19.01.2015
"РБК daily"
Международное энергетическое агентство (МЭА) увидело первые признаки стабилизации на рынке нефти. Агентство впервые понизило оценку роста нефтяных поставок из стран, не входящих в ОПЕК, в 2015 году. Замедление поставок не из ОПЕК приведет к некоторой ребалансировке рынка во втором полугодии, и цены могут повыситься.
Причиной затяжного падения нефтяных цен эксперты МЭА называют макроэкономические трудности по всему миру, которые не позволяют странам активно наращивать потребление нефти, в то время как предложение на рынке продолжает расти. Хотя признаки дисбаланса между спросом и предложением наблюдались уже давно, "мало кто ожидал столь внезапного обвала цен", пишет МЭА в январском отчете. Эксперты считают, что падение цен носит системный характер: "Очевидно, что рынок переживает исторические изменения". ОПЕК, прежде направлявшая цены через управление объемами поставок, в ноябре 2014 года положилась на невидимую руку рынка и отказалась сокращать нефтедобычу.
В четвертом квартале 2014 года мировое предложение нефти продолжало расти опережающими темпами. Если спрос за этот период вырос на 0,39% относительно предыдущего квартала и на 0,62% в годовом исчислении, то предложение увеличилось на 0,6 и 2,6% соответственно, следует из данных МЭА. Но в 2015 году дисбаланс может немного выправиться. Агентство сократило свой прогноз по росту поставок нефти не из ОПЕК на 350 тыс. барр. в сутки — это первое сокращение с июля, когда МЭА начало публиковать прогноз на 2015 год, отмечает Bloomberg. В том числе сокращен прогноз роста североамериканской добычи, но очень незначительно — на 95 тыс. барр. в сутки для Канады и на 80 тыс. для США.
В результате МЭА ожидает некоторой ребалансировки мирового рынка во второй половине года, что может немного восстановить цены. Об этом можно было бы говорить с большей уверенностью, если бы не спрос, остающийся слабым, несмотря на стимул в виде низких цен. МЭА сохранило прогноз роста мирового спроса на нефть в 2015 году на уровне 0,9 млн барр. в сутки. "За несколькими исключениями вроде США низкие цены пока не стимулируют спрос. Дело в том, что обычные преимущества низких цен — рост располагаемых доходов домохозяйств и снижение производственных затрат — нивелируются сложными экономическими условиями", — отмечает МЭА.
На каком уровне цены на нефть достигнут дна, остается только гадать, признается агентство. "Восстановление цен — при условии отсутствия крупных перебоев — не выглядит неизбежным, но признаков того, что рынок развернется, становится все больше", — говорится в докладе.
Рынок позитивно отреагировал на доклад МЭА: 16 декабря стоимость мартовских фьючерсов на баррель марки Brent возросла на 2%, до $49,25. Ранее в ходе сессии цена Brent превышала $50 за баррель. Баррель американской нефти марки WTI с поставкой в феврале подорожал до $46,78, на 1,15%.
Георгий Макаренко, Иван Ткачев
Дмитрий Медведев поддержал идею единой государственной компании по разведке недр
"РБК daily"
Премьер-министр Дмитрий Медведев 18 декабря поставил резолюцию "согласен" на письме заместителя председателя правительства Александра Хлопонина о наделении "Росгеологии" статусом единственного исполнителя госзаказа по программе воспроизводства минерально-сырьевой базы России. В том числе на шельфе, где работают "Роснефть" и "Газпром".
Письмо премьер-министру
Вице-премьер Хлопонин в середине декабря направил письмо главе правительства, которым уведомил премьера о целесообразности сохранения "Росгеологией" формы ОАО вместо наделения ее статусом госкорпорации либо преобразования в госкомпанию (РБК удалось ознакомиться с документом). По мнению вице-премьера, создание госкорпорации потребовало бы прохождения через длительный цикл разработки и принятия федерального закона, что отсрочило бы начало решения "Росгеологией" своих профильных стратегических задач. Он подчеркнул, что для возможности использования механизма частно-государственного партнерства и привлечения проектного финансирования в геологоразведку "Росгеологию" следует наделить особыми полномочиями.
О подготовке решения по статусу и полномочиям компании РБК рассказал источник в "Росгеологии", подтвердили источники в Минприроды и аппарате вице-премьера Александра Хлопонина.
Помимо закрепления формы ОАО предусмотрена возможность наделения "Росгеологии" дополнительными полномочиями, в том числе правом работы на шельфе, включая Арктику. Если компания получит такое право, то сможет составить конкуренцию "Роснефти" и "Газпрому" за нераспределенные федеральные участки недр, требующие геологического изучения.
У компании появится возможность получения по заявительному принципу (без конкурса или аукциона) лицензий на геологоразведку "на участках недр, в пределах которых отсутствуют зарегистрированные в госкадастре месторождения полезных ископаемых". Также "Росгеология" займется региональной геологоразведкой и переоценкой запасов невостребованных месторождений, организацией полигонов для отработки технологий рентабельной добычи нетрадиционных углеводородов (в том числе сланцевых нефти и газа), а также работами на шельфе.
По мнению Александра Хлопонина, для повышения инвестпривлекательности вложений в раннюю стадию геологоразведки и снижения рисков частных инвесторов целесообразно предоставить "Росгеологии" и создаваемым совместно с нею СП (как с российским, так и иностранным участием) право получать лицензии на добычу полезных ископаемых в случае успешного открытия месторождения. Это касается в том числе участков недр федерального значения.
А как единственному исполнителю госзаказа на геологоразведочные работы "Росгеологии" дадут бесконкурсный доступ к заказам на проведение региональных и картографических работ, создание параметрических и глубоких скважин, полный спектр воспроизводства минерально-сырьевой базы по всем видам полезных ископаемых, включая нефть, газ, редкие металлы, алмазы, воду. Также компания сможет выступить заказчиком модернизации, проектирования и строительства флота и оборудования для работы на шельфе, в том числе шельфе северных морей.
В письме излагается просьба о бюджетных субсидиях для "Росгеологии", однако без уточнения суммы. На нужды воспроизводства минерально-сырьевой базы из госбюджета в 2015 году выделено 32 млрд руб. И большая часть этих средств, которые ранее делились на конкурсной основе между различными компаниями, достанутся "Росгеологии".
Не конкурент "Газпрому" и "Роснефти"
То, что Александр Хлопонин действительно писал Дмитрию Медведеву, изложив предложение наделить "Росгеологию" статусом единственного исполнителя госзаказа на геологоразведочные работы, подтвердила РБК его пресс-секретарь Наталья Платонова. Однако от уточняющих комментариев она отказалась, добавив лишь, что решение вступит в силу только по итогам внесения в правительство соответствующих нормативных актов и подписания их главой правительства.
То, что в письме фигурирует предложение предоставить "Росгеологии" право работ на шельфе, подтвердили РБК два источника: в Минприроды и в самой "Росгеологии". Чиновник Минприроды уточнил, что ведомство изначально предлагало вице-премьеру эту инициативу, и об этом давно просила сама компания.
Заместитель генерального директора "Росгеологии" по связям с общественностью и СМИ Антон Сергеев рассказал РБК, что с условием предоставления новых полномочий компания сможет более эффективно справиться с возложенной на нее государством стратегической задачей по воспроизводству минерально-сырьевой базы страны.
По мнению гендиректора Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций "Ассонефть" Елены Корзун, для выполнения задач по расширению доли рынка геологоразведочных услуг, которые прописаны в стратегии "Росгеологии", без дополнительных полномочий не обойтись. "Государству в условиях санкций нужно иметь собственный центр выполнения геологоразведочных работ, с этим лучше справится интегрированный холдинг, чем горстка разрозненных конкурирующих компаний. А в условиях падения цены на нефть и сокращения объема заказов от нефтяных компаний это поможет "Росгеологии" сохраниться на плаву", — отмечает она. Елена Корзун одобряет возможность создания СП частных компаний с "Росгеологией", в том числе по освоению малых месторождений и по разведке нетрадиционных ресурсов, поскольку частные инвесторы не в состоянии самостоятельно нести все риски ранней геологоразведки.
По словам президента Российского геологического общества Виктора Орлова, "Росгеология" не будет прямым конкурентом "Роснефти" или "Газпрома" за шельфовые месторождения. Вместе с тем компания соответствует условиям, предъявляемым по закону потенциальным разработчикам шельфа: она является стратегической госкомпанией, и ее предприятия имеют опыт не менее пяти лет геологоразведки на шельфе. "80% шельфа в РФ уже распределено, однако остались абсолютно неисследованные участки, ими кто-то должен заниматься. "Роснефть" или "Газпром" могут только доразведать уже полученные ими участки. Что касается перспективы строительства нового флота и техники для шельфа "Росгеологией", то без этого ей не обойтись, если компания хочет быть конкурентоспособной в этой области: с изношенной и морально устаревшей техникой, которой сейчас оснащены ее дочерние предприятия, работающие на шельфе, сложно будет всерьез разведывать шельфовые участки", — считает Орлов.
Людмила Подобедова
Государство в 2015 г. собирается получить в собственность инфраструктуру СРП-проектов, которые в России реализуют крупнейшие мировые нефтекомпании
"Ведомости"
Минэнерго и Росимущество готовят распоряжение о порядке передачи государству имущества операторов проектов, действующих по соглашениям о разделе продукции (СРП), сообщила в пятницу Счетная палата по итогам проверок деятельности СРП. Государство компенсировало все возмещаемые расходы по проектам, но так и не получило имущество в собственность, приводятся в сообщение слова аудитора Александра Жданькова.
Передать имущество СРП государству президент и правительство поручили Минэнерго и Росимуществу в 2014 г. По оценке Минэнерго, вопрос будет закрыт в 2015 г., пишет Счетная палата. Представитель Минэнерго подтвердил, что распоряжение готовится, но сроки не назвал. Он также отказался сообщить, все ли СРП должны передать государству свое имущество в 2015 г. Представитель Росимущества не ответил на запрос "Ведомостей".
В России сейчас действуют три СРП: "Сахалин-1", "Сахалин-2" и Харьягинское СРП. Затраты по ним составили $60 млрд. Затраты, подлежащие возмещению ($53 млрд) углеводородами, полностью компенсированы государством, подчеркивает Счетная палата. Доход государства от СРП за весь их срок составил $24 млрд ($15 млрд — в федеральный бюджет, $9 млрд — в региональный).
Оператор "Сахалина-1" — Exxon Neftegas Limited (по 30% у Exxon Mobil и Sodeco, по 20% у "Роснефти" и индийской ONGC). СРП включает три месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на шельфе Сахалина. Оператору проекта принадлежат две платформы, нефтепроводы, береговой комплекс подготовки нефти, экспортный терминал и морской причал.
Инвесторы "Сахалина-1" также договорились построить СПГ-завод, напоминает Жданьков, но это приведет к удорожанию проекта и снижению доходов государства от него. В то же время из-за того, что до сих пор не решен вопрос об экспорте газа с месторождения Чайво, недополученный доход государства уже достиг $4,3 млрд. Представители Exxon и "Роснефти" не ответили на запрос "Ведомостей".
Оператор "Сахалина-2" — Sakhalin Energy (50% плюс 1 акция у "Газпрома", 27,5% у Shell, 12,5% у Mitsui, 10% у Mitsubishi). СРП включает два месторождения: Пильтун-Астохское и Лунское на шельфе Сахалина. Sakhalin Energy принадлежат три платформы, морские и наземные газопроводы, комплекс подготовки газа и конденсата, завод по производству СПГ мощностью 10 млн т в год и экспортный нефтяной терминал.
Сейчас акционеры проекта обсуждают возможность строительства еще одной линии завода СПГ на 5 млн т в год. Решение планируется принять в этом году. В пятницу представитель "Газпрома" не ответил на запрос. Представитель Shell отказался от комментариев.
Оператор Харьягинского СРП — компания "Тоталь разведка разработка Россия" (40% у Total, 30% у Statoil, 20% у "Зарубежнефти" и 10% у Ненецкой нефтяной компании) разрабатывает Харьягинское месторождение в Ненецком автономном округе. В пятницу представитель Total был недоступен для журналистов.
Передача инфраструктуры СРП государству — технический момент, особенно если затраты на ее строительство уже компенсированы, отмечает руководитель отдела "Корпорации" агентства Fitch Максим Эдельсон. Форма взаимодействия государства с инвесторами СРП от этого едва ли изменится, но, возможно, после передачи имущества им придется вносить арендную плату за его использование, например, продукцией, говорит он.
Из-за передачи имущества государству иностранные компании могут отказаться инвестировать в расширение инфраструктуры СРП, например в строительство новых СПГ-мощностей, предупреждает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Разумнее было бы забирать имущество СРП после истечения срока их действия, уверен он. С этим согласен консультант по одному из СРП: все соглашения очень индивидуальны, могут возникнуть трудности при инвестициях в новую инфраструктуру.
Михаил Серов