media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.03.2019

Топливное перемирие с нефтяниками заканчивается через две недели.

"Независимая газета"

В конце марта официально завершается действие соглашения с нефтяниками о замораживании цен на бензин. В ноябре правительство обязало нефтяные компании заморозить оптовые цены на бензин и дизельное топливо до 31 декабря на уровне июня 2018 года, а с января по 31 марта 2019 года — удерживать их рост на уровне прогнозируемой в стране инфляции. Ситуация на топливном рынке может измениться в связи с началом второго этапа налогового маневра в нефтяной отрасли.

По данным Росстата, цены на АЗС в конце февраля и с начала марта держатся в среднем по стране на уровне 44 рубля с копейками. Например, стоимость АИ-92 опустилась к 11 марта на 1 копейку до 41,7 руб. Однако подспудно ситуация опять грозит переменами.

С начала 2019 года начата реализация второго этапа налогового маневра в нефтяной отрасли и введен налог на дополнительный доход. Предусмотренные в 2019 году для сдерживания внутренних цен на топливо демпфирующие механизмы соглашения перестали удовлетворять нефтяников, так как несут им убытки. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов оценил потери российских нефтяных компаний с начала этого года от продажи топлива на внутреннем рынке в условиях более выгодной экспортной альтернативы в 50 млрд руб., из них 15 млрд — это потери из-за демпфирующего механизма.

Против корректировки механизма выступает Минфин. По его мнению, "пересматривать механизм демпфера с корректировкой в пользу нефтяных компаний и в ущерб для государственного бюджета нецелесообразно". Согласовать с нефтяниками спорные вопросы вице-премьер Дмитрий Козак обещал не ранее конца текущей недели, точнее, он обещал "пообсуждать" их.

Тем временем аналитики Института Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) в своем исследовании ключевых трендов в нефтяном секторе в 2018 и 2019 годах (опубликовано в рамках мартовского Мониторинга экономической ситуации в России) отметили, что под влиянием проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра (2015-2018) наметились тенденции сокращения производства и экспорта мазута, за счет чего сократились объемы переработки нефти, но зато серьезно повысилась ее глубина. В условиях повышения мировых цен добыча нефти в России в 2018 году достигла максимума за постсоветский (с 1989 года) период — 556 млн т, говорится в исследовании. Эта цифра близка к историческому максимуму в 569,4 млн т, достигнутому в 1987 году.

Отмечается, что суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов составил в минувшем году 410 млн т (то есть на внутренний рынок идет только четверть добываемого сырья, это вдвое меньше, чем в советский период). Первый этап налогового маневра стимулировал углубление нефтепереработки и сокращение менее эффективного экспорта мазута, говорится в мониторинге. Глубина переработки нефтяного сырья постоянно росла начиная с 2010 года (маневр начался с 2015 года). Тогда она составляла 71,1%, в 2014-м выросла до 72,4%, а в 2018-м была уже на уровне 82,1%, что является историческим максимумом. Возможно, эта тенденция сохранится и в 2019 году. По крайней мере во время пуска фактически нового завода по производству топлива в Татарстане в феврале в присутствии президента Владимира Путина генеральный директор "Татнефти" Наиль Маганов рассказывал, что теперь предприятие вообще не выпускает "темных" нефтепродуктов, а высококачественным бензином "Евро-5" будут снабжаться все АЗС республики (раньше половина топлива была "импортная", из других регионов). Кроме обычных 92 и 95-го бензинов в Татарстане теперь выпускают и бензин с октановым числом 100, предназначенным для спортивных автомобилей.

Мониторинг экономической ситуации отмечает, что с 2014 по 2018 год  производство бензина и дизельного топлива в стране увеличилось, а производство мазута сократилось на 37,2%. Доля направляемой на переработку нефти в ее добыче снизилась с 55,9 до 52,3%. Экспорт нефтепродуктов уменьшился на 8,9%. Впрочем, в 2018 году суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов увеличился до 410,3 млн т, или на 2,3%, по сравнению с предыдущим годом, этот показатель близок к историческому максимуму, достигнутому в 2015 году, — 416 млн т.

"До налогового маневра росла переработка, росло производство мазута, а мазут экспортировался. Его стоимость как наименее ценного продукта нефтепереработки на мировом рынке ниже, чем сырой нефти, и, поскольку экспортные пошлины на мазут были ниже, чем на сырую нефть,  нефтяникам было очень выгодно увеличивать объем переработки, получать дешевый мазут, его экспортировать при низких пошлинах. И эта система действовала много лет, вплоть до начала налогового маневра в 2015 году", — сказал "НГ" завлабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института Гайдара Юрий Бобылев.

"Добыча выходит на максимум из-за ранее сделанных инвестиций, эти рекорды не стоит воспринимать как что-то, способное само по себе повторяться из года в год, — считает эксперт Финансового университета и ФНЭБ Станислав Митрахович. — В перспективе без реформирования налоговой системы в более выгодную для нефтяного бизнеса сторону Россию ждет снижение добычи. Придется вводить в эксплуатацию более дорогие месторождения, для чего потребуются дополнительные затраты, а чтобы их окупить, неизбежно потребуются дополнительные налоговые льготы". По мнению эксперта, планомерно реализуемый "налоговый маневр", означающий де-факто увеличение налогообложения нефтяных компаний и сокращение таможенных субсидий для переработчиков, приводит к тому, что переработка становится менее выгодной, тем более на фоне роста акцизов на нефтепродукты и фактического запрета на существенное повышение цен на розничном рынке. "Кабмину приходится действовать согласно логике тришкиного кафтана, пытаясь компенсировать нефтяникам-переработчикам часть убытков через непростые схемы обратного акциза и демпфера. Схемы оказываются действительно сложными, запутанными и компании все равно не устраивают. Бизнес все равно будет требовать либо разрешения на повышение цен на нефтепродукты до уровня экспортных рынков, условно Украины или Турции, либо коррекции формулы обратного акциза и демпфера", — сказал "НГ" Митрахович.

Ведущий аналитик по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Филипп Мурадян говорит, что завершение налогового маневра само по себе нейтрально для нефтеперерабатывающей отрасли в целом и не должно оказать влияния на потребительские цены на топливо. "При этом демпфирующий механизм на топливном рынке, который изначально не предполагалось внедрять в рамках маневра, на наш взгляд, может стимулировать НПЗ повышать действительные цены реализации. Мы ожидаем, что в конечном счете этот механизм будет отменен в пользу установления плавающего акциза на топливо, который должен зависеть от рублевой цены на нефть на мировых рынках и заменить действующие фиксированные ставки акциза. Таким образом, в случае роста рублевых цен на нефть (а это основная причина роста цен на бензин в России в 2018 году) уменьшение ставки акциза компенсирует повышение экспортного нетбэка на топливо, не допустив его удорожания для конечного потребителя", — сказал "НГ" Мурадян.

Анатолий Комраков

 

 

На полуострове заработали две электростанции на турбинах Siemens, поставленных в обход санкций.

"Ведомости"

18 марта в Крыму введены в эксплуатацию две новые теплоэлектростанции общей мощностью 990 МВт — Таврическая в Симферополе и Балаклавская в Севастополе. Новые станции покрывают около 90% потребности полуострова в электроэнергии с учетом резервирования, сообщил представитель "Ростеха", которому через дочерний "Технопромэкспорт" принадлежат ТЭС. С их вводом общая установленная мощность в Крыму составила более 2 ГВт. Этого достаточно не только для покрытия потребностей региона с учетом планов по его развитию, но и при необходимости — для передачи в соседние регионы страны, цитирует ТАСС слова президента России Владимира Путина с церемонии открытия станций.

Строительство двух ТЭС началось в 2014 г. и стоило около $1,1 млрд. Первые очереди обеих станций были запущены в октябре 2018 г. На станциях установлены четыре газовые турбины, изготовленные "Сименс технологии газовых турбин" (СТГТ) немецкого концерна Siemens. Они были сделаны по заказу "Технопромэкспорта" и предназначались для ТЭС в Тамани. Но после передачи заказчику турбины модернизировали и установили на крымских электростанциях. Siemens пытался признать недействительными договоры на поставку турбин и требовал вернуть оборудование. Однако российские суды не удовлетворили требования концерна. Siemens не имеет никакого отношения к вводу в эксплуатацию ТЭС в Крыму, сказал представитель компании: "Мы соблюдаем все нормы и правила экспортного контроля".

"Мы предприняли все возможные действия в правовом поле, чтобы признать недействительными договоры на поставку газовых турбин "Технопромэкспорту", однако мы не достигли ожидаемых результатов", — рассказал в декабре в интервью "Ведомостям" президент Siemens в России Александр Либеров. После скандала с поставкой турбин в Крым в компании ввели дополнительные меры контроля, согласно которым энергетическое оборудование может быть установлено только на станциях, предусмотренных контрактом, устанавливать его могут специалисты Siemens или авторизованные подрядчики.

В январе 2018 г. минфин США ввел санкции в отношении "Технопромэкспорта" и компании "Силовые машины" Алексея Мордашова, которая является миноритарным акционером СТГТ.

По данным "Системного оператора", в 2018 г. максимальная мощность потребления в Крыму составила около 1,4 ГВт. До 2014 г. практически вся электроэнергия поступала в Крым с Украины. В марте 2014 г. полуостров вошел в состав России. В декабре поставки электричества с Украины были прекращены. На тот момент в регионе работали четыре ТЭЦ общей мощностью 162 МВт с высокой степенью износа. Полуостров получал электроэнергию из России через энергомост по дну Керченского пролива. Также в регион поставили три мобильные станции общей мощностью около 400 МВт.

Новые станции ежегодно будут получать около 13 млрд руб. платежей за мощность, подсчитал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. После ввода новых ТЭС из Крыма могут быть вывезены мобильные электростанции, а поставка электроэнергии от новых ТЭС будет снижать стоимость электроэнергии на оптовом рынке в соседних регионах, считает Пикин: "Мы уже видим снижение цены, но о глобальном влиянии говорить пока рано. Оно станет понятно летом в пик сезона".

Елена Вавина

Правительство разрешило вывозить СПГ из Арктики на судах под иностранным флагом.

"Ведомости"

14 марта премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которым устанавливается список исключений для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути (СМП). 18 марта оно было опубликовано на сайте правительства. По недавно принятым поправкам в Кодекс торгового мореплавания перевозить грузы по СМП можно только на судах под российским флагом. Распоряжение разрешает до декабря 2021 г. включительно отгружать из порта Сабетта на Ямале СПГ на любые суда. Кроме того, для 28 кораблей (26 CПГ-танкеров и 2 конденсатовоза) запрет на перевозку СПГ не будет распространяться вплоть до конца 2043 г. Все эти суда построены или будут построены на зарубежных верфях.

"Новатэк" — единственный производитель СПГ в российской Арктике. Первый завод — "Ямал СПГ" в Сабетте мощностью 16,5 млн т в год уже построен. "Новатэк" намерен построить "Арктик СПГ — 2". Его проектная мощность — около 20 млн т в год. В 2014 г. для обеспечения вывоза сжиженного газа с "Ямал СПГ" на южнокорейской DSME было заказано 15 танкеров типа Yamalmax повышенного ледового класса. Стоимость заказа оценивалась в сумму более $5 млрд.

Получить заказ на танкеры для "Новатэка" хотела "Роснефть", строящая на Дальнем Востоке верфь "Звезда". "Новатэк" в конце прошлого года подписал со "Звездой" соглашение о резервировании мощностей для строительства 15 газовозов. Но условия, предлагаемые верфью, были бы не слишком комфортными. Расценки на производство судов "Звезды" выше аналогичных в Южной Корее или на других российских верфях, утверждают два заказчика таких судов. "Звезда" предлагала исполнить контракт примерно на 20% дороже рынка, говорит топ-менеджер компании, заказывающей суда на российских верфях.

Сейчас СПГ с Ямала доставляется двумя маршрутами. Большая часть продукции отправляется в Европу, где с танкеров Yamalmaх газ перегружается на суда с более низким ледовым классом, фрахт которых дешевле. Летом в порядке эксперимента несколько партий СПГ было доставлено в Китай напрямую через Берингов пролив. "Новатэк" рассчитывает к 2022 г. построить два перевалочных терминала: в Мурманской области (западный маршрут) и на Камчатке (восточный маршрут). Заявляемая мощность каждого из терминалов — около 20 млн т в год. Их ввод в эксплуатацию может существенно сократить транспортное плечо, на котором необходимо использовать танкеры повышенного ледового класса.

Указанного в распоряжении правительства флота может быть достаточно, чтобы вывезти из Арктики весь сжиженный газ, который смогут произвести "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ — 2", считают эксперты. "Как показывает опыт перевозок 2018 г., 15 судов Yamalmaх могут обеспечить перевозку с Ямала в западном направлении для перевалки в Хоннингсвоге (Норвегия) 31 млн т СПГ", — рассуждает директор консультационной компании "Гекон" Михаил Григорьев. При этом он уточняет, что при работе 30 судов в обоих направлениях можно будет вывозить до 37 млн т СПГ в год; а перевалка в Петропавловске-Камчатском также увеличит возможные объемы перевозок.

Перевалка на Камчатке сокращает срок прохождения восточного маршрута по сравнению с прямой доставкой в Китай вдвое, указывает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Для 20 млн т СПГ этим маршрутом "Новатэку" будет достаточно 15 танкеров Yamalmax. С учетом распоряжения правительства и нового танкера "Совкомфлота" в наличии у компании будет 20 таких судов. А всех указанных в распоряжении кораблей хватит, чтобы вывезти весь СПГ с двух заводов в Арктике, продолжает Бурмистров. "Фактически если "Новатэку" и придется заказывать новые СПГ-танкеры на "Звезде", то речь пойдет уже о вывозе сжиженного газа со следующих проектов компании", — предполагает он.

С учетом строительства терминалов на Камчатке и в Мурманске "Новатэку" может хватить и 15-20 танкеров, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Представитель "Роснефти" от комментариев отказался. Его коллега из "Новатэка" указывает, что исключение от правительства обеспечивает вывоз порядка 20% целевого грузопотока из 80 млн т, которые должны перевозиться по СМП к 2024 г. "Мы не планируем изменений в количестве судов, строительство которых предполагается осуществлять на "Звезде", — продолжает он. — Стратегия "Новатэка" предусматривает производство 57 млн т СПГ к 2030 г., поэтому объемы заказов на флот будут только возрастать".

"Соглашение "Новатэка" и "Звезды" носит юридически обязывающий характер", — говорит собеседник "Ведомостей", знакомый с условиями соглашения. По его словам, предполагается, что "Новатэк" будет после окончания срока службы иностранных судов выводить их из эксплуатации, а взамен получать российские суда. "Сроки, прописанные в распоряжении правительства, это учитывают", — знает он.

Артур Топорков, Анна Червонная, Виталий Петлевой

 

 

<< Март, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ