media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.10.2013

Финансовое ведомство борется с газовой монополией за выплату роялти с "Сахалина-2" в бюджет.

"Известия"

Минфин спорит с "Газпромом" о судьбе роялти (лицензионный платеж) с проекта "Сахалин-2". Финансовое ведомство хотело бы пополнить российский бюджет за счет продажи на экспорт российской доли газа проекта уже с начала 2015 года. Однако этот газ сегодня используют для газификации Сахалинской области и без него регион может остаться без необходимого запаса голубого топлива.

Роялти с проекта в 2012 году, согласно годовому отчету компании "Сахалин Энерджи" (реализует проект "Сахалин-2"), оценивается в $619 млн. На фоне бюджетного дефицита Минфин изыскивает новые средства для его пополнения, и одним из них может стать возврат к схеме денежного возмещения роялти с "Сахалина-2" вместо действующей с сентября 2011-го по декабрь 2014 года схемы выплаты роялти газом.

Источник "Известий" в ведомстве поясняет, что лицензионный платеж в натуральной форме противоречит Бюджетному кодексу. Кроме того, по мнению чиновника, если этот газ пойдет на сжижение в рамках третьей очереди завода СПГ "Сахалина-2", его можно будет продать значительно дороже. В случае если позиция ведомства возьмет верх, предполагается, что средства от роялти станут перечисляться в федеральный бюджет, а также частично — в бюджет Сахалинской области. Еще "Газпром" будет получать дотацию за тот газ, который он поставляет на Сахалин, по цене его выкупа у "Сахалин Энерджи". Однако в эту сумму не включены расходы на транспортировку газа.

Официально в Минфине говорят, что ведомство запросило у "Газпрома" и Минэнерго обоснование о необходимости продления выплат роялти газом, но не получило от них никаких материалов. Поэтому ведомство продолжает придерживаться позиции о газификации Сахалинской области за счет Киринского месторождения "Газпрома" и выплаты роялти деньгами с начала 2015 года. По данным представителя Минэнерго, на данный момент идет формирование баланса добычи и потребления Дальневосточного федерального округа, по результатам которого будет принято решение о необходимости продления распоряжения правительства с определением объема роялти и срока его действия.

Сахалинская область ранее также выступала за газификацию своего региона газом с Киринского месторождения, поддерживая выплату роялти с "Сахалина-2" в денежном виде. Об этом летом заявлял губернатор региона Виктор Хорошавин. По его словам, пролонгировать распоряжение правительства о выплате роялти газом крайне сложно, да и нецелесообразно. Кроме того, по мнению губернатора, предусмотренного им объемов голубого топлива все равно не хватит для растущих потребностей Сахалинской области и соседних регионов.

Однако на совещании в Минэнерго по газификации Сахалина, которое прошло 3 октября при участии замглавы ведомства Кирилла Молодцова, представителей "Газпрома" и местных властей, позиция области несколько смягчилась. Как рассказал один из участников этого совещания, представитель Сахалинской области в Москве Галина Павлова заявила, что власти региона поддерживают позицию "Газпрома" в части получения только роялти в натуральном выражении (95% суммы роялти идет в федеральный бюджет и только 5% в региональный), но категорически выступает против получения прибыльной продукции в виде газа (деньги от ее реализации пополам делятся между федеральным центром и Сахалином).

"Газпром" рассчитывает на продление правительственного распоряжения о выплате роялти газом. По словам начальника Управления координации восточных проектов "Газпрома" Виктора Тимошилова, перспективная потребность центральных и южных районов Сахалинской области в природном газе оценивается более 1,5 млрд куб. м газа в год. Сейчас их закрывает газ "Сахалина-2", с точки зрения существующей в регионе газовой инфраструктуры сохранить газификацию Сахалинской области за счет топлива этого СРП-проекта — самый оптимальный выход. Газ Киринского месторождения, по словам Виктора Тимошилова, должен стать ресурсной базой для газоснабжения в Приморском крае и на севере Сахалина. Нужды потребителей Приморского края оцениваются в 8 раз выше сахалинских: 15,5 млрд куб. м в год против 1,9 млрд куб. м для Сахалина к 2020 году.

Источник в "Газпроме" объясняет, что газопроводы "Сахалина-2" принадлежат компании "Сахалин Энерджи", и чтобы воспользоваться ими для прокачки газа, к примеру, с Киринского месторождения "Газпрома" в соответствии с СРП, нужно будет продать этот газ консорциуму акционеров проекта. А газовая монополия не считает этот шаг целесообразным. Представитель "Сахалин Энерджи" Иван Черняховский не стал комментировать вопрос о том, ведутся ли его компанией переговоры с "Газпромом" о транспортировке газа с Киринского месторождения.

Глава Минэнерго Александр Новак также говорил, что газ с Киринского месторождения нужен для газификации Приморья, а для обеспечения газом Сахалинской области следует продлить действие распоряжения правительства о выплате роялти в натуральном виде до 2041 года. По его словам, это устраивает всех, кроме Минфина. В октябре он говорил журналистам, что вопрос о судьбе роялти с проекта будет решен до конца текущего года.

Замдиректора Центра правовых и экономических исследований ВШЭ и один из авторов соглашений об СРП Михаил Субботин видит экономическую выгоду в предложении Минфина, полагая, что бюджет выиграет от этой схемы. Однако он замечает, что проект строительства третьей линии завода СПГ на "Сахалине-2" еще под вопросом, поэтому расчеты Минфина могут споткнуться о рыночную конъюнктуру. К тому же эксперт подчеркивает, что сначала надо четко решить, откуда брать газ для Сахалинской области и как его доставлять, и лишь потом считать, что окажется более целесообразно: отпускать региону газ или доплачивать деньги в бюджет.

Людмила Подобедова

 

 

Тобольское совещание по нефтехимии прошло в оживленных дискуссиях.

"Российская газета"

На этой неделе президент страны побывал в Тобольске, где принял участие в пуске крупнейшего в России завода по производству полипропилена и провел совещание по проблемам нефтехимической отрасли.

Встреча в Тобольске показала, что далеко не все согласны с решениями, заложенными в отраслевой стратегии, которая реализуется государством. В частности, речь снова зашла об экспортных пошлинах на сжиженные углеводородные газы (СУГ). Вновь обозначились, казалось бы, решенные на предыдущих совещаниях противоречия между представителями нефтехимических компаний Татарстана и Башкирии — одними из потребителей СУГ, — и их производителями, такими компаниями, как "НОВАТЭК", СИБУР, "Газпром" и "Роснефть", которые их производят, используют на своих нефтехимических мощностях и реализуют населению, а невостребованные объемы экспортируют.

"Мы бы предложили вернуться к экспортным пошлинам на СУГи, как было в 2008 году, для того чтобы была конкурентная среда и чтобы уменьшить поставки сжиженных газов на экспорт", — обратился к президенту Альберт Шигабутдинов, генеральный директор поволжской группы "ТАИФ". Предложение сводится к тому, чтобы реанимировать ранее существовавшую схему установления пошлин на сжиженные углеводородные газы, которая была приравнена к экспортной ставке на бензины. Между тем, говорят нефтехимики, это совершенно разные продукты, сферы применения которых различны, а кроме того, фундаментально различны цепочки их производства. Напомним, сегодня ставка пошлины на сжиженные углеводородные газы устанавливается на основе мониторинга цен на ключевом рынке сбыта и никак не привязана к ставке на бензины.

По сути, как полагают эксперты, предлагается вернуться к практике искусственного установления ценовых преференций на внутреннем рынке одним хозяйствующим субъектам в ущерб другим. Вместе с тем в основе государственного стратегического планирования развития в нефтехимической отрасли лежит тезис о том, что сырьевая база отрасли — а это главным образом сжиженные углеводородные газы, — профицитна уже сегодня и с годами на всем горизонте прогнозирования до 2030 года этот профицит будет только нарастать. Экспорт невостребованной части легкого углеводородного сырья — неизбежность, уже имеющая место или приближающаяся для большинства производителей СУГ. И увеличение вывозных таможенных пошлин сейчас может иметь некий положительный ситуативный эффект для отдельных игроков, но в глобальном смысле — это путь, по сути препятствующий развитию отрасли и снижающий инвестиционную привлекательность проектов в сфере нефтегазодобычи и нефтехимии, обсуждали в кулуарах совещания.

На совещании было отмечено, что постоянный пересмотр "правил игры" затрудняет принятие участниками отрасли важнейших и очень крупных инвестиционных решений. Совладелец "НОВАТЭКа" и СИБУРа Леонид Михельсон напомнил коллегам из Татарстана и Башкирии, что в 2008 году "был страшный кризис, и Татарстан, наверное, забыл, что мы вынуждены были в три-четыре раза дешевле поставлять им СУГ. Мы получили поддержку правительства в лице Игоря Ивановича Сечина, нам на 2009 год обнулили экспортную пошлину на СУГ". Тогда же было принято решение правительством выработать формулу расчета пошлины на СУГ, которая уже принята, работает и носит рыночный характер. Михельсон отметил, что в Казахстане экспортной пошлины на СУГ не существует, и нефтехимия тем не менее растет быстрыми темпами. "Вы все время ставите вопрос, что кто-то вам построит ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов) провод до ваших производств. СИБУР сделал это сам и работает с добывающими газовыми и нефтяными компаниями. Почему кто-то должен делать инвестпроект за чей-то счет?" — обратился Михельсон к Шигабутдинову с вопросом.

Казалось бы, почему столь частный в общем-то вопрос, как ставка экспортной пошлины на СУГ, оказался в центре внимания стратегического президентского совещания? Ответ, наверное, заключается в том, что производители СУГ, те же СИБУР, "НОВАТЭК" и "Роснефть", являются сегодня основными действующими и потенциальными инвесторами в российскую нефтехимию. И сохранение стабильных правил на рынке для них — залог уверенности в эффективности своих колоссальных вложений, в том числе в инфраструктурные проекты.

Артем Лукрин

 

 

"Газпром" готовится к холодной зиме в Европе — в подземные хранилища он закачал рекордные 70 млрд куб. м.

"Ведомости"

"Газпром" закачал в свои подземные хранилища газа (ПХГ) в России 69 млрд куб. — на 4% больше, чем было накоплено в 2012 г., сообщила компания. С учетом ПХГ в Белоруссии резерв достигает почти 70 млрд куб. м. "Этот показатель станет максимальным в истории отечественной газовой отрасли", — говорится в сообщении. "Зима будет трудная, экспорт уже сейчас идет на зимних уровнях, а зимние пики невозможно и экономически нецелесообразно проходить за счет добычи", — объясняет представитель "Газпрома".

Правда, продажи "Газпрома" в России и СНГ (включая страны Балтии) падают: за восемь месяцев — на 11 и 21% соответственно, говорит аналитик ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Продажи в СНГ сокращаются в основном из-за Украины. За восемь месяцев она уменьшила импорт на четверть до 14 млрд куб. м.

А российский рынок "Газпром" теряет давно, за пять лет его доля сократилась на 7 п. п. до 73%, а продажи — с 290 млрд до 250 млрд куб. м (данные "Газпрома"). В этом году они вновь уменьшатся — до 245 млрд куб. м, прогнозирует аналитик UBS Константин Черепанов. Рынок у "Газпрома" забирают независимые производители. "Но как мороз ударит, все их клиенты придут к нам", — уверен источник, близкий к "Газпрому". В то же время, по прогнозу Гидрометцентра (есть на сайте), зимой 2013-2014 гг. сильных холодов на большей части России не ожидается.

В результате спада продаж в России и СНГ у "Газпрома" сокращается и добыча: за девять месяцев — на 2,1% до 344,4 млрд куб. м (данные Минэнерго). По итогам года добыча "Газпрома" уменьшится примерно на 1,5% до 480 млрд куб. м, считает Вахрамеев. В 2012 г. она упала на 5% до 487 млрд куб. м.

Поэтому и Вахрамеев, и Черепанов считают, что "Газпром", наполняя хранилища, в первую очередь рассчитывает на европейцев. Европа сейчас единственный растущий рынок для концерна. Экспорт "Газпрома" туда за девять месяцев вырос на 15,5% до 119,4 млрд куб. м. По оценке Черепанова, такая динамика сохранится до конца года: экспорт составит не менее 156 млрд куб. м против 139 млрд куб. м. в 2012 г. Это на 4 млрд куб. м выше летнего прогноза "Газпрома". Новый прогноз подтверждает и источник в "Газпроме".

Параллельно "Газпром", рассчитывая на европейский спрос, закачивает газ и в украинские хранилища. План — 19-20 млрд куб. м. Европа наиболее важна для "Газпрома", там он получает основную выручку и маржу, которая в России минимальна, говорит Вахрамеев. Согласно отчету "Газпрома" по МСФО за 2012 г. экспорт в Европу приносит ему почти 60% выручки от продаж газа, в то время как в продажах на этот регион приходится только треть.

Михаил Серов

 

 

Киев привлек французов и итальянцев к разработке морского шельфа.

"Независимая газета"

Стремление Киева к энергетической самостоятельности приобретает все более зримые очертания. Помимо сланцевого газа Украина начинает с помощью западных партнеров разработку Черноморского шельфа, потенциальные запасы которого оцениваются в триллионы кубометров газа. Если Украина найдет собственные альтернативные ресурсы, то Россия потеряет одного из крупнейших потребителей своего газа.

Правительство Украины одобряет проект по добыче нефти и газа на шельфе Черного моря с участием итальянской компании Eni и французской EdF. Как заявил вчера премьер-министр Николай Азаров, "в рамках указанного инвестиционного проекта объемом до 4 миллиардов долларов до конца текущего десятилетия ожидается увеличение ежегодной добычи нефти и газа на 2-3 миллиона тонн условного топлива". Впрочем, никаких подробностей он не озвучил.

Между тем и так известно, что на фоне затяжных и безрезультатных переговоров с Россией о снижении стоимости импортируемого газа Украина наращивает собственную добычу, возлагая особые надежды на разработку месторождений шельфа Черного моря, а также на добычу сланцевого газа. Более того, власти страны не исключают, что Украина со временем сможет вообще отказаться от импорта газа.

Напомним, что на украинском шельфе Черного моря в настоящее время работает госкомпания "Черноморнафтогаз". К тому же в апреле 2006 года компания Vanco International — 100-процентная "дочка" американской Vanco Energy Company — победила в конкурсе на право заключения соглашения о разделе продукции в пределах Прикерченского нефтегазоносного участка площадью 12,96 тыс. кв. км.

Базовый сценарий проекта обновленной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года предполагает рост годовой внутренней добычи газа с нынешних 20 млрд. до 44,4 млрд. куб. м и сокращение импорта газа до 5 млрд. куб. м. Рост добычи газа предполагается за счет освоения глубоководной части шельфа Черного моря, запасы которого оцениваются от 4 трлн. до 13 трлн. куб. м, а также нетрадиционного газа в виде сланцевого газа, газа плотных пластов и угольного метана.

Российские аналитики считают эти ориентиры достижимыми. "Чтобы уйти от импорта российского газа, Киев развивает проекты по энергосбережению, увеличению добычи собственного газа и угля, — поясняет аналитик компании "Альпари" Владислав Антонов. — Правительство планирует экономить только на освещении до 1,5 миллиарда кубов газа. От увеличения добычи угля, по некоторым оценкам, снижение объемов импорта газа составит 7-9 миллиардов кубометров". Озвученные в последнее время проекты, по его словам, реалистичны, но не в текущей ситуации, когда при росте дефицита бюджета снижаются золотовалютные резервы. "Чтобы приступать к новым проектам, необходимо урегулировать вопрос со штрафными санкциями по 11-летнему соглашению между "Газпромом" и "Нафтогазом", заключенному в январе 2009 года. "Газпром" может предъявить "Нафтогазу" претензии по оплате неотобранного в 2013 году объема газа, и штраф может превысить 5 миллиардов долларов", — считает Антонов.

Теоретически Украина обладает значительными запасами газа, но технологии его добычи не отработаны, поэтому о его широком применении говорить пока рано, считает председатель правления инвесткомпании Concern General Invest Андрей Никитюк.

Кроме того, как считает управляющий директор UFXMarkets Деннис де Йонг, противостояние Москвы и Киева в вопросе транспортировки газа — это существенный риск для Европы, проявляющийся, как правило, в виде перебоев с поставкой энергоресурсов. "По нашему мнению, итальянская Eni и французская EdF выходят на рынок газа Украины для того, чтобы минимизировать этот риск, — полагает он. — Что касается энергетической самодостаточности Украины, то, по нашему мнению, все будет зависеть от качества реализации проектов, в том числе и по сланцевому газу, например, с Chevron в Львовской области и RoyalDutchShell в Донецкой и Харьковской областях".

Украина нуждается в новых кредитах МВФ, но без решения вопроса с субсидированием внутреннего потребления газа эти кредиты вряд ли будут предоставлены, отмечает содиректор аналитического отдела агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг. С другой стороны, радоваться проблемам соседа нам тоже особой причины нет. "Россия теряет одного из крупнейших потребителей сырья, — сетует Бирг. — Впрочем, остается надеяться, что рост потребления в Европе и внутри России способен компенсировать эту потерю".

Между тем российские чиновники вспомнили уже почти забытый проект международного газотранспортного консорциума. Вложение Евросоюзом средств в модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС) косвенно будет подтверждать намерение получать через нее определенное количество российского газа, что может вернуть актуальность переговорам о создании газотранспортного консорциума, заявил вчера посол России в Украине Михаил Зурабов. По словам Зурабова, в настоящее время этот проект выпал из повестки дня. "Я не думаю, что в ближайшее время есть серьезные предпосылки, чтобы этот проект вернулся в повестку", — сказал российский посол. Как сообщалось, премьер Украины Николай Азаров в сентябре этого года заявил о возможности частичной консервации ГТС, обосновывая ее тем, что для страны накладно поддержание мощностей ГТС на уровне 150 млрд. куб. м в год после падения объемов прокачки вдвое и использования мощностей на уровне 60%.

Сергей Куликов

<< Октябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ