media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.04.2014

Контроль за распределением прибыли от продажи нефти приобретает критически важное значение для стабильности отечественного рынка.

"Независимая газета"

Тема офшорного нефтетрейдинга все чаще привлекает внимание наблюдателей в условиях набирающей стремительные обороты деофшоризации российский экономики. Правительство принимает всевозможные меры против вывода в другие юрисдикции прибылей, получаемых экспортерами российской нефти. Этот процесс стимулирует усиление экономических санкций со стороны США и Евросоюза. Ведь значительную долю в ожидаемом в этом году, согласно прогнозу Минэкономразвития, оттоке капитала в 150 млрд долл., составляют доходы, получаемые от оптовой торговли нефтепродуктами и транспортирования по трубопроводам.

Если учесть то обстоятельство, что в первом квартале этого года практически вся сальдированная прибыль получена организациями, деятельность которых связана с топливно-энергетическим комплексом, то вопрос о контроле за перераспределением прибыли от продажи нефти приобретает критически важное значение для стабильности отечественного рынка и исполнения в полном объеме государством бюджетных обязательств.

По оценке ряда экспертов, российский бюджет недополучает миллиарды долларов из-за использования формально легальных схем с офшорными компаниями, интегрированными в цепочки операций по продаже нефти. Особенно это актуально для трейдерских операций с участием офшорных посредников. Значимость потенциала этих денежных средств для бюджета страны косвенно подтверждают и введенные при осложнении международных отношений экономические санкции в первую очередь против тех россиян, которые являются основными бенефициарами крупнейших энергетических трейдеров. Их компании, как правило, зарегистрированы в офшорах, в связи с чем осложняются возможности возвращения в Россию прибылей, выведенных в другие юрисдикции. А ведь только структуры отдельных крупнейших отечественных нефтетрейдеров до недавнего времени благодаря регистрации в кипрском офшоре снижали объем своей налоговой нагрузки не менее чем на 1-1,5 млрд долл. ежегодно.

Однако помимо нефтетрейдеров, ныне выстраивающих конструктивные отношения с государством в процессе деофшоризации, более проблемными представляются компании-экспортеры, по-прежнему разделяющие территории создания прибыли (где размер налогов высок) и ее вывода (где ставка корпоративного налога с прибыли может быть и вовсе равна нулю), которые переводят деньги в другие юрисдикции с целью уклонения от выплат в российский бюджет.

По информации российских СМИ, такие нефтетрейдеры, как кипрский Flontrano Traiding Limited и гонконгский Concept Oil Services, могут использовать зоны льготного налогообложения для создания разветвленной системы юридических лиц и размывания тем самым налогооблагаемой базы с целью вывода части прибыли от операций по продаже российской нефти в другие юрисдикции, где даже косвенное установление бенефициаров является невозможным не только для регулирующих, но и для правоохранительных органов. Учитывая то обстоятельство, что указанные компании ежегодно обслуживали контракты на десятки миллиардов долларов, потери российского бюджета из-за недоуплаченных налогов могут представлять, по средневзвешенным экспертным оценкам, 1-1,2 млрд долл., изымаемых офшорным посредником. И подобных компаний-экспортеров российской нефти можно насчитать более десятка. Это значит, что потенциал возврата недоуплаченных налогов в ту юрисдикцию, где фактически была получена прибыль, представляет собой более 10 млрд долл.

Вернуть эти средства можно только в случае подготовки обоснованных претензий со стороны Федеральной налоговой службы к тем нефтетрейдерам, что занижают полученную в результате деятельности на территории России выручку и прибыль путем вывода значительной ее части в другие страны.

Усиливать борьбу с компаниями, выводящими свои прибыли в другие юрисдикции, российских налоговиков заставляет тяжелое положение, в котором оказались отечественная экономика и финансы после начала рецессии, усугубляемой неблагоприятной внешнеполитической обстановкой. Результаты за неполные полгода наблюдаемого спада экономического роста плачевны. Уже в три раза снижен прогноз по росту ВВП, и становится все более вероятным сценарий колебаний этого параметра в 2014 году около нуля, экономика топчется на месте и пока не подает признаков роста, а стоимость жизни стремительно растет.

Сергей Киселев

 

 

ОСК построит суда для работы на шельфе за 780 млрд руб.

"РБК daily"

Заводы Объединенной судостроительной корпорации на Дальнем Востоке до 2025 года получат заказы на 780 млрд руб. на строительство судов для разработки шельфа для "Газпрома" и "Роснефти".

Завод "Звезда", Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию, до 2025 года получат заказы на общую сумму около 780 млрд руб., заявил вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании Морской коллегии в Комсомольске-на-Амуре. Эти заказы включены Минпромторгом в перспективный план загрузки предприятий до 2030 года, сказал Рогозин. Крупнотоннажные суда для обслуживания шельфовых проектов начнут строить на "Звезде" в 2016 году, добавил другой участник коллегии — заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов.

Хабаровский и Амурский судостроительные заводы загружены на 10-25% от установленных мощностей, на Амурском судостроительном заводе идет процедура финансового оздоровления, говорил на предыдущем заседании Морской коллегии в марте губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. Для нормальной работы судостроительной отрасли края нужно увеличить загрузку заводов до 2020 года как минимум в пять раз, заявил он.

Источник в отрасли сказал РБК, что до 80-90% портфеля могут составить заказы судов для работы на шельфе для "Роснефти" и "Газпрома", а остальное разделится между гражданскими заказчиками и Рособоронэкспортом. Представитель Морской коллегии не был доступен для комментария. Представитель Минпромторга вчера не ответил на запрос РБК о структуре портфеля заказов, а представитель ОСК отказался от комментариев.

Нужда судостроителей в заказах удачно совпала с потребностью "Роснефти" и "Газпрома" во флоте для освоения шельфа, поскольку в ближайшие годы обеим компаниям предстоит вести большой объем работ по разведке и добыче. Все российские моря изучены слабо, это совсем новые проекты, и для разведки и добычи нужен новый флот, говорит аналитик UBS Максим Мошков.

Новая верфь, которая будет построена на базе завода "Звезда", будет удовлетворять потребности в судах и морской технике для освоения шельфа как "Роснефти", так и других нефтегазовых компаний, сказал РБК официальный представитель "Роснефти".

По заказу "Газпрома" на Амурском судостроительном заводе уже строятся два судна снабжения ледового класса для обслуживания морских буровых установок, сказал представитель "Газпрома", отказавшись уточнить, будет ли компания размещать там новые заказы.

Елизавета Добкина, Тимофей Дзядко

Продажа доли украинской газотранспортной системы РФ и Европе может способствовать снижению цены на газ для страны.

"Известия"

Механизм перевода Украины на предоплату газа может быть введен Россией уже через месяц. Владимир Путин дал понять, что Россия более не собирается бесплатно поставлять газ соседу. Евросоюз, в свою очередь, опасается остановки транзита российского газа в Европу и устами председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу требует  раннего предупреждения потребителей газа о любых действиях одностороннего характера. Эксперты видят выход из ситуации только в финансовой помощи Европы для погашения газового долга Украины. Вопрос лишь в том, на каких условиях она должна быть предоставлена.

Российский президент вчера получил ответ на свое письмо от председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, который транслировал позицию 18 глав МИДов европейских стран. В своем письме Баррозу отметил, что ЕС призывает Россию не перекрывать газ Украине из-за неплатежей, так как это может вызвать сомнения в надежности РФ как поставщика газа Европе. Он также акцентировал внимание на необходимости активировать в случае чрезвычайной ситуации механизм раннего предупреждения газовых кризисов до принятия любых односторонних шагов. При этом глава Еврокомиссии дал понять, что Европа согласна на трехсторонние консультации по вопросу газовых поставок Россия-Украина-Европа.

В прямом эфире на российском телевидении президент РФ ответил Баррозу, что "Газпром" несет ответственность за поставки газа в Европу. В то же время за транзит газа по территории Украины отвечает Киев.

— Если за следующий месяц никаких платежей не будет, согласно контракту, мы перейдем на предоплату. Это означает, что Украина должна будет нам заплатить деньги за месяц вперед, и мы поставим им ровно столько, сколько они заплатят. Это очень тяжелый способ расчетов; он может привести к сбоям в транзите нашего газа европейским потребителям, — пояснил глава государства.

Долг Украины перед "Газпромом" на 1 апреля текущего года составляет $2,2 млрд. В Киеве заявляют, что не хотят платить за газ России, поскольку текущая цена $485 за кубометр является несправедливой, и требуют возвращения скидки, существовавшей в первом квартале текущего года (цена на газ тогда составляла $268,5   за 1 тыс. кубометров). Киевские власти также сообщили, что не планируют использовать первый транш стабилизационного кредита МВФ на выплату долга России.

Политолог Константин Симонов, глава Фонда национальной безопасности РФ, полагает, что Россия устами президента максимально мягко предупредила ЕС и Украину о последствиях.

— Россия имела все возможности ввести предоплату для Украины за газ еще в начале апреля. Условия контракта это позволяли. Все понимают, что угроза приостановки транзита газа в Европу становится реальной, как никогда. Украине просто нечем платить за газ сейчас, и непонятно, чем она заплатит через месяц. Европа же вместо принятия решения бегала и думала, как бы обеспечить Украине реверс газа, чтобы защитить ее от "коварной красной России", — говорит Симонов. — В этой ситуации нужно было думать о собственных интересах — как не замерзнуть зимой в случае проблем с транзитом газа из-за воровства его Украиной из трубы. Общий смысл ответа Баррозу на письмо Владимира Путина пространен: Европа не обещает оплатить газовый долг Украины, а собирается обсуждать какие-то мифические компромиссные варианты. Самому Баррозу, по сути, все равно, что будет дальше, — он работает на своем посту еще всего несколько месяцев, для его имиджа окажется благоприятным уйти в отставку на волне борьбы с "российской угрозой". При этом отставного чиновника уже не будет волновать вопрос, как будут обходиться без российского газа страны Восточной Европы, в значительной степени зависимые от него, такие как Болгария или Сербия.

Самое опасное в этой ситуации, что у Украины и Европы есть ощущение, что ситуация не критична: в летний период проблема обеспечения газом не так остра, как зимой.

Реальный выход из кризиса — если Европа консолидируется и предложит конкретный выход из ситуации: например, согласится расплатиться по газовым долгам Украины из антикризисного фонда. В этом случае можно было бы решить вопрос пересмотра цены на газ для Украины в сторону снижения.

По мнению Константина Симонова, украинские олигархи, стремящиеся к власти, вряд ли помогут в оплате газовых долгов своей страны. В то же время он считает, что перевод Украины на предоплату за газ не приведет к моментальной остановке транзита газа в Европу, поскольку в летние месяцы потребность страны в российском газе будет минимальна. Однако эта опасность сильно вырастет с началом отопительного сезона. Что касается репутации "Газпрома" как надежного поставщика энергоресурсов, вряд ли ситуация с предоплатой для Киева повлияет на его рыночную репутацию и рейтинги, ведь газовая монополия действует строго в соответствие с условиями контракта с "Нафтогазом Украины" от 2009 года.

По мнению главы комитета по энергетике Госдумы РФ Ивана Грачева, есть два варианта решения проблемы: или Европа просто оплачивает газовый долг Украины перед РФ, или же совместно с РФ и Украиной входит в проект владения газотранспортной системой Украины, включая выделение финансирования для ее модернизации.

— Украине это обеспечит стабильный доход по долгосрочным контрактам. Немецкие банки готовы выделить до $5 млрд на эти цели. При этом стоимость самой трубопроводной системы Украины они оценивают от $5 млрд до $30 млрд.

Источник "Известий" в "Газпроме" говорит, что варианты вхождения "Газпрома" в газотранспортный консорциум сейчас не обсуждаются. Зато обсуждаются варианты диверсификации поставок газа в обход Украины в случае нарастания кризиса, хотя полностью переориентировать эти потоки не удастся.

Валентин Землянский, украинский эксперт по нефтегазовым вопросам и экс-пресс-секретарь "Нафтогаза Украины", полагает, что единственный компромиссный вариант решения украинского газового вопроса, который не предусматривает приостановку транзита российского голубого топлива в Европу, — это оперативное создание консорциума по совместному владению газопроводной системой Украины со стороны европейских, российских и украинских структур.

—  Есть сомнения, что нынешняя украинская власть пойдет на такие переговоры. До проведения выборов президента страны у "Газпрома" и немецкого бизнеса встанет вопрос: с кем разговаривать? При этом есть интерес и РФ, и немецких банков, и энергокомпаний инвестировать в этот проект. Но, видимо, страны ЕС захотят гарантий выделения средств на модернизацию ГТС. Просто так Европа вряд ли выделит средства на оплату долгов "Нафтогаза". Вместе с тем при условии достижения соглашения по акционированию ГТС может быть поднят вопрос пересмотра газовой цены для Украины, — отмечает аналитик.

Александр Рар, немецкий политолог, полагает, что Европа сейчас должна пойти на компромисс.

— Все стороны стремятся не дать Украине развалиться на части: европейские власти ратуют за подписание ассоциации "ЕС-Украина". Однако Европа пока не представляет тех гигантских объемов средств, которые необходимы для поднятия экономики Украины, и рассчитывает на кредиты МВФ. Страны ЕС не готовы оплачивать долги Украины.

Что касается перспективы создания газотранспортного трехстороннего консорциума, разговаривать об участии в таком проекте с западными компаниями можно будет лишь в том случае, если актив сначала будет приватизирован. Пока он находится в руках украинского государства, европейские бизнес-структуры не вложат в него ни одного евро, — считает политолог.

Людмила Подобедова

 

 

Европарламент проголосовал за введение новых санкций против России. Руководство ЕС ждет финальных предложений от Еврокомиссии.

"Ведомости"

Европарламент проголосовал за ужесточение санкций против России: их введение в отношении российских компаний, в первую очередь энергетического сектора, и расширение санкционного списка лиц. Конкретные меры не названы. Их пакет должен быть готов, чтобы ЕС мог применить его незамедлительно в случае эскалации конфликта на Украине, говорится в принятой вчера резолюции.

ЕС работает над третьим раундом санкций, отмечает представитель совета ЕС, рассказать о мерах, которые могут быть применены в первую очередь, она отказалась. Еврокомиссия дорабатывает список мер и оценку их воздействия на страны ЕС, они будут представлены в ближайшее время, сказал чиновник Еврокомиссии. Совет ЕС пока не обсуждал санкции и ждет финальных предложений Еврокомиссии, сказала его представитель.

По данным чиновников, опрошенных The Wall Street Journal, в числе обсуждаемых ЕС санкций — запрет на импорт из России нефти и газа, необработанных алмазов, удобрений и икры. Первые два раунда санкций ЕС включали приостановление переговоров о безвизовом режиме и запрет на въезд в ЕС 22 официальных лиц России и Украины.

Традиционный набор экономических санкций, который предполагает общий регламент ЕС, широк: эмбарго на поставки сырья и военно-технической продукции, ограничения на торговлю другими товарами, финансовых операций и расчетов, замораживание активов страны за рубежом и др.

Если Россия введет войска на Украину, возможен запрет импорта российского газа в ЕС, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: "Европа переживет лето — достаточно запасов в хранилищах, но для "Газпрома" это будет означать потерю примерно $100 млн экспортной выручки". На два месяца газа достаточно, затем можно законтрактовать СПГ, считает Джеффри Кюри из Goldman Sachs.

США также приготовили новый раунд санкций, в том числе отраслевых, заявил представитель госдепартамента США. В марте президент Барак Обама ввел санкции против банка "Россия" и бизнесменов, считающихся близкими к президенту Владимиру Путину. Обсуждалось расширение списка и ограничение доступа на международные финансовые рынки, знает американский чиновник.

Администрация США может применить тот же механизм, который был использован против Ирана, уверен Уильям Померанц из Kennan Institute. Последняя серия санкций против Ирана привела к тому, что экспорт нефти из страны сократился на 60%, доходы — на $80 млрд в 2012-2013 гг.

Самое сильное оружие из списка мер — ограничение финансовых расчетов, отмечает Померанц. Проще всего запретить одалживать российским компаниям, считает Корчемкин. По данным Dealogic, в 2013 г. российские компании и банки привлекли около $47 млрд. Без иностранных займов "Газпром" не сможет реализовать долгосрочные проекты, в том числе "Южный поток", на который требуется занять $12-14 млрд, отмечает Корчемкин. Под угрозой может оказаться и газовая сделка России с КНР, продолжает он: в случае более жестких санкций Пекин не станет рисковать связями с США.

Из-за геополитической напряженности рост может оказаться меньше 0,5% в 2014 г., признал ранее министр финансов Антон Силуанов. Курс рубля с начала года ослабел на 9,1%, это второй от конца результат среди 24 валют развивающихся рынков по Bloomberg, индекс РТС просел на 21% против роста индекса MSCI Emerging Markets на 0,3%.

Екатерина Кравченко

 

 

<< Апрель, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ