняет он. Необходимо учитывать и территориальный аспект — если товар производится исключительно для регионального рынка, то на федеральном уровне формально будет конкуренция, но реально ее может и не быть, предупреждает Сальников. Одна компания в отрасли ничего не решит, ведь с госкомпаниями ей сложно конкурировать на равных, замечает директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова: лучше ставить целью увеличение доли в отрасли или производстве до десятков процентов.

Многим даже крупным отраслям осталось совсем немного до поглощения государством, например нефтяной, замечает замдиректора Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева. С учетом тенденций последних лет не допустить полного огосударствления отдельных отраслей может оказаться непросто, считает она.

Другие два показателя плана: сократить вдвое число антимонопольных нарушений со стороны власти и удвоить долю закупок государства, госкомпаний и естественных монополий у малого бизнеса. Как будет достигнута вторая цель — изменением законодательства или стимулированием, — еще предстоит решить, уточнил замруководителя ФАС Рачик Петросян.

Естественных монополий должно становиться все меньше: план предлагает делать такие секторы, если это возможно, конкурентными, отказываться от тарифного регулирования. А за оставшимися следить жестче: в их закупках уменьшать долю единственного поставщика, принять единые принципы установления тарифов, а инвестпрограммы, финансируемые из тарифов, согласовывать с ФАС. Для почты и портов — принять правила недискриминационного доступа к их услугам.

Инвестпрограммы естественных монополий уже утверждает правительство, комментирует гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян, в обсуждении, конечно, должна участвовать ФАС, но лучше бы окончательное заключение давали Минэкономразвития и профильные министерства, поскольку естественные монополии — это инфраструктура и вопрос социально-экономического развития. Развитие конкуренции — один из инструментов повышения эффективности экономики, но не самоцель, в некоторых случаях конкуренции быть не может или ее развитие противоречит более важным приоритетам, например локализации производства стратегической продукции, замечает зампред комитета по конкуренции РСПП Александр Ситников.

Экономика страдает от тотального огосударствления и национальный план — это глас вопиющего в пустыне, попытка привлечь внимание к проблеме, политизировать ее, считает бывший министр по антимонопольной политике, а ныне председатель совета потребителей по вопросам деятельности РЖД Илья Южанов. Но один федеральный орган мало что может сделать, а остальные министерства и ведомства выступят против него единым фронтом, полагает Южанов. Даже если план превратится просто в программное заявление о том, что правительство не считает приоритетом развитие госсектора, а, наоборот, хочет более широкого участия частного капитала в экономике, само по себе это будет важно, считает Авдашева.

Екатерина Мереминская

 

 

Первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер — об энергетических перспективах для России.

"Известия"

Необходимость решения глобальных задач, связанных с обеспечением растущих энергетических потребностей человечества, снижением антропогенного воздействия на окружающую среду, а также появление новых и развитие существующих технологий уже сегодня формируют основу для энергетики будущего.

Каким же мы увидим это будущее через 20-30 лет?

Прежде всего, нужно отметить, что на горизонте ближайших десятилетий основным источником энергии по-прежнему останутся углеводороды. В том числе будут развиваться технологии освоения их нетрадиционных запасов, включая шельфовые месторождения. В целом будет расти роль природного газа как наиболее чистого ископаемого топлива. По прогнозам ведущих аналитиков, объемы его добычи увеличатся более чем на треть, а доля в общем энергобалансе дойдет почти до четверти и вплотную приблизится к долям угля и нефти.

Вместе с тем развитие накопителей энергии, технологий, повышающих КПД солнечных панелей и ветроустановок, приведут к снижению себестоимости электроэнергии, производимой с помощью возобновляемых источников энергии (ВИЭ), и соответствующему росту их доли в производстве электричества.

Еще одним обширным источником энергии может стать новая технологическая платформа в атомной энергетике, которая включает в себя замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейтронах. Эти технологии позволяют минимизировать накапливаемые радиоактивные отходы и колоссальным образом расширяют топливную базу атомной энергетики.

Со стороны потребления влияние на мировой энергобаланс будет оказывать рост энергоэффективности. Сегодня это общемировой технологический тренд, и нередко можно слышать со стороны экспертов, что энергоэффективность — это "второе топливо".

Важной технологической особенностью "энергетики будущего" станет ее интеллектуализация во всех сферах. "Умные" скважины, месторождения, шахты и разрезы будут сдерживать рост затрат в добывающих отраслях ТЭКа и повышать в них производительность труда. "Умные" электрические сети в сочетании с потребительскими сервисами обеспечат участие активных пользователей в работе энергосистемы и выведут ее на качественно новый уровень, который позволит менять ее характеристики в реальном времени, снижая количество аварий и ускоряя восстановление после них.

В целом электроэнергия будет всё больше и больше принимать на себя роль "конечного" интерфейса в доставке энергии потребителям. Можно сказать, что нынешний век станет веком электричества. И одной из характерных черт этого процесса будет последовательный рост доли электротранспорта.

Все перечисленные тенденции переводят основную конкурентную борьбу в энергетике в новую плоскость — на рынки технологий. И сегодня одна из главных задач России -трансформировать имеющийся задел в развитии традиционной энергетики в энергетику завтрашнего дня. При этом важно не просто выйти на новые рынки, следуя общему курсу, а самим формировать эти тренды.

Приоритетное значение в данном ключе приобретает инновационное развитие отраслей российского ТЭКа, поддержка отечественной науки и формирование высококвалифицированного кадрового резерва. Все эти задачи красной линией проходят в разработанном проекте обновленной Энергетической стратегии России на период до 2035 года, а также в утвержденном в прошлом году Прогнозе научно-технологического развития ТЭК России.

Для достижения поставленных целей уже сегодня Минэнерго России реализует "дорожные карты" по внедрению инноваций в отраслях ТЭКа и отраслевому направлению Национальной технологической инициативы "Энерджинет". Ведется работа по проекту "Интеллектуальная энергетическая система России". Работа по всем этим и целому ряду других направлений взаимоувязана и носит системный характер.

Несмотря на обеспеченность нашей страны традиционными источниками энергии, развитие возобновляемой энергетики также находится в фокусе нашего внимания. Использование ВИЭ уже сейчас экономически целесообразно для энергоснабжения изолированных и удаленных энергорайонов. Кроме того, для выхода в число мировых технологических лидеров России необходимо развитие собственных компетенций.

Реализуемая политика и меры поддержки уже дают свои результаты. Начиная с 2015 года мы видим прогресс в темпах ввода в эксплуатацию генерирующих объектов ВИЭ. Если в 2015 году суммарная мощность введенных объектов ВИЭ составила чуть менее 60 МВт, в прошлом году — 70 МВт, то в 2017 году планируется ввод порядка 125 МВт. К 2035 году мы планируем рост выработки электроэнергии на основе ВИЭ в 15-20 раз.

Однако ключевым для России является не только объем вводимой мощности и создание собственной генерации на ВИЭ, но, прежде всего, наработка соответствующих отечественных технологий с целью выхода зарубежные рынки. Еще в 2015 году в солнечной энергетике российскими учеными была завершена разработка технологии производства фотоэлектрических модулей на основе гетероструктурной технологии с КПД более 20%, что полностью конкурентоспособно на мировом уровне. В текущем году после соответствующей модернизации производства в Чувашии будет запущено производство солнечных модулей по этой технологии мощностью 160 МВт в год. Продукция будет иметь значительный экспортный потенциал.

В 2016 году о своих интересах в секторе ветровой генерации объявила ГК "Росатом", обозначившая производство соответствующего оборудования одним из приоритетов развития своего машиностроительного комплекса. Корпорация подала заявки на строительство объектов ветровой генерации объемом 610 МВт со сроком ввода в 2018-2020 годах. В перспективе планируется организовать производство ключевых комплектующих ветрогенератора не только под строительство собственных ветропарков, но и для выхода на международные рынки с оборудованием мультимегаваттного класса.

В целом можно сказать, что реализуемая сегодня государственная политика формирует прочную основу для последовательного перехода всех отраслей российского ТЭКа к "энергетике будущего" и обеспечивает стратегическую конкурентоспособность наших компаний как на традиционных, так и на новых технологичных рынках энергетики завтрашнего дня.

Алексей Текслер — первый заместитель министра энергетики РФ

 

 

<< Март, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ