media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.10.2019

А в Совете Федерации просят правительство доработать законопроект о выбросах парниковых газов.

"Известия"

Совет Федерации не поддержал предложенную Минэкономразвития редакцию законопроекта об "углеродном сборе". Свои возражения сенаторы направили руководителю аппарата правительства РФ Константину Чуйченко. Они считают, что новый платеж для предприятий за превышение квоты на выбросы парниковых газов может негативно сказаться на динамике роста экономики. А в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) опасаются, что он спровоцирует рост тарифов для населения и увеличение темпов инфляции. В правительстве планируют обсудить документ в ближайшие дни, пояснили "Известиям" в Минэкономразвития.

Без лишних сборов

С ратификацией Парижского соглашения по климату Россия взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Наша страна должна к 2030 году снизить их на 25-30% от уровня 1990 года, сообщили "Известиям" в Минприроды.

В проекте закона, разработанном Министерством экономического развития, предлагается установить общий максимально допустимый объем прямых выбросов парниковых газов для предприятий — 150 тыс. т СО2-эквивалента. В случае превышения установленной квоты организация с 2025 года будет обязана выплачивать "углеродный сбор". Предприятие само должно будет проводить инвентаризацию и предоставлять властям отчет о выбросах парниковых газов.

Но ставки "углеродного сбора" пока не известны — они будут определены правительством только через пять лет после вступления в силу закона. Эти деньги, по замыслу министерства, будут аккумулироваться в Фонде поддержки реализации проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов. Документ уже прошел общественное обсуждение и внесен в аппарат правительства.

Совет Федерации сомневается в эффективности предложенных мер, так как в законопроекте отсутствует "ясность относительно ставок устанавливаемого сбора, параметров расчета целевых показателей". 30 сентября участники секции СФ по вопросам изменения климата направили зампреду правительства руководителю аппарата кабмина Константину Чуйченко свои рекомендации по доработке документа (обращение имеется в распоряжении "Известий").

Сенаторы считают, что законопроект в актуальной редакции может негативно сказаться на динамике роста российской экономики и создаст дополнительную фискальную нагрузку на бизнес. По их мнению, нужно сначала провести инвентаризацию выбросов парниковых газов и только после этого вносить инициативы по их фискальному регулированию.

— Возможно, в результате и не потребуется обкладывать нашу экономику дополнительными платежами, — пояснил "Известиям" один из авторов обращения, член комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов.

Законодательство должно быть направлено на стимулирование внедрения энергоэффективных технологий, а не на введение дополнительных сборов и платежей, уверен он. Кроме того, в Парижском соглашении речь идет и о необходимости сохранения и эффективного использования лесов, а в законопроекте об этом ничего не сказано, подчеркнул Геннадий Орденов.

По словам сенатора, законопроект вряд ли может быть поддержан в действующей редакции. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко поручила профильному комитету СФ провести парламентские слушания по этой проблеме. Они состоятся в ноябре.

За счет населения

Обязанность по уплате "углеродного сбора" коснется крупных предприятий реального сектора — в первую очередь, топливно-энергетического комплекса. Как пояснил "Известиям" член комитета РСПП по экологии и природопользованию Максим Довгялло, с учетом того, что тепло — полностью тарифицируемый вид энергии, введение платы за углерод прямо приведет к росту тарифов для населения, а в конечном итоге и повышению цен на продукцию металлургического комплекса, транспорт, росту инфляции. При этом, по оценке Минэнерго России, каждый рубль такого сбора увеличит тариф на 1,2 рубля, добавил эксперт.

— Инициатива идет вразрез со всеми разговорами о регуляторной гильотине и введением моратория на дополнительные платежи для бизнеса, — считает Максим Довгялло.

В Минэкономразвития отказались комментировать критику со стороны Совета Федерации и РСПП до совещания в правительстве, предварительно намеченного на 18 октября. В Минэнерго на запрос "Известий" на момент публикации не ответили.

Вопрос с введением "углеродного сбора" нужно решать максимально осторожно, отметил член Центрального штаба ОНФ, замглавы комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Будуев.

— Важно и экономику не загубить, и экологию сохранить, — сказал он "Известиям".

Временной люфт

Россия с превышением выполняет обязательства по Парижскому соглашению, заверили "Известия" в Минприроды. Снижение выбросов к 2017 году достигло 49% от уровня 1990-го, хотя целевой показатель — 25-30% к 2030 году. В этом отношении Россия — мировой лидер, пояснили в пресс-службе ведомства. Минприроды направило в МЭР свои замечания и предложения по законопроекту.

Ратификация Парижского соглашения не накладывает на нашу страну никаких дополнительных обязательств, отметил в разговоре с "Известиями" директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. Более того, по словам эксперта, в ближайшие 10-15 лет, с учетом темпов роста экономики и имеющегося задела, проблема выбросов парниковых газов не будет стоять остро.

— Временной люфт, который есть у России, можно потратить на апробирование и доработку методик проверки данных по выбросам парниковых газов, предоставляемых предприятиями, — отметил эксперт.

Руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин, напротив, поддержал законопроект Минэкономразвития. По его мнению, необходим универсальный инструмент, предусматривающий не только "пряник", но и "кнут".

Сергей Изотов

 

 

Компания решила платить акционерам весь скорректированный свободный денежный поток.

"Ведомости"

Крупнейшая негосударственная нефтяная компания в России "Лукойл" меняет дивидендную политику, следует из решения ее совета директоров. Компания намерена платить акционерам не менее 100% от скорректированного свободного денежного потока. Корректироваться свободный денежный поток будет на процентные платежи и расходы на обратный выкуп. Кроме того, дивиденды будут округляться до цифры, кратной рублю, говорится в сообщении.

Первые выплаты, рассчитанные от свободного денежного потока, акционеры "Лукойла" получат уже в этом году по итогам девяти месяцев 2019 г., уточняется в сообщении компании. Совет директоров предложил провести внеочередное собрание акционеров 3 декабря.

Кроме того, дивиденды станут приоритетом при распределении капитала, а выкуп акций, который компания объявила в начале осени (на $3 млрд до 2022 г.), будет происходить только при выгодном рынке, пообещал инвесторам вице-президент по корпоративному развитию и работе с инвесторами НК Павел Жданов, пишет "Интерфакс" со ссылкой на источник и подтверждает "Ведомостям" участник беседы с топ-менеджером. "В отличие от предыдущей программы (выкуп 35 млн акций на $3 млрд был завершен летом этого года. — "Ведомости"), где мы присутствовали на рынке почти каждый день, новая программа будет иметь второй приоритет по отношению к дивидендам", — отметил Жданов. Если конъюнктура для выкупа акций не сложится, то компания "весь денежный поток отправит на дивиденды", сказал он.

До сих пор дивидендная политика "Лукойла" предусматривала выплату акционерам не менее 25% от чистой прибыли по МСФО. За 2018 г. с учетом промежуточных дивидендов "Лукойл" заплатил 30% чистой прибыли — 187,5 млрд руб. Свободный денежный поток в прошлом году составил 555 млрд руб., а на обратный выкуп за тот год компания потратила 59,2 млрд руб. По новой дивидендной политике выплаты за 2018 г. могли бы составить почти 456 млрд руб.

За первое полугодие 2019 г. свободный денежный поток "Лукойла" составил 308 млрд руб., при этом на завершение предыдущей программы обратного выкупа акций компания направила 133,6 млрд руб. В сентябре "Лукойл" объявил о планах к 2022 г. выкупить своих акций еще на $3 млрд, но пока к этому не приступал. Совет директоров "Лукойла" предложил собранию акционеров утвердить промежуточные дивиденды за январь — сентябрь 2019 г. в размере 137,28 млрд руб. — это максимальный уровень за историю компании.

Новость понравилась акционерам "Лукойла": за несколько минут после публикации официального сообщения капитализация компании выросла на 1% до 4,1 трлн руб. К концу дня "Лукойл" подорожал на 1,94% при росте индекса Мосбиржи на 1,04%.

"Лукойл" может себе позволить щедрую дивидендную политику, учитывая низкую долговую нагрузку, меньше 0,1 EBITDA", — говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "В абсолютном значении дивиденды, вероятно, вырастут, учитывая довольно благоприятную конъюнктуру: цена на нефть около $60/барр. и слабый рубль. Скажется и то, что у "Лукойла" нет больших новых проектов", — считает Маринченко.

По итогам года "Лукойл" может заплатить 357,5 млрд руб. дивидендов с учетом промежуточных, прогнозирует аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Он называет переход на дивиденды от свободного денежного потока правильным решением: вырастет дивидендная доходность (до 8,5%, сейчас — 5,7%) или подорожают акции компании. По мнению старшего аналитика "БКС премьера" Сергея Суверова, суммарные размеры выплат акционерам "Лукойла" за 2019 г. могут оказаться еще выше — до 390 млрд руб.

По данным "Лукойла" на конец прошлого года, доля менеджмента в структуре акционеров компании с учетом прямого владения Вагита Алекперова и Леонида Федуна составляла 36%, таким образом, на долю этих акционеров может прийтись суммарно от 128,7 млрд до 140,4 млрд руб.

"Лукойл" — далеко не первая российская компания, которая платит дивиденды от свободного денежного потока. Например, производитель стали ММК платит не менее 50% свободного денежного потока, если долговая нагрузка компании меньше 1 EBITDA, а "Северсталь" при аналогичном показателе — не менее 100%.

Виталий Петлевой

 

 

Белоруссия и Россия начнут интеграцию через энергорынки.

"Независимая газета"

Москва и Минск готовят проект "дорожной карты" по созданию единого газового рынка в Союзном государстве. Пока позиции сторон радикально отличаются. Беларусь хочет покупать газ из РФ по ценам "как в Смоленской области". Но российские чиновники обещают подумать о новых тарифах только после продвижения интеграции двух стран. Подготовку "дорожной карты" газовой интеграции министры энергетики России и Белоруссии должны были обсуждать в среду. Возможность создания единого газового рынка у наблюдателей вызывает сомнение.

"Сейчас идут переговоры по возможной завтрашней встрече двух министров. Это стандартный процесс по рабочим группам, которые организованы между двумя государствами", — сообщил во вторник замминистра энергетики Белоруссии Вадим Закревский. Он уточнил, что "по электроэнергетике уже есть проект "дорожной карты" в приличной степени готовности". "А по газу есть существенные развилки, которые не позволяют нам пока достичь согласованности", — сказал Закревский.

Белоруссию, в частности, интересует вопрос выравнивания цены российского газа, однако "российская сторона не готова его решать". "Мы должны к чему-то привязываться, к какому-то понятному механизму: либо это ближайший регион Российской Федерации, который граничит с Республикой Беларусь, либо это какая-то формульная цена — она также позволяет считать стоимость газа при различных условиях. Но российская сторона сейчас не готова комментировать и склоняться к тому или иному варианту", — отметил Закревский.

Белорусский чиновник считает, что Москва пока не готова рассматривать ценовое соглашение по газу на 2020 год, а Минск на этом настаивает. "По срокам, серьезно, пока непонятно, когда Россия будет готова. Они (российская сторона. — "НГ") комментируют, что когда будет пакет "дорожных карт" (по интеграции. — "НГ") готов, тогда будем обсуждать стоимость газа. Тридцать одну "дорожную карту" должно на руках у себя иметь Минэкономики Беларуси от всех госорганов. И после этого могут возникнуть какие-то другие развилки, может, в сфере промышленности, в агросекторе, и будут решаться дополнительно, как разменная монета, я не знаю", — заключил Закревский.

Неделю назад белорусский министр энергетики Виктор Каранкевич подтверждал, что стороны продолжают консультации по стоимости газа для Белоруссии после 2019 года. Он подчеркивал: "Вопрос ценообразования на газ будет рассматриваться после подготовки этих "дорожных карт".

Речь идет о трех десятках "дорожных карт", которые стороны разрабатывают в рамках процесса интеграции России и Белоруссии. Тексты проектов документов до сих пор не были обнародованы. При этом ожидается, что программа может быть окончательно подготовлена и представлена президентами Белоруссии и России 8 декабря, в день 20-летия Договора о создании Союзного государства.

В то же время тема стоимости поставок российского газа в Белоруссию становится для Минска все более актуальной, так как в этом году истекает договоренность о цене поставки российского газа в Белоруссию. Президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно заявлял о необходимости снижения цены на голубое топливо до внутрироссийских уровней. Пока что стоимость газа для Белоруссии на 2019 год фиксированная — 127 долл. за  1 тыс. куб. м. на границе. В Минске же считают, что более рыночными для Белоруссии являются тарифы на газ "как для Смоленской области РФ", то есть почти в два раза дешевле.

Основная загвоздка состоит в том, что Москва намерена обозначить новые цены только после того, как Минск подтвердит наличие проработанного пакета "дорожных карт" по дальнейшей интеграции государства с РФ. В Беларуси же уверены, что решение стратегических вопросов до момента урегулирования текущих энергетических споров невозможно.

"Для нас самое главное — это решение тех вопросов, которые лежат сегодня на поверхности. Мы можем говорить о каких-то стратегических целях, но, если мы не решим сегодняшние проблемы, то говорить об углубленной интеграции не приходится", — замечал глава МИД Белоруссии Владимир Макей. Перечисляя спорные моменты, он уточнил, что речь идет в первую очередь о "налоговом маневре, устранении препятствий в поставках сельскохозяйственной, промышленной продукции, переговорах об урегулировании спорных моментов, связанных с ценами на газ и нефть, и так далее". "Мы заинтересованы в том, чтобы мы решили все эти вопиющие, кричащие вопросы, которые лежат сегодня на поверхности. Я думаю, что если они не будут решены, то говорить о подписании программы дальнейших действий будет трудно", — сказал Макей.

При этом Минск, похоже, надеялся надавить на Москву через снижение объемов закупок российского газа. Так, тот же Виктор Каранкевич не исключал, что в следующем году Беларусь может вообще снизить импорт российских углеводородов. "Он (импорт газа из России в 2020 году. — "НГ") может быть ниже того объема, который будет потреблен в этом году, — примерно 20 млрд куб. м газа", — говорил он, подчеркивая, что снижение в первую очередь будет связано с запуском первого блока Белорусской атомной электростанции.

Проблема выравнивания газовых цен в РФ и РБ, по идее, могла бы выглядеть как чисто экономический "спор хозяйствующих субъектов". "Однако многие двусторонние проблемы рассматриваются Россией через политическую призму", — считает старший аналитик аналитического центра "Альпари" Вадим Иосуб. Общий рынок нефти, газа, электроэнергии, включающий вопросы объема поставок и цен, вопросы транзита, недопущение нетарифных барьеров, создание равных условий хозяйствования для субъектов из разных стран, — все это можно было бы обеспечить в рамках ЕАЭС, рассуждает он. "Однако Россия ставит перед РБ требования "более тесной интеграции", а это весьма болезненно воспринимается руководством Беларуси", — указывает эксперт.

Очевидно, рассуждает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский, вероятность установления единого газового рынка РФ и Беларуси прямо пропорциональна готовности Минска принять условия Москвы по интеграции. "Думаю, что Москва бесконечно будет использовать козырь в виде возможности уравнять цены на газ, пока не увидит реального продвижения в переговорах или даже их окончательного результата", — говорит он.

Эксперт-аналитик компании "Финам" Алексей Калачев сомневается в возможности создания единого газового рынка России и Белоруссии. "Беларусь — не область России, а отдельное государство. Предприятия и население той же Смоленской области платят налоги в федеральный бюджет РФ и из бюджета РФ получают субсидии и трансферты. Государство в РФ регулирует тарифы ЖКХ и естественных монополий. В том числе и цену на газ для внутренних потребителей", — напоминает он.

"В Беларуси происходит то же самое, но отдельно, по-своему. Чтобы иметь газ на условиях как в Смоленской области, нужно, чтобы и остальные условия на территории Беларуси были как в Смоленской области. То есть тарифы на газ российской стороной вполне справедливо увязываются с углублением межгосударственной интеграции РБ и РФ. Иными словами — более высокая цена на газ — это часть платы за суверенитет", — резюмирует он.

Ольга Соловьева

<< Октябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ