Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.04.2014

"Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Башнефть" и "Татнефть" выбрали месторождения, налогообложение которых предлагается привязать к финансовому результату.

"Известия"

Нефтяники предложили девять месторождений в рамках налогового эксперимента по внедрению налога на финансовый результат (НФР), который может начаться уже с 1 января 2015 года. По словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, правительство поддержало начало пилотных проектов по применению НФР с 1 января 2015 года.

По данным "Известий", Минэнерго предлагает привлекать к участию в налоговом эксперименте действующие месторождения нефтяных компаний с уровнем добычи нефти не более 10 млн т в год. Возможность выбора новых, пока неосвоенных месторождений продолжает обсуждаться.

Минэнерго предлагает перейти к обложению нефтяной отрасли налогом на финансовый результат вместо текущей схемы взимания налога на добычу полезных ископаемых и вывозной экспортной пошлины. Подобная налоговая система уже действует в Великобритании и Норвегии. По мнению ведомства, для увеличения процента ввода ряда новых месторождений в эксплуатацию и увеличения вложений в геологоразведку эффективнее облагать налогом накопленную за время разработки месторождения прибыль, понимаемую как разницу между доходами и расходами за весь срок освоения нефтяного месторождения. Ставка налога должна увеличиваться по мере роста добычи сырья и снижаться при ее сокращении. По мнению главы Минэнерго Александра Новака, при действующей сегодня схеме налогообложения добыча нефти упадет и в течение 20–30 лет из имеющихся запасов 22 млрд т нефти будет добыто лишь 11 млрд т.

Ранее желание участвовать в налоговом эксперименте изъявляли "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Башнефть", "Татнефть", но конкретных проектов не называлось. Согласно "Концепции перехода к налогу на финансовый результат" Минэнерго (копия есть у "Известий"), которая была подготовлена к профильному совещанию у Дмитрия Медведева, три компании предложили в общей сложности девять месторождений для налогового администрирования на основе обложения финансового результата. "Газпром нефть" предлагает Вынгаяхинское и Еты-Пуровское месторождения, "Лукойл" — Имилорское месторождение (пока не освоено) и ряд действующих месторождений со степенью выработки ресурсов от 50 до 80% в ХМАО и Коми: Покамасовское, Лас-Егановское, Филипповское, Дружное, Возейское. "Сургутнефтегаз" предлагает вовлечь в эксперимент месторождение имени Шпильмана (планируется ввести в эксплуатацию с 2015 года). На этом совещании председатель правительства Дмитрий Медведев одобрил старт налогового эксперимента на отдельных пилотных проектах к 1 января 2015 года, несмотря на то что Минфин выступает против введения этого налога.

Другие нефтяные компании пока свои письменные предложения не предоставили. Ассоциация независимых нефтяных компаний "Ассонефть" пока озвучила их только на словах: малая нефтянка предлагает выбрать для участия в эксперименте не отдельные месторождения, а целый перечень компаний, разрабатывающих их, поскольку участие в эксперименте проектов небольших компаний не приведет к выпадению существенных средств из бюджета. Об этом "Известиям" рассказала глава "Ассонефти" Елена Корзун. Источник в Минэнерго пояснил "Известиям", что приоритет в выборе пилотных проектов будет отдан все же отдельным месторождениям среднего уровня, для того чтобы эксперимент оказался показательным для дальнейшего глобального применения, которое может стартовать уже после 2016 года. Определить несколько "месторождений-пилотов" для НФР правительство может уже осенью текущего года.

Согласно документам Минэнерго, при действующем уровне налогообложения норма доходности для новых месторождений нефтяников при цене на нефть от $100 отрицательна либо составляет всего 1–3%, что не позволяет вкладывать средства в такие проекты. Действующее месторождение приносит доход в 16–18%.

Сейчас Минэнерго рассматривает основные две схемы перехода на налог на финансовый результат: распространить его действие первоначально лишь на определенные категории месторождений по территориальному признаку (на новые месторождения в границах Восточной Сибири и Дальнего Востока) или же на действующие месторождения с объемом добычи сырья до 10 млн т (то есть средние). По словам Александра Новака, основной критерий выбора победителей из пилотных проектов — это реальная возможность сохранения объема поступлений в бюджет от проектов компании не ниже чем от применения действующей схемы налогообложения (изъятие НДПИ и вывозной пошлины), а также прозрачности администрирования и прогнозирования такого налога.

Ранее глава "Лукойла" Вагит Алекперов озвучил, что принцип налогообложения  финансового результата для нефтяной и газовой отрасли даст возможность экономически эффективно разрабатывать все месторождения.

— Такой переход даст уверенность не только инвесторам, но и правительству, что отрасль будет развиваться и налоги будут своевременно поступать в бюджет, — подчеркнул Вагит Алекперов.

Людмила Подобедова

 

 

Запасы нефти у Виталия Ванцева выросли вдвое.

"РБК daily"

Подконтрольная Виталию Ванцеву компания АФБ доразведала в Астраханской области месторождение нефти и газа Великое — его запасы теперь оцениваются в 300 млн т нефти. Такого крупного месторождения не открывали последние 20 лет, отмечают в Минприроды. Четыре года назад Ванцев обязался вложить в развитие своего нефтяного бизнеса 200 млн долл., вчера его оценка выросла в десять раз.

"Объем запасов месторождения Великое позволяет говорить о рождении новой нефтегазовой провинции в Астраханской области", — заявил министр природных ресурсов Сергей Донской, выступая на конференции "Разведка и добыча нефти: факторы устойчивого развития". По его словам, Госкомиссия по запасам Роснедр в конце 2013 года поставила на баланс запасы нефти и газа этого месторождения — около 300 млн т нефти и 90 млрд куб. м газа по категории С2 (перспективные запасы). Главный геолог АФБ Владимир Кудинов сказал журналистам, что запасы Великого не только предварительно оценены, но считаются и разведанными — по категории С1+С2, передает ИТАР-ТАСС.

Таких крупных открытий в России не было более 20 лет, подчеркнул министр. Последнее месторождение такого масштаба — Ванкор (480 млн т нефти, принадлежит "Роснефти"), которое было открыто в 1991 году в Красноярском крае. АФБ подконтрольна совладельцу Внуково Виталию Ванцеву, сообщали ранее "Ведомости". Бизнесмен остается основным владельцем (более 50%) этой компании, сказал вчера РБК его представитель.

Ванцев купил долю в АФБ в 2010 году — это был серьезный риск: на тот момент у компании не было доказанных запасов, она вела геологоразведочные работы на Тамбовском участке в Астраханской области. Но бизнесмен не прогадал: через год компания выиграла лицензию на геологоразведку и добычу на этом месторождении, а осенью 2012 года АФБ защитила запасы одной из скважин в объеме более 140 млн т. Лицензия обошлась Ванцеву в 37,8 млн руб. — затраты на его разработку оценили в 1-1,5 млрд долл., сообщил источник в окружении Ванцева.

В 2013 году оказалось, что потенциал Тамбовского участка не ограничивается разведанными запасами. Было исследовано месторождение Великое на территории того же участка (оно выходит за его пределы), рассказал РБК представитель Ванцева. Он не стал уточнять, сколько планируется инвестировать в развитие Великого и когда начнется добыча нефти на нем.

По словам Донского, АФБ рассматривает возможность разработки месторождения совместно с крупными нефтяными компаниями. Представитель Минприроды уточнил РБК, что сроки начала добычи будут определены в соответствии с представленным АФБ техническим проектом. Для его подготовки необходимо завершить геологическое изучение месторождения. Это долгий процесс, который завершится к 2020 году, добавил собеседник РБК.

По оценке партнера Greenwich Partners Льва Сныкова, затраты на разработку Великого могут составить около 5 млрд долл. А стоимость компании — недропользователя месторождения может достигать нескольких миллиардов долларов, говорит Сныков. Эксперт добавляет, что месторождение с подобным объемом запасов, открытое в других странах, могло бы стоить до 10 млрд долл., но в России его оценка значительно ниже: российские нефтяные активы сейчас оцениваются с большим дисконтом, кроме того, в Астраханской области непростая геология и высокая сернистость нефти.

В качестве основных претендентов на партнерство по разработке месторождения "Великое" Сныков называет "Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Башнефть". Иностранному инвестору вряд ли позволят разрабатывать такое крупное стратегическое месторождение вместе с частной компанией, добавил он.

Представитель Ванцева вчера не комментировал, кто может стать его партнером в этом проекте. В пресс-службах "Роснефти" и ЛУКОЙЛа отказались от комментариев, в "Башнефти" не ответили на звонок.

Заправщик Внуково

Ванцев начинал карьеру в нефтяном бизнесе, но не в добыче — в 1995 году он занялся поставкой авиационного керосина в аэропорт Внуково. За восемь лет поставщик топлива стал основным инвестором в хозяйство авиаузла. Когда в 2003 году правительство России передало Москве 61% акций аэропорта Внуково, заправкой и ремонтом самолетов, обработкой грузов и транспортом в нем занимались компании, подконтрольные Ванцеву.

В 2001 году город решил построить современный терминал во Внуково. Ванцев, на тот момент заместитель генерального директора авиаузла, заявил о желании финансировать стройку. Основным инвестором проекта была Авиационно-нефтяная компания. Тогда стройка оценивалась в 30 млн долл. и речь шла о терминале, который должен был обслуживать 1,5 млн пассажиров в год. Двенадцать лет спустя Ванцев признавал, что ему принадлежит 18% в "активах аэропорта", общий объем инвестиций во Внуково в 2001-2012 годы он оценил в 2 млрд долл. К этому времени государству принадлежало 75% ОАО "Аэропорт Внуково" и 25% ОАО "Международный аэро­порт "Внуково", авиаузел был готов обслуживать до 35 млн пассажиров в год.

В 2010 году стало известно имя одного из партнеров Ванцева — бизнесмена Льва Кветного. Бывший партнер Алишера Усманова до 2013 года был совладельцем бизнесов во Внуково.

Ванцев работает и на рынке Санкт-Петербурга. В 2007 году он вместе с компанией "Росинвест" начал строительство терминала бизнес-авиации в Пулково. В 2010 год проект получил в аренду на 49 лет 9,9 га земли рядом с авиаузлом. Инвестиции в бизнес-терминал оценивались в 50 млн долл.

В 2013 году Ванцев заявил об интересе к бюджетному аэропорту Ермолино в Калужской области. Во второй половине этого года должны начаться работы по развитию этого авиаузла, расположенного в 72 км от Москвы (60 км от Внуково). Ванцев предлагал вложить в его реконструкцию 3 млрд руб. Оттуда предполагает летать "ЮТэйр", давний партнер аэропорта Внуково.

Тимофей Дзядко, Александра Евдокимова

 

 

Россия убеждает партнеров по Таможенному союзу отсрочить полную либерализацию торговли нефтью. Ограничения могут быть сохранены и в 2015 г. Цена для российского бюджета — более $20 млрд.

"Ведомости"

Во вторник в Москве прошла встреча премьеров трех стран Таможенного союза. В частности, они предварительно договорились сохранить действующие во взаимной торговле тарифные и нетарифные ограничения и в 2015 г., рассказали "Ведомостям" два федеральных чиновника, знакомых с ходом переговоров.

Пресс-секретарь российского премьера Наталья Тимакова не ответила на вопрос "Ведомостей", получить комментарии ее коллег из Казахстана и Белоруссии вчера не удалось.

Сейчас единственное существенное ограничение в торговле товарами — экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, говорит Наталья Волчкова из Российской экономической школы. Без пошлин нефть поставляется в Белоруссию по квоте: в 2013 г. — 20,9 млн т, договоренность на первое полугодие 2014 г. — 11,5 млн т. В обмен Белоруссия возвращает пошлину от экспорта белорусских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Казахстан же в обмен на беспошлинные поставки нефтепродуктов поставлял России нефть, пошлина от ее экспорта должна оставаться в российском бюджете.

Белоруссия ежегодно перечисляет России около $4 млрд, говорил в прошлом году президент Александр Лукашенко. "Путин обещал: с 1 января 2014 г. устраняем все изъятия и ограничения в торговле; в противном случае мы Таможенный союз не потянем", — грозил Лукашенко (цитата по "Интерфаксу").

Однако российская казна все равно несет потери из-за союза — $6,5 млрд в 2013 г., оценивали чиновники Минфина. По расчетам Александра Кнобеля из РАНХиГС, чистый нефтегазовый трансферт из России в Белоруссию в 2012 г. составил $5,7 млрд, в том числе $4,5 млрд — нефтяной. Примерно на том же уровне он остался и в 2013 г., писал Кнобель в статье для "Ведомостей".

Предполагалось, что ограничения будут отменены в 2015 г., но либерализация нанесла бы большой ущерб российскому бюджету: ежегодные потери из-за Таможенного союза выросли бы до $30 млрд, подсчитывали чиновники Минфина. Россия с начала этого года пыталась убедить Белоруссию и Казахстан продлить действие ограничений, но до сих пор позиция партнеров по союзу была жесткой, вспоминает один из собеседников "Ведомостей".

Количественные ограничения как минимум на следующий год сохранятся, говорит один из собеседников "Ведомостей", а окончательные сроки запуска единого рынка будут уточнены после встречи президентов трех стран (запланирована на 29 апреля в Минске. — "Ведомости"). Предварительно решено продлить отсрочку до 2018 г., утверждает один из собеседников "Ведомостей". "Но Белоруссия еще не отказалась от своей позиции, она зарезервировала позицию", — подчеркивает чиновник.

Для российского бюджета $30 млрд потерь — это уже непосильная ноша, говорил замминистра финансов Сергей Шаталов в интервью "Ведомостям" в январе. Огромные убытки возникнут, если будет выбран самый худший для России вариант: все ограничения отменяются, а Белоруссия и Казахстан не захотят гармонизировать пошлины и установят тариф намного ниже российского. Тогда компаниям будет выгоднее экспортировать нефть не напрямую, а через страны Таможенного союза, боятся чиновники.

Минфин даже готовил запасной вариант на случай, если не удастся договориться, — большой налоговый маневр в нефтяной отрасли: снижение экспортной пошлины на нефть до уровня казахстанской (она будет $80 за 1 т; для сравнения: российская пошлина сейчас — $384,4 за 1 т) и одновременно повышение НДПИ. Базовая ставка НДПИ для нефти в следующем году составит 530 руб. за 1 т, насколько придется ее повысить, чиновники не рассказывали, но маневр должен был принести бюджету 90 млрд руб. Исходя из этого НДПИ мог превысить 1100 руб. за 1 т, подсчитывал Московский нефтегазовый центр EY.

Такое резкое снижение пошлин привело бы к росту внутренней цены на нефть (рассчитывается как экспортная цена за вычетом пошлины и расходов на транспортировку) и на бензин, что ударило бы не только по российским потребителям, но и по жителям Казахстана и Белоруссии. Российские чиновники предлагали компромиссный вариант — установить единые пошлины, сохранить квоты, но отказаться от компенсации пошлин Белоруссией. Тогда потери российского бюджета составили бы $13 млрд.

Но и для России такой налоговый маневр — "это крайний, шоковый вариант", объяснял чиновник финансово-экономического блока правительства. Снижение пошлин и повышение НДПИ, в принципе, вписываются в планы Минфина, но министерство собиралось менять ставки постепенно: в течение трех лет и изменения не должны быть значительными. Если форсировать реформу, возникнут риски: резко вырастут цены на бензин, чтобы избежать этого, пришлось бы обнулить акцизы, объяснял чиновник. А это создало бы проблемы по цепочке: образуется дыра в региональных дорожных фондах, 70% поступлений которых — акцизы, придется искать замену, перестраивая весь бюджет. Также не удалось бы сдержать рост цен на авиакеросин и нефтехимию, говорил чиновник: эти продукты не облагаются акцизом, поэтому сложно придумать компенсационные механизмы. 90 млрд руб. бюджетных доходов, выигранных за счет маневра, должно хватить на то, чтобы решить все проблемы, обещали чиновники.

И все равно такой маневр — слишком большой шок для бюджетной системы и компаний, говорит высокопоставленный чиновник правительства.

Маргарита Папченкова, Маргарита Лютова

<< Апрель, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ