Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.01.2016

Газовый монополист в III квартале получил 2 млрд рублей убытка, значительно превзойдя ожидания аналитиков.

"Ведомости"

"Газпром" превзошел ожидания. Чистый убыток концерна по МСФО за III квартал оказался 2 млрд руб. против 294 млрд руб. во II квартале и 105,6 млрд руб. прибыли в III квартале 2014 г. Консенсус-прогноз "Интерфакса" был 17,5 млрд руб. убытка. Последний раз "Газпром" ушел в минус в IV квартале 2014 г. — его убыток достиг 397 млрд руб. из-за обвала рубля.

В III квартале получить прибыль "Газпрому" снова помешали курсовые разницы (рубль подешевел на 18% до 65,53 руб./$). Чистый долг в первую очередь из-за колебаний курса в течение июля — сентября увеличился в 1,4 раза до 2,023 трлн руб. Чистый убыток от курсовых разниц составил около 360 млрд руб. Для сравнения: в IV квартале 2014 г. этот показатель был 750,3 млрд руб.
Другие финансовые показатели "Газпрома" оказались лучше ожиданий. EBITDA в III квартале увеличилась в сравнении с прошлым годом на 3% до 490,9 млрд руб. (+10% к прогнозу), выручка — на 14% до 1,3 трлн руб. (+0,5%). Помогла девальвация — в долларовом выражении EBITDA, например, сократилась в сравнении с прошлым годом на 41% до $7,8 млрд, подсчитали аналитики UBS: продажи в Европу выросли на 23%, но средняя цена снизилась почти в 1,5 раза до $224 за 1000 куб. м. Вопреки ожиданиям "Газпром" сумел сгенерировать положительный свободный денежный поток — 29,4 млрд руб. Помог рост операционного денежного потока на 42% до 410 млрд руб. при незначительном росте капзатрат — на 12% до 381 млрд руб., подсчитал аналитик "Ренессанс капитала" Ильдар Давлетшин. По итогам года свободный денежный поток тоже будет положительным, ожидают аналитики Газпромбанка.

Пока финансовые показатели "Газпрома" не отражают фактическую ситуацию — цены на газ отстают от цен на нефть с лагом в 6-9 месяцев, говорит Давлетшин. "Логично ожидать, что цены на газ "Газпрома" продолжат падать, а за ними его доходы", — сказал он. Но на дивиденды "Газпрома" негативная экономическая ситуация не повлияет, считают аналитики "ВТБ капитала": за 2015 г. выплаты могут составить 170,5 млрд руб. (187 млрд руб. запланировал бюджет). Чистую прибыль "Газпрома" за 2015 г. Давлетшин оценивает в 873 млрд руб.

Мария Тодорова

"РБК daily"

Чтобы сбалансировать бюджет при падающей цене на нефть, Минфин может вернуться к идее забрать у нефтяников часть "девальвационной" прибыли через изменение формулы НДПИ.

Минфин может вновь выйти с предложением получить дополнительный доход для бюджета за счет нефтяных компаний через изменение формулы расчета НДПИ. Осенью 2015 года от этой идеи было решено отказаться, но сейчас, когда цены на нефть находятся на 12-летних минимумах и для бюджета нужно изыскать 1,5 трлн руб., дискуссия по вопросу НДПИ возобновилась, рассказали РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства, собеседник в Минэнерго и источник в одной из нефтяных компаний. Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК, а представитель Минэнерго отказался от комментариев.

Сейчас базовая ставка этого налога рассчитывается по формуле, в которой есть цена на нефть за текущий налоговый период, уменьшенная на $15 по текущему курсу. Минфин предлагал зафиксировать этот вычет в рублевом эквиваленте по курсу 43,8 руб. в 2016 году (47,1 руб. в 2017 году и 49,8 руб. в 2018-м). Это позволило бы получить в бюджет более 600 млрд руб. в 2016 году, подсчитывал Минфин в сентябре. Как объяснял в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов, рублевая выручка нефтяников снизилась не сильно — падение цен на нефть было компенсировано падением рубля, а издержки не должны были сильно вырасти. "А вычет, рассчитанный в рублях по новому курсу, подпрыгнул более чем в два раза. При цене $50 вычет $15 по текущему курсу приводит к тому, что относительный уровень налогообложения этого сектора сильно сокращается", — говорил министр.

Теперь же российская нефть Urals стоит меньше $30 за баррель, а бюджет может быть пересчитан исходя из средней цены $40 за баррель — нефтяники заплатят еще меньше налогов.

Актуализировать идею

Источник в финансово-экономическом блоке уточнил, что пока к детальному обсуждению корректировки не приступали. Собеседник РБК в Минэнерго сообщил, что пока идет обсуждение "в рабочем порядке" идеи, которую предложил Минфин осенью прошлого года. Из этого следует, что рассматриваются в том числе прежние предложения по корректировке.

Осенью эти предложения Минфина не были поддержаны, был только скорректирован налоговый маневр (экспортная пошлина была оставлена на уровне 2015 года вместо планировавшегося ее снижения). Но если бы предложение по НДПИ было реализовано сейчас, при текущем курсе рубля прирост налога составил бы 700 млрд руб., подсчитал для РБК главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. "Но в условиях высокой неопределенности по цене на нефть необходимо ориентироваться на формирование новых сбалансированных формул, а не подкручивать налоговые параметры, сформированные совершенно в других условиях и для других целей", — считает он.

В прошлом году против идеи Минфина выступили Минэкономразвития, Минэнерго, а также нефтяные компании. "Подобная мера отрицательно скажется на экономике действующих месторождений и, по сути, "убьет" добычу на самых эффективных с точки зрения налоговой отдачи месторождениях. Очевидно, что в случае падения добычи снизятся и налоги", — цитировал "Интерфакс" заместителя главы Минэкономразвития Николая Подгузова.

Но сейчас дискуссии по поводу корректировки формулы вновь актуальны на фоне дешевеющей нефти и ухудшения ситуации в российской экономике. В пятницу Brent торговалась ниже $29, а Urals — в районе $27 за баррель. Премьер Дмитрий Медведев 15 января напомнил, что федеральный бюджет 2016 года верстался при среднегодовой цене Urals $50, но движение нефтяных котировок "создает весьма серьезные риски для исполнения бюджета". При текущих ценах на нефть, которые почти в два раза меньше заложенной в бюджет, потенциально недополученные доходы составляют более 3 трлн руб., сказал министр финансов Антон Силуанов в субботу в интервью "России 1", а несколькими днями ранее он оценил потребности бюджета из-за понижения прогноза по цене нефти в 1,5 трлн руб.

Согласно действующему федеральному бюджету на 2016 год, нефтегазовые доходы запланированы в объеме 6,04 трлн руб. (44% от общих доходов), из которых 3,63 трлн руб. — за счет поступлений НДПИ на углеводородное сырье.

"Дыру в бюджете чем-то надо закрывать"

Если Минфин выйдет с таким предложением, то сейчас Минэнерго возражать уже не будет, если цена на нефть приблизится к $20, говорит источник в этом министерстве. В самом министерстве расчеты стрессовых сценариев будут обсуждаться на совещании у министра Александра Новака с участием руководителей крупных нефтяных компаний 28 января. "Мы понимаем, что для нефтяников это тяжело, но дыру в бюджете чем-то надо закрывать", — добавил источник, уточнив, что официальных совещаний по корректировке НДПИ в этом году пока не было.

Минэкономразвития по-прежнему отрицательно относится к подобной инициативе. Это предложение может вызвать значительный риск сокращения инвестиций со стороны нефтегазовых компаний, так как в конце 2015 года уже было принято решение о сохранении экспортной пошлины на нефть на уровне 2015 года, напоминает представитель министерства. "Дополнительный пересмотр налоговых условий функционирования отрасли создает риски, связанные как с сокращением инвестиций, так как не совсем понятно, по какому курсу фиксировать цену отсечения в рублях, так еще с постоянным пересмотром "правил игры". Это в конечном итоге приведет к еще большему сокращению инвестиций и, как следствие, добычи нефти, что повлияет на доходы федерального бюджета в будущем, несмотря на возможную краткосрочную выгоду", — сказал РБК представитель Минэкономразвития.

Источник в ЛУКОЙЛе сообщил РБК, что если такое решение будет принято, то оно будет носить политический характер. "Мы не сможем предъявить никаких контраргументов", — говорит он. "Себестоимость добычи нефти в прошлом году упала в долларах, но выросла в рублях.

По итогам уже проведенных изъятий в бюджет в размере 200 млрд руб. компании уже сократили инвестпрограмму. У нас в планах сокращение еще на 20%. Сегодня у компании три сценария инвестпрограммы: при цене на нефть $20, $30 и $40 за баррель", — сказал источник.

Яна Милюкова, Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко

 

 

Счетная палата предложила правительству ужесточить закон о закупках товаров и услуг для нужд компаний, контролируемых государством.

"Известия"

Счетная палата выступила за ужесточение закона о закупках товаров и работ для нужд госкомпаний (223-ФЗ). Аудиторы предлагают, в частности, запретить им пользоваться услугами поставщиков, подконтрольных иностранным лицам, а также ограничить перечень случаев, когда закупка возможна у единственного поставщика. Позиция Счетной палаты представлена в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову (копия есть у "Известий"). В Счетной палате "Известиям" подтвердили и уточнили свои планы.

В письме Шувалову содержатся результаты мониторинга аудиторами системы государственных (для нужд органов власти) и корпоративных (для нужд госкомпаний) закупок по итогам 9 месяцев 2015 года. В системе корпоративных закупок аудиторами выявлен ряд проблем — председатель Счетной палаты Татьяна Голикова публично затронула этот вопрос 22 декабря 2015 года на конференции Счетной палаты по развитию контрактной системы в сфере госзакупок.

По ее словам, многообразие способов закупок, большое количество электронных торговых площадок и необходимость дополнительных финансовых затрат приводят к сокращению возможностей для участия в торгах и ограничению конкуренции — в результате за первое полугодие 2015 года при госзакупках по 44-ФЗ относительная экономия составила 7%, а при контрактах госкорпораций (223-ФЗ) — только 0,5%.

Вице-премьеру Счетная палата отправила более подробную статистику — так, по итогам первого полугодия 2015 года уровень конкуренции при осуществлении закупок госкомпаниями в среднем составил 1,59 заявки на один лот. При этом половина (49%) закупок госкомпаний происходит у единственного поставщика.

При госзакупках, отмечают аудиторы, уровень конкуренции — 2,92 заявки на один лот. Одна из причин сложившейся ситуации, как считает СП, в несовершенстве, расплывчатости закона о закупках госкомпаний 223-ФЗ, который "представляет собой рамочный правовой акт". По этому закону компании приобретают товары и услуги на основании принимаемых ими положений о закупках.

Аудиторы проанализировали такие положения у десятка компаний. В одних, отмечают аудиторы, "отсутствует исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком". Такие недостатки выявлены у "Уралвагонзавода", "Почты России", "Роснано" и др. Кроме того, у "Уралвагонзавода", "Ростеха", АХК "Сухой", "Росморпорта", "Транснефти" и т.д. отсутствует методика обоснования максимальной цены закупок.

Также Счетная палата указала в письме на выявленные в ходе мониторинга случаи, когда госкомпании заключали договор на оказание услуг с организациями, которые контролируют иностранные лица. Для устранения недостатков и повышения прозрачности и эффективности закупок госкомпаний Счетная палата указала не необходимость принятия ряда законодательных поправок — по контрактам с единственным поставщиком и контрактам с фирмами иностранцев.

В пресс-службе СП "Известиям" пояснили, что есть несколько вариантов по ограничению закупок у единственного поставщика. Первый — определить закрытый перечень закупок по примеру законодательства о закупках для нужд органов власти. Например, если этот поставщик определен распоряжением президента или правительства, или если сумма закупки не превышает 100 тыс. рублей (при этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн рублей, или 5% совокупного объема закупок в год), или если приобретаемые товары и услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и проч.

Второй вариант — установить определенные ограничения к закупкам у единственного поставщика, например максимальный процент таких закупок в общем объеме закупок за календарный год (с определенными оговорками, учитываю специфику заказчика). Третий — определить перечень товаров (работ, услуг), закупки которых должны в обязательном порядке проводиться в открытой конкурентной форме (в зависимости от суммы). В СП отметили, что "могут быть предложены и другие варианты решения вопроса".

Говоря о предложении запретить контракты с поставщиками, которых контролируют иностранные лица (в письме прямо говорится об "установлении запрета на заключение договоров с организациями, контролируемыми юридическими лицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях"), в СП напомнили о послании президента России Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года.

– В нем поставлена задача о закрытии доступа компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием. С 13 августа 2015 года установлен запрет на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у поставщиков, являющихся офшорными компаниями. При этом закон о закупках госкомпаниями какие-либо ограничения (запреты) в части заключения договоров с подобными организациями не устанавливает, — отметили в СП.

То есть аудиторы настаивают как минимум на отстранении от работы с госкомпаниями офшоров.

Заместитель гендиректора Национальной ассоциации институтов закупок Мария Семенова сообщила, что в настоящее время закон не ограничивает перечень закупок госкомпаний у единственного поставщика, а также не обязывает их обосновывать цену контракта.
– Более жесткое регулирование этих вопросов повысит конкуренцию и прозрачность торгов, — считает Семенова.

Однако управляющий партнер Центра подрядных торгов в строительстве Светлана Медведева считает, что применять при закупках госкомпаний подход, который сейчас действует при закупках для нужд органов власти, недопустимо, так как деятельность этих организаций, в отличие от госведомств, направлена на извлечение прибыли.

– Соответственно закупки госкомпаний преследуют иные цели, чем закупки для госнужд. На текущем этапе достаточно прописать на уровне закона требование, что в принимаемом госкомпанией положении о закупках должен содержаться исчерпывающий и обоснованный перечень случаев, когда закупка возможна у единственного поставщика. Это должны быть администрируемые случаи. Например, сейчас во многих положениях госкомпаний прописано, что закупка у единственного поставщика производится по решению гендиректора. Под это определение может попасть абсолютно любой случай. Другое дело, если определить, что такое решение гендиректора может быть принято, например, лишь в форс-мажорной ситуации или при сумме заказа не более 10 млн рублей, — говорит Светлана Медведева.

Коммерческий директор Центра электронных торгов B2B-Center Андрей Бойко считает, что сравнивать уровень конкуренции при осуществлении государственных и корпоративных закупок не совсем корректно. По его словам, основные статьи расходов при госзакупках — это мелкий ремонт, приобретение оборудования, продуктов питания и канцелярии.

– Поставщиков этих категорий товаров и услуг множество, отсюда и высокий уровень конкуренции. Закупки коммерческих компаний многопрофильные. И далеко не во всех этих категориях товаров и услуг существует такое же множество поставщиков, — поясняет Андрей Бойко.

По его мнению, вопрос закупок у единственного поставщика требует дополнительного регулирования. Но ограничивать участие поставщиков, подконтрольных иностранным лицам, недопустимо — далеко не все закупаемые товары и услуги производят отечественные компании.

– К тому же введение такого ограничения негативно скажется на конкуренции среди отечественных поставщиков товаров и работ, а следовательно, и на качестве оказываемых ими услуг. Достаточно ограничиться введением нормы, действующей сейчас при закупках товаров и услуг для госнужд, — запрет на участие офшорных компаний, — уверен Андрей Бойко.

В пресс-службе Игоря Шувалова и упомянутых госкомпаний, за исключением "Почты России", комментарии "Известиям" оперативно дать не смогли. В пресс-службе "Почты" лишь отметили, что количество закупок у единственного поставщика по итогам 2014 года составило 5,8% от общего объема закупок предприятия (за 2015-й статистики у компании еще нет).

Замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев заявил, что положение "Почты России" разработано в Минкомсвязи и по многим позициям значительно жестче не только закона о закупках госкомпаний, но и закона о госзаказе органов власти. Претензии СП, заметил он, по положению "Почты" есть только по одному пункту — отсутствие исчерпывающего перечня случаев, когда закупка возможна у единственного поставщика.

– В целом закупки "Почты" проходят в значительно более конкурентной среде, чем у других госкомпаний или естественных монополий. Мы сделали такое положение о закупках, что более 70% их в стоимостном выражении проходит на электронных аукционах на площадках, где проходят торги по госзаказу. Благодаря этому только в первый год введения положения мы получили экономический эффект более 10 млрд рублей, — сообщил Михаил Евраев. — Мы готовы предоставить положение о закупках "Почты" как типовое положение для других наших федеральных ведомств для его внедрения в их подведомственных организациях. Конечно, в закупочной работе госкомпаний и естественных монополий необходимо наводить порядок. Если это сделать, экономический эффект составит сотни миллиардов рублей в год, так же как это было в 2006 году после принятия 94-ФЗ. Тогда даже не надо будет думать ни о сокращении бюджета в связи с кризисом, ни о повышении налогов, ни об увеличении пенсионного возраста.

Татьяна Ширманова

 

 

<< Январь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ