Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.05.2016

Государство хочет продать контроль над "Башнефтью" с существенной премией к рынку. Высокая цена может отпугнуть инвесторов.

"Ведомости"

Президент Владимир Путин 16 мая подписал указ об исключении 50% плюс 1 акция "Башнефти" из перечня стратегических предприятий. Документ размещен на сайте официальной правовой информации. Государству принадлежит 60,16% голосующих акций (50,08% уставного капитала) "Башнефти", Башкирии — 25,79% голосующих акций (25%).

В течение первого полугодия есть техническая возможность приватизировать "Башнефть", цитирует "Интерфакс" министра экономического развития Алексея Улюкаева: "Я думаю, что это один из трех активов, который наиболее готов. В конце месяца — начале следующего получим позицию инвестконсультанта".

Представители "Башнефти", Росимущества и "ВТБ капитала" (организатор продаж) от комментариев отказались. Представитель правительства Башкирии не ответил на запрос. Республика заявляла, что не хочет продавать свою долю. Консультантом будут проработаны все предложения, касающиеся возможности приватизации "Башнефти", сказал представитель Минэкономразвития.

Об интересе к "Башнефти" заявили "Лукойл", Независимая нефтегазовая компания (ННК) Эдуарда Худайнатова. Интерес проявило ЗАО "Татнефтегаз", предложив государству продать 75,08% во временное владение на 10 лет за $6 млрд. Forbes писал о том, что бизнесмены Хотины также хотят принять участие в приватизации.

Решения, кому продавать, нет, говорит федеральный чиновник. Топ-менеджер одной из компаний, интересующихся приватизацией, сомневается, что "Башнефть" будет в итоге продана. Государство хочет двойную цену за пакет компании, никто не готов платить столько, отмечает он. Это переговорная позиция — рыночная цена пакета и плюс 100% премии, "потому что покупают не пакет на рынке, как рыночный инвестор, а бизнес и на рыночную цену смотреть нельзя", сказал другой чиновник. Во вторник вся "Башнефть" стоила 489 млрд руб. Выходит, почти столько же государство рассчитывает получить за контроль. В нефтяной отрасли таких премий, как правило, не бывает, говорит директор Small Letters Виталий Крюков: чтобы рассчитывать на такую премию, бизнес должен демонстрировать взрывной рост. Примеры есть в высокотехнологичном секторе и фармацевтике, добавляет он.

"Лукойлу" интересна "Башнефть" и при текущих ценах на нефть (около $50/барр.), заявил его президент Вагит Алекперов в конце апреля. Переплачивать компания не намерена. Во вторник он сказал, что продажа части акций "Башнефти" не очень выгодна правительству: "Я считаю, что это (SPO) не будет иметь цену, потому что, как правило, биржа требует одного — скидки при размещении. Если правительство хочет продать дешево актив, оно может выходить на биржу" (цитата по "Интерфаксу").

"Башнефть" находится в отличной форме, компания завершила реконструкцию нефтепереработки, запустила свои главные добычные проекты, у нее одна из самых низких долговых нагрузок в секторе (0,77 EBITDA), стабильный денежный поток и высокие дивиденды, говорит аналитик Газпромбанка Александр Назаров: "Башнефть" будет создавать хорошую синергию с любой российской ВИНК".

Деньги можно найти в банках, считает Крюков. На конец 2015 г. на счетах "Лукойла" было 258 млрд руб., отношение чистый долг / EBITDA — 0,78. ННК — непубличная компания. Отношение чистого долга Alliance Oil (входит в ННК) к EBITDA — 4,9, а на счетах было $265 млн.

По мнению Крюкова, у ННК больше, чем у остальных претендентов, желания купить "Башнефть". ННК планирует привлечение внешнего финансирования для приобретения акций "Башнефти", писал президент Худайнатов Улюкаеву. ННК предложила правительству включить в условия приватизации акций "Башнефти" требования по поставкам нефти, ее переработке и реализации нефтепродуктов потребителям Дальнего Востока. Но сама компания с этой идеей была не согласна.

Галина Старинская, Маргарита Папченкова, Алина Фадеева

 

 

Минску не удалось добиться снижения цены на российские ресурсы.

"Газета РБК"

Белоруссия не изменила своей позиции о цене на российский газ, заявил журналистам министр энергетики республики Владимир Потупчик по итогам встречи со своим российским коллегой Александром Новаком в Москве, передает "Интерфакс".

Белоруссия требует снизить цену на российский газ, поставляемый "Газпромом", почти вдвое — с $132 до $73 за 1 тыс. куб. м, сообщала газета "Коммерсантъ". Контрактная цена для белорусских потребителей "Газпрома" ($132 за 1 тыс. куб. м) по межправительственному соглашению от 2011 года рассчитывается в долларах как сумма тарифа на газ в Ямало-Ненецком АО (около $36 по курсу на 1 января), транспортировки до Белоруссии (около $90) и хранения в российских ПХГ (около $6). А Минск хочет платить по "равнодоходной цене", которую рассчитывает как стоимость газа на рынке Германии минус стоимость транспортировки по польскому ($9 за 1 тыс. куб. м) и белорусскому ($12 за 1 тыс. куб. м) участкам газопровода Ямал — Европа, а также экспортной пошлины (30%) .

Москва должна была перейти на "равнодоходную цену" еще в 2015 году в рамках межправительственного соглашения, считают белорусские чиновники. Представители российского правительства, напротив, подчеркивали, что этот переход — не обязательство, а лишь намерение. А поскольку Россия еще не перешла на "равнодоходную цену", задолженность белорусских предприятий, которые с начала года решили платить по новой цене (ниже контрактной), составляет около $125 млн, заявил на прошлой неделе Новак. По его словам, тогда же газовые вопросы обсуждали премьеры России и Белоруссии, но не договорились.

"Мы ничего не должны российской стороне. Мы не просим никаких скидок на газ, мы требуем выполнения договорно-правовой базы", — заявил во вторник Потупчик. "Наша позиция не поменялась, нам кажется, это российская сторона начинает нас слышать и понимать, что мы просим", — добавил он.

По словам белорусского министра, следующая встреча с Новаком состоится до конца мая. Представитель российского Минэнерго это пока не комментирует.

Тимофей Дзядко

 

 

Производство моторного топлива может сократиться на 10%.

"Известия"

Падение спроса на моторное топливо вынуждает нефтяников задумываться о снижении добычи. По итогам года падение объемов переработки может составить 10%. Кроме того, по оценкам экспертов, в России могут вовсе закрыться "неэффективные" заводы, занимающиеся первичной переработкой сырья.

Как рассказал "Известиям" источник в отрасли, сегодня представители нефтяных компаний всё чаще в кулуарах заявляют о возможном снижении объемов переработки. Эту информацию подтвердил один из представителей розничного рынка.

— Да, я слышал об этом. Такие разговоры всё чаще стали вестись в последнее время. Нефтяников не устраивает сегодняшняя цена при падении спроса, — пояснил собеседник.

В "Роснефти", "Лукойле", "Газпром нефти", "Сургутнефтегазе" не ответили за запрос "Известий". А в "Башнефти" заявили, что "производство регулируется потребностями рынка и эффективностью".

Согласно данным анализа нефтяной отрасли компании VYGON Consulting, уже по итогам 2015 года в России был отмечен спад спроса на моторное топливо. Так, этот показатель упал на 1,3%, в то время как в среднем с 2004 года рост составлял 3,3%.

В начале года нефтяники из-за падения спроса уже снижали объемы переработки и увеличивали экспорт. По данным ЦДУ ТЭК, в январе наблюдалось падение производства бензинов в стране на 6,1% к январю 2015 года. За январь-февраль 2016-го — на 3,6% к показателям прошлого года.

К тому же с 1 января 2016 года увеличилась фискальная нагрузка: ставка акциза на бензин "Евро-5" увеличилась до 7,53 тыс. рублей за тонну против 5,53 тыс. рублей за тонну в 2015 году, а на не соответствующий пятому классу бензин — до 10,5 тыс. рублей за тонну против 7,3 тыс. рублей за тонну в 2015 году. Кроме того, по инициативе Минфина с 1 апреля акцизы на бензин повысились еще: на "Евро-5" — до 10,13 тыс. рублей за тонну, а на бензин, не соответствующий пятому классу, и прямогонный — до 13,1 тыс. рублей.

Игроки оптового звена, опасаясь, что это приведет к дефициту предложения, стали закупать топливо впрок. На фоне этого оптовые и биржевые цены на бензин с начала года выросли на 20%. Но на розницу это не оказало никакого влияния. И цена стоимости литра на АЗС не увеличилась в такой же пропорции.

Так, по последним данным информационно-аналитического центра "Кортес", средняя стоимость АИ-92 в России — 34,58 рубля. При этом рост с начала года составил всего 1,5%. АИ-95 — 37,4 рубля, рост — 1,4%. Дизельное топливо стоит 35,24 рубля, при этом цена показала и вовсе отрицательную динамику (-1%).

По словам Антона Рубцова, директора по развитию бизнеса VYGON Consulting, при высоких ценах на нефть даже простые по конфигурации НПЗ в РФ получали сверхвысокую маржу (в разы больше, чем сложные европейские заводы).

— При этом отсутствовали какие-либо стимулы для углубления переработки. Для запуска процесса модернизации не так важен уровень операционной доходности НПЗ, как соблюдение двух условий. Во-первых, необходимо, чтобы разница между стоимостью "светлой" корзины нефтепродуктов и ценой перерабатываемого "темного" сырья (к примеру, мазут) покрывала инвестиции в новый углубляющий процесс. Во-вторых, НПЗ в новой конфигурации должен иметь положительную маржу, — напоминает собеседник.

По его словам, в условиях падения цен на нефть таможенная субсидия НПЗ (разница между пошлинами на нефть и нефтепродукты) сократилась, что сделало "простую" переработку убыточной — за исключением заводов, имеющих выгодное расположение или перерабатывающих сырье более высокого качества. Это означает, что неэффективные простые НПЗ будут вынуждены либо закрыться, либо модернизироваться. Это также касается "простых слоев" переработки сложных НПЗ, которые не покрываются углубляющими процессами.

— При цене на нефть $40 за баррель мы ожидаем дальнейшее сокращение первичной переработки до 274 млн т в 2016 году при продолжающемся росте загрузки углубляющих процессов, — говорит эксперт.

По данным VYGON Consulting, маржа типовых НПЗ (для разного расположения, качества входящей нефти и конфигурации) находится в диапазоне от -$6,1 до $4,8 за баррель.

По словам собеседника, знакомого с планами компаний, не исключено, что производство моторных топлив может сократиться на 10% по году.

По словам Юрия Станкевича, заместителя председателя комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, на сегодняшний момент ситуация на розничном рынке выходит "за рамки расчетов и здравой логики".

— Я полагаю, что рост цен к январю при текущих условиях составит 7-10%, говорит собеседник.

В Минэнерго и ФАС прогнозируют по итогам года рост цен на бензин на уровне инфляции — около 8%.

Ирина Кезик

 

 

В Греции началось строительство Трансадриатического газопровода для поставок газа из Азербайджана в Европу. Это позволит снизить зависимость от "Газпрома".

"Ведомости"

"Сегодня исторический день, — заявил во вторник вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. — К сожалению, я только это могу сказать по-гречески" (цитаты по "РИА Новости"). Перейти на язык эллинов еврокомиссара побудило начало строительства Трансадриатического трубопровода (TAP), чему была посвящена торжественная церемония в Салониках.
ТАР стоимостью 5,6 млрд евро — часть "Южного газового коридора", продолжение Трансанатолийского трубопровода. Магистраль длиной 878 км приведет в Европу азербайджанский газ месторождения Шах-Дениз (вторая очередь), мощность на первом этапе составит 10 млрд куб. м. Маршрут пройдет из греческого Комотини по дну Адриатического моря на юг Италии. Получателями газа могут быть страны Южной Европы. ТАР открывает возможность дальнейшего экспорта каспийского газа в Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию и Австрию, сообщает оператор проекта ТАР AG (BP владеет 20%, SOCAR — 20%, Snam S.p.A. — 20%, Fluxys — 19%, Enagas — 16%, Axpo — 5%).

В 2015 г. на Шах-Денизе, по данным BP, было добыто около 9,9 млрд куб. м газа и 2,3 млн т конденсата. Существующие мощности позволяют производить 10,8 млрд куб. м газа в год. Шах-Дениз — 2 готов более чем на 66%, первый газ ожидается в 2018 г., первые поставки по ТАР в Грузию и Турцию намечены на конец 2018 г., в Европу — на начало 2020 г. "Южный газовый коридор" может быть расширен и транспортировать больше, чем первоначально запланированные 10 млрд куб. м газа в год. Мы сможем в будущем получить больше газа как из Каспия, так и из Центральной Азии, таких стран, как Туркмения", — сказал Шефчович. Запуск ТАР изменит энергетический ландшафт Европы, считает управляющий директор ТАР Йен Брэдшоу.

Сейчас крупнейший поставщик газа в Европу — "Газпром". В 2015 г. он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 млрд куб. м, его доля рынка — 30,9%. По словам Шефчовича, ТАР будет "главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности". "Магистраль позволит многим странам в Центральной и Южной Европе диверсифицировать источники поставок газа", — подчеркивается в пресс-релизе Еврокомиссии.

ТАР — дополнительная балансировка рынка, говорит руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин. Те страны, куда приходит газопровод, получат преимущество по ценам, но серьезного влияния на них он не окажет, считает он. В странах юга Европы есть потребность в газе, но гарантий, что новый трубопровод будет полностью загружен, нет, отмечает Кулагин.

Однако "Газпром" не готов уступать долю рынка. До конца 2019 г. "Газпром" с партнерами (BASF, E.On, ENGIE, OMV и Shell) собирается запустить газопровод мощностью 55 млрд куб. м газа для поставок в Германию по дну Балтийского моря. Еще один проект "Газпрома" — "Посейдон", газопровод в Грецию по дну Черного моря мощностью 12 млрд куб. м. Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин называет его мифическим проектом. Замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач считает, что TAP и "Посейдон" будут дополнять друг друга: в 2019 г. завершается контракт на поставку газа из Алжира, который приходит на юг Италии, и не факт, что Алжир сможет продолжить поставки в больших объемах.

Италия — третий потребитель российского газа (рост с начала года — 7,7%), в 2015 г. она купила у "Газпрома" 24,4 млрд куб. м, в I квартале этого года — 6,4 млрд куб. м газа, говорится в отчете "Газпрома". "Поставки российского газа в Италию через "Северный поток" будут еще более убыточными", — считает Корчемкин.

Алена Махнева

<< Май, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ