media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.01.2016

Газовое противостояние России и Украины в 2016 году вспыхнуло с новой силой.

"Новые Известия"

В начале 2016 года российско-украинские газовые отношения, традиционно сложные и запутанные, зашли в полный тупик. Сразу после новогодних каникул Украина объявила, что отказывается приобретать российский газ по предложенной цене в 212 долларов за кубометр, считая ее чрезмерно завышенной. Российская же сторона в свою очередь настаивает на банальной нехватке денежных средств у Киева на покупку даже по такой цене. Эксперты между тем подсчитывают, кто больше выиграет от замораживания газовых поставок.

Как заявил на минувшей неделе премьер-министр Украины Арсений Яценюк, "мы не покупаем газ в России, потому что мы покупаем газ в ЕС дешевле, чем предложила нам Россия". По его словам, средняя стоимость приобретения газа в ЕС — около 200 долларов. Российская же цена с 1 января 2016 года, даже с учетом скидки в 17,7 доллара, составила 212,3 доллара за тысячу кубометров.

Компания "Нафтогаз" Украины рапортует о готовности пройти текущий отопительный сезон без новых закупок российского газа — за счет реверсных поставок из Европы и того объема, что хранится в подземных газовых хранилищах (ПГХ). По данным оператора газотранспортной системы "Укртрансгаз" на 13 января, баланс газа в украинских ПХГ составил 12,5 млрд. кубометров, что на 2,3 млрд. больше, чем было год назад. Кроме того, как утверждает директор по развитию бизнеса компании "Нафтогаз" Юрий Витренко, Киев может получать из Европы около 20 млрд. кубометров газа в год, что полностью перекрывает все потребности по импорту за вычетом отдельных экстренных ситуаций или пикового потребления.

Россия же устами министра энергетики Александра Новака заявляет, что причина отказа со стороны Киева закупать ее газ кроется исключительно в отсутствии денежных средств для оплаты сырья. Напомним, что ранее, в 2015 году, по линии ЕС — Украина — Россия были достигнуты договоренности по "зимнему пакету" поставок. В соответствии с ними в период с 12 октября по 25 ноября Украина закупила 2,383 млрд. кубометров газа на сумму 542 млн. долларов. Причем 500 млн. долларов были предоставлены Украине по кредитной линии Еврокомиссией, а купленный газ пошел в ПХГ, из которых в зимний период производятся недостающие поставки в Европу.

"В настоящий момент Украина претендует на новый пакет финансовой помощи со стороны ЕС. И то, что ЕС при этом диктует условия, откуда производить закупки на выделенные средства, вполне нормальное требование", — высказал мнение в беседе с "НИ" президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.

Обвинения в адрес Москвы по поводу завышения цены большинство экспертов считает продиктованным в основном политическими мотивами, так как 212 долларов — вполне приемлемый по европейским меркам уровень. Кроме того, реверсный газ, на который так уповает Украина, технически является все-таки российским, просто транзитным. Когда реверс носит виртуальный характер — например, из Словакии, — еще возможно отсутствие наценки. В этом случае технически транзитный российский газ не покидает украинского трубопровода, а Словакия с Украиной просто проводят между собой расчеты о его оплате.

А вот в случае с реверсом из Польши, когда газ сначала по транзиту проходит в Польшу, а потом возвращается на Украину, избежать накрутки цены просто нереально. "В любом случае для России даже выгоднее работать в обход Украины с восточноевропейскими партнерами, которые исправно платят за приобретаемый газ", — отметил в беседе с "НИ" ведущий научный сотрудник Центра экономических исследований РИСИ Владимир Блинков.

Впрочем, острой ситуации пока нет, считает Владимир Фейгин, так как Россия остается основным поставщиком в Европу, занимая до 40% всего рынка. "Что касается Украины, то запасы газа в ПХГ все равно необходимо будет восполнять — не сейчас, так во втором-третьем кварталах", — подвел итог эксперт.

Арина Раксина

 

 

Снятие санкций с Ирана вызвало новый виток снижения нефтяных цен и курса рубля.

"Российская газета"

Иран снял с себя оковы международных санкций и приступил к борьбе за возвращение на мировой рынок сырья. Нефть тут же рефлекторно опустилась ниже 28 долларов за баррель Brent. Биржи нефтяных стран синхронно дрогнули, доллар легко взял высоту в 79 рублей, а официальный курс ЦБ на вторник прибавил более двух рублей. Но "черного понедельника" все ж таки не случилось.

Поставки из Ирана будут здорово давить на нефтяные цены вниз, но по своему значению в обозримом будущем не перекроют фактор Китая, считают эксперты "РГ". Выход Ирана на мировой рынок сырья в качестве полноценного игрока был предсказуем и уже во многом заложен в цены нефти и курсы валют.

Впрочем, есть еще большая интрига, как быстро Иран сможет нарастить объемы добычи и почем будет предлагать свою нефть, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Иран никто, кроме аналитиков, на рынке сырья не ждет, поскольку предложение нефти значительно (сейчас на 1,5 миллиона баррелей в сутки) опережает спрос. Чтобы отвоевать свою долю рынка, он будет продавать сырье со скидкой в два доллара с барреля, в Европе иранская нефть начнет конкурировать с российской. Вместе с тем заявления Ирана о готовности нарастить добычу на миллион баррелей в сутки в течение 6-7 месяцев скорее рассчитаны на соседей по Персидскому заливу и коллег по ОПЕК. Битва пойдет за Китай и другие страны Юго-Восточной Азии, а также за Европу, где доля Ирана до "ядерных" санкций составляла свыше 40 процентов импорта. К встрече картеля в июне Иран сумеет нарастить добычу на 0,5 миллиона баррелей в сутки, а во втором полугодии — еще на полмиллиона.

а это время Иран распродаст запасы и возобновит разработку законсервированных месторождений, отмечает Сергей Пикин. Тогда-то в июне ОПЕК придется все-таки принять какое-то решение по своим квотам — в декабре организация не сделала этого во многом потому, что не понимала, как скоро иранская нефтяная промышленность сможет выйти на полную мощность. Эксперт сомневается, что ОПЕК найдет в себе силы принять решение по квотам ранее июня, на внеочередном заседании.

Решение это будет нетривиальным, поскольку если ОПЕК захочет остановить спад цен, кому-то из членов картеля придется сильно ограничить аппетиты. Как сообщил в понедельник секретариат ОПЕК, по итогам 2015 года добыча членов организации составила 31,8 миллиона баррелей в день, то есть приняла неконтролируемый характер. И это еще без иранской нефти. Действующие квоты ограничивают выпуск нефти стран — членов организации экспортеров нефти 30 миллионами баррелей в сутки. Главным сторонником сохранения высокого уровня добычи в ОПЕК является Саудовская Аравия.

Сам факт возвращения Ирана на мировой нефтяной рынок в качестве полноценного игрока будет давать о себе знать еще в течение недели, но в обозримой перспективе на первый план опять выйдут "проблемы роста" Китая, главного растущего потребителя нефти, считает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. В первую очередь надо будет следить за макроэкономической статистикой оттуда: признаки стабилизации в Поднебесной могут "развернуть" рынки, дать некоторое улучшение по нефти, а значит, и по рублю, надеется Лисоволик. Но, обращает он внимание, китайский фактор, в отличие от иранского, гораздо менее предсказуем и чреват большими проблемами.

Первоначальная острая реакция рынков "на Иран" уже в понедельник смягчилась. Основной индикатор Московской фондовой биржи (индекс ММВБ) открылся падением ниже круглой отметки 1600 пунктов, но затем перешел к небольшому росту. Падение индекса РТС было достаточно умеренным, а к середине дня и вовсе сошло к нулю. Баррель Brent на лондонской бирже ICE вернулся выше уровня в 29 долларов. Так что в целом говорить о какой-то обостренной реакции на возвращение Ирана нельзя, считает Ярослав Лисоволик. Доллар и евро прибавили к рублю по одному проценту, но это укладывается в уже ставшие обыденными ежедневные колебания валют.

Укрепление рубля произойдет, когда цены на нефть вернутся к уровню 50-60 долларов за баррель. Это возможно через 2-3 года, дал прогноз вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью Bloomberg TV в рамках Азиатского финансового форума в Гонконге. Он также рассказал, что Россия потеряла из-за санкций с начала прошлого года 0,5 процента ВВП, а из-за снижения стоимости нефти — 3 процента.

А министр экономического развития Алексей Улюкаев считает, что стабилизация рынка нефти наступит к концу первого квартала. Дальше начнется рост цен, который станет одним из факторов укрепления рубля.

Пока же цена нефти из Северной Дакоты упала ниже нуля — один из трейдеров запросил 50 центов за "покупку" барреля этой высокосернистой нефти, сообщило агентство Bloomberg. Дорогостоящая сланцевая добыча в США и Канаде споткнулась о низкие цены. Из-за этого ОПЕК теперь ожидает сокращения добычи в странах, не входящих в картель, на 660 тысяч баррелей в сутки в 2016 году.

Игорь Зубков

Один из архитекторов российской налоговой системы — замминистра финансов Сергей Шаталов — покинул пост. Ее новым куратором может стать директор налогового департамента Минфина Илья Трунин.

"Ведомости"

О возможном назначении Трунина "Ведомостям" рассказали три федеральных чиновника. Замминистра финансов Сергей Шаталов, с середины 90-х гг. формировавший российскую налоговую систему, покинул свой пост 15 января: распоряжение об освобождении от должности в связи с его выходом на пенсию опубликовано в понедельник.

Шаталов может остаться внештатным советником, знают два чиновника и подтверждает представитель Минфина. Информацию о возможном назначении Трунина представитель комментировать не стал, как и сам Трунин. Проекта распоряжения нет, утверждает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Новые вызовы

Перед новым замминистра будут стоять и новые задачи. Минфин становится мегарегулятором по доходам и будет отвечать за 90% доходов расширенного правительства (см. график, указ президента опубликован в понедельник).

Новому замминистра придется курировать не только Федеральную налоговую (ФНС), но и Федеральную таможенную службу (ФТС), и Росалкогольрегулирование (РАР). ФНС будет контролировать информационные потоки таможни и РАР, а разногласия между тремя службами предстоит снимать Минфину, говорят чиновники. Это политические задачи, а Шаталов был опытным политиком, говорит федеральный чиновник, с другой стороны, Трунин хорошо знаком с таможней.

Противоречий между ФНС и ФТС достаточно, признают сотрудники обеих служб. ФТС категорически против того, чтобы ключевые решения принимались ФНС, говорит сотрудник таможенной службы. А министр финансов Антон Силуанов ждет эффекта для бюджета от объединения администрирования уже в первом полугодии 2016 г.

С передачей сбора страховых взносов ФНС борьба с социальным блоком правительства не прекратится, говорит чиновник аппарата правительства: дискуссия о передаче полномочий ПФР шла очень долго, теперь Минфину вместе с ФНС предстоит побороться и за часть сотрудников ПФР.

Еще один фронт борьбы — с отраслевыми лоббистами: как среди чиновников, так и в бизнесе. В первую очередь с нефтяниками, нагрузка на которых может быть увеличена, ждут чиновники. Трунину еще нужно учиться часто в одиночку вести аппаратную борьбу, говорит налоговый консультант крупной аудиторской компании: раньше политические споры на себя брал Шаталов. Ему нужен политический вес, опасается чиновник ФНС. Опыт борьбы с лоббистами у Трунина есть, его знают и вице-премьеры, и в Кремле, и руководители крупнейших госкомпаний, говорит другой федеральный чиновник.

По незначительным вопросам Трунин может сопротивляться меньше Шаталова, но по принципиальным — держать оборону до конца, продолжает он: аппаратный вес он накачает быстро. Вряд ли с приходом Трунина с Минфином станет легче договариваться, уверен чиновник одного из отраслевых министерств.

Трунин давно работает с нефтяниками и в курсе всех проблем, согласен консультант нефтегазовой компании: он твердо отстаивает свою позицию, несмотря на давление, веса ему хватит. Как экономисту, ему будет даже проще найти новые аргументы, говорит чиновник.

Бизнес доволен

Бизнес хорошо знает Трунина, говорит бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков (отвечал за налоговую политику): к нему часто обращались еще до совещаний, зная, что он играет важную роль в формировании позиции Минфина. Шаталов — противник льгот, считает, что они ведут к созданию схем и дырам в бюджете, и, хотя Трунин тоже против них, он больше прислушивается к мнению бизнеса, замечает член РСПП, до него донести позицию проще.

Трунин говорил ранее "Ведомостям", что является противником многочисленных льгот, когда основной аргумент — достаточно снизить ставку или освободить от налога и вырастет экономическая активность, снизится уклонение от налогов, а доходы бюджета превысят потери от льгот. Нельзя рассчитывать на рост доходов только лишь от снижения ставок, уверен он. Индивидуальные льготы он считает опасными: как только они появляются, то "вероятность того, что вскоре эта льгота будет расширена, составляет чуть более чем 100%". А отменить льготы, пусть и введенные на время, очень сложно. Лучше сделать универсальным налог с низкой ставкой и широкой базой, чем налог с высокой ставкой и множеством исключений, считает Трунин.

Трунин, чтобы сделать вывод, ориентируется на мнение многих, для него важно знать все точки зрения, вплоть до самых экзотических, говорит партнер KPMG Михаил Орлов. Он общается с внешними экспертами, что отличает его от большинства чиновников, отмечает Беляков. Трунин — ученик Егора Гайдара, а это значит, что он открыт к чужому мнению, согласен федеральный чиновник.

Вряд ли что-то поменяется для бизнеса, считает сотрудник нефтяной компании, но в любом случае назначение именно Трунина — наилучшее решение из всех возможных. Перед Труниным стоит вызов — удержать планку, которую задал Шаталов, рассуждает Беляков.

Елизавета Базанова, Филипп Стеркин, Алина Фадеева

 

 

Власти запретят госкомпаниям избегать конкурсов и аукционов.

"РБК daily"

Правительство перекроет госкомпаниям самые популярные пути обхода закона о закупках: запретит изобретать новые способы закупок, изменять заключенные договоры. Это приведет к срыву инвестпрограмм, возражают монополии.

​Правительство готово серьезно ужесточить закон о закупках для госкорпораций, госкомпаний и естественных монополий. Внесенный им в Думу пакет поправок к закону о закупках компаний с госучастием (223-ФЗ), в частности, запретит использовать не предусмотренные законом способы закупок, а из перечня законных исключит "иные" способы, рассказали РБК несколько участников специального совещания, которое состоялось на прошлой неделе в комитете Госдумы по экономической политике.

Набор разрешенных законом способов закупок госкомпаний предложено ограничить конкурентными (конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений), закупкой у единственного поставщика и закрытыми закупками (если предмет закупки является государственной тайной). Все конкурентные закупки будут проводиться только в электронной форме.

Лазейки в законе

Сейчас использование компаниями с госучастием "иных" способов закупок законно. Счетная палата при каждой проверке госкорпораций "открывает" для себя какой-нибудь новый способ, говорил на совещании в Думе аудитор Максим Рохмистров. На официальном сайте zakupki.gov.ru содержится информация о 3,4 тыс. наименований способов закупок, говорит РБК генеральный директор электронной торговой площадки "Фабрикант" Сергей Габестро. Речь, в частности, о таких закупках, как "закупки на основе устойчивых хозяйственных связей", "безальтернативный выбор", ЦЕЗ, "конкурентный лист", перечисляет эксперт. Заказчики часто используют "иные" способы, избегая объявления конкурсов и аукционов, требования к которым установлены гражданским законодательством, указывает Габестро. По его словам, доля таких закупок составляет 41% от общего объема объявленных закупок, в большинстве случаев для потенциальных поставщиков они малопонятны и неконкурентны.​

В ряде случаев "иными" способами закупки маскируют закупки у единственного поставщика — это преобладающий способ для компаний с госучастием (стоимостная доля за 2014 год — 48% от общего объема объявленных закупок), говорит Габестро.

Правительственные поправки ограничивают возможность проведения закупок путем запроса котировок и предложений: запрос котировок будет возможен при начальной максимальной цене договора не выше 7 млн руб., запрос предложений — при максимальной цене договора 15 млн руб. Аукционов и конкурсов почти не проводится, пояснял на совещании в Думе директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. Отказаться от заключения договоров с победителями конкурентных закупок заказчики не смогут, также будет запрещено менять существенные условия договоров после их заключения.

По словам Чемерисова, отмена результатов конкурса в случае победы неугодного поставщика — одно из самых распространенных злоупотреблений при исполнении закона о закупках для компаний с госучастием. Еще одно — объявление небольших торгов с непривлекательными условиями, в которых никто не хочет участвовать, с последующим изменением договора с угодным поставщиком в лучшую для него сторону, говорит чиновник.

"Газпром", РЖД против

Поправки правительства вызвали замечания бизнеса и думских юристов, потому не были приняты палатой до конца 2015 года, хотя чиновники на этом настаивали, сказал на совещании в Думе председатель комитета по экономполитике Анатолий Аксаков. Так, "Газпром" обратился к руководству страны и в Думу, "чтобы резкими движениями [поправками] не остановить процесс закупок госкорпорации", сообщил участникам думского совещания член правления концерна Владимир Марков. В частности, монополия возражает против запрета отказываться от заключения договоров с победителями конкурсов, и "дело не в том, угоден он или не угоден" — у "Газпрома" очень узкий круг подрядчиков по крупным стройкам, потому что только они, например, могут строить трубопроводы, пояснил Марков. Кроме того, у большинства проектов компании есть временные сроки, которые обязательно должны быть соблюдены, добавил представитель компании.

Проблема даже не в том, что может победить недобросовестный контрагент, а в том, что он может добросовестно заблуждаться — потеряет деньги на банковской гарантии, а инвестиционная программа компании останется невыполненной, поддерживала коллегу представитель "Российских железных дорог" — начальник Центра организации закупок РЖД Ирина Митичкина. Компании также обеспокоены запретом на изменения заключенных договоров и ограничениями на запрос котировок и предложений: они приведут к тому, что у крупных компаний никогда не будет возможности проводить эти быстрые закупки — она сохранится лишь у небольших заказчиков. В целом поправки существенно ограничивают хозяйственную деятельность компаний, что противоречит положениям гражданского законодательства, резюмировали представители "Газпрома" и РЖД.

Единственное требование законопроекта — называть вещи своими именами: если объявлен конкурс, то не нужно по его итогам заключать договор с единственным поставщиком, возражала представитель Федеральной антимонопольной службы Татьяна Демидова. Она напомнила представителю "Газпрома" об объявленном в ноябре 2015 года, за неделю до подачи заявок, тендере на строительство газопровода "Сила Сибири" на 156 млрд руб., который в декабре был отменен после критики ФАС — в извещении не было конкурсной документации, а требования к подрядчику были избыточны, писали тогда СМИ.

Компании лишь защищают свои узкокорпоративные интересы и возможность манипулировать результатами конкурсов, критиковал представителей монополий аудитор Счетной палаты Рохмистров. Уровень конкуренции по закону о закупках компаний с госучастием близок к нулю и ежегодно лишь сокращается, заявил Рохмистров и подтвердил Чемерисов. В то же время средний уровень конкуренции по более строгому к заказчикам закону о контрактной системе (44-ФЗ) составляет три участника на каждую закупку и ежегодно увеличивается, сказали аудитор и чиновник.

Действующий закон устанавливает лишь общие принципы осуществления закупочных процедур такими компаниями, как "Газпром", РЖД или "Росатом", пояснил РБК партнер компании "Деловой фарватер" Дмитрий Липатов. В реальности все закупки такими компаниями осуществляются исключительно на основании положений о закупочной деятельности, принимаемых в качестве локальных нормативных актов этих организаций. Из-за отсутствия должного регулирования заказчики достаточно вольно определяют способы закупок; в большинстве случаев способ установления закупок (каких угодно) дает возможность заказчикам приводить "свои", "удобные" компании, осуществляя таким образом закупки у единственных поставщиков, отмечает Липатов.

Предложениями правительства воля естественных монополий будет ограничена, и закон обяжет заказчиков учитывать в том числе и желания остальных компаний участвовать в закупках, считает Липатов. Установление исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок и перевод их в электронную форму поможет обеспечить конкуренцию при проведении процедур и увеличить среднее число участников, согласна заместитель гендиректора Национальной ассоциации института закупок Мария Семенова. Обязательное заключение договора по итогам любой конкурентной закупки создаст предпосылки для дополнительного привлечения новых поставщиков, поскольку исключит вероятность необоснованного отказа заказчика от заключения договора с добросовестным победителем, полагает эксперт.

В правительстве единства по поводу поправок нет, при работе над ними будут учтены аргументы всех заинтересованных сторон, обещал Аксаков. Многие предложения правительства могут быть отклонены или скорректированы, не исключил депутат.

Светлана Бочарова, Алиса Штыкина

 

 

<< Январь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ