Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

17.12.2015

"Ведомостям" стали известны предложения Минфина по реформе налогообложения добычи нефти. Она коснется не только новых месторождений, но и ограниченного количества старых.

"Ведомости"

Минфин разработал параметры нового налога для нефтяной отрасли — на добавленный доход (НДД, копия материалов есть у "Ведомостей"). В отличие от НДПИ, который платится от количества добытой нефти, НДД будет зависеть от доходов нефтяников.

Нового налога нефтяные компании ждут уже 15 лет. Минфин долго не хотел рисковать главным источником пополнения бюджета, но в этом году его загнали в угол. Минэнерго предложило ввести на пилотных выработанных месторождениях НФР (налог на финансовый результат). Минфин выступил резко против, предупредив, что по сути Минэнерго хочет добиться льгот для нефтяников. Но идею поддержал премьер Дмитрий Медведев, и проект об НФР был внесен в Госдуму (в 2014 г. Ханты-Мансийским округом). Тем не менее Минфину удалось перехватить инициативу — он подготовил альтернативный проект об НДД и на комиссии по ТЭК, по словам ее участников, президент Владимир Путин поддержал Минфин. Презентация уже разослана в компании и другие ведомства. Параметры еще будут дорабатываться, уточняет чиновник Минфина.

Принципиальное отличие двух налогов в том, что НФР приспособлен для действующих, а НДД — в основном для новых месторождений. Но Минфин готов ввести его и на некоторых работающих проектах.

Предложенная ставка НДД — 70%. Она будет еще обсуждаться, обещают чиновники. База — расчетная выручка (исходя из цен, а не из фактической выручки) минус операционные затраты по добыче, капзатраты, расчетные расходы на транспортировку, НДПИ и пошлина. При этом Минфин в презентации предлагает ограничить расходы, которые можно учесть, — не более $20 с барреля. Скорее около $15, говорит чиновник Минфина. Налог начинает взиматься после того, как окупятся капиталовложения и внутренняя норма доходности (IRR) достигнет 6%.
НДПИ и пошлины сохранятся, но в усеченном виде. Вместо фиксированной ставки НДПИ (сейчас 919 руб. на 2018 г.) налог будет составлять для новых проектов 30% до момента окупаемости, 40% — после. Для действующих — сразу 40%. Экспортная пошлина — 30%, но на действующих проектах она будет взиматься сразу, на новых — после того как окупятся инвестиции.

Минфин долго не соглашался распространять НДД на работающие проекты, но нашел выход — льготы на такие месторождения компании будут получать по квоте, которая будет зависеть от их доли в общей добыче в стране. В презентации три варианта квоты на всю страну — 6 млн, 12 млн и 16 млн т, которые потом будут распределяться между компаниями. При том что в 2014 г. в России было добыто 526,7 млн т нефти и газового конденсата, на новую систему можно будет перевести лишь 1,1-3% добычи.

По расчетам Минфина, наибольшую квоту получит "Роснефть" — при разных вариантах от 2,65 млн до 7,07 млн т (ее доля в общей добыче — около 40%), за ней — "Сургутнефтегаз" (см. таблицу). Компании сами могут выбирать месторождения по предложенным им критериям. Точная квота не определена, вероятный вариант — 10 млн т, говорят чиновники Минфина.

По расчетам Минфина, риски для бюджета при цене нефти в $50 — от $621 млн до $1,656 млрд. И растут вместе с ценой нефти.

Для действующих месторождений НДД это, по сути, льгота, считают чиновники Минфина, а новые — могут как выиграть, так и проиграть. Модель выстроена так, чтобы обеспечить IRR на уровне 16–16,3%, как сейчас для месторождений со льготами по НДПИ и пошлинам. Но месторождения разные, у кого-то будет 20%, а у кого-то 14%, объясняет один из чиновников.

Переговоры Минфина и Минэнерго по НДД находятся на финальной стадии, передал "Интерфакс" со ссылкой на замминистра финансов Сергея Шаталова. Еще посмотрим, чей вариант победит, говорит на это чиновник Минэнерго.

Минфин пошел навстречу, согласившись на НДД и для действующих месторождений, считает директор Vygon Consulting Григорий Выгон. НДД при таких параметрах позволяет снизить чувствительность налоговой нагрузки к изменению цены на нефть для типичного действующего месторождения в Западной Сибири, замечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но при текущих ценах (ниже $40 за баррель) уровень фискальных изъятий для этих же активов будет чуть выше, чем при действующей системе, оценивает Борисов: примерно 63% против 57%; НДД более привлекателен для среднего проекта только при ценах выше $90. А вот для высокозатратных проектов, по расчетам Московского нефтегазового центра EY, НДД позволяет снижать налоговую нагрузку: при $40 за баррель — примерно до 50% от выручки, это уже стимул внедрять технологические новации. Есть риски для льготируемых новых проектов: при IRR ниже 16% они могут быть отложены, предупреждает Борисов.

Многие компании не устраивает ограничение издержек, говорит сотрудник нефтяной госкомпании. Если его и вводить, то не в абсолютном, а в относительном значении (например, процент от выручки), предлагает Борисов. Компании жалуются на очень высокую ставку налога, говорит участник совещаний по налогам.

Проект выгоден только для месторождений с высокими затратами, согласны аналитики из Vygon Consulting. "А из-за ограничения по расходам в $20 за баррель, потери бюджета ограничены и, по нашей оценке, не превышают $6 за баррель добычи на месторождениях, перешедших на НДД", — оценивает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. К примеру, при предлагаемом объеме добычи в 12 млн т в год на месторождениях, перешедших на НДД, суммарные потери бюджета не превысят $500 млн в год, оценивает он.

Маргарита Папченкова

 

 

Счет за электричество в 2016 году вырастет у каждого четвертого россиянина.

"Российская газета"

Россияне, которые не выключают свет, выходя из комнаты, в следующем году будут платить больше за электричество. Причина — введение нового дифференцированного тарифа для населения, предполагающего разную стоимость киловатт-часа в зависимости от объемов потраченной электроэнергии.

Об этом рассказал замминистра энергетики Вячеслав Кравченко на пресс-конференции в "Российской газете". Он подчеркнул, что пока реформа существует лишь на бумаге и условия тарифов еще будут обсуждаться. Вступление закона в силу запланировано на 1 июля 2016 года.
Документ предполагает отмену соцнормы потребления электроэнергии, которая действует в некоторых регионах, и введение схожей схемы на федеральном уровне. Предполагается три диапазона: менее 150 киловатт-часов, от 151 до 600 и более 600.

В первую категорию попадают 73 процента населения страны, подсчитали в минэнерго. Для них тариф станет немного дешевле: на каждый потребленный рубль электроэнергии скидка за экономию составит два процента. Во вторую категорию попадут 25 процентов россиян. Для них тариф вырастет на 12 процентов. Самая большая надбавка ждет третью категорию: за потребление света более 600 киловатт-часов придется заплатить на 52 процента больше от базового тарифа (таковых в России всего два процента домохозяйств).

Гражданам, которые пользуются автоматизированными системами оплаты, например, сайтом сбытовой компании, считать самим тариф не придется: за них это сделает машина. Те же, кто самостоятельно заполняет платежки, будут считать следующим образом. Если домохозяйство потребило за месяц 300 киловатт-часов, то первые 150 киловатт нужно считать по коэффициенту 0,98, а со 151 до 300 — по коэффициенту 1,12. Доплата составит около ста рублей. Та же схема действует, если потребление превысило 600 киловатт-часов.
Льготные категории — многодетные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры и другие социально уязвимые слои населения — в основном потребляют менее 150 киловатт-часов (95 процентов), поэтому для них риск, что платежи вырастут, минимален. К тому же для них будут действовать пониженные тарифы по тому же принципу, что и сегодня, подчеркнул Вячеслав Кравченко.

Новые коэффициенты в некоторых регионах могут и не начать применять со следующего лета, если в субъекте тарифы максимально приближены или равняются новым. Такая ситуация сложилась в Орле, Санкт-Петербурге, Калуге, а также в Москве и Московской области. В столичном регионе больше всего потребителей, попадающих во вторую и третью категорию.

Рост совокупного платежа за услуги ЖКХ в 2016 году планировалось ограничить 4 процентами, однако если новую систему введут, то ограничение коснется только тех, кто потребляет до 150 киловатт-часов электроэнергии. Тех, у кого трехфазный счетчик, реформа тоже затронет.

Расчет по системе "пик-полупик-ночь" сохранится.

Сейчас единственный субъект РФ, где работает система дифференцированных тарифов, — Крым. Реформа показала эффективность и в странах Европы, Северной Америки и в Китае. Вячеслав Кравченко призвал потребителей не беспокоиться и понять, что у нас уже есть примеры введения подобных тарифов. Например, если объем двигателя автомобиля больше, то и платить за него приходится немало.

Еще одно нововведение, которое может заработать с июля 2016 года, — абонентская плата для населения за использование электросетей. Эта система взята минэнерго из зарубежного опыта (Франция и Германия). Например, сетевая компания обслуживает дачный кооператив. Зимой там могут проживать единицы, а пик потребления, как правило, приходится на лето. Если зимой пройдет ледяной дождь или на провода упадет дерево, линию придется восстанавливать. Такие работы, а также постоянный мониторинг требуют затрат.

В законопроекте прописан диапазон ежемесячной платы — от 20 до 100 рублей. Вячеслав Кравченко предполагает, что его снизят до 20-30 рублей, если идею одобрят на правительственном уровне. Он также допустил, что потребители, которые пользуются электроэнергией часто, будут платить меньше остальных, а основная нагрузка ляжет на тех, кто приобрел так называемые инвестиционные квартиры, посещает их раз в год и почти не пользуется инфраструктурой.

Александра Воздвиженская

 

 

В Штатах могут отменить 40-летнее эмбарго на экспорт нефти.

"Российская газета"

США могут снять запрет на экспорт сырой нефти, действовавший в стране последние 40 лет. Об этом договорились лидеры американского конгресса. Эксперты, впрочем, призывают не торопить события. Шансы на отмену эмбарго высоки, но пока не понятно, как поведет себя президент страны Барак Обама, выступавший против отмены эмбарго.

Лидеры американского конгресса путем долгих переговоров и компромиссов договорились снять мораторий на поставки сырой нефти за рубеж. Дискуссия проходила в рамках соглашения по пакету законов о госрасходах и налогообложении, сообщило агентство Bloomberg. На отмене ограничений настаивали республиканцы. По их мнению, возобновление экспорта может устранить ценовые перекосы на рынке, сократив дисконт, с которым торгуется американская нефть марки WTI по отношению к североморской Brent, а кроме того, даст экономике дополнительные финансовые ресурсы и возможность сбалансировать бюджет.

Пакет законов, в котором содержится инициатива о снятии эмбарго, должен быть подписан президентом Бараком Обамой. "Американский лидер выступал против снятия ограничений и обещал воспользоваться своим право вето. Но политика — дело тонкое: сложно сказать, какое решение в результате примет Обама. Хотя шансы на снятие ограничений высоки, как никогда", — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Напомним, правительство США ограничило экспорт нефти в 1970-х годах. После того как арабские страны ввели эмбарго на поставки сырой нефти в страны, поддержавшие Израиль в конфликте с Египтом и Сирией, цены на "черное золото" в США резко выросли. Чтобы избежать энергетического кризиса, США решили использовать добываемую в стране нефть для собственных нужд и запретили ее экспорт.

Сейчас мировой рынок нефти разбалансирован: предложение заметно превышает спрос, поэтому многие эксперты опасаются, что если США возобновит экспорт нефти, это еще больше увеличит предложение и приведет к новому обвалу цен. Тем более, что из самих Штатов поступают красноречивые заявления о том, что "страна, обладая лучшими технологиями и лучшей нефтью вытеснит с нефтяного рынка Россию, Саудовскую Аравию и Иран". "Снятие запрета на экспорт нефти из США, безусловно, окажет давление на котировки "черного золота", — говорит аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов. По его словам, с учетом выхода на рынок Ирана фундаментальных предпосылок для роста цен на нефть в ближайшее время не будет. Однако есть и другие мнения. "США в случае отмены эмбарго будут поставлять легкую нефть, которая может быть востребована на азиатском рынке и в странах Средиземноморья, — поясняет Сергей Пикин. Он добавляет, что для мирового баланса имеет значение средняя и тяжелая нефть, поэтому вряд ли снятие эмбарго заметно повлияет на ситуацию. К тому же США по-прежнему потребляют больше нефти, чем производят. А значит, останутся страной-импортером.

Юлия Кривошапко

<< Декабрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ