Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.07.2019

Законопроект о сдерживании цен на топливо прошел первое чтение.

"Российская газета"

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который должен привести к сдерживанию цен на бензин, дизтопливо и авиакеросин. По оценке депутатов, топливо в результате может подешеветь, а значит, по цепочке это скажется на стоимости авиабилетов и прочих перевозок, а также разного рода товаров.

Напомним, что с 1 июля закончило действовать соглашение правительства с нефтяными компаниями о "заморозке", то есть стабилизации цен на топливо. В отсутствии договоренностей цены уже пошли вверх — например, дизтопливо успело подорожать на 1 рубль 20 копеек. Что будет дальше? Правительство и депутаты решили не ждать последствий и после обсуждения с нефтяниками вышли на четкий механизм сдерживания цен.

Новшества решено было ввести "задним числом" — с 1 июля. На место непрочным договоренностям с бизнесом придет закон. "Механизм, который предлагает правительство, позволяет при любой цене на нефть обеспечить, чтобы цены на топливо не росли выше инфляции", — пояснил глава профильного комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Процедура предлагается следующая: разницу, которую могли бы получить нефтяные компании, экспортируя нефтепродукты вместо того, чтобы продавать ее на внутреннем рынке, компаниям будут компенсировать из бюджета. Как — четко прописано в законопроекте. Новый механизм, таким образом, позволит компенсировать часть потерь нефтекомпаний из-за того, что цены на бензин и дизтопливо внутри страны ниже экспортных цен на нефтепродукты. Откуда возьмет средства для компенсаций правительство? Эти деньги по существу заплатят сами компании, пояснил Макаров. Ведь ровно на заложенную "цифру компенсации" произойдет рост нагрузки на компании по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Механизм, получивший название "демпферного", будет работать, если оптовые цены на бензин отклоняются на определенную величину от установленных властями показателей. Демпфер на авиакеросин будет применяться в зависимости от разницы экспортных цен на авиатопливо и "условной" стоимости на него в России. Отметим, что авиакеросин включен в механизм по итогам "Прямой линии", где президенту жаловались на цены на авиабилеты.

Принятие закона также позволит сохранить поступления в региональные дорожные фонды, отметил глава комитета. А для стабилизации топливного рынка на Дальнем Востоке вводятся так называемые "восточные надбавки" на бензин и дизельное топливо, умноженные на объемы их производства в регионе.

По расчетам профильного комитета, в целом такая поддержка позволит не просто ограничить рост цен в России на топливо в размере, не превышающем инфляцию, она позволит реально снижать стоимость, подчеркнул глава комитета.

Парламентская оппозиция в ходе заседания долго возмущалась на тему поддержки нефтяников. Однако альтернативы сдерживания роста цен на топливо предложено не было, отметила депутат-"единоросс", зампред профильного комитета Надежда Максимова, выступая от фракции. Цены на топливо пошли в рост и нужно срочно принимать закон, закладывающий долговременную основу для их снижения, заявила она. Парламентарий подчеркнула, что "оплачиваться он будет за счет тех средств, которые федеральный бюджет будет получать дополнительно в виде роста налога на НДПИ", так что сентенции о заливании деньгами нефтяников в ущерб населению вряд ли обоснованы. Механизм также ограничит рост тарифов на услуги в жилищно-коммунальной сфере, отметила депутат. Но главное — будет обеспечена потребность рынка в нефтепродуктах, что и станет залогом стабилизации на рынке.

Как заработает новый механизм, проверит Счетная палата — это ей поручила Госдума.

Татьяна Замахина

 

 

Англо-голландская компания откроет 260 заправок в течение пяти лет.

"Ведомости"

Исполнительный директор Royal Dutch Shell Бен ван Берден на встрече с президентом России Владимиром Путиным пообещал увеличить сеть заправок: "В рамках развития сети АЗС по России в ближайшие пять лет мы еженедельно будем открывать одну автозаправочную станцию" (цитата по kremlin.ru). По его словам, Россия входит в топ-5 крупнейших экономик и очень важна для развития Royal Dutch Shell, компания намерена развивать розницу и переработку нефти (у нее завод смазочных материалов в Тверской области).

Сейчас у Shell более 300 заправок в России под собственным брендом, часть из них принадлежит российскому подразделению Royal Dutch Shell, еще части компания предоставила франшизу, отмечает ее представитель. Какая доля собственных заправок, он говорить не стал, как и не ответил, сколько компания намерена потратить на развитие розничной сети АЗС.

До июля 2024 г. в России появится до 260 АЗС под брендом Shell, следует из слов ван Бердена. Таким образом, компания может удвоить присутствие на российском рынке АЗС. Будут это новые АЗС (собственные либо по франшизе) или же купленные и переоборудованные, из слов ван Бердена не ясно, представитель Shell это не уточнил.

Построить одну АЗС, где будет представлен и выставочный зал с сопутствующей продукцией, и непосредственно топливно-заправочный комплекс формата Shell, может стоить от 150 млн до 170 млн руб., говорит гендиректор ООО "Максвелл эксперт" Андрей Карамесейли.

"Если строить небольшую АЗС на две бензоколонки с кассой без торгового зала и без покупки земли, то такая заправка может обойтись от 20 млн руб.", — говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. По его словам, строительство АЗС с торговым залом, несколькими бензоколонками будет стоить от 100 млн руб. без учета покупки земли. Если Shell будет отдавать франшизу, то затраты компании на строительство будут сведены практически к нулю, но покупатель франшизы должен будет инвестировать от 15 млн до  30 млн руб. в переоборудование АЗС под требования компании, указывает Баженов.

Таким образом, на программу увеличения сети АЗС в России Shell может потратить до 44 млрд руб. за пять лет, или 8,8 млрд руб. в год, если будет строить собственные АЗС с торговыми залами.

Прошлый год для независимых АЗС (компаний без собственной добычи и переработки. — "Ведомости") был ужасным, вспоминает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. После роста цен прошлой весной правительство заморозило цены на АЗС, а в ноябре, после роста оптовых цен на топливо, ввело ручное управление отраслью. Независимые АЗС к тому моменту уже оказались за гранью рентабельности и несли прямые убытки при продажах на заправках. Ситуация повторилась в начале этого года из-за скачков цен на нефть и неотлаженного механизма компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок.

В этом году финская Neste продала сеть из 75 АЗС "Татнефти" и ожидает одобрения регулятора.

Введение нового механизма компенсаций нефтяникам за поставки на внутренний рынок стабилизирует доходность независимых АЗС, считает консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. "Механизм возвращает нефтяникам до 100% потерь, поэтому оптовые цены не превысят базовых уровней, предусмотренных в расчете компенсаций. Это обеспечит стабильную маржинальность розничному бизнесу в ближайшие годы", — объясняет он.

Все независимые АЗС в этом году — за исключением дальневосточных — уже практически закрыли убытки прошлого года и работают с прибылью, доволен Аркуша. Он признает, что строить АЗС с торговыми залами на длительную перспективу выгоднее, так как доходность от сопутствующих товаров выше, чем от продажи топлива. "Маржинальность продажи кофе может достигать 200-300%, но обороты маленькие, а на продаже бензина обороты выше, но маржинальность ниже", — констатирует Аркуша.

Виталий Петлевой

 

 

"Взгляд"

В Германии впервые из энергии солнца, ветра, воды и биомассы произвели больше электроэнергии, чем на атомных и угольных станциях. Парадоксально, но эта мода Европы на зеленую энергетику в перспективе может помочь Газпрому зарабатывать больше. Но как это возможно?

На европейском энергетическом рынке происходят необычные изменения. В Германии впервые из ВИЭ (возобновляемые источники энергии) произвели больше электроэнергии, чем на АЭС и на угольных ТЭС. Как так получилось, что доля электроэнергии, произведенной из энергии солнца, ветра, биомассы и воды, составила целых 47,3%? А на уголь и АЭС пришлось меньше — 43,4%? Еще 9,3% электроэнергии было получено из газа (плюс 0,4% — из других источников, в том числе нефти).

Во-первых, повезло с погодой: вначале было много ветреных, затем солнечных дней. Во-вторых, угольная генерация в ряде случаев оказалась нерентабельной. Например, в саксонском городке Липпендорфе энергетический концерн EnBW на время вывел из эксплуатации блок угольной электростанции именно по этой причине.

В-третьих, стоимость газа для Германии была довольно низкой. В целом сейчас период низких цен на газ, плюс сыграл погодный фактор. В Германии газ используют в основном в тепловой генерации, то есть зимой, но в этом году зима была теплой, поэтому довольно много топлива осталось в подземных хранилищах.

В итоге объемы электроэнергии, выработанной ветряками, выросли примерно на 20% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Генерация электроэнергии с использованием солнечных батарей увеличилась на 6%, а на газовых ТЭС — на 10%. В планах Германии, да и в целом всей Европы в ближайшем будущем полностью отказаться и от атомной энергетики, и от угольной.

Не только в Германии, но и в целом в Западной Европе складывается ситуация, которая может оказаться крайне выгодной Газпрому. Европейские страны сами ставят себя в жесткие условия: с одной стороны, после аварии на Фукусиме решили постепенно полностью отказаться от атомной энергетики. С другой стороны — от грязной угольной генерации. Причем европейцы специально повышают квоты за выброс СО2, что и делает выработку электроэнергии на угольных ТЭС невыгодной в условиях низких цен на газ. Европейцы убивают более дешевую генерацию, конкуренция с которой мешает развивать более дорогие по себестоимости ВИЭ.

Однако полностью перевести выработку электроэнергии на ВИЭ невозможно. Чтобы компенсировать недостатки ВИЭ, необходима альтернативная генерация. И такой может стать газовая генерация, которая отвечает текущим требованиям ЕС, помешанного на экологии. Это намного экологичней, чем уголь, и намного безопасней, чем мирный атом.

ВИЭ не могут гарантировать получения в любой момент электричества. Дело даже не в гибели червяков и птичек, о которых недавно заявил Владимир Путин, а в том, что солнце не всегда светит, а ветер не всегда дует. Кроме того, днем потребление электроэнергии значительно выше, чем ночью.

"Сохранять энергетический баланс с помощью топливных станций легко. Больше угля сожжешь — получишь больше энергии, и наоборот. Для газовой генерации есть газовые хранилища. А с ВИЭ сложней лавировать мощностями. Перепады потребления для них все еще остаются проблемой. Выход — копить уже произведенное электричество с помощью аккумуляторов. Однако развитие ВИЭ упирается как раз в несовершенство накопителей энергии. Технологии накопления и сохранения энергии с малыми потерями пока не отработаны до конца. Накопители существуют, но это скорее экспериментальные технологии. "Тесла" и другие компании работают над этим вопросом, однако надежной технологии мир так и не получил", — объясняет эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Поэтому наряду с ВИЭ должны существовать угольные, атомные или газовые станции. Если от двух первых европейцы решили избавиться, то окно возможностей открывается для голубого топлива.

"На отказе от угольной и атомной генерации электроэнергии выиграет не только ВИА, но и газовая генерация. Другой вопрос — какую долю газ отъест от угля и атома, в какой пропорции будет использоваться ВИЭ и газовая генерация", — отмечает Игорь Юшков.

"Вероятно, немцы будут строить одновременно и ВИЭ, и газовые станции. В первую очередь они будут стараться отбирать энергию у ВИЭ, но если их объемов будет не хватать, то будут подключать газовую генерацию. Однако если на рынке газ будет намного дешевле, чем ВИЭ, то газовая генерация будет развиваться как базисная. Чем дешевле будет газ, тем больше его доля будет в энергобалансе Германии", — отмечает Игорь Юшков.

Он поясняет, что когда в начале 2010-х баррель стоил от 100 долларов и выше, а цена на газ была 400 долларов и более, тогда наблюдалось бурное развитие ВИЭ. Хотя тогда себестоимость производства ВИЭ была значительно выше, чем сейчас (со временем технологии стали немного дешевле).

"До 2015 года потребление газа в Европе снижалось именно потому, что была сильная межтопливная конкуренция. Газ тогда стоил 400 долларов за тысячу кубов, а то и больше. Хотя для Германии, как крупнейшего покупателя российского газа, была скидка. Но дорогому газу было тяжелей конкурировать с другими видами топлива. В развитии ВИЭ была имиджевая составляющая, это экологично, кроме того, это не импортный, а собственный ресурс. Поэтому по идеологическим причинам чаща весов перевешивала в сторону развития ВИЭ", — рассказывает Юшков.

"Но когда цены на газ упали, соответственно, в 2015-2018 годах произошел существенный крен в сторону газа, который начал выигрывать эту межтопливную конкуренцию. Лаг в себестоимости производства был слишком высоким, чтобы его покрывать идеологическими причинами. ВИЭ продолжила развиваться, но спрос на газ рос быстрее. Поэтому чем дешевле будет газ, тем ВИЭ будет сложнее получить долю от атома и угля", — продолжает эксперт ФНЭБ.

Интересно, что в целом для России это двоякая тема. С одной стороны, России выгоден отказ ЕС от угля и рост газовой генерации. С другой стороны, отказ Германии от угля означает, что Россия не сможет туда продавать свой уголь. А она является для Германии крупным поставщиком всех видов угля. Российская доля на немецком рынке составляет почти 40% (данные немецкого Союза импортеров угля). А по энергетическому углю доля России в общем импорте составляет почти половину. Только с 2015 по 2017 год российские компании нарастили экспорт в ФРГ с 16,7 до 19,4 млн тонн.

Впрочем, спрос на уголь имеется в разных частях мира, поэтому перенаправить поставки угля в другие страны будет легче. С газом ситуация иная: Россия сильней привязана к европейскому рынку газа. Она традиционно реализует здесь голубое топливо, процесс диверсификации только-только набирает оборот за счет Китая. В этом плане найти новых покупателей на российский уголь будет проще, чем на газ.

"В ЕС есть общий план отказа от атома и угля, а последнего в европейском энергобалансе много. Для кого-то это очень болезненно, например для Польши, у которой есть собственный уголь. Но остальные постепенно будут отказываться. Открывается вопрос — какова тогда будет доля ВИЭ и какова доля газа. Конечно, Россия надеется, что доля газа будет существенной. Газ — это надежно, его хватит надолго, и он экологически чистый", — заключает эксперт из Фонда национальной энергетической безопасности.

Ольга Самофалова

<< Июль, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ