media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.03.2014

Минфин собирался защищать Россию от действий партнеров по Таможенному союзу, а защитит еще и от международных санкций — но не надолго, предупреждают эксперты.

"Ведомости"

В правительстве обсуждается изменение параметров налогового маневра в нефтяной отрасли, сообщили "Ведомостям" три федеральных чиновника и сотрудники нефтяных компаний: снижение экспортной пошлины на сырую нефть будет более резким, но одновременно будет резко повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Сейчас Минфин уже меняет ставки НДПИ и размер пошлины — постепенно. Но с 2015 г. Россия не сможет устанавливать для двух других членов Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) никаких ограничений — квот или компенсаций. Поэтому, объясняет один из чиновников, Минфин и думает о том, чтобы с 2015 г. снизить российскую экспортную пошлину на нефть до казахстанской (она будет $80 за 1 т; для сравнения: российская пошлина сейчас — $384,4 за 1 т) и одновременно повысить НДПИ для нефти так, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета. Базовая ставка НДПИ для нефти в следующем году составит 530 руб. за 1 т, насколько придется ее повысить, чиновники не говорят. От такого маневра бюджет выиграет: нетто-доход составит 90 млрд руб., считает один из них. Тогда НДПИ может превысить 1100 руб. за 1 т, подсчитал Московский нефтегазовый центр EY. Это близко к расчетам Минфина, знает один из федеральных чиновников.

Такой "большой маневр" — крайняя, вынужденная мера: Россия прибегнет к ней, если не сможет договориться с партнерами по Таможенному союзу о продлении тарифных и нетарифных ограничений, объясняют чиновники. Замминистра финансов России Сергей Шаталов уже оценивал потери России от поддержки партнеров по Таможенному союзу.

Сейчас ежегодная помощь составляет около $10 млрд, говорил Шаталов в интервью "Ведомостям", после снятия ограничений она вырастет примерно до $40 млрд, а это непосильная ноша.

Помощь меньше — $6,5 млрд, с 2015 г. при самом агрессивном сценарии она может составить $30 млрд, оценивает другой чиновник.

Агрессивный сценарий выглядит так: все ограничения отменяются, Белоруссия и Казахстан не хотят гармонизировать пошлины с российскими и устанавливают предельно низкие. Риски для российского бюджета тогда огромны: при высоких российских пошлинах компаниям выгоднее экспортировать нефть не напрямую, а через страны Таможенного союза, опасается чиновник, это обрушивает поступления от пошлин.

Большой налоговый маневр — ответ на такой катастрофический сценарий, объясняют чиновники: Россия перестанет зависеть от действий партнеров по Таможенному союзу, но резко вырастут цены на бензин.

Если из-за крымских событий будут введены международные санкции и снизится экспорт нефти из России, поступления от экспортных пошлин все равно снизятся, так что Минфину выгодны будут низкие пошлины и высокий НДПИ, считает гендиректор "Налоговой помощи" Сергей Шаповалов. Но выгода будет недолгой, замечает он, компании значительно снизят добычу и поступления по НДПИ сильно упадут.

Минэнерго против резкого снижения пошлины, говорит высокопоставленный сотрудник этого министерства: "Нужно пытаться договориться с Казахстаном и Белоруссией о сохранении компенсации, а если и выравнивать пошлины, то не резко". Договориться еще можно, есть второй сценарий, считает другой чиновник: установить единые пошлины и сохранить квоты, но отказаться от компенсаций пошлин Белоруссией, тогда потери бюджета вырастут всего на $13 млрд; в этом случае можно проводить налоговый маневр медленно.

На большой маневр надо еще решиться, признают чиновники, имея в виду подорожание бензина. Снижение экспортной пошлины приведет к повышению внутренней цены на нефть, она напрямую зависит от пошлины, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов, если сохранять текущие пошлины на нефтепродукты, большинство российских НПЗ станут убыточными. Но Минфин может удержать рост цены на бензин, обнулив акцизы на нефтепродукты, знает чиновник правительства, те самые 90 млрд руб. дополнительных доходов могут пойти на эти цели.

Но акцизы идут в региональные дорожные фонды, они составляют 70% поступлений фондов, сейчас в них 650 млрд руб. "Как можно компенсировать эти средства?" — удивляется чиновник, курирующий инфраструктуру: под угрозой окажется выполнение указа президента удвоить строительство дорог.

Действующий налоговый маневр нанес вред "Газпром нефти", некоторые ее проекты стали нерентабельными, "Башнефть" от маневра потеряла 1 млрд руб. в 2014 г. Новый налоговый маневр не увеличит нагрузку компаний, уверяет чиновник, проблемы будут только у производителей нефтехимии и авиакеросина — продукты не облагаются акцизом, поэтому сложно придумать компенсационные механизмы для них, но 90 млрд руб. хватит и на субсидии этим компаниям.

"Башнефть", "Лукойл", "Татнефть" "Газпром нефть", "Роснефть" отказались от комментариев.

Все зависит от размера акцизов — если их полностью обнулят, компании действительно выиграют, подтверждает сотрудник нефтяной компании, за счет всей комбинации, включающей не только снижение пошлин, но и акцизы, — новый маневр выгоднее того, что запланирован сейчас.

Партнер EY Алексей Кондрашов не согласен: сейчас нельзя снизить пошлину так сильно, многие НПЗ будут за гранью рентабельности, не поможет даже полная отмена акцизов.

При новом маневре налоговое стимулирование разработки новых крупных месторождений может перестать действовать, обеспокоен сотрудник другой крупной нефтяной компании: сейчас эти проекты экономически эффективны из-за пониженной ставки экспортной пошлины, предусмотренной для них; экономика проектов разрушится, если общая пошлина будет опущена до уровня пониженной. При новом маневре надо будет перестраивать всю систему адресных льгот в нефтяной отрасли, они потеряют смысл, объясняет юрист, консультирующий нефтегазовые компании.

Маргарита Папченкова, Максим Товкайло, Михаил Серов

 

 

Минфин продолжает подталкивать владельцев офшоров к уплате налогов в России.

"Новые известия"

Министерство финансов получило предложения от всех основных офшоров подготовить с ними соглашения во избежание двойного налогообложения. Кроме того, ведомство подготовило законопроект, обязывающий владельцев офшоров платить налоги в России. Согласно документу, все российские компании и физлица, имеющие в собственности 10%-ю долю в иностранной "дочке", должны платить налоги с ее нераспределенной прибыли в России. Исключение составляют только организации, возвращающие доходы в Россию в виде дивидендов. По мнению экспертов, законопроект позволит вернуть часть денег в российский бюджет. Однако это случится только в том случае, если будет обеспечено его надлежащее применение.

В документе Минфина говорится, что ставка налоговых отчислений для перевода из офшора в Россию составит для юрлиц 20%, для граждан — 13%. В то же время действующая ставка налога на дивиденды составляет 9%. Очевидно, что отдать 9% выгоднее, чем лишиться 20%. Из этого создатели законопроекта делают вывод, что скрывать доходы и не платить дивиденды в России не имеет экономического смысла, так как есть риски лишиться гораздо больших средств.

Для того чтобы узнать, кто из российских собственников выводит деньги в офшоры без уплаты налогов в России, нужна информация из стран, где регистрируются данные компании. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, в последнее время в ведомство обратились представители многих стран, где "прячется" от налогов российский бизнес, с тем, чтобы заключить соглашения об обмене информацией и избежать двойного налогообложения. В частности, переговоры планируются с Британскими Виргинскими островами, Бермудами, Джерси и островом Мэн.

Ранее министр финансов Антон Силуанов сообщал о пересмотре Россией уже действующих соглашений об избежании двойного налогообложения для того, чтобы учесть в них обязанность налогоплательщика раскрывать конечного бенефициара (получателя денег) компании.

Вместе с тем в Министерстве экономического развития считают, что у офшоризации РФ не налоговые причины и бороться налоговыми мерами с этим явлением неправильно. По мнению замглавы МЭР Сергея Белякова, нужно обеспечить конкурентную среду и защиту капитала в отечественной юрисдикции. "Суды, корпоративное законодательство, правоприменение — вот три ключевых фактора, которые просто заставляют бизнес использовать офшоры", — заявил г-н Беляков.

Напомним, президент страны в прошлом году поставил перед правительством задачу до 15 июля текущего года продумать систему взимания налогов у компаний, которые зарегистрированы в офшорах. У налоговых органов в настоящее время нет для этого никаких механизмов. По мнению экспертов, новый законопроект Минфина вкупе с двусторонними соглашениями позволят вывести многих предпринимателей на чистую воду.

Как рассказал "НИ" руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Кондратьев, основной проблемой сейчас является отсутствие информации о конечных бенефициарах компаний, особенно банков, которые выводят деньги в офшоры. "Соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют выводить из тени как сами компании, так и их структуру собственности", — говорит он.

В России существует большое количество "консалтинговых" фирм, занимающихся разработкой схем вывода доходов российских компаний в офшоры без уплаты налогов. "Цепочка вывода денег является очень изощренной. В ней может участвовать порядка десяти компаний-посредников, поэтому конечный собственник просто исчезает из подобных схем. В результате становится непонятно — кто является владельцем компании и как в данном случае взимать налоги", — пояснил г-н Кондратьев.

Впрочем, по мнению эксперта, законопроект Минфина позволит вывести капиталы на чистую воду только в случае его надлежащего применения. "Для того чтобы отследить всю офшорную цепочку вывода средств, государству нужно нанимать профессиональных экономистов и юристов, платить им хорошую зарплату, и только в этом случае удастся пресечь новые лазейки вывода капиталов. Без подобных мер никакие законы не помогут. В России, как известно, на протяжении последних столетий жесткие законы компенсируются их слабым применением, а для того, чтобы решать проблемы, нужна твердая политическая воля", — говорит г-н Кондратьев.

В свою очередь, старший научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Елена Великова в беседе с "НИ" рассказала, что помимо соглашений об избежании двойного налогообложения, существует еще и Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о взаимной административной помощи по налоговым делам, которую Россия планирует ратифицировать в текущем году. "Это будет более действенный механизм контроля за работой российских компаний за рубежом, который даст более широкие возможности. Российские налоговые органы смогут запрашивать информацию в других странах по экономической деятельности российского резидента. Форм обмена такой информацией в Конвенции предусмотрено больше, чем в двусторонних соглашениях", — пояснила она.

Эля Григорьева

 

 

Сопредседатель ОНФ Александр Бречалов обратил внимание руководства газового концерна на недопустимость покупки "дочками" монополии роскошных автомобилей.

"Известия"

Сопредседатель центрального штаба ОНФ, глава "Опоры России" Александр Бречалов написал письма руководству "Газпрома", в которых обратил внимание на необоснованные траты на предметы роскоши (документы есть в распоряжении "Известий"). Первое письмо — гендиректору управляющей компании "Электрогаз" Юрию Раушкину. Именно эта "дочка" "Газпрома" готова приобрести автомобиль почти за 9 млн рублей. Второе письмо отправлено председателю правления "Газпрома" Алексею Миллеру с просьбой разобраться, а также объективно оценить целесообразность высоких трат на покупку автомобилей в головной компании, а также дочерних предприятиях "Газпрома".

— Мы написали письмо к руководству "Газпрома" с просьбой обратить внимание на расточительную закупочную политику его "дочки", — заявил в комментарии "Известиям" Александр Бречалов.

В поле зрения экспертов проекта ОНФ "За честные закупки" попал лот, размещенный на портале госзакупок одной из "дочек" ОАО "Газпром" — ОАО "Электрогаз". Компания намерена приобрести для своих нужд автомобиль Mercedes-Benz S500 по цене 8,7 млн рублей.

В ОНФ отмечают, что данная закупка значительно выделяется на фоне более скромных трат других дочерних компаний "Газпрома". Например, в прошлом году были куплены Lexus LS 600HL за 5,7 млн рублей (ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"), Toyota Land Cruiser 200 — за 3,4 млн рублей (ООО "Газпром межрегионгаз Пермь"), Toyota Land Cruiser 200 — за 3,1 млн рублей (ООО "Газпром трансгаз Махачкала").

В ОАО "Газпром" и компаниях, входящих в холдинг и имеющих отношение к данной закупке, не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

В свою очередь, "фронтовики" готовы бороться с необоснованными тратами госкомпаний и на законодательном уровне — речь идет об ужесточении требований к закупочной деятельности госкомпаний, которые будут прописаны в специальном законе.

— Нужно подумать об ужесточении требований к закупочной деятельности госкомпаний в специальном законе. Мы готовы провести все необходимые консультации с экспертным сообществом на площадке ОНФ, чтобы выйти с соответствующей законодательной инициативой. Госкорпорации не должны пользоваться преференциями при трате государственных средств, — возмущается Бречалов.

Эксперты проекта ОНФ "За честные закупки" также ратуют за то, чтобы перевести государственные компании, субъекты естественных монополий и другие организации с государственным участием с системы проведения закупок по ФЗ № 223 ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") на вступивший в силу с января ФЗ №44. По мнению "фронтовиков", данный переход позволит сделать государственные закупки более прозрачными.

— Федеральный закон № 223 имеет подчас размытые, недостаточно конкретизированные положения, думаем, что государственные компании необходимо перевести на систему проведения закупок по 44-ФЗ, — уверен Александр Бречалов. — В настоящий момент благодаря, скажем так, определенной мягкости 223-ФЗ госкомпании могут проводить расточительные закупки без какого-либо внятного обоснования совершенно на законных основаниях. Считаю данную ситуацию неприемлемой.

Член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин говорит, что реакция ОНФ на огромные траты госкомпаний абсолютно оправданна и своевременна.

— Госкомпании имеют дурную привычку тратить те деньги, которые по сути им не принадлежат, с другой стороны, "Общероссийский народный фронт" взял на контроль этот вопрос и последовательно проводит свою политику, защищая принцип справедливости на расходование госсредств. Внимание к проблеме госзакупок — реальное внимание, и нет сомнения, что будут приняты адекватные решения и меры воздействия, — пояснил эксперт.

Светлана Субботина

 

 

Инвесткомпания группы вложит 5,1 млрд евро в немецкую RWE Dea.

"РБК daily"

Инвесткомпания Михаила Фридмана покупает одну из крупнейших нефтегазовых компаний Германии RWE Dea за 5,1 млрд евро. Если сделка будет закрыта, она станет одной из самых дорогостоящих зарубежных покупок российского бизнеса.

RWE договорилась о продаже своего нефтегазового подразделения Dea инвесткомпании LetterOne, созданной Михаилом Фридманом, Германом Ханом и Алексеем Кузьмичевым летом 2013 года, говорится в сообщении немецкой компании. Договоренность подтвердила L1 Energy, управляющая энергетическими инвестициями LetterOne.

Сумма сделки составит 5,1 млрд евро (7,1 млрд долл.), а с учетом долга Dea на 0,6 млрд евро, который перейдет покупателю, LetterOne заплатит 4,5 млрд евро (6,3 млрд долл.).

Это рекордная зарубежная сделка для российских компаний. В 2011 году VimpelCom приобрел телекоммуникационные активы египетского магната Нагиба Савириса за 6,5 млрд долл., но денежная часть сделки составила только 1,8 млрд долл., остальное было оплачено акциями. В 2007 году "Норильский никель" купил канадскую LionOre за 5,9 млрд долл.

Акции Dea будут оплачены собственными и заемными средствами, сказал РБК источник, близкий к LetterOne. Согласно материалам "Альфы", у LetterOne есть 15,36 млрд долл. — в основном это средства от продажи доли в ТНК-BP год назад.

Украина не помеха

RWE и LetterOne еще предстоит заключить юридически обязывающее соглашение. Сделка подлежит рассмотрению наблюдательным советом RWE и регуляторами в нескольких странах, говорится в сообщении RWE. До закрытия сделки три-шесть месяцев, говорит источник, близкий к LetterOne.

Dea ведет производство в Германии, Великобритании и Дании, а за пределами Евросоюза — в Норвегии и Египте. На антимонопольном портале Еврокомиссии уведомления о сделке пока нет.

Новости об интересе LetterOne к Dea появились в ноябре 2013 года, и переговорам не помешали даже события на Украине. В последнее время из-за крымского конфликта и угрозы западных санкций против России заморожены несколько российских IPO в Лондоне. Представитель RWE сообщил агентству Reuters, что компания проинформировала власти Германии о сделке и не увидела никаких возражений.

Российские инвесторы обошли в споре за Dea немецкую Wintershall (нефтегазовое подразделение концерна BASF), которая, по данным Wall Street Journal, предлагала 3,5 млрд евро. Среди претендентов на актив также назывались венгерская группа MOL и консорциум американской инвесткомпании Kohlberg Kravis Roberts и кувейтской государственной Kuwait Petroleum Corp.

Какой актив покупает Фридман

За 2013 год Dea нарастила доказанные запасы нефти и газа на 32%, до 155 млн куб. м нефтяного эквивалента (около 1 млрд барр.). Но добыча углеводородов снизилась на 0,6%, а операционная прибыль сократилась на 24%, до 521 млн евро. В 2014 году RWE ожидает существенного улучшения показателей Dea, следует из годового отчета концерна. Добыча должна вырасти на 30% благодаря новым газовым месторождениям в британском Северном море и Египте. Компания ведет операции в 14 странах и располагает лицензиями на неосвоенные ресурсы нефти и газа в Ирландии, Мавритании, Польше, Суринаме, Тринидаде и Туркмении.

Для люксембургской LetterOne покупка Dea станет дебютной стратегической инвестицией. На базе Dea компания намерена развивать платформу для развития нефтегазового бизнеса "Альфа-Групп", говорит близкий к LetterOne источник. В течение трех-пяти лет L1 Energy планирует вложить в энергетические активы до 20 млрд долл., говорили ранее представители компании.

Иван Ткачев, Тимофей Дзядко

<< Март, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ