media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.04.2017

Состояние конкуренции за год не улучшилось, констатирует ФАС, а риски даже выросли. Главные враги — само государство и чиновники, которые не готовы сокращать свое влияние.

"Ведомости"

В 2016 г. конкуренция не стала ни более здоровой, ни более развитой, а многие из опасных тенденций усилились, пишет ФАС в проекте доклада о состоянии конкуренции (опубликован на сайте службы).

Главный риск — увеличение доли государства в экономике: сращивание монополий с государством и прямое огосударствление. В докладе за 2015 г. ФАС констатировала, что в России формируется государственно-монополистический капитализм, а вклад государства и госкомпаний в ВВП составляет порядка 70%. В 2016 г. ситуация существенно не изменилась. Перед кризисом 1998 г. госдоля в экономике оценивалась примерно в 25%, пишет ФАС, в 2008 г. — уже в 40-45%, половину она превысила к 2013 г.

Государство продает гораздо медленнее, чем приобретает, объясняет ФАС, темпы приватизации с 2010 г. упали более чем втрое. Госкомпании тоже неохотно расстаются с непрофильными активами.

Унитарных предприятий стало меньше на 10%, что практически не влияет на ситуацию: из 6219 организаций в Реестре естественных монополий 18,1% — унитарные предприятия. В 2016 г. было создано 632 новых унитарных предприятия, пишет ФАС. Часто они появляются на конкурентных рынках и выигрывают борьбу с коммерческими компаниями, используя административный ресурс, объяснял ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев. В проекте Национального плана развития конкуренции, внесенном ФАС в правительство, предложено отказаться от этой "устаревшей и неэффективной" формы в 2018 г., а до этого запретить создавать унитарные предприятия на конкурентных рынках.

Еще один риск — картельные сговоры — тоже связан с чиновниками. В 2016 г. было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел — о картелях, на 18% больше, чем в 2015 г. Более 80% — сговоры на торгах. Участие чиновников — специфическая черта антиконкурентных соглашений в России, указывает ФАС.

Количество конкурентов сокращается из-за действий органов власти, подтверждает бизнес: на это указали 40% респондентов, опрошенных Аналитическим центром при правительстве. Другие причины — изменения нормативно-правовой базы (37%) и уход конкурентов с рынка (34%). Все меньше опрошенных считают конкуренцию высокой.

Еще одна преграда для развития бизнеса — тарифы естественных монополий, пишут авторы доклада. Тарифная политика названа темой года — ФАС рассчитывает повысить эффективность монополий, снизить издержки экономики и стимулировать конкуренцию. Сэкономленное на расходах должно оставаться у компаний, использоваться ими для инвестиций, чтобы потом еще больше сэкономить, говорил Артемьев. ФАС разработала проект закона о тарифном регулировании, который должен заменить разрозненные нормы и помочь уйти от расчета тарифа по расходам (предлагается пять способов). Расчетная предпринимательская прибыль может быть 1,5-5%, а для унитарных предприятий она не предусмотрена.

Приватизация и реформа унитарных предприятий — эти же рецепты предложены в докладе ЦСР о защите и развитии конкуренции. В отраслях, где для запуска производства нужны первоначальные инвестиции, государство должно брать их на себя, но затем приватизировать актив, советуют авторы доклада.

Оснований ожидать улучшения состояния конкуренции не было, говорит замдиректора Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева. Например, региональным и муниципальным властям удобнее и проще работать с унитарными предприятиями, замечает она. Сама ФАС может сделать не так много — это правительство должно решить сократить долю государства в экономике, заключает Авдашева.

Екатерина Мереминская

 

 

Поставки нефти и нефтепродуктов в соседнее государство снизились в четыре раза.

"Известия"

Россия снизила поставки нефти и нефтепродуктов на Украину с момента ухудшения взаимоотношений уже более чем в четыре раза — это следует из данных российской и украинской таможенных статистик. По мнению экспертов, опрошенных "Известиями", произошло это не только и не столько из-за политики. Одним из главных факторов стало уменьшение потребления этих видов энергоносителей Украиной на фоне экономического кризиса в стране. Сейчас украинские закупки имеют ничтожно малую долю в общем экспорте российской нефти, отмечают аналитики.

Расчеты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) для "Известий" основаны на данных Федеральной таможенной службы России об экспорте нефти и нефтепродуктов под кодами ОКВЭД 2709 и 2710. Этих товаров на Украину в 2014 году было продано в денежном выражении на $3,1 млрд. При этом в 2015 году эта цифра составила уже $1,04 млрд, то есть в три раза меньше. По итогам 2016 года экспорт в денежном выражении составил всего $0,72 млрд.

В агентстве отмечают, что причинами стали не только политические взаимоотношения двух стран, но и падение цен на энергоносители.
— Цены на нефть и нефтепродукты за этот период также снизились, поэтому роль стоимости сырья в значительном спаде объема экспорта велика, — заявил "Известиям" замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

По его словам, еще одной причиной уменьшения экспортных объемов стало снижение потребления Украиной нефтепродуктов из-за сложной политической обстановки в стране.

— Из-за кризиса на Украине резко упал спрос на нефтепродукты — так, потребление бензина в 2016 году было на 40% меньше, чем в 2014 году, — рассказал Василий Танурков.

АКРА отмечает, что для России украинский рынок не слишком значим. И в целом его значение упало по сравнению с 2013 годом.

— Основной поставщик нефтепродуктов на Украину — это Белоруссия, сырой нефти — Азербайджан и Казахстан, — заявил эксперт.

Также расчеты для "Известий" провели по статистике украинской таможенной службы аналитики агентства "Финам". Согласно им, по итогам 2014 года показатель импорта Украиной углеводородов составил $4 млрд, за 2015 год — $844,6 млн, за 2016 год — $543 млн, а за первые два месяца 2017 года — $211,5 млн. Эти данные несколько отличаются от информации российской ФТС.

— На динамику сильно влияло изменение цен на нефть и нефтепродукты, а также курс гривны к доллару, — объяснил эксперт-аналитик "Финама" Алексей Калачев.

Согласно этим данным, импорт Украиной нефти из России в денежном выражении неуклонно снижался вплоть до 2016 года — с $4,4 млрд в 2011 году до $89 млн в 2015 году. Доля России в украинском нефтяном импорте была ведущей вплоть до 2014 года, когда она составляла максимальные 89,4%, подсчитал аналитик. В 2015 году почти 100% от объема закупленной нефти, максимально низкого в новейшей истории Украины, было получено из Казахстана. В 2016 году также основным поставщиком оставался Казахстан, но появилась и российская нефть.

— Характерно, что уже в 2016 году импорт нефти вновь начал расти и практически удвоился по отношению к 2015 году и составил уже $173,84 млн, — рассказал Алексей Калачев.

Он ожидает как минимум удвоения импорта сырой нефти Украиной из России в 2017 году.

В украинском импорте нефтепродуктов на первом месте стабильно фигурируют поставки из Белоруссии, которые составляют от трети до половины объема. Россия традиционно была на втором месте с долей в 20-25%, сообщил Алексей Калачев.

— Политическая обстановка снижает значение Украины для российской внешней торговли, — считает эксперт.

Сейчас закупки нефти Украиной имеют ничтожно малую долю в общем экспорте российской нефти, говорит он. Тем не менее значение Украины остается важным для России как транзитной страны.

Объем поставок нефтепродуктов на Украину из России продолжит снижаться, уверен первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. При этом, по его мнению, темпы снижения будут менее резкими, чем сейчас.

— В ближайшие годы Украина будет оставаться крупным рынком для сбыта российских углеводородов, однако ее роль будет постепенно снижаться, — сказал эксперт.

По его мнению, уже к 2030 году доля поставок российских энергоресурсов на Украину существенно сократится, в то время как общий объем поставок в Европу будет находиться у текущих значений. Таким образом, Россия нивелирует политический фактор в отношениях со своими потребителями в Европе.

Доля Украины в общем российском экспорте снизилась с 4,5 до 1,8%. Общий объем импорта из России на Украину снизился с $29,5 млрд в 2011 году до чуть более $5 млрд в 2015 году, по данным украинской статистики.

Мария Тодорова

 

 

"Интер РАО" может лишиться третьего международного проекта за год. Эквадор хочет расторгнуть контракт на поставку оборудования для ГЭС Toachi-Pilaton.

"Ведомости"

"Интер РАО" может лишиться еще одного международного контракта. Ее "дочка" "Интер РАО — экспорт" получила уведомление от государственной Corporacion Electrica del Ecuador (Celec) о намерении расторгнуть контракт на поставки оборудования для комплекса ГЭС Toachi-Pilaton и ТЭС Termogas Machala, рассказал "Ведомостям" представитель российской компании. "Интер РАО — экспорт" с претензиями не согласен, подчеркнул он. Запрос, направленный в Celec, остался без ответа.

Проект гидрокомплекса Toachi-Pilaton был начат в 2011 г. В его состав должны войти ГЭС Alluriquin (плотина Toachi) мощностью 204 МВт, ГЭС Sarapullo (плотина Pilaton) мощностью 48,9 МВт, а также мини-ГЭС Toachi на 1,4 МВт. "Интер РАО — экспорт" занимается поставкой и монтажом оборудования (турбины, генераторы, подстанции и проч.). Контракт на расширение ТЭС Termogas Machala (мощность — 308 МВт) "Интер РАР — экспорт" подписал в 2013 г. Для реализации обоих контрактов Росэксимбанк согласился предоставить Celec кредит на $320 млн, если контракты будут расторгнуты, то Эквадор может быть вынужден вернуть банкам $170 млн, пишет Argus.

Официальная претензия Эквадора — срыв сроков ввода ГЭС, рассказывает представитель "Интер РАО — экспорта". Но "Интер РАО" отвечает только за поставку и монтаж оборудования, строительные работы выполняет China National Electric Engineering (CNEEC), объясняет он, и по большинству объектов работы российской компании еще не переданы. Задержка составляет больше года, при этом с российской стороны все основное оборудование уже поставлено, говорит представитель "Интер РАО — экспорта". В ходе работ также появилась необходимость изменения технических параметров проекта, согласование этих вопросов занимало длительное время, продолжает собеседник "Ведомостей". Последние дополнения так и не были законтрактованы, включая некоторые фактически выполненные работы, отмечает он. Но стороны уже были готовы к поэтапному вводу гидроагрегатов в 2017 г., рассказывает представитель "Интер РАО — экспорта". Запрос в CNEEC остался без ответа. Toachi-Pilaton должен был быть запущен в феврале 2015 г., но срок запуска переносился, последняя дата — май 2018 г., цитирует материалы министерства энергетики Эквадора Argus.

"Интер РАО — экспорт" решил обратиться в Центр медиации Эквадора для досудебного урегулирования спора, компания готова рассматривать различные варианты согласно законодательству и положениям контракта, отметил представитель "Интер РАО — экспорта". Во многих странах центр медиации — это институт, который организует переговоры и примиряет стороны с участием третьего лица, помогающего найти компромисс, объясняет партнер BGP Ligitation Александр Ванеев. Обычно медиацию выбирают как более быструю и дешевую альтернативу разбирательствам в арбитраже или суде, говорит он: недостаток в том, что такое соглашение не гарантирует, что одна из сторон его не нарушит.

Контракт в Эквадоре не первый международный проект "Интер РАО", оказавшийся под угрозой. В октябре 2016 г. Вьетнам решил не подписывать контракт с "Интер РАО" на строительство ТЭС "Куанг Чать — 2" мощностью 1,2 ГВт и отдал его местной EVN. Его стоимость оценивалась в $2 млрд. А в ноябре прошлого года Аргентина отклонила предложение России о кредите на $2,6 млрд для строительства ГЭС "Чиуидо-1". Тендер на строительство станции мощностью 637 МВт ранее выиграл "Интер РАО — экспорт". На конец 2015 года у "Интер РАО — экспорта" были контракты на сумму более $2 млрд, следует из сайта "Интер РАО".

Иван Песчинский

<< Апрель, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ