media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.11.2015

Чиновники ждут падения добычи в России на 6-10 млн т через два года, поскольку компании переносят сроки разработки месторождений.

"Ведомости"

В 2015 г. Россия планирует добыть 533 млн т нефти, примерно столько же в 2016 г., а "дальше есть вероятность снижения объемов добычи", сообщил во вторник первый замминистра энергетики Алексей Текслер (по "Интерфаксу"). "В 2017 г. добыча может снизиться на 10 млн т (до 523 млн т. — "Ведомости"), но не все компании еще приняли уточненные бизнес-планы", — сказал он. Это консервативный прогноз Минэнерго, целевой уровень на 2017 г. — 527 млн т. Столько же было добыто в 2014 г.

Экспорт продолжит расти, а объем переработки падать — на 2-3 млн т в течение 2015-2017 гг., сказал Текслер. Эта тенденция — результат налогового маневра, вступившего в силу с начала 2015 г.

Добыча начнет снижаться через два года: компании сейчас переносят сроки лицензионных обязательств, что связано с "конъюнктурными аспектами в отрасли", санкциями, компаниям "не хватает фондирования", объяснил Текслер. Так, например, "Роснефть" перенесла сроки освоения Юрубчено-Тохомского месторождения, "Славнефть" (СП "Роснефти" и "Газпром нефти") — Куюмбинского, сказал он. Суммарная пиковая добыча отложенных крупных проектов — 26 млн т в год (без учета шельфовых проектов), говорится в презентации министра энергетики Александра Новака к прошедшей в октябре президентской комиссии по ТЭКу.

Пока добыча в России растет: за первые 10 месяцев — на 1,4% до 444,1 млн т, сообщал "Интерфакс" со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК. Девальвация рубля и гибкая налоговая система позволили не снижать добычу на фоне низких цен на нефть. К тому же у российских нефтяников самая низкая себестоимость добычи в мире: до девальвации в среднем было $4,75 за 1 барр, а теперь снизилась на 20-30%, пишут аналитики Bank of America. Намеренно снижать добычу, чтобы поддержать мировые цены на нефть, страна не будет, не раз заявляли чиновники. "Мы сегодня производим 10,7 млн барр./сутки, снижать объемы добычи не планируем", — говорил недавно Новак.

Если не будет изменено налогообложение зрелых месторождений, есть риски для российской добычи после 2018 г., отмечают аналитики банка. Сейчас министерства обсуждают введение налога на финансовый результат (НФР) и на добавленный доход (НДД). Основной регион работы нефтяников — Западная Сибирь (60% всей добычи). Там больше всего зрелых месторождений. 25 из них находятся на грани рентабельности, говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Добыча на западносибирских месторождениях "Лукойла" упала на 4,4% до 934 000 барр./сутки к концу первого полугодия. "Юганскнефтегаз" (обеспечивает треть добычи "Роснефти") снизил производство нефти в октябре на 3,5% до 1,24 млн барр./сутки по сравнению с началом года, пишут аналитики Citi. Но добыча здесь может вырасти до 1,8 млн барр./сутки к 2018 г. — "Роснефть" увеличила бурение на 30% с начала года, при этом большая часть работ пришлась на месторождения "Юганскнефтегаза", считают эксперты.

Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в 2016 г. Россия будет добывать до 11,05 млн барр./сутки. Сейчас нефть с новых месторождений компенсирует падение добычи на старых. Но санкции, истощение месторождений, сокращение инвестиций негативно повлияют на добычу, указывают эксперты агентства. Снижающаяся добыча на действующих месторождениях будет замещаться ростом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и вовлечением трудноизвлекаемых запасов, обещал Текслер: "После 2025 г. планируем активно заниматься добычей на арктическом шельфе" (цитата по "Интерфаксу"). У России есть потенциал добывать 700 млн т в 2035 г., говорил президент "Роснефти" Игорь Сечин. Но при ужесточении налогового режима добыча, наоборот, может упасть до 310 млн т, предупреждал вице-президент "Лукойла" Леонид Федун.

Стратегия "Башнефти" до 2020 г. — это продолжение устойчивого роста производства нефти за счет поддержания добычи на уровне около 15 млн т в год на зрелых месторождениях в Башкирии, выход в 2016 г. "Бурнефтегаза" на устойчивый уровень добычи в объеме около 2 млн т, а в 2019 г. — выход месторождений им. Требса и Титова на пик добычи в объеме 4,8 млн т, сказал представитель компании.

Представитель "Лукойла" от комментариев отказался. Представители "Роснефти" и "Газпром нефти" не ответили на запросы.

Галина Старинская

 

 

Льготы "Дулисьме" обойдутся государству в 92 млрд рублей.

"РБК daily"

Небольшая нефтяная компания "Дулисьма" семьи Хотиных умудряется получать экспортные льготы быстрее, чем ЛУКОЙЛ. Минфин считает эти льготы неоправданными и оценивает потери бюджета от них в 92,5 млрд руб.

​Потери от "Дулисьмы"

Льгота по экспортной пошлине для нефти Дулисьминского месторождения, лицензия на которое с 2012 года принадлежит компании "Дулисьма" бизнесменов Юрия и Алексея Хотиных, обойдется бюджету в 92,5 млрд руб. до 2033 года. Только в 2014–2017 годах потери будут по 6,6 млрд руб. в год. Об этом говорится в письме министра финансов Антона Силуанова премьер-министру Дмитрию Медведеву (копия есть у РБК), направленном весной текущего года.

О письме знает источник РБК, участвующий в консультациях Минфина по налогообложению нефтяной отрасли. Представитель Минфина от комментариев отказался. Представители компаний "Дулисьма" и "РусОйл" (структура, принадлежащая Хотиным), на запрос РБК не ответили.

Министр финансов указал премьеру на то, что компания "Дулисьма" получила 12 мая 2014 года продление льготы по экспортной пошлине на нефть при разработке одноименного месторождения до 2033 года "в обход установленного порядка их согласования". Под порядком Силуанов имеет в виду согласительные совещания в правительстве, которых, по его информации, в случае с Дулисьминским месторождением не было. Кроме того, министр рассказал Медведеву, что, по его мнению, компания снизила показатель выработки месторождения (отношение суммарного объема добычи к запасам), поставив в январе 2014 года на баланс начальные извлекаемые запасы нефти, исходя из данных геологоразведки 1980-х годов.​ За счет этого они выросли в 2,8 раза, до 23,5 млн т нефти. Дело в том, что льготы по вывозной пошлине на нефть выдаются компаниям при разработке новых месторождений с выработкой менее 5% на 1 января 2014 года. Поэтому запасы выгодно завысить.

В конце октября Минфин использовал "кейс Дулисьмы", чтобы показать неэффективную методику распределения льгот на президентской комиссии по ТЭК. В презентации к докладу Силуанова (копия есть у РБК) есть отдельный слайд с историей льгот для компании Хотиных.

Быстрая льгота

"Дулисьма" продлевает свою льготу с завидной регулярностью и скоростью.

Первое решение о льготе принимал еще вице-премьер Игорь Сечин в ноябре 2011 года: тогда она была согласована всего на 12 месяцев — с 1 января 2012 до 1 января 2013 года. Это решение одобрили все ведомства, включая Минфин.

В феврале 2013 года правительственная комиссия по ТЭК под руководством Аркадия Дворковича приняла решение о прекращении действия этой льготы с 1 марта 2013 года. ​Минфин счел продление льготы необоснованным. Однако, несмотря на это, уже 1 апреля 2013 года (за срок меньше месяца) в результате обращения Минэнерго в правительство, льгота по экспортной пошлине для Дулисьмы была продлена еще на один квартал и с тех пор постоянно продлевалась поквартально.

Источник в Минэнерго подтвердил РБК, что ведомство согласовывало такое продление наряду с Роснедрами, Федеральной таможенной службой и Минэкономразвития. В пресс-службе Минэнерго ситуацию вокруг Дулисьмы не комментируют. Представитель Минэкономразвития Елена Лашкина подтвердила, что ее ведомство согласовало разрешение на продление льготы для Дулисьминского месторождения. В Роснедрах и Федеральной таможенной службе на запрос РБК не ответили.

А 12 мая 2014 года премьер Медведев подписал распоряжение правительства о получении Дулисьминским месторождением льготы по вывозной пошлине на добытую на нем нефть в объеме 16,72 млн т (копия распоряжения есть у РБК). Если сопоставить эту цифру с проектной документацией, получается, что льгота действует до 2033 года.

Так быстро решить вопрос о получении льготы удается немногим.

Например, Иркутская нефтяная компания (ИНК), у которой есть несколько небольших месторождений в Восточной Сибири (в частности, Ярактинское, Марковское, Даниловское и Западно-Аянское), так и не получила льготы по выработанности месторождений, так как Минфин также давал на эту просьбу отрицательное заключение. Об этом рассказал РБК менеджер ИНК, добавив, что компания не теряет надежды получить льготу, но переписывается с профильными министерствами по этому вопросу уже почти два года.

Собеседник РБК в ЛУКОЙЛе утверждает, что процедура получения льготы по экспортной пошлине для выработанных месторождений занимает от 100 рабочих дней и выше от момента направления письма в Минэнерго с полным пакетом документов по разработке конкретного месторождения до принятия решения правительством. В промежутке Минэнерго заказывает своим консультантам из PwC финансово-экономическую модель разработки месторождения, которую впоследствии анализирует еще и Минфин. Собеседник в ЛУКОЙЛе не смог объяснить, как Хотиным удается оперативно продлять льготу при наличии отрицательного заключения Минфина.

Подвели конкурентов

Если "кейс Дулисьмы" будет упомянут в протоколе заседания президентской комиссии по ТЭК, льгота по экспортной пошлине для выработанных месторождений Восточной Сибири может оказаться под угрозой отмены для всех компаний — от "Роснефти" до "Газпром нефти" и ЛУКОЙЛа. Минфин считает, что методика расчета льготы оставляет возможности для манипулирования и хочет заменить ее на налог на добавленный доход, что может оказаться менее выгодно нефтяникам. "Пока это дело правительства. К тому же протокол по итогам президентской комиссии еще не готов", — сказал РБК источник в администрации президента.

Людмила Подобедова

 

 

Российскому бизнесу придется доплачивать за выбросы углекислого газа. Но не раньше 2018 г., успокоил министр природы Сергей Донской.

"Ведомости"

В декабре в Париже пройдет конференция ООН по изменению климата, ее участники должны разработать новое соглашение, которое начнет действовать с 2020 г. вместо Киотского протокола 1997 г. Цель — ограничить рост средней температуры на планете 2°С. Среди предложений российской делегации — ввести экономические инструменты, в том числе внутреннюю "цену на углерод", т. е. плату за выброс углекислого газа (СО2), рассказал вчера Донской.

По его словам, такая плата уже введена в 40% стран, подписавших Киотский протокол. Впрочем, в России она может появиться только после 2018 г., когда в полную силу заработает механизм применения наилучших доступных технологий.

В России для введения платы нужно пройти три подготовительных этапа, объясняет Донской. Сначала Минприроды подготовит методику отчетности предприятий по выбросам парниковых газов, а Минэкономразвития — проект закона об обязательности такой отчетности. Затем компании, выбросы которых превышают 150 000 т CO2-эквивалента в год, должны будут до конца 2016 г. обеспечить передачу Росприроднадзору сведений о выбросах. К началу 2019 г. представлять отчетность будут уже все компании с выбросами более 50 000 т.

Проект поправок в закон об охране окружающей среды, определяющий формирование системы мониторинга, отчетности и проверки, разработан, уточняет представитель Минэкономразвития: документ направлен для оценки дополнительной нагрузки на бизнес и потребителей.
Как только будет создана система отчетности и проверки данных о выбросах, власти будут готовы обсуждать введение в России "цены на углерод", т. е. сбора за выбросы, говорит Донской. Стимулировать предприятия сокращать выбросы можно разными способами, добавляет представитель Минприроды: неналоговые сборы, вычеты из платы за негативное воздействие на окружающую среду, каникулы по платежам при внедрении низкоуглеродных технологий.

Любой сбор, тем более в текущей экономической ситуации, — это дополнительное давление на бизнес, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Вычеты эффективнее сборов: нагрузка на бизнес снижается, это стимулирует модернизацию, формируется инвестиционный спрос на новые зеленые проекты. "Но в любом случае даже после 2018 г. нас будет ждать поэтапный процесс ввода оплаты", — предупреждает он.

Юрий Нехайчук, Иван Песчинский

<< Ноябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ