media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.10.2017

Новый закон может лишь скорректировать маршрут газопровода.

"Известия"

Парламент Дании 30 ноября примет закон, который даст правительству право запрещать проекты в датских территориальных водах не на основании экологических соображений, как сейчас, а мотивируя это угрозой национальной безопасности. Об этом "Известиям" рассказали в трех парламентских партиях страны. В Копенгагене не скрывают, что де-факто новый законопроект направлен против главного энергопроекта России в Европе — газопровода "Северный поток-2", который должен проходить в том числе через территориальные воды Дании. В пресс-службе компании заявили, что обеспокоены позицией Копенгагена. Однако новый закон не остановит реализацию проекта, а заставит лишь скорректировать маршрут.

Пока давать зеленый свет или же отвергать проекты трубопроводов, проходящих по территории Дании, в том числе в ее территориальных водах, может министерство по энергетике и климату — лишь по соображениям экологического характера. Правительство страны выдвинуло законодательную инициативу, которая позволит отвергать такие проекты на основании угрозы безопасности Дании и противоречия интересам ее внешней и оборонной политики.

— Пока прошло лишь первое слушание законопроекта, впереди еще два. Но подавляющее большинство депутатов поддерживают инициативу, и закон будет принят, — сказал "Известиям" зампредседателя комитета датского парламента по внешней политике от крупнейшей оппозиционной Социал-демократической партии Ник Хеккеруп.

Финальное голосование намечено на 30 ноября, сообщил "Известиям" парламентарий от главной правящей Либеральной партии, также входящий в комитет по внешней политике, Майкл Аастреп Йенсен. Это значит, что уже в начале нового года закон может вступить в силу.

При этом никто в Дании не скрывает, что обсуждаемый документ имеет чисто политическую подоплеку и направлен в первую очередь против проекта "Северный поток-2" — газопровода по дну Балтийского моря из России к немецкому Грайфсвальду, инвесторами которого выступают российский "Газпром", французский Engie, австрийская OMV, немецкая Uniper и британско-голландская компания Royal Dutch Shell.

Единственная датская партия, не выступающая принципиально против строительства газопровода, — правая Народная партия, входящая в правящую коалицию. Тем не менее эта политическая сила также намерена поддержать законопроект, сказала "Известиям" член партии Мари Краруп. По ее словам, Дания должна быть вправе говорить "да" или "нет" тому, что строится на ее территории.

— В Дании, по крайней мере среди политиков, налицо глубоко укоренившийся еще со времен холодной войны страх перед Россией. Думаю, парламент заблокирует строительство проекта в датских территориальных водах. При этом Дания не в состоянии заблокировать "Северный поток-2" целиком, но сможет вынудить его руководство изменить маршрут, — отметила Мари Краруп.

Как именно может измениться конфигурация будущего газопровода, в компании "Северный поток-2" пока не говорят. Однако официальный представитель компании Йенс Мюллер признал в разговоре с "Известиями", что в компании внимательно следят за событиями в Дании и продумывают возможные альтернативы.

— Любой разработчик в такой ситуации вынужден обдумывать все имеющиеся запасные варианты. Пока такая переоценка продолжается и говорить о деталях преждевременно, — отметил Йенс Мюллер.

Один из вариантов, уверены эксперты, — перекинуть газопровод из территориальных вод Дании в исключительную экономическую зону, где возможности что-либо блокировать у Копенгагена, по международному морскому праву, уже нет.

Москва пока не заявляет о возможности каких-то встречных мер в случае принятия Копенгагеном этого явно антироссийского закона. С Данией у экспортного подразделения "Газпрома" — "Газпром экспорта" — действует соглашение о поставке газа до 2027 года, и менять стоимость топлива для этой страны в одностороннем порядке не получится, сообщил "Известиям" близкий к "Газпрому" источник.

— Стоимость газа отталкивается от специальной формулы, заложенной в контракте. Она, к примеру, зависит от стоимости газа на газовых хабах Европы и поставляемых объемов, — пояснил он.

Попытки "завернуть" проект предпринимались и в Швеции, через воды которой также пролегает "Северный поток-2". Но в итоге шведы не нашли возможности остановить строительство. Не оказалось веских аргументов против и у стран Восточной Европы и Прибалтики, опасающихся, что реализация проекта усилит не только российскую газовую монополию, но и зависимость ряда европейских стран от Германии (именно с ее территории российский газ пойдет дальше по Европе). Найти повод запретить строительство второго трубопровода по дну Балтийского моря пыталась и Еврокомиссия, но на прошлой неделе еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер была вынуждена признать, что у Брюсселя нет правовых возможностей остановить "Северный поток-2".

Наталия Портякова, Арсений Погосян

 

 

Сланцевый бум, возможно, достиг пика. Но пока активность американских нефтяников не дает ценам превысить $60 за баррель.

"Ведомости"

Нефть подорожала в октябре из-за роста напряженности между Ираком и проголосовавшим за независимость Курдистаном. В среду цена барреля Brent превышала $58. Но ее послекризисные попытки преодолеть отметку в $60 в декабре — феврале и в сентябре заканчивались неудачей: многие участники рынка полагают, что такая цена позволит производителям сланцевой нефти в США быстрей наращивать добычу. Но появляются признаки, что сланцевый бум достиг максимума.

Росту цены препятствуют опасения, что она может выйти за верхний предел "сланцевого диапазона", отмечают трейдеры. Этот термин в 2015 г. предложил Оливье Жакоб, управляющий директор Petromatrix, чтобы обозначить цены, которые позволяют сланцевым добытчикам работать, не наводняя мировой рынок нефтью, с одной стороны, и не разоряясь — с другой. Поначалу Жакоб определил его в $45-65 за баррель WTI, но затем рост эффективности сланцевой добычи заставил его понизить оценку до $40-60 по фьючерсу на декабрь следующего календарного года. (Цены более дальних фьючерсов обычно выше, чем на ближайший контракт, и производители используют их для хеджирования.) "Есть признаки, что даже нефтяные компании России и ОПЕК считают рост выше $60 чрезмерным, так как может вырасти предложение сланцевой нефти. А они этого не хотят", — сказал Жакоб Financial Times (FT).

"Поведение рынка на этой неделе свидетельствует о нервозности при приближении $60, возможно, рынок близок к пику", — говорит Оле Хансен из Saxo Bank. У хедж-фондов были длинные позиции на 0,5 млрд баррелей нефти Brent, что близко к рекорду, а в такой ситуации рынок уже не раз разворачивался, указывает он: спекулянты могут быстро закрыть позиции, если в Ираке ничего не произойдет, и сосредоточиться на традиционном сезонном замедлении спроса.

Сланцевая революция стала возможной благодаря росту производительности нефтяников США, которые совершенствовали способы горизонтального бурения и гидроразрыва пласта. Если, по данным Baker Hughes и Управления энергетической информации США (EIA), в октябре 2014 г. в США эксплуатировалось максимальное число буровых установок — 1609, а добыча составляла 8,95 млн баррелей в день, то сейчас работают лишь 743 установки, а добывается 9,48 млн.

Однако за последний год эффективность добычи перестала расти столь же стремительно, что и в кризисные годы, когда компаниям приходилось радикально сокращать расходы и активнее применять новые технологии. Год назад добыча была на 1 млн баррелей в день меньше, чем сейчас, а обеспечивали ее всего 432 буровые.

Производительность, которую EIA измеряет как добычу из новых скважин в расчете на эксплуатируемую буровую установку, примерно с середины 2016 г. стала снижаться в четырех из пяти основных районов сланцевой добычи. Росла она почти непрерывно с первых дней сланцевой революции в 2007 г. (см. график). Правда, это неидеальный показатель, указывает FT, так как некоторые компании не приступают сразу к добыче из новых скважин, ожидая роста цен.

По данным S&P Global Platts, в 2013-2015 гг. производители также сильно сократили время на бурение, став бурить по несколько горизонтальных скважин, идущих в разные стороны. Но в 2016-2017 гг. прогресс в этой области замедлился, а на месторождении Eagle Ford и вовсе остановился.

Михаил Оверченко, Алексей Невельский

 

 

"Взгляд"

Ставящая палки в колеса "Северному потоку — 2" Польша нашла совсем другой газопровод для поддержки. Варшава считает, что "Южный газовый коридор", предназначенный для поставок газа из Азербайджана, гораздо больше отвечает интересам Европы. Заявление Варшавы интересно не только тем, что Польша не имеет к обоим проектам ни малейшего отношения.

Польша поддерживает строительство "Южного газового коридора" (ЮГК), который позволит поставлять в Юго-Восточную Европу газ, альтернативный российскому, заявил министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.

"Мы с нетерпением ожидаем тот вклад, который Азербайджан, благодаря его сырьевому потенциалу, внесет в усиление энергетической безопасности Европы. "Южный газовый коридор" позволит экспортировать 10 миллиардов кубометров газа в год из Каспийского региона в европейские страны. Это небольшие объемы, но они заложат основу для дальнейшего расширения и сотрудничества", — приводит слова Ващиковского азербайджанское агентство Trend.

"Южный газовый коридор" (ЮГК) — это система магистральных газопроводов, куда входит газопровод TANAP (Трансанатолийский) и TAP (Трансадриатический). TANAP идет от Азербайджана через Грузию в Турцию до турецко-греческой границы, где соединяется с TAP, идущим по территории Греции, Албании, по дну Адриатического моря и на юг Италии. По данным на октябрь 2017 года, проект TAP завершен на 53%, а полностью труба заработает в 2020 году. Его мощность составит 10 млрд кубов.  
Зачем Польша, которая не имеет никакого отношения к ЮГК, так стремится высказать свою поддержку этому газопроводу?

"Польша все эти разговоры затевает, чтобы ее не критиковали за неконструктивный подход к "Северному потоку — 2" и российскому газу. Импорт газа в Европу будет расти, и сырье так или иначе где-то надо брать. Если не в России, спрашивают ее, то где? И Польша не находит ничего лучшего, кроме как поддержать "Южный газовый коридор" и азербайджанский газ как альтернативу "Северному потоку — 2" и российскому газу. Но аргументы Польши абсурдны. На самом деле, это просто антироссийская риторика, чтобы угодить американской администрации", — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

Кроме того, Польша пытается делать вид, что является значимым игроком на энергетическом рынке Европы, что ее критика или поддержка что-то значат.

На самом деле, "Южный газовый коридор" совсем не нуждается в польской поддержке, этот проект вершат совсем другие люди, и он подходит к своему завершению. Варшава не имеет к этому проекту никакого отношения, ровно так же, как и к "Северному потоку — 2". В Польшу азербайджанский газ по этому маршруту никогда не придет, да это и не планировалось.

Более того, и альтернативой "Северному потоку — 2" этот "Южный газовый коридор" никак не является. И дело тут даже не в том, что Азербайджан будет поставлять в Европу всего 10 млрд кубов газа (столько законтрактовано), тогда как "Северный поток — 2" — 55 млрд кубов (плюс столько же первый "Северный поток"). Главное, что азербайджанский газ получат всего три страны — Греция, Болгария и Италия. А российское голубое топливо через "Северный поток — 2" дойдет до Германии и других стран Западной Европы, при желании его может получать Прибалтика и даже та же Польша через спотовый рынок.

"Южный газовый коридор" скорее конкурирует с другим российским газопроводом — "Турецким потоком", а точнее, со второй его ниткой мощностью более 15 млрд кубов в год. Будет ли проложена эта вторая нитка — вопрос пока до конца не решен и зависит исключительно от самой Европы. В любом случае, эти 10 млрд кубов азербайджанского газа в год давно законтрактованы и учтены в балансах европейских стран.

Здесь возникает куда более насущный вопрос: сможет ли Баку дать больше, чем эти 10 млрд кубов? Проблема с расширением "Южного газового коридора" именно в отсутствии сырьевой базы. Неслучайно Польша призывает искать новые источники газа для ЮГК.

Сначала полагали, что Азербайджан сможет в будущем нарастить объемы поставок сырья в Европу до 20 млрд кубов. Но реальность оказалась иной. "В Азербайджане на ряде месторождений добыча падает больше и быстрее, чем планировалось. И не все новые проекты будут введены в строй, как ожидалось. Поэтому возникает риск, что Азербайджан в будущем вынужден будет сам закупать российский газ, чтобы и себя обеспечивать газом, и исполнить все свои экспортные контракты", — говорит Игорь Юшков.

Теперь Европа озаботилась, как же нарастить поставки газа по этому маршруту. Обсуждается два варианта. "Первый — это поставки туркменского газа. Но трубу отсюда пока никто не строит, правовой статус не определен. Есть также проблема с тем, что весь туркменский газ законтрактован для Китая. И Китаю невыгодно, чтобы у Туркмении появился еще и маршрут на Запад, ведь это даст возможность Туркмении давить на Китай, диктовать ценовую политику", — говорит эксперт.

Второй вариант — поставки иранского газа в Европу. Но тут тоже имеются большие проблемы. Во-первых, сухопутный вариант доставки топлива маловероятен из-за политической нестабильности. Недавно была провозглашена независимость Курдистана как раз в тех регионах, откуда предполагалось провести маршрут в Европу. Плюс нестабильность вокруг самого Ирана в связи с желанием США выйти из ядерной сделки, что грозит новыми санкциями против страны.

"Вокруг Ирана создается дополнительная напряженность — и кто в таких условиях будет строить трубу из Ирана в Европу?" — риторически замечает Юшков.

Таким образом, Каспийский регион в ближайшее десятилетие вряд ли сможет поставить для Европы больше, чем эти 10 млрд кубов в год. И это повышает в глазах европейцев ценность второй нитки "Турецкого потока", а вовсе не "Южного газового коридора", на который так надеется Польша.

Ольга Самофалова

<< Октябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ