Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

18.12.2019

В проект стоимостью около 1 трлн рублей может войти консорциум РФПИ и SABIC.

"Ведомости"

"Газпром" готовит проект строительства газохимического комплекса на полуострове Ямал. Речь идет о производстве полимеров на базе Бованенковского кластера месторождений, рассказали "Ведомостям" четыре человека, знакомых с планами концерна. Предполагаемая мощность завода — около 3 млн т полиэтилена и полипропилена в год, уточняют двое из них.

"Газпром" уже обсуждал привлечение в проект консорциума иностранных компаний во главе с РФПИ. Среди возможных участников проекта несколько собеседников называют саудовскую SABIC и азербайджанскую SOCAR. Встреча одного из зампредов "Газпрома" с саудитами и представителями российского инвестфонда, на которой прорабатывался этот вопрос, состоялась во время "Российской энергетической недели" в октябре. Предварительная оценка стоимости проекта составляет около $15 млрд (примерно 1 трлн руб.), говорит один из собеседников, но возможных сроков реализации проекта не называет.

Представители "Газпрома" и РФПИ отказались от комментариев. В SABIC и SOCAR не ответили на запросы "Ведомостей".

Бованенковский кластер включает в себя три месторождения — Бованенковское, Харасавэйское и Крузенштернское. Они составляют основу нового центра газодобычи, в развитие которого на Ямале "Газпром" активно инвестирует последние 10 лет. В конце 2018 г. была завершена третья стадия разработки Бованенковского месторождения с проектным уровнем добычи 115 млрд куб. м в год. В 2023 г. компания рассчитывает начать промышленную добычу сеноманского газа на Харасавэйском месторождении, в 2025 г. — на Крузенштернском. Суммарная добыча, на которую рассчитывает выйти "Газпром", — около 180 млрд куб. м газа в год. Вместе с вовлечением в разработку более глубоких залежей компания собирается после 2030 г. довести добычу газа на кластере примерно до 217-223 млрд куб. м, что более чем вдвое превышает план на 2019 г. — 95,5 млрд куб. м. Сейчас "Газпром" добывает около 500 млрд куб. м. в год.

На первых порах темпы освоения кластера полностью совпадали с планами "Газпрома" по строительству и загрузке "Северного потока", а затем "Северного потока — 2". Но запасы компании на Ямале позволяют добыть много больше, чем требуется для заполнения новых экспортных газопроводов. "[На Ямале] достаточно ресурсов, чтобы удовлетворить спрос на трубный газ, СПГ и газохимию построить", — цитировал в октябре замминистра энергетики Павла Сорокина "Интерфакс".

Правительство изучает несколько вариантов монетизации этих ресурсов, в том числе через газохимию, подтвердил федеральный чиновник.

С апреля этого года только с участием РФПИ и SABIC проводилась оценка минимум пяти различных проектов общей стоимостью около $20 млрд, знает он. Об одном из них — проекте "Газпром нефти" по запуску в Арктике производства этанола, полиэтилена, полипропилена — в октябре говорил курирующий Арктику вице-премьер Юрий Трутнев, оценивая его стоимость в 1,1 трлн руб.

Проект "Газпрома" отличается от привычной газохимической цепочки с переработкой газа на ГПЗ и выделением из него этана для производства полимеров. "Газпром" оценивает возможность строительства завода мощностью 3 млн т на основе технологии МТО, сказал собеседник. Эта технология позволяет производить этилен и пропилен из сухого газа через предварительное получение метанола, указывает руководитель центра Rupec Андрей Костин. Исходя из предполагаемой корзины продуктов и указанной мощности производства проект, вероятнее всего, должен быть реализован с использованием технологии МТО, соглашается директор практики "Газ и химия" Vygon Consulting Дмитрий Акишин. Даже с учетом сложных арктических условий строительство подобного комплекса может обойтись "Газпрому" в $13-15 млрд, оценивает Костин.

Для Бованенковского кластера такая технология абсолютно оправданна, считает Костин: содержание этана в сеноманских залежах Бованенково и Крузенштернского минимально и для классической газохимии его не хватит. Технология, которой собирается воспользоваться "Газпром", давно набирает популярность в Китае, в России ею все интересуются, но пока подобных заводов никто не запустил, рассказывает Костин. Для получения 3 млн т полимеров "Газпрому" на промежуточной стадии необходимо будет производить около 4-4,2 млн т метанола, подсчитал он, для этого с избытком хватит 5 млрд куб. м сухого газа, которого на Ямале у "Газпрома" предостаточно.

"SABIC уже сейчас один из крупнейших газохимических концернов, но его ресурсная база становится все дороже, — говорит Костин. — Несмотря на относительно высокие капитальные затраты, интерес саудитов к проекту "Газпрома" скорее всего объясняется ожиданием очень низких операционных расходов. Очень дешевый газ и отсутствие затрат на его транспортировку могут дать проекту хорошее конкурентное преимущество".

Мировой спрос на полимеры будет расти на 5-6% в год, прогнозирует Акишин. Но мегапроект в дополнение к Амурскому газохимическому комплексу и еще одному в Усть-Луге, которые предполагается запустить в течение 3-5 лет, может создать дополнительное давление на цены, предполагает Акишин: "Учитывая, что сверхвысоких цен на полимеры в среднесрочной перспективе не ожидается, проекты могут начать конкурировать друг с другом, а это увеличивает риски их окупаемости".

Артур Топорков

 

 

Заводы могут столкнуться с проблемой их сбыта.

"Ведомости"

Производство бензина в России к 2035 г. может вырасти на 13,3% до 45,4 млн т, а дизельного топлива — на 26,6% до 105,5 млн т по сравнению с 2018 г., прогнозирует "Лукойл". В опубликованном компанией обзоре развития мирового рынка жидких углеводородов описано несколько сценариев.

Один — "Эволюция" (поступательное развитие мировой энергетики, национальных программ и долгосрочных планов компаний) предусматривает, что с ростом производства увеличится профицит на внутреннем рынке бензина с 3 млн т в 2018 г. до 7 млн т в 2035 г. В сценарии "Климат" (страны будут стремиться удержать рост температуры существенно ниже 2 °С к 2100 г., инвестируя в низкоуглеродную экономику) профицит может достичь 10 млн т. "Мы не ожидаем существенных проблем с поставками бензина на внутренний рынок вне зависимости от сценария спроса", — говорится в обзоре. На рынке дизельного топлива профицит наблюдается уже многие годы (в 2018 г. его экспорт составил 41,3 млн т), к 2035 г. избыток достигнет 64-70 млн т, ожидает "Лукойл".

Рост производства топлива "Лукойл" объясняет модернизацией заводов. Программа была запущена в 2011 г., когда многие регионы столкнулись с острой нехваткой бензина. Одна из причин — компании не успели модернизировать заводы, а с 2011 г. был запрещен оборот топлива "Евро-2". Позже это требование было отменено, а со всеми нефтяниками правительство подписало соглашения, обязывающие их увеличить выпуск светлых нефтепродуктов. Постепенно Россия переходила на оборот более экологичных видов нефтепродуктов — в 2016 г. была запрещена продажа топлива ниже 5-го класса.

Модернизация продолжается до сих пор. Инвестиции в переработку, по данным Минфина, должны ежегодно составлять 250-300 млрд руб. и к 2025 г. доля светлых нефтепродуктов в выпуске достигнет 75-80% (сейчас — 67-68%, по данным Минэнерго). С 2011 г. производство мазута российскими заводами упало в 1,6 раза до 46,5 млн т, а к 2035 г., по прогнозу "Лукойла", сократится еще на 28 млн т.

Но спрос на топливо на внутреннем рынке стагнирует. Если в 2010-2014 гг. потребление автомобильного бензина выросло на 11%, то начиная с 2014 г. стабилизировалось на уровне 36 млн т и почти не менялось. "Лукойл" объясняет это медленным ростом экономики, увеличением доли экономичного автопарка, а также тем, что спрос на личный транспорт приближается в крупных городах к предельному уровню, ограниченному развитием инфраструктуры.

"Мощности по производству топлива в России растут, потребление стагнирует, соответственно, возникает вопрос, куда реализовывать избытки, — согласен главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. — При более полной загрузке мощностей профицит автобензина в 2035 г. может даже превысить 10 млн т". Общий профицит бензина и дизельного топлива составит порядка 30 млн т к 2035 г., в основном дизельного топлива, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. По ее мнению, избыток дизельного топлива может быть использован для удовлетворения растущего спроса на низкосернистое топливо в бункеровочных хабах — с 2020 г. вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН, ужесточающие требования к содержанию серы в судовом топливе. Но конкуренция на внутреннем рынке бензина может вырасти, поскольку выход на экспортные рынки ограничен внешней конкуренцией, добавляет Грушевенко.

В долгосрочной перспективе конкуренция на экспортных рынках существенно обострится, отмечает руководитель направления "Нефть и нефтепродукты" консалтингового подразделения ценового агентства Argus Сергей Агибалов. Сейчас российские компании направляют на экспорт около 44% дизтоплива, бензина — 10%. Основным экспортным рынком для дизельного топлива останется Европа, продолжает он. Но развитые страны намерены сокращать потребление нефтепродуктов, а развивающиеся, спрос в которых активно растет (Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток), активно инвестируют в создание собственных мощностей по переработке нефти. В итоге за ограниченное число рынков-импортеров, например Африку, Латинскую Америку, будет конкурировать множество производителей, включая Россию и США, говорит Агибалов: весьма вероятно, что не весь экспортный потенциал трансформируется в реальные поставки, "часть заводов может столкнуться с необходимостью оптимизации загрузки и корзины нефтепродуктов". Он и Ежов считают, что ряд заводов могут быть переориентированы на производство сырья для нефтехимии.
Представители Минэнерго, "Роснефти", "Газпром нефти" не ответили на запросы "Ведомостей".

Галина Старинская

<< Декабрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ