Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.04.2019

Общая сумма выплаты за поставку ими топлива на внутренний рынок вырастет до 190 млрд рублей в год.

"Ведомости"

Минфин и Минэнерго рассматривают возможность изменить формулу, по которой рассчитывается компенсация нефтеперерабатывающим компаниям за поставку ими топлива на внутренний рынок. Это уменьшит их потери, следует из документов Минэнерго и подтверждают "Ведомостям" два чиновника и собеседник в одной из нефтяных компаний.

По действующему Налоговому кодексу нефтяники за поставку моторных топлив на внутренний рынок должны получать 60% от разницы между экспортной ценой моторных топлив (без учета транспортировки, а также пошлин) и фиксированной ценой в 56 000 руб. за тонну для бензина и 50 000 руб. за тонну для дизтоплива. Сейчас министерства думают увеличить возврат до 75% по бензину и 70% по дизтопливу, при этом снизить фиксированную цену, от которой считается компенсация нефтяным компаниям, до 51 000 и 46 000 руб. за тонну по бензину и дизтопливу соответственно.

Если формулу расчета компенсации изменят, то компании смогут получить компенсацию на 5 млрд руб. больше, чем по нынешней формуле, подсчитал консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов.

При текущих ценах на нефть и нефтепродукты с применением новой формулы нефтяники могут получить в апреле возврат из бюджета около 48 млрд руб. (по действующей формуле компании получат 43 млрд руб. компенсации), отметил он. Таким образом, за год от изменения формулы нефтяники смогут получить до 60 млрд руб.

Изменение формулы компенсации приведет к тому, что нефтяникам будет возвращено до 56% от оцениваемых потерь при поставках топлива на внутренний рынок (сейчас 49%), говорит Тыртов. "Новая формула работает лучше при высоких ценах на нефтепродукты. Так, в марте по новой формуле компенсации потерь нефтяникам составили бы 49% в сравнении с 45,5% при расчете по текущей формуле", — посчитал эксперт.

Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Представитель Минфина заявил, что "вопросы корректировки компенсации за поставку на внутренний рынок и компенсации выпадающих доходов бюджета сейчас обсуждаются, решений пока нет".

Применение новой формулы компенсации напрямую зависит от того, сумеют ли Минфин и Минэнерго договориться в правительстве, как и за счет чего компенсировать выпадающие доходы бюджета — суммарно 190 млрд руб. (с учетом 60 млрд руб.), сказал собеседник "Ведомостей", близкий к одному из министерств.

Пока договориться не удалось, следует из заявлений директора департамента налоговой политики Минфина Алексея Сазанова. Рассматривается три варианта, сообщил он. Против первого варианта — взять деньги из фонда национального благосостояния — выступает Минфин, против второго — повышения НДПИ — Минэнерго. Третий вариант — повышение акцизов на темные нефтепродукты — пополнит бюджет на 50 млрд руб. Источники компенсации остальных выпадающих доходов бюджета еще не определены, подчеркнул Сазанов. Собеседник, близкий к одной из нефтяных компаний, отмечает, что половину выпадающих доходов правительство предлагает компенсировать за счет повышения НДПИ.

"Ежемесячно нефтяники получают по 15 млрд руб. компенсации за поставки дизтоплива и по 10 млрд — бензина, — говорил Сазанов во вторник. — При нынешних ценах нефти и размере компенсации литр дизтоплива должен стоить на АЗС 45-45,5 руб. По факту социальную нагрузку взял на себя бюджет".

"Правительство намерено сдерживать цены на бензин, с одной стороны, и готово в значительной степени профинансировать это за счет бюджета — отсюда решение компенсировать 70 и 75% от разницы между внутренней и экспортной ценой по дизтопливу и бензину, а не 60%, как планировалось ранее", — комментирует старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. По его словам, цены на топливо — один из основных поводов для недовольства населения, отсюда такое внимание к этой теме. "Но как будет работать новая система при разных ценовых сценариях — большой вопрос, кроме того, нет гарантии, что в нее не будут вноситься дополнительные модификации. Это сильно усложняет процесс планирования, а также процедуру принятия инвестиционных решений для проектов в сегменте переработки и розницы", — говорит он. В итоге российским компаниям, помимо цены на нефть и курса рубля, приходится иметь дело с еще одним неизвестным — налоговым режимом, иронизирует эксперт.

Виталий Петлевой

 

 

"Газпром нефть" вслед за "Роснефтью" попросила налоговые вычеты.

"Газета РБК"

"Газпром нефть" обратилась в правительство с просьбой предоставить южной части Приобского месторождения льготы, аналогичные тем, что недавно попросил у президента Владимира Путина глава "Роснефти" Игорь Сечин для северной и центральной частей Приобского месторождения. Налоговые вычеты из НДПИ, о которых просит "Роснефть", по оценкам Минфина, с учетом действующих льгот могут обойтись бюджету в 460 млрд руб. выпадающих доходов за десять лет. "Газпром нефть" разрабатывает южную, а "Роснефть" — северную и центральную части Приобского месторождения. Об обращении "Газпром нефти" РБК рассказал источник, знакомый с менеджментом компании, и это подтвердил представитель Минэнерго.

В феврале 2019 года гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков говорил, что компания решит к маю, обращаться ли за льготами для Южно-Приобского месторождения. "Если льготы [для Приобского месторождения "Роснефти"] будут предоставлены, мы не откажемся от них. Вполне возможно, что сделаем это (попросим льготы для Южно-Приобского месторождения. — РБК)", — говорил Дюков. К маю по поручению правительства компании и министерства должны подготовить список мер для стимулирования добычи, "одним из предложений могли бы стать меры по стимулированию добычи и на нашей Приобке", — объяснял тогда он. Представитель "Газпром нефти" во вторник, 16 апреля, отказался от комментариев.

В 2018 году добыча нефти на Южно-Приобском месторождении составила 11,4 млн т, это 18% добычи "Газпром нефти" (по итогам 2018 года она добыла 62,99 млн т нефти, став третьей в России после "Роснефти" и ЛУКОЙЛа). Доказанные запасы месторождения на конец 2018 года — 210,6 млн т нефти.

Льготы для южной части Приобского месторождения могут составить 140-200 млрд руб. за десять лет в зависимости от того, что является базой для расчета вычета по НДПИ, сказал РБК аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. 14 млрд руб. в год, если вычет считается от запасов, и 20 млрд руб. в год, если от добычи, объясняет он.

Минэнерго пока рассматривает предложение "Газпром нефти", сказал РБК представитель министерства. Геологическая структура участка "Газпром нефти" не лучше, чем у "Роснефти", но фазы разработки разные, говорит источник, близкий к одному из профильных ведомств. "В Минфин данное предложение не поступало", — сказал РБК представитель министерства.

Сечин попросил льготы для северной части Приобского месторождения в декабре 2018 года. Это вычеты из НДПИ, аналогичные тем, которые в 2017 году компания получила для другого крупного месторождения — Самотлорского. Налоговые льготы для этого месторождения составят 350 млрд руб. на десять лет, но компания обязалась увеличить добычу и компенсировать выпадающие доходы ростом налогов в будущем. В первый год действия льгот "Роснефти" удалось практически стабилизировать добычу на Самотлоре: по данным ЦДУ ТЭК, в 2018 году она снизилась всего на 0,3%, до 19,3 млн т. В 2017 году снижение составляло 2,7%, сообщал "Интерфакс".

Другие нефтяные компании вслед за "Роснефтью" также просили льготы для своих обводненных месторождений и, не получив их, пожаловались премьер-министру Дмитрию Медведеву. Но в декабре 2017 года Владимир Путин заявил, что "Роснефть" единственная получила льготы по справедливым причинам.

Против новой просьбы "Роснефти" — льгот для Приобского — выступил Минфин. Компания уже применяет ряд налоговых льгот по НДПИ для этого месторождения, в 2017-2018 годах их сумма составила более 41 млрд руб., объяснял РБК представитель министерства. Это пониженные коэффициенты к ставке НДПИ (до 80%) и нулевая ставка при добыче из баженовских отложений, уточнил он. "Если дополнительно к действующим льготам предоставить компании запрашиваемый налоговый вычет на десять лет, сумма выпадающих доходов федерального бюджета за этот период составит более 460 млрд руб.", — говорилось в ответе пресс-службы Минфина на запрос РБК.

Алина Фадеева

 

 

"Газпром" помогает Ашхабаду забыть о Транскаспийском газопроводе.

"Независимая газета"

"Газпром" возобновил закупки туркменского газа. Эксперты объясняют это попыткой действовать на опережение: российский концерн резервирует для себя те ресурсы, которые в перспективе могли бы пойти в Европу мимо РФ.

Поставки туркменского газа возобновятся в рамках действующего 25-летнего контракта. Это соглашение между "Газпромом" и "Туркменгазом" было заключено еще в 2003 году. Вначале российский концерн закупал у туркменской компании около 10 млрд куб. м газа в год. Позднее поставки были снижены до 4 млрд куб. м. Однако в 2016 году российский газовый монополист отказался от закупок туркменского газа. Тогда появились объяснения, что российскую компанию не устраивала цена, однако о ее снижении с Ашхабадом договориться не удалось. Отказ от покупки в "Газпроме" называли "контрактной паузой".

Закупка туркменского газа Россией была прекращена на фоне спора в арбитраже Стокгольма по цене за поставки голубого топлива. Так, в начале июня 2015 года "Газпром экспорт" инициировал разбирательство с компанией "Туркменгаз".

Однако осенью прошлого года глава "Газпрома" Алексей Миллер прилетал в Ашхабад на газовые переговоры. В марте этого года стало известно, что "Газпром" намерен возобновить закупки туркменского газа. "Мы видим большие перспективы расширения нашего сотрудничества в газовой сфере, и самое главное — это понимание, что мы буквально в ближайшей перспективе продолжим нашу работу в рамках контракта на закупку туркменского газа", — сказал он тогда. Теперь же возобновление закупок подтверждают и в самой российской компании. "Мы подтверждаем поставки из Туркменистана", — сообщили в "Газпроме".

Очевидный интерес к поставкам туркменского газа сохраняется и в Европе. "К примеру, Германия давно кокетничает с Туркменией… Проектов было много, речь шла о трубопроводе по дну моря в Азербайджан и Турцию и далее через турецкую инфраструктуру в ЕС по так называемому южному коридору", — замечал в интервью немецкой Deutshe Welle руководитель отделения консалтинговой компании Pflueger international Араш Дуэро. Однако до осуществления этих проектов дело так и не дошло. И основным покупателем туркменского газа остается Китай.

По мнению экспертов "НГ", решение по возобновлению поставок газа из Туркмении носит для "Газпрома" стратегический характер. "Туркмения, имея в приоритете поставки в Китай, намерена диверсифицировать рынки сбыта, в том числе поставлять и в Европу через Россию, учитывая общность газотранспортной системы", — считает старший аналитик компании "БКС Премьер" Сергей Суверов. "Газпром" возобновил покупки туркменского газа, чтобы не получить пусть небольшого, но дополнительного конкурента на европейском газовом рынке", — предполагает замдиректора аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова.

Она напоминает, что Туркменистан после разрыва отношений с "Газпромом" был готов участвовать в проекте "Южный газовый коридор" и поставлять газ в Европу в течение 30 лет как минимум по 30 млрд куб. м газа ежегодно. Поставки газа как из Туркмении, так и из Узбекистана в Европу будут возможны только в том случае, когда южный коридор будет полностью достроен, отмечает Мильчакова. "Но ситуация осложняется тем, что в отличие от Туркмении Узбекистан не имеет выхода на Каспийское море и, кроме того, в некоторых газовых месторождениях содержится природный газ с вредными примесями, что потребует его очистки перед поставками потребителям и повысит цену. Поэтому маловероятно, что Туркменистан и Узбекистан станут альтернативными "Газпрому" поставщиками газа в Европу", — сомневается она.

Тем не менее, продолжает директор Фонда развития права и медиации ТЭКа Александр Пахомов, Туркмении как воздух нужны каналы сбыта. "Туркмения занимает доминирующее положение на рынке трубопроводного газа в Китае с долей 86,5%, но если посмотреть в абсолютных цифрах, получится, что за 12 месяцев 2018 года Китай импортировал по трубопроводу из Средней Азии (а это не только туркменский газ) 46,9 млрд куб. м топлива", — сообщает он, напоминая, что выхода на европейские рынки у страны пока нет. Эксперт отмечает: единственный вариант прямого выхода туркменского газа на европейские рынки — это прокладка трубы по дну Каспийского моря до Азербайджана. "Что в теории может дать возможность передавать газ по перспективному Трансанатолийскому газопроводу (TANAP)", — рассуждает Александр Пахомов. Покупки "Газпромом" туркменского топлива могут лишить Ашхабад стимула добиваться строительства Транскаспийского газопровода для присоединения к южному коридору в обход России, не исключает эксперт-аналитик компании "Финам" Алексей Калачев. "Эта тема могла стать актуальной после запуска первой нитки TANAP из Азербайджана в Турцию с планируемым продолжением до Южной Европы", — продолжает он.

Некоторые аналитики видят связь проблем с реализацией "Северного потока — 2" и закупок туркменского газа. "После утвержденных поправок в Газовую директиву ЕС "Газпром" должен будет резервировать до половины мощности нового газопровода для сторонних поставщиков. Возможно, "Газпром", покупая газ Туркмении, загодя резервирует будущие объемы для транзита туркменского газа. Впоследствии при необходимости можно будет перейти от покупки к договору транзита туркменского газа в Европу непосредственно или по своп-поставкам", — отмечает Калачев.

Ольга Соловьева

В соседних с РФ странах потребители могут свободно выбирать поставщика энергии.

"Независимая газета"

Со второй половины года власти снова поднимут для россиян монопольные тарифы на электроэнергию. Несмотря на проведенную рыночную реформу электроэнергии, правительство сохраняет для граждан жесткую привязку к единственному монопольному поставщику энергии. Тогда как в соседних европейских странах любой потребитель может выбирать между конкурирующими компаниями, которые предлагают населению самые разные цены и тарифы.

В Германии, в соседней Финляндии для населения уже давно действует открытый и конкурентный рынок электроэнергии. А в России по-прежнему сохраняется "монопольно крепостное право", которое предполагает жесткую привязку каждого потребителя к единственному поставщику. Между тем в соседних европейских странах менять поставщика энергии можно, как говорится, в несколько кликов мыши. Представители энергокомпаний обрывают телефоны клиентов, предлагая скидки, акции и прочие маркетинговые уловки, чтобы побудить потребителя заключить договор с ними. В России эта ситуация знакома всем по рекламе поставщиков услуг мобильной связи, так же активно ведут себя в крупных городах РФ и провайдеры сети Интернет.

Так, например, финский блогер YuraPaPu сообщает, что за потребляемую электроэнергию в своей квартире в Финляндии платит почти в два раза меньше, чем его соседи, в том числе и потому, что он активно откликается на различные предложения поставщиков. Он уточняет, что плата за пользование сетью фиксированная и выставляется в платежке отдельно, но у всех поставщиков (он насчитал как минимум 10), доступ к сети свободный и равный.

Инициаторы российской реформы энергопотребления (стартовала еще летом 2008 года) сетуют, что идея либерализации потребительского рынка электроэнергии так и не была реализована. Отец реформы, экс-председатель правления РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс говорил, что розничные рынки, либерализация которых дала бы значительный эффект для потребителя, в стране так и не построены.

Создание реального рынка — дело хлопотное, но оно могло бы идти быстрее, если б не влияние очень мощного лобби. Близкие к Кремлю, правительству, губернаторам бизнесмены сейчас получили почти в безраздельное "владение" почти все население страны, которому беспрепятственно могут поставлять электроэнергию по монопольным ценам.

Чиновники правительства, антимонопольщики и крупный бизнес сейчас увлечены идеей введения эталонных тарифов в электроэнергетике, которую президент Владимир Путин озвучил еще летом 2018 года. По словам главы государства, сегодня в отдельных субъектах сложилась практика продавливания необоснованного роста тарифов, "при этом эти деньги идут не на развитие региональной энергетики, а в карман конкретным лицам", сетовал президент.

"Реформирование рынка электроэнергии зашло в тупик, когда тарифы становятся невыносимы для потребителей, а себестоимость производства и доставки, даже в условиях отсутствия конкуренции, инвестиционно непривлекательны для российских компаний отрасли. В этих условиях мы обречены на постоянный рост тарифов", — сказал "НГ" профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов.

"Главной проблемой рынка электроэнергии в России остается неверие в "невидимую руку рынка", а также непоследовательность программы реформы этой отрасли, — говорит Ордов. — Идея реформирования не заключалась исключительно в расчленении РАО "ЕЭС", но, по сути, получилось именно так". По словам эксперта, необходимость регулирования государством тарифа на электроэнергию имеет либо должна иметь социальную направленность, а также быть частью государственной экономической политики, но любая форма жесткого регулирования цены убивает рыночные механизмы, включая конкуренцию, так как в этой системе убирается один из главных инструментов конкуренции — цена.

"В Финляндии развита система малой генерации, которая формирует локальное предложение в местах спроса, основываясь на принципах эффективности и ориентированности на потребности клиентов. Энергетические компании подчас конкурируют с самими потребителями, которые активно используют персональные системы зеленой генерации и накопления энергии. Порой это становится выгоднее, чем централизованная система энергообеспечения, а также надежнее и качественнее", — говорит Ордов.

"Формально розничный рынок электроэнергии в России есть, но по факту до сих пор существуют традиционный монополизм и низкая прозрачность сферы, — сетует председатель совета директоров инжиниринговой компании "2К" Иван Андриевский. — Государство на словах декларирует заинтересованность в развитии розничного рынка, но само же блокирует эту инициативу".

Сегодня сбытовая компания является фактическим монополистом в регионе, поясняет Андриевский. "Пробиться на этот рынок конкурентам практически невозможно. Если раскрыть все показатели, формулы расчета, провести аудит энергокомпаний, то выяснится, что ситуация в электроэнергетике уже давно является ненормальной с точки зрения разумного ценообразования. ФАС периодически возбуждает дела о неправомерном увеличении платы за электроэнергию — на данный момент это единственная возможность создать видимость свободного розничного рынка", — говорит эксперт.

Розничный рынок электроснабжения для населения создавать в России уместно и нужно, говорит эксперт, но этому сопротивляются крупные игроки. "Чтобы создать такой рынок, сделать его эффективным и достаточно прозрачным, государство должно предпринять ряд сильных шагов по реформе электроэнергетики. Но в ближайшие годы это видится невозможным", — говорит Андриевский.

"Если подходить к вопросу формально, то розничный рынок электроэнергии в России существует, — подтверждает эксперт-аналитик департамента исследований топливно-энергетического комплекса Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Алексей Фаддеев. — В стране насчитываются 131 независимая энергосбытовая организация (без учета основных гарантирующих поставщиков) и 26 крупных потребителей электроэнергии, напрямую работающих на оптовом рынке. Однако эти компании "разобрали" между собой наиболее выгодных потребителей (крупные промышленные и инфраструктурные компании), и потенциальным новым энергосбытам остается конкурировать за малый и средний бизнес, население или компании жилищно-коммунального сектора (при этом сектор ЖКХ отличается низкой платежеспособностью). Таким образом, поле для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии само по себе ограничено".

Эксперт считает, что сейчас создавать рынок электроснабжения для населения бессмысленно, поскольку тарифы для населения занижаются с помощью перекрестного субсидирования. По его словам, независимый энергосбыт вынужден конкурировать с гарантирующими поставщиками, которые обладают огромной клиентской базой и работают по регулируемым тарифам. "Таким конкурентам независимый игрок мало что может противопоставить. В таких условиях независимый энергосбыт не имеет возможности снизить еще дальше генерирующую и сетевую составляющие конечной цены электроэнергии. Он может лишь снижать собственные удельные затраты относительно сбытовой надбавки гарантирующего поставщика — но их вклад в конечную цену электроэнергии невысок, в среднем около 4-7%. Остальная доля конечной цены приходится либо на регулируемые услуги (передача и распределение электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление и т.д.), либо на генерирующую составляющую, на которую сбытовые организации почти не могут повлиять (доля розничной генерации в России невысока, возможность независимого энергосбыта организовать прямой договор с генератором на оптовом рынке ограничена). Таким образом, возможность конкуренции по цене тоже ограничена", — говорит Фаддеев.

Анатолий Комраков

 

 

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ