Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.01.2018

Через несколько лет энергия ветра и солнца будет дешевле, чем любая, полученная от нефти, газа и угля.

"Российская газета"

Уже через два года стоимость электроэнергии от любого возобновляемого источника будет дешевле полученной от ископаемого топлива. Так считают в Международном агентстве возобновляемых источников энергии.

О предполагаемой дате "великого перелома" говорится в отчете агентства, его глава Аднан Амин, представляя результаты исследования на саммите в Абу-Даби, прямо заявил: "Уже через два года переход к возобновляемым источникам энергии станет решением, не просто ориентированным на охрану окружающей среды. Оно станет исключительно экономическим".

Среднемировая стоимость киловатт-часа энергии, полученной в результате сжигания нефтепродуктов, газа или угля, сегодня колеблется от 5 до 17 американских центов. Цена энергии из возобновляемых источников в 2017 году — от 5 центов для гидроэнергетики до 10 центов — для солнечных панелей. Стоимость энергии ветра на суше 6 центов за киловатт-час, геотермальной энергии — 7 центов.

Офшорная ветровая и солнечная энергия пока еще дороже ископаемого топлива. Но, по прогнозам, их цена как раз к 2020 году, опустится до 10 и 6 центов за киловатт-час соответственно.

Однако, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, во всех этих оптимистичных подсчетах умалчивается один очень важный момент.

"Небольшой элемент лукавства в том, что цифры, указанные в отчете агентства, — усредненные по всему миру. Есть места, где цена солнечного или ветрового киловатт-часа дороже, а есть и наоборот. В ОАЭ и Мексике, например, по солнечным панелям она равна 2 центам. Это уже дешевле, чем цена электроэнергии на оптовом рынке России, которая в среднем колеблется около 1,4 рубля за киловатт-час", — рассказывает эксперт.

Что же до субсидирования возобновляемой энергетики, продолжает он, то налоговые льготы, как в США, или зеленые тарифы, как в Европе, с каждым годом уменьшаются в размерах, отрасль постепенно учится существовать, как говорится, на свои.

"Для России, думаю, такая динамика ВИЭ особой опасности не представляет. Нашей стране осталось максимум 15 лет спокойной жизни со своим местом в мире традиционных энергоносителей. Но после 30-х годов, когда закончится постоянный рост спроса на нефть, нам уже стоит задуматься о том, чем мы будем освещать дома ", — предупреждает Сергей Пикин.

Поэтому, считает он, очень многое будет зависеть от того, насколько быстро начнут дешеветь аккумуляторы автомобилей, аккумуляторы-накопители, насколько стремительно развиваться спрос в Китае, Индии и в более отдаленной перспективе — в Африке?

И что же делать России?

В первую очередь то, что делает Китай, уверен эксперт. "Необходимо учиться использовать наши энергоресурсы для развития нефтехимической промышленности внутри страны. Это основной и самый финансово выгодный путь, с получением высокой добавленной стоимости от произведенной продукции", — резюмирует эксперт.

Тарас Фомченков

 

 

Сможет ли основной акционер защитить компанию в случае попытки поглощения.

"Ведомости"

В конце 2017 г. "Лукойл" наконец решил, что будет делать с квазиказначейскими акциями: 11,84% будет погашено, остальная часть — направлена на мотивацию сотрудников. 100%-ной кипрской "дочке" "Лукойла" Lukoil Investment принадлежит 16,57% компании. Этот пакет сформировался в основном из акций, которые принадлежали американской ConocoPhillips. Она почти пять лет была стратегическим партнером "Лукойла", купив 7,59% акций у правительства, и за два года увеличила пакет до 20%, а в марте 2010 г. решила продать их. Ее пакетом интересовались российские и китайские инвесторы, рассказывал тогда президент и основной акционер "Лукойла" Вагит Алекперов, но "Лукойл" воспользовался преимущественным правом, выкупив большую часть. К февралю 2011 г. Conoco вышла из капитала "Лукойла", а компания убрала из устава положения, которые повышали роль миноритариев при принятии стратегических решений (внесены были в 2005 г. по настоянию Conoco).

С тех пор "Лукойл" и его менеджмент активно скупали акции с рынка. Осенью 2015 г. их доля с учетом квазиказначейского пакета превысила 50%. Что это дало основным акционерам? Увеличило шансы на одобрение нужных решений. По уставу собрание акционеров большинством голосов принимает решение по таким вопросам, как избрание членов совета директоров, президента, одобрение дивидендов, утверждение сделок с заинтересованностью и др. По закону квазиказначейским пакетом голосует компания. Явка на собрание акционеров "Лукойла" в последние три года составляла от 67,22 до 74,03%. Другой вопрос: можно ли допустить, что менеджеры-акционеры вдруг массово будут голосовать вразрез с общей политикой компании? Думаю, что нет. Они верят в Алекперова и доверяют ему, а он — им. Даже между крупнейшими акционерами — Алекперовым и Леонидом Федуном — нет акционерного соглашения. "Я никогда не был сторонником соглашений, которые ограничивают моих друзей или партнеров, — говорил Алекперов "Ведомостям" в 2014 г. — <...> Уверен, что, если кто-то из моих соратников примет решение о продаже [акций], он все равно мне об этом заранее сообщит". А когда в 2004 г. Conoco покупала акции "Лукойла", руководству американской компании (его пугал тогда раздел активов ЮКОСа) приходилось просто верить на слово Алекперову. "Многие документы подписывались под мое честное слово. Для Джима Малвы [в то время гендиректора ConocoPhillips] и его совета директоров этого хватило", — говорил президент "Лукойла".

Алекперов называл квазиказначейские акции гарантией финансовой стабильности. Кроме их погашения "Лукойл" рассматривал их продажу на фондовом рынке, использование в сделках. Например, "Лукойл" был готов приобрести блокпакет "Башнефти" у Башкирии в обмен на свои акции.

По расчетам "Ведомостей", после того как у Lukoil Investment не останется квазиказначейских акций, доля менеджмента сократится до 46%. При этом компания намерена покупать на рынке свои акции на $2-3 млрд в течение пяти лет, это увеличивает долю менеджмента до 49,4-51,1%. Но в случае погашения выкупленных акций доля составит 47,61-48,47%, т. е. временно менеджмент потеряет контроль над компанией, но добрать необходимые проценты, думаю, проблемой не будет.

Комментируя в октябре 2017 г. слухи об интересе "Роснефти" к "Лукойлу", Алекперов исключил вариант продажи компании. "Мы не продаемся", а другого механизма покупки нет, говорил он. Главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин заверил тогда, что у "Роснефти" никогда не было плана купить "Лукойл", потому что нет предложения на рынке. Но нет гарантий, что "Лукойл" в любой момент не станет новой целью "Роснефти" или какой-либо другой компании. А контрольный пакет в руках менеджмента — это козырь (и, возможно, не единственный) "Лукойла" для защиты от недружественного поглощения.

Галина Старинская

Попытка регулировать проект "Газпрома" противоречит европейскому и международному законодательству, считает Германия.

"Ведомости"

Германия передала в Еврокомиссию юридическое заключение на проект поправок в Газовую директиву (2009/73/EC), который Еврокомиссия представила в ноябре. "Ведомости" ознакомились с копией документа, его содержание подтвердил один из европейских чиновников.

Разработанные Еврокомиссией поправки в Газовую директиву предусматривают возможность распространения норм европейского энергетического законодательства на входящие из третьих стран в Европу газопроводы. В частности, чиновники могут получить право требовать разделения функций поставщика и транзитера или допуска к трубе третьих сторон. В первую очередь поправки ударили бы по строительству газопровода "Северный поток — 2" мощностью 55 млрд куб. м в год, который предполагается проложить по дну Балтийского моря из России в Германию.

Еврокомиссия не сумела продемонстрировать "никаких объяснений или понятных аргументов, которые показали бы, как предложенные изменения могут способствовать целям Энергетического союза", говорится в заключении Германии. Более того, в поправках вообще нет никакой необходимости. Действие европейского законодательства в полной мере распространяется на компании и инфраструктуру, к которой на территории Евросоюза подключаются морские газопроводы. Это лишает смысла инициативу распространить на импортирующие в Европу газ трубопроводы требования о разделении поставщика и транзитера или "допуске третьих сторон". Степень юридической проработки предложенных изменений при этом вызывает у Германии большие сомнения. Они "неприменимы ни с точки зрения европейского, ни с точки зрения международного права", говорится в заключении.

Основания для исключений из новых правил, которые Еврокомиссия уже сделала для ряда существующих газопроводов, немецкие юристы считают "слишком расплывчатыми". Если поправки все же будут приняты до окончания строительства "Северного потока — 2", для новой трубы "Газпрома" все равно должно быть сделано исключение. Инвестиционное решение по ее строительству принималось значительно раньше и финансирование проекта также уже началось, говорится в заключении Германии.

Отдельное беспокойство у Германии вызывает тот факт, что новый законопроект создает предпосылки для получения Еврокомиссией эксклюзивных полномочий в регулировании внутреннего рынка газа, хотя до сих пор область межправительственных соглашений находилась в компетенции отдельных стран — участниц ЕС. Также в документе сказано, что Германия повторно требует от юридической службы ЕС письменного заключения на законопроект, потому что проект поправок вызывает слишком много вопросов и сам по себе создает "конфликт правоприменения". Ранее представители Еврокомиссии говорили, что смысла в дополнительной экспертизе со стороны юристов ЕС не видят.

Предложения Еврокомиссии уже вызвали активную критику, напоминает директор Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Татьяна Митрова: "Они действительно представляются юридически недостаточно проработанными и потенциально создают ряд коллизий". Пока Еврокомиссия торопится утвердить документ, который дал бы ей рычаги влияния на "Газпром" и его новую трубу, участники проекта, в том числе Германия, пытаются этому воспрепятствовать, объясняет происходящее Митрова.

Германия отстаивает в первую очередь свои интересы, а не "Газпрома", а в более широком смысле — всего европейского рынка, убежден замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. "Северный поток — 2" даст гарантии снабжения ЕС газом, поддержит конкуренцию, даст толчок развитию сетевой инфраструктуры на рыночных принципах. Еврокомиссия же, очевидно, пытается быстро изменить законодательство, чтобы создать дополнительные барьеры для проекта, говорит Гривач. А заодно расширить собственные полномочия, чтобы навязывать свою волю национальным правительствам в сфере энергетики. Не одна Германия против поправок Еврокомиссии, считает эксперт: "Активно за поправки выступают только Польша и Литва, остальные поддерживают Германию либо придерживаются нейтралитета".

Германия традиционно находится в достаточно сильной переговорной позиции в ЕС. А внутриполитическая ситуация такова, что у Ангелы Меркель нет иных вариантов, кроме как поддерживать немецкое лобби, считает Митрова. "С экономической точки зрения "Северный поток — 2" для Германии — это не только строительные заказы и рабочие места, но и хорошие шансы на превращение в ведущий европейский газовый хаб, — рассуждает эксперт. — Это особенно важно на фоне резко падающей добычи в Нидерландах, где расположен крупнейший на сегодняшний день европейский хаб TTF".

Артур Топорков, Виталий Петлевой

 

 

"Нафтогаз" готов возобновить сотрудничество с "Газпромом".

"Газета РБК"

В Киеве сочли привлекательной цену российского газа и заявили о готовности возобновить закупки. Впрочем, для этого "Нафтогазу" придется погасить долг на $2 млрд и внести предоплату.

Дешевле, чем в Европе

"Нафтогаз" готов закупать газ у "Газпрома" и считает его цену привлекательной, заявил глава украинской компании Андрей Коболев. "Цена, по которой "Газпром" обязан продать нам газ, является привлекательной, и мы, как компания, считаем, что этим экономическим бенефитом необходимо пользоваться. Обязательство "Газпрома" продать нам газ объемом 5 млрд куб. м по цене ниже европейской мы считаем позитивным", — сказал он. Позже он добавил, что компания намерена возобновить закупки газа у "Газпрома" уже в первом квартале 2018 года.

Стокгольмский арбитраж, который рассматривал спор "Газпрома" и "Нафтогаза" из-за контракта на поставку газа на Украину, 22 декабря 2017 года обязал "Нафтогаз" выплатить "Газпрому" $2 млрд за уже поставленный в 2014-2015 годах газ и снизил годовой объем закупок по контракту с 52 млрд куб. м до 5 млрд куб. м, при этом оставив обязательное условие ("бери или плати") по закупке 80% этого объема — не менее 4 млрд куб. м в год до истечения срока контракта в конце 2019 года. Украина перестала покупать газ у России в ноябре 2015 года и перешла на поставки из Европы — от европейских компаний и трейдеров.

По словам главного коммерческого директора "Нафтогаза" Юрия Витренко, компания в ближайшие дни планирует начать переговоры с "Газпромом" по исполнению этого судебного решения. "Цена на российский газ по контракту с "Нафтогазом" рассчитана по формуле, определенной Стокгольмским арбитражем. Хотели бы особо подчеркнуть, что эта цена европейская и из нее не подлежат вычету расходы на транспортировку газа от европейских хабов до Украины", — говорится в сообщении пресс-службы "Газпрома", потупившем в РБК. По словам представителя "Газпрома", в соответствии с этой ценой российская компания выставила Украине предварительные счета за январь и февраль, но предоплаты пока не получила.

В Стокгольме стороны договорились об обновленной формуле цены для поставок газа "Газпрома" на Украину с привязкой к спотовой цене газа на европейском хабе NCG (Net Connect Germany), пояснил РБК источник в "Газпроме". В формуле фигурирует небольшая надбавка к цене на этом хабе, компромиссная для обеих сторон спора, сказал он. Цена газа для Украины окажется никак не ниже той, что прописана у "Газпрома" в долгосрочных контрактах с Германией или Австрией, но все равно она будет выгоднее для покупателя, чем цена у европейских трейдеров, утверждает собеседник РБК. По его словам, в среду, 17 января, газ на NCG стоил около $240 за 1 тыс. куб. м, а трейдеры продают его на 15% дороже, или на $36 за 1 тыс. куб. м. Размер надбавки по новой формуле источник не уточнил.
Цены на газ из Европы имеют ту же самую расчетную базу — NCG плюс стоимость транспортировки от хаба до западной украинской границы, это предусмотрено постановлением правительства Украины от 27 апреля 2016 года, подтверждает заместитель генерального директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Авансы и долги

Объем экспорта российского газа в Европу в 2017 году увеличился на 8,1%, достигнув рекордных 193,9 млрд куб. м, сообщала пресс-служба "Газпрома". В случае возобновления поставок на Украину экспорт в Европу в 2018 году может сократиться на 4-5 млрд куб. м газа, отмечает источник в "Газпроме". Отказавшись от прямых закупок российского газа, Киев фактически приобретал его у посредников — европейских компаний и трейдеров, которые поставляли его по трубе в обратном направлении (реверсные поставки) из Европы на Украину, поясняет он. Поэтому и нужно будет исключить эти объемы из европейских поставок "Газпрома". Для российской компании в этом случае ничего не поменяется, если "Нафтогаз" будет платить вовремя и по согласованной в Стокгольме цене, заключает собеседник РБК.

Однако для возобновления закупок у "Газпрома" "Нафтогаз" должен погасить долг в размере $2 млрд и внести аванс, предупреждает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. За каждый день просрочки на сумму долга начисляется пени в размере 0,03% начиная с 22 декабря 2017 года. "В отношении той суммы долга, которая определена арбитражем, мы ожидаем от украинской стороны скорейшего исполнения решения. Тем более что каждый день $600 тыс. штрафов и пени начисляются украинской стороне. До сих пор они присужденную сумму не оплатили", — говорил 16 января зампред правления "Газпрома" Александр Медведев.

В последние два года топ-менеджеры "Нафтогаза" утверждали, что компания получает чистую прибыль в размере более $1 млрд в год, напоминает Гривач. Кроме того, можно договориться о компенсации долга за счет текущих платежей за транзит российского газа в Европу, допускает он. К тому же в Стокгольме рассматривается второй спор "Газпрома" и "Нафтогаза" вокруг стоимости транзита российского газа через Украину, решение по которому, как ожидается, будет вынесено 28 февраля. "Нафтогаз" рассчитывает получить доплату за транзит в размере от $6,5 млрд до $16 млрд. Если украинская сторона добьется какой-либо компенсации, взаимозачет требований останется на усмотрении сторон, говорит руководитель практики международных судебных споров и арбитража Art de Lex Артур Зурабян.

До смены власти на Украине в 2014 году эта страна была одним из крупнейших покупателей российского газа наравне с Германией. По контракту, подписанному в 2009 году тогдашним премьер-министром страны Юлией Тимошенко, Украина была обязана покупать в России 52 млрд куб. м газа в год, причем 40 млрд из них по условию "бери или плати". На деле Киев никогда не покупал столько газа в России: в 2009 году Украина купила 38 млрд куб. м газа, а к 2013 году поставки сократились до 25,8 млрд куб. м. В 2015 году с учетом поставок в непризнанные ДНР и ЛНР поставки "Газпрома" на Украину составили всего 7,8 млрд куб. м.

Людмила Подобедова

 

 

<< Январь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ