media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.07.2017

"Газпром" форсировал строительство "Турецкого потока". Он начал укладывать вторую нитку трубы для транзита газа в Европу. Но никаких договоренностей об этом ни с Турцией, ни с Европой нет.

"Ведомости"

О начале строительства "Газпромом" второй нитки "Турецкого потока" "Ведомостям" сообщили один из контрагентов подрядчика и федеральный чиновник. По словам одного из них, на дно Черного моря уже уложено порядка 20-25 км трубы. Работы выполняет корабль-трубоукладчик Audacia швейцарской компании Allseas, выигравшей тендер "Газпрома" на прокладку трубы под водой.

По данным сайта marinetraffic.com, сейчас судно находится несколькими километрами южнее пос. Малый Утриш. В течение последних суток Audacia движется с постоянной средней скоростью 0,1-0,15 узла в час (4-5 км в сутки) по маршруту, где ранее была проложена первая нитка "Турецкого потока". Это приблизительно соответствует заявленной рабочей скорости укладки трубы.

Согласно данным Allseas Audacia может принять на борт до 14 000 т труб. Пополнением их запаса, по словам собеседника "Ведомостей", занимаются грузовые корабли Highland Navigator (грузоподъемность — 3300 т) и Baccara (3000 т). По данным marinetraffic.com, с вечера 17 июля до вечера 18 июля они совершили два рейса от порта Анапы до Audacia, некоторое время сопровождали ее на маршруте и вернулись обратно. На рейде порта Анапы находится также грузовик "Евдокия", который прибыл из Болгарии с грузом труб в ночь с 17 на 18 июля. Как объяснил собеседник "Ведомостей", три грузовика обеспечивают бесперебойную работу трубоукладчика, пополняя его запасы труб на маршруте, "Евдокия" ждет своей очереди.

Пока "Газпром" сообщал о строительстве подводной части только первой нитки "Турецкого потока". Прокладкой мелководного участка занимался все тот же трубоукладчик Audacia.

23 июня эстафету от него принял еще один корабль Allseas — самый большой трубоукладчик в мире Pioneering Spirit, способный укладывать трубу на больших глубинах. Рабочая скорость трубоукладчика — тоже около 5 км в день. 10 июля министр энергетики Александр Новак сказал, что уже построено около 50 км газопровода по дну Черного моря. Тогда же чиновник уточнил, что Турция еще не дала окончательного подтверждения точкам выхода газопровода на своей территории, но сделает это "в ближайшее время".

О том, когда начнется укладка второй нитки трубопровода, "Газпром" пока не сообщал.

"Турецкий поток" стал заменой остановленному "Газпромом" проекту "Южный поток". Он предусматривал строительство трубы по дну Черного моря в Болгарию. Но проект сорвался, и уже завезенные в Болгарию трубы было решено использовать под проект "Турецкий поток". Последний предусматривает строительство двух ниток газопровода пропускной способностью до 15,75 млрд куб. м каждая: одну — для Турции, вторую — для транзита в Европу. Но пока заключено лишь межправительственное соглашение с Турцией о поставках газа по первой нитке трубы.

Представитель Allseas лишь сообщил "Ведомостям", что построено 100 км трубы. Началось ли строительство второй нитки, он не сказал. Audacia занимается "техническим работами", заявил представитель "Газпрома", но какими именно, уточнять не стал. Официальные комментарии пресс-службы "Газпрома": "Компания сосредоточена на строительстве первой нитки".

"Газпром" регулярно инвестирует в инфраструктуру для новых проектов еще до того, как заключит контракты на поставку газа с потребителями, говорит директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. Так было с разработкой месторождений и строительством трубопровода, которые должны будут питать "Северный поток — 2", напоминает он.

Форсировать строительство "Турецкого потока" "Газпром" заставляет высокая вероятность принятия новых санкций американскими властями, предполагает директор энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Татьяна Митрова. В законопроекте отдельно упоминаются именно экспортные газопроводы. Возможно, "Газпром" стремится максимально использовать имеющееся время и построить как можно больше, рассуждает она.

По мнению Митровой, "Газпром" вынужден выбирать из двух зол меньшее. С одной стороны, риск неполной загруженности второй нитки и явно непростых переговоров с Турцией и Европой. С другой — риск вообще ничего не построить в случае принятия американских санкций. "Ведь технологий для глубоководной трубоукладки, необходимых для строительства "Турецкого потока", мы попросту не имеем", — резюмирует Митрова.

Артур Топорков, Маргарита Папченкова

 

 

Розничные цены на бензин застыли в 63 регионах.

"Российская газета"

Рост цен на автозаправках крупных компаний в России постепенно сменяет фиксация стоимости.

По итогам прошлой недели в среднем по стране литр АИ-92 подорожал на три копейки, АИ-95 и летний дизель — на копейку. При этом, как следует из мониторинга Центрального диспетчерского управления ТЭК, в 63 регионах цены на все виды моторных топлив застыли, а еще в пяти даже пошли вниз. Среди них Севастополь, где литр АИ-95 подешевел сразу на 20 копеек (в дело ранее вмешалась Федеральная антимонопольная служба), Чувашия и Ханты-Мансийский АО (литр летнего дизеля там сбросил 18 копеек и 1,34 рубля соответственно).

Сколько цены в большинстве регионов продержатся без изменений, предсказать сложно, учитывая, что лето — период сезонного удорожания топлива, а рост в рознице все еще примерно в два раза отстает от опта. Так, с начала года цены на бензин на АЗС крупных игроков в среднем выросли на четыре процента, а на бирже — на семь-восемь процентов.

Цены на автозаправках в России формируются по рыночному механизму, но под влиянием факторов, играющих в последний год на рост стоимости, говорит старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин.

Во-первых, восстанавливаются внешние цены на нефть и нефтепродукты вкупе с курсом рубля. Во-вторых, налоговая реформа снизила экспортные пошлины, которые субсидируют потребителей внутреннего рынка. Оба фактора привели к росту розничных цен за год на полтора рубля за литр. Наконец, в 2016 году выросла налоговая составляющая стоимости бензина (акцизы и НДС) на четыре рубля за литр, что постепенно перекладывается на автовладельцев, поясняет эксперт.

В январе 2016-го доля налогов в конечной цене литра АИ-92 была менее 50 процентов, весной этого года — уже 63. За этот период прибыль в рознице ушла в минус: наценка АЗС на литр была на уровне трех рублей, а весной 2017-го был недобор — 34 копейки с литра. По оценкам Былкина, маржа АЗС сейчас выросла до 1-1,5 рубля за литр АИ-92 (до четырех процентов стоимости), но все равно она сократилась вдвое относительно 2015 года из-за временного лага в переносе роста оптовых цен на потребителя, а также стагнирующего спроса, считает он.

Крупные игроки — вертикально интегрированные нефтекомпании (ВИНКи) — справляются с низкой рентабельностью перенаправлением некоторых объемов бензина на экспорт. Их доля в отгрузках с НПЗ на внутренний рынок, по данным ФАС, составляет почти 85 процентов. Оставшееся приходится на небольших игроков, которые с весны бьют тревогу: маржа близка к нулю, опт растет слишком быстро, розницу сдерживает ФАС, компенсации убыткам нет. В связи с этим Независимый топливный союз снова предлагает либерализацию цен (когда стоимость топлива на АЗС меняется вслед за оптом).

В России нет тарифов на бензин, но есть регулирование со стороны ФАС предельного роста цены в рамках инфляции (в этом году — четыре процента), напоминает эксперт Энергетического центра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко. "Отмена регулирования приведет к ускоренному росту цен, поскольку на рынке автобензина уже несколько лет наблюдается весьма напряженный баланс", — предупреждает эксперт. Так, производство бензина за первую половину 2017 года снизилось на пять процентов к тому же периоду 2016-го, а экспорт с января по апрель рос. В формировании более "справедливой" цены скорее поможет увеличение объема торгов на бирже, считает Грушевенко. Эту позицию поддерживают независимые участники рынка, которые предложили ФАС увеличить норматив продаж до 50 процентов от потребления внутри страны.

Либерализация цен актуальна при рыночной конкуренции, которая во многом отсутствует на внутреннем рынке России, напоминает руководитель глобальной практики КПМГ по работе с компаниями нефтегазового сектора Антон Усов. Нынешнее регулирование он считает компромиссом, но предлагает его дополнить введением унифицированной и прозрачной методологии формирования цены на АЗС.

А если цены на бензин отпустят?

В 2016 году цена бензина марки АИ-92 на отечественных заводах менялась в пределах от 31 тысячи (январь) до 41 тысячи рублей за тонну (июль). Если бы в таком же масштабе менялись розничные цены, то в летний сезон, когда спрос на бензин выходит на максимумы, ценники на АЗС с либерализованным ценообразованием взлетели бы до 38,5 рубля за литр вместо фактических 35,5 рубля. При этом средние по году либерализованные и фактические цены одинаковы — 35,15 рубля, подсчитал ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков.

Защитник либерального ценообразования выставил бы аргумент: за январь, февраль, март, сентябрь и октябрь — пять месяцев — автовладелец платил бы на три-пять рублей за литр меньше, чем в регулируемом рынке. Но владелец АЗС объяснит разницу: за четыре месяца — май, июнь, июль и август — реализуется бензина вдвое больше, чем за оставшиеся восемь. То есть выручка продавцов бензина вырастет вдвое, а заплатит за это рядовой автовладелец, объясняет эксперт. "В связи с нестабильностью розничных цен и зная наш народ, уверяю, многие автовладельцы начнут делать запасы бензина под будущий их рост, — предупреждает Костюков. — Будут гореть гаражи, подвалы, балконы. И все из-за того, что кому-то неймется наводить тень на плетень".

Александра Воздвиженская

 

 

Конкурс на инвестпроекты в возобновляемой энергетике прошел с нарушениями, выяснила ФАС, но отменять его результаты не будет.

"Ведомости"

Конкурсный отбор инвестпроектов на основе возобновляемых источников энергии был проведен с нарушениями, установила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Заявки на участие структура "Совета рынка" — Администратор торговой системы (АТС) — принимала с 29 мая по 9 июня. Данные о предельной мощности, предложенной к отбору, должны быть опубликованы не менее чем за 90 дней до даты окончания приема заявок, указывает ФАС. АТС действительно их опубликовал 10 марта.

Сначала на конкурсе планировалось разыграть 1900 МВт мощности на основе энергии ветра, 972,6 МВт — на основе энергии солнца и 144,8 МВт малых ГЭС на 2018-2021 гг. Но в апреле после выхода постановления правительства в конкурс было добавлено еще 500 МВт энергии ветра, 162,6 МВт солнечной энергии и 35,6 МВт малых ГЭС на 2022 г., следует из данных АТС. При этом срок приема заявок остался неизменным, а значит, условие 90-дневного срока для опубликования окончательных объемов мощности было нарушено, отмечается в сообщении ФАС.

Скорее всего, заявление подал кто-то из участников торгов, считает управляющий партнер "Надмитов, Иванов и партнеры" Александр Надмитов. Статья 17 закона о защите конкуренции, на которую ссылается ФАС, запрещает действия при проведении торгов, которые могут привести к ограничению конкуренции, говорит он.

Наибольшая конкуренция сложилась за проекты на основе энергии ветра: претендовали структура "Росатома" — ОТЭК, а также "Энел Россия" и "Фортум". "Энел Россия" довольна итогами торгов и претензий к тендеру не имеет, сказал представитель компании. Его коллеги из ОТЭК, "Фортума", "Совета рынка" отказались от комментариев.

Инициатором могла стать компания, не успевшая подать заявку на конкурс, рассуждает директор по энергетике Vygon Consulting Алексей Жихарев. Возможно, это был кто-то из инвесторов в солнечную генерацию, только в этом сегменте на добавленные объемы не поступило ни одной заявки, но они все равно будут перенесены на следующий отбор, отмечает он: в сегменте ветрогенерации все объемы мощности были выбраны.

Новый конкурс не может быть проведен, итоги уже проведенного (заключены договоры) пересматриваться не будут, приводятся в сообщении ФАС слова руководителя службы Игоря Артемьева. Но ситуация должна получить оценку на предмет наличия в действиях уполномоченных лиц нарушений закона о защите конкуренции, уверен он. Комиссия ФАС детально рассмотрит все факты, говорить об ответственности пока преждевременно, добавил представитель ведомства. Если в действиях организатора будут найдены нарушения, то суд по иску ФАС может признать такие торги недействительными, отмечает Надмитов.

Иван Песчинский

 

 

Азербайджан, Турция и Туркмения выстраивают новую энергетическую ось.

"Независимая газета"

Сегодня в Баку министры иностранных дел Азербайджана, Турции и Туркменистана обсудят вопросы дальнейшего сотрудничества в энергетической сфере. Анкара выступает в качестве главного лоббиста поставок туркменских углеводородов в Европу через Азербайджан. Туркменский газ вслед за туркменской нефтью начнет поступать на европейский рынок.

Нынешняя встреча министров иностранных дел Азербайджана — Эльмара Мамедъярова, Туркменистана — Рашида Мередова и Турции — Мевлюта Чавушоглу уже четвертая. Подписанная ранее Бакинская декларация заложила основу трехстороннего формата отношений наиболее близких в культурном и языковом отношении тюркоязычных государств.

"Данный формат — экономический — открывает новые горизонты будущего сотрудничества Азербайджана, Турции и Туркменистана", — сказал "НГ" глава Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан. Ашхабад для вывода своих углеводородов на мировые рынки осваивает новый маршрут — через Азербайджан. Принято считать, что Туркменистан — газовая держава, однако основной доход в бюджет страны приносит в последнее время не газ, а нефть. Поэтому на встрече речь пойдет о поставках туркменской сырой нефти и нефтепродуктов на мировой рынок через Азербайджан и Турцию.

"Сырая нефть после доставки в Баку танкерами поставляется по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТС) в турецкий терминал Джейхан. Туркменские нефтепродукты же экспортируются через азербайджанский терминал в Грузии — Кулеви. В прошлом году объемы поставок сырой нефти впервые достигли 4,3 млн т. В нынешнем году ожидается их увеличение до 4,5 млн т. Это хороший показатель", — отметил эксперт. По его мнению, Туркменистан видит, что западное направление работает и приносит определенные дивиденды. Поэтому туркменские власти приняли решение больше не использовать для экспорта сырой нефти российский терминал в Махачкале и весь объем — около 1 млн т — намерены направлять на мировые рынки через Азербайджан. "Если учесть, что в нынешнем году должна заработать железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, то есть вероятность того, что будут увеличены и объемы поставок нефтепродуктов. Тем более что между Баку и Ашхабадом подписано соглашение о снижении тарифов на паромную переправу и завершена модернизация Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ). Сейчас в прикаспийских странах, я не беру в расчет Россию, самую качественную продукцию выпускает ТКНПЗ. И со следующего года он будет выпускать нефтепродукты марки "Евро-5". Рынки есть, производство есть. Азербайджан предлагает хорошую логистику. В этом контексте почему эти звенья — транспортировку и энергетику — не соединить в единое энергетическое пространство", — сказал Шабан.

На вопрос "НГ", остается ли актуальным спор между Ашхабадом и Баку о принадлежности нефтеносного месторождения "Сердар", или, как его называют в Азербайджане, — "Кяпаз", эксперт ответил, что в настоящее время это не является предметом переговоров. "Этот вопрос был слишком политизирован, коммерческой ценности "Кяпаз" не имеет. Месторождение не стоит того, чтобы сейчас портить отношения, которые находятся на подъеме".

Что же касается газовых проектов, то, как сказал Ильхам Шабан, "ни один из министров иностранных дел трех стран официально о намерении поставлять туркменский газ через Азербайджан в Турцию и далее в Европу не заявлял". "Но если учесть, что между Туркменистаном и Евросоюзом идут регулярные консультации по поставкам туркменского газа в европейском направлении, то шанс на реализацию такого проекта остается".

Напомним, что один из разрабатываемых маршрутов — присоединение Туркменистана к проекту транспортировки азербайджанского газа в Европу через Турцию ("Южный коридор"). Если удастся подключить к проекту Туркменистан, то Азербайджан становится еще и газовым транзитером. Удобное географическое положение страны дает возможность использовать еще и этот статус.

Туркменистан желает продавать газ "на своей границе". Поэтому в вопросе строительства газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан он был достаточно пассивен. Пассивность может объясняться пониманием того, что такой проект реализовать невозможно. Против реализации проекта выступают Россия и Иран. Причем они выдвигают как правовые соображения, связанные с тем, что статус Каспия до сих пор не определен, так и связанные с экологией. Чтобы разрешить эту проблему, пять прикаспийских стран должны прийти к консенсусу, но до этого еще далеко. Как сказал РИА Новости Эльмар Мамедьъяров, согласовано 70-80% итогового документа. Следовательно, судьба подводного газопровода пока будет оставаться неопределенной. Вполне вероятно, что Запад может поддержать проект строительства компрессорных станций для производства сжиженного газа. Но и в этом случае Азербайджан не утратит позиции транзитной страны.

Виктория Панфилова

<< Июль, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ