Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.02.2020

"Взгляд"

В нефтяных спорах с Россией Александр Лукашенко все время упоминает о некоей "премии" — наценке, которую Белоруссия должна платить российским поставщикам нефти. Минск настаивает, чтобы эта премия была отменена, и даже угрожает отбирать топливо из транзитного нефтепровода. Откуда взялась эта наценка и почему российские нефтяники не в силах ее отменить?

"Беларусь никогда никому не угрожала и угрожать не собирается — как в сфере экономики, так и в военной сфере. Говоря об экономике, я имею в виду последние заявления и шквал критики в наш адрес со стороны России, что мы якобы угрожаем то ли прекратить поставки нефти на Запад, то ли разразились угрозами, что будем брать нефть из транзитного нефтепровода для обеспечения наших НПЗ. Еще раз хочу подчеркнуть: межправительственное соглашение между Россией и Белоруссией предусматривает поставку в Беларусь 24 миллионов тонн нефти. Вот и все", — сообщил Александр Лукашенко в понедельник в ходе встречи с руководителями национального пограничного комитета.

Сделанное 14 февраля заявление Лукашенко ("Если из России не будет поставлена нефть в нужных объемах, мы начнем отбор из транзитной трубы"), действительно вызвало бурю критики в российских СМИ. Особенно вызывающе это высказывание прозвучало в контексте уже достигнутых результатов сложных переговоров. Всего за неделю до этого первый вице-премьер правительства Белоруссии Дмитрий Крутой по итогам очередного этапа переговоров говорил, что белорусские НПЗ "будут покупать нефть по договоренности с российскими нефтяными компаниями по ценам, которые устанавливаются на мировом рынке". Но очередной демарш белорусского президента обнулил эти договоренности.

На сегодняшний день главным неурегулированным вопросом по возобновлению поставок российской нефти в Белоруссию является такой компонент ценообразования, как премия компаниям-поставщикам. По разным сведениям, она составляет от 6 до 10 долларов за тонну нефти. Как пояснял Дмитрий Крутой, в 2012-2015 годах в соглашении между "Белнефтехимом", двумя белорусскими НПЗ и российскими нефтедобывающими компаниями из числа "большой пятерки" ("Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть" и др.) эта премия "существовала юридически".

Однако с 2015 года Россия начала поэтапную реализацию налогового маневра в нефтяной отрасли, который, в частности, для Белоруссии предполагает, что цена на нефть для ее НПЗ будет постепенно повышаться до мирового уровня. Технически это произойдет за счет обнуления экспортной пошлины, от которой Белоруссия освобождена, что позволяло ей получать крупные дополнительные доходы — до 1,5 млрд долларов в год. Поэтому снижение ставки экспортной пошлины при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых, который взимается "на скважине", автоматически означает подорожание нефти для белорусских НПЗ (как, впрочем, и для российских переработчиков).

На данный момент, отметил Дмитрий Крутой, цена нефти для Белоруссии на 17% ниже мировой. Но к 2024 году, когда Россия обнулит экспортную пошлину, Белоруссии придется покупать у нее нефть по мировым ценам, поэтому белорусская сторона хочет заблаговременно добиться отмены премии, которую закладывают в стоимость сырья российские поставщики. Когда Белоруссия платила за российскую нефть лишь половину мировой цены, премия поставщикам, признал Крутой, имела какой-то экономический смысл. Теперь же, "когда для нас мировая цена уже сжалась, платить эту премию — сумасшествие", заявил белорусский вице-премьер.

Позицию российской стороны по премии в цене нефти для Белоруссии еще в январе представил вице-премьер Дмитрий Козак. "Надбавка к цене, которая существовала и которую наши белорусские коллеги хотят централизованно отменить, потребует радикальной перестройки принципов функционирования российской нефтяной отрасли, — сообщил он по итогам очередного этапа переговоров, проходившего в Ялте. — Если компании договорятся о том, чтобы поставлять по какой-то другой цене, они договорятся. Мы не будем препятствовать, мы будем приветствовать это. Если не договорятся, мы не можем вмешиваться, у нас административного регулирования цен на нефть нет, там действует рыночный механизм". При этом еще в прошлом декабре белорусской стороне был предложен механизм отрицательного (обратного) акциза в виде компенсации за налоговый маневр, которая уже действует для российских НПЗ.

Другое дело, готова ли принять такие принципы Белоруссия, где нефтяная отрасль полностью контролируется государством. Исходя из представленной Козаком логики, переговоры об отмене премии должны вестись между "Белнефтехимом", в структуру которого входят Мозырский и Новополоцкий НПЗ, и российскими добытчиками нефти.

И нельзя сказать, что подобные переговоры обречены на неуспех, поскольку с одним из поставщиков — группой "Сафмар" Михаила Гуцериева — достичь договоренностей об отмене премии Белоруссии уже удалось. В январе именно этот холдинг стал основным поставщиком российской нефти в Белоруссию после того, как остальные компании прекратили отгрузку из-за невозможности договориться по цене. По имеющимся данным, в январе "Сафмар" направил в Белоруссию 750 тысяч тонн нефти — чуть больше трети от прежних стандартных ежемесячных поставок (2 млн тонн). Кроме того, на днях появилась информация о том, что компании группы "Сафмар" стали поставлять нефтепродукты на белорусские АЗС российских компаний — "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла" и "Татнефти".

Большая надежда на малых нефтяников

В Белоруссии рассчитывают на то, что договориться о поставках нефти без премии получится и с другими небольшими российскими добытчиками. Как сообщил в недавнем интервью Дмитрий Крутой, раньше средние и мелкие российские нефтедобывающие компании не имели доступа к экспортной "трубе" и в принципе не могли получить для поставок в Белоруссию транзитную декларацию. Но теперь, добавил белорусский вице-премьер, если эта группа поставщиков посчитает, что им проще "зайти в трубу", то им будет выгодно договориться о поставках в Белоруссию.

В неофициальных источниках уже утверждается, что одной из небольших компаний, которые рассматривают возможность поставок нефти без премии на белорусский рынок, является "УДС-нефть", ведущая добычу в Удмуртии. Если этих "капель в море" будет много, отметил Крутой, эти объемы отчасти обеспечат потребности внутреннего рынка Белоруссии и какие-то минимальные экспортные контракты.

Доступ к "трубе" у малых добывающих компаний есть, все вопросы по экспортным контрактам можно решить прозрачно, заранее зарезервировав мощности у "Транснефти", отмечает источник газеты ВЗГЛЯД в нефтяной отрасли. Но, по его словам, возможность экспортировать нефть в Белоруссию у небольших добывающих компаний пока сугубо теоретическая: "Во-первых, — поясняет собеседник, — должна быть проявлена инициатива с белорусской стороны, а содержательных предложений, насколько мне известно, не поступало. А во-вторых, для компаний поставки нефти для Белоруссии без премии должны быть выгодны самим компаниям, в чем есть немало сомнений. Примеры небольших добытчиков, которые поставляют нефть по "Дружбе", есть, и они при этом получают от своих покупателей премию как надбавку за качество нефти. Когда покупатель настроен на долгосрочные отношения с поставщиком, он сам предлагает ему премию, чтобы поставщик не ушел. И если сейчас появятся предложения с белорусской стороны поставлять нефть без премии, то в чем будет мотивация для добытчиков?".

При этом нужно учитывать еще несколько факторов ценообразования. Российская нефтяная смесь Urals на мировом рынке стоит ниже североморской смеси Brent, а расстояние до белорусских НПЗ существенно меньше, чем до европейских. Поэтому премия за поставки на белорусский рынок исторически выступала для российских компаний некой корректировкой на стоимость Urals в Европе и логистику. Кроме того, белорусские НПЗ изначально строились для работы с этой нефтью, и до недавнего времени все попытки найти серьезные альтернативы российским поставкам ни к чему не приводили.

Рискованный шантаж

Так или иначе, быстро компенсировать падение поставок российской нефти на белорусские НПЗ не получится — отсюда и заявления Лукашенко о готовности отбирать нефть из "Дружбы". Примечательно, что это уже не первая подобная угроза. В начале 2007 года, когда Россия ввела пошлины на поставку нефти в Белоруссию, контракты с российскими компаниями были тут же отозваны, а на прокачку нефти по "Дружбе" Белоруссия ввела собственные пошлины, причем задним числом. Одновременно было инициировано административное дело в отношении тогдашнего главы "Транснефти" Семена Вайнштока, которому прислали повестку в суд в Гомеле. В ответ Вайншток заявил, что в Белоруссии стала пропадать нефть, предназначенная для поставок по "Дружбе" в Польшу, Германию и на Украину.

Дальнейшее развитие событий было привычным: многочасовые внеплановые переговоры в Москве и привычная уступка со стороны России — ставка экспортной пошлины для Белоруссии была снижена более чем втрое, с 180 до 53 долларов за тонну нефти. А начиная с 2011 года Россия и вовсе отменила пошлины на российскую нефть, поставляемую в Белоруссию — экономический эффект этого решения для соседа оценивался почти в 4 млрд долларов.

Однако индикативный баланс, отмечает Иван Лизан, редактор и аналитик портала "СОНАР-2050", посвященного перспективам Союзного государства России и Белоруссии, используется для планирования производства и прогнозирования спроса и предложения. В нем установлены примерные объемы поставок нефти, но нет ни слова о ее цене и тем более о ставке транзита.

Не нужно путать, подчеркивает эксперт, индикативные балансы в рамках Союзного государства, которые заключают правительства и согласовывают профильные министерства, с контрактами между субъектами хозяйствования — "Белнефтехимом", российскими поставщиками нефти и операторами нефтепровода "Дружба": "Если поставщик не согласен с предложением покупателя, невозможно его заставить продавать нефть по той цене, на которую он не согласен — это базовый принцип свободы сделки. На данный момент контрактов на поставку российской нефти в Белоруссию нет. Перевести спор в судебную плоскость вряд ли получится, поскольку у Минска будут проблемы с доказательством какого-либо умысла России. Ее правительство не против контракта — оно уже дало пас компаниям. Компании не согласны с предложенной ценой, так как не хотят торговать нефтью в убыток или просто в ноль (то есть без премии), но доказать, что они имеют умысел против Белоруссии, невозможно — всем другим они продают нефть по рыночной цене. Поэтому остается вести переговоры до того момента, пока стороны не придут к соглашению".

Однако Белоруссия вполне может привести свою угрозу в исполнение, поскольку физический доступ к "трубе" у нее есть, следовательно, несанкционированный отбор нефти всегда возможен, считает Лизан. Тем более из второстепенных нефтепроводов, входящих в структуру "Дружбы", уже откачивается так называемая технологическая нефть, необходимая для поддержания "трубы" в рабочем состоянии. Сами по себе подобные действия могут иметь плачевные результаты, как показывает недавний украинский опыт. В 2014 году по указанию олигарха Игоря Коломойского для производства горючего для украинских вооруженных сил была откачана технологическая нефть из трубопроводов, ведущих к Кременчугскому и Лисичанскому НПЗ, после чего часть их мощностей вышла из строя.

В случае же, если Белоруссия действительно начнет отбирать из "Дружбы" нефть, предназначенную для Европы, просматривается как минимум три последствия, считает Иван Лизан. Во-первых, политический скандал с непредсказуемым развитием; во-вторых, штраф или суд с долгим "разбором полетов"; в-третьих, могут быть приняты меры в отношении белорусской продукции на российском рынке, как это уже не раз происходило в момент обострения российско-белорусских отношений.

Михаил Кувырко

"Нафтогаз" мечтает получить за Крым 8 миллиардов долларов.

"Независимая газета"

В мае в Гааге состоятся слушания относительно размера компенсации, которую требует от России "Нафтогаз" за активы, утраченные в Крыму. При этом окончательное решение о конкретной сумме Украина ожидает получить до середины 2021 года. Сейчас "Нафтогаз" существенно увеличил свою оценку убытков, доведя ее до 8 млрд долл. Ранее Гаагский арбитраж подтвердил вину России, Москва не признала это решение.

"Нафтогаз" уточнил размер своих убытков из-за утраченных в Крыму активов. "Размер убытков плюс проценты оценивается примерно в 8 млрд долл.", — сообщила украинская компания в понедельник. Устные слушания относительно размера компенсации состоятся в мае 2020 года в Гааге, окончательное решение, как ожидается, будет получено до середины 2021 года.

Весной 2019-го глава "Нафтогаза" Андрей Коболев объявил, что Украина выиграла в арбитражном трибунале в Гааге иск против России о взыскании ущерба в связи с утерей активов в Крыму. В июне прошлого года "Нафтогаз" подал в суд оценку убытков, речь шла о 5,2 млрд долл. Затем компания заявила о намерении обновить эту оценку. Как пояснял исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко, на газ в недрах приходится около 5 млрд долл. из общей суммы ущерба.

При этом "Нафтогаз" утверждал, что Россия, несмотря на появление своих представителей в арбитраже в январе 2017 года, в дальнейшем уклонялась от участия в производстве, передает Интерфакс.

Москва не признала решение Третейского суда в Гааге, объяснив это тем, что у арбитража нет юрисдикции на рассмотрение подобных исков к России. "Российская Федерация в соответствующем разбирательстве не участвовала", — уточняла также пресс-служба Минюста. По уточнению информагентств, в Гаагском арбитраже рассматривается целый ряд подобных дел к РФ, среди их участников не только "Нафтогаз".

У Украины уже есть опыт принуждения России к выплате средств. В конце прошлого года "Газпром" выплатил "Нафтогазу" 2,9 млрд долл. по решению Стокгольмского арбитража. В конце 2017 — начале 2018 года Стокгольмский арбитраж вынес решения по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза" о контрактах на поставку и транзит газа. "Нафтогаз" должен был выплатить "Газпрому" около 2 млрд долл., "Газпром" "Нафтогазу" — около 4,6 млрд долл. С учетом встречных требований платеж "Газпрома" должен составить почти 2,6 млрд долл., затем к этой сумме прибавились проценты.

Между тем и сама Украина имеет перед Россией большую задолженность — так называемый "долг Януковича", который с учетом пени вырос с 3 млрд долл. уже до 4,5 млрд долл. Возврат этих денег до сих пор под большим вопросом из-за длящихся обсуждений, по какой именно процедуре надо принимать решение об уплате этого долга.

"Вариантов развития событий с требованиями "Нафтогаза" относительно активов в Крыму несколько, — комментирует старший аналитик центра "Альпари" Анна Бодрова. — Один из них заключается в бесконечных судебных разбирательствах, которые могут длиться годами и ничем не закончиться. Другой заключается в поиске промежуточного компромисса: допустим, одна из сторон может снизить размер требуемой компенсации вдвое или втрое, а вторая сторона снять все претензии".

Некоторые наблюдатели отмечают, что в данном споре — в отличие от разбирательств в Стокгольмском арбитраже — у Киева значительно меньше шансов отсудить у России солидную сумму.

"НГ" обратилась к Минюсту с просьбой прокомментировать заявления "Нафтогаза", что он увеличил оценку ущерба, связанного с утратой активов в Крыму, примерно до 8 млрд долл.

"На запрос сообщаем следующее. Группа компаний "Нафтогаз Украины" сделала очередную подачу в арбитраже в ответ на позицию Российской Федерации. В данный момент продолжается обмен письменными позициями, после чего трибунал проведет слушания", — пояснили изданию в пресс-службе ведомства.

Как при этом сообщили в Минюсте, "Нафтогаз" некорректно оценивает ущерб и умалчивает о ряде существенных фактов, которые предстоит оценить арбитрам".

"Кроме того, в настоящее время государственный суд в Нидерландах рассматривает заявление России об отмене предыдущего арбитражного решения по вопросам юрисдикции и ответственности государства за утерю активов "Нафтогаза" в Крыму", — пояснил Минюст.

Анастасия Башкатова

 

 

Они пришли в компанию вместе с ним в 2001 году.

"Ведомости"

В понедельник, 17 февраля, "Газпром" сообщил о целом ряде кадровых перестановок. Компанию покинула зампред правления Елена Васильева, бывшая главным бухгалтером концерна на протяжении 19 лет. Ее отставка связана с выходом на пенсию, говорится в сообщении "Газпрома". Васильеву заменит ее заместитель Михаил Россеев. "Соответствующие решения о прекращении и наделении полномочиями в качестве члена правления" будут утверждены советом директоров, говорится в сообщении "Газпрома".

Кроме того, ликвидирована должность зампреда правления — руководителя аппарата правления "Газпрома", которую с 2004 г. занимал Михаил Середа. Его преемником в роли руководителя аппарата станет Вячеслав Коптелов. Середа назначен первым заместителем гендиректора "Газпром экспорта" и возглавит новую дочернюю структуру "Газпром трейдинг". Середа, скорее всего, останется в совете директоров газового концерна: он выдвинут кандидатом в новый состав совета среди 11 человек на 11 мест.

Также в понедельник на должность руководителя департамента 512 "Газпрома" (внешнеэкономическая деятельность. — "Ведомости") был назначен замначальника этого департамента Дмитрий Хандога. Его бывший руководитель Павел Одеров в качестве заместителя гендиректора будет курировать внешнеэкономическую деятельность "Газпром нефти". Одеров также назначен заместителем директора "Газпром экспорта". Подобное совмещение не случайно, объясняет близкий к "Газпрому" собеседник "Ведомостей": работа "Газпром нефти" на внешних рынках по определению часто совмещена с газовыми вопросами, двойная должность позволит объединять эти интересы.

Васильева и Середа пришли в "Газпром" в 2001 г. вслед за назначением председателем правления Миллера. До этого в 1999-2000 гг. оба работали под началом Миллера в ОАО "Балтийская трубопроводная система" (БТС): Середа — заместителем гендиректора по финансам, Васильева — главбухом. История совместной работы Васильевой и Миллера уходит еще глубже — в БТС она в 1999 г. перешла после 14 лет работы в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", где в 1996-1999 гг. Миллер был директором по развитию и инвестициям.

Это вторая за год волна перестановок на уровне заместителей Миллера. В феврале 2019 г. "Газпром" объявил об отставке двух ключевых заместителей Миллера — Валерия Голубева, курировавшего внутренний рынок, и Александра Медведева, отвечавшего за работу на внешних рынках. Первый ушел на пенсию, второй стал гендиректором футбольного "Зенита". Чуть позднее "Газпром" покинул еще один зампред — курировавший финансовый блок Андрей Круглов перешел на работу в правительство.

Новыми кураторами производственной деятельности и экспортного блока в правлении стали Виталий Маркелов и гендиректор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова. И Середа, и Одеров были претендентами на позицию зампреда правления, отвечающего за экспортное направление, но проиграли аппаратную борьбу, рассказывали тогда собеседники "Ведомостей", близкие к концерну.

Перестановки в "Газпроме" вряд ли связаны с результатами работы на внутреннем и внешнем направлениях — это не настолько рыночная компания, где от эффективности руководства зависит ее кадровый состав, считает партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин. С одной стороны, компания могла заняться "обновлением фасада", заменяя тех, кто пришел в компанию еще в середине нулевых. С другой стороны, "Газпром" последнее время переживает глобальные внутренние изменения, продолжает эксперт, "причем не факт, что эти процессы администрируются самим "Газпромом".

Миллер на прошлогоднем собрании акционеров обещал продолжить оптимизацию структуры управления "Газпрома", напомнил заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: "И в том числе продолжится обновление управленческой команды. Думаю, что в каждом случае есть свои причины, от состояния здоровья до пенсионного возраста или даже снижения требований к себе".

Артур Топорков, Полина Трифонова, Елена Вавина

 

 

Владимир Путин обсудил развитие топливно-энергетического комплекса.

"Российская газета"

Правительство РФ поддержало четыре законопроекта, которые после принятия откроют реальную возможность реализации якорных проектов в Арктике. Об этом вице-премьер Юрий Борисов рассказал на встрече с президентом России Владимиром Путиным.

Борисов остался в новом составе кабмина, и в сферу его кураторства помимо оборонно-промышленного комплекса добавилась еще и энергетика.

"Ваша сфера ответственности в новом правительстве значительно расширилась за счет такой крупнейшей и важнейшей для нашей экономики сферы, как топливно-энергетический комплекс", — констатировал глава государства и предложил с этого и начать разговор.

Борисов не стал скрывать: область это для него новая, и сейчас он активно погружается в ее проблемы. Чтобы полностью в них вникнуть, нужно три месяца — в течение которых вице-премьер намерен посещать ключевые объекты ТЭК. "Уже познакомился с "Советом рынка", посетил Системный оператор Единого энергетического комплекса, "Россети", побывал на открытии гидроэлектростанции в Северной Осетии — Алании", — сказал он. Зарамагская ГЭС-1 — уникальный объект, 346 мегаватт мощности, открывает новые перспективы для республики. Борисов передал благодарность от руководства Северной Осетии.

В тесном контакте с первым вице-премьером Андреем Белоусовым идет работа над перезапуском инновационного цикла. На заседании правительства были рассмотрены и поддержаны четыре законопроекта, которые после принятия откроют реальную возможность реализации якорных проектов в Арктике, отметил Борисов. В частности, "Роснефти" и других отечественных добывающих компаний.

"Они, безусловно, дадут прирост темпам экономики страны", — считает Борисов.

Кстати, на недавней встрече с президентом глава "Роснефти" Игорь Сечин рассказывал про проект "Восток Ойл", реализация которого позволит увеличить ВВП страны на 2 процента ежегодно. Речь идет о формировании на Таймыре новой нефтегазовой провинции. Ресурсная база — около пяти миллиардов тонн нефти, инвестиции превысят 10 триллионов рублей. Правительство уже внесло в Госдуму законопроект, направленный на налоговое стимулирование разведки и добычи углеводородов на отдельных территориях Арктической зоны РФ. Предполагается, что парламент рассмотрит инициативу в среду.

Борисов также сообщил о работе над поручением главы государства по выработке понятных и доступных для реализации мер поддержки отечественного производителя с целью максимального присутствия на внутреннем рынке. Особенно это имеет значение при реализации национальных проектов и вообще всех государственных закупок, включая реализацию инвестиционных программ естественных монополий. "Это огромные деньги, которые могут дать, безусловно, серьезный прирост экономике и рост нашей промышленности", — убежден Борисов. "Вот, собственно, основные моменты, над которыми я сейчас плотно работаю", — заключил он. "Хорошо", — одобрил президент.

Кира Латухина

 

 

<< Февраль, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ