media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.06.2014

Москва и Киев так и не нашли компромисса по газовому вопросу.

"Новые известия"

В 10.00 утра по московскому времени в понедельник "Газпром" перевел "Нафтогаз Украины" на режим предоплаты поставок газа. Это решение было принято по причине хронических неплатежей "Нафтогаза" за последние месяцы. Позже премьер РФ Дмитрий Медведев на встрече с министром энергетики Александром Новаком и главой "Газпрома" Алексеем Миллером заявил, что за отказ Киева договариваться "придется расплачиваться жителям Украины". Тем не менее, по заявлениям главы "Нафтогаза" Андрея Коболева, у украинских властей есть план действий на случай возможного прекращения подачи газа. Эксперты говорят, что высок риск того, что дальнейшие переговоры между Москвой и Киевом могут затянуться на месяцы и привести в итоге к повторению "газовой войны" 2009 года, когда "Газпром" перекрыл подачу транзитного газа в ЕС из-за его незаконной откачки украинской стороной.

Очередной раунд трехсторонних переговоров между ЕС, Россией и Украиной по вопросу урегулирования газового спора закончился в понедельник в 02.30 по московскому времени, причем безрезультатно. Украина так и не начала погашать газовые долги, в результате чего "Газпром" перекрыл Киеву вентиль. Такой итог, по мнению экспертов, совершенно не удивителен, ведь в этом вопросе уже не осталось экономики, а только одна политика. "Договариваться имеет смысл только с тем, кто хочет договариваться. А Украина, очевидно, этого не хочет", — сказала "НИ" научный сотрудник Института энергетических исследований РАН Светлана Мельникова.

Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров предположил, что за позицией Украины по газовым вопросам может стоять некое третье государство.
"Украина, поддерживаемая США, которым выгоден конфликт и кризис между Европой и Россией, заняла для своего положения неоправданно жесткую позицию", — отмечает в беседе с "НИ" генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

В ходе переговоров Украина отказалась от предлагаемых РФ условий — снижения цены до 385 долларов за 1 тыс. кубометров путем предоставления скидки в 100 долларов за счет отмены экспортной пошлины. Сейчас цена составляет 485 долларов за 1 тыс. кубометров. Но Киев все так же настаивает на цене 268,6 долларов за 1 тыс. кубометров либо на четком закреплении скидки в 100 долларов в контракте. Еврокомиссия же предлагала установить цену в пределах 350–390 долларов за 1 тыс. кубометров и установить график погашения оставшейся задолженности Киева по газу. В настоящий момент она составляет 4,458 млрд. долларов.

Вчера также стало известно, что "Газпром" подал в Стокгольмский арбитражный суд иск на "Нафтогаз" о взыскании этой задолженности. Почти сразу же украинская компания подала встречный иск в Стокгольмский арбитраж, требуя установления справедливой, рыночной цены на газ, поставляемый "Газпромом". Опрошенные "НИ" эксперты уверены, что эти судебные разбирательства могут затянуться на несколько лет. "Какой бы вердикт ни вынес суд, Украина будет подавать апелляции и делать все, чтобы не выполнять предписания, — говорит Сергей Правосудов. — Украина в настоящий момент фактически банкрот, а потому проблему можно было бы решить, признав "Нафтогаз" фактическим банкротом и возместив долг за счет распродажи его имущества".

Украина заявляет, что в своих хранилищах накопила 15 млрд. кубометров газа, что позволит ей продержаться без российских поставок до октября 2014 года. Но вот с наступлением холодов, если компромисс достигнут так и не будет, могут возникнуть проблемы. В прошлый кризис, в 2009 году, Украина выкачивала недостающие объемы из транзитной трубы. Сейчас "Газпром" рассчитывает на неукоснительное соблюдение "Нафтогазом" обязательств по транзиту газа в Европу, но уже уведомил Еврокомиссию о возможных перебоях поставок. Украинская сторона между тем ждет от ЕС реальных шагов по реверсному транзиту через Словакию.

Как отмечает Светлана Мельникова, реальный реверс слишком логистически и юридически сложен и слишком дорог, а цена за дополнительную транспортировку в итоге все равно ляжет на плечи конечного потребителя. А так называемый виртуальный реверс (когда, по сути, Украина будет откачивать газ из тех объемов, которые предназначаются для европейцев) создает юридические коллизии. Ведь по условиям контракта до тех пор, пока транзитный газ не передан на пункте приема на границе страны-импортера, он является российской собственностью. "То, что мы видим сейчас, — это нарушение всех базовых основ рынка газа. Раскачивание годами создаваемой системы в стремлении посеять хаос и посмотреть, что в итоге получится", — говорит "НИ" Светлана Мельникова.

Но даже если Европа решит каким-то образом перенаправлять свой газ на Украину, перед ней встрянет банальная проблема количества сырья. В ближайшие пять лет ситуация на энергетическом европейском рынке будет достаточно напряженной. При всем своем стремлении экономить есть планка, ниже которой Европа не может опускать уровень потребления. Но при этом собственная добыча стабильно сокращается. Северная Африка — это зона падающей добычи, ожидать прироста здесь не приходится. Ситуация со сжиженным природным газом (СПГ) еще хуже: за два последних года Европа потеряла половину своего портфеля поставок, поскольку Азия, где газ стоит на 50–70% дороже, является более выгодным и привлекательным рынком для производителей. В таких условиях Россия остается главным источником, способным обеспечить стабильный прирост, считают специалисты. Тем не менее из-за Третьего энергопакета, который ЕС зачастую использует как аргумент в переговорах с "Газпромом" по цене поставок, часть мощностей "Северного потока" простаивает без дела.

Арина Раксина

 

 

Правительство компенсирует "Россетям" часть потерь от снижения стоимости присоединения в сетевом тарифе.

"Ведомости"

После решения о замораживании тарифов "Россети" пытаются сбалансировать инвестпрограмму за счет новых источников финансирования. Весной компания удешевила программу на 260 млрд руб. (в 2014-2017 гг.), и утвержденная на 2015-2019 гг. программа составит 1,37 трлн руб.

Теперь компания ищет дополнительные доходы вместо выпадающих из-за изменения расчета стоимости технологического присоединения потребителей до 150 кВт. С 2015 г. в плату для таких потребителей будет включаться всего 50% инвестиционной составляющей (около 98% в стоимости техприсоединения), а с 2017 г. она вообще будет исключена — такие изменения были внесены в законодательство весной. В результате "Россети" в 2015-2019 гг. недосчитаются 131 млрд руб. (сама компания в своей инвестпрограмме предусмотрела расходы на техприсоединение в 245 млрд руб.). Выпадающие доходы "Россетей" будут компенсированы в сетевом тарифе — постановление правительства об этом было опубликовано вчера вечером. Представитель ФСТ не смог уточнить, идет ли речь об инвестиционной составляющей и в каком объеме будут возвращены выпадающие доходы (методику их расчета ФСТ должна подготовить в течение трех месяцев).

"Россети" уже предложили учесть выпадающие доходы в прогнозе социально-экономического развития на 2015-2017 гг., говорится в материалах компании (есть у "Ведомостей"). Предложение "Россетей" уже обсуждается, говорит представитель Минэкономразвития. Текущий прогноз роста сетевого тарифа в одобренном правительством документе — 6, 5 и 3,6% соответственно.

Если учесть в прогнозе 100% выпадающих доходов от техприсоединения в эти годы (58,6 млрд руб.), дополнительный рост сетевого тарифа составит 1% в год, а тариф для конечного потребителя вырастет на 0,5%, подсчитала аналитик Газпромбанка Наталья Порохова.

Другой вариант — разрешить "Россетям" подключать потребителей по повышенному тарифу с пятилетней рассрочкой платежа, рассказывал на прошлой неделе заместитель гендиректора "Россетей" Роман Бердников. По его словам, в случае изменения законодательства такой услугой могли бы воспользоваться потребители Дальнего Востока и Сибири. Объем мощности, необходимой таким потребителям, Бердников оценивал в 1,5-1,6 ГВт. Общий объем техприсоединения "Россетей" в 2015-2019 гг. — 33,2 ГВт в магистральном комплексе и 32,7 ГВт в распределительном. Предложение может быть интересно крупным потребителям, которым невыгодно ждать планового подведения сетей, рассуждает источник в "Россетях". "Идея заслуживает обсуждения, в том числе с точки зрения ограничения роста тарифов и снижения нагрузки на потребителей, которые не пользуются новой инфраструктурой (стоимость техприсоединения "размазывается" на всех потребителей региона. — "Ведомости")", — объясняет представитель ФСТ.

Алина Фадеева

 

 

ФАС учла замечания бизнеса по четвертому антимонопольному пакету.

"РБК daily"

В споре вокруг четвертого антимонопольного пакета, который без преувеличений можно назвать многострадальным, может быть поставлена точка. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) доработала документ -чиновники утверждают, что учли ключевые замечания бизнеса. Сегодня пакет рассмотрит первый вице-премьер Игорь Шувалов на заседании правкомиссии по конкуренции.

Комплекс законопроектов, по мнению ФАС, дружественных бизнесу, с самого начала вызвал у предпринимателей противоречивые оценки. Его поддерживает "ОПОРА России", но категорически не принимает "Деловая Россия", нарекания к нему возникали и у Минэкономразвития.

Четвертый пакет наделяет правительство правом решать, на каких рынках нужны правила недискриминационного доступа. Предполагается распространить обязанность предоставлять равный доступ к своим товарам, услугам или инфраструктуре не только на госмонополии, но и на все компании, которые занимают более 70% своего рынка. Кроме того, он наделяет ФАС правом согласовывать создание любого государственного и муниципального унитарного предприятия и правом отклонять создание совместных предприятий с активами более 7 млрд руб.

Обобщая смысл инициатив ФАС, ее руководитель Игорь Артемьев в марте заявлял, что пакет "радикализирует позицию по ограничению участия государства в экономической деятельности и уменьшит административное бремя для бизнеса". По его словам, при постоянном обновлении мировых практик нормальным считается внесение изменений в законодательство примерно раз в три года.

Третий пакет поправок в антимонопольное законодательство был принят в 2011-м и вступил в действие в 2012 году. Четвертый пакет от антимонопольщиков обсуждается более года и уже несколько раз отклонялся правительством.

На сегодняшнем заседании правкомиссии могут обсуждаться два основных разногласия по проекту, которые уже обсуждались у Шувалова 2 июня. Как сообщили РБК в ФАС, одна из норм касается права правительства утверждать правила недискриминационного доступа на товарных рынках с высокой концентрацией. Сегодня правительство может утверждать такие правила в отношении естественных монополий. Предлагается распространять их решением правительства на хозяйствующих субъектов, чье положение близко к монопольному (более 70% рынка).

Другое разногласие относится к применению антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности. Норма направлена на устранение законодательной коллизии, говорят в ФАС: она распространяет антимонопольное законодательство в равной мере на любой товар, независимо от объема использованных при его производстве исключительных прав. В "Деловой России" опасаются, что из-за этой нормы любой обладатель патента может стать объектом антимонопольного разбирательства.

Правила недискриминационного доступа "Деловой России" тоже не нравятся. Они приведут к ограничению свободы договора и ограничению свободы экономической деятельности, говорится в тезисах выступления сопредседателя "Деловой России" Сергея Недорослева к сегодняшнему заседанию, с которыми ознакомился РБК. Кроме того, отмечается там же, инициатива ФАС не соответствует международной практике.

Вместе с тем в тезисах выступления деловоросса отмечается, что в четвертом пакете есть и позитивные моменты. Это, например, отмена реестра монополистов и устранение антимонопольного контроля за необязательными торгами. В целях их принятия предприниматели предлагают "распакетить" четвертый пакет, приняв "хорошие" меры сейчас, а спорные оставить на обсуждение.

Предприниматели также недовольны тем, что в антимонопольный пакет не включены предложения Минэкономразвития об иммунитетах от антимонопольного преследования для малого бизнеса. Они предлагают дополнить ими четвертый пакет, а также включить некоторые другие нормы, исключающие ущемление интересов бизнеса.

В начале июня на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова удалось снять важные разногласия по четвертому антимонопольному пакету, в частности по интеллектуальной собственности, рассказал РБК один из участников совещания. У бизнеса еще есть нарекания по поводу пунктов, которые предполагают ужесточение антимонопольного законодательства. Их планируется обсудить сегодня. Представитель секретариата первого вице-премьера сообщил РБК, что все комментарии будут даны только по итогам совещания. Представитель ФАС утверждает, что к мероприятию проработали пакет с учетом всех замечаний.

Елена Малышева, Яна Милюкова

 

 

Киев не исключает возможности передать контроль над газопроводом иностранным компаниям.

"Независимая газета"

Газовая война в Европе развивается по наихудшему конспирологическому сценарию. Попытка выкрутить руки "Газпрому" завершилась вчера полным прекращением российско-украинских переговоров — по причине отсутствия предмета для них, объяснили в Москве. Несговорчивость Киева эксперты объясняют влиянием США, которые хотят получить контроль над украинскими транзитными газопроводами и усилить влияние на энергоснабжение Европы. Эту версию подтвердил украинский премьер Арсений Яценюк, который объявил вчера о передаче украинской газотранспортной системы в управление  "американским и европейским партнерам".

Новые переговоры по газу с Украиной не назначаются, поскольку предмет для них отсутствует, объявил вчера глава российского Минэнерго Александр Новак. По его словам, "в настоящее время нет необходимости проведения консультаций ввиду неконструктивности позиции украинской стороны". "Переговоры велись о невведении механизма предоплаты и погашении долга", — пояснил глава "Газпрома" Алексей Миллер. А поскольку Украина со вчерашнего дня переведена на режим авансовых платежей за газ, то и предмет для консультаций исчез.

Почему же зависимый от импорта газа и иностранной финансовой помощи Киев идет на обострение конфликта? Российские эксперты объясняют этот парадокс диктатом американских политиков, которые заинтересованы в обострении газового спора для ослабления позиций Москвы и усилении американского контроля над газоснабжением Евросоюза.

Не случайно вчера украинский премьер Арсений Яценюк поручил Министерству энергетики и угольной промышленности подготовить законопроект для привлечения американских и европейских партнеров к контролю над газотранспортной системой (ГТС) Украины.

"В парламент должен быть внесен законопроект, который позволит привлечь американских и европейских партнеров к эксплуатации и модернизации украинской ГТС при сохранении контроля украинского государства над ГТС", — сказал он на заседании кабинета министров Украины в понедельник. Одновременно Яценюк поручил Нацкомиссии по регулированию энергетики ускорить выполнение его указания и привести тарифы на транспортировку российского газа к "экономически обоснованному уровню". "Дотировать Российскую Федерацию мы не будем", — объяснил Яценюк.

"Если бы не влияние Штатов, Евросоюз и Россия давно бы заставили Киев занять конструктивную позицию и не обострять газовый конфликт. Но когда крупнейший мировой игрок заинтересован в обострении, добиться мирового соглашения очень трудно", — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Предлагаемая Киевом схема эксплуатации ГТС очень выгодна американцам, поскольку они не тратят денег на ее покупку, но тем не менее получают полный контроль, да еще и доход от управления — объясняет эксперт.

Газоснабжение Европы становится важным элементом мировой энергетической стратегии, считают российские эксперты, которые ссылаются на недавнее исследование компании Wood Mackenzie. В этом исследовании предсказывается рост зависимости Европы от импортного газа на 50% к 2030 году. При этом, по прогнозам Wood Mackenzie, "Газпром" имеет шансы сохранить конкурентоспособные позиции крупнейшего газового поставщика для Европы.

"Судя по доминированию политических факторов, Украина сможет все лето играть на нервах российских экспортеров и европейских потребителей, несмотря даже на вялое ворчание Еврокомиссии", — считает аналитик Sberbank investments research Валерий Нестеров. Тем не менее, по его словам, европейцы вряд ли согласятся долго оставаться в подвешенном состоянии. "Когда речь идет о еде, тепле и сохранении производства, от европейцев можно ждать более твердой позиции", — считает аналитик. В связи с этим Еврокомиссия приложит усилия для ликвидации транзитных рисков уже к началу осени, полагает Нестеров.

В то же время неудача трехсторонних переговоров России, Украины и ЕС по газовому вопросу была предсказуема. Москва не отступила от ранее озвученной схемы поставок газа Украине — "сначала возврат долга, а затем газ по цене 385 долл. за 1 тыс. куб. м". Киев пытался навязать Москве свою цену на газ в 286 долл. Но такая цена оказалась категорически неприемлемой для России. В дело пытался вмешаться еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Он предложил свою схему, согласно которой Украина в течение двух дней оплачивает 1 млрд долл. долга, оставшуюся часть долга оплачивает до конца года. При этом Россия продолжает поставлять газ Украине по цене 300 долл. за 1 тыс. куб. м летом и зимой по 385 долл.

К утру вчерашнего дня появились сообщения, в которых стороны извещают друг друга о том, что обратились за правдой в Стокгольмский арбитражный суд.

В понедельник с самого раннего утра на сайте "Газпрома" появилось сообщение, в котором говорилось, что компания обратилась в Стокгольмский международный арбитраж с иском к "Нафтогазу" о взыскании задолженности в размере 4,5 млрд долл.  в связи с ненадлежащим исполнением "Нафтогазом" своих обязательств по контракту 2009 года купли-продажи природного газа в 2009–2019 годах, накопленной этой компанией значительной задолженностью за поставленный по контракту природный газ и отсутствием платежей в счет текущих поставок.
При этом, говорится в сообщении, "Нафтогаз" обязан обеспечить транзит природного газа в третьи страны в полном соответствии с условиями другого действующего контракта 2009 года между "Нафтогазом" и ОАО "Газпром" об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 год.

Чуть позже и "Нафтогаз" сообщил в обращении в Стокгольмский арбитраж о пересмотре цены газа с 2010 года. При этом украинская сторона требует вернуть ей около 6 млрд долл. так называемой переплаты.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев обвинил украинскую сторону в срыве переговорного процесса и заявил, что Россия готова к продолжению переговоров, но при условии погашения задолженности. "Мы не должны закрывать возможности для диалога, если все-таки наши коллеги на Украине доводы рассудка начнут слышать лучше, вернутся к обсуждению сверхльготных, весьма преференциальных предложений, с которыми выступила российская сторона", — сказал Медведев.

При этом Александр Новак сообщил, что Россия была готова оказать финансовую помощь Украине.

Пока стороны обменивались исками, европейский комиссар Гюнтер Эттингер успел выразить обеспокоенность тем, что Украина будет вынуждена отбирать газ из своих хранилищ. И тут же добавил, что скорейшее вступление Украины в ЕС не снимет всех газовых проблем.

Между тем российская сторона уверяет, что Еврокомиссия по большинству предложений в ходе газовых переговоров с Украиной поддержала позицию России. Об этом заявил министр энергетики России Александр Новак: "Мы видели заинтересованность Еврокомиссии в том, чтобы урегулировать ситуацию до наступления зимнего отопительного сезона. В рамках таких сложных переговоров, когда Украина занимала деструктивную позицию, Еврокомиссия большинство наших предложений поддержала".

Вчера же официальный представитель Еврокомиссии Пиа Аренкильде Хансен сообщила, что Украина может использовать европейскую помощь в размере 1,6 млрд евро для оплаты украинской задолженности за российский газ. "С юридической точки зрения при использовании этих средств существуют определенные модальности, однако эти средства могут использоваться для оплаты задолженности", — сказала она.

Между тем вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что главным партнером России в газовых переговорах по Украине остается Еврокомиссия. "Европейские страны все сами понимают. Контакт ведется сейчас прежде всего с ЕК, господином Гюнтером Эттингером", — цитирует Дворковича РИА Новости.

Между тем стоит напомнить, что американцы заинтересованы в усилении контроля над украинской энергетикой. Так, сын вице-президента США Джо Байдена вошел в совет директоров Burisma — частной нефтегазовой компании в Украине.

Мадина Шавлохова, Михаил Сергеев

<< Июнь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ