media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.12.2013

Москва готовится к юридическим разбирательствам с Еврокомиссией.

"Независимая газета"

Газопровод "Южный поток" (ЮП) не попадает под действие норм Евросоюза, заявляют в российском Министерстве энергетики. Однако в Еврокомиссии (ЕК) прямо противоположное мнение. Еврочиновники требуют пересмотреть двусторонние соглашения транзитных стран с Россией, чтобы привести их в соответствие с нормами Евросоюза. При этом сами страны-участницы уже сделали шаг в сторону от подписанных с Москвой соглашений. Шесть стран ЕС — Венгрия, Болгария, Хорватия, Словения, Австрия и Греция, а также Сербия — поручили Еврокомиссии вести от их имени переговоры с Россией по "Южному потоку". Часть экспертов надеются, что до заморозки ЮП дело не дойдет, и Москва пойдет на уступки еврочиновникам.

В споре о "Южном потоке" на фоне украинского конфликта у Москвы и Брюсселя прямо противоположные интересы. Москва хочет покончить с транзитной зависимостью от Украины и оставить ее тем самым без газотранспортных доходов. Это прямо противоречит интересам еврочиновников, которые хотели бы предотвратить дефолт Киева — причем за российские деньги, — а также сохранить ключевую транзитную позицию Украины. Поэтому в идеале Киев и Брюссель хотели бы заморозить ЮП, а Россия — как можно быстрее его построить. Однако этот принципиальный спор облечен в форму юридических разногласий — должен ли ЮП подчиняться нормам ЕС или не должен.

Россия подготовила новый проект соглашения с Евросоюзом о трансграничных газопроводах. Об этом заявил министр энергетики Александр Новак, передает Интерфакс.

Новак добавил, что передать документ представителям ЕС планируется 21 декабря в Брюсселе. По словам чиновников Минэнерго, проект соглашения касается фактически только "Северного потока" и "Южного потока". Подписание соглашения о трансграничных газопроводах могло бы снять разногласия России и ЕС в части применения так называемого третьего энергопакета.

Между тем в ответ на решение стран-участниц передать полномочия переговоров Еврокомиссии ее комиссары подтвердили свою заинтересованность в проекте газопровода и готовность вести переговоры с Россией. "Это является гарантией для нас, что этот проект будет реализован в соответствии с европейским законодательством", — заявил министр иностранных дел Болгарии Кристиан Вигенин.

В начале декабря Еврокомиссия заявила, что использование ЮП в том виде, в каком оно планировалось, не соответствует нормам третьего энергопакета. Евросоюз разрешит эксплуатировать трубопровод, если функции производителя и поставщика газа будут разделены, когда "Газпром" лишится монополии на транспортировку газа по "Южному потоку" и когда ценообразование в газовых сделках России станет прозрачным.

Эксперты пока не готовы предсказать результаты конфликта вокруг ЮП. Передача странами-партнерами переговоров в руки Евросоюза не означает их отказа от обязательств перед Россией, считает ведущий эксперт "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. "Существует определенная процедура расторжения таких договоров, и о ее запуске никто из этих стран не объявлял. То, что они доверили вести переговоры, означает лишь одно — это было сделано для выработки единой согласованной позиции стран как с интересом Евросоюза, так и их собственных интересов. Переговоры в таком формате упрощают достижение компромисса, и на его основе можно быстро внести правки во все подписанные договоры между "Газпромом" и странами — участницами проекта", — уверен Баранов.

Большинство экспертов полагают, что сколько бы ни продолжались переговоры, строительство "Южного потока" заморожено не будет. Они также считают маловероятным сценарий, при котором ЕС будет специально затягивать решение вопроса, чтобы Россия как можно дольше обеспечивала Украину платой за транзит.

"Украина — дополнительный фактор, а не главный", — считает завсектором Института мировой экономики РАН Борис Фрумкин. "При желании трубопроводные поставки с Украины и так могут быть сняты за счет газопровода "Ямал-Европа" и "Северного потока". Новый трубопровод важен для самой Европы уже тем, что крепче привяжет Россию к Европейскому газовому рынку", — добавляет эксперт.

Ни Евросоюзу, ни России, ни странам-партнерам заморозка газопровода не выгодна, а значит, поиск компромисса неизбежен. Но какую цену придется заплатить за него "Газпрому"? Старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова полагает, что переговоры неизбежно затронут текущие тарифы на газ. "Сейчас ЕК будет максимально сбивать цены, и если ранее "Газпром" готов был стоять на ценах выше 230 долларов, то теперь стоимость газа может сократиться до 180-190 долларов за тысячу кубометров, причем контракт может быть долгосрочным с плавающим дисконтом", — считает эксперт.

Евросоюзу тоже придется пойти на определенные уступки, полагает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. "ЕК будет настаивать на предоставлении доступа к половине мощностей "Южного потока" сторонним компаниям. В обозримой перспективе на эти мощности может претендовать только Азербайджан, но он планирует поставлять в Европу только 10 млрд куб. м по газопроводу ТАП (который еще предстоит построить), из которых 8 млрд куб. м должно пойти на юг Италии, чтобы заместить снижение поставок газа из Ливии и Алжира. "Южный поток" должен прийти на север Италии. Все страны, через которые пройдет "Южный поток", будут настаивать на том, чтобы он был максимально наполнен, так как они заинтересованы в получении платежей за транзит газа. Очевидно, что ЕК придется сделать временное исключение для "Газпрома", чтобы он смог заполнить трубу, но они постараются оставить для себя лазейку, чтобы в случае появления на юге Европы стороннего газа он смог бы попасть в "Южный поток", — предполагает Правосудов.

Россия также может попытаться отстоять свою позицию и приоритет договоров с партнерами в Международном арбитражном суде. Однако апелляция, по мнению управляющего активами финансовой компании AForex Сергея Ковжарова, скорее всего ничего не даст. "Кроме того, она растянет сам проект на долгие годы, и время будет упущено. Вопрос в том, что перевесит для России — политические соображения или экономический расчет", — считает эксперт.

Большинство опрошенных "НГ" экспертов полагают, что на время переговоров строительство "Южного потока" не будет приостановлено. "На наш взгляд, проект будет постепенно продвигаться, так как и Россия, и страны, через которые пройдет труба, прямо заинтересованы в ЮП. Возможен сценарий, при котором проект будет реализован лишь частично. Но и это в конечном итоге играет на руку "Газпрому", так как чем ближе проект к финальной стадии, тем выше переговорная сила монополии", — считает главный аналитик UFS IC Илья Балакирев. В пресс-службе "Газпрома" заявили, что перспективы развития проекта они считают положительными, а все основные решения на данном этапе будут приниматься государством.

Алина Терехова

"Россети" могут сократить финансирование инвестпрограмм дочерних компаний на треть. Но выполнить поручение правительства и построить запланированные объекты без господдержки холдинг не сможет.

"Ведомости"

В случае замораживания тарифов дочерние компании "Россетей" (включая ФСК) сократят инвестиционную программу на 2014-2017 гг. на 31% с 1,25 трлн руб. до 861 млрд. В этом случае компании смогут построить 83% от запланированного объема сетей и 73% трансформаторных мощностей. Об этом говорится в презентации Минэнерго, подготовленной к заседанию правительственной комиссии у вице-премьера Аркадия Дворковича, которая прошла вчера (есть у "Ведомостей"). Источник, близкий к компании, подтвердил цифры, представитель "Россетей" от комментариев отказался.

Инвестпрограмма "Россетей" объединяет данные по 19 дочерним компаниям: затраты как вырастут, так и сократятся. Инвестпрограммы МРСК и РК в презентации не расписаны, авторы уделили внимание только планам самой большой "дочки" "Россетей" — ФСК. Она сократит инвестиции на 43% до 352,6 млрд руб. При этом компания сможет построить только 32% запланированного объема сетей и 64% трансформаторных мощностей, т. е. в среднем в 2 раза меньше объектов, следует из презентации. Ранее представитель ФСК объяснял "Ведомостям", что столько компания сможет построить собственными силами, а для полного исполнения инвестпрограммы ей потребуются дополнительные источники финансирования (сохранение расчетов по заявленной мощности между МРСК и ФСК, увеличение платы за техприсоединение генерации, индексация тарифа в 2014 г. и средства институтов развития на строительство и реструктуризацию кредитного портфеля). Решение по этим предложениям еще не принято, сказал представитель ФСК.

Сильно снизить общую стоимость объектов ФСК сложно, потому что строительство 87% инвестпроектов уже начато, говорится в документе. Всего из инвестпрограммы ФСК исключено 267 проектов стоимостью около 291 млрд руб., следует из документа. ФСК собирается расходовать средства экономно, увеличив средний срок строительства с 3,6 до 5,1 года, следует из справки к презентации. В некоторых случаях срок ввода объекта перенесен за 2017 г. В ряде случаев финансирование запланировано в течение 4-5 лет после ввода объекта в эксплуатацию (Минэнерго считает это необоснованным), вводы некоторых объектов запланированы через 3-5 лет после поставки их под напряжение. Это позволит компании отсрочить платежи подрядчикам, объясняет источник в одной из подрядных организаций ФСК. Например, в 2012 г. компания начала заключать контракты, по которым 75% финансирования подрядная организация получает только после ввода объекта в эксплуатацию. Построенные, но не введенные объекты у ФСК есть уже сейчас, говорит собеседник.

Вернуть часть исключенных и перенесенных проектов в инвестпрограммы предложил "Системный оператор" (обеспечивает диспетчеризацию энергосистемы). Некоторые объекты необходимы для присоединение новых потребителей, другие — для снятия ограничений выдачи мощности электростанций, говорит представитель. Например, строительство воздушной линии напряжением 500 МВт Кубанская — Бужора с расширением подстанций (в проекте ФСК перенесено с 2016 на 2020 г.) позволит снять ограничения по присоединению потребителей более чем на 700 МВт, в том числе для промышленного кластера Таманского полуострова, а подстанции "Обнинская" и "Восточная" обеспечат потребителям Калужской, Московской областей и Краснодара еще 334 МВт.

"Размер инвестпрограмм сильно зависит от источников финансирования", — говорит аналитик "ВТБ капитала" Михаил Расстригин. Оценить резервы "дочек" "Россетей" сложно, также на практике трудно подсчитать, насколько компании на самом деле сократят удельные затраты, лучше всего эту проблему решит введение бенчмаркинга и монетарные стимулы для менеджмента, добавляет он. Ранее правительство поручило естественным монополиям сократить инвестпрограммы, но сохранить физические объемы строительства. Пока с этой задачей справилась только РЖД — "Россети и "Газпром" сокращают стройки. "Есть поручение президента о сохранении физических объемов, и в отношении тех менеджеров, которые не смогут его выполнить, будут приниматься кадровые решения", — сказал "Ведомостям" федеральный чиновник. По его словам, параметры сокращения издержек внутри госкомпаний реалистичны и они обязаны искать резервы финансирования внутри своих структур. Предправления ФСК Андрей Муров вчера в эфире радио "Коммерсантъ" сказал, что ФСК активно работает с правительством, чтобы максимально сохранить физические объемы инвестиций. Но это будет возможно при господдержке и реструктуризации кредитного портфеля, заметил Муров.

Алина Фадеева

 

 

Компания раскритиковала поправки в законодательство, которые обязывают нефтяников использовать российское оборудование, технологии и услуги проектных компаний при разработке шельфа.

"Известия"

Компания "Роснефть" выступает против законопроекта, который закрепляет за нефтедобывающими компаниями обязанность использовать при разработке шельфа не менее 70% российского оборудования. Это и другие замечания по пакету соответствующих законодательных инициатив содержатся в письме в комитет по энергетике Госдумы за подписью первого вице-президента и статс-секретаря компании "Роснефть" Ларисы Каланды (текст имеется в распоряжении "Известий"). По словам представителей "Роснефти", в таких "карательных поправках" нет необходимости — госкомпания уже взяла на себя обязательства использовать российские наработки и оборудование.

Как следует из письма Ларисы Каланды, закрепление нормы обязательного участия российских проектных организаций во всех видах и стадиях работ на шельфе может полностью блокировать добычу полезных ископаемых на этих месторождениях.

"Законодательное установление такой нормы станет обязующим для нефтегазовых компаний, но ни к чему не обяжет российские проектные организации. Таким образом, если в каком-либо тендере отечественные проектные организации участие принимать не смогут, работы будут блокированы. В настоящее время информация о всех тендерах, проводимых ОАО "НК "Роснефть", открыто публикуется на сайте компании, и не существует никаких препятствий к участию российских проектных организаций в тендерных процедурах", — пишет топ-менеджер "Роснефти" в Думу.

В общей сложности госкомпания предлагает исключить из рекомендаций консультативного совета при комитете по энергетике Госдумы пять из 12 пунктов. В том числе ключевой: ограничение доли участия российских предприятий в поставках оборудования в размере не менее 70% и закрепление в лицензиях по освоению шельфа обязательства заказывать специальную морскую технику и суда на российских верфях. "Роснефть" утверждает, что уже готова делать это добровольно, поэтому нет необходимости прописывать обязательства в законе. Госкомпания выступает против наказаний для компаний, которые не соблюдают квоты по использованию отечественного оборудования. И денежные штрафы, и увязка предоставления налоговых льгот с фактическим уровнем производства оборудования для шельфа в России, по мнению "Роснефти", приведут к осложнению ситуации.

"Данная мера значительно увеличит бюрократический процесс при проведении работ на шельфе. Предлагаем вместо этого рассмотреть возможность введения налоговых льгот для предприятий, которые участвуют в поставках оборудования для шельфа", — подчеркивает Лариса Каланда в письме в Госдуму.

"Роснефть" также считает нереализуемым предложение депутатов отказать в предоставлении нефтегазовым компаниям специальных таможенных процедур на трубы и оборудование, если эти товары могут быть произведены на российских предприятиях. Не поддержала компания и идею обязательного заключения договоров с профильными российскими вузами для обеспечения кадрами проектов по освоению шельфа. У "Роснефти" уже есть соглашения с Университетом нефти и газа имени Губкина, МГИМО, МФТИ и рядом других региональных вузов, указано в письме.

Глава комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев сообщил "Известиям", что при подготовке окончательной версии законодательных инициатив мнение "Роснефти" учтут. Однако депутат не теряет надежды найти консенсус с менеджментом госкомпании по ключевым инициативам. Например, таким, как обязательное указание в законе доли участия российской промышленности в поставках оборудования для шельфа.

— Процент может быть ниже 70, возможно, 50%, но в законе эта норма нужна. Ведь далеко не все компании, работающие на шельфе, действительно готовы приобретать российское добровольно, — полагает он.

При этом Грачев признает правоту "Роснефти" в ряде замечаний. В частности, он называет спорным пункт о таможенных процедурах для оборудования, аналоги которого могут быть произведены в нашей стране.

— Ряд технических решений в области подводной добычи не имеет аналогов в России и не будут иметь таковых в ближайшее время. Однако если мы пропишем эту норму в законе, кто-то может попытаться доказать обратное, что затруднит процесс закупки необходимого оборудования и затормозит сроки реализации проекта, — считает Грачев.

По его словам, "Газпром" свои замечания по законодательным инициативам так и не прислал.

Источник в "Газпроме" отметил, что в компании не видят смысла в каких-то рекомендациях к думскому документу.

— Необходимость закупать определенный процент российского оборудования может создать трудности для работы на шельфе, поскольку заказчик оценивает конкурентоспособность оборудования по параметру цена-качество, — заявил источник в "Газпроме". Официальные представители "Роснефти" и "Газпрома" от комментариев отказались.

По мнению вице-президента Российского союза нефтегазостроителей Владимира Дробязко, инициативы предложены в целях защиты интересов российской промышленности и экономики страны.

— Если мы сейчас станем тратить бюджетные средства на покупку западной техники для шельфа, то поставим себя в зависимость от зарубежных конкурентов и не сможем создать собственных технологий по освоению шельфа, — считает Владимир Дробязко.

Однако большинство экспертов согласны с тем, что нормы, обязывающие нефтедобывающие компании закупать не менее 70% продукции для освоения шельфа в России, избыточны. Более того, даже не все участники рынка производства оборудования согласны с необходимостью прописывать нормы российского участия в шельфовых проектах законодательно. Председатель правления ОАО "Машпром" Эдуард Гарибян считает, что обязать заказчика выбрать российского подрядчика, всё равно что предложить девушке насильно выйти замуж.

По его мнению, не следует изобретать велосипед: "единственное разумное решение — приобретать проверенные иностранные технологии и запускать производство по ним техники для шельфа в российских условиях".

Людмила Подобедова

 

 

Минфин раскрывает план борьбы с офшорами: появятся инструменты для поиска бенефициаров иностранных компаний, а информацию можно будет получить из офшоров.

"Ведомости"

Бороться с бизнесом, минимизирующим налоги с помощью офшоров, призвал в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин: "Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда".

О разработанном плане рассказал вчера директор департамента Минфина Илья Трунин, готовятся три проекта поправок в Налоговый кодекс: о налоговом резидентстве, о контролируемых иностранных компаниях и о бенефициарных получателях дохода. Задача — не дать компаниям использовать соглашения об избежании двойного налогообложения со странами (например, Кипр, Нидерланды, Ирландия, Люксембург), через которые капитал перекачивается из России в офшоры.

Первый закон касается "материнских компаний", которые "прописались" за рубежом только ради налоговых льгот, а управляются из России: они заплатят налог со всей глобальной прибыли. Второй заставит российские компании платить налог с прибыли, которая оседает на фиктивных "дочках" в низконалоговых юрисдикциях. Если их владельцы — российские граждане, им придется заплатить налог с дивидендов от таких структур (9% вместо, например, 5% по соглашению с Кипром) и с процентов (13% вместо 0%).

Проект о бенефициарных собственниках разрешит применять соглашения об избежании двойного налогообложения, только если на льготу претендует фактический владелец, объясняет партнер PwC Наталья Кузнецова. И сейчас уже почти все соглашения содержат такую оговорку, но нормы нет в российском Налоговом кодексе, хотя Минфин предлагает ввести ее еще с 2010 г., напоминает Кузнецова.

Но зато уже с 2014 г. заработают поправки в Налоговый кодекс, которые могут заставить инвесторов раскрывать таких бенефициаров. Иначе им придется заплатить 30%-ный налог с пассивных доходов, выплачиваемых за границу (после раскрытия деньги можно вернуть). Но этот механизм решает проблему лишь частично, скептична Кузнецова: номинальный владелец публичных бумаг, открывший счет в центральном депозитарии, раскроет лишь первого получателя дохода, а не всю цепочку.

Раскрыть цепочки, по которым деньги идут в офшоры, могут транзитные страны, но российским налоговикам часто не удается получить от них информацию, объясняет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. В 2012 г. около трети запросов ФНС остались без ответа, к тому же Россия обменивается информацией со странами, с которыми подписаны соглашения, офшоров среди них нет. С офшорами нельзя заключать соглашения об избежании двойного налогообложения, но можно об обмене информации, говорит партнер EY Владимир Гидирим.

Минфин считает, что проблема может быть решена. Почти подготовлен законопроект о ратификации конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, рассказал Трунин. Среди участников конвенции — 64 государства, в том числе офшоры. Например, офшоры Белиз, Коста-Рика, классические "холдинговые" юрисдикции — Сингапур, Люксембург, Нидерланды, Мальта, перечисляет Гидирим. Россия сможет получать информацию из стран, с которыми договоров нет, объясняет Захаров. Офшоры уже начинают раскрываться: Британские Виргинские острова, например, предоставляют информацию Великобритании.

Конвенция позволяет получать информацию не только по запросу, но и автоматически на основании общей базы данных, также страны могут предоставлять сведения по собственному желанию, отмечает Захаров. Это очень эффективный механизм, говорит Захаров, ведь страна может присылать информацию в том числе о высокопоставленных чиновниках. Такая практика уже была в начале 2000-х, вспоминает бывший сотрудник ФНС: Швеция и Испания присылали информацию о владельцах иностранной недвижимости.

Маргарита Папченкова

 

 

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ