Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.04.2016

Чего ждать от провала встречи в Дохе.

"Газета РБК"

Воскресные переговоры крупнейших производителей нефти в катарской Дохе завершились ничем. Аналитики предупреждали, что в этом случае цена нефти устремится к $30, а доллар — к 70 руб.

Крупнейшим производителям нефти не удалось договориться о заморозке добычи ни на январском, ни на каком-либо другом уровне, их встреча в Дохе завершилась без подписания соглашения, передал в воскресенье вечером Bloomberg. По данным агентства, следующая встреча может состояться в июне. Такой ничтожный итог чреват падением цен на нефть и ослаблением курса рубля уже в понедельник.

Встреча не задалась с самого начала — начало переговоров перенесли с 9:00 на шесть часов (основная часть переговоров началась только в 15.30). По данным Reuters, крупнейший член ОПЕК — Саудовская Аравия — потребовал пересмотреть проект соглашения. Первый его вариант, с которым журналистам удалось ознакомиться в субботу, 16 апреля, был довольно внятный: заморозка добычи до 1 октября на уровне января 2016 года, создание надзорного комитета, новая встреча в России в октябре 2016 года. Но Саудовская Аравия потребовала, чтобы к соглашению присоединились все страны ОПЕК, в том числе и Иран, который уже заранее это сделать отказался. В воскресенье Reuters рассказал, что в новом проекте соглашения говорится уже не о январском, а просто о "приемлемом" уровне добычи. Новый проект соглашения выглядел настолько размытым, что собеседник Reuters из ОПЕК заявил: "Не уверен, что это вообще можно назвать заморозкой". А после 21:00 стало известно, что и такого соглашения не будет. Министры 18 стран — 11 из 13 членов ОПЕК (кроме Ирана и Ливии), а также России, Казахстана, Азербайджана, Бахрейна, Колумбии, Мексики и Омана — разъехались из Дохи ни с чем.

Саудовская Аравия против Ирана

С середины июня 2014 года до конца января 2016 года цены на нефть марки Brent снизились вчетверо — со $114,9 до $28 за баррель. Причин было много — от резкого роста производства сланцевой нефти в США до замедления темпов роста в Китае. Но почти полтора года крупнейшие производители не предпринимали практически никаких шагов, чтобы остановить обвал. Главной их задачей было сохранить долю рынка, поэтому они продолжали наращивать производство: в 2015 году мировая добыча выросла на 2,2 млн барр. в сутки, а спрос — только на 1,4 млн барр.

Только после падения цен ниже $30 за баррель производители начали бить тревогу: в начале года Венесуэла, один из самых бедных членов ОПЕК, предложила крупнейшим производителям договориться о сокращении добычи нефти минимум на 5%. Но эту инициативу никто не поддержал, и тогда министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино потребовал созвать внеочередную встречу стран — членов ОПЕК.

16 февраля стало известно, что три члена картеля — Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла — и Россия договорились о заморозке добычи нефти на уровне января, но только в том случае, если к договоренности присоединятся другие крупнейшие производители. На новостях о возможном соглашении цены на Brent выросли и пробили $40. В пятницу Brent торговалась около $43.

С тех пор практически все члены ОПЕК выразили готовность присоединиться к соглашению, кроме Ирана. Представители Исламской Республики, которая только в январе 2016 года вернулась на мировой рынок после снятия международных санкций, заявили, что не намерены сдерживать добычу, пока она не достигнет досанкционного уровня (4 млн барр. в день). Согласно мартовской статистике ОПЕК суточная добыча Ирана составляла 3,29 млн барр. В воскресенье утром заместитель министра нефти Ирана, управляющий директор National Iranian Oil Company (NIOC) Рокнеддин Джавади сообщил, что ежесуточная добыча нефти в Иране достигла 3,5 млн барр.

Однако с начала апреля саудовские власти в лице принца Мохаммеда бин Салмана несколько раз указывали на то, что Эр-Рияд пойдет на заморозку лишь в том случае, если другие крупные производителя, включая Иран, присоединятся к этому шагу. Эта позиция и стала камнем преткновения на встрече в воскресенье. Представители Ирана даже не приехали в Доху, хотя изначально собирались присутствовать там в качестве наблюдателей.

Оптимизма поубавилось

"Дискуссии (по поводу уровня добычи в Иране) идут на самом высоком уровне между саудитами, русскими и странами Персидского залива", — заявил в интервью Bloomberg TV представитель Эквадора в ОПЕК Уилсон Пастор еще до официальных переговоров в Дохе, начавшихся в 15:30. "Соглашение вцелом не меняется", но были разногласия по некоторым "формулировкам", добавил он. Эти разногласия не удалось снять до позднего вечера."

Но дело было не только в формулировках — некоторые члены ОПЕК изменили свою позицию по заморозке добычи буквально за ночь, дал понять российский министр энергетики Александр Новак. "Мы сегодня долго дискутировали, и это связано с тем, что ряд стран, входящих в ОПЕК, изменили сегодня утром, буквально перед самым началом нашей встречи, свою позицию и фактически предложили, чтобы это соглашение выполнялось при условии того, что будут участвовать и все члены ОПЕК, а также крупные экспортеры, не входящие в ОПЕК, которых сегодня не было на встрече", — сказал Новак (цитата по "РИА Новости").

По его словам, новые требования выдвинули не только саудиты, но и их соседи по Персидскому заливу: "Это Саудовская Аравия и ряд стран, которые входят в ОПЕК, в том числе ОАЭ, Кувейт, сам Катар, условно страны Персидского залива". "Определенно, заморозка была бы более эффективной, если все страны ОПЕК и производители, не входящие в ОПЕК, присоединились к ней. Это позволило бы ускорить ребалансировку рынка", — заявил после встречи министр нефти Катара Мухаммед ас-Сада (цитата по "Интерфаксу"), который раньше не настаивал на участии в соглашении Ирана. Участники встречи рассмотрели различные варианты заморозки добычи (на разном уровне и на разный срок), но поняли, что для принятия такого решения нужно больше времени, сказал он. Поэтому участники встречи взяли таймаут и продолжат консультации до июня со всеми производителями.

Новак уверен, что продолжение переговоров возможно, но теперь "мяч на стороне ОПЕК": "Мы будем мониторить ситуацию, посмотрим, как будут проводиться консультации, как будут достигнуты договоренности внутри ОПЕК. Однако если до встречи в Дохе российский министр излучал оптимизм, теперь он стал более сдержанным в оценках успехов переговоров: "С учетом сегодняшней дискуссии и разных точек зрения, а также учитывая позиции Ирана, мне кажется, мы уже не будем так оптимистично смотреть на достижение этих договоренностей".

Нефть вниз, доллар вверх

Эксперты перед началом переговоров предсказывали, что неудача в Дохе негативно повлияет на стоимость нефти и курс рубля. "Если переговоры в Дохе терпят неудачу, стоимость Brent может упасть до $35 за баррель или ниже, а доллар будет стоить 70-75 руб.", — говорилось в обзоре Sberbank CIB. Правда, вероятность этого сценария, который они назвали "жалкий провал", аналитики оценивали всего в 20%. Схожие оценки движению цены на нефть в случае провала переговоров в Дохе давали и аналитики Bank of America Merill Lynch и Saxo Bank (падение цены барреля Brent до $30-35).

Александр Назаров из Газпромбанка считает, что провал встречи в Дохе приведет к менее серьезной корректировке цен — до $40 за баррель. "Катастрофы и обвала цен не будет, так как рынок не исключал провала переговоров в Дохе", — отмечает он. Старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров предсказывал еще до завершения переговоров, что цена на нефть по итогам встречи в Дохе опустится в любом случае, но не упадет ниже $30 за баррель. Эксперт считает, что провал переговоров в Дохе будет означать удар по имиджу ОПЕК.

"Мы понимаем, что есть некоторые факторы для падения цены, но мы надеемся, что рынок отреагирует на позитивные фундаментальные факторы, которые доминировали в предыдущие месяцы, а не на сиюминутные новости со встречи", — сказал журналистам после окончания встречи министр нефти Катара Мухаммед ас-Сада.

Западные и российские биржи в воскресенье не работали — они отыграют дохийскую новость в понедельник.

Георгий Перемитин, Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова

 

 

РСПП готовит обращение к премьер-министру РФ против инициатив по введению "углеродного сбора" с российских предприятий.

"Российская газета"

15 апреля сразу три комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) — по горнопромышленному комплексу, по металлургическому комплексу и по химической промышленности, а также Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности провели совместное заседание, посвященное перспективе введения углеродного регулирования в стране и его рисков для экономики России.

Тема возможного введения в России углеродного сбора по мотивам решений, принятых в рамках Парижской конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, муссируется уже несколько месяцев. Предлагается обложить предприятия "оброком" в 15 долларов на тонну выбросов парниковых газов в пересчете на эквивалент СО2 на первом этапе и 35 долларов — на втором.

К парниковым газам относятся углекислый газ, метан, озон, оксиды азота и даже обычный водяной пар, который обеспечивает 60% парникового эффекта. Самым опасным из них считается метан, чей парниковый потенциал в 25 раз выше СО2. А именно метан выбрасывается в атмосферу нефтяными и газовыми компаниями, которые формируют почти половину государственного бюджета РФ. Неудивительно, что промышленность искренне возмутилась. Как отмечали участники заседания, парижские решения отражают не столько проблематику экологического характера, сколько политико-экономические интересы различных сторон. Призывы же ввести углеродные сборы не просчитаны и ничем не обоснованы. В реальности эти инициативы несут колоссальные риски для страны.

В частности председатель управляющего комитета "Русская сталь" Юрий Мишин отметил на заседании: "Влияние таких систем на снижение углеродных выбросов далеко не очевидно и особенно четко это проявляется в таких капиталоемких отраслях промышленности, как металлургия. Мы должны иметь в виду, что есть и другие механизмы и драйверы — это и конкуренция, и рынки, и стремление повышать эффективность, сокращая затраты на собственном производстве, и программы энергоэффективности, и разработка новых видов продукции".

Поддержал его и исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей угольной промышленности Зуфир Нургалиев. "Скоропалительность при принятии любого решения по парниковым выбросам недопустима, — сказал он. — Речь идет о колоссальном влиянии на всю социально-экономическую ситуацию и большую часть отраслей экономики. Причем, как выясняется, наша угольная и горнодобывающая отрасль пострадает далеко не самым существенным образом по сравнению с нефтегазовой или энергетической. И платить за все будут наши люди".

Заместитель руководителя комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, член совета директоров ОАО "РЖД" Дмитрий Комиссаров отметил следующее: "С точки зрения отраслевой, практически во всех областях транспорта сегодня существуют самостоятельные программы — и на железной дороге, и у автомобилистов, и у авиаторов, и на морском транспорте, направленные на снижение выбросов. Есть программы, есть эффект, все это можно посмотреть. В нашем понимании (углеродный сбор) в таком виде квазиналоговом будет дополнительно обременять и без того сложную ситуацию в отрасли. Понятно, что это будет выливаться в отсутствие инвестиций в развитие и самой отрасли, и транспортной инфраструктуры. Если сегодня при падении погрузки и оборота это будет не очень заметно, то на этапе роста мы столкнемся с проблемами, которые уже проходили ранее".

Понятно, что бизнес обеспокоен неожиданным новым побором, не совсем понятно как возникшим, чем мотивированным и на что направленным. К тому же треть собираемой суммы будет выводиться в специально создаваемый международный Зеленый климатический фонд. А эта структура будет перераспределять средства в пользу развивающихся стран.

Заместитель председателя Комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу Елена Безденежных предложила "рекомендовать правительству при разработке графика мер по реализации Парижского соглашения принимать на себя только те обязательства, которые будут аналогичны и адекватны взятым на себя другими странами: Китаем, США, Индией".

РСПП намерено обратиться к премьер-министру РФ, обратив его внимание на тот факт, что обязательства и меры, принимаемые Россией по реализации Парижского соглашения и углеродному регулированию, не должны приводить к значимым рискам для базовых отраслей экономики РФ и темпов социально-экономического развития. И что при этом Россия имеет все возможности выполнить обязательства по Парижскому соглашению и внести свой вклад в сокращение глобальных выбросов парниковых газов за счет уже осуществляемых мер в области государственной программы энергоэффективности. Это касается также развития электроэнергетики (в том числе программы строительства атомной генерации и возобновляемых источников энергии), лесного хозяйства без введения платежей за выбросы парниковых газов или других моделей углеродного регулирования, которые приведут к потере конкурентоспособности и деиндустриализации российской экономики. И это будет действительно важным вкладом в поддержание экологического баланса на планете.

Уж если на то пошло, то почему бы, например, не обложить дополнительным сбором страны, на территории которых расположены вулканы? Ведь, по данным профессора университета Аделаиды Яна Плаймера, извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, и выделение им СО2 всего за 4 дня свело на нет усилия сокращения выбросов в атмосферу CO2, сделанные за 5 лет всей планетой. А учитывая извержение Гримсвотна в 2011 году, битву можно считать проигранной. По расчетам Плаймера, вклад человечества в общий объем углекислого газа — 0,117%.

Ольга Костромина

 

 

Стратегия ФСК позволит погасить долги "РАО ЭС Востока", снизить тарифы на Дальнем Востоке и сохранить независимость в составе "Россетей".

"Ведомости"

Предправления ФСК Андрей Муров представил стратегию развития электросетевого комплекса Дальнего Востока в начале апреля на совещании по электроэнергетике у президента Владимира Путина, рассказали два человека, знакомых с итогами совещания. По их данным, президент дал поручение проработать вопрос о передаче ФСК дальневосточных сетевых активов.

Стратегия ФСК (презентация есть у "Ведомостей") такова: за деньги купить у "Русгидро" 100% акций Дальневосточной распределительной сетевой компании (ДРСК) и инвестировать необходимые средства в развитие сетей Дальнего Востока и Забайкалья, а также получить в капитал на 100% государственную Дальневосточную энергетическую управляющую компанию; только после этого предлагается завершить консолидацию с "Россетями".

Этот план позволит "Русгидро" рефинансировать долг дочерней "РАО ЭС Востока" (около 80 млрд руб.) без допэмиссии акций на 85 млрд руб. в пользу ВТБ, как это обсуждалось до сих пор.

ФСК обязуется также снизить тарифы на электроэнергию на Дальнем Востоке. Президент Владимир Путин в прошлом году дал поручение уравнять тарифы на Дальнем Востоке со средними по России, но не использовать для этого бюджетные средства. Сейчас на Дальнем Востоке тарифы на 20% выше, но, как говорится в презентации ФСК, цена для потребителя может быть снижена за счет оптимизации работы сетей. Во-первых, ФСК готова снизить цену передачи электроэнергии, которая составляет около 30% конечной цены, а во-вторых, уменьшить стоимость технического присоединения к электросетям для новых производств — на 20-25% (ФСК сейчас берет за это в 5 раз меньше, чем ДРСК, сказано в презентации). В-третьих, ФСК готова финансировать инвестиционную программу ДРСК, что уменьшит инвестиционную составляющую в тарифе дальневосточной компании. В целом эффект от объединения с ФСК для ДРСК выразится в снижении операционных издержек на 15-20% за два года.

ФСК останется "дочкой" "Россетей", но с особым статусом, предлагает стратегия ФСК: продолжит платить дивиденды "Россетям", а они оставят за собой корпоративное управление ею.

Представленная Муровым стратегия ФСК — элемент торга, спор с материнской компанией "Россети" вышел на уровень президента, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин: ФСК могла либо отдать все денежные потоки и дивиденды в "Россети", либо часть из них — в "Русгидро". Президент оставил ФСК определенную независимость от "Россетей", продолжает Пикин, но за это ФСК взяла на себя обязательство финансировать сетевую инфраструктуру Дальнего Востока. С экономической точки зрения это убыточный для ФСК проект, уверен он.

В "Русгидро" и "РАО ЭС Востока" не видят заявленного ФСК синергетического эффекта от передачи ей распределительных сетевых активов Дальнего Востока, говорит представитель "Русгидро": детальных расчетов не предоставлено. Вопрос требует комплексного решения, продолжает он: в регионе сложилась гибкая система, позволяющая решать сложные технические задачи. Также необходимо просчитать экономические и правовые последствия предложений ФСК для энергосистемы Дальнего Востока, беспокоится он: нельзя, чтобы размылась ответственность за надежность энергоснабжения.

Представитель ФСК от комментариев отказался. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопросы "Ведомостей" не ответил.

Иван Песчинский

<< Апрель, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ