Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.07.2017

Транспортировка СПГ с помощью газовозов позволит к 2025 году увеличить ежегодный экспорт в КНР на 5-6 млн тонн в год.

"Известия"

Китайские перевозчики намерены импортировать сжиженный газ из России с помощью грузового транспорта. В качестве основного маршрута транспортировок будет использована сеть автомобильных дорог России и Китая, сообщили "Известиям" в Росавтотрансе. Представители соседнего государства преимущественно заинтересованы в поставках газа для заправки легковых автомобилей, автобусов и грузовиков, а также обеспечения энергией и теплом небольших населенных пунктов. Поднебесной это позволит снизить потребление угля, а России — дать возможность небольшим компаниям заработать на экспорте СПГ.

В Росавтотрансе убеждены, что автомобильные перевозки позволят значительно увеличить товарооборот между двумя странами. Если в 2014 году двусторонний объем автомобильных грузоперевозок между Россией и Китаем составлял около 1,7 млн тонн, то в прошлом этот показатель вырос на 22% — до 2,1 млн тонн.

— Перевозчики (представители приграничных регионов Китая) выразили готовность наладить перевозку сжиженного природного газа из России. От них поступило много вопросов по российскому законодательству в этой области, касающихся процедур отправления, требований к конструкции газовозов, а также условий перевозки и погрузки. Гармонизация требований законодательства обоих государств по перевозке опасных грузов позволит наладить экспортные поставки сжиженного газа между Россией и Китаем, — сообщили "Известиям" в пресс-службе Росавтотранса.

Для России поставки СПГ очень выгодны, а в Китае существует огромный спрос на газ, отметили в Росавтотрансе. Потенциальные потребители сжиженного газа в Китае — большегрузный автотранспорт, карьерная техника, спецтехника, автобусы и локомотивы. Второе направление — автономная газификация: цистерна приходит в какой-либо населенный пункт и перекачивает газ в хранилище при ТЭЦ либо при электрогенерирующей станции. Проект поможет Китаю реализовать задачу по снижению потребления угля, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Что же касается России, то открытие китайского рынка в перспективе дает стране возможность увеличить ежегодный экспорт СПГ на 5-6 млн тонн в год к 2025 году, оценил спрос эксперт по рынкам АТР Moody’s Analytics Камил Ковар. На данный момент экспорт СПГ из России в Китай занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме поставок с единственного работающего с Китаем СПГ-завода "Сахалин Энерджи" — всего 3% или 330 тыс. тонн в год.

Объем стандартной автомобильной криоцистерны составляет около 26 тыс. литров. Считается что одна тонна СПГ — это примерно 1,38 тыс. кубических метров природного газа. Объем производства одного малотоннажного завода СПГ, по оценкам экспертов, может достигать 1 млн тонн в год. Впрочем, о перевозках на большие расстояния автомобильным транспортом речь не идет, максимальное экономически целесообразное транспортное плечо для перевозки сжиженного газа — не более 600 км от места заправки.

— Очевидно, что у китайцев есть потребность в перевозках к точкам около российской границы, где расположены промышленные развитые районы. На большие расстояния газ возить невыгодно, потому что он со временем в криоцистернах нагревается и стравливается через клапан, — уточнил в беседе с "Известиями" Игорь Юшков.

В России есть собственные технологии по строительству малотоннажных заводов СПГ, причем эти установки закупают в том числе и китайские компании. КНР также лидирует и по числу автомобилей, работающих на природном газе: в 2016 году их число приблизилось к 5,3 млн, при том что по всему миру насчитывается около 25 млн газифицированных автомобилей (на всех типах природного газа). Согласно национальной стратегии развития автопрома, в среднем Поднебесная должна ежегодно производить 1 млн легковых автомобилей и 200 тыс. грузовиков и автобусов с газовыми двигателями. Таким образом, автомобильный транспорт является самым быстро растущим сегментом потребления сжиженного газа в стране.

С экономической точки зрения организовать экспорт СПГ проще, чем поставки газообразного топлива — в этом случае упрощаются переговоры о цене, так как речь идет не об экспортных контрактах на миллиарды кубометров, а о розничных продажах в рамках конкуренции с внутрикитайскими же поставками СПГ на рынок, считает аналитик Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Александр Собко.

Впрочем, несмотря на большие перспективы этого рынка, российских компаний, заявлявших о желании строительства мини-СПГ-заводов около китайской границы, по словам эксперта, пока немного. Также стоит решить, с каких месторождений пойдет сырье и как будет регулироваться цена на газ для загрузки заводов по сжижению, заметил аналитик.

Тимур Хасанов, Арсений Погосян

 

 

Трейдеры Trafigurа и Vattenfall пополнили список поставщиков газа на Украину. Стоимость договоров с ними оценивается в $8 млрд.

"Ведомости"

Наблюдательный совет НАК "Нафтогаз Украины" согласовал подписание новых договоров о поставках газа с компаниями Trafigura Trading (Europe) Sarl и Vattenfall Energy Trading GmbH (Германия), сообщает "Интерфакс" со ссылкой на систему раскрытия информации нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Ориентировочная стоимость соглашений — $3,88 млрд (100,9 млрд грн) с Trafigura и $4,07 млрд (105,9 млрд грн) — с Vattenfall. Возможные сроки действия соглашения неизвестны.

Потребление газа на Украине в 2016 г. составило 28,8 млрд куб. м, из которых импорт — 11,1 млрд куб. м (по данным BP). "Мы заплатили за весь газ из Европы, а мы в 2016 г. импортировали газ только из Европы, — $1,6 млрд", — цитирует "Интерфакс" директора по развитию бизнеса "Нафтогаза" Юрия Витренко. Исходя из этого стоимость возможных соглашений украинского оператора с двумя новыми трейдерами эквивалентна 55 млрд куб. м газа. Всего по состоянию на 30 июня 2017 г. лицензий на поставку газа на Украину выдано 244.

В 2011 г. Украина купила 40 млрд куб. м российского газа, затем поставки только сокращались: в 2014 г. — всего 14,5 млрд куб. м. С 26 ноября 2015 г. "Нафтогаз" не импортирует российский газ. Все объемы газа, которые — согласно отчетности "Газпрома" — были поставлены на территорию страны после этого, Киев рассматривает как поставки на не подконтрольные ему территории.

Расширение списка трейдеров, с которыми сотрудничает "Нафтогаз", — часть стратегии по диверсификации источников импорта газа, объясняет партнер RusEnergy Михаил Крутихин: "За то время, пока Украина не покупает российский газ, "Нафтогаз" сотрудничал с норвежскими компаниями и трейдерами. Соглашение с Trafigura и Vattenfall — еще одна возможность расширить пул своих поставщиков".

Для прокачки из Европы газа, который может быть закуплен по одобренным НАК соглашениям, имеющихся мощностей газотранспортной системы будет достаточно, считает эксперт. "У Украины есть интерконнекторы на границе со Словакией, Венгрией, Польшей. Если в перспективе их пропускной способности станет не хватать, существует проект расширения интерконнектора на украинско-польской границе. Реализовать его можно достаточно быстро", — говорит Крутихин.

Если цена на газ будет привязана к спотовым ценам, то это позволит Украине закупать газ у трейдеров на наиболее выгодных условиях, считает директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко: "Цена теоретически может быть даже ниже, чем предусмотренная контрактом с "Газпромом". Соглашения "Нафтогаза" еще с двумя трейдерами дают ему дополнительную гибкость в выборе поставщика и условий покупки газа, отмечает он.

"Возобновление импорта [российского газа] возможно, если "Газпром" предложит выгодную цену и согласится на подписание допсоглашения к действующему контракту", — заявлял в декабре 2016 г. председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев. По его словам, оно должно включать отмену условия "бери или плати", а также исключать поставку оплаченного Украиной газа на территории Донецкой и Луганской областей. Условия контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом" являются предметом судебного разбирательства в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, которое началось в 2014 г. Окончательное решение ожидается не позднее 30 ноября этого года.

Нидерландская Trafigura, третий по величине независимый сырьевой трейдер мира, была учреждена в 1993 г. Почти весь объем выручки компании приходится на торговлю нефтью, нефтепродуктами, металлами и минеральным сырьем. В 2016 г. согласно отчетности компании выручка Trafigura составила $98,1 млрд. Vattenfall — компания, основанная в 1909 г. Выручка по итогам прошлого года — $16,7 млрд.

Артур Топорков

<< Июль, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ