media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.10.2015

Total продает "Зарубежнефти" 20% в Харьягинском СРП. Госкомпания станет крупнейшим акционером и оператором проекта.

"Ведомости"

О готовящейся продаже Total 20% в Харьягинском СРП государственной "Зарубежнефти" вместе со статусом оператора проекта сообщил "Интерфакс" со ссылкой на несколько источников и подтвердили "Ведомостям" федеральный чиновник и человек, близкий к одной из компаний. В итоге у Total останется 20% в проекте. Сделку планируется закрыть в 2016 г. "Зарубежнефть" оплатит ее из собственных средств, рассказывает один из собеседников "Ведомостей". Сумму сделки он не называет, отмечая лишь, что она меньше $100 млн. Портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев считает, что пакет может стоить до $120 млн.

Total сама захотела продать пакет, сделка не имеет никакой политической подоплеки, подчеркивает собеседник "Ведомостей". Представители Total и "Зарубежнефти" отказались от комментариев.

Французская компания вошла в проект по разработке Харьягинского месторождения с извлекаемыми запасами 49 млн т нефти в Тимано-Печорской провинции в 1995 г., СРП было подписано сроком на 29 лет. Но лицензия на месторождение истекает в июле 2016 г. "Зарубежнефть" вошла в проект в 2010 г. С тех пор структура акционеров не менялась: 40% было у Total, 30% — у Statoil, 20% — у "Зарубежнефти" и 10% — у Ненецкой нефтяной компании (ННК).

СРП считаются одной из самых прибыльных схем для инвесторов: государство компенсирует им затраты на разработку, а налоги фактически собирает за счет доли продукции. Но оказалось, что доказать необходимость или, наоборот, ненужность каких-то расходов обеим сторонам очень сложно, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Поэтому вокруг СРП постоянно возникали споры, правительство обвиняло компании в завышении расходов и невыполнении плана добычи. Компании парировали, что им, наоборот, не хватает согласованных инвестиций на разработку, напоминает он.

С начала 2000-х гг. не ладились отношения с правительством и у Total. Сначала региональные власти отказывались утверждать сметы расходов и отчет об их исполнении в 2001-2002 гг. А налоговикам из-за этого пришлось доначислить компании почти $50 млн. Стороны пошли на мировую лишь после того, как Total пришлось защищаться в стокгольмском арбитраже. В 2006 г. у Total из-за нарушений чуть не отобрали лицензию на месторождение.

А в конце прошлого года стало известно, что государство возместило компании $480 млн на строительство оборудования для утилизации попутного нефтяного газа, но компания так и не завершила проект и продолжает сжигать 74% газа на факелах. При этом контракт с подрядчиком — "Глобалстрой инжинирингом" — разорван, а сам подрядчик требует с "Тоталь разведка и разработка Россия" и ОАО "Хорда" (один из поставщиков по проекту) в суде почти 14 млрд руб. Утилизацию газа Total перенесла на 2017 г.

Ситуация с Харьягинским СРП напоминает конфликт вокруг "Сахалина-2", когда после многочисленных проверок оператору проекта Shell пришлось отдать контроль "Газпрому", отмечает Полищук. Но Total — один из ключевых партнеров России и к тому же инвестор в стратегический "Ямал СПГ". Так что вряд ли государство оказывало на компанию серьезное давление, скорее все-таки вело переговоры, полагает он.

Вряд ли Total продает долю и отдает операторство в проекте под давлением государства, скорее это частный случай, а причина может быть технической, согласен партнер KPMG Антон Усов. Total ведь не выходит из проекта, подчеркивает он. С одной стороны, Харьягинское месторождение среднее и не настолько значимое как для России, так и для шестой по величине мировой компании, чтобы вокруг него разводить политику, объясняет он. C другой — сейчас совсем не та политическая ситуация, чтобы выталкивать из проекта такого дружественного государству инвестора. Кроме того, неизвестны условия сделки, отмечает Усов. Он уверен, что Total получит достойную компенсацию за свой пакет.

Алина Фадеева

 

 

Конкурентоспособность российского экспорта нефти и газа может оказаться под вопросом.

"Независимая газета"

На ближайшую среду запланирована встреча технических представителей стран — участниц ОПЕК и других производителей нефти, на которой будет обсуждаться идея Венесуэлы об увеличении нефтяных цен сначала до 70 долл., а потом и до 100 долл. за баррель. Чтобы добиться такого роста цен, президент Венесуэлы Николас Мадуро хочет усадить за общий стол переговоров лидеров всех стран — экспортеров нефти, в том числе и тех, кто входит ОПЕК. По замыслу Мадуро, страны-экспортеры должны договориться о согласованном сокращении нефтедобычи. Так что нынешняя нефтяная стратегия Венесуэлы предполагает некий возврат в счастливое прошлое, когда экспортеры могли искусственно ограничивать предложение черного золота ради удержания высоких цен на него.

Шансы на успех нефтяного плана Мадуро невысоки, считают эксперты, чиновники и сами нефтяники. Причина в том, что другие крупнейшие производители нефти придерживаются стратегий наращивания добычи и экспорта, что неизбежно ведет к сохранению низких нефтяных цен. В США, например, сделана ставка на совершенствование сланцевых технологий. Эта стратегия уже превратила США в мирового лидера по добыче углеводородов, который вряд ли согласится на искусственное самоограничение. Кроме того, сланцевая добыча в США превратилась в механизм глобального регулирования нефтяных цен. При низких ценах инвестиции в сланцевую добычу снижаются, но при 70 долл., о которых мечтает лидер Венесуэлы, прирост добычи из сланцев снова вернет цены к нынешнему уровню.
Другой крупнейший производитель нефти — Саудовская Аравия выбрала стратегию расширения рынков сбыта благодаря ценовым скидкам с одновременной диверсификацией экспорта за счет наращивания переработки сырой нефти. В октябре саудовская нефтяная компания Saudi Aramco вновь снизила цены на ноябрьские поставки для Азии и США. Одновременно саудовцы начали вытеснять российскую нефть с европейских рынков, чем сильно встревожили наших нефтяников и чиновников.

Глава российского Минэнерго Александр Новак в среду назвал появление саудовской нефти на рынке Восточной Европы проявлением "жесточайшей конкуренции" на глобальном рынке. "Саудовская Аравия реализует свою стратегию участия в конкуренции на нефтяном рынке, все должны быть готовы", — прокомментировал Новак сообщения о поставках саудовской нефти в Польшу.

Таким образом, Саудовская Аравия пытается сохранить или даже увеличить свою долю на нефтяном рынке — как за счет ценовых скидок, так и за счет резкого наращивания собственной нефтепереработки. Саудовцы, в частности, планируют построить новый нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс стоимостью в 20 млрд долл. на побережье Красного моря, сообщило на прошлой неделе агентство Reuters. Стратегическая цель — удвоить объемы переработки сырой нефти, для чего в ближайшее десятилетие только одна компания Saudi Aramco планирует инвестировать в нефтепереработку около 100 млрд долл.

В России с энергетическими стратегиями на первый взгляд тоже все в порядке. У нас, например, действует утвержденная шесть лет назад Энергетическая стратегия РФ до 2030 года. Правда, никаких сценариев нынешних кардинальных изменений мирового рынка нефти и газа в ней не предполагается. Про перспективы и последствия сланцевой революции там вообще нет ни слова. Как не упоминаются и риски ценовой войны стран-экспортеров. Между тем именно эти факторы оказались определяющими для российского нефтегазового комплекса и для экономики страны в целом.

Новый вариант Энергетической стратегии — уже до 2035 года — только что внесен в правительство. Будем надеяться, что там появится более трезвый взгляд на современные вызовы для отечественного топливного комплекса и на варианты адекватной реакции.  

 

 
 

По мнению представителей "Роснефти", проведение конкурса прошло с грубейшими нарушениями закона.

"Известия"

10 ноября Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск "Роснефти" к Роснедрам о передаче "Лукойлу" Восточно-Таймырского участка. По мнению истца, госведомством был нарушен порядок проведения и определения победителя конкурса на право пользования недрами. В сентябре суд провел два предварительных заседания.

Конкурс был проведен в начале августа, кроме "Лукойла" в нем приняла участие и "Роснефть". Свои претензии по проведению конкурса компания изложила в письме в Минприроды, в нем она ссылалась, в частности, на грубейшие нарушения установленного законом о недрах порядка подготовки и проведения конкурса. На следующий день компания подала иск против Роснедр.

Сами условия конкурса "Роснефть" не оспаривает, но имеет претензии к Роснедрам по отбору претендентов.

К примеру, по мнению ведомства, у "Роснефти" якобы нет требуемого опыта проектирования, строительства и эксплуатации морских нефтеотгрузочных терминалов в арктических морях. Странно, но ведомство почему-то не учитывает тот факт, что "Роснефть" с 2008 по 2011 год эксплуатировала терминал в Белокаменке (Баренцево море). Кроме того, госкомпания была допущена до конкурса по Восточно-Таймырскому участку, что уже говорит о том, что Роснедра признают госкомпанию соответствующей критериям отбора для управления лицензией.

Согласно доводам "Роснефти", на конкурсе она предложила лучшие условия освоения участка, чем "Лукойл". Так, "Роснефть" предлагала добыть на участке 220,5 млн т нефти за 95 лет с коэффициентом извлечения 0,3 (у "Лукойла" — 71 год, 123,5 млн т и КИН 0,40). При этом доходы государства от проекта, по предложениям "Роснефти", должны были составить 3,963 трлн рублей, у "Лукойла" меньше — 999 млрд рублей.

Однако при проведении конкурса комиссия попросту отказалась от сравнения ряда технико-экономических показателей двух компаний по разработке месторождения со ссылкой на "слабую изученность" участка, говорится в документах Роснедр, представленных в суд.

В частности, не сравнивались экономические расчеты показателей разработки месторождения — ввиду того, что они, по мнению Роснедр, "носят весьма условный характер", основаны на предположениях заявителей и "не могут являться основным критерием определения победителя конкурса". Между тем такие действия по ранжированию критериев на главные и второстепенные свидетельствуют о нарушении Роснедрами, по сути, ее же обязанностей по оценке критериев отбора (ст. 13.1. закона "О недрах").

Кроме того, ссылаясь на недостающие данные по участку, Роснедра фактически занизили показатели по запасам месторождения, считают в "Роснефти", сейчас они составляют 4,5 млн т нефти и 9,3 млрд куб. м газа. Между тем от запасов месторождения зависит и стоимость, по которой победившая компания выкупает лицензию. Занижение запасов, соответственно, приводит к многократному уменьшению размера разового платежа ("Лукойл" заплатил 1,9 млрд рублей, по мнению же "Роснефти", единовременная плата должна была быть в 35 раз больше), а также к отсутствию определенных государством требований к объему и срокам проведения геологоразведочных работ на участке.

Несмотря на это, в ходе последних предварительных слушаний в суде представители "Лукойла" указывали, что если лицензию не оформить как можно раньше, это может привести к тому, что сроки по исполнению лицензии компанией будут сорваны. По словам представителя "Лукойла", уже в зимний период 2015-2016 годов на месторождении должны быть проведены инженерные изыскания для определения места поисковой скважины, а также начата работа по обустройству терминала для приема техники, необходимой для геологоразведки и последующей разработки месторождения.

– Но необходимо понимать, что возникновение у "Лукойла" каких-либо обязательств связано исключительно с моментом выдачи лицензии и, соответственно, сейчас отсутствуют какие-либо основания говорить о том, что у "Лукойла" до этого момента возникли какие-то обязательства, которые он вдруг не сможет исполнить, — отвечал представитель "Роснефти". — Даже в конкурсной документации предусмотрено, что проект поисково-оценочных работ, которые, по мнению "Лукойла", он не сможет начать вовремя, подлежит лишь разработке, согласованию и утверждению в течение одного года со дня выдачи государственной лицензии. По нашему мнению, "Лукойл — Западная Сибирь" вводит суд в заблуждение, говоря о невозможности выполнения каких-то лицензионных обязательств.
Пока дело не разрешится, суд в качестве обеспечительной меры запретил Роснедрам совершать любые действия, направленные на утверждение результатов конкурса.

– При подготовке проведения конкурса были допущены существенные нарушения действующего законодательства, отмена обеспечительных мер приведет к нарушению того самого баланса публичных и частных интересов, поскольку нарушения были допущены достаточно грубые и имеющие, соответственно, серьезное значение, — напоминает представитель "Роснефти". — В частности, при подготовке конкурсной документации было произведено искусственное изменения конфигураций участка: акваториальная часть не была включена в площадь участка, что нарушило требование закона о рациональности недропользования.

До мая этого года возможности участвовать в разработке месторождения у частных компаний не было — участок имел шельфовую часть, а по ФЗ "О шельфе" право разработки таких участков имеют только госкомпании. Разделение же Восточно-Таймырского участка позволило вывести его из режима участков недр федерального значения и, соответственно, избежать согласования условий пользования с Федеральной службой безопасности и Минобороны России и не получать разрешения от правительства РФ. Это же, в свою очередь, создает возможность последующего переоформления участка на юридические лица с участием иностранцев, которым участки федерального значения пока не доверяются.

В сентябре председатель правительства Дмитрий Медведев освободил Валерия Пака от должности руководителя Федерального агентства по недропользованию, исполняющим обязанности назначен Евгений Киселев.

Арсений Погосян

 

 

В ОПЕК обсудят план повышения цен на нефть до 70 долларов.

"Российская газета"

Стоимость нефти Brent по итогам пятничных торгов едва удержалась выше психологической отметки в 50 долларов за баррель. Цену выше 70 долларов мы не увидим еще долго, а вот 45 долларов — возможно, полагают некоторые эксперты. Заметно поднять нефтяные котировки, по их мнению, не сможет даже экспертное заседание ОПЕК: низкие цены на нефть — хорошее оружие в глобальной "битве за баррель".

Саммит экспертов — членов ОПЕК и стран, не входящих в организацию, пройдет в Вене 21 октября. Главной темой встречи будут цены на нефть. План по их повышению сначала до 70, а затем и до 100 долларов за баррель собирается представить Венесуэла. Речь в нем идет о поэтапном сокращении объемов добычи "черного золота". Причем, возможно, предложение умерить аппетиты будет адресовано не только странам — членам картеля.

Бывший министр нефтяной промышленности Венесуэлы Рафаэль Рамирес, раскрывший детали стратегии Каракаса, в интервью "Рейтер" упомянул, что разделяет позицию Саудовской Аравии: снизить добычу должны также крупнейшие производители, не входящие в ОПЕК. Россия — в их числе. При этом Рамирес высказал мнение, что прийти к единой договоренности участникам дискуссии будет очень сложно. Со своей стороны российский министр энергетики Александр Новак сообщил, что наша делегация готова встретиться с другими производителями нефти, чтобы обсудить ситуацию на мировом рынке. Но никаких авансов не давал.

"Ждать прорывных решений по итогам встречи 21 октября точно не стоит", — полагает Сергей Пикин, глава Фонда энергетического развития. Саммит, по словам эксперта, носит технический характер. К тому же ряд игроков в ОПЕК в повышении стоимости нефти пока не слишком заинтересованы.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets, в свою очередь, напоминает, что ближневосточный нефтяной картель, задающий тон ценам на "черное золото", уже давно мог пересмотреть дневную квоту производства нефти, находящуюся на уровне 30 миллионов баррелей в сутки. Но этого не произошло. Более того, по итогам прошлого месяца объемы выработки углеводородов в рамках стран ОПЕК увеличились до 31,5 миллиона баррелей в сутки. "Ближний Восток продолжает отстаивать собственную долю на рынке, параллельно подумывая об экспансии рынков сбыта. Все, что для этого необходимо делать, — сеять стоимостную панику среди прочих производителей энергоресурсов, а также планомерно снижать цены на нефть, выводя из строя производителей сланцевой нефти по причине нерентабельности", — констатирует эксперт.

Илья Бутурлин, управляющий директор Hedge.pro, не исключает, что решение, пусть не по сокращению квот на добычу, а хотя бы по более жесткому их соблюдению, ОПЕК все же примет. Но не 21 октября, а на следующей полугодовой встрече членов ОПЕК в декабре. "Многие представители ОПЕК уже не справляются с социальными обязательствами, которые были приняты в расчете на цены нефти от 100 до 120 долларов за баррель", — замечает Бутурлин.

Эксперты сходятся во мнении, что до конца года и даже в начале следующего заметного роста цен на нефть не будет. Артем Деев даже не исключает, что стоимость Brent к январю может опуститься ниже текущих позиций — до 45 долларов за баррель. Сергей Пикин более оптимистичен. По его прогнозу, котировки будут колебаться вблизи отметки в 50 долларов за баррель. А возвращение к отметке в 60-70 долларов произойдет не раньше второй половины 2016 года, когда ситуацию на рынке отрегулирует оптимальный баланс спроса и предложения.

Никита Исаев, директор Института актуальной экономики, однако, замечает, что даже равновесные цены в 70 долларов за баррель не спасут ни мировую экономику, ни стран — производителей "черного золота". "Целесообразно менять сырьевую модель экспортно-ориентированных национальных экономик, а не изучать котировки мировых цен на нефть", — считает Исаев.

Это касается и России, тем более что на европейском рынке у нее появился новый конкурент — Саудовская Аравия, начавшая поставки нефти по демпинговым ценам. Александр Новак уже назвал выход саудовской нефти на восточноевропейские рынки серьезным вызовом и примером "жесточайшей конкуренции".

Юлия Кривошапко

<< Октябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ