conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

17.08.2017

"Взгляд"

Ситуация, при которой Белоруссия отказывается отправлять нефтепродукты в ЕС через российские порты, вызвала недовольство Владимира Путина. "Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится", объяснил президент. Почему Минск поступает подобным образом и можно ли это исправить?

Владимир Путин потребовал создать в российских портах условия для перевозки грузов не хуже, чем в соседних странах.

"Это не какие-то политические решения, мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где-то в другом месте", — обратил внимание глава государства на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России.

Что же надо сделать, чтобы перенаправить грузы из Прибалтики в российскую Балтику? Во-первых, снизить железнодорожные тарифы. "Когда выгоднее тащить за рубеж — они будут за рубеж тащить. Хочу обратить ваше внимание, много раз уже говорил, далеко не все еще сделано тут", — отметил Путин.

Во-вторых, президент предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для транспортировки нефтепродуктов на экспорт в Европу. "Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится", — напомнил Путин. Поэтому стоит привязать получение беспошлинной российской нефти к использованию российской инфраструктуры для реэкспорта нефтепродуктов.

Пока белорусские НПЗ отказываются от услуг "Российских железных дорог", предпочитая транспортировать нефть через страны Прибалтики. И это несмотря на то, что в данном случае как раз с железнодорожными тарифами все в порядке, рассказал глава РЖД Олег Белозеров. "По нефтеналиву мы дали 50-процентную скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские заводы пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики. Мы ведем дискуссию, они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог", — сказал Белозеров.

Действительно, с точки зрения логистики несколько удобней экспортировать нефтепродукты из Белоруссии в Европу через страны Прибалтики. Так как расстояние от Мозыря (здесь находится крупнейший белорусский НПЗ) до Клайпеды примерно 800 км, а от Мозыря до Усть-Луги — в районе 1000 км, напоминает гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. "Но нельзя забывать и о вредности батьки (белорусского)", — согласен он.

Но гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что Минск пытается выторговать для себя еще более выгодные условия транзита через российские порты. "Мы дали скидку, но они понимают, что мы можем дать больше. Это типичная белорусская хитрость — держаться и торговаться до последнего. Лукашенко — мастер таких фокусов. А у нас есть проблема с загрузкой российских портов, и есть желание наказать страны Прибалтики за слишком агрессивную позицию", — считает Симонов.

Нельзя исключать, что белорусы могут бояться быть уличенными в мошеннических схемах при реэкспорте нефтепродуктов в Европу, на которых они могут неплохо зарабатывать. В прошлые годы Белоруссия уже была уличена в мошенничестве, когда под видом, например, растворителей и разбавителей продавала в третьи страны (ЕС) нефтепродукты. Тем самым российский бюджет лишался части доходов в виде пошлин, а белорусы на этом неплохо зарабатывали. После серии скандалов эта схема была закрыта. Однако нельзя исключать, что нечто подобное используется Минском до сих пор, только масштаб уменьшился, чтобы не так легко его было распознать. "Если вы отправляете грузы через российские порты, то уже не сможете фальсифицировать отчетность", — говорит Симонов.

Транзит белорусских нефтепродуктов мог бы стать хорошим подспорьем для российских портов. В прошлом году Белоруссия поставила на экспорт 13 млн тонн нефтепродуктов, примерно треть — на Украину и в Россию, остальное — в ЕС. В этом году объемы поставок будут больше благодаря разрешению нефтегазовых разногласий с Москвой (в прошлом году Минск получил меньше нефти, чем получит в этом году).

Что касается железнодорожных тарифов, то здесь ситуация неоднозначная.

Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский согласен с несовершенством тарифной политики РЖД. "РЖД каждый год повышает тарифы на перевозку нефтепродуктов, так что нефть становится более выгодно транспортировать по трубе. Отсюда идет и падение объемов морских перевозок. При таком указании президента РЖД наверняка будет вынуждено найти решение, учитывающее пожелание Путина", — говорит Андриевский.

Однако Алексей Безбородов считает, что до Путина просто неправильно донесли ситуацию с тарифами. "По "Российским железным дорогам" тарифы адекватные", — полагает он.

В целом, считает Безбородов, ситуация в российских балтийских портах вполне положительная. "Наши балтийские порты и так хорошо себя чувствуют. У нас плохо чувствует себя лишь Калининград, остальные порты решают свои проблемы без участия государства", — говорит Безбородов.

Калининградский порт (грузооборот 12-13 млн тонн за год) испытывает сложности из-за конкуренции с литовским портом Клайпеда, и ему как раз господдержка не помешает. Для сравнения: порт Клайпеда перевалил 40 млн тонн грузов и в этом году может нарастить объем на пару процентов.

"Это результат беззубой политики предыдущего Минтранса, который полностью запретил паритетную работу с Клайпедой. Мы свои обещания выполнили по разным тарифам, а литовцы — нет, и никто их не призвал к ответственности. Теперь с Литвой бесполезно решать этот вопрос, время упущено", — говорит Безбородов.

В целом российские порты продолжают наращивать перевалку грузов, а прибалтийские порты — терять. В 2000-х Россия переваливала через зарубежные порты до четверти собственных грузов, однако благодаря стратегии развития собственных портов ситуация серьезно изменилась. Уже к 2015 года эта доля сократилась до 8,4%, а к 2030 году доля российского транзита по плану должна сократиться до 4%.

Согласно данным портала Infranews, за семь месяцев 2017 года объем перевалки грузов в портах Балтийского бассейна вырос на 6%, до 143,9 млн тонн. В целом грузооборот российских портов за тот же период вырос на 10,5%, до 449 млн тонн.

Латвийские порты перевалили в первом полугодии 2017 года 34 млн тонн грузов, что на 7% больше, чем в прошлогодний период. Однако рост показали лишь Вентспилсский и Лиепайский порт. И он объясняется в основном тем, что через них стали больше везти стройматериалов и угля из России. Тогда как крупнейший в стране Рижский порт продолжает терять грузы: в первом полугодии он перевалил на 4,1% меньше, чем годом ранее, а за семь месяцев падение еще больше — на 5,8%.

Ольга Самофалова

Приобретение Schlumberger контроля над Eurasia Drilling Company под угрозой — России нужны гарантии, что компанию не закроют, "либо лампа Аладдина".

"Ведомости"

"Дайте мне гарантии. Либо лампу Аладдина, либо разрешение правительства США, которое будет гарантировать, что на них [Eurasia Drilling Company, EDC] не будет распространяться санкционный вариант", — заявил в среду руководитель ФАС Игорь Артемьев (здесь и далее цитаты по "Интерфаксу").

Служба рассматривает заявление американской Schlumberger о покупке 51% российской нефтесервисной компании. О сделке стороны объявили 21 июля, заявление Schlumberger подала 27 июля. Цена покупки не раскрывалась, а эксперты оценивали контрольный пакет компании в $1,9 млрд. На долю в EDC претендуют также РФПИ и "дочка" фонда Mubadala из ОАЭ, какой пакет стороны хотят приобрести — они не говорят.

По словам Артемьева, ФАС нужна гарантия, что при введении новых санкций со стороны США Schlumberger "не закроет, не запечатает, не остановит процесс [бурения скважин на территории России]". Schlumberger может закрыть EDC, перевести все контракты по бурению скважин в России на свою дочернюю структуру, а команду специалистов распустить, рассказывает источник "Ведомостей", близкий к EDC, об опасениях сотрудников. Эксперты "Союзнефтегазсервиса" не исключают этого варианта из-за неослабевающей санкционной напряженности в нефтегазовой сфере, комментирует председатель союза Игорь Мельников. Прецеденты по сворачиванию бурения уже были — в 2014 г. ExxonMobil из-за введенных против России санкций свернула девять из 10 совместных проектов с "Роснефтью", а позже оценила убытки от их остановки в $1 млрд. Представитель ФАС не ответил на вопросы. Представитель Schlumberger от комментариев отказался.

Это уже вторая попытка Schlumberger купить долю в EDC. Первый раз компания хотела это сделать в 2015 г., но сделка развалилась через 10 месяцев после начала переговоров. Тогда Schlumberger направила в ФАС просьбу прекратить рассмотрение ходатайства о покупке. По итогам почти полугодовых переговоров единственным камнем преткновения между Schlumberger и правительственной комиссией стало требование государства получить в новой компании "золотую акцию" (дает владельцу право вето по ключевым вопросам), рассказывал член совета директоров EDC и президент РСПП Александр Шохин.

"С прошлого раза ничего особенно не поменялось, плюс Минприроды заняло жесткую позицию", — говорит Артемьев. В начале июля министр природных ресурсов Сергей Донской рассказывал, что сделка с Schlumberger должна иметь ограничения: "Российская сервисная компания работает на участках недр федерального значения, сама сфера стратегически важна, поэтому должны быть ограничения для американской компании. Для РФПИ таких ограничений нет" (цитата по "Интерфаксу"). "Блокирующий пакет должен остаться у российских граждан", — утверждает человек, близкий к EDC. Подтвердить это не удалось. Наличие блокирующего пакета у российского собственника дало бы ему право не допустить ликвидации компании или распродажи ее активов, но остальные риски бы остались, считает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный.

Виталий Петлевой

 

 

Экс-канцлера ФРГ раскритиковали за выдвижение в совет директоров российской компании.

"Независимая газета"

Выборы называют в  Германии пятым временем года, настолько необычными бывают атмосфера и приемы в избирательной кампании. Канцлеру Ангеле Меркель рейтинга вроде бы более чем достаточно по сравнению с показателями лидера СДПГ Мартина Шульца. Но ее окружение и обслуживающие СМИ все равно готовы навести на соперника в борьбе за канцлерство любую тень, пусть не имеющую ни малейшего отношения к выборам. Речь о "российской тени" в связи выдвижением экс-канцлера Герхарда Шредера в совет директоров "Роснефти".

"Рссийская тень" вчера густо покрыла немецкие печатные и электронные СМИ. А наращивали ее уже с 11 августа, как только стало известно, что правительство РФ утвердило кандидатов для избрания в совет директоров "Роснефти". Их семеро, включая министра энергетики Александра Новака. Но шпрингеровская Bild, а за ней и политические круги Берлина обратили в этом списке особое внимание только на Герхарда Шредера. Комментарии и домыслы по этому поводу преподносят ведущие издания, не говоря уже о телеканалах. Причем все критически, с подозрениями, ожиданиями некоего подвоха с российской стороны.

В таком, собственно, духе и воспринимается в Берлине известие о возможном избрании Шредера. Свершится это или нет, станет ясно 29 сентября. Тема только тогда и станет актуальной, а сейчас реально ее нет, если не считать желания некоторых партийно-политических структур поиграть на завуалированной русофобии.

Впрочем, столь опытнейший политик, как Шредер, знающий все углы и закоулки пропаганды оппонентов, без труда вывел их на чистую воду. "У меня складывается впечатление, что это имеет отношение не столько к моей деятельности, сколько  к избирательной кампании. Очевидно, хотят помочь фрау Меркель", — поделился вчера наблюдением экс-канцлер в интервью медиагруппе Redaktionsnetzwerk Deutschland.

По существу, ведь тема Шредер-"Роснефть" касается только сферы бизнеса. Предложение бывшему канцлеру ФРГ говорит о его неизменном авторитете в делах экономики. Ее благополучие в Германии немало зиждется на шредеровской реформе "Агенда 2010". А причастность к  успешной прокладке и эксплуатации газовой магистрали "Северный поток" подтверждает его авторитет  в крупных проектах. Многие немцы высоко ценят последовательность экс-канцлера, выступающего за партнерство между Германией и Россией.

Однако именно за это его уже многие годы регулярно клянут шпрингеровская пресса и небезызвестные влиятельные политфигуры. Сейчас, похоже, предпринимается еще один такой заход. На представителей правительства буквально насели на пресс-конференции, чтобы они высказались о деловом предложении Шредеру. Представитель канцлера Штеффен Зайберт отказался отвечать на вопрос о реакции главы кабинета: "Как  представитель правительства  я не могу комментировать профессиональные дела экс-канцлера". А представитель дипведомства не стал комментировать еэсовские санкции в отношении российского нефтяного гиганта. По-видимому, официальные инстанции решили не вдаваться в частные темы, не имеющие общего с межгосударственными делами.

А вот по партийно-политической линии кое-что похоже на сигнал "фас". К примеру, телеканал ARD договорился вчера до объявления экс-канцлера "платным слугой политики Путина". Но главное давление оказывается на соперничающих с блоком  Меркель социал-демократов. Deutsche Welle распространяет версию, согласно которой социал-демократы были "обескуражены и даже шокированы" известием о возможном назначении Шредера топ-менеджером в российском концерне. Генсек СДПГ Хубертус Хайль оправдывается, что это личное дело Шредера. А Шульц  написал  в связи с возможным сотрудничеством Шредера с "Роснефтью" в Facebook: "Я бы так не поступил".

Tagesspiegel пишет об опасениях Шульца, полагающего, что номинация Шредера может создать трудности избирательной кампании партии. Рассказывают, что Шульц звонил Шредеру и критиковал его планы как не очень полезные. А во вторник Шульц назвал решение Шредера частным делом, "не имеющим общего с политикой СДПГ". Но Deutsche Welle продолжает настаивать, что все это усложнило ситуацию для СДПГ в преддверии выборов в Бундестаг.

Евгений Григорьев

 

 

<< Август, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ