media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.08.2014

Участие "Роснефти" пока не помогло "Печоре СПГ" — правительство готово отказать проекту в праве на экспорт сжиженного газа.

 

"Ведомости"

Роснефть" сообщала, что получит в СП с Alltech мажоритарную долю. Она внесет в СП более $100 млн, рассказывали источники "Ведомостей". "Коммерсантъ" писал, что "Роснефть" также планирует получить из нераспределенного фонда Лаявожское и Ванейвисское месторождения в Ненецком автономном округе с запасами около 220 млн кубометровгаза и внести их в СП. На общей ресурсной базе планировалось построить завод СПГ мощностью 8-10 млн т к 2018-2019 гг. Инвестиции оценивались в $12-17 млрд.

Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, расширяющий число экспортеров сжиженного природного газа (СПГ), сообщили "Ведомостям" два федеральных чиновника и представитель министерства, готовившего отзыв на законопроект. Закон "Об экспорте газа" был обновлен в прошлом году, он позволяет экспортировать СПГ не только "Газпрому", но и другим госкомпаниям с их шельфовых месторождений, а также компаниям, в лицензиях которых на месторождения возможность строительства завода по сжижению была вписана до 1 января 2013 г.

На практике помимо "Газпрома" это дает право экспортировать СПГ лишь "Роснефти" и "Новатэку". Из существующих в России СПГ-проектов по новому закону право на экспорт не получил только проект "Печора СПГ" группы Alltech Дмитрия Босова. Этот проект предполагает строительство завода по сжижению газа на базе Кумжинского и Коровинского месторождений в Ненецком автономном округе с запасами около 160 млрд куб. м. Но лицензии на них к 1 января 2013 г. не включали строительство СПГ-завода.

23 мая Босов и президент "Роснефти" Игорь Сечин подписали рамочное соглашение о создании совместного предприятия на базе месторождений "Печоры СПГ". Уже 27 мая первый зампред думского комитета по природным ресурсам Валерий Язев внес законопроект, который давал возможность экспортировать сжиженный газ компаниям, лицензии которых предусматривали строительство СПГ-завода не на 1 января 2013 г., а на 1 июля 2014 г. Это позволяло "Печоре СПГ" также претендовать на экспорт.

Через два дня положительный отзыв на этот законопроект в Минэнерго (это министерство готовит общий отзыв правительства) представило Минприроды. Но само Минэнерго в итоге подготовило отрицательный отзыв, сказали два федеральных чиновника. Так же поступило и Минэкономразвития, знает сотрудник федерального ведомства экономического блока.

Представитель Минэкономразвития сказал "Ведомостям", что министерство 10 июля согласовало без замечаний отзыв, подготовленный Минэнерго, и от дальнейших комментариев отказался. Представители Минэнерго и Минприроды не ответили на запросы.

В конце июня письмо в Минэнерго написал и зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев (его цитировал Bloomberg). Голубев попросил Минэнерго не предоставлять "Печоре СПГ" права на экспорт газа, чтобы не обострять на внешних рынках конкуренцию между российскими поставщиками газа. Представитель "Газпрома" это не комментирует.

Последний раз проект "Печора СПГ" обсуждался в Минэнерго на прошлой неделе, рассказал федеральный чиновник. "Данные и расчеты, которые предоставляет “Печора СПГ”, не позволяют говорить о том, что для этого проекта надо менять законодательство", — констатирует он: нет понятной концепции, нет и всех расчетов, и плана развития. "До сих пор не завершено и слияние [с “Роснефтью”]", — аргументирует чиновник. Изменение условий можно обсуждать, когда компания предоставит все необходимые данные, заключает он.

"Насколько я понимаю, этот законопроект и появился в свете разговоров о том, что "Печору СПГ" покупает "Роснефть", — комментирует зампред комитета по энергетике Павел Завальный. Без этой сделки, считает депутат, шансов у законопроекта скорее всего мало.

Сделку планируется закрыть в начале сентября, сообщала "Роснефть". Так и будет, настаивает человек, близкий к "Печоре СПГ". Представитель Alltech счел необходимым сообщить только, что ему не известна позиция правительства по поводу законопроекта Язева, а от других комментариев отказался.

Представитель "Роснефти" не ответил на запрос "Ведомостей".

Согласно материалам Госдумы предполагаемая дата рассмотрения законопроекта — 15 сентября. "Я точно знаю, что он будет принят, потому что я написал более 60 одобренных законопроектов и других не пишу", — заявил Язев "Ведомостям". "Ни о каком праве на экспорт для “Печоры СПГ” не может быть и речи", — утверждает другой федеральный чиновник.

"В соответствии с законом отзыв правительства необходим, только если законопроект требует дополнительных затрат из бюджета", — напоминает собеседник "Ведомостей" в аппарате комитета Госдумы по энергетике. Представитель Минфина не ответил на запрос "Ведомостей". "Это закон такого класса, что без согласования с правительством его будет очень тяжело принять", — уверяет председатель комитета по энергетике Иван Грачев.

По мнению аналитика "Сбербанк CIB" Валерия Нестерова, "Печора СПГ" — более проработанный проект, нежели "Балтийский СПГ" "Газпрома" или "Сахалинский СПГ" "Роснефти". Но конкуренция на внешних рынках возрастает, поэтому "Газпрому", вероятно, удалось убедить правительство не увеличивать число экспортеров. Для самой "Роснефти" месторождения Alltech без права экспорта СПГ будут не так интересны, поскольку внутренний рынок стагнирует. "Роснефть" могла бы купить эти месторождения про запас, но сейчас, когда у нее проблемы с привлечением заемного финансирования, ей не то что покупать — возможно, и продавать что-то придется, полагает Нестеров.

Соглашение между "Роснефтью" и Alltech — рамочное и не является обязывающим, т. е. сделку можно расторгнуть, считает директор Small Letters Виталий Крюков. Проект "Печора СПГ" без экспорта нерентабелен, без него стоимость этого проекта стремится к минимуму, полагает эксперт. Возможно, Сечин до завершения сделки не спешит добиваться права экспорта для "Печоры СПГ", чтобы не увеличивать цены. Но если актив перейдет "Роснефти", она, вероятно, найдет аргументы, чтобы убедить правительство дать ей такое право, заключает Крюков.

Михаил Серов, Ольга Чуракова, Маргарита Папченкова

В случае проведения аукциона за получение лицензий между двумя корпорациями бюджет только выиграет.

"Известия"

Конкуренция между двумя крупнейшими нефтегазовыми компаниями России обостряется. Как выяснили "Известия", "Газпром" оспаривает заявку "Роснефти" на получение лицензий в Ненецком автономном округе (НАО) на два средних по масштабам месторождения федерального значения с запасами газа в районе 220 млрд куб. м. Как сообщили "Известиям" в Минприроды, ведомство настаивает на аукционе между двумя госкомпаниями. "Роснефть" и "Газпром" хотят выбрать достойного обладателя активов на конкурсе, то есть не на основании цены. Государство может выручить за лицензии сумму в районе $200 млн.

По информации источника "Известий" в Роснедрах, на прошлой неделе в Минприроды прошло совещание у министра природных ресурсов Сергея Донского с участием вице-президента "Роснефти" Ларисы Каланды и члена правления "Газпрома" Всеволода Черепанова. Обсуждалась судьба лицензий на освоение Ванейвисского и Лаявожского месторождений в Ненецком автономном округе, заявку на разработку которых первой подала "Роснефть".

Запасы Ванейвисского участка составляют около 6 млн т нефти, 85 млрд кубометровгаза, Лаявожского — порядка 9 млн т нефти и конденсата, 138 млрд кубометровгаза. Это участки недр федерального значения — они не относятся к стратегическим, как на шельфе, которые имеют право разрабатывать только компании с госучастием от 50%. Однако право на их разработку может получить одна из российских компаний, которая докажет возможность освоения этих ресурсов.

По словам источника в Роснедрах, "Роснефть" подала заявку на освоение этих двух месторождений еще весной текущего года, но правительство вернуло проект постановления о передаче Ванейвисского и Лаявожского месторождений компании (в нем предусматривалась выдача лицензии без конкурса), обязав Минприроды найти и других претендентов на актив. Министерство оповестило об этой возможности нефтяные компании. Свое желание выразил "Газпром". По информации чиновника Минприроды, близкого к участникам недавнего совещания, присутствовавший на нем член правления "Газпрома" Всеволод Черепанов дал понять, что газовая монополия хотела бы также получить эти участки и готова участвовать в конкурсе на них. Основание — необходимость газификации региона. "Роснефть" также настаивает на конкурсной процедуре. Однако министр природных ресурсов Сергей Донской выступил за проведение аукциона между претендентами на участки — это сулит перспективу большей выручки в бюджет.

По словам чиновника Минприроды, на разработку Лаявожского и Ванейвисского участков претендуют и другие крупные и средние российские нефтяные компании, в частности, интерес к нему проявил "Сургутнефтегаз", который имеет другие месторождения в НАО.

— Если согласуют проведение конкурса, то стартовая цена будет рассчитана по специальной методике Минприроды, с учетом качества запасов углеводородов на месторождении плюс один ценовой шаг. На аукционе шагов может быть бесконечное множество. Компании обычно торгуются до предела экономической выгоды разработки запасов нефти и газа. К тому же конкурсная процедура имеет коррупционную составляющую, ведь только члены комиссии решают, какая компания достойна получить месторождение. А аукцион — это прозрачная форма выбора претендента. Окончательную форму передачи участков должно определить правительство, — разъяснил источник в Минприроды.

 Официальный представитель министра природных ресурсов Сергея Донского подтвердил факт проведения совещания, а также сообщил, что предложение ведомства провести аукцион по участкам в НАО направлено в правительство.

По мнению источника "Известий" в "Роснефти", Лаявожское и Ванейвисское  месторождения нужны компании в качестве ресурсной базы для работы проекта "Печора СПГ", которому пока не хватает газа для полной загрузки будущего СПГ-завода. Он также дал понять, что "Газпром" необоснованно ставит компании-конкуренту палки в колеса, поскольку сам ранее владел лицензиями на эти месторождения, но сдал их много лет назад в нераспределенный фонд.

Долю в "Печоре СПГ" "Роснефть" приобрела в мае и объявила об этом на Петербургском экономическом форуме. Компания готовится получить лицензию на сжижение газа — выдачу уже одобрило Минприроды. Компания Игоря Сечина заключила с группой Alltech  соглашение о создании к сентябрю 2014 года совместного предприятия по развитию газового проекта "Печора СПГ" в Ненецком округе. "Роснефть" получит не менее контрольного пакета в СП, официально компания не озвучивала точный размер выкупленной доли. Alltech внесет в предприятие лицензии на Коровинское и Кумжинское газоконденсатные месторождения с извлекаемыми запасами порядка 160 млрд куб. м. "Роснефть" собирается построить завод и отгрузочный терминал в порту Индига (поселок в НАО на берегу Баренцева моря) на 10 млн т СПГ в год. При этом проект "Печора СПГ" исходно рассчитывался на 5,2 млн т в год. Размер капвложений в него оценивался акционерами "Печоры СПГ" в $5–6 млрд.

Официально в пресс-службе "Роснефти" информацию не комментируют. В "Газпроме" подтвердили факт участия в совещании, но не стали разъяснять свою позицию по его итогам.

"Газпром" и "Роснефть" в последние годы особенно остро конкурируют за ресурсы. Например, "Роснефть" недавно подала в суд на то, что "Газпром", мажоритарный акционер компании Sakhalin Energy, отказался дать доступ ее газу в трубопроводную систему проекта "Сахалин-2", а также пожаловалась в ФАС. Компании периодически взаимно оспаривают права пользования лицензиями на месторождения, особенно на шельфе. Кроме того, "Роснефть" добилась в прошлом году подрыва монополии "Газпрома" на экспорт газа, пролоббировав разрешение независимым газопроизводителям экспортировать СПГ. Также она добивается получения доступа к еще не построенному "китайскому" трубопроводу "Газпрома" — "Сила Сибири".

Нефтегазовые компании в последние месяцы начали проявлять интерес даже к небольшим месторождениям с подтвержденными запасами в надежде на дальнейшую их доразведку. В результате на одном из аукционов в июне текущего года, где продавали два участка недр "Юганский 11", "Юганский-12", содержащих около 26 млн т нефти, стартовый платеж был превышен в 40 раз — цена лицензии составила 976 млн рублей. Аукцион выиграла "дочка" "Роснефти" "РН-Уватнефтегаз". С ней соревновались "Сургутнефтегаз", "Башнефть" и две мелкие нефтяные компании.

Нефтегазовый аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров подсчитал, что справедливая стоимость запасов двух спорных месторождений в Ненецком автономном округе могла бы составить $150-230 млн — из расчета 10–15 центов за каждый баррель нефтяного эквивалента с учетом отсутствия в регионе налаженной инфраструктуры для добычи углеводородов. По его словам, НАО — это стратегический регион для работы не только "Роснефти", но и "Лукойла" и "Башнефти", которые также могли бы вступить в борьбу за месторождение.

— На аукционах за перспективные ресурсы нефти и газа на суше за последние три года финальная цена участков росла от 10 до 47 раз от стартовой. Позиция "Роснефти" понятна: ей очень нужны эти месторождения для "Печоры СПГ", но она не хотела бы переплачивать за них. В случае проведения аукциона "Газпром" может перебить ее цену, исключительно из желания помешать реализации проекта "Печора СПГ", который конкурирует с его собственными проектами по сжижению газа, — считает эксперт.

Людмила Подобедова

 

 

На Западе неожиданно появились компании, желающие управлять украинской трубой.

"Взгляд"

Три западные компании, в том числе американская Chevron, якобы хотят управлять украинской ГТС. Такая возможность предусмотрена недавно принятым Радой законом — и вот теперь, по некоторым сообщениям, появились реальные желающие разделить ответственность Украины за транспортировку газа в Европу. Насколько эти сведения похожи на правду, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Три иностранные компании, в том числе американская Chevron, намерены подать заявки на участие в управлении украинской газотранспортной системой (ГТС). Об этом заявили три источника, знакомые с ходом переговоров, передает ИТАР-ТАСС.
На прошлой неделе Верховная рада приняла закон, который разрешает европейским и американским компаниям арендовать или взять в управление/концессию магистральные газопроводы и подземные хранилища Украины. Нафтогаз готов отдать до 49% в СП по оперативно-техническому управлению, государство оставляет себе минимум 51% акций.

По словам одного из источников, заявки от западных компаний будут поданы в ближайшее время, сразу после вступления в силу соответствующего закона. Другой источник отмечает, что "неофициально уже дали согласие три компании, направив свои предложения". По его словам, в списке претендентов на участие в СП-операторе присутствует американская компания Chevron. Это подтвердил еще один источник, близкий к "Нафтогазу Украины".

В Chevron заявили, что политика компании не предусматривает спекуляций или комментариев относительно вопросов коммерческой деятельности, посоветовав "оставаться на связи".

Между тем у заинтересованных компаний остается еще "много вопросов, как технических, так и финансовых". "Когда будут даны ответы, тогда будет и реальное движение в этом направлении. Думаю, что через месяц ситуация прояснится", — говорит источник ИТАР-ТАСС, близкий к переговорам.

В Нафтогазе также уверяют, что в ближайшее время собираются "начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей относительно их участия в управлении украинской ГТС".

Ни американским, ни европейским компаниям с экономической точки зрения украинская ГТС не нужна. "Условно украинская ГТС могла бы быть интересна компаниям, которые занимаются добычей газа на Украине, чтобы иметь возможность поставлять какие-то объемы газа по украинской ГТС в тот же ЕС без фактора России", — говорит газете ВЗГЛЯД член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.

С этой точки зрения интерес могли бы проявить Chevron и Shell, потому что именно эти две компании планируют добывать газ на Украине. "Однако сейчас такая ситуация выглядит сомнительной, потому что ни Chevron, ни Shell еще не ведут никакой добычи на территории Украины", — отмечает Корольчук. Более того, перед Chevron сейчас вообще стоит вопрос о заморозке работ на Олесском участке по разработке сланцевого газа. Ранее компания собиралась вложить в геологоразведку этого участка 1,3 млрд гривен инвестиций, а в случае промышленной разработки — еще минимум 25 млрд гривен. Но фактически работы там так и не начались.
Украинская ГТС рассчитана на транспортировку 140 млрд кубометров в год, по факту Газпром транзитирует 82 млрд кубометров (по итогам прошлого года). "Такой объем транзита приносит прибыль владельцу украинской ГТС. Чтобы оператор смог получить условно хотя бы вдвое меньшую прибыль (чем сейчас) от использования украинской ГТС, надо прокачивать через нее хотя бы 40 млрд кубометров газа. Но 40 млрд кубометров газа Украина не добывает", — отмечает Корольчук.

По его словам, ни одна европейская и американская компания сегодня не занимается на Украине добычей газа в таких объемах, которые необходимы для загрузки украинской ГТС и экономически эффективного ее использования.

Сама Украина добывает сейчас только 20 млрд кубометров собственного газа в год, при этом добыча будет только падать. "Уровень добычи сейчас сохраняется только за счет дожима тех скважин, которые уже работают", — говорит эксперт.

Условный Chevron мог бы, например, договориться с Туркменистаном или Азербайджаном, чтобы получить газ для транзита по украинской ГТС в Европу. Но в этих среднеазиатских странах мало свободного газа для добычи. Поэтому для выгодной транспортировки потребуется договориться еще и с Россией. "Но, честно говоря, я слабо верю в это в свете конфликтной ситуации между США, ЕС и Россией, которая может решаться годами", — говорит Корольчук.

"Экономической целесообразности в работе украинской ГТС без Газпрома сейчас нет. Потому что другого поставщика газа на другом конце трубы нет. Есть только российский газ. Откуда условный Chevron возьмет газ, что он будет транспортировать через украинскую ГТС?" — удивляется эксперт.

Если использовать украинскую ГТС исключительно для работы на внутренний рынок, то это фактически будет означать остановку магистральных мощностей и подземных хранилищ.

"К сожалению, мы снова становимся свидетелями политических игрищ вокруг ГТС Украины. Потому что экономических оснований принимать участие в тендере у этих компаний нет", — резюмирует эксперт.

При отсутствии явного коммерческого интереса к аренде украинской трубы европейскими и американскими компаниями эта информация о трех западных компаниях либо информационный "пшик", чистой воды популизм, либо все дело в глобальной политике.
Источник этой информации мог бы быть, предположительно, таким. "Полтора месяца назад, когда в Раду впервые внесли этот законопроект, на конференции Адама Смита Shell и Chevron спросили, готовы ли они принимать участие в модернизации и аренде украинской ГТС. Они фактически ушли от прямого ответа, даже не стали говорить, обсуждается ли этот вопрос", — рассказывает Корольчук.

Кроме того, он знает, что украинские ведомства обращались к европейским компаниям и в посольство США с просьбой поискать партнеров для аренды ГТС. "Возможно, на основе этого и появилась  информация о том, что Chevron и другие могут принять участие в аренде ГТС Украины", — не исключает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Не исключено, что таким вбросом в СМИ премьер-министр Арсений Яценюк, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан, а также новый глава Нафтогаза Андрей Коболев хотят показать эффективность принятой идеи о сдаче ГТС в аренду, поднять значимость своей трубы. "Но мне кажется, что во многом это пыль в глаза. И мы получим крайне негативный эффект от этого. Потому что внутри страны будет ожидание, что вопрос можно решить, что украинская ГТС может существовать сама по себе с помощью европейских или американских партнеров, а по факту в любом случае все вернутся к тому, что нужно договариваться с Газпромом", — считает Юрий Корольчук.

Это вполне может быть продолжением деструктивной линии в решении энергетических проблем, как и принятый Верховной радой в пятницу закон о санкциях против России, дающий право в любой момент остановить транзит российского газа в Европу.
Вместо того, чтобы сделать шаг вперед к решению газового кризиса, который грянет зимой, Киев делает сразу два шага назад. "Очень странно, что в тот момент, когда ЕК пытается вернуть Киев за стол переговоров с Россией по газу, тут же принимается закон не только о ГТС, но и о санкциях, который уже четко дает понять, что конфликт с Россией не решается, а углубляется", — говорит Корольчук. "Как только возникли разговоры про санкции со стороны Украины, которые привязали к остановке транзита, многие европейцы, в частности Чехия, Венгрия и Германия, сразу восприняли эту информацию как угрозу", — рассказывает он.

Впрочем, эксперт не верит, что эта угроза будет реализована. "Закрытие транзита — это нарушение договора и сразу судебное разбирательство с Газпромом. И суд вряд ли согласится с позицией Украины, потому что трудно будет доказать, что есть условно страна-агрессор, что идет война, то есть форс-мажорные обстоятельства", — считает Корольчук. К тому же со стороны Украины нет никаких официальных объявлений войны.

Впрочем, Украина может решиться на такой шаг, когда зимой окажется в ловушке: газа для отопления будет не хватать, ей придется отбирать газ из транзита для Европы.

"Да, Украине нужно снижать зависимость от любого энергоносителя. Но для этого нужно заниматься энергоэффективностью и собственной добычей. А это деньги, и сразу это не получится. Но люди часто этого просто не понимают, считают, что по щелчку пальца мы получим результат. Отказались от российского газа, значит, у нас откуда-то другой газ возьмется. Не возьмется", — сетует член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Украины.

Если же действительно есть некие компании из ЕС и США, которые хотят взять в аренду 49% ГТС Украины и примут участие в тендере, то исходят они сейчас исключительно из политических целей. Украинская труба может стать разменной монетой в энергетической войне.

Так, европейским компаниям может быть интересно управление украинской ГТС лишь для того, чтобы гарантировать бесперебойный транзит газа из России через Украину. Без гарантий этого со стороны Киева европейцам труба не нужна.

Американцы же, напротив, могут преследовать противоположную цель. Они могут взять украинскую ГТС в управление только с той целью, чтобы довести угрозы украинских властей о перекрытии транзита до реализации. Тем самым США выполнят свою главную цель — еще сильней рассорят Европу с Россией и, главное, сильно ударят по экономике России, а заодно и по европейской. США сохранят свой затрещавший по швам однополярный мир, убрав сразу двух главных конкурентов на геополитической арене. А дальше они могут сделать Европу еще и зависимой от своих более дорогих энергоресурсов, временно пересадив половину Евросоюза на угольную генерацию.

Ольга Самофалова
 

Собранных $20 млрд ей хватит на прохождение пиковых выплат долга и без привлечения средств ФНБ.

"РБК daily"

 "Роснефть", которая запросила у правительства беспрецедентную финансовую помощь в размере 1,5 трлн руб. из средств ФНБ, к середине этого года аккумулировала на своих счетах более $20 млрд (684 млрд руб.). Более половины этой суммы компания держит на долларовых депозитах и зарабатывает на процентах. Правительству предстоит сделать нелегкий выбор — давать или не давать деньги "Рос­нефти".

На прошлой неделе стало известно, что президент "Роснефти" Игорь Сечин обратился за финансовой помощью в правительство. Как сообщили "Ведомости", он предложил пять способов поддержки компании, самый дорогой из которых — выкуп за счет фонда национального благосостояния (ФНБ) новых облигаций "Роснефти" на 1,5 трлн руб. 14 августа вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что в правительстве получили эти предложения и выработают позицию в течение двух недель. РБК решил проанализировать, насколько сейчас для "Роснефти" критична господдержка.

Получив статус крупнейшей в мире публичной нефтяной компании, "Рос­нефть" заодно стала одним из крупнейших в России должников. Согласно отчетности компании за второй квартал 2014 года по МСФО, на конец первого полугодия ее общий долг равнялся 2,179 трлн руб. Пиковыми для компании станут ближайшие полтора года: до конца нынешнего года "Роснефть" должна вернуть кредиторам 440 млрд руб., в 2015 году — еще 626 млрд руб. В первом полугодии 2014 года компания выплатила российским и зарубежным кредиторам 350 млрд руб.

Кредиты "Роснефти" достаточно дешевы: в первом полугодии на выплату процентов компания потратила всего 26 млрд руб. Для примера, ставка по двум кредитам Mizuho Corporate Bank, в общей сложности на $14 млрд, которые "Роснефти" предстоит погасить в конце 2014 — начале 2015 года, составляет LIBOR 1m+1,9–2%. Едва ли не самым дорогим валютным кредитом является заем, предоставленный китайским China Development Bank — на $15 млрд, по нему ставка составляет LIBOR 6m+3,25%.

Несмотря на предстоящие многомиллиардные выплаты, финансовое положение "Роснефти" вовсе не выглядит угрожающим. Как следует из отчетности "Роснефти", ее денежные средства и их эквиваленты на конец полугодия составили 142 млрд руб., что почти вдвое меньше, чем на начало года (275 млрд руб.). Зато у компании за первое полугодие более чем втрое вырос объем депозитов — со 131 млрд до 437 млрд руб. Большая часть этой суммы (эквивалент 375 млрд руб.) находится на долларовых счетах. По ним компания получает процентный доход (ставки варьируются от 0,45 до 4% годовых).

В общей же сложности ликвидные финансовые активы "Рос­нефти" за первые шесть месяцев 2014 года увеличились с 232 млрд до 542 млрд руб. Помимо депозитов компания размещает деньги в акции, государственные и корпоративные облигации и т.д.

Финансовый резерв компании на середину года равнялся 684 млрд руб. Верность этих подсчетов подтвердил старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин. Эта сумма покрывает две трети потребностей компании в рефинансировании на ближайшие полтора года. Разрыв между текущими ликвидными активами и долгами "Рос­нефти" может быть покрыт за счет собственных средств, которые будут сгенерированы за этот период, отмечает Кокин.

Главный источник пополнения финансовых резервов — предоплата за будущие поставки нефти. В прошлом году компания подписала соглашение с китайской CNPC на поставку 365 млн т нефти в течение 25 лет (в дополнение к 300 млн т, которые были законтрактованы в 2009 году). По этому контракту компания может получить в качестве предоплаты в общей сложности $70 млрд. Компания активно пользуется этой возможностью. Согласно отчетности, в первом полугодии она получила 431 млрд руб. предоплаты (в отчете не уточняется, предоставила ли эти средства CNPC в одиночку или вместе с другими контрагентами). Судя по всему, это недорогие для "Рос­нефти" деньги: к середине 2014 года ее задолженность по полученной предоплате составляла 866 млрд руб. За пользование этой суммой нефтяная компания выплачивает 6 млрд руб. за квартал, что примерно соответствует ставке 2,8% годовых. Это ниже максимальной ставки, по которой "Роснефть" размещает свои долларовые депозиты.

CNPC не единственный контрагент, который платит вперед. Подобные договоренности есть и с британской BP. В июле 2014 года "Роснефть" получила от своего партнера в качестве предоплаты за нефть $1,9 млрд (66 млрд руб.).

А если "Роснефти" удастся договориться о предоплате и с китайской Sinopec, то в ближайшие два года у компании не будет проблем с финансированием инвестпрограммы, погашением долгов и выплатой дивидендов, считает аналитик UBS Максим Мошков. Осенью 2013 года компании подписали меморандум о заключении экспортного контракта (поставки до 100 млн т нефти в течение десяти лет), но контракт до сих пор не подписан.

По поводу предложения Сечина выделить 1,5 трлн руб. из ФНБ источник в финансово-экономическом блоке правительства говорит, что все заявки на получение средств из фонда должны рассматриваться "в проектной логике" (с финансово-эко­номическим обоснованием, учитывая обеспечение возвратности средств, наличие других инвесторов и т.д).

Сейчас на рассмотрении в Минэкономразвития находится "порядка двух-трех десятков" проектов в различной стадии проработки, претендующих на средства ФНБ. "Перечень проектов не закрыт. Минэкономики вполне может рассматривать и эту заявку и представить правительству заключения на этот счет — высказать, насколько это [выделение средств из ФНБ] целесообразно или нецелесообразно", — говорит источник. Пока министерство непосредственно в такой логике над заявкой Сечина не работает. "Но я допускаю, что в принципе этот проект также будет предложен", — говорит источник.

Другой собеседник РБК в правительстве сказал, что какая-либо конкретика по поводу просьбы Сечина появится у финансово-экономического блока правительства не раньше следующей недели, поскольку решения такого уровня должны приниматься с участием министров, а оба они, министр экономики Алексей Улюкаев и финансов — Антон Силуанов, в настоящее время находятся в отпуске. Официальный представитель Минэкономразвития сказал, что заявка "Роснефти" сейчас не обсуждается, а представитель Минэнерго, наоборот, заявил, что она изучается, позиция министерства может быть сформирована к концу недели.

У "Роснефти" возникла не столько потребность, сколько желание оптимизировать свой долговой портфель, считает Алексей Кокин из "Уралсиб Кэпитал". Видя, что государство благосклонно к компаниям, которые считаются жертвами санкций, "Роснефть" решила напомнить, что она тоже пострадала (санкции США запрещают предоставлять компании кредиты на срок более 90 дней), и встала в очередь за льготами и привилегиями. Он уверен, что помощь на всю сумму 1,5 трлн руб. компания не получит. "Но всегда нужно просить больше, чтобы что-нибудь получить", — замечает эксперт.

Представитель Дворковича не стала комментировать финансовое положение "Роснефти". Представители "Роснефти" и Минфина отказались от комментариев.

Андрей Лемешко, Тимофей Дзядко, Яна Милюкова

 

 

<< Август, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ