Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.03.2015

Развитие ТЭК в ближайшие 20 лет потребует 2,5 триллиона долларов инвестиций.

"Российская газета"

"Легких" денег в топливно-энергетическом комплексе будет все меньше, но это не снимает задач Энергетической стратегии страны. Ее итоговый вариант, рассчитанный до 2035 года, правительство намерено рассмотреть осенью.

Премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по подготовке Энергетической стратегии России на период до 2035 года. "Осенью после окончания обсуждения, может быть, мы еще раз соберемся, а потом рассмотрим на заседании правительства окончательный вариант этого документа", — огласил он примерный план работы над стратегией. После ее утверждения министерства и ведомства приступят к подготовке генеральных схем развития отдельных отраслей ТЭК.

Проект документа предусматривает два сценария развития ТЭК — консервативный и целевой. Разница между ними есть, но не в том, что касается главных задач. "Нам нужно обратить внимание на то, что наш ТЭК должен на 100 процентов обеспечивать безопасность страны. Это и услуги ЖКХ, и сельское хозяйство", — заявил председатель правительства. Кроме того, в этой энергетической безопасности должны быть все регионы страны, включая Калининград и Крым.

Дмитрий Медведев обратил внимание, что при подготовке Энергетической стратегии крайне важно правильно оценить те изменения, которые происходят в мировой энергетике: "открещиваться от них и не замечать нельзя". Раз в 50-60 лет в мире обычно происходит энергетическая революция: появляются новые виды топлива, новые производители, новые технологии добычи и переработки.

Для России же актуально не только идти в ногу со временем, но и активно решать накопившиеся проблемы в энергетической отрасли, многие из которых перешли по наследству из предыдущей модели экономики. Это — устаревшие оборудование и инфраструктура, технологическая отсталость на многих предприятиях, в ряде случаев не хватает конкуренции.

— Очевидно, что в дальнейшем мы будем и обязаны опираться на потенциал в энергетической сфере, модель, когда ТЭК и вся экономика развивалась только от увеличения добычи на освоенных месторождениях и экспорта энергоресурсов — эта модель не работает. "Легких"  денег будет все меньше, — заявил глава правительства. — В стратегии должны быть предложены оценки производства и потребления энергоресурсов и решения проблем, в том числе доставшиеся от прежней экономики.

При технологическом обновлении отрасли принципиальное значение имеет упор на отечественные разработки. ТЭК — одна из тех отраслей экономики, которая генерирует стабильный и платежеспособный спрос на современное оборудование, а значит, может способствовать процессам импортозамещения. "Рассчитываем, что за счет импортозамещения, локализации производства, за счет технологических союзов доля импортного оборудования и материалов для ТЭКа существенно сократиться, — подчеркнул Медведев. — В проекте стратегии говорится о том, чтобы к 2035 году — это, правда, еще весьма нескоро, по понятным причинам — эта доля не превышала 10 процентов. Во всяком случае, как ориентир определенный индикатор задать нам нужно".

Санкции западных стран дали также дополнительный стимул для активизации отношений между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Не стала исключением и энергетическая отрасль. Перед нефтегазовыми компаниями России поставлена задача кратно увеличить поставки нефти и газа в азиатские страны. Но при этом не забывать и о клиентах на Западе. "Не в ущерб нашим европейским потребителям, мы должны наращивать свое присутствие на новых быстрорастущих рынках", — уточнил Дмитрий Медведев.

— Мы должны сохранить лидирующие позиции в мировой энергетике, — заявил премьер. — В условиях, когда объем и география внешних производителей энергоресурсов существенно изменились, нужно проводить гибкую экспортную политику, наращивать товарную структуру энергетического экспорта, максимально сокращать издержки, ускоренно развивать транспортную энергоструктуру для освоения новых месторождений и экспортных поставок.

Проект Энергетической стратегии предусматривает инвестиции в топливно-энергетический комплекс в объеме 2,5 триллиона долларов. "Санкции учтены в обоих сценариях Энергостратегии", — рассказал после совещания министр энергетики Александр Новак.

Документ предполагает сохранение уровня добычи нефти в 525 миллионов тонн. При этом должна расти доля трудноизвлекаемых запасов, а также добыча на шельфе. "Общий объем этих энергетических ресурсов увеличится к 2035 году до 25 процентов, — сообщил министр. — То есть четверть добычи будут давать новые проекты, новые залежи, новые разработки".

Добыча газа в ближайшие два десятилетия, полагают в минэнерго, будет увеличиваться — с нынешних 640 до 805-880 миллиардов кубометров. В шесть раз увеличатся объемы производства сжиженного природного газа — до 82 миллиардов кубометров.

Владимир Кузьмин

 

 

Минэнерго предупреждает, что нынешний уровень производства нефти в России удастся поддерживать только за счет шельфа и трудноизвлекаемых ресурсов.

"РБК daily"

Минэнерго прогнозирует снижение добычи нефти в России в консервативном сценарии Энергостратегии России до 2035 года с 525 млн т в 2015 году до 476 млн т к 2035 году.

130 млн тонн трудной нефти

В негативном варианте прогнозируется плавный спад добычи: 513 млн т к 2020 году, 491 млн т к 2030 году, следует из презентации министра к совещанию по Энергостратегии-2035 у премьер-министра Дмитрия Медведева (копия есть у РБК). В целевом сценарии ведомство обещает сохранить полку добычи нефти в 525 млн т, несмотря на тенденцию к ее падению на действующих месторождениях, в основном за счет плавного роста вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых ресурсов и нефти шельфовых месторождений. Только за счет них, по словам министра энергетики Александра Новака, ожидается 25-процентный прирост добычи в России к 2035 году: 80 млн т за счет ТРИЗ и 50 млн т за счет шельфа. "Общий объем этих энергетических ресурсов увеличится к 2035 году до 25%, то есть четверть добычи будут давать новые проекты, новые залежи, новые разработки", — сказал министр журналистам по итогам совещания. Существенно планируется​​ расширить долю в добыче нефти на новых месторождениях — до 47 млн т вместо 6 млн т в 2015 году, следует из презентации. При этом добыча нефти на действующих и зрелых месторождениях снизится на 25,8%, с 469 млн т в 2015 году до 348 млн т в год в 2035 году.

Как пояснил Новак журналистам по итогам совещания, консервативный сценарий развития основан на прогнозе Минэкономразвития на ближайшие три года с учетом низких цен, которые сейчас наблюдаются на энергорынках, а также более консервативного развития экономики и санкций. Рост ВВП, согласно прогнозу, предполагается на уровне 1,6% ежегодно до 2035 года, а целевой сценарий учитывает среднегодовой рост ВВП в 2,2% ежегодно. При этом, по словам Новака, до 2022 года сценарии в принципе похожи.

Сценарий, предусматривающий сохранение добычи нефти на уровне 525 млн т в год, предполагает внедрение поддерживающих отрасль мер, в том числе налога на финансовый результат в нефтяной отрасли, который заменит плоскую шкалу налогообложения НДПИ. По словам министра энергетики, премьер-министр Дмит­рий Медведев поддержал предложения Минэнерго и нефтяных компаний о замене НДПИ налогом на финансовый результат на 12 пилотных проектах "Газпром нефти", ЛУКОЙЛа и "Роснефти": ведомствам поручено в течение десяти дней доработать законопроект.

Если будет принята консервативная развилка и государство примет решение по итогам эксперимента сохранить нынешнюю систему налогообложения нефтяной отрасли в рамках налогового маневра, то экспорт нефтепродуктов по целевому сценарию Энергостратегии России до 2035 года сократится с 241 млн т условного топлива (т.у.т.) в год в 2014 году до 214 млн т (снижение на 11,2%) — по целевому сценарию и до 193 млн т (падение на 20%) — по консервативному в 2020 году по причине пересмотра компаниями инвестиций в переработку из-за налогового маневра. К 2035 году экспорт нефтепродуктов может снизиться до 160 млн т по консервативному сценарию либо подрасти до уровня 2020 года (после десяти лет падения), до 217 млн т в год.

Шельф под вопросом

Нефтяные компании настроены довольно скептически к ожиданиям ведомства от прироста добычи нефти от ТРИЗ и шельфа: они или не строят такого рода долгосрочных планов, или делают поправку на экономическую конъюнктуру. Если цены на нефть останутся низкими, а налоговая шкала — плоской, наиболее вероятна реализация негативного сценария, при котором добыча будет падать, а шельфовые проекты и добыча ТРИЗов — откладываться или замораживаться из-за санкций, затрудняющих доступ к технологиям, и высоких инвестиций, необходимых как в добычу на такого рода месторождениях, так и в импортозамещение оборудования и технологий.

В пресс-службах "Роснефти" и Минэнерго вопрос добычи нефти на долгосрочную перспективу не комментируют.

Как пояснил РБК официальный представитель ЛУКОЙЛа, в текущих планах компании, которые она направляет в профильные ведомства, учитываются только объемы добычи нефти на действующих и новых месторождениях. Каспийское море, где компания добывает нефть, не считается шельфом по российскому законодательству. По проекту по геологоразведке трудноизвлекаемых ресурсов нефти совместно с Total на Баженовской свите нет прогнозов по вводу в эксплуатацию месторождения, поскольку объемы добычи топлива будут понятны не ранее, чем пройдет разведочное бурение и другие виды геологоразведки. Таким образом, ЛУКОЙЛ предполагает, что будет поддерживать свои объемы добычи нефти за счет ускоренного освоения новых месторождений на суше и Каспии, в том числе месторождений им. Виноградова, им. Филановского, Имилорского, а также за счет повышения коэффициента нефтеотдачи на действующих месторождениях.

Представитель "Газпром нефти" пояснил, что компания не меняла в сторону снижения планы по добыче нефти в ближайшие 3-5 лет, а далее будет исходить из экономической конъюнктуры. Как пояснил РБК источник в компании, санкции хоть и ударили по компании, но не настолько, чтобы вызвать коллапс и остановку проектов: "Большинство используемых технологий у нас законтрактовано, а через некоторое время могут или снять санкции, или появиться отечественные аналоги".

Источник РБК в "Роснефти" объяс­нил, что компания будет откладывать часть того объема геологоразведки на шельфе или в плане освоения трудноизвлекаемых ресурсов, который будет нельзя вовремя провести из-за отсутствия доступа к технологиям или необходимости перераспределения финансовых ресурсов.

Бывший сотрудник ТНК-BP подчеркивает, что цифры, которые направляют нефтяные компании чиновникам для создания стратегических документов, порой диаметрально расходятся с реальными экономическими планами компаний. Согласно проектной документации, с месторождений нефти в России можно добывать 680 млн т нефти, но добывается только 525 млн т. В фискальные ведомства компании могут направлять заниженные планы добычи нефти, лоббируя налоговые льготы, а в трубопроводную монополию, наоборот, завышенные, рассчитывая на доступ к транспортной инфраструктуре. Но все они корректируются с учетом спроса на нефть у конкретных покупателей и ее цен на мировом и внутреннем рынке. Он сомневается, что планы Минэнерго по приросту добычи на шельфе и ТРИЗ будут реализованы в полном объеме, если санкции не отменят.

Справимся без иностранцев

Тем не менее Минэнерго и Минпром­торг рассчитывают, что отечественные компании справятся и своими силами. Ведомства разработали план приоритетного импортозамещения техники и технологий в нефтегазовой отрасли. Александр Новак презентовал его еще на Национальном нефтегазовом форуме неделю назад, а также осветил премьер-министр во время совещания по Энергостратегии до 2035 года.

Согласно плану, до 2016 года планируется заместить российскими зарубежные технологии гидроразрыва пласта, к 2018-му — технологии по разработке трудноизвлекаемых запасов, после 2020 года — шельфовые платформы и технику для освоения морских месторождений. По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, ведомство уже получило заявку на господдержку 200 проектов от 250 предприятий. "Всего в программе импортозамещения будут участвовать 300 российских компаний, которые мы будем софинансировать по приоритетным проектам из Фонда развития промышленности, будем снижать НДС, финансировать НИОКР. Но с условием вывода товара на рынок", — заявил он, выступая на Национальном нефтегазовом форуме 11 марта 2015 года.

Людмила Подобедова

 

 

Из-за недозагрузки нефтепроводов Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет выпадающие доходы "Транснефти" за 10 лет составят 143 млрд руб., сообщила Счетная палата.

"Ведомости"

Счетная палата вчера опубликовала отчет о формировании и выполнении инвестпрограммы "Транснефти" в 2012–2014 гг. Выпадающие доходы по двум строящимся нефтепроводам Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет составят в сумме 143 млрд руб. ($2,3 млрд по курсу ЦБ), сообщило ведомство.

"Транснефть" скорректировала планы по этим проектам после того, как нефтяные компании снизили объемы поставок нефти. Так, в 2010 г. "Газпром", "Роснефть", "Лукойл", "Северэнергия", "Мессояханефтегаз" при обосновании строительства Заполярье — Пурпе подтвердили максимальный объем сдачи нефти — 48 млн т в год, а общий объем сдачи нефти в период 2015–2025 гг. — 418 млн т. "Транснефть" на основании этих заявок разработала проектные решения. Однако потом плановые объемы снизились почти вдвое до 184,5 млн т, сообщает палата. "Практически все компании уведомили нас о том, что у них возникли разного рода трудности. В связи с этим они на два-три года планируют сдвинуть сроки ввода в эксплуатацию месторождений", — говорил в октябре президент "Транснефти" Николай Токарев.

В декабре правительство согласилось отложить завершение строительства нефтепровода Заполярье — Пурпе на IV квартал 2016 г. из-за отсутствия ресурсной базы для трубы.

По оценке Счетной палаты, выпадающие доходы по нефтепроводу Заполярье — Пурпе составят около 120 млрд руб., по Куюмба — Тайшету — 23 млрд руб. В первые три года эксплуатации (2016–2018) трубопровод Куюмба — Тайшет может принести "Транснефти" более 9 млрд руб. убытка, недополученная выручка составит 43 млрд руб., срок окупаемости трубопровода увеличится с 20 до 29 лет, оценивала ранее "Транснефть". Общая стоимость строительства двух трубопроводов — 346 млрд руб. "Такое положение дел приводит к сокращению налогов в федеральный бюджет", — резюмировал аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. Для "Транснефти" это уменьшение выручки и снижение возможности привлечения собственных средств на финансирование инвестиционных проектов. Их удельный вес при финансировании проектов в 2012 г. составил 69,1%, в 2013–2015 гг. — 56,5%, а в программе на 2014–2020 гг. — всего 33,6%. По мнению аудитора, зависимость от привлечения заемных средств увеличивает долговую нагрузку компании. До 2020 г. "Транснефть" потратит на инвестпрограмму около 1,9 трлн руб., говорил в конце декабря Токарев.

Нефтяные компании не соблюдают собственные планы по срокам и объемам сдачи нефти в систему "Транснефти" и этот вопрос неоднократно рассматривался в правительстве, сказал представитель монополии. Богомолов считает, что причина сложившейся ситуации в слабом взаимодействии "Транснефти", Минэнерго и компаний. Представитель Минэнерго не ответил на запрос.

В целом планы "Транснефти" не в полной мере соответствуют документам долгосрочного развития отрасли, например генеральной схеме развития нефтяной отрасли России до 2020 г., указывает Счетная палата. В этом году правительство собирается уточнить энергостратегию до 2035 г. и схемы развития нефтяной и газовой отраслей. За последний год ситуация в отрасли изменилась под влиянием санкций, цен на нефть, в итоге долгосрочная стратегия устарела, говорит старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов.

Меняются и планы компаний: теперь они не торопятся реализовывать дорогие проекты, например, в Восточной Сибири. Это скажется и на общероссийской добыче. При низких ценах на нефть и санкциях добыча может серьезно упасть, считает эксперт. Министр энергетики Александр Новак сказал вчера, что добыча нефти до 2035 г. сохранится на уровне 525 млн т.

Галина Старинская

 

 

Дмитрий Медведев напомнил Киеву о действующих контрактах.

"Российская газета"

Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что газ Украине должен поставляться в соответствии с действующим контрактом, а разговоры в Киеве о пересмотре ценовых параметров — всего лишь политический пиар.

Председатель правительства встретился с главой "Газпрома" Алексеем Миллером. В последнее время постоянным поводом для таких встреч стало газовое сотрудничество с Украиной. Не исключением стал и этот раз — с 1 апреля заканчивает свое действие так называемый "зимний пакет" на поставку газа Киеву, включая скидку в размере 100 долларов.

Чем ближе апрель, тем чаще на Украине снова говорят о необходимости пересмотра ценовых параметров действующего между сторонами контракта.

— Очевидно, что "Газпром" должен полностью базироваться на действующих соглашениях, — заявил премьер. — Никакой другой юридической возможности работать у "Газпрома" не существует, и все остальные разговоры на эту тему ни на чем не основаны. Это просто какие-то пожелания и политический пиар отдельных граждан, которые этим занимаются на территории Украины.

При этом в Москве не отклоняют возможность обсуждать предоставления скидки на газ после 1 апреля. "Она может быть предоставлена только в том объеме, который составляет наша экспортная пошлина. Скажем прямо — не более экспортной пошлины, — предположил Медведев. — Меньше-то, наверное, можно, а больше — нельзя".

В "Газпроме" не видят оснований для изменения условий действующего контракта с украинской стороной. "Все вопросы регулируются действующим соглашением, — уверен Алексей Миллер. — Есть только один вопрос предоставления скидки, но это вопрос российского правительства, и этот вопрос не входит в компетенцию "Газпрома".

Был подведен и в целом итог зимних месяцев, на которые приходятся пиковые нагрузки с точки зрения энергетики. "То, что касается поставок газа потребителям, поставки осуществлялись без сбоя с газоснабжением для потребителей России и за рубежом за осенне-зимний период", — сказал Алексей Миллер, отвечая на вопрос Дмитрия Медведева.

Владимир Кузьмин

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ