media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.06.2017

Нефтяники не согласны с инвесттарифами за транспортировку и с принципом "качай или плати".

"Газета РБК"

"Транснефть" считает, что из-за позиции "Роснефти" откладывается принятие закона, регулирующего трубопроводную транспортировку нефти. Вопрос снят с повестки правкомиссии по ТЭКу "из-за неразрешимых разногласий по законопроекту".

Закон под угрозой

Повестка дня последнего заседания правительственной комиссии по топливно-энергетическому комплексу была изменена решительным образом — из нее исчезло обсуждение законопроекта "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов", узнал РБК.

За неделю до назначенного на 14 июня заседания комиссии под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича было решено, что на нем не будут обсуждать трубопроводную тематику — "из-за наличия неразрешимых разногласий по законопроекту", сообщил РБК один из приглашенных на это совещание — менеджер крупной нефтяной компании. В итоге обсуждение законопроекта "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов" отложено на неопределенный срок.

Информацию о замене вопроса в повестке правкомиссии подтвердил РБК чиновник в аппарате Дворковича. Представитель вице-премьера Алия Самигуллина подтвердила РБК, что законопроект на комиссии не обсуждался, а формирование повестки дня комиссии назвала "рабочим процессом", отказавшись его комментировать.

Высокопоставленный источник РБК в Минэнерго полагает, что законопроект в этом году может быть не принят, поскольку серьезные замечания к нему высказали пять нефтяных компаний — "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "РуссНефть", "Газпром нефть" и "Татнефть" — и несколько профильных ведомств. По мнению собеседника РБК, закон необходимо серьезно дорабатывать, чтобы были учтены интересы всех участников рынка.

Замечания "Роснефти"

Основные замечания к закону предъявила "Роснефть". 24 апреля главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин прислал министру энергетики Александру Новаку замечания компании к законопроекту — 25 листов (копия есть у РБК). Глава "Роснефти" не согласен с вводимыми законопроектом "инвестиционными" надбавками к тарифам, указывает на "непрозрачную структуру" перераспределения прибыли внутри группы "Транснефть", а также не соглашается с закрепляемым законом принципом "качай или плати".

Впоследствии замечания "Роснефти" к законопроекту были расширены. В письме вице-президента по трейдингу Отабека Каримова от 9 июня в адрес замминистра энергетики Кирилла Молодцова (приложение на 39 листах; есть у РБК) подчеркивается, что законопроект содержит злоупотребления доминирующим положением "Транснефти", нарушает нормы собственности и угрожает безопасности трубопроводов, так как не распространяется на трубопроводные проекты нефтяных компаний и т.п.

Представитель Минэнерго отказался комментировать эту переписку, сообщив лишь, что ведомство продолжает работу над законопроектом.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев также отказался комментировать переписку Сечина с Минэнерго и замечания компании к законопроекту. Представитель "Роснефти" уточнил, что магистральными трубопроводами компания не владеет.

Советник президента "Транснефти" Игорь Демин заявил РБК: "Принять законопроект — это поручение президента, данное два года назад. Они ["Роснефть"] прислали замечания через полтора года после начала работы над законопроектом и через полгода после начала процедуры его публичного обсуждения". Позиция "Роснефти", по его мнению, преследует единственную цель — добиться повышения статуса части ее нефтепроводов до "магистральных", что дает право на получение льгот, предусмотренных Налоговым кодексом. "Они хотят получить льготы без регулирования тарифов по их нефтепроводам со стороны государства и без возможности подключения к ним других пользователей", — утверждает он.

Источник РБК в "Роснефти" считает эти претензии странными. По его словам, глава государства поручил обеспечить безопасность прокачки нефти по трубопроводам, а не создать преференции нефтетранспортной монополии. Инвесттарифы и штрафы "Транснефти", включая схему "качай или плати", собеседник назвал "сбором дани". "Если вы инвестируете в какой-то актив, то вы как минимум должны получить долю в этом активе", — пояснил он.

Позиция нефтяников и ведомств

РБК ознакомился с замечаниями к законопроекту, присланными "РуссНефтью", "Газпром нефтью" и "Татнефтью", а также рядом профильных ведомств. ЛУКОЙЛ своих замечаний не прислал, сообщил РБК источник в компании. "Сургутнефтегаз" прислал 25 мая, но 30 мая отозвал после их обсуждения с Минэнерго и "Транснефтью".

По словам одного из участников заседания 14 июня, ФАС также не прислала замечаний. Антимонопольная служба не видит целесообразности в принятии этого закона, поскольку действующим законодательством все затрагиваемые им вопросы урегулированы, сообщил РБК официальный представитель ведомства.

"Татнефть" предлагает запретить "Транснефти" как собственнику магистральных трубопроводов торговать нефтью и нефтепродуктами, увеличить сроки согласования договоров на прокачку нефти с компаниями с 15 до 30 дней и запретить отказывать нефтяникам в праве прокачать нефть по трубам из-за ее несоответствия нормам качества. "Газпром нефть" просит разрешить добывающим компаниям владеть магистральными трубопроводами и дать возможность оспаривать в суде размер штрафов "Транснефти" за не сданную вовремя в систему нефть.

Минфин полагает, что законопроект ведет к сокращению доходов федерального бюджета из-за более широкого перечня случаев выдачи разрешений на водопользование без проведения аукционов, но готов согласовать текст, если его замечание учтут. Минэкономразвития считает, что часть прописанных в законе норм избыточна, поскольку они уже регулируются правительством, включая тарифы на прокачку нефти. По словам источника РБК в этом ведомстве, часть замечаний учтена по итогам прошедших совещаний.

Представители "Сургутнефтегаза", "РуссНефти", Минфина, "Газпром нефти" и Минэкономразвития от комментариев отказались. В "Татнефти" на запрос не ответили.

Позиция "Транснефти"

Штрафные санкции в случае недозагрузки трубопроводов в срок и принцип "качай или плати" необходимы для поддержания дисциплины среди нефтяных компаний, пояснил РБК Игорь Демин. "Мы корректируем количество нефти, сдаваемой в систему "Транснефти" в три этапа: ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. А нефтяники срывают объем поставки. Штраф в 10 МРОТ с тонны нефти предлагается предусмотреть, только если поставщики не предупредили "Транснефть" об изменении объема прокачки нефти хотя бы за месяц. Ведь мы несем расходы на поддержание работы системы и должны планировать свою деятельность заранее", — говорит советник главы "Транснефти".

Применение согласованных инвесттарифов, по его словам, самый востребованный нефтяными компаниями способ финансирования новых мощностей. "Есть и другие формы финансирования: например, целиком строить за счет нефтекомпаний или целиком за счет "Транснефти". Компании сами выбирают, что им выгоднее", — уточняет он.

Замечания других участников рынка и ведомств к документу представитель "Транснефти" назвал рабочими и поддающимися согласованию, добавив, что часть из них уже снята с повестки.

Людмила Подобедова

 

 

На Эргинское месторождение претендует четыре компании. Главная борьба развернется между "Роснефтью" и "Газпром нефтью".

"Ведомости"

Прием заявок на участие в аукционе на Эргинское нефтяное месторождение завершен. Заявки подали "Роснефть", ее 100%-ная "дочка" "РН-Уватнефтегаз", "Газпромнефть-Хантос" ("дочка" "Газпром нефти") и самарская "Пионергео", сообщил в пятницу министр природных ресурсов Сергей Донской. "Всеми претендентами соблюдена процедура, на счет Роснедр перечислены задатки в размере стартового платежа. Решение о допуске будет принято 3 июля исходя из анализа заявочных материалов, которые пока не вскрывались", — сказал он (цитата по "Интерфаксу"). Эти материалы кроме заявки, документов, подтверждающих уплату задатка и сбора за участие в аукционе, включают документы о финансовых, технических, технологических и кадровых возможностях претендента и привлеченных подрядчиках.

Зачем "Роснефть" подала две заявки — не ясно. Представитель отказался от комментариев. Видимо, компания тем самым пытается повысить свои шансы на успех, считает аналитик Сбербанка Валерий Нестеров.

"Дочка" Независимой нефтегазовой компании (ННК) "Югорская нефть" не внесла задаток, добавил Донской. Ранее интерес к участию в аукционе проявлял "Лукойл". Его представитель не ответил на запрос. Получить комментарии ННК не удалось.

О компании "Пионергео" известно немного. Компания зарегистрирована в Саратове в июне 2015 г., ее возглавляет Алексей Прозоров, по данным "СПАРК-Интерфакса". Основной вид деятельности — управление финансово-промышленными группами. Единственный владелец компании "Пионергео" — Сергей Неручев. В 2015 г. выручка компании составила 5000 руб., убыток — 102 000 руб. Получить комментарии компании не удалось. Сам Неручев в разные годы возглавлял газовые активы "Алросы" — "Геотрансгаз" и Уренгойскую газовую компанию, по данным "СПАРК-Интерфакса". Полный тезка бизнесмена до 2004 г. руководил расположенным в Саратове ФГУ "ГП Нижневолжскгеология", в 2004-2005 гг. работал вице-губернатором Сахалинской области. "Коммерсантъ" в 2005 г. писал, что прокуратура Саратова обвиняла Неручева в мошенничестве в особо крупном размере. "Участие "Пионергео" в аукционе выглядит несерьезно, если только за ней не стоит какая-то крупная нефтяная компания", — считает Нестеров.

Сбор за участие в аукционе — 130 000 руб. Аукцион пройдет 12 июля. Стартовый платеж — 7,4 млрд руб. По условиям конкурса победитель должен будет начать разработку месторождения не позднее двух лет с момента получения лицензии и перерабатывать всю добытую нефть на НПЗ в России.

Эргинское (запасы по С1 + С2 — 103 млн т) — одно из последних крупных месторождений нефти в нераспределенном фонде. На территории Эргинского расположена часть Приобского месторождения, северный участок которого разрабатывает "Роснефть", а южный — "Газпром нефть". "Роснефти" и "Газпром нефти" нужно увеличивать ресурсную базу, поэтому основная борьба развернется между ними, отмечает Нестеров. "Исход аукциона будет зависеть не столько от мотивации, сколько от административного ресурса. То есть эта борьба будет отражать конкуренцию между "Роснефтью" и "Газпромом", а не "Роснефтью" и "Газпром нефтью". По его мнению, стартовая цена в ходе торгов может вырасти в 2-3 раза до $250-400 млн.

Галина Старинская

 

 

"Взгляд"

Роснефть открыла первое нефтяное месторождение на шельфе моря Лаптевых, создав тем самым задел для всей российской энергетики. Но пока неясно, когда новая нефть принесет первую прибыль. Судьба нового месторождения увязана с геополитикой, например с тем, примет ли Конгресс США новые санкции и вложит ли в проект деньги Катар. Кроме того, сперва понадобится возродить российский ледокольный флот.

Российский нефтяной гигант "Роснефть" объявил себя первооткрывателем месторождений углеводородов на шельфе Восточной Арктики. Действительно, в воскресенье стало известно, что бурение самой северной поисковой скважины "Центрально-Ольгинская-1" в Восточной Арктике на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых, которое компания начала еще в апреле, дало результат. Полученный керн (образец) оказался насыщен нефтью с преобладанием легких маслянистых фракций.

"Уже на основании первичных исследований можно сделать вывод об открытии нового месторождения нефти, объем ресурсного потенциала которого увеличивается по мере продолжения буровых работ", — заявила Роснефть. Отбор керна продолжается — и в компании надеются, что ресурсный потенциал нового месторождения увеличится по мере бурения.

Как писала в апреле газета ВЗГЛЯД, прогнозные извлекаемые ресурсы Хатангского участка составляют 58,6 млн тонн по нефти (плюс конденсат) и 116,5 млрд кубометров газа. Бурение на шельфе Восточной Арктики (которое производилось впервые в истории) осуществлялось с берега, что позволило значительно снизить затраты. При этом Роснефть подготовилась к бурению в рекордно короткие сроки. В последние пять лет компания вложила 100 млрд рублей в разработку арктического шельфа, но в следующие пять лет (2017-2021 гг.) намерена увеличить инвестиции в 2,5 раза — до 250 млрд рублей.

"Фактически начинается работа по целой нефтегазоносной провинции, которая, даже по предварительным данным, содержит миллионы тонн условного топлива, — заявил президент Владимир Путин в ходе телемоста на старте бурения, предупредив: — Это только первая скважина. Впереди огромная работа".

Вот и Роснефть рассчитывает, что успех на скважине "Центрально-Ольгинская-1" откроет перспективы обнаружения и других месторождений на шельфе Восточной Арктики. По мнению специалистов, предполагаемые запасы углеводородов в российской Арктике в целом оцениваются в 100 млрд тонн нефтяного эквивалента.

Понадобится ледокольный флот

"На фоне снижения добычи в Западной Сибири очень важными становятся две основные наши территории добычи: Восточная Сибирь и Арктика", — пояснил газете ВЗГЛЯД президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Но проблема Восточной Сибири — это дорогое строительство инфраструктуры и логистика, потому что в основном эти месторождения будут работать, например, на Юго-Восточную Азию, отметил собеседник.

"А вот Арктика становится принципиально важным регионом, там может быть сконцентрировано в ближайшие 10-15 лет до 30 процентов всех мировых запасов энергоносителей, с учетом их исчерпания", — подчеркнул эксперт. За счет потепления очень серьезно упрощается процедура добычи, паковый лед меньше собирается, а следовательно, снижается стоимость работы платформы, открываются новые каналы доставки, напомнил Абзалов.

Подготовка к добыче займет годы и годы

Однако Абзалов не берется предсказать, сколько лет пройдет до начала добычи нефти на открытом месторождении. "Основная проблемная часть связана с созданием инфраструктуры", — отметил он. Кроме того, для строительства, освоения и бурения необходим ледокольный флот, который надо заново создать. Сейчас он фактически уже создается, добавил он.

По мнению Абзалова, строительство инфраструктуры и добыча на арктическом шельфе — очень высокотехнологичный процесс, который будет серьезным вызовом для Роснефти. Она, как и другие российские компании, пока обладает не всеми необходимыми технологиями. Раньше это компенсировалось поставками оборудования из-за рубежа, в частности от американской ExxonMobil. Но после введения Западом санкций сотрудничество стало невозможным. За время санкций Роснефти удалось лишь отчасти компенсировать утрату доступа к западным технологиям. Поэтому промышленная добыча будет во многом зависеть от способности компании самостоятельно освоить необходимые технологии или найти новые источники поставок оборудования.

Освоение месторождения упирается также в цену на нефть из него и в вопрос, на какие рынки поставлять ее, отметил Абзалов. Это подразумевает и качество нефти, и сложность, а соответственно, дороговизну ее добычи, и стоимость логистики. Станет ли месторождение рентабельным, подчеркнул эксперт, станет понятно только на более поздних этапах, когда будут просчитаны и подготовлены конкретные проекты.

Еще один момент — это финансы. Ни одна компания самостоятельно не потянет такие крупные проекты в полном объеме, ей приходится привлекать деньги со стороны, указал Абзалов.

"Если сейчас ограничат финансирование российской нефтянки, например вклады в российские компании, то это станет делом достаточно сложным. Придется либо китайцев привлекать, либо индусов, либо еще кого-нибудь, кто с этим связан", — подчеркнул собеседник. Это могут быть и катарские инвесторы, которые, кстати, активно работают с Роснефтью и даже входят в число ее акционеров, подчеркнул эксперт. Таким образом, многое будет зависеть от новых санкций, которые могут быть введены.

В то же время Абзалов считает, что потенциал для освоения арктического направления у Роснефти есть — и она вполне способна справиться с этой задачей.

Напомним, в ходе прямой линии в четверг Путин заявлял, что Арктика — очень перспективный с точки зрения экономики, а также обеспечения национальной безопасности регион. В этой связи он подчеркнул, что Россия должна обозначить свой приоритет в Арктике, обеспечить там свой суверенитет, безопасность хозяйственной деятельности и транспортных маршрутов.

"Россия прирастает Арктикой — это невероятно большой тренд, в котором будет развиваться наше государство. У нас здесь достраивается самый большой и проходимый в мире атомный ледокол. Будут строиться другие корабли", — заявлял ранее газете ВЗГЛЯД директор исследовательских программ экспертной группы PieR Александр Серавин. По его словам, Арктика станет "большим направлением: должны оживиться Мурманск, Архангельск, откроется Северный морской путь".

Никита Коваленко

Почему Ангела Меркель выступила против новых санкций США.

"Газета РБК"

Канцлер ФРГ Ангела Меркель поддерживает выступление своего министра иностранных дел Зигмара Габриэля против новых антироссийских санкций, подготовленных сенатом США. Об этом в пятницу, 16 июня, рассказал пресс-секретарь немецкого правительства Штеффен Зайберт.

"В правительстве имеется широкое согласие с текстом обращения Габриэля", — продолжил Зайберт, назвав действия американских сенаторов, "мягко говоря, своенравным подходом". По словам Зайберта, не должно быть такого, чтобы ограничения против России отражались на европейской экономике.

В среду сенат США подавляющим большинством голосов поддержал обновленный законопроект об усилении санкций против Ирана из-за ракетной программы Тегерана. В начале недели обе фракции сената согласились добавить в проект положения об ограничениях против России.

Согласно этому предложению, антироссийские санкции переводятся из президентских указов в закон, что усложняет процедуру их смягчения или отмены. Кроме того, создается база для расширения ограничений: в частности, против российских банков, оборонных и энергетических компаний, бизнесменов и чиновников. Отдельно прописаны действия в отношении строящегося трубопровода "Северный поток — 2", в котором сенаторы видят "угрозу энергетической безопасности ЕС и развития газового рынка в Европе".

Эти меры включают в себя санкции не только против российской стороны, но и против их европейских партнеров, участвующих в проекте. Например, это всевозможные ограничения на американском рынке для людей и компаний, которые инвестируют "существенные суммы" в строительство российских газопроводов или предоставляют материалы, информацию и услуги для их постройки на сумму от $1 млн.

В поддержку законопроекта выступили 98 из 100 сенаторов. Против проголосовали лишь два бывших кандидата в президенты: сенатор-республиканец от Кентукки Рэнд Пол и независимый сенатор от Вермонта Берни Сандерс. Теперь документ должен пройти голосование в нижней палате конгресса и в случае успеха попадет на подпись к президенту Дональду Трампу.

В четверг вечером на сайте МИД Германии вышло совместное заявление с осуждением новых санкций, подписанное главой ведомства Зигмаром Габриэлем и премьер-министром Австрии Кристианом Керном. Политики отметили: в законопроекте сената "прямым текстом говорится, что речь идет о поставках американского СПГ и вытеснении российского природного газа с европейского рынка".

Габриэль и Керн подчеркивают: санкции против России из-за украинского конфликта нельзя смешивать с собственными экономическими интересами. "Угрозы наказанием европейским компаниям, которые принимают участие в проектах с Россией вроде "Северного потока — 2", привносят новое и совершенно отрицательное качество в американо-европейские отношения", — говорится в заявлении.

На восемь абзацев заявления МИДа приходится четыре восклицательных знака, что большая редкость для дипломатии, особенно для немецкой, отмечает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. "По сути, это реальное вмешательство в интересы системообразующих компаний вроде немецкой BASF или австрийской OMV", — пояснил РБК Белов. По мнению эксперта, это прямое послание Европы президенту Трампу, чтобы тот не подписывал законопроект.

Дело в том, что в заявлении МИД ФРГ в том числе выражается "решительная поддержка действий Госдепартамента США по изменению законопроекта". Госсекретарь Рекс Тиллерсон является одним из немногих представителей руководства Штатов, который открыто выступил против закона о санкциях, объясняя это необходимостью "оставить открытым окно диалога" с Москвой по многим внешнеполитическим вопросам. Об этом Тиллерсон говорил, например, в ходе недавнего выступления в сенате 13 июня.

Тем самым, по словам Белова, у Трампа появляется моральное право отказаться подписывать законопроект, ссылаясь на вред, который он несет важным экономическим партнерам США.

Габриэль и Керн являются представителями социал-демократических партий ФРГ и Австрии соответственно. Осенью в обеих странах пройдут парламентские выборы — сейчас, по данным опросов, популярность левоцентристов и там и там падает. Однако, по мнению Белова, демарш немецкого министра и австрийского канцлера едва ли связан с предвыборной кампанией, хоть и может оказать влияние на ее ход.

По данным последнего опроса Infratest Dimap (проведен 6-7 июня), впервые с начала миграционного кризиса в Европе два года назад канцлер Меркель вновь стала самым популярным политиком страны: ее политику поддерживают 64% опрошенных, не согласны с ней 35% немцев. В то же время доверие граждан ФРГ к США как внешнеполитическому партнеру упало с апреля на 8%, достигнув уровня России. Политика как Москвы, так и Вашингтона у 21% немцев вызывает доверие, у 74% — недоверие.

Георгий Макаренко

 

 

<< Июнь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ