conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.10.2013

Бюджет потратит на инфраструктуру завода 82,7 млрд рублей, а еще почти 26 млрд возьмут на себя "Газпром", ФСК и РЖД.

"Известия"

Восточный НПЗ на Дальнем Востоке, строительство которого обойдется "Роснефти" более чем в 1 трлн рублей, потребует и солидных инвестиций в создание сопутствующей инфраструктуры. Нефтяная компания оценила стоимость строительства железной дороги, электросетей, газопрововода и других ее необходимых объектов в 108,71 млрд рублей, рассказали "Известиям" в Минэнерго. Государство готово профинансировать примерно три четверти этих затрат (82,7 млрд рублей), оставшиеся расходы (26 млрд рублей) возьмут на себя "Газпром", РЖД и ФСК.

В "Роснефти" официально не комментируют вопрос. Однако источник в компании подтвердил оценку в 108 млрд рублей. По его словам, компания направила письменное обоснование с подробным описанием затрат на каждый из объектов инфраструктуры во все профильные ведомства. Единого генподрядчика по созданию инфраструктуры НПЗ не будет: все объекты строят профильные компании без участия самой "Роснефти".

По данным Минэнерго, будущему НПЗ потребуются объекты водоснабжения, электро- и теплоснабжения, газопроводы, железнодорожные пути и переходы, автомобильные дороги, морской терминал, нефтетранспортная инфраструктура (расширение ВСТО), а также объекты социального значения и инженерная подготовка площадки завода. Глава Минэнерго Александр Новак ранее заявлял, что газопроводы, железнодорожные пути, а также линии электропередач будут финансироваться из внебюджетных источников, то есть за счет "Газпрома", РЖД и ФСК.

Как уточнили в Минэнерго, расходы "Газпрома" оцениваются в 2,5 млрд рублей, ФСК и РЖД предстоит потратить 5 млрд и 18,44 млрд рублей соответственно. В пресс-службе ФСК сообщили, что компания планирует построить линию электропередач и подстанцию к ней, уже объявлен конкурс на проектно-изыскательские работы.

Представитель РЖД отмечает, что в инвестпрограмме компании не предусмотрены средства на строительство подъездных путей к ВНХК. При этом железнодорожная монополия выдала "Роснефти" технические условия по примыканию подъездного пути завода к путям общего пользования РЖД.

— Как правило, подъездные пути строит само предприятие, а РЖД выдают технические условия, — говорит он.

Остальные объекты предполагается построить за счет госбюджета — в рамках федеральных программ по развитию Дальнего Востока и транспортной системы. В общей сложности из госказны может быть выделено 82,77 млрд рублей. В Минвостокразвития не смогли прокомментировать эти данные.

В расчеты "Роснефти" не включены затраты на расширение нефтепровода ВСТО. По оценкам "Транснефти", указанным в документах Минэнерго, стоимость расширения трубы для прокачки 7 млн т нефти в год для нужд первой очереди дальневосточного НПЗ может составить 43 млрд рублей. Однако позже "Транснефть" отозвала эти расчеты. По словам представителя "Транснефти", это связано с заморозкой тарифа на прокачку нефти в будущем году, а также с неопределенностью дальнейшей индексации тарифа. Сейчас в инвестпрограмме не предусмотрены средства на расширение ВСТО для приморского НПЗ.

Общие инвестиции (без учета инфраструктуры) в проект НПЗ оцениваются в 1,313 трлн рублей (три очереди общей мощностью 30,8 млн т нефти в год), запуск первой очереди запланирован на 2020 год. Решение о строительстве дальневосточного НПЗ "Роснефти", по словам главы Минэнерго, правительство должно принять до конца текущего года.

Людмила Подобедова

 

 

Президент "Роснефти" Игорь Сечин предложил создать мировую газовую биржу. Эта идея не нова, говорят эксперты, и появление биржевой торговли газом неизбежно.

"Ведомости"

"Роснефть" не просто стремится стать серьезным игроком на мировом газовом рынке, но и предлагает свои правила игры. Вчера на 22-м Всемирном энергетическом конгрессе в Южной Корее Сечин заявил, что "целесообразно создание международной биржи стран-участниц, где могли бы регистрироваться сделки с применением региональных валют" (текст доклада опубликован на сайте "Роснефти"). Под странами-участницами, следует из речи Сечина, подразумеваются государства, которые согласятся координировать свою энергетическую политику, в том числе законодательный и налоговый режимы, объединяя свои рынки. "Необходимо сосредоточить усилия на более эффективных вопросах инфраструктурно-договорного объединения рынков, свопирования на нем глобальных поставок", — заявил Сечин. Именно свопы, по мнению Сечина, помогут нивелировать ценовое различие на разных рынках. При этом должен быть обеспечен приоритет контрактов, подчеркнул он.

Представитель "Роснефти" дополнительные комментарии предоставить отказался. Получить комментарии представителя "Газпрома" не удалось. Его коллега из "Новатэка" не ответил на запрос.

Сейчас единого мирового рынка газа нет, он состоит из нескольких локальных рынков. Основных — три: Америка, где газ дешев из-за сланцевой революции, Европа со средними ценами и Азия — премиальный и самый быстрорастущий рынок. Причем ценообразование в США уже в основном биржевое, Европа старается его развивать, что не нравится "Газпрому". Страны АТР, где спрос на газ сейчас растет быстрее всего, имеют минимальное число спотовых контрактов и только начинают координировать свою работу по развитию спотовой торговли газом для выравнивания цен.

"Проблема отсутствия единого газового рынка существует, так как нет одной общей системы ценообразования", — говорит партнер Greenwich Capital Лев Сныков. Спотовая составляющая рынка по-прежнему мала (около 15%), а условия газовых контрактов варьируются от региона к региону, перечисляет эксперт. Своповые поставки неэффективны, отмечает аналитик. Предложения Сечина не новы, заключил эксперт. Но Сечин первым из руководителей крупных нефтегазовых компаний признал неизбежность глобализации рынка, добавляет аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков.

По мнению замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексея Гривача, своими выступлениями Сечин лишь пытается заручиться лояльностью покупателей из АТР. При этом основные запасы газа "Роснефти" находятся в Арктике, в частности в Карском море, где компания также не исключает строительства завода СПГ, напоминает эксперт. Этот регион далек от АТР, поэтому газ оттуда выгоднее поставлять в Европу. Но президент Владимир Путин призвал нефтегазовые компании после либерализации экспорта СПГ поставлять свой газ в Азию, чтобы не создавать конкуренцию трубопроводному газу "Газпрома". Для того чтобы это преодолеть, считает Гривач, "Роснефть" и выступает за развитие глобальной своповой торговли.

Михаил Серов, Елена Ходякова

 

 

Запасы нефти могут иссякнуть уже через пятьдесят лет.

"Российская газета"

Внимательно следить за ценами на бензин человечеству, возможно, осталось не так уж и долго. Всех разведанных запасов нефти в мире хватит на 56 лет, а газа — на 55 лет, говорится в ежегодном докладе Всемирного энергетического совета (ВЭС). А самому нефтяному рынку в его нынешнем виде отпущено еще меньше — максимум 22 года, считают эксперты "Российской газеты".

Расчеты аналитиков ВЭС строятся на данных по доступным запасам нефти. Их, по сведениям исследователей, в мире осталось не то чтобы очень много, особенно при нынешних объемах потребления энергоресурсов. Недобытой нефти осталось 223 миллиарда тонн, газа — 209 триллионов кубометров, говорится в докладе. Ситуация осложняется еще и тем, что альтернативные источники энергии никак не могут занять свое место под солнцем: их доля в производстве всей мировой электроэнергии пока не превышает 5 процентов. А вот привычные нефть и газ — на исходе.

Впрочем, есть еще один вид ресурсов, которого хватит не меньше, чем на сотню лет, полагают в ВЭС. Это основа всей мировой промышленности XIX века — уголь. И надо сказать, что "назад в будущее" вернулись уже многие страны — как развитые, так и развивающиеся. По данным ВЭС, 79 процентов электричества в Китае производится благодаря сжиганию угля. В США этот показатель доходит до 40 процентов. Cуществуют исследования, что за текущее десятилетие, к 2020 году, спрос на уголь по всей планете вырастет на четверть. Он превысит спрос на нефть, который за это же время увеличится, по предварительным прогнозам, едва ли на 15 процентов.

Однако уголь вряд ли займет место нефти, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. "Из всех возможных источников энергии он считается самым грязным", — отмечает Танкаев.
И это, несмотря на то, что существуют более-менее чистые технологии переработки угля.

По словам нашего аналитика, пример Китая по потреблению угля не показателен. Поднебесная действительно сжигает его в огромных количествах, после чего в стране начинают идти кислотные дожди. "Поэтому уголь — самое последнее, что может быть основой для энергетики любой страны. Китайцы, кстати, начинают активно развивать газовую сферу", — сообщил эксперт "РГ".

Да и слухи о скорой "смерти" нефти, скорее всего, сильно преувеличены. По мнению Рустама Танкаева, прогноз ВЭС вполне может быть обычным инструментом манипулирования общественным мнением. А значит, и ценами на рынке нефтяных фьючерсов. "Нет опасности, что вся нефть завтра уже иссякнет", — уверен наш эксперт. По его словам, одной только сланцевой нефти, которую даже еще не начали широко добывать из-за дороговизны технологий, хватит минимум лет на двести. Кроме того, существует возможность добычи нефти из битуминозных песков, которых очень много в Канаде, Венесуэле и на российском побережье Северного Ледовитого океана. По некоторым оценкам, по запасу нефти в таких песках Россия в силу большой территории занимает первое место в мире.

Правда, есть другие опасности. И у нефти все же существуют серьезные конкуренты. По мнению собеседника "Российской газеты", к 2035 году мировой нефтяной рынок может прекратить свое существование. И нынешнюю роль "черного золота" начнут играть водород, электричество, метан. Огромные деньги в исследовательские работы по поиску альтернатив нефти вкладываются самыми разными мировыми компаниями. Процесс уже пошел, несмотря на пока что малую долю альтернативного топлива на рынке. Например, те же автомобили на гибридных двигателях давно перестали быть экзотикой. Вытеснение нефти с пьедестала главного мирового ресурса всего за двадцать лет вполне реально, полагает Танкаев. "Старшее поколение в детстве не могло представить, что такое телевизор. И тем более — компьютер. А наша нынешняя жизнь без них сейчас невозможна. То же будет и с альтернативными источниками энергии", — сказал эксперт "Российской газеты".

При таком раскладе неизбежно возникает вопрос о том, что же будет с российской экономикой, если нефть так скоро станет никому не нужна. По данным министерства экономического развития, доля топливно-энергетических товаров в нашем экспорте в январе-мае 2013 года составила 71,3 процента. И значит, час готовить почву для диверсификации российской экономики пробил, что называется, "еще вчера". Об этом, в частности, накануне говорил постоянный представитель МВФ в России Бикас Джоши. "России необходима новая модель роста. Модель последнего десятилетия, основанная на использовании незадействованных мощностей в условиях роста цен на нефть, больше не воспроизводима", — подчеркнул он.

Надо сказать, возможности для замены нефтегазовых доходов есть. По словам Танкаева, учитывая растущую популярность электродвигателей во всем мире, России нужно усиливать добычу меди и олова, которые используются при их изготовлении. Но не отправлять эти ресурсы на экспорт, а производить из них двигатели внутри страны. Возможно — в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Но самое главное — не следует искать один товар, который сможет полностью заменить для российской экономики и отечественного экспорта нефть и газ, а развивать сразу несколько отраслей. По мнению многих экспертов, диверсифицировать российский экспорт вполне реально, если сделать ставку на развитие сельского хозяйства, рынка высоких технологий, авиации, химической промышленности.

Роман Маркелов

 

 

Запад намерен вложить деньги в модернизацию украинской ГТС.

"Независимая газета"

На этой неделе Верховная Рада проведет слушания по поводу выполнения Украиной обязательств перед Европейским энергетическим сообществом (ЕЭС), к которому страна присоединилась три года назад. За прошедшее время у сторон накопилось немало претензий друг к другу. Если недавно Украине грозили из Европы санкциями, то теперь обещают деньги на модернизацию газотранспортной системы (ГТС) и крупные совместные энергетические проекты.

Накануне слушаний еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер выступил с заявлениями. Во-первых, намекнул на возможность финансирования модернизации украинской ГТС: "Мы дискутировали с партнерами из Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и МВФ по условиям кредитов. Мы хотим финансировать модернизацию ГТС".

Во-вторых, сказал, что в ЕС рассматривают украинскую энергосистему как составную часть европейской: "Украина становится не только транзитной страной для транспортировки газа из России в Европу. Она имеет и потенциал для хранения газа. Мы рассматриваем возможности хранения 35 миллиардов кубометров газа в украинских хранилищах, возможно, до 60 миллиардов".

В Киеве удивились щедрым обещаниям еврокомиссара. Специалисты напоминают, что еще правительство Юлии Тимошенко в 2009 году проводило в Брюсселе презентацию плана по модернизации ГТС. "Сколько раз было обещано финансирование из разных источников, но денег так никто и не дал. И не даст, пока не будет реформирована компания "Нафтогаз", пока внутренний рынок не станет прозрачным", — сказал "НГ" руководитель Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Он отметил, что, вступая в ЕЭС, Украина взяла на себя обязательство имплементировать европейские энергопакеты. В частности, предполагается реорганизация национальной компании и дробление ее на отдельные независимые структуры по видам деятельности — добыча, транспортировка, поставка потребителям.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский считает, что именно с имплементацией энергопакетов связаны обещания Оттингера. "Это просто политические заявления. Нет никаких оснований говорить, что в Европе изменилось отношение к проблеме, что там нашлись структуры, готовые финансировать модернизацию ГТС. Еврокомиссар и не обещал ничего, а только намекнул, что Европа готова быть щедрой, если Украина будет послушной. От нас требуется завершить имплементацию второго энергопакета, а также имплементировать третий", — пояснил он, отметив, что для этого требуется решить вопрос с "Газпромом".

Землянский напомнил, что "Нафтогаз" подписал с российской компанией десятилетние контракты — как на поставку газа, так и на транзит. "Контракты действуют до 2019 года. И предполагают, что точка передачи российского газа европейским покупателям находится на западной границе Украины. То есть по территории Украины транспортируется российский газ, а транзитные услуги "Нафтогазу" оплачивает "Газпром". Третий энергопакет предполагает допуск на рынок разных операторов, а это означает, что точку продажи российского газа нужно перенести на украино-российскую границу. Но без согласия "Газпрома" и без пересмотра долгосрочных контрактов сделать это невозможно", — сказал эксперт.

В Киеве отмечают, что еще при президенте Викторе Ющенко несколько раз предпринимались попытки поменять схему, но российская сторона выступила категорически против. Не согласится "Газпром" и сейчас, уверены украинские эксперты. "Их устраивает существующая схема: долгосрочные контракты, контроль над их выполнением. Зачем российской стороне что-то менять?" — задался вопросом Марунич.

Глава секретариата ЕЭС Янез Копач, прибывший в Киев для участия в парламентских слушаниях, подтвердил местным СМИ, что третий энергопакет является частью международных обязательств Украины, он начнет действовать с 1 января 2015 года. В интервью газете "Правительственный курьер" он отметил, что украинская ГТС и газовые хранилища важны с точки зрения энергетической безопасности Европы. А поэтому назвал нежелательной передачу стратегических объектов в управление "Газпрому". "Не потому, что труба перейдет в собственность России. На самом деле не так важно, кто именно будет владельцем ГТС. Главное, чтобы он играл по общепринятым правилам ЕС — прозрачности бизнеса и равного доступа к сетям для всех поставщиков. Но, как показывает практика последних лет, "Газпром" не соблюдает эти правила. Поэтому есть опасения, что, став владельцем украинской ГТС, российская компания начнет диктовать собственные правила игры и порядки, а также вряд ли допустит к управлению третью сторону", — пояснил Копач.

Валентин Землянский заметил по этому поводу: "Любопытная складывается ситуация: европейские структуры требуют от Украины выполнения конкретных обязательств в сфере энергетики. И это приведет к жесткому обострению отношений с "Газпромом", который может уменьшить объем транзита по украинской территории, что нивелирует все прежде обнародованные планы по созданию в Украине европейского газового хаба. Может также по полной программе выставить счет за нарушение контракта в части объемов покупки газа. Многое "может", но расхлебывать придется Украине в одиночку. Европа ни разу не вмешалась в ситуацию на нашей стороне. И теперь звучат какие-то туманные обещания".

В Киеве считают, что Украина пока будет спускать на тормозах все требования европейской стороны, чтобы не ухудшать отношения с Россией. Развитие ситуации будет зависеть от того, будет ли в конце ноября в Вильнюсе подписано соглашение об ассоциации с ЕС. Если нет, то Киев может прислушаться к прозвучавшему еще в марте призыву российского премьера Дмитрия Медведева о выходе из ЕЭС и о создании двустороннего украино-российского консорциума по управлению ГТС. "Это уж совсем кризисный сценарий, вероятность которого чрезвычайно мала", — считает эксперт Марунич.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в четверг после встречи с украинским коллегой Николаем Азаровым в Калуге заявил, что Россия неоднократно предлагала Украине совместно модернизировать ГТС. Он рассказал: "Этот вопрос для нас интересен, если он интересен нашим украинским друзьям. У меня такое ощущение, что им этот вопрос не интересен больше, потому что мы несколько раз предлагали свои услуги и по модернизации, и по возможным параметрам сотрудничества, юридическим формам сотрудничества, тем инвестициям, которые мы готовы сделать". Премьер РФ отметил, что никаких решений достичь не удалось из-за пассивности украинской стороны.

Татьяна Ивженко

<< Октябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ