Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.12.2013

Как сделать привлекательной альтернативу нефти и газу.

"РБК daily"

У России большие возможности для развития возобновляемых видов энергии. Здесь, как и во всем мире, спрос на энергию будет только расти. При этом нефть и газ будут дорожать, и настанет момент, когда использовать их для производства энергии внутри страны станет менее выгодно и экономически обоснованно, чем продавать в Европу.

В Европе, и в Германии в частности, об этом задумываются уже сегодня. Если мы строим ветропарк в Старом Свете, то рассчитываем бизнес-план не на семь, а на двадцать лет. Пока здесь нет ни одного города, который питает только "зеленая" энергетика. Но Германия намерена полностью перейти на "зеленую" энергетику — ветра, солнца, биомассы — и отказаться от атомной уже в 2020 году: сегодня закрыты шесть из 14 атомных станций. А после аварии на Фукусиме строительство атомных станций свернули и многие страны Латинской Америки. Так что потребность в новых способах производства энергии в мире очевидна.

В России ситуация пока другая. У  вас есть дешевые нефть и газ, и вы не оплачиваете энергию по полной, реальной стоимости. Поэтому производство энергии в России сегодня не предполагает участия возобновляемых источников. В стране есть несколько небольших собранных здесь же ветряных турбин, но и они работают плохо. Именно поэтому мы и решили прийти в Архангельск с "зелеными" технологиями.

Строить ветропарки можно практически по всей России — есть много подходящих по природным условиям территорий. Другое дело, что пока это не везде целесообразно и экономически обоснованно, но технически возможно.

Я думаю, мы сможем разместить в России первый коммерчески успешный ветряной парк в Архангельской области. Это непросто, потому что до нынешнего года в стране не было государственной поддержки таких проектов и нам приходилось искать партнера. И мы его нашли — им стал холдинг "Межрегионсоюзэнерго".

Наша стратегия в том, чтобы построить первую коммерческую ветростанцию и показать, что это работает. Это очень важно. Надеемся, что это убедит крупных игроков на рынке инвестировать в такие виды энергетики. Ведь в Германии все крупные поставщики энергии сегодня вкладывают инвестиции только в возобновляемую энергетику.

Герд Хуммель, генеральный директор Sowitec Group GMBH

"Независимая газета"

Стратегический для России рынок энергоносителей из-за беспорядков в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также неприятностей, периодически возникающих в ближнем зарубежье, например, сегодня — в Украине, испытывает турбулентность.

Любое изменение в балансе сил становится причиной "маленькой катастрофы", вызывая обеспокоенность зарубежных партнеров. Возникает и социальное напряжение у населения, всегда подозревающего, что после очередного передела на рынке неизбежно поползут вверх цены на газ и бензин, а вслед за ними, конечно, и расценки на услуги в сфере ЖКХ и на продукты потребления.

Надо сказать, что такого рода опасения часто имеют под собой почву. Вот, например, либерализация рынка сжиженного природного газа — дело, которому посвятили себя некоторые крупные компании. Понятно, что свои усилия они предпринимают исходя из собственной выгоды. Иначе они и не могут поступать — акционеры не поймут.

С 1 декабря нынешнего года вступили в силу поправки к закону об экспорте газа. Причем до этого комитет по энергетике Государственной Думы довольно решительно отклонил правки депутатов, по сути, выступавших от имени разных крупных компаний. Лоббистские усилия игроков потерпели неудачу, и законопроект, пройдя все официальные инстанции, обрел силу закона.

Теперь в соответствии с этим законом право экспорта СПГ получают две категории компаний. Первая категория — это компании, владеющие лицензиями на месторождения федерального значения, у которых на начало 2013 года в лицензии было зафиксировано строительство СПГ-завода или направление газа на сжижение. Вторая категория — госкомпании, производящие СПГ из добываемого на шельфе газа, в том числе в рамках соглашений о разделе продукции.

В итоге кроме "Газпрома" этим критериям соответствуют только "Роснефть" и ОАО "Ямал СПГ". И все. Остальные компании экспортными полномочиями не наделены. И теперь, чтобы развивать бизнес на должном уровне, они должны брать в партнеры, как понятно, "Роснефть", "Газпром" и "Новатэк".

Впрочем, лазейки есть. Например, "Зарубежнефть", если наконец начнет добывать газ на шельфе, сможет присоединиться к клубу избранных компаний. В том же положении находится и "Газпромнефть". Как "дочка" по отношению к "Газпрому" она в принципе обладает многими правами "материнской" компании, но для реализации этих прав ей также необходимо организовать шельфовую добычу газа.

Выдавать лицензии будет Минэнерго, ему же придется формировать и нормативную базу для того, чтобы регулировать отношения между компаниями — экспортерами СПГ.

Однако рынок СПГ уже сейчас на четверть состоит из нерегулируемых спотовых поставок. Как избежать конфликтов при разделе этого участка рынка? Ответ на этот вопрос не ясен, поскольку законопроект оказался принят без нормального экспертного обсуждения.

Выяснилось, что компании, например, будут лишь предоставлять в Минэнерго информацию о планируемых проектах, направлениях поставок, сроках, контрагентах без конкретных обязательств по исполнению. И это в случае низкой исполняемости проектов приведет к серьезным перекосам в той системе регулирования, которую еще только собирается создать министерство.

Условия, в которых приходится действовать российским компаниям, не обладающим заветным госпакетом акций или иным ресурсом, в результате не являются равными, и как тут прикажешь инвестиционному климату улучшаться?

Впрочем, некоторые влиятельные участники рынка по-прежнему считают, что СПГ едва ли составит конкуренцию традиционному российскому газу, поскольку направления экспорта у них разные. Однако, если мыслить на перспективу, через 8-10 лет конфигурация газового рынка, в том числе и СПГ, может сильно измениться. Ориентированные на экспорт СПГ-мощности российских компаний превысят 60 млн тонн, а к 2025 году мировой спрос на СПГ составит около 450 млн тонн. И доля России на этом рынке может достигнуть целых 13%!

При этом российские компании будут, по сути, конкурировать между собой. А кому это выгодно?

Чтобы конкуренция не выливалась в конфликты, скорее всего, придется доводить механизмы взаимодействия "вручную" по ходу развития событий. Департамент переработки нефти и газа Минэнерго России окажется перегружен. И тогда придется использовать интеллектуальные усилия экспертного сообщества, а возможно, даже создать специальную группу для оценки регулирующего воздействия.

Эта группа по примеру тех, что действуют в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей, может прописать процедуры механизма взаимодействия компаний и регулятора, а также проводить проверку действующих и принимаемых нормативных актов на коррупциогенность.

Таким образом, можно будет еще и реализовать призывы федеральных властей к более плотному сотрудничеству с гражданским обществом, в частности, с экспертным сообществом. С помощью такого нехитрого хода удастся выправить нынешнюю немного "кривую" ситуацию, продемонстрировав устойчивое стремление к снятию напряжения, не создавая предпосылок для затяжного конфликта в отрасли.

Алексей Мухин — генеральный директор Центра политической информации

 

 

Инвестпрограмма "Газпрома" не включает затрат на газопровод "Сила Сибири" и Чаяндинское месторождение. Подписание контракта с Китаем снова откладывается.

"Ведомости"

Затраты на строительство газопровода "Сила Сибири" для поставок газа в Китай, а также на обустройство его ресурсной базы — Чаяндинского месторождения не войдут в первоначальную инвестиционную программу "Газпрома" на 2014 г., которую сегодня рассмотрит совет директоров компании, сообщил ИТАР-ТАСС. Сегодня документ также будет обсуждаться на специальном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Российские стратегические предприятия должны утверждать свои инвестиционные программы в правительстве, а их реализация должна проходить внешний аудит, сказал на прошлой неделе президент Владимир Путин.

О том, что инвестиции "Газпрома" на будущий год пока не учитывают "Силу Сибири" и Чаянду, "Ведомостям" подтвердили два источника, близких к концерну. По словам одного из них, затраты на газопровод и месторождение не будут включены в инвестпрограмму, пока "Газпром" не подпишет газовый контракт с Китаем. Это планировалось сделать до конца года, но теперь сроки сдвинуты на январь-февраль, говорит другой источник. О том, что гарантий подписания контракта до конца этого года нет, в начале декабря сказал и посол КНР в России Ли Хуэй.

По словам источника "Ведомостей", на этой неделе в Китай собирается поехать премьер-министр Дмитрий Медведев, он будет обсуждать и газовый контракт, но вряд ли будут достигнуты окончательные договоренности. Получить комментарии представителя премьера не удалось. Представитель "Газпрома" от комментариев отказался.

В конце ноября "Интерфакс" сообщил, что инвестиционная программа "Газпрома" в 2014 г. составит 806 млрд руб. "Ведомостям" это подтвердил источник в компании. Но "Газпром" в течение года не раз пересматривает инвестиции, как правило увеличивая их. Программа этого года изначально была утверждена на уровне 705 млрд руб., но в октябре совет директоров "Газпрома" увеличил ее до 1,026 трлн руб. Источник "Ведомостей", близкий к "Газпрому", говорит: если контракт о поставках газа в Китай будет подписан в январе-феврале, программа может быть пересмотрена и увеличена уже до конца II квартала 2014 г. На сколько она может возрасти, собеседник издания не сказал. Год назад "Газпром" прогнозировал начальные инвестиции на 2014 г. — с учетом "Силы Сибири" и Чаянды — в размере 957 млрд руб.

У Китая уже есть диверсифицированный портфель долгосрочных контрактов, пока он может не спешить заключать соглашение с "Газпромом" и продолжать торговаться, считает завотделом нефтегазового комплекса ИНЭИ РАН Татьяна Митрова. Это позволяет ему выиграть время и наблюдать, как развивается экспорт СПГ из США и внутренние китайские проекты по разработке месторождений сланцевого газа, говорит она. Для России это менее благоприятная ситуация, отмечает эксперт, но не столько из-за невозможности поставлять газ в Китай, сколько из-за тактических игр с Евросоюзом.

Михаил Серов, Елена Ходякова

 

 

Украина может допустить к своей газовой системе и Евросоюз и Россию.

"Российская газета"

Украина планирует возобновить переговоры с ЕС и Россией по созданию трехстороннего консорциума по управлению своей газотранспортной системой. По крайней мере, намерение вновь обсудить этот вопрос выразил украинский премьер Николай Азаров. Эксперты "РГ" разошлись в прогнозах, как могут закончиться переговоры.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что их итоги станут максимально предметными. По его словам, это последний шанс для Украины сохранить платежеспособность. "Если она не получит от России кредит, то не сможет выполнить некоторые свои обязательства уже в этом году. У Киева нет возможности не двигаться в сторону России. И это не желания российской стороны, это факт для нашего соседа", — считает Сергей Пикин.

С другой стороны, получить контроль над украинской газотранспортной системой может быть уже не актуально для российской стороны, указывает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. И напоминает, что вопрос создания консорциума по управлению украинским трубопроводом затянулся настолько, что двум его потенциальным участникам — России и ЕС — уже неинтересна эта тема. Через два года наш газ может хлынуть в Европу по "Южному потоку". И вместе с поставками по "Северному потоку" полностью обеспечит потребности европейцев.

Директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин, в свою очередь, считает, что запутанная ситуация может разрешиться самым неожиданным образом. Конкретные прогнозы он озвучивать не стал, но указал на то, что украинским представителям придется распутывать целый "узел" вопросов.

"Украина сейчас является членом европейского энергетического сообщества. И договоренности с Евросоюзом не позволят "Газпрому" получить контроль над украинской газовой системой. Компания, которая является поставщиком газа, не может оказывать влияние на такие активы", — рассказывает он, отмечая, что Украине придется определяться, движется ли она в сторону России или ЕС.

Вместе с тем представители отрасли все же отмечают, что существенная часть российского газа продолжает идти в Европу через Украину. И Россия по крайней мере в ближайшие два года будет заинтересована в поддержании работы украинской газотранспортной системы, чтобы сохранить имидж надежного поставщика. Начавшееся еще в 1990-х годах обсуждение судьбы украинской ГТС продолжается. "Украинская труба", бывшая одним из передовых европейских газопроводов, сейчас нуждается в ремонте. В 2010 году российская сторона предложила вложить деньги в модернизацию украинской системы при условии создания консорциума российского "Газпрома" и украинского "Нафтогаза". Обсуждалось множество вариантов создания новой структуры, в том числе с участием компаний ЕС. Но переговоры пока ни к чему не привели.

Василий Миронов

 

 

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ