Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.07.2018

Первая встреча результатов не принесла, следующая состоится осенью.

"Ведомости"

17 июля в Берлине состоялся первый раунд трехсторонних переговоров с участием представителей России, Украины и Европы об условиях продления транзита российского газа через Украину после 2019 г. Залогом загрузки украинского маршрута после окончания действующего между "Газпромом" и НАК "Нафтогаз" контракта может стать дальнейшее увеличение экспорта в Европу российского газа, сообщил министр энергетики России Александр Новак по итогам встречи. "Речь может идти о дополнительных 10-15% роста. Эти дополнительные объемы обсуждались как один из возможных источников загрузки газотранспортной системы Украины", — сказал Новак.

В 2017 г. "Газпром" экспортировал в дальнее зарубежье 194,4 млрд куб. м газа. По оценкам Минэнерго, в перспективе этот показатель может вырасти еще на 17-25 млрд куб. м.

Вице-президент Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович пообещал, что к следующей встрече осенью ее эксперты подготовят детальную оценку потребностей Европы в газе на период 2020-2030 гг. "Я считаю, что мы не должны терять времени и нам следует встретиться на политическом уровне уже в октябре", — добавил Шефчович, подчеркнув, что главное в ходе переговоров — "формирование доверия", а "трехсторонний процесс — наиболее эффективный в том, что касается поиска совместных решений". "На мой взгляд, они [переговоры] прошли достаточно конструктивно", — сказал по итогам встречи Новак.

Российская сторона готова рассматривать разные варианты продолжения транзита через Украину — продление действующего контракта или заключение нового, сообщил Новак. "Важный вопрос, который с этим увязан, это наша позиция, — мы должны урегулировать все спорные отношения до начала реализации нового этапа взаимоотношений", — подчеркнул министр. Накануне об урегулировании споров России и Украины в стокгольмском арбитраже в качестве условия продления транзита через Украину говорил и президент России Владимир Путин.

"Конструктивным" способом урегулирования, по мнению Минэнерго, может стать заключение мирового соглашения между "Газпромом" и "Нафтогазом". "Но не исключается вариант, что мы дождемся решения арбитражного суда", — сказал Новак. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин считает, что мировое соглашение с "Газпромом" по уже вынесенному решению стокгольмского арбитража невозможно.

Оценка встречи топ-менеджерами "Газпрома" и "Нафтогаза" оказалась более скептической, а их риторика — значительно более жесткой. "Объемы транзита газа через территорию Украины после 2019 г. сегодня не обсуждались. Состоявшиеся консультации не носят статуса переговоров между компаниями", — сказал предправления российской компании Алексей Миллер. "Газпром" будет ждать решения апелляционной инстанции и главным условием продления договора на транзит считает "восстановление баланса интересов и симметричности ответственности сторон по действующим контрактам", подчеркнул он.

"Мы не видим в этом смысла", — парировал глава правления "Нафтогаза" Андрей Коболев. "Теоретически мы могли бы это рассмотреть с какими-то другими контрагентами, но мы слишком хорошо знаем "Газпром" и помним историю переговоров 2014 г., — продолжил он. — Мы именно потому и оказались в арбитраже, что не смогли прийти к мировому соглашению". "Позиция российской стороны фактически означает, что настоящие переговоры фактически возможны не раньше, чем будет получено решение апелляционного суда по стокгольмскому арбитражу. То есть через 1-1,5 года", — написал коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко на своей странице в Facebook.

Решение стокгольмского арбитража, похоже, становится камнем преткновения для достижения компромисса, резюмирует директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "Начало переговоров получилось не совсем конструктивным. И Москве, и Киеву в этом вопросе сложно пойти на уступки, несмотря на то что стороны в целом понимают — договариваться надо, необходимость транзита через Украину после 2019 г. сохранится", — добавляет Маринченко.

Артур Топорков

 

 

Госдума приняла расширяющие возможности ФНС поправки в Налоговый кодекс.

"Газета РБК"

Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс, согласно которым налоговые органы получат доступ к аудиторской тайне. Документ, разработанный правительством, был одобрен в первом чтении в июне 2017 года, однако ко второму чтению, которое состоялось спустя год, был значительно доработан. За принятие законопроекта на пленарном заседании проголосовали 352 депутата, против — 21. Заседание транслировалось на сайте Думы.

Сейчас в законодательстве четко прописан запрет на сбор и использование налоговыми органами сведений, составляющих адвокатскую и аудиторскую тайну. Под аудиторской тайной понимаются любые сведения, полученные и составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором. На информацию, разглашенную самим клиентом, аудиторская тайна не распространяется. Все документы, которые аудиторская организация получает от заказчиков, обязаны храниться в организации от трех до пяти лет (три года по всем консультационным и юридическим проектам и пять лет по аудиторским услугам).

Поправки "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" снимают это ограничение и предоставляют право налоговым органам запросить у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы и информацию, полученные ими от компаний при проведении в них аудита и оказании сопутствующих ему услуг. Основанием для этого может стать решение руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) России или его заместителя. Получить документы этим путем налоговики могут в случае, если налогоплательщик не предоставил их сам в ходе выездной налоговой проверки.

Минфин, разрабатывавший законопроект, не ответил на запрос РБК. Ранее замминистра финансов Илья Трунин говорил, что принятие законопроекта будет способствовать выявлению налоговых правонарушений, а также борьбе с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством.

Как изменится механизм?

Согласно доработанной версии законопроекта, налоговые органы получат право сбора, хранения и использования информации о налогоплательщике, полученной от аудиторской организации, но, в отличие от первоначальной редакции, не смогут ее распространять. Это связано с тем, что любые данные, полученные ФНС о налогоплательщике, автоматически подпадают под налоговую тайну. "А в соответствии с прямыми положениями НК РФ и УК РФ распространение сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую тайну, и так прямо запрещено", — поясняет ведущий юрисконсульт департамента налоговых споров ФБК Grant Thornton Артем Ломизе.

Поправки в законопроект также прописывают ранее отсутствовавший механизм самого процесса истребования документов у аудиторской организации. В первую очередь налоговый орган, проводящий проверку, должен истребовать необходимые документы у проверяемого налогоплательщика.

Не получив документы, руководитель или замруководителя ФНС (а не территориальной налоговой инспекции) принимает решение запросить необходимые сведения у аудиторской компании. При этом в обосновании такого запроса должны быть указаны реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки; дата направления требования о представлении документов и срок их представления; сведения о факте непредставления в установленный срок документов; сведения об аудиторской организации, проводившей аудит; а также реквизиты или другие сведения, позволяющие аудиторской организации идентифицировать запрашиваемые документы. После этого аудитору по месту его учета выставляется требование с решением ФНС.

"Появление четкой процедуры успокоит тех налогоплательщиков, которые опасаются произвола на местах, когда линейные руководители налоговых инспекций будут массово истребовать такую чувствительную информацию, как аудиторские заключения", — говорит партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский. Таким образом, рассуждает эксперт, в законе предусматривается заградительный барьер в виде санкции высшего состава центрального аппарата ФНС России. "Лишь руководитель службы и его замы смогут приказать аудиторам раскрыть данные об их клиентах, причем по относительно четко прописанной процедуре", — поясняет он.

Поскольку истребование возможно только с санкции руководства налоговой службы, массово оно использоваться не будет, считает руководитель аналитического департамента "Пепеляев групп" Вадим Зарипов. "Законопроект принят в целях выполнения рекомендаций ОЭСР в целях международного обмена информацией. Особой необходимости у российских налоговых органов в таком инструменте нет", — говорит он.

Значительных негативных последствий от данного законопроекта для добросовестного бизнеса не будет, считает президент "Деловой России" Алексей Репик. "Больше всего бизнес опасается, что сведения попадут в третьи руки, но у нас органы ФНС вызывают полное доверие в плане надежности", — сообщил он РБК. По его словам, аудит в компаниях проводится в первую очередь для риск-менеджмента, как управленческой, так и налоговой отчетности.

"Сейчас в законодательстве мы видим немало изменений, касающихся именно отчетности компаний. В связи с этим аудитор — это именно тот, кто должен помогать компании корректно формировать отчетность в рамках правового поля. Не чтобы что-то скрыть, а чтобы не совершить ошибок", — говорит Репик.

Аудитор — не арбитр

Минэкономразвития еще на этапе подготовки законопроекта выступало против поправок. По словам представителя министерства, такие изменения могут снизить доверие налогоплательщиков к аудиторам и институту аудита в целом, что, в свою очередь, снизит качество их работы в части оценки налоговых рисков. "В ряде случаев аудит является обязательной процедурой, предусмотренной законодательством, но объем рынка добровольного аудита и особенно консультирования может сократиться. При этом обязательный аудит может стать формальной процедурой", — сказал собеседник РБК.

Большинство экспертов согласны с оценкой Минэкономразвития. "Подобные нововведения осложнят работу аудиторских компаний со своими клиентами и повлекут существенные структурные изменения на рынке оказания профессиональных услуг", — убежден Артем Ломизе.

По мнению Ломизе, чтобы не подпадать под новые правила, налогоплательщику будет достаточно нанять для оказания сопутствующих услуг компанию, не имеющую статус аудиторской. Что касается самих аудиторов, то те, кто не захочет раскрывать сведения о клиентах, могут добровольно заплатить штраф, допускает он. Сейчас размер такого штрафа в соответствии со ст. 126 НК составляет 10 тыс. руб. В одобренном Думой законопроекте не говорится о новых штрафах — таким образом, регулироваться их размер будет той же статьей о непредоставлении сведений налоговикам.

Сами аудиторы тоже "не в восторге" от грядущих изменений в законе, сказал руководитель департамента аудиторских услуг KPMG в России и СНГ Кирилл Алтухов. "Аудиторская тайна — одна из основ доверительных отношений с клиентом, без которых невозможен аудит. Клиент может потерять уверенность в конфиденциальности, закрыться, что может привести к риску аудиторских ошибок, неверных выводов, а это не в интересах пользователей аудиторских услуг", — говорит он. По словам эксперта аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Ирины Парулевой, аудиторы будут вынуждены приспосабливаться и искать грань, чтобы удовлетворить требования закона и не слишком ронять доверие клиента.

Екатерина Копалкина, Екатерина Литова

 

 

Под угрозой сноса могло оказаться до 1 млн строений.

"Известия"

Ростехнадзор разработает предложения по урегулированию конфликтов вокруг построек в зоне нефте- и газопроводов. В приоритете — демонтаж и постройка газопроводов в отдалении от населенных пунктов. Об этом рассказал "Известиям" глава ведомства Алексей Алешин. Проблема построек в зоне опасных объектов давно перешла из плоскости региональных и потребовала решения правительства, поясняют источники в монополиях. Впрочем, на деле она потребует индивидуального подхода, считают эксперты.

В тех случаях, когда нефте- и газопроводы угрожают жизни населения, их будут стараться демонтировать и строить альтернативные магистрали уже за территориями населенных пунктов. Это следует из указа президента по "Основам госполитики в области промбезопасности", рассказал "Известиям" глава Ростехнадзора Алексей Алешин.

— Необходимо отдельно отметить, что в "Основах госполитики в области промбезопасности до 2025 года" сформулирован ряд задач, которые не могут быть решены без активного участия регионов. Прежде всего это касается наболевших вопросов, связанных с размещением опасных объектов и правовым режимом их охранных зон. В частности, ставится задача перебазировать из густонаселенных районов или ликвидировать промышленные объекты, создающие непосредственную угрозу населению, — рассказал глава ведомства.

Ростехнадзор планирует проработать указ президента и написать план реализации к началу августа. В нем будет и решение проблемы с магистральными газо- и нефтепроводами, добавил Алексей Алешин.

— Естественно, будет проработана и проблема газопроводов. В 60-80-х годах они строились фактически в чистом поле, сейчас вокруг них выросли населенные пункты, вошли в зоны этих газопроводов, и надо с этим что-то делать, — считает он.

В июле ведомство выработает общий план реализации предложения, в том числе будут проведены переговоры с "Газпромом", владеющим всеми газотранспортными системами, и "Транснефтью" — монополистом по транспортировке нефти по России.

В транзитных "дочках" "Газпрома" и "Транснефти" запрос "Известий" перенаправили в материнские компании, там на них не ответили.

Проблема соседства магистральных трубопроводов и жилых поселений обострилась в 2010-2012 годах, когда "дочки" "Газпрома" и "Транснефти" инициировали ряд судебных разбирательств с жителями поселков и дачных товариществ, стоящих в зонах минимальных расстояний от опасных объектов (их соседство запрещено по ФЗ-116 "О промышленной безопасности").

Часто при продаже земли бывший собственник не указывал в документах, что строительство из-за соседства с трубопроводами запрещено, что и приводило к массовым конфликтам с компаниями, пояснил источник "Известий" в структурах "Газпрома".

Большая часть подобных разбирательств велась в Москве (в связи с присоединением к столице "новой Москвы" в 2012 году), почти всех регионах ЦФО, части СКФО, а также Татарстане и Тюменской области. По данным комитета по энергетике Госдумы РФ, под снос в этих регионах может пойти до 1 млн строений.

До сих пор судебная практика складывалась не в пользу землевладельцев. По Земельному кодексу (ст. 57), стоящие недалеко от газопроводов здания сносятся, хотя их владельцам и выплачивается компенсация, рассказал руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов.

Впрочем, в отдельных случаях суды, по данным СМИ, полностью вставали на сторону компаний, заставляя владельцев за свой счет сносить строения, аргументируя это тем, что трубопроводы были построены раньше строений.

Стало очевидно, что проблема потребовала вмешательства правительства, рассуждает источник в газовой компании. Впервые о том, что конфликты не должны приводить к ущемлению граждан заявили летом прошлого года. "Надо сделать всё возможное для обеспечения безопасности людей, но их нужно оставить в покое", — заявил в ходе "прямой линии" президент Владимир Путин.

Проработкой вопроса занимается Минстрой, уточнили "Известиям" в пресс-службе Минэнерго. В прошлом году Министерство строительства разработало поправки в Градостроительный кодекс, устанавливающие обязанность полного возмещения стоимости строений собственникам при условии, что владелец трубопровода ранее не уведомил население об опасном соседстве. Сейчас поправки проходят рассмотрение в Госдуме, рассказал "Известиям" представитель Минстроя.

Перенос труб не может быть определен только поправками в законодательство, проблему нужно решать на уровне регионов, считает собеседник в "Газпроме". К примеру, изменение локации спорных участков кольцевого газопровода Московской области невозможно из-за плотной застройки. Прецедентов переноса трубопроводов также пока не было, утверждает источник. Заставить монополии платить населению будет непросто.

Замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов предложил выход из ситуации — государство может создать специальный компенсационный фонд, из которого регионы будут осуществлять выплаты гражданам. Юрист Денис Фролов уверен, что поручение президента ускорит выработку окончательного решения по спорным трубопроводам, но потребует дальнейшей проработки.

Арсений Погосян

 

 

Почему Трамп пригрозил Хафтару крупными неприятностями.

"Независимая газета"

После неудавшихся попыток наладить экспорт ливийской нефти в обход установленных ООН правил главком Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифа Хафтар пошел на попятную и согласился вернуть операции по продаже углеводородов в ведение Национальной нефтяной корпорации (ННК) с головным офисом в Триполи. Сыграла роль солидарная позиция западных держав, перед лицом которой ОАЭ так и не решились пойти на контрабандный вывоз черного золота из подконтрольных Хафтару нефтеналивных портов.

Вашингтон направил больше похожее на жесткий ультиматум послание ведущим ливийским политикам — спикеру Палаты представителей (парламент в Тобруке) Агиле Салеху, премьер-министру признанного ООН правительства национального единства Фаизу Сараджу и, конечно, Халифе Хафтару. В нем президент Дональд Трамп, не очень внимательно следящий за событиями в бывшей джамахирии, популярно объяснял, что политики в Ливии могут сколь угодно долго предаваться любимой забаве — дележу власти, но как только, заигравшись, они приближаются к "красным линиям", а их действия начинают угрожать стабильности мировых рынков, наступает предел их свободе. В этом случае страну, как и ее политиков, могут ожидать крайне неприятные последствия. И в Ливии, похоже, все поняли правильно.

Напомню, очередной острый кризис был спровоцирован решением Хафтара передать продажу нефти под контроль нефтяной компании, базирующейся в Бенгази и полностью подчиняющейся восточному центру власти. "Самодеятельность" главкома ЛНА, желание подзаработать на перехваченных углеводородах напрямую повлияло на работу нефтяного сектора, который обеспечивает львиную долю ливийского экспорта и на 95% формирует бюджет страны. Продолжавшиеся в течение недели ожесточенные бои за нефтеналивные порты в Рас-Лануфе и Сидре, вылившиеся в неразбериху с экспортными операциями, вынудили руководство ННК объявить форс-мажор.

В результате добыча нефти сразу же упала с 850 тыс. до 350 тыс. барр. в сутки. В денежном выражении ежесуточные потери Ливии составили около 67,4 млн долл. Это при том, что денег от нефти едва хватает, чтобы прокормить население, а ливийская экономика практически полностью разрушена. Для сравнения: до 2011 года, то есть до начала восстания, которое закончилось падением режима Муаммара Каддафи и гибелью бывшего ливийского лидера, страна добывала не менее 1,6 млн барр. в сутки. Теперь же, как считают эксперты, выйти на уровень 800 тыс. барр. удастся только к концу года.

Снижение экспорта черного золота из Ливии вызвало обеспокоенность на мировом рынке, совпало с прогнозами падения экспорта нефти из Анголы и Нигерии, а также из Ирана и Венесуэлы — из-за рисков, связанных с введением санкций США. Кроме того, на днях из-за аварии встало на ремонт канадское предприятие, которое очищало от воды и грунта до 360 тыс. барр. нефти в сутки, что также разогревает рынок. На этом фоне фьючерсная цена североморской нефтяной смеси марки Brent на сентябрь выросла до 77,47 долл. за баррель. Аналитики банка Morgan Stanley заговорили о повышении цен на нефть к концу этого года до 90 и даже 100 долл. Еще более сенсационный прогноз делала инвестиционная компания Sanford & Bernstein — 150 долл. за баррель.

Возврат к прежнему порядку экспорта нефти сразу же сказался на динамике цен. Они сначала провалились на 4-6 долл. за баррель, но потом вновь подскочили, правда, уже не так высоко, остановившись на отметке 71-72 долл.

Специалисты связывают "нежелание" цен продолжать падение с тем, что быстро восстановить объем добываемой в Ливии нефти невозможно. Во-первых, из-за изношенности оборудования. Во-вторых, в связи с нестабильной политической обстановкой, а также из-за деятельности различных охранных структур. Вместо того чтобы обеспечивать бесперебойную работу предприятий, безопасность специалистов, сохранность оборудования, вчерашние боевики фактически навязывают свои услуги тем, кого должны охранять, больше занимаются шантажом и вымогательством. Они перекрывают нефтепроводы, занимаются похищением людей, а потом требуют деньги за то, чтобы разблокировать нефтяные объекты и освободить специалистов. Получается как у Жванецкого: что охраняем, то и имеем.

Так случилось и на этот раз. Охранники из "нефтяной гвардии" заблокировали находящееся на юго-западе страны нефтяное месторождение "Аш-Шарара" ("Искра"), дававшее в лучшие времена до 300-350 тыс. барр. в сутки. С учетом того, что оно и раньше работало с перебоями, добыча нефти практически опустилась до нуля. Кроме того, с этого предприятия были похищены четыре специалиста, в том числе гражданин Румынии. Небольшая мощность (80-100 барр. в сутки) другого месторождения, "Аль-Филь" ("Слон"), только что разблокированного теми же охранниками, не позволяет компенсировать общие потери.

Вместе с тем остается неурегулированным и политический кризис, который фактически сорвал процесс национального примирения. По словам спецпредставителя генсека ООН по Ливии Гасана Саламе, проводить в таких условиях президентские и парламентские выборы не имеет смысла. К тому же многие политики, в частности депутаты Палаты представителей, на востоке страны игнорируют свои обязанности и самоустранились от подготовки к выборам и обсуждения новой Конституции. Между тем простые ливийцы надеются, что выборы положат конец их страданиям, выведут страну из состояния войны.

Получается замкнутый круг, выхода из которого пока не видно. Чтобы справедливо распределить богатства Ливии, нужны политические решения, которые невозможны без национального примирения. А оно срывается из-за постоянных споров между политиками, в том числе из-за нефти.

Равиль Мустафин, журналист-международник

<< Июль, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ