Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.08.2020

Правительство поддержало законопроект об ужесточении правил добычи полезных ископаемых.

"Известия"

В КоАП внесут наказание за неосвоение и срыв сроков по добыче полезных ископаемых, прописанных в лицензиях. По информации "Известий", правительство поддержало законопроект заксобрания Республики Татарстан, которое предложило штрафовать за это правонарушение граждан, должностных и юридических лиц (документ есть в распоряжении "Известий"). Авторы законопроекта объясняют свою инициативу недополучением налогов в бюджет, а также существенным расхождением планов добычи и фактическими цифрами. Во всех фракциях Госдумы инициативу поддержали. Там предложили сделать наказание более жестким: лишать лицензии. С этой точкой зрения согласны эксперты, которые уверены, что штрафы несущественны.

Миллионные потери

Кабмин поддержал введение штрафов за неосвоение недр и нарушение условий лицензий, выдаваемых на их освоение. С такой законодательной инициативой в Госдуму обратился Госсовет Республики Татарстан. В документе "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" парламент предлагает ввести за это правонарушение штрафы для граждан от 2 до 3 тыс. рублей, должностных лиц — от 20 до 40 тыс. рублей и юридических — от 300 до 500 тыс. рублей.

"В настоящее время отсутствие административной формулировки не позволяет в полной мере применять меры воздействия при выявлении нарушений выполнения условий, предусмотренных лицензией, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения", — поясняют свою инициативу депутаты заксобрания Республики Татарстан в сопроводительных документах.

Они называют эти нарушения распространенными и заявляют о миллионных потерях республиканского бюджета.

"В настоящее время суммарная добыча полезных ископаемых на территории республики составила 14,676 млн куб. м, при этом, согласно проектным документам, должна была составлять 23,86 млн куб. м. Данные отклонения обусловлены отсутствием эксплуатации ряда месторождений. Бюджет Республики Татарстан недополучает налог на добычу полезных ископаемых в объеме 81,28 млн рублей в год", — уточняется в пояснительной записке к законопроекту.

Еще 9,917 млн рублей в год регион теряет из-за нарушения сроков выполнения лицензионных соглашений. По подсчетам законодателей на сегодня речь идет о 32 таких участках.

"Принятие законопроекта позволит восполнить пробел в правовом регулировании и повысить эффективность превентивной функции законодательства об административных правонарушениях", — говорится в официальном отзыве правительства РФ на документ.

Вместе с тем в кабмине подчеркивают, что реализация предлагаемых изменений не требует дополнения КоАП новой статьей, как предлагают авторы законопроекта. Более целесообразным в правительстве считают внести изменения в часть 2 статьи 7.3 КоАП.

В комитете по энергетике Госдумы отнеслись к инициативе Татарстана положительно.

- У нас, к сожалению, экономика в большей степени ресурсная, а характер ее использования лицензионный. Поэтому вопрос эффективности недропользования для государства очень актуальный, — заявил "Известиям" глава комитета, член фракции "Единая Россия" Павел Завальный.

По его словам, часто бывает так, что лицензии по освоению недр приобретаются для перепродажи и спекулятивных сделок, на которых зарабатывают, не вкладывая инвестиции в экономику регионов. Как-то наказать за это по действующему законодательству возможности нет, отметил депутат.

- Сейчас очевидно, что эта проблема назрела и ее надо решать. А что касается соразмерности штрафов, думаю, когда законопроект будет рассматриваться Госдумой, то это будет предметно обсуждаться: и какие суммы, и для кого. Но если уж купил лицензию, то отрабатывай ее, — подчеркнул Павел Завальный.

Лишать лицензии

В оппозиционных фракциях Госдумы инициативу Татарстана также оценили положительно.

- Думаю, что этот законопроект можно поддержать. Бизнес зачастую запасается участками для разработки таких месторождений впрок, но реально их не разрабатывает, пытается перепродать или сдать в аренду. Это, конечно, очень плохо. Поэтому штрафы будут вполне оправданны, — заявил "Известиям" первый зампред фракции "Справедливой России" Михаил Емельянов.

Глава комитета Госдумы по региональной политике Николай Харитонов, член фракции КПРФ также считает, что при отсутствии уважительных причин за нарушение лицензионных соглашений нужно наказывать.

- Полагаю, что речь в первую очередь идет о крупных компаниях, которые захватывают большие объемы, а потом не могут освоить, — пояснил "Известиям" парламентарий.

Что касается величины штрафов, то для корпораций они, по мнению коммуниста, существенными не будут, но если речь идет о подрядных организациях, то они это почувствуют.

- Смысл наказания в отношении юридических лиц за подобные нарушения есть, — согласен с коллегами первый зампред комитета по энергетике, член фракции ЛДПР Валерий Селезнев.

При этом он считает, что необходимо выяснять причину невыполнения сроков и неосвоения добычи полезных ископаемых. Как отметил парламентарий, иногда это может быть связано с экологическими особенностями того или иного месторождения либо геологическими условиями.

По его мнению, более целесообразной мерой были бы не штрафы, а лишение компаний лицензий, а также их ревизия. Штрафы же для физических лиц он считает нецелесообразными, так как, как правило, лицензии берутся гражданами под бытовые нужды, например, бурение скважин для воды.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что штрафы могли бы решить проблему неосвоения месторождений, но они должны быть более существенными.

- Зачастую крупные компании берут лицензии, чтобы они не достались конкурентам. То есть для того, чтобы застолбить за собой участок, а потом ничего не делать. Подтолкнуть их к работе было бы полезной мерой, другой вопрос, что штрафы, предложенные в законопроекте, несоразмерны возможностям компаний, которые ворочают миллиардами. Заплатить 300 или 500 тыс. рублей для них ничего не стоит, — заявил "Известиям" эксперт.

По его словам, он согласен, что более эффективной мерой было бы лишение лицензии, чтобы ею могли воспользоваться другие участники этого рынка. В пример он привел "Газпром", который давно держит за собой Тамбейскую группу месторождений. На нее претендует "Новатэк", который мог бы заняться их разработкой, так как ему это очень выгодно, пояснил Игорь Юшков, отметивший, что подобных примеров очень много.

"Известия" направили запросы в "Газпром", "НК "Роснефть" и "Новатэк" с просьбой дать оценку законопроекту, однако оперативных комментариев в пресс-службах компаний не предоставили.

Наталья Башлыкова

 

 

Пятилетнее инвестиционное соглашение области с "Роснефтью" поможет ускорить развитие нефтегазовых производств в Арктике.

"Известия"

Архангельская область, в последнее время предпринимавшая попытки увеличить грузооборот своего главного порта, наконец сможет сделать серьезный рывок в этом направлении. Соглашение с "Роснефтью", подписанное в июле, позволит заметно увеличить загрузку Архангельского порта. Нефтяная компания уже провела модернизацию мощностей в регионе и готова вдвое увеличить перевалку нефтепродуктов для северного завоза, а также нарастить выгрузку металлоконструкций и грузов, необходимых для проектов в арктической зоне. Как считают эксперты, это поможет области не только привлечь дополнительные налоги, но и создать новые рабочие места и компетенции в порту. Новый этап инвестиционного сотрудничества области и "Роснефти" позволит расширить возможности снабжения северных регионов, ускорить развитие нефтегазовых производств в Арктике и облегчить доставку топлива для судов Северного морского пути, считают эксперты.

Перспективы на будущее

Благодаря модернизации оборудования на терминале НК "Роснефть" в Архангельске отгрузка нефтепродуктов для северного завоза вырастет до 110 тыс. т. Этот объем в два раза превышает показатели прошлого года, отметили в компании. В итоге это позволит сформировать дополнительный запас высококачественных бензинов и дизельного топлива в городах и поселках Крайнего Севера на зимний период.

- В июле мы подписали соглашение с компанией "Роснефть". На мой взгляд, очень важное событие. С точки зрения влияния на экономику региона могут быть довольно серьезные последствия. Это запуск нового инвестиционного этапа во взаимодействии компании "Роснефть" и региона, — отметил врио Архангельской области Александр Цыбульский.

В планах компании на ближайшие годы — увеличение объемов перевалки и бункеровки судов в архангельском порту. Уже с октября начнутся поставки нефтепродуктов через мощности "РН-Архангельскнефтепродукта" в адрес ГМК "Норильский никель". К маю будущего года "Роснефть" поставит предприятиям Норильского промышленного района до 123,9 тыс. т нефтепродуктов. Поставки будут осуществляться по Северному морскому пути (СМП) — к 2024 году грузопоток по этому маршруту должен возрасти до 80 млн т. В "Роснефти" отметили, что рассматривают и другие возможности по увеличению перевалки через терминал в Архангельске.

Повышение загрузочных мощностей порта Архангельска — значимый шаг для развития и снабжения региона, считает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

- Данный проект сможет дать новые возможности для снабжения северных регионов, ускорит развитие нефтегазовых производств в Арктике и расширит возможности бункеровки судов Северного морского пути, — подчеркнул в разговоре с "Известиями" эксперт.

Обеспечение региона

Второе направление, в котором заинтересована участвовать "Роснефть" в регионе, — это развитие сети автозаправочных станций. Для области, по словам Александра Цыбульского, это будет означать повышение конкуренции на рынке, а значит, и улучшение качества продукции, снижение ее стоимости, а также увеличение доступности заправки.

Как сообщили в "Роснефти", в ходе недавней встречи с представителями региона обсуждались предложения компании по размещению АЗС на главных трассах Архангельской области. На данный момент в регионе функционируют 35 АЗК и АЗС компании, которые реализуют моторное топливо высшего качества, соответствующее стандарту "Евро-5".

- Я часто сейчас езжу по районам, по различным населенным пунктам. У многих встает вопрос именно об отсутствии в короткой доступности автозаправочных станций. В этом смысле я тоже думаю, что дополнительные объекты такого уровня нам в области пригодятся, — добавил Александр Цыбульский.

Расширение сети АЗС позволит увеличить доступность топлива для жителей удаленных населенных пунктов и подстегнуть конкуренцию на рынке. А это в конечном счете приведет к снижению цен и улучшению качества бензина, добавил он.

"Роснефть" провела обширные работы по модернизации своего терминала в порту Архангельска. После введения в строй новой насосной станции и усовершенствования трубопроводов терминал получил возможность одновременно сливать 28 цистерн дизельного топлива. Общая мощность обновленного терминала составляет 4 млн т в год. На нем можно переваливать до девяти различных видов топлива.

Реализовать проект и привлечь сопутствующие инвестиции стало возможным благодаря соглашению о сотрудничестве, подписанному между компанией и правительством области в июле этого года. Соглашение рассчитано на пять лет и как раз подразумевает реализацию проектов по развитию портовой инфраструктуры и сети АЗС, а также расширение образовательных программ.

Всерьез и надолго

Врио губернатора высоко оценил и образовательные проекты, которые уже реализовала и планирует организовать в будущем "Роснефть".

- Компания готова наращивать свое присутствие в довузовском образовательном сегменте. А с другой стороны, готова рассматривать наш Арктический федеральный университет в качестве научной базы для своих научных исследований, своих проектов, которые будут реализовываться на шельфе и в арктической зоне России, — сказал Александр Цыбульский.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что Александр Цыбульский провел большую работу для того, чтобы создать необходимые условия для реализации столь масштабного совместного проекта.

- Благодаря его усилиям региону удалось выстроить стратегические отношения с одним из крупнейших инвесторов — "Роснефтью", которая, судя по всему, пришла в Архангельск всерьез и надолго, — считает он.
У врио главы Архангельской области сегодня есть все шансы проявить себя, считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

- В регионе сильны протестные настроения, инвесторы туда традиционно заходят с большой осторожностью. Однако благодаря его усилиям региону удалось выстроить стратегические отношения с одним из крупнейших инвесторов — "Роснефтью", которая, судя по всему, пришла в Архангельск всерьез и надолго, — считает эксперт.

Исполнение северного завоза и наполнение СМП — стратегические задачи, которые поставлены президентом и перед руководством "Роснефти", и перед врио губернатора, заметил эксперт. Добиться заявленных целей более чем реально — синергетический эффект кооперации тут очевиден, заключил он.

Валерий Воронов

<< Август, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ