Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.05.2020

Анкара ждет от Триполи разрешения на разведку углеводородов.

"Независимая газета"

Арабские партнеры командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара возмущены планами Турции начать разведку месторождений нефти и газа у берегов Ливии. С соответствующим запросом турецкая госкомпания Turkish Petroleum накануне обратилась к международно признанному Правительству национального согласия (ПНС) в Триполи. В экспертной среде считают, что подобная инициатива может усилить противоречия между сторонами ливийского конфликта.

С критикой планов Turkish Petroleum выступил Египет, который поддерживает Хафтара. Реакцию официального Каира отражает публикация в издании Egypt Today, в которой говорится о том, что вмешательство Турции в ливийский конфликт на стороне ПНС изначально было продиктовано желанием президента Реджепа Тайипа Эрдогана получить экономическую выгоду. По этой оценке, власти в Анкаре намеренно пытаются воспользоваться неопределенностью, которая возникла в мире в связи с кризисом. Каир уверен, что буровая деятельность турецких компаний в Средиземном море будет расширяться. Его взгляд на ситуацию в Ливии и в Средиземноморье разделяют Абу-Даби и Эр-Рияд.

Накануне министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез сообщил, что после того как заявка Turkish Petroleum будет одобрена в Триполи, специалисты начнут сейсморазведочные работы у побережья. Он сослался на подписанные в 2019 году между Анкарой и ПНС меморандумы о взаимопонимании, один из которых касается ливийского шельфа. Хотя заключение меморандумов было отвергнуто основными средиземноморскими странами, Анкара считает их правовой базой своего присутствия в Ливии. Не менее спорные аргументы Турция ищет и в ситуации с другими районами Средиземноморья. В 2019 году Анкара направила буровые суда к тем водам, которые Кипр считает своей исключительной экономической зоной.

Обстановка вокруг Ливии сложная, и любое повышение ставок способно вызвать противодействие со стороны основных противников Турции — Египта, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии. Старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Григорий Лукьянов обращает внимание на то, что турки уже ведут работы на ливийском шельфе в течение нескольких месяцев. "Компания Turkish Petroleum просто подтвердила этот факт, — отметил эксперт. "НГ" — Что касается ситуации в самой Ливии, то, конечно, планы Turkish Petroleum будут использованы сторонниками Хафтара и временного правительства на востоке страны как повод для того, чтобы еще раз выступить против меморандумов между ПНС и Турцией, подтвердить свое несогласие с тем, как эти соглашения заключались, с их содержанием и выразить стремление объединить все заинтересованные силы против данных документов".

Для ПНС ситуация не меняется, говорит Лукьянов. Основной темой последних недель в Ливии является участие турецких военных в боях. "Турецкие беспилотники оказывают значительную поддержку силам Триполи в операциях против войск ЛНА, и очень часто это приводит к серьезному успеху, — отмечает аналитик. — Не утихают споры вокруг растущего числа как турецких военнослужащих в Ливии, коих, по некоторым данным, уже более тысячи, так и боевиков Сирийской национальной армии (коалиция сирийских оппозиционных группировок. — "НГ"), которые при посредничестве Турции перемещаются в Ливию".

В этом контексте инициатива Turkish Petroleum лишь создает экономический базис для дальнейшего присутствия Турции в Ливии. "Говоря о том, могут ли планы Turkish Petroleum спровоцировать эскалацию конфликта, стоит заметить, что эта эскалация уже имеет место быть, — констатирует Лукьянов. — В начале мая силами ПНС был предпринят ряд наступательных операций против ЛНА. Сейчас активно ведутся переговоры с внешними партнерами. Заявление турецкой компании ляжет одним из кирпичиков в эту стену недопонимания и может прибавить нестабильности этой ситуации. Несмотря на то что оно не имеет ключевого значения, безусловно, пропаганда ЛНА постарается значительно раздуть этот сюжет".

Турция никогда не скрывала, что ее присутствие в Ливии продиктовано желанием взаимной выгоды не только в политическом и военном, но и в экономическим отношении, замечает эксперт. "Анкара продолжает оставаться импортером энергоресурсов в силу своих географических особенностей, и Ливия является важным партнером в обеспечении энергетической безопасности Турции в среднесрочной и долгосрочной перспективе, — объясняет Лукьянов. — Ливийская нефть поступала в Турцию последние 20 лет. Анкара не намерена отказываться от перспектив расширить свою роль на рынке Ливии и увеличить объем добываемой там нефти. Плюс Турция с радостью превратится еще и в ретейлера для той же Европы".

Игорь Субботин

 

 

"Взгляд"

У "Северного потока — 2" новые проблемы. Германия отказалась вывести строящуюся трубу из-под действия газовой директивы ЕС. Это означает, что половина газопровода обречена стоять пустой. Впрочем, 50 лет назад Запад тоже пытался помешать СССР поставлять газ в Европу по известному сейчас всем газопроводу через Украину. Несколько вариантов решения проблемы есть и сейчас.

Федеральное сетевое агентство Германии отклонило заявку Nord Stream 2, оператора проекта "Северный поток — 2", о выводе газопровода из-под действия обновленной газовой директивы ЕС. Это означает, что Газпром сможет использовать только половину мощности "Северного потока — 2" для прокачки газа, а вторая часть трубы будет просто простаивать. Это ухудшает экономику проекта и как минимум вдвое удлиняет срок окупаемости. Газопровод станет более дорогим, и в конечном итоге это удорожание придется оплачивать европейским потребителям газа, заявил глава комитета Бундестага по вопросам экономики и энергетики Клаус Эрнст.

"Меня, как и прежде, тревожит, что нормативные предпосылки для такого крупного проекта, как "Северный поток — 2", в очередной раз существенно изменяются незадолго до ввода в эксплуатацию", — заявил он. Столь быстрые изменения могут "обесценить вложенные инвестиции" и "повлечь за собой требования о возмещении ущерба". "Я надеюсь, что Nord Stream 2 привлечет правовые средства против этого решения, и желаю компании успехов в юридическом противостоянии", — добавил немецкий эксперт.

Эту газовую директиву ЕС принял еще в прошлом году, поправки вступили в силу 23 мая 2019 года. Суть в том, что Брюссель признал действие Третьего энергопакета ЕС на часть газопровода, которая проходит по дну моря в территориальных водах Германии (12 миль от немецкого берега). По нормам Третьего энергопакета ЕС, Газпром не может одновременно владеть трубой, управлять трубой и прокачивать по ней свой газ. Раньше это европейское законодательство распространялось только на сухопутные трубы, идущие по европейской территории (например, Opal). Газпром учел это при строительстве "Северного потока — 2", поэтому трубы на суше не строил, ими занимались европейцы. Однако ЕК нашла способ "прижать" российский проект и задним числом распространила нормы Третьего энергопакета ЕС на морскую часть трубы в территориальных водах Германии.

Германия, заинтересованная в "Северном потоке — 2", пыталась помочь Газпрому. Во-первых, в этом проекте есть инвестиции немецких компаний, во-вторых, этот маршрут поставки газа усиливает энергетические позиции Германии в Европе. Отказаться от принятия поправок, принятых наднациональным органом, немцы не могли, но ранее национальное энергетическое законодательство Германии очень гибко имплементировало поправки к газовой директиве ЕС в свое законодательство. Бундестаг сделал оговорку, что если газопровод построен до 24 мая 2020 года, то он автоматически освобождается из-под действия новых правил.

На тот момент достроить "Северный поток — 2" к этой дате представлялось легкой задачей. Никаких санкций США не было, два трубоукладчика швейцарской Allseas спокойно укладывали трубы и должны были закончить уже в январе 2020 года. До мая провести все необходимые пусковые работы успевали. Но санкции США в декабре прошлого года все изменили. Швейцарцы сбежали, не доделав работу, и теперь Россия готовится к возобновлению строительства трубы собственными силами.

Благодаря решению Германии создавалось впечатление, что Берлин не поддастся шантажу США и поддержит "Северный поток — 2". Почему же теперь немцы наносят такой удар под дых?

"Германии выгоден "Северный поток — 2", и немецкий регулятор сделал довольно много для проекта. Германия дала Газпрому отсрочку до мая 2020 года, но она не всесильна. Предоставить еще одну отсрочку немцы не смогли. Иначе их обвинили бы в коррупции или в симпатиях к русским. На них вылился бы ушат критики в рамках общей антироссийской риторики, что российский газ и Газпром — это плохо, что Россия — это враг и т. д.", — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Однако это не означает, что Германия в итоге не согласится на исключение "Северного потока — 2" из-под действия норм Третьего энергопакета, считает эксперт. Во-первых, Nord Stream 2 подаст апелляцию в Высший земельный суд Дюссельдорфа, потом в Европейский суд. Шансы выиграть имеются.

Во-вторых, столь жесткое решение со стороны немецкого регулятора может сыграть на руку Газпрому. Возможно, оно призвано не привлекать внимание Брюсселя и Вашингтона, которому только дай повод ввести новые санкции, к "Северному потоку — 2", допускает Юшков.

Пока недруги уверены, что "Северный поток — 2" обречен работать в половину силы, Газпром сможет спокойно достроить и ввести в эксплуатацию трубу.

Параллельно Газпром будет вести борьбу в суде, доказывая право морской трубы на исключение из Третьего энергопакета ЕС. Позиции Газпрома в суде сильные.

"Во-первых, распространение Третьего энергопакета на морские газопроводы — это, по сути, санкции исключительно против "Северного потока — 2". Потому ни к одному другому газопроводу эти новые поправки не применяются", — говорит Юшков.

Во-вторых, Газпром будет доказывать, что применять антимонопольное законодательство, то есть Третий энергопакет ЕС, здесь бессмысленно. По нормам самого ЕС, европейцы должны выдать Газпрому исключение из-под норм Третьего энергопакета потому, что конкуренции в море физически быть не может. Откуда в море в 12 милях от берега Германии возьмется другой газ? Никакого другого газопровода, кроме основной нитки "Северного потока — 2", туда не приходит, никаких СПГ-терминалов ни в море, ни на берегу там нет", — говорит нефтегазовый эксперт.

В этом плане показательна история с сухопутным газопроводом Opal, который является продолжением морской части "Северного потока — 2" на европейской сухопутной территории. Сначала Газпрому разрешили использовать только половину мощности Opal из-за норм Третьего энергопакета ЕС, что сказалось на загрузке первого "Северного потока". "Тогда Газпром в суде также доказывал, что в этой точке суши нет другого поставщика газа, и его аргументы приняли", — напоминает Юшков. Решение было найдено: половину мощности газопровода стали разыгрывать на аукционах. Других желающих поставлять газ, кроме Газпрома, не нашлось. Поэтому фактически Газпром смог использовать мощности Opal и "Северного потока — 1" на полную мощность. Другое дело, что в прошлом году Польша оспорила это решение, и пока идут новые разбирательства, ситуация вернулась на исходные позиции. Газопровод Opal снова может работать только в половину мощности.

Пока, правда, это никак не сказывается на объемах прокачки топлива по первому "Северному потоку". Но лишь потому, что на берегу появился второй газопровод Egual, который сейчас тоже принимает российский газ из первого "Северного потока", хотя изначально был построен под нужды второго "Северного потока". Когда второй поток будет построен, такая схема будет невозможна.

Впрочем, даже если Газпрому не удастся в Европейском суде добиться справедливости для строящегося газопровода, это не означает "конец" российского проекта.

"Газпром в целом все равно может избежать неприятных последствий, придумав, как подстроиться под новые требования. Варианты имеются", — говорит эксперт ФНЭБ.

По европейским нормам, Газпрому надо передать морской участок газопровода в территориальных водах Германии в управление независимому оператору. "Этот оператор будет управлять этой частью газопровода, но он не обязательно должен владеть куском трубы. Газпром может оставаться собственником", — рассуждает Игорь Юшков.

Также по европейским нормам в этой части трубопровода кроме российского газа должен быть иной газ. Физически посреди моря ему там неоткуда взяться. Однако формально это можно изменить. "Например, можно перенести точку сдачи-приемки газпромовского газа покупателям из Австрии либо в Усть-Лугу, где газ входит в морскую трубу, либо на дне моря в 12 милях от берега Германии. То есть Газпром вынужден будет продавать 27,5 млрд кубометров (половина от общей мощности в 55 млрд кубов) на входе трубы на территорию Европейского союза. Таким образом удастся избежать ограничений", — озвучивает один из вариантов Юшков.

Это потребует изменения действующих долгосрочных контрактов Газпрома с европейскими покупателями, потому что там везде прописана одна точка сдачи-приемки газа — австрийский хаб Баумгартен.

Еще один вариант — Россия либерализует рынок экспорта трубопроводного газа и разрешает его экспортировать тому же "Новатэку" и другим игрокам. Сейчас продавать за границу газ по трубам может только Газпром. Такова принципиальная позиция РФ. Это помогает не только контролировать экспортные доходы от газа, но и обеспечивать низкие цены на газ для населения внутри России. При более свободном рынке удерживать такой баланс сложней: при рыночном подходе поставлять газ на экспорт по более высокой цене намного выгоднее, и перекос неизбежен.

Эти варианты непростые, требующие серьезных трансформаций, но не невозможные. Другое дело, что здесь появляется риск введения новых санкций со стороны США в отношении уже покупателей российского газа, то есть европейцев. Ранее США грозили таким образом наказать покупателей российского газа, который идет по "Северного потоку — 2".

Сейчас реализовать эти угрозы невозможно, потому что весь российский газ приходит в австрийский газовый хаб Баумгартен разными маршрутам — через Польшу, через Украину, по "Северному потоку — 1", и скоро будет идти по второму потоку. В хабе газ перемешивается, и доказать, кто купил именно газ из "Северного потока — 2", сложно.

Но если перенести точку сдачи-приемки российского газа непосредственно в трубу, не составит труда определить, кто и сколько получил российского газа именно по "Северному потоку — 2", говорит Юшков. Поэтому в интересах всех европейских покупателей газа не доводить ситуацию до такого.

"Ситуация неприятная, создает дополнительные сложности, но не катастрофичная. Возможности для полной загрузки газопровода имеются", — резюмирует Игорь Юшков.

Ранее в истории с Opal и "Северным потоком — 1" нашли выход из ситуации в виде проведения аукционов на половину мощности сухопутной трубы. В новой ситуации, возможно, смогут задействовать частично продажу мощностей "Северного потока — 2" через электронную торговую площадку, допускает Юшков. Газпром в последние годы активно тестирует эту площадку.

Газпром будет достраивать трубу в любом случае, параллельно ведя борьбу за формат работы.

"Это уже принципиальный момент для России. Пятьдесят лет назад, когда обсуждались первые поставки российского газа в Европу, была похожая ситуация. Американцы тогда тоже давили и требовали от европейцев не покупать российский газ, а покупать американский уголь. В ход шли санкции и запреты на поставку оборудования.

Однако есть знаменитая фотография трубы с подписью "Ваши санкции — труба, г-н Рейган". Россия намерена повторить подвиг", — считает Игорь Юшков. К слову, тогда американцы пытались помешать СССР построить всем известный сейчас газопровод через Украину в Европу.

Работы над "Северным потоком — 2" уже скоро обещают продолжиться. Судно-трубоукладчик "Академик Черский", которое, как ожидается, закончит стройку, находится на подходе к порту Мукран на острове Рюген в Германии. Здесь располагается логистический терминал "Северного потока — 2". В этом порту, по данным на 10 мая, находилась и российская трубоукладочная баржа "Фортуна", которая также может быть задействована в достройке трубы.

Наконец, спутниковые снимки порта Мукран от Planet Labs показывают, что к причалу порта транспортируются трубы большого диаметра, которые нужны для достройки "Северного потока — 2". Эти трубы хранятся на временных площадках в 2-3 км от причала, куда они доставляются железной дорогой. Все это может указывать на скорое возобновление строительства "Северного потока — 2".

В конце концов появление "Северного потока — 2" приведет к тому, что у Газпрома появится выбор маршрута для поставки газа в Европу. "Стратегия Газпрома в том, чтобы заставить разные маршруты конкурировать между собой. Конечно, такие транзитеры, как Украина и Польша, не рады тому, что у России появляется возможность выбора", — говорит собеседник. Причем если с Украиной Газпром подписал транзитный контракт на пять лет и украинцы могут расслабиться, то вот с Польшей транзитный контракт закончен, и продлевать его вряд ли будут. Теперь прокачка газа через польскую территорию идет в рамках аукционов.

Ольга Самофалова

<< Май, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ