19.04.2019
Однако отмена моратория может привести к резкому удорожанию товаров и услуг.
"Ведомости"
Заморозка цен на бензин затормозила инфляцию. Благодаря топливному соглашению и в целом ситуации, сложившейся на мировых рынках, рост цен замедлился почти на 1 процентный пункт, подсчитали в рейтинговом агентстве АКРА специально для "Известий". Впрочем, в Минэкономразвития сделали более консервативные оценки: влияние моратория на рост цен составило всего 0,1-0,2 процентного пункта. По мнению опрошенных "Известиями" аналитиков, заморозка стоимости бензина действительно значительно сдержала инфляцию. Однако они уверены, что регулировать цены автомобильного топлива в ручном режиме надо с осторожностью. Отмена моратория может привести к резкому ускорению инфляции, из-за чего граждане начнут переходить на продукты более низкого качества.
Бензин замедленного действия
Ситуация с ценами на бензин поспособствовала замедлению темпов роста инфляции в январе-марте 2019 года примерно на 0,9 процентного пункта, сообщил "Известиям" один из авторов исследования, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Однако на это повлияло не только правительственное соглашение с нефтяниками, но и снижение так называемого экспортного нетбэка (разница между стоимостью нефти на внешнем и внутреннем рынках без учета экспортной пошлины).
В номинальном выражении бензин подорожал с 43,42 рубля за литр в конце 2018 года до 43,97 в конце марта 2019-го, то есть всего на 1,27%, посчитали в АКРА. Следует отметить, что основной вклад в рост топливных цен в первые три месяца этого года внесла фискальная составляющая — повышение налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов. За их вычетом цены, наоборот, снизились на 10,6%, отметил аналитик. Бензин удалось сдержать от удорожания главным образом за счет моратория, наложенного правительством на стоимость топлива.
Однако в Минэкономразвития не разделяют столь оптимистичных оценок АКРА. В пресс-службе министерства "Известиям" сообщили, что сдерживание инфляции за счет прямого и косвенного эффектов от заморозки цен составило 0,1-0,2 процентного пункта.
— Рост цен на бензин по итогам 2019 года прогнозируется не выше инфляции, — подчеркнули в ведомстве. — По прогнозу Минэкономразвития, она составит 4,3%.
В пресс-службе Центробанка на вопрос о влиянии моратория предложили ознакомиться со своим обзором динамики роста потребительских цен. Там сказано, что соглашение правительства с нефтяными компаниями было фактором, сдерживающим инфляцию. Кроме этого, его продление на второй квартал дополнительно ограничит стоимость потребтоваров в ближайшие месяцы. В пресс-службе Минэнерго не ответили на вопрос "Известий" о влиянии моратория на инфляцию.
Крайним остался ритейл
Сдерживание правительством стоимости бензина действительно оказало довольно существенное влияние на рост цен, согласился эксперт из НИУ ВШЭ Максим Петроневич с расчетами АКРА. По его мнению, эффект даже мог превзойти ожидания ЦБ, который изначально прогнозировал инфляцию на более высоком уровне. В конце марта Банк России понизил прогноз по инфляции на 2019 год с 5-5,5% до 4,7-5,2%. Впрочем, в регуляторе с топливным мораторием это не связывали. Там посчитали, что рост цен был более мягким из-за снижения рисков от повышения НДС.
Одна из слабых сторон моратория — это его неравномерное распределение на рынке, считает Максим Петроневич. В частности, он действует только для розничных продавцов, тогда как в оптовом сегменте регулирование не работает, добавил Максим Петроневич. Из-за этого на заправках компенсировали нехватку доходов в рознице повышением цен для корпоративных покупателей, что, в свою очередь, привело к росту стоимости логистики.
В итоге основная нагрузка легла на ритейл, добавил главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров. Торговым сетям пришлось закупать продукцию по более высоким ценам. В то же время медленный рост доходов населения не позволил им пропорционально изменить собственный прейскурант, заявил эксперт.
В связи с этим регулирование топливных расценок в ручном режиме достаточно рискованно. При отмене моратория инфляция может резко пойти вверх, из-за чего сети будут вынуждены менять свой ассортимент на более дешевый и менее качественный, считает он.
Ситуация усугубляется проведением налогового маневра в нефтяной отрасли, добавил Максим Петроневич. Он связан с постепенным обнулением заградительной пошлины на экспорт нефти, из-за чего стоимость энергоресурса на внутреннем и внешнем рынках будет постепенно приходить в равновесие. Из-за этого отмена моратория может привести к слишком резкому ускорению стоимости топлива, что окажет на инфляцию существенное давление.
Впрочем, в АКРА считают такие риски маловероятными. По расчетам агентства, рост цен на бензин темпами, опережающими инфляцию, возможен лишь в условиях увеличения рублевой стоимости нефти более чем на 12% по отношению к нынешнему уровню, что представляется возможным только в случае исключительных обстоятельств — например, введения новых жестких санкций.
Резкий рост цен на бензин и дизель в России начался в апреле 2018 года. Среди возможных причин назывались действия трейдеров и увеличение экспорта нефтепродуктов на фоне ослабления рубля. В октябре правительство выпустило распоряжение, согласно которому нефтяники должны были заключить соглашение с ФАС и Минэнерго о временной заморозке цен. Документ, подписанный в ноябре 2018 года десятью крупнейшими компаниями, обязывает их сдерживать стоимость топлива на АЗС и в мелком опте. Цена зафиксирована на уровне начала июня 2018 года. По данным Росстата, в этот период бензин стоил 42,59 руб./л, а дизель — 43,71 руб./л. Нефтяные компании также обязались нарастить поставки топлива на внутренний рынок минимум на 3% относительно уровня 2017 года. В январе 2019-го компаниям разрешили повысить цены на 1,7% в связи с увеличением НДС.
Дмитрий Гринкевич, Анна Каледина, Инна Григорьева
Это грозит ей коллапсом на топливном рынке.
"Ведомости"
Премьер-министр России Дмитрий Медведев 18 апреля подписал постановление, которое вводит новые санкции против Украины. Они предусматривают ограничения на экспорт нефти и нефтепродуктов в эту страну, а также расширяют список украинских товаров, запрещенных для ввоза в Россию, заявил Медведев на заседании правительства. Ограничения на импорт в Россию коснутся украинской продукции машиностроения, легкой промышленности и металлообработки, стоимость которой, по его словам, за прошлый год составила почти $250 млн.
Согласно постановлению Россия откажется от экспорта нефти на Украину, чтобы экспортировать с 1 июня нефтепродукты, необходимо разрешение Минэкономразвития. Министерство не ответило на запрос "Ведомостей".
В прошлом году Россия не экспортировала нефть на украинский рынок, говорит вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Argus Виктор Парно. Поставки дизельного топлива составили 2,495 млн т по трубопроводу и 183 000 т по железной дороге, говорит эксперт.
По данным ФТС, Россия экспортировала в соседнюю страну около 3,1 млн т бензина и дизтоплива. Для сравнения: общий экспорт российского бензина и дизтоплива в прошлом году составил 45 млн т. По данным Укрстата, в 2017 г. потребление нефти в стране составило около 3,4 млн т, всех нефтепродуктов — 9,5 млн т.
Для российских нефтяников Украина долго была одним из главных рынков среди постсоветских стран. У них там были активы: сети АЗС, нефтеперерабатывающие заводы ("Роснефть" владела Лисичанским НПЗ, "Лукойл" — Одесским НПЗ). "Лукойлу" также принадлежал "Карпатнефтехим". У "Транснефти" был в собственности "Прикарпатзападтранс", который владеет нефтепродуктопроводами на Украине. Компании продали все эти активы из-за ухудшения отношений между странами.
Крупнейшим поставщиком топлива на Украину, вероятно, остается "Роснефть". В конце 2017 г. она договорилась о поставке в течение 10 лет от 30 млн до 50 млн т дизтоплива швейцарской ITC Industry Trading Company SA, которая в 2016 г. выкупила у "Транснефти" "Прикарпатзападтранс". Представители "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти" не ответили на запросы "Ведомостей".
Около половины годового потребления Украиной бензина и дизтоплива приходится на российские нефтепродукты, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. "Эффект для Украины [в случае запрета экспорта топлива], скорее всего, будет в росте цен, для России — практически незаметен", — сказал он.
"Укртатнафта", которая владеет нефтеперерабатывающими мощностями на Украине, уже давно обращала внимание госорганов страны на "угрожающую зависимость топливного рынка страны от монопольных поставок нефтепродуктов из России", говорится в ее сообщении, распространенном вчера. Теперь, когда прекращение их поставок становится реальностью, это "может привести к коллапсу не только на топливном рынке, но и в украинской экономике и подорвать национальную безопасность страны".
Украина нефть практически не добывает, а ее НПЗ в основном являются устаревшими и не эксплуатируются — отсюда сильная зависимость от импорта нефтепродуктов, отмечает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. В 2018 г. Украина импортировала около 8 млн т нефтепродуктов, из них большая часть пришлась на Россию и Белоруссию примерно в равной пропорции: "Но белорусские нефтепродукты, по сути, та же переработанная российская нефть. Если будет перекрыт и этот канал — украинскую экономику может ожидать топливный кризис".
Российский экспорт нефтепродуктов может заместить Белоруссия, рассуждает Танурков. Заменить поставки из России можно, например, увеличив закупки из Литвы и Польши, согласен Маринченко, но придется перестраивать логистические цепочки. А это может привести к росту внутренних цен на бензин. По данным ЦДУ ТЭК на 17 апреля, которые приводит "Интерфакс", средняя цена литра бензина на украинских заправках составляла 27,5 грн (около 66 руб.), дизтоплива — 28,14 грн (67 руб.).
Санкции против Украины — ответные меры на торговые санкции, которые страна ввела на прошлой неделе, пояснил в четверг премьер. Но их надо рассматривать и в контексте переговоров по газовым контрактам, которые предстоят до конца года, добавляет Маринченко. "Возможные задержки со строительством "Северного потока — 2" ухудшают переговорную позицию Москвы, таким образом правительство пытается ее улучшить", — отмечает он.
Галина Старинская, Виталий Петлевой
В стране не хватает правильных отходов.
"Независимая газета"
После вала критики со стороны бизнеса Минфин представил новый вариант перевода части экологических платежей в Налоговый кодекс. Начало реформы перенесли на год, а предпринимателей обещают не арестовывать за неуплату эконалога в течение 10 лет.
В середине апреля некоторые предприятия страны начали отчитываться о выполнении государственного норматива по утилизации отходов. Например, о 100-процентном выполнении этого норматива в 2018 году отчитался перед Росприроднадзором ЭкоШинСоюз — объединение крупнейших производителей и импортеров резиновых покрышек для автомобилей.
После того как несколько лет назад правительство РФ объявило о возможности производителям и импортерам некоторой продукции (тех же шин, электроники) вместо оплаты экологического сбора самим заниматься переработкой закончившей свой век продукции, такие бренды, как "Континентал", "Ханкук", "Мишлен", "Нокиан и "Йокохама", создали союз, который провел аудит более 50 компаний — переработчиков шин, заключил договоры на утилизацию с 20 из них по всей России. За два года работы договорились с более чем 300 шиномонтажей и 1,5 тыс. предприятий, в которых есть автомобили, было собрано и утилизировано 90 тыс. тонн отходов. На весь проект было потрачено около 300 млн руб.
Однако в какой-то момент вся эта работа оказалась под угрозой со стороны того же правительства. В августе прошлого года Минфин опубликовал проект о включении неналоговых платежей, в том числе утилизационного, экологического и за воздействие на окружающую среду, в Налоговый кодекс. Бизнес высказался резко против, в том числе из за того, что таким образом работа по другому, не так давно введенному закону о самостоятельной переработке предприятиями или привлечении для этого подрядчиков практически перечеркивалась (речь о так называемой расширенной ответственности производителей (РОП), на основании которой и действует тот же ЭкоШинСоюз).
Кроме того, предприниматели опасались, что за неуплату новых налогов теперь вместо штрафов им придется нести совсем другую ответственность, вплоть до уголовной. В начале апреля Министерство финансов России представило новую редакцию законопроекта о включении квазиналогов в Налоговый кодекс и стартовал новый раунд общественного обсуждения. Некоторые ассоциации готовы принять изменения, но РСПП по-прежнему противится. В качестве арбитра пришлось даже пригласить президента Владимира Путина, который попросил вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова не педалировать процесс (изначально планировалось, что новые налоги появятся уже с 1 января 2020.
В пресс-службе Минфина "НГ" сообщили, что предлагаемые новации не предполагают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения размера налоговой нагрузки — они направлены на создание понятных и предсказуемых условий ведения бизнеса, систематизируют уже существующие сегодня платежи, ограничивают федеральные и региональные власти в введении новых сборов или изменении их размеров.
Там напомнили, что по итогам состоявшегося недавно заседания рабочей группы по вопросам неналоговых платежей, в котором приняли участие представители бизнес-ассоциаций, Минфина, Минэкономразвития, Госдумы, Совета Федерации и Счетной палаты, была достигнута договоренность о переносе реформы на год, с 1 января 2021 года, чтобы дать бизнесу больше времени на адаптацию к новым условиям.
В Минфине также сообщили, что в разрабатываемом пакете документов будет предусмотрен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за нарушение законодательства по новым налогам.
"Если возможность самостоятельной утилизации в рамках РОП будет сохранена, то мы готовы поддержать предлагаемые Минфином изменения. В новом проекте предусмотрен налоговый вычет в случае, если производители и импортеры самостоятельно занимаются сбором и утилизацией отходов. Эта мера нас устраивает", — сказал "НГ" представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Вместе с тем эксперт считает, что деятельность правительства по работе с отходами трудно назвать эффективной. "В стране нет проблемы с переработкой отходов, так как существует немало заводов, которые занимаются этим. Проблема в том, что пока их мощности очень часто не загружены — отходов не хватает. Мусорная реформа идет туго, муниципалитеты никак не могут наладить нормальный сбор отходов. И если о раздельном сборе мусора хотя бы говорят, то о специальном, предназначенном для утилизации электробытовой техники, мало кто слышал. Мы торим какие-то свои пути, хотя в Европе давно все налажено, там и раздельным и специализированным сбором занимаются муниципалитеты".
"Подобные законодательные изменения скорее ведут к росту эффективности финансового администрирования, то есть сбора денежных средств у предприятий, чем к экологическим улучшениям, — говорит руководитель департамента Института трейдинга и инвестиций "Феникс" Евгений Удилов. — Предприятия, имеющие ответственную позицию перед обществом, и так выполняют государственные нормативы, и появление более жесткого регулирования для них станет лишь дополнительной административной нагрузкой. А для недобросовестных предприятий внедрение очистных технологий будет лишь вопросом сравнения расходов на выплаты штрафов и налогов и затрат на эти самые очистные технологии".
По мнению эксперта, в сложной экономической обстановке более разумным стимулом к модернизации могли бы стать не новые налоги, а целевые вычеты из старых. "Очень не хотелось бы, чтобы в результате принуждения недобросовестных предприятий к более ответственной позиции пострадали те предприятия, которые и без указаний государства заботятся об экологии", — говорит Удилов.
"Перед вводом нового налога, средства от которого в теории могли бы способствовать модернизации оборудования, необходимо привести в порядок нормативную базу. Сейчас активно обсуждается приказ 63, согласно которому требования к сливным водам в разы выше, чем к питьевой воде, что мешает предприятиям обновить давно устаревшие очистные сооружения. И подобных нестыковок по всей стране достаточно много, — сказал "НГ" эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. — Если раньше на подобные нестыковки смотрели сквозь пальцы, то после включения экологического сбора в Налоговый кодекс ответственность предпринимателей вырастет в разы".
"Если мы нацелены на экономический рост, то загрузка предприятий металлургии и машиностроения — а вместе с ней и выбросы в атмосферу — будет безальтернативно увеличиваться. Если мы морально сдались сценарию медленного, квазирецессионного роста, то будет недозагрузка мощностей, и новый налог, даже если он будет введен, вряд ли приведет к значительному притоку средств в казну, — считает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский.
Анатолий Комраков