Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.04.2019

Однако отмена моратория может привести к резкому удорожанию товаров и услуг.

"Ведомости"

Заморозка цен на бензин затормозила инфляцию. Благодаря топливному соглашению и в целом ситуации, сложившейся на мировых рынках, рост цен замедлился почти на 1 процентный пункт, подсчитали в рейтинговом агентстве АКРА специально для "Известий". Впрочем, в Минэкономразвития сделали более консервативные оценки: влияние моратория на рост цен составило всего 0,1-0,2 процентного пункта. По мнению опрошенных "Известиями" аналитиков, заморозка стоимости бензина действительно значительно сдержала инфляцию. Однако они уверены, что регулировать цены автомобильного топлива в ручном режиме надо с осторожностью. Отмена моратория может привести к резкому ускорению инфляции, из-за чего граждане начнут переходить на продукты более низкого качества.

Бензин замедленного действия

Ситуация с ценами на бензин поспособствовала замедлению темпов роста инфляции в январе-марте 2019 года примерно на 0,9 процентного пункта, сообщил "Известиям" один из авторов исследования, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Однако на это повлияло не только правительственное соглашение с нефтяниками, но и снижение так называемого экспортного нетбэка (разница между стоимостью нефти на внешнем и внутреннем рынках без учета экспортной пошлины).

В номинальном выражении бензин подорожал с 43,42 рубля за литр в конце 2018 года до 43,97 в конце марта 2019-го, то есть всего на 1,27%, посчитали в АКРА. Следует отметить, что основной вклад в рост топливных цен в первые три месяца этого года внесла фискальная составляющая — повышение налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов. За их вычетом цены, наоборот, снизились на 10,6%, отметил аналитик. Бензин удалось сдержать от удорожания главным образом за счет моратория, наложенного правительством на стоимость топлива.

Однако в Минэкономразвития не разделяют столь оптимистичных оценок АКРА. В пресс-службе министерства "Известиям" сообщили, что сдерживание инфляции за счет прямого и косвенного эффектов от заморозки цен составило 0,1-0,2 процентного пункта.

— Рост цен на бензин по итогам 2019 года прогнозируется не выше инфляции, — подчеркнули в ведомстве. — По прогнозу Минэкономразвития, она составит 4,3%.

В пресс-службе Центробанка на вопрос о влиянии моратория предложили ознакомиться со своим обзором динамики роста потребительских цен. Там сказано, что соглашение правительства с нефтяными компаниями было фактором, сдерживающим инфляцию. Кроме этого, его продление на второй квартал дополнительно ограничит стоимость потребтоваров в ближайшие месяцы. В пресс-службе Минэнерго не ответили на вопрос "Известий" о влиянии моратория на инфляцию.

Крайним остался ритейл

Сдерживание правительством стоимости бензина действительно оказало довольно существенное влияние на рост цен, согласился эксперт из НИУ ВШЭ Максим Петроневич с расчетами АКРА. По его мнению, эффект даже мог превзойти ожидания ЦБ, который изначально прогнозировал инфляцию на более высоком уровне. В конце марта Банк России понизил прогноз по инфляции на 2019 год с 5-5,5% до 4,7-5,2%. Впрочем, в регуляторе с топливным мораторием это не связывали. Там посчитали, что рост цен был более мягким из-за снижения рисков от повышения НДС.

Одна из слабых сторон моратория — это его неравномерное распределение на рынке, считает Максим Петроневич. В частности, он действует только для розничных продавцов, тогда как в оптовом сегменте регулирование не работает, добавил Максим Петроневич. Из-за этого на заправках компенсировали нехватку доходов в рознице повышением цен для корпоративных покупателей, что, в свою очередь, привело к росту стоимости логистики.

В итоге основная нагрузка легла на ритейл, добавил главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров. Торговым сетям пришлось закупать продукцию по более высоким ценам. В то же время медленный рост доходов населения не позволил им пропорционально изменить собственный прейскурант, заявил эксперт.

В связи с этим регулирование топливных расценок в ручном режиме достаточно рискованно. При отмене моратория инфляция может резко пойти вверх, из-за чего сети будут вынуждены менять свой ассортимент на более дешевый и менее качественный, считает он.

Ситуация усугубляется проведением налогового маневра в нефтяной отрасли, добавил Максим Петроневич. Он связан с постепенным обнулением заградительной пошлины на экспорт нефти, из-за чего стоимость энергоресурса на внутреннем и внешнем рынках будет постепенно приходить в равновесие. Из-за этого отмена моратория может привести к слишком резкому ускорению стоимости топлива, что окажет на инфляцию существенное давление.

Впрочем, в АКРА считают такие риски маловероятными. По расчетам агентства, рост цен на бензин темпами, опережающими инфляцию, возможен лишь в условиях увеличения рублевой стоимости нефти более чем на 12% по отношению к нынешнему уровню, что представляется возможным только в случае исключительных обстоятельств — например, введения новых жестких санкций.

Резкий рост цен на бензин и дизель в России начался в апреле 2018 года. Среди возможных причин назывались действия трейдеров и увеличение экспорта нефтепродуктов на фоне ослабления рубля. В октябре правительство выпустило распоряжение, согласно которому нефтяники должны были заключить соглашение с ФАС и Минэнерго о временной заморозке цен. Документ, подписанный в ноябре 2018 года десятью крупнейшими компаниями, обязывает их сдерживать стоимость топлива на АЗС и в мелком опте. Цена зафиксирована на уровне начала июня 2018 года. По данным Росстата, в этот период бензин стоил 42,59 руб./л, а дизель — 43,71 руб./л. Нефтяные компании также обязались нарастить поставки топлива на внутренний рынок минимум на 3% относительно уровня 2017 года. В январе 2019-го компаниям разрешили повысить цены на 1,7% в связи с увеличением НДС.

Дмитрий Гринкевич, Анна Каледина, Инна Григорьева

Это грозит ей коллапсом на топливном рынке.

"Ведомости"

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 18 апреля подписал постановление, которое вводит новые санкции против Украины. Они предусматривают ограничения на экспорт нефти и нефтепродуктов в эту страну, а также расширяют список украинских товаров, запрещенных для ввоза в Россию, заявил Медведев на заседании правительства. Ограничения на импорт в Россию коснутся украинской продукции машиностроения, легкой промышленности и металлообработки, стоимость которой, по его словам, за прошлый год составила почти $250 млн.

Согласно постановлению Россия откажется от экспорта нефти на Украину, чтобы экспортировать с 1 июня нефтепродукты, необходимо разрешение Минэкономразвития. Министерство не ответило на запрос "Ведомостей".

В прошлом году Россия не экспортировала нефть на украинский рынок, говорит вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Argus Виктор Парно. Поставки дизельного топлива составили 2,495 млн т по трубопроводу и 183 000 т по железной дороге, говорит эксперт.

По данным ФТС, Россия экспортировала в соседнюю страну около 3,1 млн т бензина и дизтоплива. Для сравнения: общий экспорт российского бензина и дизтоплива в прошлом году составил 45 млн т. По данным Укрстата, в 2017 г. потребление нефти в стране составило около 3,4 млн т, всех нефтепродуктов — 9,5 млн т.

Для российских нефтяников Украина долго была одним из главных рынков среди постсоветских стран. У них там были активы: сети АЗС, нефтеперерабатывающие заводы ("Роснефть" владела Лисичанским НПЗ, "Лукойл" — Одесским НПЗ). "Лукойлу" также принадлежал "Карпатнефтехим". У "Транснефти" был в собственности "Прикарпатзападтранс", который владеет нефтепродуктопроводами на Украине. Компании продали все эти активы из-за ухудшения отношений между странами.

Крупнейшим поставщиком топлива на Украину, вероятно, остается "Роснефть". В конце 2017 г. она договорилась о поставке в течение 10 лет от 30 млн до 50 млн т дизтоплива швейцарской ITC Industry Trading Company SA, которая в 2016 г. выкупила у "Транснефти" "Прикарпатзападтранс". Представители "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти" не ответили на запросы "Ведомостей".

Около половины годового потребления Украиной бензина и дизтоплива приходится на российские нефтепродукты, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. "Эффект для Украины [в случае запрета экспорта топлива], скорее всего, будет в росте цен, для России — практически незаметен", — сказал он.

"Укртатнафта", которая владеет нефтеперерабатывающими мощностями на Украине, уже давно обращала внимание госорганов страны на "угрожающую зависимость топливного рынка страны от монопольных поставок нефтепродуктов из России", говорится в ее сообщении, распространенном вчера. Теперь, когда прекращение их поставок становится реальностью, это "может привести к коллапсу не только на топливном рынке, но и в украинской экономике и подорвать национальную безопасность страны".

Украина нефть практически не добывает, а ее НПЗ в основном являются устаревшими и не эксплуатируются — отсюда сильная зависимость от импорта нефтепродуктов, отмечает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. В 2018 г. Украина импортировала около 8 млн т нефтепродуктов, из них большая часть пришлась на Россию и Белоруссию примерно в равной пропорции: "Но белорусские нефтепродукты, по сути, та же переработанная российская нефть. Если будет перекрыт и этот канал — украинскую экономику может ожидать топливный кризис".

Российский экспорт нефтепродуктов может заместить Белоруссия, рассуждает Танурков. Заменить поставки из России можно, например, увеличив закупки из Литвы и Польши, согласен Маринченко, но придется перестраивать логистические цепочки. А это может привести к росту внутренних цен на бензин. По данным ЦДУ ТЭК на 17 апреля, которые приводит "Интерфакс", средняя цена литра бензина на украинских заправках составляла 27,5 грн (около 66 руб.), дизтоплива — 28,14 грн (67 руб.).

Санкции против Украины — ответные меры на торговые санкции, которые страна ввела на прошлой неделе, пояснил в четверг премьер. Но их надо рассматривать и в контексте переговоров по газовым контрактам, которые предстоят до конца года, добавляет Маринченко. "Возможные задержки со строительством "Северного потока — 2" ухудшают переговорную позицию Москвы, таким образом правительство пытается ее улучшить", — отмечает он.

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

В стране не хватает правильных отходов.

"Независимая газета"

После вала критики со стороны бизнеса Минфин представил новый вариант перевода части экологических платежей в Налоговый кодекс. Начало реформы перенесли на год, а предпринимателей обещают не арестовывать за неуплату эконалога в течение 10 лет.

В середине апреля некоторые предприятия страны начали отчитываться о выполнении государственного норматива по утилизации отходов. Например, о 100-процентном выполнении этого норматива в 2018 году отчитался перед Росприроднадзором ЭкоШинСоюз — объединение крупнейших производителей и импортеров резиновых покрышек для автомобилей.

После того как несколько лет назад правительство РФ объявило о возможности производителям и импортерам некоторой продукции (тех же шин, электроники) вместо оплаты экологического сбора самим заниматься переработкой закончившей свой век продукции, такие бренды, как "Континентал", "Ханкук", "Мишлен", "Нокиан и "Йокохама", создали союз, который провел аудит более 50 компаний — переработчиков шин, заключил договоры на утилизацию с 20 из них по всей России. За два года работы договорились с более чем 300 шиномонтажей и 1,5 тыс. предприятий, в которых есть автомобили, было собрано и утилизировано 90 тыс. тонн отходов. На весь проект было потрачено около 300 млн руб.

Однако в какой-то момент вся эта работа оказалась под угрозой со стороны того же правительства. В августе прошлого года Минфин опубликовал проект о включении неналоговых платежей, в том числе утилизационного, экологического и за воздействие на окружающую среду, в Налоговый кодекс. Бизнес высказался резко против, в том числе из за того, что таким образом работа по другому, не так давно введенному закону о самостоятельной переработке предприятиями или привлечении для этого подрядчиков практически перечеркивалась (речь о так называемой расширенной ответственности производителей (РОП), на основании которой и действует тот же ЭкоШинСоюз).

Кроме того, предприниматели опасались, что за неуплату новых налогов теперь вместо штрафов им придется нести совсем другую ответственность, вплоть до уголовной. В начале апреля Министерство финансов России представило новую редакцию законопроекта о включении квазиналогов в Налоговый кодекс и стартовал новый раунд общественного обсуждения. Некоторые ассоциации готовы принять изменения, но РСПП по-прежнему противится. В качестве арбитра пришлось даже пригласить президента Владимира Путина, который попросил вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова не педалировать процесс (изначально планировалось, что новые налоги появятся уже с 1 января 2020.

В пресс-службе Минфина "НГ" сообщили, что предлагаемые новации не предполагают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения размера налоговой нагрузки — они направлены на создание понятных и предсказуемых условий ведения бизнеса, систематизируют уже существующие сегодня платежи, ограничивают федеральные и региональные власти в введении новых сборов или изменении их размеров.

Там напомнили, что по итогам состоявшегося недавно заседания рабочей группы по вопросам неналоговых платежей, в котором приняли участие представители бизнес-ассоциаций, Минфина, Минэкономразвития, Госдумы, Совета Федерации и Счетной палаты, была достигнута договоренность о переносе реформы на год, с 1 января 2021 года, чтобы дать бизнесу больше времени на адаптацию к новым условиям.

В Минфине также сообщили, что в разрабатываемом пакете документов будет предусмотрен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за нарушение законодательства по новым налогам.

"Если возможность самостоятельной утилизации в рамках РОП будет сохранена, то мы готовы поддержать предлагаемые Минфином изменения. В новом проекте предусмотрен налоговый вычет в случае, если производители и импортеры самостоятельно занимаются сбором и утилизацией отходов. Эта мера нас устраивает", — сказал "НГ" представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Вместе с тем эксперт считает, что деятельность правительства по работе с отходами трудно назвать эффективной. "В стране нет проблемы с переработкой отходов, так как существует немало заводов, которые занимаются этим. Проблема в том, что пока их мощности очень часто не загружены — отходов не хватает. Мусорная реформа идет туго, муниципалитеты никак не могут наладить нормальный сбор отходов. И если о раздельном сборе мусора хотя бы говорят, то о специальном, предназначенном для утилизации электробытовой техники, мало кто слышал. Мы торим какие-то свои пути, хотя в Европе давно все налажено, там и раздельным и специализированным сбором занимаются муниципалитеты".

"Подобные законодательные изменения скорее ведут к росту эффективности финансового администрирования, то есть сбора денежных средств у предприятий, чем к экологическим улучшениям, — говорит руководитель департамента Института трейдинга и инвестиций "Феникс" Евгений Удилов. — Предприятия, имеющие ответственную позицию перед обществом, и так выполняют государственные нормативы, и появление более жесткого регулирования для них станет лишь дополнительной административной нагрузкой. А для недобросовестных предприятий внедрение очистных технологий будет лишь вопросом сравнения расходов на выплаты штрафов и налогов и затрат на эти самые очистные технологии".

По мнению эксперта, в сложной экономической обстановке более разумным стимулом к модернизации могли бы стать не новые налоги, а целевые вычеты из старых. "Очень не хотелось бы, чтобы в результате принуждения недобросовестных предприятий к более ответственной позиции пострадали те предприятия, которые и без указаний государства заботятся об экологии", — говорит Удилов.

"Перед вводом нового налога, средства от которого в теории могли бы способствовать модернизации оборудования, необходимо привести в порядок нормативную базу. Сейчас активно обсуждается приказ 63, согласно которому требования к сливным водам в разы выше, чем к питьевой воде, что мешает предприятиям обновить давно устаревшие очистные сооружения. И подобных нестыковок по всей стране достаточно много, — сказал "НГ" эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. — Если раньше на подобные нестыковки смотрели сквозь пальцы, то после включения экологического сбора в Налоговый кодекс ответственность предпринимателей вырастет в разы".

"Если мы нацелены на экономический рост, то загрузка предприятий металлургии и машиностроения — а вместе с ней и выбросы в атмосферу — будет безальтернативно увеличиваться. Если мы морально сдались сценарию медленного, квазирецессионного роста, то будет недозагрузка мощностей, и новый налог, даже если он будет введен, вряд ли приведет к значительному притоку средств в казну, — считает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский.

Анатолий Комраков

 

 

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ