media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.07.2015

В следующем году цена черного золота может снизиться до 40 и даже до 25 долларов за баррель.

"Независимая газета"

Бюджет-2016 правительство РФ составляет в расчете на среднегодовую цену нефти в 60 долл. за баррель. Однако рост экспорта иранской нефти уже в следующем году может столкнуть мировые цены на уровень ниже 40 долл. за баррель. А некоторые эксперты допускают падение цен на черное золото и до 25 долл.

После соглашения об отмене антииранских санкций из Тегерана звучат самые оптимистичные планы кратного увеличения добычи и экспорта нефти. "Нефтеэкспорт из страны может составить 2,5 млн барр. в день после начала действия соглашения по ядерной программе", — говорит министр нефти Ирана Бижан Зангане.

По его словам, страна также вполне готова повысить экспорт на 500 тыс. барр. в день после отмены санкций. Увеличение нефтегазового экспорта, по мнению министра, вполне возможно за счет "развития нефтегазовой сферы с помощью местного и зарубежного потенциала".

В Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) готовы увеличить добычу нефти на всех месторождениях уже в этом году. "Иран после снятия санкций попытается максимизировать нефтеэкспорт и восстановить свою долю на еврорынке в размере 42-43%", — подчеркивал директор по международным связям ИННК Мохсен Камсари. "Будущая доля Ирана на европейском нефтяном рынке зависит от того, как мы будем работать, но в любом случае мы постараемся, чтобы она была по возможности максимальной", — говорит он. Тем не менее, подчеркивает он, страна не намерена перенаправлять туда объемы нефти из Азиатско-Тихокеанского региона (АТР). "Азиатский рынок находится ближе к Ирану и останется основным", — поясняет Камсари.

На данный момент доля иранской нефти на мировом рынке не превышает 1,5%, а объем экспорта черного золота из страны составляет около 1,1 млн барр. в сутки. Однако еще в 2012 году, до момента введения санкций против страны, этот показатель составлял 2,5 млн барр. в сутки. И если ранее до 40% экспорта иранской нефти приходилось на Европу, то после введения санкций в 2012 году страна переориентировала поставки черного золота на азиатский рынок.

Стоит отметить, что в отличие от ряда нефтедобывающих стран, таких как Россия и США, Иран входит в Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и формально должна регулировать с картелем размер своей квоты на добычу нефти. К тому же после введения санкций против Ирана основную часть квоты страны забрала Саудовская Аравия, а ее меньшая часть досталась Ираку.

По данным экспертов международного рейтингового агентства Fitch, восстановление добычи нефти Ираном вполне возможно уже в текущем году. "Однако для того, чтобы достигнуть максимальных уровней добычи в стране, зафиксированных до введения санкций, Ирану потребуется несколько лет", — подчеркивают в агентстве.

"Хотя у Ирана в хранилищах около 20 млн барр., часть этой нефти нужна ему самому и не предназначена для экспорта", — напоминают в компании Wood Mackenzie, доклад которых цитирует агентство Reuters. По мнению аналитиков, Исламская Республика вполне способна увеличить добычу нефти на 600 тыс. барр. в сутки, но не раньше конца 2017 года. "Для модернизации нефтяной отрасли, устаревшей за время санкций, Ирану нужны значительные инвестиции", — отмечают аналитики компании. Потенциал же для инвестиций в Иран, по их мнению, огромен. "Три четверти его запасов нефти и газа, по объему которых страна занимает третье место в мире, еще не освоены", — говорится в отчете.

Тем не менее договоренности по Ирану означают возможность дальнейшего снижения нефтяных котировок. Например, в Минэкономразвития (МЭР) РФ не исключают возможности снижения цен на нефть ниже 55 долл. за баррель. "Достижение компромиссного решения по иранской ядерной программе на встрече в Вене хоть и было ожидаемо рынком, несомненно, способно добавить лишних поводов к снижению нефтяных котировок. Вполне вероятно, что в ближайшее время цены на сырье могут опуститься ниже 55 долл. за баррель, поскольку снятие эмбарго с Ирана подразумевает поставку на рынок дополнительных объемов нефти", — отметили в пресс-службе МЭР. Однако, подчеркивают в ведомстве, "сейчас основной вопрос состоит в том, как быстро Иран сможет нарастить прежние объемы экспорта на мировой рынок".

Впрочем, говорить о скором наводнении мирового рынка иранской нефтью преждевременно, считают эксперты "НГ". "Действительная отмена санкций произойдет только после того, как международные эксперты проведут инспекцию ядерных объектов Ирана и подтвердят их соответствие установленным условиям", — напоминает аналитик TeleTrade Анастасия Игнатенко. Правда, подчеркивает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев, в настоящий момент Иран не входит в систему квотирования ОПЕК. "Следовательно, страна имеет полную возможность добывать и продавать любой объем черного золота", — говорит он. Тем самым, продолжает Игнатенко, цены на черное золото могут испытывать на себе давление из-за переизбытка нефти на мировом рынке. "То есть даже в рамках текущего года возможно говорить о падении котировок нефти марки Brent до уровня 40 долл. за баррель", — предупреждает эксперт. Но насколько оно будет затяжным, говорить рано, уточняет Игнатенко.

Уже сейчас одни лишь словесные интервенции продавливают рынок вниз, напоминает аналитик QB Finance Мадина Абаева. "Тем не менее стремительного падения до уровня 40 долл. за баррель скорее всего мы не увидим, а вот уровень в 50 долл. за баррель вполне может быть достигнут", — говорит она. "Скорее всего в 2016 году стоимость нефти сохранится в коридоре 60-75 долл. за баррель с кратковременными выходами вверх и вниз", — продолжает начальник управления операций компании "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. По его словам, 2 млн барр. в день из Ирана не способны серьезно обвалить рынок. "Первоначальный объем все равно будет меньше, и вряд ли Иран начнет демпинговать на рынке", — говорит Ващенко. К тому же, сообщает эксперт "БКС Экспресс" Иван Копейкин, при стоимости нефти ниже 50 долл. за баррель спрос может расти повышенными темпами.

Оптимистичных прогнозов по стоимости нефти придерживаются далеко не все. "Уже в этом году цена на черное золото может в какой-то момент провалиться в область 25 долл. за баррель", — предупреждает финансовой аналитик FxPro Александр Купцикевич. И даже с учетом более спокойного рынка нефти в следующем году стоимость барреля нефти будет колебаться вокруг отметки 40 долл., считает эксперт. По мнению аналитика, в текущей ситуации вряд ли ОПЕК настроена на повышение квот. "Однако вновь возникает вопрос о соблюдении квот. Сохранение их неизменными будет формально означать согласие наблюдать сокращение своей доли на рынке", — уверен Купцикевич.

К слову, на данный момент в Основных направлениях бюджетной политики РФ на 2016-2018 годы на следующий год заложена среднегодовая стоимость барреля нефти марки Urals в размере 60 долл. за баррель, снижение же котировок до 40 долл. за баррель уменьшит на треть экспортные доходы российского бюджета от черного золота.

Ольга Соловьева

 

 

ФСК вслед за "Роснефтью" пытается получить доступ к проектному финансированию. Минэкономразвития — против.

"Ведомости"

ФСК предложила Минэкономразвития увеличить максимальную стоимость объектов, для которых привлекается проектное финансирование, с 20 млрд до 25 млрд руб., написал "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с предложением компании. Представитель ФСК подтвердил эту информацию агентству, на вопросы "Ведомостей" он не ответил. "Минэкономразвития не поддерживает изменение параметров программы", — передал представитель министерства слова заместителя министра Николая Подгузова.

Осенью 2014 г. ЦБ и правительство утвердили программу проектного финансирования, по которой банки могут брать средства ЦБ по ставке 9% годовых, а выдавать на реализацию какого-либо проекта, отобранного межведомственной комиссией при Минэкономразвития, по ставке не выше 11,5%. Лимит финансирования на один проект — 20 млрд руб., а общий фонд программы — 50 млрд руб.

ФСК считает, что увеличение стоимости объекта "позволит охватить программой более широкий круг комплексных дорогих инфраструктурных объектов", пишет "Интерфакс". Речь идет не о конкретных предложениях по проектам, а о замечаниях к постановлению правительства, разработанному Минэкономразвития, рассказали "Интерфаксу" в ФСК. Компания просила уточнить понятие "инвестиционный проект" — сейчас под этим можно понимать как один объект строительства, так и их совокупность, рассказал "Интерфаксу" источник, знакомый с текстом предложения ФСК. Ранее "Роснефть" и "Газпром нефть" просили включить нефтегазовую отрасль в список тех, кто может претендовать на льготное финансирование.

ФСК пробовала привлечь средства из фонда национального благосостояния (ФНБ) на проекты усиления связей между северо-западной и центральной частями ЕЭС России в обход стран Балтии. Это было необходимо на случай выхода этих стран из энергокольца Белоруссии, России, Эстонии, Литвы и Латвии. ФСК оценивала этот проект в 61 млрд руб., из ФНБ рассчитывала получить 24,5 млрд руб., рассказывал глава компании Андрей Муров. Если ФСК не получит деньги ФНБ на развитие объединенной энергосистемы Северо-Запада, ФСК попросит 31,4 млрд руб. на проекты по техприсоединению новых потребителей, писал "Коммерсантъ".

У ФСК большая инвестпрограмма, поэтому они будут искать возможности получить льготное финансирование, так как у компании высокая долговая нагрузка — 2 EBITDA, или 220 млрд руб., на конец 2014 г., считает аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков.

Иван Песчинский

 

 

"РБК daily"

Спор вокруг дела ЮКОСа — это не вопрос о двух миллиардах долларов или "спонсировании" Ходорковского. Это попытка выяснить, какой суд сильнее — российский или Европейский.

А судьи кто

Иногда удивительно, как средства массовой информации реагируют на юридические новости. Например, сейчас можно встретить такие заголовки: "Конституционный суд оставил Россию в юрисдикции ЕСПЧ". На самом деле все произошло ровно наоборот: Конституционный суд решительно и бесповоротно вывел Россию из-под юрисдикции ЕСПЧ. По крайней мере, в той части, которая может доставлять России особые неудобства.

Чтобы понимать, как государства, подписавшие конвенцию, реагируют на решения Страсбурга, нужно видеть природу его решений. Их условно можно разделить на две группы. Во-первых, решения, принимаемые в соответствии с давно устоявшимися прецедентами: содержание человека под стражей без надлежащего решения суда или продление сроков его содержания вне рациональных пределов.

Государства, как правило, реагируют достаточно спокойно: назначили компенсацию в несколько десятков тысяч евро — выплатим. Чего-то большего люди, давно уже отсидевшее свое и вышедшие на свободу, и даже позабывшие, что когда-то писали в Европейский суд, как правило, не требуют. Формально справедливость восторжествовала — и ладно. У некоторых государств скопилась куча подобных решений, которые они из-за бюрократических проволочек и жадности исполняют годами. Изредка встречаются вполне тривиальные решения, касающиеся, например, экстрадиции известных лиц. Происходит небольшой скандал, но все быстро успокаивается.

Во-вторых, есть группа решений, которые носят сугубо прецедентный характер. Об экстрадициях для возможного приговора к смертной казни в США, о распятии, абортах, голосовании заключенных, возможности использований показаний умерших свидетелей, ответственности государства, не защитившего своего гражданина.

Такие решения могут порождать резкое неприятие со стороны национальных судебных органов, имеющих, подчас, совершенно иную практику. Причем иногда реакцию государств довольно сложно объяснить, поскольку решения абсолютно юридически обоснованы и рациональны. Например, в нашумевшем деле Маркина было решено, что офицеры имеют право на отпуск по уходу за ребенком. Ведь в самой Конс­титуции написано, что мужчина и женщина имеют одинаковые права. Хотя ясно, почему государство резко против: вдруг завтра война, а полковники и майоры в отпусках за детьми ухаживают.

На практике есть достаточно большая группа прецедентов ЕСПЧ, которые не устраивают отдельные государства или даже целые группы государств так сильно, что они готовы ради этого вступать в конфликт с европейскими организациями.

Кто сильнее: слон или кит

Решение Конституционного суда, в котором стыдливо сказано, что "решения ЕСПЧ лишь принимаются во внимание", направлено на то, чтобы Россия могла эффективно разбираться со вторым типом решений. Первая группа решений создает для государства только незначительные финансовые обязательства в размере нескольких миллионов евро за десятилетие, плюс необходимость краснеть за уж совсем вопиющие нарушения Конвенции. Но поскольку нарушения имели место, как правило, много лет назад, всегда можно оправдаться утверждениями, что "время было такое" и "реальные виновники уже подлежат иному суду".

Вторая группа решений, в "фильтрации" которых, несомненно, заинтересована и Государственная дума, и администрация президента, и сам Конституционный суд, четко не определена. Туда могут попадать совершенно неожиданные решения. Например, решение ЕСПЧ об отказе в регистрации одной из оппозиционных партий, при кажущемся неудобстве для властей, было исполнено. А совершенно "неполитическое" решение относительно отпусков военнослужащих вызвало целую бурю.

И тут стоит упомянуть уже набившее всем оскомину решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа. Те, кто считает его особо политизированным в связи с тем, что это "выплата Ходорковскому", ошибаются. Решение, по сути, очень выгодно для России: просили то 100, то 78 миллиардов, а взыскали только два. Плюс признали правоту государства по всем вопросам, кроме особой ретивости и завышенных штрафов, которые сейчас и требуют вернуть. Но дело не в деньгах.

Ранее Конституционный суд принимал уже решение по спорному вопросу о взыскании завышенных штрафов и решил, что их взыскивать можно. Таким образом, "прецедент ЮКОСа" — отнюдь не о двух миллиардах и "спонсировании" Ходорковского за счет госбюджета (чего, конечно, тоже не хотят делать), а о конфликте компетенций Конституционного и Европейского судов. Как в старой детской сказке — кто сильнее: слон или кит.

Согласиться, что решения Европейского суда подлежат исполнению по любым вопросам, Конституционный суд просто не мог. Кстати, докладчик Конституционного суд совершенно правильно напомнил, что подобный вопрос уже неоднократно разрешался в законодательстве и практики стран — столпов европейской демократии. И многие нашли пути для аккуратного игнорирования решений ЕСПЧ, противоречащих национальному законодательству и практике национальных судов. Идея "примата национальных судов в толковании национального законодательства" давно витала над Европой. России оставалось ее только подхватить, что и произошло в соответствующий напряженный политический момент.

Юный российский суд

Позиция Конституционного суда, назначившего себя верховным арбитром в споре между российскими судами и европейским правосудием, неизбежно поднимает два вопроса. Первый — по каким делам и как часто Конституционный суд будет использовать свои новые полномочия. И второй: какое влияние это окажет на и не так уже невысокую репутацию российского правосудия. Пока список дел "на заклание" неясен, но в нему уже неизбежно будет "нехорошее" дело ЮКОСа, поскольку это уже не вопрос двух миллиардов, а сугубо вопрос принципов.

Вполне возможно, что на заклание будут принесены и другие обсуждавшиеся в последнее время дела, вроде голосования заключенных. Главное, чтобы участники процесса не вошли во вкус и не стали рассматривать заявление о "неконституционности" того или иного решения ЕСПЧ еженедельно. В противном случае довольно быстро произойдет полное и окончательно отпадение России от системы европейского правосудия, которое, конечно, можно за многое ругать, но вклад которого в устранение "тяжкого правового наследия 90-х" трудно переоценить.

Пока же судьям Конституционного суда нужно очень хорошо помнить одну простую истину. Конституционному суду в России всего пара десятков лет, по сравнению с опытом и историей высших судебных органов той же Британии или Германии — возраст практически эмбриона.

Что позволено юпитерам, то отнюдь не всегда позволено быкам. "Победить" ЕСПЧ на "своем собственном поле" (в своей собственной юрисдикции) несложно. Гораздо сложнее сохранить после этого хоть какой-то авторитет и репутацию. И только разумность и взвешенность последующих решений Конституционного суда по "фильтрации" может гарантировать, что открытая война между европейским и российским правосудием не начнется.

Дмитрий Гололобов, принципал частной практики Gololobov and Co

<< Июль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ