media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.06.2015

Госрегулирование Минфин не поддерживает новые налоги на нефтяные компании.

"РБК daily"

Минфин не поддерживает новый налоговый режим для нефтяной отрасли. Его позицию разделяет ФНС, которая не готова к работе с новыми налогами и считает, что в случае их введения бюджет потеряет 250 млрд руб.

Финансовый и добавленный результат

"Поскольку нефтегазовые доходы составляют треть доходов бюджетной системы, желательно минимизировать потери от таких преобразований. Как вы понимаете, риски принять неправильное решение на основе нерепрезентативной выборки чрезвычайно высоки", — сказал замминистра финансов Сергей Шаталов в интервью РБК. По словам Шаталова, законопроект Министерства энергетики о налоге на финансовый результат (НФР) "не нравится" Минфину.

В марте Минэнерго отобрало 12 проектов (из 36 предложенных компаниями, сейчас речь идет о 17 пилотных участках) для тестирования новой системы. В их число вошли месторождения, на которых работают ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть" и "Роснефть". Тогда же в Госдуме прошли парламентские слушания "О налогообложении в нефтяной отрасли", на которых Шаталов заявил, что Минфину не понятны критерии, по которым отобраны экспериментальные площадки. "Пока критерий отбора проектов прост: это месторождения "Газпром нефти", ЛУКОЙЛа и "Роснефти". И все", — сказал тогда РБК замминистра.

Тем не менее, по словам вице-премьера Аркадия Дворковича, правительство приняло принципиальное решение о введении НФР в рамках пилотных проектов. "Поддержан соответствующий законопроект, который будет дорабатываться ко второму чтению в Госдуме. Сейчас в качестве потенциальных пилотных проектов рассматривается 24 месторождения, включая 17 одобренных Минэнерго Росси​и проектов ("Газпром нефть" — четыре проекта, ЛУКОЙЛ — пять проектов, "Роснефть" — четыре проекта, "Сургутнефтегаз" — четыре проекта), а также семь перспективных проектов независимых нефтедобывающих компаний, — заявил Дворкович в интервью радиостанции "Коммерсантъ-ФМ" во вторник.

Минфин подготовил возражения предложениям Александра Новака. В частности, по оценке специалистов министерства, запускать пилотные проекты стоит в том случае, если на их основе в будущем можно построить если не полностью альтернативную систему налогообложения отрасли, то хотя бы секторальную систему. "Например, для всех новых месторождений", — говорит Шаталов. Новый налог может быть хорош для новых месторождений, не подпадающих сегодня под льготы, но и для них он негибок и дает широкий разброс нормы внутренней доходности от предельно низкой до запредельно высокой, говорит Шаталов. "Это означает, что его нельзя автоматически тиражировать на всю индустрию, а эксперимент теряет иной смысл, помимо отработки механизмов налогового администрирования", — уверен замминистра финансов.

Дополнить НФР, по замыслу Минэнерго, должен налог на добавленный доход (НДД). По сути этот тот же самый налог, но его предлагается применять для новых месторождений, а при расчете базы учитывать списания капитальных затрат на их разработку. Шаталов считает, что такой подход интереснее, поскольку минимизирует нарушения. "Я бы однозначно поставил на НДД. Особенно на месторождениях, где применяется ручное предоставление льгот по экспортной пошлине для доведения проекта до наперед заданного IRR [внутренняя норма доходности], — говорит Сергей Шаталов. — В такой не очень прозрачной системе принятия решений слишком велики возможности манипулировать запасами и пересматривать технологические схемы разработки. Оказывается, совсем несложно увеличить запасы категории С2 в 20 раз!"

Сергей Шаталов считает, что НДД может в автоматическом режиме решать задачу справедливого налогообложения, однако указывает на то, что параметры данного налога детально не проработаны.

Козырь от налоговой службы

В будущей дискуссии вокруг налогов для нефтяной отрасли чиновники финансового блока правительства имеют еще один козырь. В конце марта о своем видении нефтяных налоговых новаций Минфин и Минэнерго известила Федеральная налоговая служба (ФНС). Ее письмо есть в распоряжении РБК.

В ФНС нашли сразу несколько условий, которые не были учтены заранее. Во-первых, в Государственном балансе запасов нефти нет данных о географических координатах месторождений. А если бы они были, то они не дают ответа на вопрос о качестве месторождений, необходимого для анализа обоснованности трат на их разработку. Во-вторых, компании могут относить доходы и расходы на конкретные месторождения, однако операции на них раздельно не учитываются в отчетности для налоговой службы. Наконец, ФНС указало Минэнерго на то, что новая налоговая политика никак не стимулирует рост добычи нефти и не вводит ответственность за невыполнение плановых показателей (если компания таковые озвучит).

Сравнивая текущий режим для нефтяных компаний (НДПИ) с НФР, налоговики пишут, что, по их оценкам, бюджет потеряет 250 млрд руб. дохода, не считая затрат на новых налоговых инспекторов и разработку программного обеспечения.

Чего ждут компании

В мае президент "Роснефти" Игорь Сечин, по информации "Ведомостей", обратился в правительство с предложением поддержать НДД для новых месторождений. Споров по поводу НФР у нефтяных компаний нет уже несколько лет — все они утверждают, что в долгосрочной перспективе бюджет получит выгоду от новой налоговой модели.

Глава департамента экономики геологоразведки и добычи нефти и газа ЛУКОЙЛа Алексей Зиганшин говорил на слушаниях в Госдуме в марте, что, по расчетам его компании, в период с 2016 по 2043 год только от внедрения НФР на шести предложенных ЛУКОЙЛом месторождениях (Лазаревское, Красноленинское, Нивагальское, Лас-Еганское, Имилорское, Апрельское месторождения в ХМАО) добыча нефти вырастет на 32,934 млн т, с 2016 по 2020 год прирост составит 3,819 млн т, а доходы бюджета вырастут на 350 млрд руб.

Советник по GR генерального директора "Газпром нефти" Павел Карчевский рассказывал РБК, что почти из 5000 скважин компании при действующей налоговой системе рентабельны лишь 1143. Он ожидает, что если налоговый эксперимент по предложенным компанией проектам внедрят с 2016 года, то к 2033 году при ценах на нефть $60 за баррель компания добудет на пилотных месторождениях 60 млн т нефти, при сохранении НДПИ — только 40 млн т. Доходы государства в виде налогов при этом возрастут на 200 млрд руб.

Петр Кирьян, Людмила Подобедова

 

 

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике невозможно снизить до 50 млрд руб. к 2022 г. К 2030 г. промышленности придется платить за население 105-125 млрд руб.

"Ведомости"

В 2013 г. правительство переоценило свои возможности, решив, что сумеет снизить перекрестное субсидирование в электросетевом комплексе до 50 млрд руб. к 2022 г., признали вчера участники правительственной комиссии под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. Цифра изначально была нереальной, некоторые ведомства уже тогда понимали, что снизить его до 50 млрд руб. за 10 лет не получится, рассказывает собеседник, близкий к участникам заседания. Тогда в расчетах Минэнерго учло заниженные цифры, а теперь размер перекрестного субсидирования оценили объективно и прежние цели оказались недостижимыми, подтверждает второй собеседник "Ведомостей", близкий к участникам комиссии.

В 2011-2012 гг. промышленные потребители субсидировали сетевой тариф для населения на 207-220,5 млрд руб., но в 2013 г. правительство утвердило стратегию развития электросетевого комплекса, где зафиксировало необходимость постепенного снижения этой цифры до "оптимального уровня" в 45-50 млрд руб. Этих денег хватило бы для субсидирования наименее обеспеченных домохозяйств (около 30%), говорится в стратегии. И для крупных потребителей эта цифра была бы не принципиальной. По данным Минэнерго, если сейчас с учетом перекрестного субсидирования крупные потребители платят за электроэнергию 3260 руб./МВт ч, его снижение до 50 млрд руб. сократит платеж до 2861 руб./МВт ч, а полный уход от субсидирования — до 2761 руб./МВт ч.

Вчера Минэнерго представило данные, согласно которым для достижения целевого показателя в 50 млрд руб. к 2022 г. платеж для населения нужно ежегодно повышать на 11,7% (5-8% сверх уровня инфляции), рассказывает один из собеседников. Минэкономразвития представило реалистичный прогноз: по данным министерства, если снижать перекрестное субсидирование по 4% в год, к 2030 г. удастся уменьшить его размер только примерно до 125 млрд руб., а в случае снижения на 5% в год, к 2030 г. крупным потребителям придется переплачивать за население примерно 105 млрд руб. в год. График снижения перекрестного субсидирования еще должны согласовать все ведомства и не факт, что будет принят проект Минэкономразвития, рассказывает один из собеседников. Но первоначальную идею — постепенно снижать объемы субсидирования — поддержали все участники, рассказывают три собеседника. Для этого нужно повышать тарифы для населения более высокими темпами, нежели для промышленности, а также ввести аналог социальной нормы потребления (объем потребления, превышающий заданный, оплачивается дороже). Стратегию развития электросетевого комплекса в части целевого значения и сроков его достижения придется поменять, добавляет один из них.

Хорошо, что министерства наконец оценили проблему объективно, считает директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев. Самое главное — чтобы в случае роста сетевого тарифа для населения пропорционально снижался тариф для промышленности, заключает он. Представитель ФСТ отказался от комментариев. Представители Минэнерго и Минэкономразвития не ответили на вопросы.

Алина Фадеева

 

 

На тяжелых переговорах с Турцией "Газпром" будет чувствовать себя увереннее.

"Независимая газета"

В переговорах с Анкарой по "Турецкому потоку" у Москвы может появиться неплохой козырь: в Европе заговорили о возобновлении проекта Nabucco с участием России. Сейчас "Газпром"  готов пойти на любые уступки, лишь бы не затягивать переговоры с турецким правительством. Но перспектива перенаправить газопровод в Болгарию может изменить это невыгодное положение.

О готовящемся возрождении газопровода Nabucco, причем с участием российской стороны, написала на днях австрийская газета Presse. В авангарде переговоров — австрийский нефтяной концерн OMV и бывший глава Nabucco Райнхард Мичек. "OMV, держащий всю информацию в секрете, пока что не дает каких-либо комментариев.

Однако у русских в этом плане проблем меньше: "Газпром" уже опубликовал в Интернете фотографию, показывающую будущего главу OMV Райнера Зеле (вступает в должность 1 июля. — "НГ") на состоявшихся 3 июня переговорах по поводу "будущего сотрудничества" с главой "Газпрома" Алексеем Миллером", — сообщает газета. Не исключено, что OMV примет участие в строительстве "Турецкого потока".

Напомним, что прежний проект Nabucco предусматривал поставки газа в обход РФ: из Туркмении и Азербайджана через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию и Германию. Однако в 2013 году проект был остановлен из-за проблем с финансированием и отсутствием гарантий поставщиков сырья.

Россия заинтересована в прекращении транзита через Украину и пытается построить альтернативный маршрут поставок в Европу — сначала это был проект "Южный поток", конечным пунктом которого должна была стать как раз Австрия, но он был остановлен из-за разногласий с ЕС. Сейчас российский концерн строит "Турецкий поток", чтобы транспортировать по нему газ до хаба на турецко-греческой границе. Впрочем, никаких обязывающих контрактов по этим проектам так и не подписано.

Между тем Турция явно не спешит подписывать с Россией какие-либо соглашения. И это не удивительно. Переговорные позиции Анкары сегодня гораздо сильнее, чем у России. И чем дольше Турция будет тянуть с подписанием бумаг, тем больше дополнительных уступок и скидок от "Газпрома" сможет получить. Россия заранее объявила о прекращении украинского транзита, поставив тем самым себя в зависимость от решений Анкары. Однако возрождение Nabucco может стать неожиданным козырем России. "Евросоюз, по слухам, оказывает дополнительное давление на Россию с той целью, чтобы "Газпром" не поставлял без надобности свой газ сначала в третью страну — Турцию, а доставлял бы его сразу к побережью Болгарии, откуда ЕС проложил бы новый газопровод до Вены", — пишет Presse.

Россия, похоже, услышала этот сигнал, отмечает издание, тем более что в договорах "Газпрома" с немецкими, французскими, итальянскими и австрийскими потребителями в качестве окончательного места передачи газа по большей части значится австрийский хаб.

"В середине мая во время встречи с парламентским комитетом Госдумы "Газпром" заявил о том, что пока что газопровод "Турецкий поток" будет проведен до точки в Черном море, на которой возможно его разветвление либо в сторону Турции, либо в сторону Болгарии", — передает газета со ссылкой на источник в Госдуме РФ.

При этом в среднесрочной перспективе Россия может поделить новый Nabucco и с другими экспортерами, например с Ираном, который изначально рассматривался в качестве поставщика по этой трубе. Ведь не исключено, что в скором времени поставки иранского газа в Европу возобновятся.

Опрошенные "НГ" эксперты считают, что шансы возрождения Nabucco с участием России достаточно велики, тем более что формальные вопросы с Еврокомиссией по этому газопроводу уже решены. "С 1 июля главой австрийской компании OMV станет нынешний глава Wintershall Райнер Зеле. Wintershall — главный партнер "Газпрома" в Европе. OMV была главным идеологом проекта Nabucco, так как по нему газ из Турции должен был прийти в Австрию. Nabucco получил все разрешения от Европейской комиссии, в том числе и освобождение от норм Третьего энергопакета. Однако проект был закрыт, так как для него не нашлось газа. Теперь его можно возродить и наполнить российским газом. А из Австрии российский газ сможет спокойно попадать в Италию по действующим газопроводам. В этом случае можно ожидать, что к возрожденному Nabucco присоединится итальянская ENI", — пояснил "НГ" директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Суммарный ежегодный объем поставок российского газа через Nabucco может составить около 30 млрд куб. м. При этом потенциальный объем "Турецкого потока" — 63 млрд куб. м, из которых 47 млрд планируется поставлять в Европу.

Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров указывает, что полной альтернативой "Турецкому потоку" новый Nabucco вряд ли станет, хотя определенные перспективы у проекта есть. "Все разрешения на этот газопровод получены, с точки зрения бумаг это продвинутый проект. Говорить о том, как все сложится в окончательном виде, пока сложно, и я бы не исключал участия в нем Болгарии. Несмотря на то что с "Турецким потоком" все, казалось бы, решено, сейчас продолжаются многовекторные переговоры.

Заинтересованных сторон много, ставки велики, появляются новые игроки и потенциальные участники европейского рынка. Так что любая информация об участии России в альтернативных маршрутах в обход Украины — это полезный для "Газпрома" пиар", — рассуждает эксперт. Однако, по мнению Нестерова, реализация таких проектов для России все-таки вторична.

"Сначала нужно определить, когда и как будет осуществлен основной проект — в данном случае "Турецкий поток". О полной замене этого газопровода речь вряд ли идет, но вариантов может быть много. Если с Турцией будут проблемы, то объем сделки будет сокращен.

Тогда можно представить, что две нитки пойдут через Турцию, а две — в Австрию через Болгарию", — отметил он.

Добавим, что Россия сейчас действительно готова включаться в самые различные проекты, способные хотя бы частично разгрузить украинский транзит, — так, в конце мая постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов не исключил российское участие и в Трансадриатическом газопроводе.

Алина Терехова

<< Июнь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ