media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.12.2019

В проект стоимостью около 1 трлн рублей может войти консорциум РФПИ и SABIC.

"Ведомости"

"Газпром" готовит проект строительства газохимического комплекса на полуострове Ямал. Речь идет о производстве полимеров на базе Бованенковского кластера месторождений, рассказали "Ведомостям" четыре человека, знакомых с планами концерна. Предполагаемая мощность завода — около 3 млн т полиэтилена и полипропилена в год, уточняют двое из них.

"Газпром" уже обсуждал привлечение в проект консорциума иностранных компаний во главе с РФПИ. Среди возможных участников проекта несколько собеседников называют саудовскую SABIC и азербайджанскую SOCAR. Встреча одного из зампредов "Газпрома" с саудитами и представителями российского инвестфонда, на которой прорабатывался этот вопрос, состоялась во время "Российской энергетической недели" в октябре. Предварительная оценка стоимости проекта составляет около $15 млрд (примерно 1 трлн руб.), говорит один из собеседников, но возможных сроков реализации проекта не называет.

Представители "Газпрома" и РФПИ отказались от комментариев. В SABIC и SOCAR не ответили на запросы "Ведомостей".

Бованенковский кластер включает в себя три месторождения — Бованенковское, Харасавэйское и Крузенштернское. Они составляют основу нового центра газодобычи, в развитие которого на Ямале "Газпром" активно инвестирует последние 10 лет. В конце 2018 г. была завершена третья стадия разработки Бованенковского месторождения с проектным уровнем добычи 115 млрд куб. м в год. В 2023 г. компания рассчитывает начать промышленную добычу сеноманского газа на Харасавэйском месторождении, в 2025 г. — на Крузенштернском. Суммарная добыча, на которую рассчитывает выйти "Газпром", — около 180 млрд куб. м газа в год. Вместе с вовлечением в разработку более глубоких залежей компания собирается после 2030 г. довести добычу газа на кластере примерно до 217-223 млрд куб. м, что более чем вдвое превышает план на 2019 г. — 95,5 млрд куб. м. Сейчас "Газпром" добывает около 500 млрд куб. м. в год.

На первых порах темпы освоения кластера полностью совпадали с планами "Газпрома" по строительству и загрузке "Северного потока", а затем "Северного потока — 2". Но запасы компании на Ямале позволяют добыть много больше, чем требуется для заполнения новых экспортных газопроводов. "[На Ямале] достаточно ресурсов, чтобы удовлетворить спрос на трубный газ, СПГ и газохимию построить", — цитировал в октябре замминистра энергетики Павла Сорокина "Интерфакс".

Правительство изучает несколько вариантов монетизации этих ресурсов, в том числе через газохимию, подтвердил федеральный чиновник.

С апреля этого года только с участием РФПИ и SABIC проводилась оценка минимум пяти различных проектов общей стоимостью около $20 млрд, знает он. Об одном из них — проекте "Газпром нефти" по запуску в Арктике производства этанола, полиэтилена, полипропилена — в октябре говорил курирующий Арктику вице-премьер Юрий Трутнев, оценивая его стоимость в 1,1 трлн руб.

Проект "Газпрома" отличается от привычной газохимической цепочки с переработкой газа на ГПЗ и выделением из него этана для производства полимеров. "Газпром" оценивает возможность строительства завода мощностью 3 млн т на основе технологии МТО, сказал собеседник. Эта технология позволяет производить этилен и пропилен из сухого газа через предварительное получение метанола, указывает руководитель центра Rupec Андрей Костин. Исходя из предполагаемой корзины продуктов и указанной мощности производства проект, вероятнее всего, должен быть реализован с использованием технологии МТО, соглашается директор практики "Газ и химия" Vygon Consulting Дмитрий Акишин. Даже с учетом сложных арктических условий строительство подобного комплекса может обойтись "Газпрому" в $13-15 млрд, оценивает Костин.

Для Бованенковского кластера такая технология абсолютно оправданна, считает Костин: содержание этана в сеноманских залежах Бованенково и Крузенштернского минимально и для классической газохимии его не хватит. Технология, которой собирается воспользоваться "Газпром", давно набирает популярность в Китае, в России ею все интересуются, но пока подобных заводов никто не запустил, рассказывает Костин. Для получения 3 млн т полимеров "Газпрому" на промежуточной стадии необходимо будет производить около 4-4,2 млн т метанола, подсчитал он, для этого с избытком хватит 5 млрд куб. м сухого газа, которого на Ямале у "Газпрома" предостаточно.

"SABIC уже сейчас один из крупнейших газохимических концернов, но его ресурсная база становится все дороже, — говорит Костин. — Несмотря на относительно высокие капитальные затраты, интерес саудитов к проекту "Газпрома" скорее всего объясняется ожиданием очень низких операционных расходов. Очень дешевый газ и отсутствие затрат на его транспортировку могут дать проекту хорошее конкурентное преимущество".

Мировой спрос на полимеры будет расти на 5-6% в год, прогнозирует Акишин. Но мегапроект в дополнение к Амурскому газохимическому комплексу и еще одному в Усть-Луге, которые предполагается запустить в течение 3-5 лет, может создать дополнительное давление на цены, предполагает Акишин: "Учитывая, что сверхвысоких цен на полимеры в среднесрочной перспективе не ожидается, проекты могут начать конкурировать друг с другом, а это увеличивает риски их окупаемости".

Артур Топорков

 

 

Заводы могут столкнуться с проблемой их сбыта.

"Ведомости"

Производство бензина в России к 2035 г. может вырасти на 13,3% до 45,4 млн т, а дизельного топлива — на 26,6% до 105,5 млн т по сравнению с 2018 г., прогнозирует "Лукойл". В опубликованном компанией обзоре развития мирового рынка жидких углеводородов описано несколько сценариев.

Один — "Эволюция" (поступательное развитие мировой энергетики, национальных программ и долгосрочных планов компаний) предусматривает, что с ростом производства увеличится профицит на внутреннем рынке бензина с 3 млн т в 2018 г. до 7 млн т в 2035 г. В сценарии "Климат" (страны будут стремиться удержать рост температуры существенно ниже 2 °С к 2100 г., инвестируя в низкоуглеродную экономику) профицит может достичь 10 млн т. "Мы не ожидаем существенных проблем с поставками бензина на внутренний рынок вне зависимости от сценария спроса", — говорится в обзоре. На рынке дизельного топлива профицит наблюдается уже многие годы (в 2018 г. его экспорт составил 41,3 млн т), к 2035 г. избыток достигнет 64-70 млн т, ожидает "Лукойл".

Рост производства топлива "Лукойл" объясняет модернизацией заводов. Программа была запущена в 2011 г., когда многие регионы столкнулись с острой нехваткой бензина. Одна из причин — компании не успели модернизировать заводы, а с 2011 г. был запрещен оборот топлива "Евро-2". Позже это требование было отменено, а со всеми нефтяниками правительство подписало соглашения, обязывающие их увеличить выпуск светлых нефтепродуктов. Постепенно Россия переходила на оборот более экологичных видов нефтепродуктов — в 2016 г. была запрещена продажа топлива ниже 5-го класса.

Модернизация продолжается до сих пор. Инвестиции в переработку, по данным Минфина, должны ежегодно составлять 250-300 млрд руб. и к 2025 г. доля светлых нефтепродуктов в выпуске достигнет 75-80% (сейчас — 67-68%, по данным Минэнерго). С 2011 г. производство мазута российскими заводами упало в 1,6 раза до 46,5 млн т, а к 2035 г., по прогнозу "Лукойла", сократится еще на 28 млн т.

Но спрос на топливо на внутреннем рынке стагнирует. Если в 2010-2014 гг. потребление автомобильного бензина выросло на 11%, то начиная с 2014 г. стабилизировалось на уровне 36 млн т и почти не менялось. "Лукойл" объясняет это медленным ростом экономики, увеличением доли экономичного автопарка, а также тем, что спрос на личный транспорт приближается в крупных городах к предельному уровню, ограниченному развитием инфраструктуры.

"Мощности по производству топлива в России растут, потребление стагнирует, соответственно, возникает вопрос, куда реализовывать избытки, — согласен главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. — При более полной загрузке мощностей профицит автобензина в 2035 г. может даже превысить 10 млн т". Общий профицит бензина и дизельного топлива составит порядка 30 млн т к 2035 г., в основном дизельного топлива, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. По ее мнению, избыток дизельного топлива может быть использован для удовлетворения растущего спроса на низкосернистое топливо в бункеровочных хабах — с 2020 г. вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН, ужесточающие требования к содержанию серы в судовом топливе. Но конкуренция на внутреннем рынке бензина может вырасти, поскольку выход на экспортные рынки ограничен внешней конкуренцией, добавляет Грушевенко.

В долгосрочной перспективе конкуренция на экспортных рынках существенно обострится, отмечает руководитель направления "Нефть и нефтепродукты" консалтингового подразделения ценового агентства Argus Сергей Агибалов. Сейчас российские компании направляют на экспорт около 44% дизтоплива, бензина — 10%. Основным экспортным рынком для дизельного топлива останется Европа, продолжает он. Но развитые страны намерены сокращать потребление нефтепродуктов, а развивающиеся, спрос в которых активно растет (Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток), активно инвестируют в создание собственных мощностей по переработке нефти. В итоге за ограниченное число рынков-импортеров, например Африку, Латинскую Америку, будет конкурировать множество производителей, включая Россию и США, говорит Агибалов: весьма вероятно, что не весь экспортный потенциал трансформируется в реальные поставки, "часть заводов может столкнуться с необходимостью оптимизации загрузки и корзины нефтепродуктов". Он и Ежов считают, что ряд заводов могут быть переориентированы на производство сырья для нефтехимии.
Представители Минэнерго, "Роснефти", "Газпром нефти" не ответили на запросы "Ведомостей".

Галина Старинская

<< Декабрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ