media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.10.2018

Кому достанутся контракты "Газпрома".

"Газета РБК"

"Газпром" станет совладельцем одного из крупнейших своих подрядчиков, который создается на базе "Стройгазконсалтинга". Он будет конкурировать за контракты в 1 трлн руб. с компаниями Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко.

Таинственная сделка

В июле 2018 года инвестгруппа UCP Ильи Щербовича неожиданно продала 50% компании "Стройгазконсалтинг" (СГК) — второго по величине подрядчика "Газпрома" с выручкой 153 млрд руб. по итогам 2017 года, но покупателя не раскрыла. Совладельцами компании стали четверо неизвестных физических лиц, и как минимум один из них, Шамиль Ишбулдин, связан с самим "Стройгазконсалтингом". Как выяснил РБК, это промежуточная структура владения некогда крупнейшего подрядчика "Газпрома": в дальнейшем бизнес компании будет реорганизован, а активы и контракты переданы новым собственникам, связанным с газовой монополией.

UCP вместе с Газпромбанком купили "Стройгазконсалтинг" весной 2015 года у сына иорданского офицера Зияда Манасира, который строил компанию с нуля, и Руслана Байсарова. Байсаров стал совладельцем СГК в 2013 году, после того как Манасир рассорился с "Газпромом" и стал терять контракты, но сильно улучшить ситуацию в компании не смог.

До 2012 года "Стройгазконсалтинг" рос гигантскими темпами и работал на крупнейших проектах "Газпрома". "Одно время мы нанимали по 1000 человек в месяц, приезжали иностранцы и только ахали, как мы успеваем их обучать", — вспоминает один из бывших топ-менеджеров компании. К 2012 году СГК получил контракты "Газпрома" более чем на 800 млрд руб., Манасир попал на обложку Forbes, заняв вторую строчку в рейтинге "Короли госзаказа". И после этого "бизнес как обрубило", говорит знакомый бизнесмена. СГК стал терять контракты "Газпрома", не смог переориентироваться на другие направления, и под натиском кредиторов бизнес стал рассыпаться, вспоминает он.

Сам Манасир в кулуарных разговорах объяснял это завистью менеджеров "Газпрома", на глазах у которых "Стройгазконсалтинг" превратился в крупнейшего подрядчика монополии, пересказывает его знакомый. Источники Forbes объясняли проблемы Манасира растущей конкуренцией со стороны двух других подрядчиков — "Стройтрансгаза" (теперь называется "Стройтранснефтегаз") и "Стройгазмонтажа", которые принадлежат друзьям президента Владимира Путина — Геннадию Тимченко и Аркадию Ротенбергу.
В 2015 году "Газпром" хотел сам купить проблемный "Стройгазконсалтинг", но "не разрешили наверху", вспоминает знакомый Манасира, но причину не называет. РБК тогда писал, что "Газпрому" может быть продана часть активов "Стройгазконсалтинга". Теперь монополия осуществит этот план, рассказывают собеседники, близкие к компании и ее владельцу.

Сам себе подрядчик "Газпром"

После прихода Газпромбанка и UCP в 2015 году "Газпром" возобновил работу со "Стройгазконсалтингом", и уже в 2016 году компания стала одним из трех его крупнейших подрядчиков. А весной 2018 года началась подготовка к реорганизации "Стройгазконсалтинга": в апреле предправления "Газпрома" Алексей Миллер поручил подчиненным передать все контракты монополии с подрядчиком в новую компанию, следует из двух писем начальника департамента "Газпрома" Александра Иванникова, направленных руководителям "дочек" "Газпрома" в июле и августе (у РБК есть копии). Такие планы подтверждают и два источника, близких к "Стройгазконсалтингу".

Контракты будут переданы в компанию "Газстройпром", которая зарегистрирована в Санкт-Петербурге 21 июня, говорится в письмах. Иванников требовал передать контракты в максимально сжатые сроки "путем заключения трехстороннего соглашения о перемене сторон", чтобы исключить срыв инвестпрограммы "Газпрома", которая, как правило, превышает 1 трлн руб. в год. В 2015-2018 годах "Стройгазконсалтинг", по данным СПАРК, получил контракты примерно на 300 млрд руб., главным образом с компаниями группы "Газпром".

Иванников называет "Газстройпром" правопреемником "Стройгазконсалтинга" и "совместным предприятием" (СП). Эта компания станет СП "Газпрома" и Газпромбанка, сказал РБК источник, близкий к одному из совладельцев "Стройгазконсалтинга". "Газпром" решил продемонстрировать, что будет поменьше кормить сторонние организации и частично осваивать гигантскую инвестпрограмму самостоятельно", — заключает другой человек, близкий к СГК. Два других крупнейших подрядчика "Газпрома" — "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга (контракты примерно на 600 млрд руб. в 2015-2018 годах) и "Стройтранснефтегаз" Тимченко (560 млрд руб.). Представитель Ротенберга отказался комментировать сотрудничество с "Газпромом". "В наших планах — поддержание стабильных темпов развития, дальнейший рост объема выполняемых работ с приоритетным и качественным исполнением действующих и новых контрактов", — сказал РБК представитель "Стройтранснефтегаза".

Покупатели активов ЮКОСа

Структура собственности "Газстройпрома", которую изучил РБК, подтверждает слова источников: все три учредителя компании — ООО "МК-1" (49%), ООО "МК-2" (25%) и ООО "МК-3" (26%) — прямо или косвенно связаны с "Газпромом" (см. схему). Самые любопытные собственники у "МК-3" — это Сергей Фурин (96,15%) и Сергей Филимонов (3,85%), следует из данных СПАРК. О Фурине ничего выяснить не удалось, а Филимонов, по данным СПАРК, связан со знаменитым ООО "Прана", которое в мае 2007 года выкупило активы и офисы ЮКОСа за рекордные 100 млрд руб.

"Прана" три часа торговалась за лоты с "Роснефтью", заплатила в 4,5 раза больше стартовой цены аукциона, а вскоре перепродала "Роснефти" некоторые выкупленные активы, в том числе главный офис ЮКОСа — 22-этажное здание на Дубининской улице. Прямо за ним в небольшом особняке и зарегистрирована "МК-3" в окружении других офисов, выкупленных "Праной". В 2013 году Филимонов через ООО "Уланское" купил "Прану", а в 2017 году ликвидировал ее. Но "Уланскому" перешла доля "Праны" в ПАО "НИИ экономики", бывшем исследовательском институте ЮКОСа.

"Коммерсантъ" связывал "Прану" с "Газпромом". Связь прослеживалась через Бориса Федорова, основателя инвестгруппы "Объединенная финансовая группа" (ОФГ), в которой работал и будущий владелец UCP Илья Щербович. Но "Газпром" связь с "Праной" категорически отрицал. Партнеры UCP не знакомы с компанией "МК-3" и ее руководством, инвестгруппа никогда с ними не работала, сказала РБК представитель UCP Ирина Ланина. Филимонов не ответил на запрос, переданный через двух его знакомых.

В сентябре 2018 года "МК-2" и "МК-3" купили у "Стройгазконсалтинга" доли в ООО "Сфера". На базе этой компании UCP и Газпромбанк еще в 2016 году стали создавать фактически зеркальный "Стройгазконсалтинг" с чистым балансом, без шлейфа старых долгов перед банками и ФНС. В 2016-2018 годах "Сфера" учредила множество новых компаний ("СГК-механизация", "СГК-сервис" и др., ), а также восемь строительных "дочек" — от "СГК-1" до "СГК-8". Каждая новая компания фактически заменяет одну из старых "дочек" "Стройгазконсалтинга": сюда переводятся люди и техника, говорит один из источников РБК. Например, в "Ямалмеханизации", где при Манасире числились все рабочие СГК (около 30 тыс. сотрудников), остались всего 20 человек, а остальные уже трудятся в новых компаниях "Сферы". По данным СПАРК, совокупная выручка семи строительных "дочек" СГК в 2017 году составила уже около 50 млрд руб. Собственники создали новую компанию, чтобы избежать скелетов в шкафу в старом "Стройгазконсалтинге", разворота сделок и прочих неожиданностей, говорит один из собеседников РБК.

Таким образом, "МК-2" И "МК-3" через "Сферу" стали владельцами производственных активов "Стройгазконсалтинга", а через "Газстройпром" получат весь портфель контрактов подрядчика с "Газпромом". Со временем активы "Сферы", скорее всего, просто передадут в "Газстройпром", говорит один из источников РБК.

Все компании "старого" "Стройгазконсалтинга" постепенно уйдут в добровольное банкротство, рассказывает собеседник, близкий к СГК. Это подтверждает источник, близкий к одному из совладельцев: подрядчик ликвидирует все старые проблемные активы. Основные проблемы с кредиторами СГК уже решил. В 2015 году "Стройгазконсалтинг" и его "дочки" получили больше 500 исков на 70 млрд руб., счета компании были заблокированы ФНС. Газпромбанку даже приходилось платить зарплату сотрудникам через люксембургскую "дочку", и эти деньги не могла заблокировать налоговая служба, рассказывает один из собеседников РБК. За три года UCP и Газпромбанк уладили отношения с основными кредиторами СГК, в том числе ВТБ, Сбербанком и Альфа-банком. Но на некоторых "дочках" подрядчика все еще висят долги перед ФНС, рассказывают источники РБК. Это подтверждается данными налоговой, согласно которым счета некоторых компаний СГК заблокированы. Эти долги будут постепенно погашены, говорит один из собеседников.

В декабре 2017 года "Стройгазконсалтинг" решил еще одну проблему — погасил долг в 56 млрд руб. перед Сбербанком, рефинансировав его в Газпромбанке, рассказывает один из источников РБК. Обеспечением по этому кредиту были доли в "Стройгазконсалтинге", сейчас вся компания заложена в Газпромбанке. Теперь единственные кредиторы СГК — Газпромбанк и "Газпром", утверждает источник РБК. По его словам, долг перед Газпромбанком — около 70 млрд руб. На конец 2017 года поручительства "Газпрома" перед Газпромбанком по кредитам для СГК составляли 81,7 млрд руб., говорится в отчете "Газпрома". "Стройгазконсалтинг" занимал на то, чтобы расплатиться с прежними кредиторами, субподрядчиками и рабочими, объясняет один из источников РБК. Долг перед "Газпромом" — еще около 70 млрд руб. (это неотработанные авансы), говорит один из собеседников РБК.

Рассчитываться по этим долгам будет "Газстройпром", говорит один из источников РБК. По его словам, долги могут быть конвертированы в доли, и тогда кредиторы будут возвращать деньги за счет прибыли компании.

Зачем "Газпрому" подрядчик?

Действия "Газпрома" идут вразрез с мировой практикой последних десятилетий, когда нефтегазовые компании в основном избавлялись от сервисных активов, чтобы стимулировать конкуренцию между подрядчиками и повышать эффективность расходов, говорит директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. Правда, у "Газпрома", по словам Маринченко, возможностей выбирать не так много. Не исключено, что монополия хочет добиться эффективности через контроль над подрядчиком, но это будет понятно только со временем, рассуждает он.

Продать подрядчика третьим лицам может быть сложно с точки зрения определения стоимости актива: она зависит от текущего портфеля заказов и от гарантий, что монополия продолжит работать с подрядчиком, говорит аналитик. Поэтому найти покупателей среди обычных частных игроков без административного ресурса может быть проблематично, заключает он.

"Газпрому" будет выгодно сделать "Газстройпром" своим самым крупным подрядчиком, чтобы быстрее вернуть вложенные деньги, считают источники РБК. По оценкам Fitch, в 2018-2019 годах инвестпрограмма "Газпрома" (без дочерних обществ) достигнет пика и составит 1,3-1,4 трлн руб., а в 2020-2021 годах снизится из-за завершения основных проектов. Основные проекты "Газпрома" — газопровод в Китай "Сила Сибири" и "Северный поток-2" в Европу — будут запущены в конце 2019 года, и капитальные вложения начнут постепенно снижаться, соглашается аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Но резкого падения, по его мнению, ждать не стоит: компания планирует построить новые мощности по поставкам газа в Китай и заводы по сжижению газа (СПГ), оговаривается Полищук. Кроме того, "Газпрому" необходимо будет увеличивать инвестиции в ремонтные работы уже зрелых транспортных активов, перечисляет аналитик. Если "Газпром" договорится о новых крупных проектах, прежде всего "Силе Сибири-2" в Китай, рост инвестиций возобновится в 2022 году, добавляет Маринченко.

Представители "Стройгазконсалтинга", Газпромбанка и "Газпрома" отказались от комментариев, представитель одного из основных кредиторов подрядчика — Сбербанка — пока не ответил на запрос РБК.

Алина Фадеева

 

 

Депутаты просят правительство не вводить экономику в топливный шок.

"Независимая газета"

Рост розничных топливных цен до сих пор опережает общий показатель потребительской инфляции в три-четыре раза. Так что временные правительственные смягчения не компенсировали весенние скачки. При этом в сентябре вдруг резко выросли оптовые бензиновые цены — на 10% по сравнению с августом. Похоже, на смену весеннему бензиновому кризису приходит осенний. Но настоящие проблемы начнутся в 2019 году, если правительство действительно в полтора раза повысит акцизы. Госдума поставила в повестку дня вопрос об отказе от повышения акцизов.

За период с начала года по середину октября розничные цены на автомобильный бензин в России выросли в среднем примерно на 9%, а на дизельное топливо — на 10,6%. За тот же период общий рост потребительских цен составил 2,8%. Это следует из данных Росстата.
Тем самым топливные цены, как и в начале этого года, до сих пор растут с опережением общей инфляции — в три-четыре раза в зависимости от вида топлива. Смягчения, на которые ранее пошло правительство, снизив акцизы и отменив июльскую индексацию, не помогли компенсировать весенний скачок бензиновых цен. Мы до сих пор видим его эхо.

И теперь на это эхо, похоже, накладывается новый — осенний — кризис. В сентябре Росстат зафиксировал резкий скачок оптовых цен на бензин в месячном выражении — сразу на 10% к уровню августа. Такие резкие скачки оптовых цен были характерны для весенних месяцев этого года, и они провоцировали рост розничных цен.

В следующем году правительство планирует существенно поднять акцизы на топливо. Как пояснил, например, вице-премьер Дмитрий Козак в интервью РБК, "акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года". То есть они будут увеличены на 3,7 тыс. руб. за 1 т бензина и на 2,7 тыс. руб. за тонну дизтоплива, уточняло издание.

В заключении на проект бюджета на 2019-2021 годы Счетная палата сообщила: "Цены на бензин в мае текущего года продемонстрировали резкий рост — на 5,6% за месяц. Для стабилизации ситуации… потребовалось принятие мер… Однако в июле и августе цены на бензин снизились незначительно (на 0,2% и на 0,3% соответственно), что недостаточно для компенсации опережающего роста цен, накопленного с начала года".

Счетная палата продолжает: "В соответствии со статьей 193 Налогового кодекса акциз на бензин класса 5 с 1 января 2019-го составит 12 314 руб. (рост по сравнению с 2018-м на 49,9%). Резкий рост акциза в 2019 году связан с возвратом к ранее оговоренному уровню, который планировалось достигнуть в 2018 году". "По оценке правительства, в начале 2019-го не произойдет скачка цен на бензин в связи с действием новых правил исчисления сбора в рамках завершения налогового маневра", — отмечают аудиторы.

"В рамках завершения налогового маневра в нефтяной отрасли предусмотрена демпфирующая компонента, которая направлена на поддержку цен внутреннего рынка. Нефтяным компаниям будет предоставлена субсидия из бюджета для сдерживания цен на внутреннем рынке, которая компенсирует увеличение акциза" , — пояснили "НГ" в пресс-службе Минфина. "НГ" уже писала о парадоксальности такого подхода.

Центробанк, как вчера заявила его глава Эльвира Набиуллина, тоже не ожидает большого скачка цен на бензин.

"Однако, по мнению Счетной палаты, увеличение акциза в полтора раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер", — предупреждают в ведомстве Алексея Кудрина.
На этом фоне Госдума в четверг приняла протокольное поручение комитету по энергетике запросить в Минфине, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе информацию об анализе влияния акцизов на рост цен на бензин и дизтопливо, а также о мерах, направленных на сдерживание роста розничных цен на топливо. Проект поручения был инициирован депутатами от фракции ЛДПР Алексеем Диденко и Владимиром Сысоевым, передает ТАСС.

"Повышение акцизов может привести к повторению "майского бензинового кризиса", который помимо роста потребительских цен вызвал явное социальное напряжение, — цитирует Интерфакс текст поручения. — Кроме того, подорожание топлива отразится на всей экономике и повлечет ускорение инфляции. Учитывая, что горюче-смазочные материалы составляют 15-20% себестоимости автотранспортных перевозок, то подорожание бензина на 5% в среднем влечет дополнительное увеличение потребительских цен на 0,1-0,2%".

Как пояснил "НГ" ведущий аналитик Amarkets Артем Деев, осенний рост цен на газомоторное топливо — сезонное явление, связанное с ремонтно-профилактическими работами на нефтеперерабатывающих заводах. "Однако в этом году к нему подключились такие факторы, как девальвация рубля из-за новой санкционной волны и рост цен на нефть", — говорит эксперт.

Правда, ссылка на сезонность — не столь убедительный довод. Ведь, например, в сентябре 2017-го оптовые цены на бензин росли по отношению к августу лишь на 1,7%, а, например, в сентябре 2016-го эти цены, наоборот, снизились — почти на 9% в месячном выражении.

Мнения экспертов о дальнейшем развитии событий разделились. Если повышение акцизов и отложат, то "на полгода максимум", полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, "розничные цены на бензин продолжат расти, подогреваемые слухами об акцизах, неважно, достоверными или нет". "Цена за литр 95-го бензина упорно стремится к 50 руб., и она достигнет этого уровня, это вопрос времени, — считает Жарский. — Девальвация рубля по внешнеэкономическим причинам может этот процесс ускорить и вместе с тем ускорить инфляцию до 8-10% годовых".

Хотя, как полагает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева, "вероятность смягчения невысока". "Цены могут вырасти после нового года, но на уровень инфляции", — уточняет эксперт.

"Вероятность, что правительство пересмотрит свои планы, невысока, — говорит первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. — А неизбежный рост цен в следующем году будет объяснен мировой конъюнктурой или спецификой работы автозаправок в отдельных регионах. При этом будут сделаны некоторые шаги по сдерживанию роста, но он все равно будет заметен. Особенно на фоне обнищания населения".

Анастасия Башкатова

 

 

Верховный суд призвал оценивать законность их применения исходя из экономического смысла.

"Ведомости"

В августе бизнес наконец дождался отмены налога на движимое имущество. Но споры о льготе на него за прошлые периоды продолжаются. 16 октября Верховный суд разрешил спор, тянувшийся с 2015 г., когда в силу вступили поправки, не позволяющие пользоваться освобождением от налога при передаче нового оборудования взаимозависимым лицам. Верховный суд льготу признал.

Налоговики проверяли уточненные декларации компании "Азот" (входит в холдинг "Еврохим") за 2015 г. и I квартал 2016 г. Компания захотела вернуть уплаченные 744 524 руб. налога на оборудование, которое изготовило ее "сестринское" предприятие "Новомосковск-ремстройсервис". Налоговики отказали, компания обратилась в суд, проиграла процесс в трех инстанциях, но Верховный суд встал на ее сторону. Взаимозависимость не является основанием для более обременительного налогового режима компаний, входящих в единую группу и имеющих "длительные экономически и исторически обусловленные хозяйственные отношения", указано в определении Верховного суда. Ограничение в Налоговом кодексе не распространяется на ситуации, которые не приводят к уклонению от уплаты налогов.

До этого дела налоговые органы всегда отказывали в применении льготы в таких случаях, рассказывает юрист "Щекин и партнеры" Евгения Миронова. Норма, которую оспаривал бизнес, по сути, "поставила крест" на внутрихолдинговых перепродажах имущества, говорит партнер Taxology Алексей Артюх, который представлял "Азот" в суде: "Жертвой такого "сплошного" регулирования стали добросовестные налогоплательщики, это касается каждого холдинга". Такие ситуации широко распространены, подтверждает Миронова. С подобными спорами "Еврохим" сталкивался и раньше, говорит его представитель.

Бизнес может злоупотреблять этой льготой, но в рассмотренном деле факты злоупотреблений не были установлены, признает представитель ФНС. В целом практика применения данной нормы не является массовой, это единичные случаи, указывает он. Подобных споров меньше десятка, подтверждает Артюх, но это связано с тем, что большинство налогоплательщиков обреченно платили налог, понимая абсурдность ситуации. Или закупали новое оборудование по агентской схеме, добавляет руководитель аналитической службы "Пепеляев групп" Вадим Зарипов.

Верховный суд впервые призвал налоговиков смотреть на экономическую цель в каждом случае, говорит старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Дело может стать началом применения налоговых льгот исходя из экономического смысла, подтверждает партнер EY Алексей Нестеренко. Теперь компании смогут подать заявление о возврате излишне уплаченного налога за три года с момента уплаты, добавляет Зарипов, и попытаться оспорить формальный подход и в других ограничениях льгот. Налоговики скорее всего будут и дальше отказывать в льготе из-за аффилированности, рассуждает Миронова, но налогоплательщик теперь получает шанс отстоять свое право на нее.

Анна Холявко

 

 

"РусГидро" через суд требует вернуть 37 миллионов долларов.

"Независимая газета"

Российская компания "РусГидро" намерена взыскать с Киргизии долг — 37 млн долл. Соответствующий иск подан в международный арбитражный суд в Гааге. Речь о возвращении средств, вложенных в строительство Верхненарынского каскада ГЭС. В 2015 году Бишкек денонсировал договор по строительству и, согласно условиям договора, должен вернуть российскому инвестору деньги. Бишкек считает расходы завышенными и настаивает на проведении международного аудита, а поданный в суд иск расценивает как недружественный шаг Москвы.

В киргизском внешнеполитическом ведомстве пока не получили официального уведомления о судебном иске, но надеются, что спор можно решить путем переговоров. Глава Национального энергохолдинга Киргизии Азамат Абдыкадыров заявил, что ничто не мешает вести диалог. "Пока наши попытки не увенчались успехом, но процессы в Гааге длятся годами… Будем решать этот вопрос на уровне правительства. Кыргызская сторона по-прежнему настаивает на проведении совместного аудита", — цитирует Абдыкадырова агентство 24.kg.

Как ранее писала "НГ", Россия и Киргизия в сентябре 2012 года договорились построить Камбаратинскую ГЭС-1 и Верхненарынский каскад (ВНК) ГЭС. Соглашение подписали министры энергетики двух стран Александр Новак и Автандил Калмамбетов в присутствии глав государств — Владимира Путина и Алмазбека Атамбаева. Киргизский президент, подчеркивая ключевую роль России в реализации проекта, благодарил Путина за "поддержку и мудрость".

Однако ГЭС так и не была построена. По словам киргизского политолога Марса Сариева, "Москва в реализации проекта не была заинтересована". "Заявка на строительство ВНК ГЭС была, с одной стороны, геополитическим рычагом давления на Узбекистан, опасавшийся возникновения дефицита воды. С другой — России необходимо было застолбить участок, с тем чтобы туда не пришел Китай, тем более что китайцы интересовались этим проектом", — сказал "НГ" Сариев. При реализации проекта Москва получала "водные рычаги давления" на Узбекистан и Казахстан, хлопковые и рисовые поля которых зависели от сброса воды. "Но позже Россия отрегулировала свои стратегические отношения с Узбекистаном. Строительство Верхненарынской ГЭС было остановлено. Официально это объяснялось финансовым кризисом в России", — отметил эксперт.

Тем не менее 37 млн долл. Москва успела потратить. Несмотря на то что по контракту Бишкек, в случае денонсации соглашения, должен выплатить "РусГидро" эти деньги, Атамбаев решился на разрыв соглашения. Он рассчитывал, что придет другой инвестор и погасит задолженность. Инвестора нашли быстро — чешскую компанию Liglass Trading. Однако чешская компания оказалась несостоятельной, соглашение с ней киргизский парламент тоже денонсировал, и долг так и остался за республикой.

В Бишкеке этот долг признают, но выплатить не могут — казна пуста. Теперь киргизская сторона утверждает, что объем долга россиянами завышен, и настаивает на проведении международного аудита. Но с этим не согласна российская сторона, настаивающая на возвращении именно 37 млн долл.

"Обращение "РусГидро" в Гаагский суд говорит о том, что выстроенных ранее тесных отношений с нынешним руководством Киргизии у Москвы нет. Действия российской стороны должны подтолкнуть Бишкек к более тесному переговорному процессу с Россией и на уступки по ряду вопросов", — считает Марс Сариев. По его словам, дело, похоже, не конкретно в 37 млн долл., но еще и в том, что Москву беспокоит внешнеполитическая ориентация Бишкека и создание тюркского пояса. "Идет сближение Киргизии с тюркоязычными государствами, во главе с Турцией. Создается совет центральноазиатских государств, во главе с Назарбаевым и Мирзиёевым. Но это устраивает Запад", — сказал эксперт.

По словам Сариева, обратившись в суд Гааги, Москва пошла по пути римского права и отказалась от кулуарных переговоров, как это принято на Востоке. "Это форма давления на Бишкек, перенос дружеских отношений на формальные условия. Все это говорит о том, что Москва не особо довольна тем, что происходит в Киргизии. Согласно прогнозам, к весне экономическая ситуация в Киргизии осложнится, что может привести к политической нестабильности", — считает политолог. Он напомнил, как начиналась киргизская революция 2010 года. И тогда к концу зимы положение в республике было непростым, а ситуацию добило решение России прекратить поставки бензина в Киргизию по внутрироссийским ценам. "Иск в суд Гааги в Киргизии тоже расценили как ужесточение политики Москвы по отношению к Бишкеку", — сказал "НГ" Сариев.

Виктория Панфилова

<< Октябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ