media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.10.2014

Минэкономразвития признало "Ямал СПГ" стратегическим проектом, что дает ему право претендовать на деньги ФНБ.

"Ведомости"

Минэкономразвития признало стратегически важным проект "Новатэка" "Ямал СПГ", сообщил представитель министерства. Это позволяет ему претендовать на получение средств из фонда национального благосостояния (ФНБ). "Новатэк" просит до 150 млрд руб., поясняет представитель министерства. Общая стоимость "Ямал СПГ" — $26,9 млрд. В сентябре замминистра экономического развития Николай Подгузов говорил, что "Новатэк" просит 100 млрд руб. Сумма была указана в диапазоне 100-150 млрд руб., уточняет федеральный чиновник. Преждевременно говорить, сколько денег получит "Новатэк", сумма будет уточняться при утверждении проекта, добавляет он. Представитель "Новатэка" отказался от комментариев.

Средства ФНБ выдаются по ставке инфляция плюс 1%. По прогнозу Минэкономразвития, в 2015 г. инфляция составит 5,5%. При этом рублевые кредиты в российских банках обходятся сейчас нефтяникам примерно в 12% годовых. "Ямал СПГ" — крупный проект даже по масштабам "Новатэка", реализовывать на свои деньги он его не сможет, финансирование все равно нужно привлекать, отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Но европейские кредиты сейчас недоступны, с китайскими ясности пока нет (сообщалось, что китайские банки предоставят до $20 млрд), так что компании приходится искать дешевые деньги в России, указывает он.

Теперь у "Новатэка" полгода, чтобы представить в Минэкономразвития документы с детальным экономическим обоснованием проекта. Но вначале эти документы придут в Минэнерго и лишь после — в Минэкономразвития, которое должно согласовать свою позицию с Минфином, описывает процедуру представитель последнего. Если замечаний нет, документы отправляются на рассмотрение в правительство.

Заявка "Новатэка" первая, но на деньги ФНБ претендует и "Роснефть". Свою заявку в конце сентября она подала в Минэнерго. В Минэкономразвития она еще не поступала, говорит представитель министерства. Сколько и на что просит "Роснефть", не сообщается. В конце августа в интервью Der Spiegel президент "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что компания просит у государства "облигационный заем" для разработки газовых месторождений Восточной Сибири и на строительство ВНХК. Вчера представитель "Роснефти" не ответил на запрос "Ведомостей".

Министр финансов Антон Силуанов говорил, что "Роснефть" и "Новатэк" просят "от 80 млрд до 150 млрд руб.". Средства могут быть выделены за счет покупки облигаций на 10-15 лет. В начале сентября помощь компаниям, подпавшим под санкции, пообещал премьер-министр Дмитрий Медведев. Под санкции подпали "Роснефть", "Газпром", "Газпром нефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз".

"Лукойл" денег из ФНБ просить не станет, говорил президент компании Вагит Алекперов: "Мы надеемся справиться своими силами". Но интерес к средствам ФНБ есть у "Газпром нефти". "Если будет доступ к ФНБ для всей нефтяной отрасли, мы, конечно, проявим интерес. Если эти средства будут распространяться между нефтегазовыми компаниями, мы считаем, будет справедливо, если мы сможем в этом участвовать", — говорил президент компании Александр Дюков. Он пояснил, что западные рынки капитала закрыты, а в России занимать становится дорого, если в этой ситуации кто-то получит доступ к дешевым деньгам ФНБ, а кто-то нет, это поставит компании в неравные условия. Вчера представитель "Газпром нефти" сказал, что компания пока не подавала заявку на получение средств из ФНБ.

 

 

В Госдуме пытаются своими методами бороться с газовым нахальством Украины.

"Взгляд"

Бороться с украинскими манипуляциями на газовом рынке решили теперь и в Госдуме: стало известно о законопроекте, запрещающем реэкспорт российского газа. Сложно сказать, будет ли реализовываться российский закон на территории Европы, но у Газпрома есть и другие инструменты борьбы с реэкспортом.

Депутаты решили помочь Газпрому с Украиной и законодательно запретить виртуальный реверс газа из ЕС на Украину. В Госдуме разрабатывается проект закона по запрету реэкспорта российского газа, рассказал первый зампред комитета ГД по промышленности, единоросс Владимир Гутенев. Законопроект планируется внести на рассмотрение нижней палаты парламента до конца текущей сессии.

Гутенев предлагает запретить иностранным государствам реэкспорт поставленного им Россией газа тем потребителям, которые не выполняют контрактные условия "бери и плати", а также имеют финансовую задолженность перед Россией. Это прямой намек на запрет реверса газа на Украину. И дело даже не в том, что Украина является главным должником по оплате поставок российского газа. Даже если Киев расплатится по счетам, запрет на реверс туда газа сохранится, потому что Украина ни разу не выполнила условие "бери и плати" с 2009 года, когда был подписан контракт. И вряд ли когда-нибудь выполнит его.

По данному условию Нафтогаз должен платить минимум за 33,3 млрд кубометров газа ежегодно, даже если такое количество газа не потребляет. Украина же каждый год выбирала меньше газа и недоплачивала за недобор. Газпром, впрочем, смотрел на это сквозь пальцы. Но теперь, учитывая ситуацию, решил напомнить Киеву о нарушении контракта. За 2012 год Газпром выставил счет за недобор газа на 7 млрд долларов, за 2013 год сумма достигла 11,4 млрд. Для сравнения: вместо обязательной покупки 33 млрд кубов Украина отобрала в прошлом году только 12,9 млрд кубометров газа и, как известно, не заплатила полностью даже за это.

С одной стороны, предложение Гутенева направлено на защиту национальных интересов России, однако способ защиты выбран крайне сомнительный. Предложение запретить реэкспорт газа на Украину эксперты называют популистским.

"Это абсолютная юридическая безграмотность. Реэкспорт осуществляется ведь не на территорию России, а в другую страну. Нельзя нашим внутренним законодательством запретить торговые отношения, которые идут на территории ЕС и Украины. Это юридически некорректно, это работать не будет, поэтому это чистый популизм", — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. С этим согласен и замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

К примеру, у ЕС есть внутреннее законодательство в сфере энергетики — второй и третий энергопакеты. Газпром должен их выполнять, но только потому, что работает на территории еврозоны. ЕС не может навязать эти законодательные правила внутри России.

Из слов Гутенева можно также предположить, что речь идет о том, чтобы законодательно обязать российских поставщиков и производителей вносить в свои соглашения с иностранными партнерами пункт о запрете реэкспорта покупаемого ими российского газа, не исключает Антон Соничев, эксперт центра "Общественная дума". Но, по его словам, момент запрета реэкспорта нужно решать на уровне соглашений между странами, но никак не с помощью российского закона. При этом крайне сомнительно, что европейские покупатели согласятся на изменение условий контракта.

Надо сказать, что в контракте с Украиной прописан запрет на реэкспорт газа в другие страны. До введения данного запрета Украина в течение многих лет зарабатывала на перепродаже российского голубого топлива, приобретая его по низкой цене и поставляя в Европу по высокой.

Однако, по словам Алексея Гривача, в контрактах с европейскими потребителями запрет на реэкспорт не прописан. Между тем Газпром не раз выказывал недовольство по поводу реверса газа из Европы на Украину. Однако речь шла не о том, что нельзя осуществлять реэкспорт российского газа. Главу компании Алексея Миллера возмущала сомнительность схемы этого реверса.

Украина получает газ из Европы только на бумаге, на практике же этот якобы европейский газ не пересекает, например, польско-украинской границы. Нафтогаз просто отбирает из транзитной трубы российский газ, а платит за него европейским трейдерам. И это незаконно: труба принадлежит Украине, но газ внутри нее — России. Это так называемый виртуальный реверс.

Возникает и другая проблема: Нафтогаз берет у Газпрома плату за транспортировку определенного суточного объема кубометров газа по транзитной трубе. Но на самом деле Нафтогаз транспортирует меньше из-за этого реверса. Получается, что Газпром платит за услугу, которую ему не оказывают. Это идет вразрез с обязательствами в рамках контракта.

Правда, Словакия на такие махинации, предложенные Киевом, в отличие от Венгрии и Польши, не пошла. Поэтому и реверс из Словакии начался только в этом году, а не в 2012-м. Словакия настояла на строительстве газопровода Вояны — Ужгород, который позволяет превратить реверс из виртуального в физический. Юридически такой подход законен.

"Шансы на принятие предложенного закона средние. Реально он может заработать, только если иностранные партнеры согласятся на включение такого пункта в их договоры и если Россия сможет проследить за соблюдением этого пункта зарубежной стороной. Но вероятность этих событий не очень высока, потому что на практике эти нарушения труднодоказуемы", — считает Антон Соничев.

"Российской стороне сложно доказать реэкспорт именно своего газа, поскольку реверс из Европы на Украину юридически оформлен не как реэкспорт российского газа, хотя на практике это именно так. Принятие закона не поможет решению этой проблемы, и доказать реэкспорт будет так же сложно, как и сейчас", – отмечает юрист.

Поэтому Газпром уже несколько лет и мирится с реверсом газа на Украину, ограничиваясь только риторикой без обращения в суд. Однако у Газпрома все же есть законный способ помешать реверсу. И в этом году он начал его применять.

В сентябре Венгрия и Польша вынуждены были прекратить реверс газа на Украину, потому что у них не оказалось лишнего газа. Все уходило европейским потребителям. Это стало следствием действий Газпрома: он начал качать газ через Украину в Европу только в том объеме, который обязан поставить по контракту в любом случае. А вот на заявки европейцев сверх этого объема стал отвечать отказом. Официальная версия была, конечно, техническая, но все всё понимали.

И это, кстати, еще одно доказательство того, что Украина покупала никакой не европейский газ, например, норвежский, а все тот же российский, только не напрямую у России, а через посредника. При этом цена реверсного газа сопоставима с ценой, которую предлагает Газпром — 385 долларов за тысячу кубометров. Между тем уже скоро наступят холода, и спрос на газ в Европе вырастет. И у нее уже объективно не будет лишнего газа для продажи Украине. Это, впрочем, не помешает Киеву отбирать газ из транзитной трубы, просто платить он уже никому за него не будет.

Ранее ЕК признала, что Киев в этом случае будет воровать газ. Премьер-министр Украины Яценюк в четверг расписался фактически в том же, заявив, что Украина не может гарантировать транзит российского газа в Европу.

Таким образом, газовый кризис создается на пустом месте. Потому что несогласие с ценой выглядит смешно. Киев с легкостью покупает российский газ через Европу по 385 долларов за тысячу кубометров, но отказывается покупать то же топливо по той же цене у Газпрома.

Ольга Самофалова

 

 

Европа верит в надежность транзита через Украину, но уже разработала кризисный сценарий.

"Независимая газета"

Накануне сегодняшних газовых переговоров Россия, Киев и Брюссель обменялись взглядами на опасность газового кризиса предстоящей зимой. Еврокомиссия уже провела штабные учения на случай полного прекращения газовых поставок из России — причем не только через Украину, а по всем экспортным маршрутам, включая "Северный поток". Украинский премьер Арсений Яценюк высказался вчера о надежности транзита крайне противоречиво: Украина — надежный партнер, но действующий транзитный контракт надежности не гарантирует. А президент Владимир Путин заявил, что "проблема транзита через украинскую территорию пока сохраняется" и Еврокомиссии нужно разблокировать строительство "Южного потока" и разрешить использовать на полную мощность газопровод OPAL, который ограничивает российские поставки.

Президент РФ Владимир Путин заявил вчера, что в ходе переговоров в Милане удастся поставить точку в проблеме поставок и транзита российского газа через Украину. "Сегодня у меня уже начнутся встречи в Италии, в том числе и по этому вопросу. Наши партнеры — и европейские, и украинские — находятся с нами в контакте", — сказал Путин в четверг на пресс-конференции по итогам переговоров с руководством Сербии. "Надеюсь, что им удастся обо всем договориться и поставить точку во всех спорах", — заявил Путин.

Между тем в опубликованном вчера интервью сербской газете "Политика" Путин утверждал, что существуют "риски, связанные с кризисными явлениями на Украине" и "проблема транзита через украинскую территорию пока сохраняется". "Одно из очевидных решений — это диверсификация маршрутов поставок. В этой связи рассчитываем, что Еврокомиссия в ближайшее время урегулирует наконец вопрос об использовании на полную мощность газопровода OPAL", — сказал Путин. Однако еврочиновники заявили, что вопрос о газопроводе OPAL будет обсуждаться только после решения всех споров с Украиной. Кроме того, он призвал "разблокировать ситуацию с "Южным потоком". Однако Европарламент — напротив — призвал вообще запретить строительство "Южного потока".

"Южный поток" не может быть реализован в одностороннем порядке", — признал вчера президент РФ. "Мы не можем построить в одностороннем порядке проект стоимостью в миллиарды долларов, если наши партнеры раздумывают до сих пор, нужно ли им осуществлять этот проект или нет", — сказал он на пресс-конференции в Белграде после переговоров с президентом Сербии Томиславом Николичем.

"Я глубоко убежден, что этот проект выгодный для  европейских  потребителей,  потому  что  он существенным образом снижает транзитные риски, а вопросы с волокитой  по строительству  "Южного  потока"  связаны  только  с  соображениями политического характера", — заявил российский президент. Недавно было  объявлено, что  стоимость газопровода  "Южный  поток" мощностью 63 млрд  кубометров  газа выросла по  сравнению с  первоначальными оценками на 47% — до 23,5 млрд евро. В то же время Россия уже вложила десятки миллардов рублей в строительство "Южного коридора", который в основном и был необходим для реализации "Южного потока".

Между тем европейцы уже рассматривают возможность существования в условиях полного прекращения поставок из России — причем по всем экспортным направлениям. В опубликованном вчера ЕК сценарии предполагается ряд мер для стран — членов ЕС в случае прекращения поставок газа из России более чем на шесть месяцев. В частности, предполагается стимулирование собственного рынка за счет максимального увеличения возможностей соединительных газопроводов, а также отмены ограничений на трансграничную торговлю.

Также в ЕК предлагают серьезно оптимизировать использование подземных хранилищ газа (ПХГ) и реализовывать уже запланированные к строительству инфраструктурные проекты. При этом для домашних хозяйств в ЕК предлагают максимально возможно переходить на альтернативные источники энергии, тем самым минимизируя потребление природного газа.

"Вопрос в том, сможем ли мы пройти зиму без проблем", — заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. По его словам, в случае осуществления такого сценария больше всех от этого пострадают такие страны, как Финляндия и Эстония, которые в результате не получат до 60% необходимого объема голубого топлива. Сегодня газ в России закупают 18 стран ЕС, и степень их зависимости от газовых поставок из РФ разнится от 18% до 80%, объяснил еврокомиссар.

К слову, Еврокомиссия в свой прогноз по энергобезопасности включила также Молдавию, Грузию и Украину. "Украина — особенно важное в настоящее время государство-партнер, которое желает более тесной ассоциации с Европейским союзом (ЕС). Это страна, которая сама остро нуждается в газе и которая также является страной транзита", — приводит Интерфакс слова еврокомиссара по энергетике.

Таким образом, ЕК распространила свой стресс-тест на случай прекращения российских поставок газа в Европу не только на страны — члены ЕС, но и на страны-кандидаты. "Мы в деталях исследовали, что произойдет, если, к примеру, Россия (это, конечно, маловероятно, но кто знает?) прекратит поставки газа. Что произойдет, если Украина (мы этого не ожидаем, но кто знает?) не выполнит, не сможет выполнить свои функции по транзиту. Это худший сценарий, который мы представили по государствам-членам и партнерам в стресс-тесте", — объяснил Эттингер.

При этом он напомнил, что на следующей неделе пройдет трехсторонняя встреча по газу ЕС–РФ–Украина в Брюсселе. Однако ЕС должен быть готов и к тому, что эти переговоры не принесут результата, и должен знать свои возможности по обеспечению газом в зимний период за счет других источников, таких, например, как Алжир и Норвегия, добавил Гюнтер Эттингер.

К слову, Греция уже ведет переговоры об увеличении поставок сжиженного природного газа из Алжира, чтобы минимизировать его дефицит в пиковый период потребления и помочь соседним странам в случае возможного ограничения транзита газа из России через территорию Украины. "За дополнительные поставки мы заплатим 150–200 млн долл.", — приводит слова президента Depa Георгия Спанудиса агентство Bloomberg. Так, по словам главы государственного поставщика газа, греческая сторона рассматривает возможность покупки дополнительных объемов газа по существующему контракту с Алжиром — вместо обычных 75 тыс. кубометров до 125 тыс. кубометров газа

Также еще в сентябре правительство Болгарии называло "высоковероятным" сценарий на случай сокращения поставок из России. "Правительство рекомендовало теплоснабжающим организациям проработать возможность переключения на другие виды топлива. Также ведутся переговоры с властями Греции о возможной покупке газа в случае дефицита", — говорила вице-премьер Болгарии Екатерина Захарьева.

К слову, канцлер Германии Ангела Меркель, выступая вчера на заседании в бундестаге, еще раз напомнила о необходимости дальнейшей диверсификации поставок энергоресурсов и сокращения зависимости ЕС от импорта. "Ситуация в Украине в особенной степени подчеркнула необходимость обеспечения энергобезопасности для нашей страны и для Европы", — приводят слова канцлера РИА Новости.

Хотя российские поставки газа в Европу не страдают, сам Эттингер не исключает возможных проблем с транзитом газа через Украину в будущем. "С момента прекращения поставок газа Россией в Украину 16 июня транзит российского газа через территорию Украины в ЕС не пострадал, однако исключать возможность возникновения проблем нельзя", — сказал он вчера на пресс-конференции в Брюсселе. В случае сохранения прежней ситуации, замечает еврокомиссар, не исключено, что Украина не сможет полностью выполнять свои обязательства по транзиту.

Однако премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил вчера, что Украина, со своей стороны, гарантирует бесперебойный транзит природного газа, однако для этого необходимо подписать соглашение с европейской стороной на управление украинской газотранспортной системой (ГТС). "Сейчас мы получаем предварительные предложения от наших европейских партнеров. Когда мы их обобщим, Украина объявит публичный конкурс на привлечение европейских и американских инвесторов к эксплуатации украинской ГТС", — пояснил Яценюк.

"В ближайшие несколько лет ожидать полного отказа от российского газа со стороны ЕС не стоит, — считает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. — В ближайшие шесть–семь лет ЕС не сможет снизить объемы экспорта россйиского газа". Правда, подобные заявления об отказе от него могут быть средством давления на РФ на предстоящих 21 октября трехсторонних переговорах, рассуждает аналитик.

Пытаясь диверсифицировать свои поставки, Европа, похоже, окончательно забыла про "Южный поток", идущий в обход Украины. В этом смысле более приемлемой альтернативой для Европы выглядит "Южный газовый коридор", предполагающий поставки азербайджанского газа в обход России.

Однако для решения этого вопроса Россия серьезно рассчитывает на Сербию, куда вчера с визитом прибыл президент РФ Владимир Путин.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов не исключает того, что Россия и Сербия в ходе этой встречи смогли бы договориться о начале строительства сербской стороной своего участка газопровода уже сейчас. К слову, помощник президента РФ Юрий Ушаков вчера опровергал подобные прогнозы. "Сербия пока не выдала формального разрешения на строительство национального участка "Южного потока". Я видел последние заявления руководства Сербии — такого намека они не давали", — сообщает он.

"Южный поток" продолжает оставаться заложником высокой политики, уверен Нестеров. "Я не думаю, что работа над проектом будет окончательно прекращена. В случае нормализации отношений он все-таки будет реализован", — считает эксперт.

Ольга Соловьева

 

 

Нефтяным и газовым компаниям указали, где закупать новое оборудование.

"РБК daily"

Западные санкции угрожают добыче нефти не только на шельфе, но и на традиционных месторождениях, уже в среднесрочной перспективе есть риск снижения производства, признал Минпромторг. Зависимость российских нефтяников от западного оборудования составляет не меньше 80%, заместить его российскими аналогами получится не раньше 2018–2020 годов. А пока спасать отрасль будут китайские поставщики, решили чиновники.

Перечень мер по импортозамещению в нефтяной отрасли подготовил Минпромторг (копия документа есть у РБК). Перед чиновниками стоит непростая задача: зависимость нефтяников от импорта, по признанию ведомства, носит критический характер. С учетом скрытого импорта (когда услуги оказываются российскими "дочками" зарубежных компаний) доля импортного оборудования и технологий в целом достигает 80%. А по отдельным категориям, таким как оборудование для шельфовых проектов или программное обеспечение, может превышать 90%, сказано в документе.

Больше всего нефтяники зависят от импорта насосно-компрессорного оборудования, оборудования для геолого- и сейсморазведки, программно-аппаратных комплексов и систем автоматизации, оборудования и технологий для морского бурения.

Минпромторг подготовил этот документ совместно с Минэнерго, нефтяные компании также участвовали в разработке плана мероприятий, сообщил РБК чиновник Минпромторга.

Программа была внесена в правительство во вторник, 14 октября. Представитель Минэнерго подтвердил, что ведомство направляло свои предложения по программе импортозамещения. ЛУКОЙЛ направлял в министерства данные о том, какие импортные технологии и оборудование требуется заместить, сказал представитель компании Виталий Матушкин. Представитель "Роснефти" не ответил на запрос РБК.

Формально санкции ЕС и США запрещают поставлять в Россию только оборудование и технологии, используемые для арктических, глубоководных и сланцевых проектов. Но в реальности ограничения угрожают и добыче на традиционных месторождениях, пишут чиновники. Прямого запрета на поставки оборудования для них нет, но "имплементация разработанного Советом ЕС документа способна оказать негативное влияние на разработку "зрелых" месторождений", говорится в документе.

В краткосрочной перспективе влияние санкций будет "незначительно". Но со временем из‑за необходимости обновлять и чинить оборудование, проводить бурение новых скважин риски уменьшения добычи и сокращения сроков эксплуатации ряда месторождений будут расти, опасаются чиновники. В документе Минпромторга указывается, что санкции ограничивают поставку в Россию технологий и оборудования для горизонтального бурения и проведения гидроразрыва пласта. Свои опасения по этому поводу уже высказывал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. По его словам, гидроразрыв – "самое тонкое место", где санкции могут нанести ущерб российским нефтедобытчикам. "25% нефти сегодня добывается путем гидродинамического разрыва. Это агрегаты, которые не могут делать фактически нигде, кроме как в США", – сказал Алекперов месяц назад (цитата по ТАСС).

Хотя в России более 200 предприятий – производителей нефтегазового оборудования, импортозамещение по большинству категорий станет возможным не ранее 2018–2020 годов, пишет Минпромторг.

Сейчас, по прогнозам ведомства, из 45 позиций можно будет заместить лишь пять: системы очистки бурового раствора, фонтанную арматуру для обустройства скважин, бурильные и породоразрушающие инструменты, присадки для производства нефтепродуктов, оборудование для транспортировки СПГ.

Сейчас на помощь могли бы прийти альтернативные зарубежные поставщики из тех стран, которые не вводили санкции против России. Как отмечается в документах Минпромторга, речь идет о поставщиках из Китая, Южной Кореи, Сингапура, Индии, стран Латинской Америки. Необходимое оборудование есть также в Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии и Израиле, но эти страны не могут рассматриваться в качестве альтернативы, поскольку "следуют в фарватере США".

Минпромторг даже подготовил полный перечень зарубежных компаний, которые могли бы заменить американских и европейских поставщиков. В нем упоминаются три компании из Южной Кореи (Daewoo, LHE и KwangShin, которые могли бы выступить поставщиками компрессоров и пластинчатых теплообменников), по одной компании из Индии (Indore Composite, реагенты), Белоруссии ("Нафтан", присадки) и Сингапура (NuStar, подводное оборудование).

По большинству же позиций в качестве альтернативных поставщиков называются китайские производители: в общей сложности несколько десятков компании, в том числе CNPC, China National Logging Corporation, Shanghai Electric Heavy Industry, Huawei.

Китайские производители уже несколько лет поставляют на российский рынок мобильные и стационарные буровые установки небольшими партиями, отмечает ответственный секретарь Российско-китайской палаты Сергей Санакоев. При этом 70–80% западного оборудования ("железка") и так производится в Китае, и лишь 20% – компьютерные установки и программное обеспечение ("мозги") – на Западе, говорит он.

Российские компании должны организовывать сборочное производство китайского оборудования в России, а "мозги" делать самостоятельно. Подобное совместное производство Уралвагонзавод организовал в Уфе, напоминает Санакоев. По его словам, в рамках Российско-китайской палаты проводились переговоры о подобных партнерствах, несколько проектов уже готово, а западные санкции только подтолкнут этот процесс.

Решения в области коммуникационных технологий для нефтегазовой отрасли – одно из важнейших направлений для Huawei сейчас, говорит представительница китайской компании. По ее словам, в России пока совсем немного реализованных проектов, но уже идут активные тестирования самыми крупными компаниями. Заказчиков представитель Huawei не раскрывает, но утверждает, что решения Huawei они начали рассматривать еще до введения санкций и компания готова их предоставить "уже сейчас".

Российские нефтяники уже договариваются с новыми поставщиками. В понедельник "Роснефть" обсудила с CNPC возможность объединения усилий в области нефтесервисных услуг, производства оборудования и R&D. Из-за санкций альтернативных поставщиков, в том числе в Азии, ищет и "Газпром нефть", говорил в сентябре, еще до введения последнего пакета санкций, первый замгендиректора компании Вадим Яковлев.

Российские производители опасаются, что разворот нефтяников на Восток помешает развернуться отечественному производству. Менеджер компании – крупного российского производителя нефтегазового оборудования полагает, что россиянам придется конкурировать за заказчика с китайскими поставщиками в неравных условиях, в первую очередь финансовых. "Китай лишь с 2015 года прекращает субсидировать свою промышленность в области ТЭКа, до сих пор действуют связанные кредиты китайских банков, которые они охотно выдают под нефтегазовые проекты, предполагающие поставку китайского оборудования. Для нефтяников сейчас проще будет работать с китайскими производителями, но в долгосрочной и среднесрочной перспективах это опасность новой зависимости от импорта: Китай попросту может начать диктовать свои условия и по поставкам техники, и по цене", – говорит он.

По цене китайское оборудование будет не намного дешевле западного, а по качеству оно уступает, утверждает собеседник РБК. "Нужно ориентироваться на локализацию производства нефтегазового оборудования в России, во‑первых, из‑за того, что отрасль стратегическая, во‑вторых, чтобы создавать рабочие места внутри страны и здесь же получать налоги. Но в ближайшее время без помощи стран Юго-Восточной Азии мы не обойдемся, сами российские производители не справятся со сроками производства по целому ряду позиций сложного оборудования", – говорит собеседник РБК.

"В сфере морской сейсморазведки есть всего две китайские компании, и они используют американское оборудование. Поэтому мы не опасаемся конкуренции с их стороны в рамках импортозамещения, – сказал РБК начальник отдела маркетинга и продаж дивизиона сейсморазведки "Совкомфлота" Антон Куликов. – Но наша компания также использует немало позиций американского сейсморазведочного оборудования и намерена уже в ближайшее время начать процедуру его замещения, поскольку даже полученное оборудование будет трудно модернизировать, в частности, устанавливать на него софт или ремонтировать". По его словам, в этой сфере есть российские разработки, но они не устраивают компанию по качеству. "Мы будем заказывать новые на тендерной основе, но в приоритете будет производство такой техники в так называемых беспошлинных или особых экономических зонах: например в Дубае (ОАЭ) или Калининграде", – говорит представитель "Совкомфлота".

"Что есть у западных компаний, чего нет у российских компаний, нефтесервисных компаний? Нет какого‑то оборудования, какой‑то химии, еще чего‑то, но отсутствие этих элементов и компонентов не означает, что мы не можем делать это в принципе, это просто вопрос эффективности. Наличие этих элементов позволяет им быть на 5–7% эффективнее, но абсолютно не закрывает для нас возможность работать на бажене [баженовская свита]", – говорил недавно гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков.

По словам источника РБК в "Росгеологии", в Китае есть приемлемая по цене и качеству техника для ТЭКа, например буровые установки или бульдозеры, но и среди российских компаний хватает тех, кто может на равных конкурировать с китайцами; в частности, дочерние структуры "Росгеологии" владеют долей в компании "Геосвип", которая производит сейсморазведочное оборудование в России. Но без преференций для российских поставщиков не обойтись, оговаривается он.

Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко, Андрей Лемешко

<< Октябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ