Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.11.2019

В ней не хватает механизмов повышения энергоэффективности и развития технологий.

"Ведомости"

Разработанная Минэнерго Энергостратегия-2035 не предлагает механизмов для технологического прорыва и достижения поставленных целей, предупреждает ассоциация "Сообщество потребителей энергии" (объединяет крупные промышленные предприятия) в письме министру энергетики Александру Новаку от 11 ноября. "Ведомости" ознакомились с его копией, достоверность подтвердил представитель ассоциации. Представитель Минэнерго подтвердил получение письма и отметил, что проект стратегии разослан в органы власти и порядка 45 компаний для согласования.

Невозможно будет повысить энергоэффективность теплоэлектростанций, пишут авторы. По стратегии удельный расход топлива на производство 1 кВт ч должен снизиться с 309,8 г в 2018 г. до 285,4 г к 2024 г. и до 255 г к 2035 г. Для этого к 2025 г. нужно заменить новыми парогазовыми мощностями не менее 21 ГВт неэффективных паросиловых энергоблоков, а к 2030 г. новые мощности с газовыми турбинами должны составить уже 45 ГВт. Но действующие Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 г. и программа модернизации ТЭС (заложено обновление 41 ГВт мощностей к 2031 г. за 1,9 трлн руб. — "Ведомости") этого не предусматривают, пишут потребители энергии.

Не ведут они и к переходу на новые технологии, намеченному стратегией. Так, планируемая модернизация ТЭС, по оценке потребителей, лишь продлит ресурс неэффективных паросиловых энергоблоков.

В 2010-2018 гг. удельный расход топлива на производство электроэнергии снизился на 7,5% — это уже хороший показатель, считает старший директор АКРА Максим Худалов. Но снижение до уровня, заложенного в стратегии, потребует интенсивного ввода новых парогазовых мощностей, что приведет к росту тарифов и лишит российскую экономику преимущества относительно дешевой электроэнергии, отмечает он.

Цели Энергостратегии по снижению удельного расхода топлива соответствуют сложившемуся тренду, говорит старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Юрий Мельников. Но тренд может не сохраниться, говорит он: программа модернизации ТЭС не ориентирована на внедрение парогазовых установок или повышение эффективности угольных станций. Масштабного замещения угля газом тоже не предвидится. Заявленные цели представляются недостижимыми, согласен Мельников.

В проекте Минэнерго не хватает анализа результатов реализации действующей Энергостратегии — до 2030 г. — и мер по исполнению майского указа президента в части обеспечения роста экономики и экспортно ориентированных секторов, пишет ассоциация. Нет в нем и мер распространения в российской энергетике прорывных технологий: интернета вещей, прогнозирования на основе больших данных, нейросетей, облачных и туманных вычислений, виртуальной и дополненной реальности, которые авторы энергостратегии называют тенденциями развития мировой энергетики. Ассоциация предлагает переработать проект, уточнив цели и механизмы их достижения.

Елена Вавина

 

 

Российско-немецкая компания берется за создание "зеленых" электростанций на присоединенном полуострове.

"Газета РБК"

Немецкий бизнесмен Андре Винклер намерен инвестировать в энергетику Крыма. Вместе с российскими партнерами он зарегистрировал компанию в Феодосии, которая планирует развивать использование возобновляемых источников энергии.

Инициаторы проекта

О том, что один из основателей немецкой группы компаний zWe Андре Винклер решил инвестировать в крымскую энергетику, РБК рассказали два источника, близких к проекту, и подтвердил собеседник, близкий к правительству региона. zWe начинала как инжиниринговая компания в 2001 году, сейчас ее основной вид деятельности — строительство ветропарков, преимущественно в Германии, указано на ее сайте.

Еще 26 июля Винклер с партнерами — Валентиной Артамоновой и Лесей Вознюк — зарегистрировал в Феодосии компанию "Новая энергия плюс" с уставным капиталом 1 млн руб. У Винклера — 50%, у Артамоновой — 45%, Вознюк владеет долей 5%, следует из данных СПАРК. Гендиректор — Геннадий Артамонов. Основной вид деятельности компании — "производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии". Артамоновы — совладельцы ООО "Судомеханический завод", зарегистрированного в Феодосии в 2014 году.

Гендиректор компании Артамонов отказался отвечать на вопросы РБК. Представитель zWe не ответил на запрос, с другими владельцами компании связаться не удалось.

Суть проекта

В октябре zWe сообщила, что с лета этого года "активно работает в Российской Федерации" и вместе с партнерами готовится к производству турбин для ветроустановок на западе страны. В частности, компания разрабатывает изолированные решения с небольшими турбинами и аккумуляторными батареями для сельской местности, а также крупные ветроустановки.

"Новая энергия плюс" вела переговоры с Крымом о модернизации ветряков, которые были национализированы после присоединения региона к России, рассказал РБК источник, близкий к правительству региона. Всего в Крыму находится несколько ветропарков мощностью до 85 МВт. Но они были построены 20 лет назад, технологии устарели, и теперь их обслуживание обходится дороже, чем плата, которую они получают за использование, рассказывала начальник управления Государственного комитета по ценам и тарифам Крыма Елена Ковтун.

Крымско-немецкая компания хотела заключить с республикой инвестсоглашение о модернизации ветряков, утверждает источник РБК. Чем закончились переговоры, а также какие условия предлагала "Новая энергия плюс", он не сказал. Представители "Крымэнерго" и Министерства энергетики Крыма не ответили на запрос РБК.

С 2012 года правительство поддерживает развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России: каждый год "Совет рынка" (регулятор в отрасли) проводит конкурс, на котором отбирает определенное число "зеленых" электростанций (солнце, ветер и малые ГЭС) и гарантирует им окупаемость за счет повышенных платежей потребителей.

Но высокий тариф получают только новые проекты, для уже существующих электростанций Минэнерго повышать тарифы не планирует, сказал РБК замминистра энергетики Евгений Грабчак. "Мы поддерживаем новые проекты ВИЭ, чтобы развивать в стране собственные технологии: по условиям конкурсов большая часть оборудования, которое инвесторы используют в проектах, должна быть локализована", — объяснил замминистра.

О проекте "Новой энергии плюс" ему неизвестно. "Компания пока не обращалась в Минэнерго с предложениями реализовать в Крыму проекты по развитию ВИЭ", — сказал Грабчак, отметив, что инвестор всегда может воспользоваться существующим механизмом поддержки "зеленых" энергопроектов, который распространяется и на Крым.

Инвесторы пока не заключали договоров на строительство энергетических объектов в Крыму, такие заявки не подавались, хотя никаких ограничений нет, сказал РБК представитель НП "Совет рынка". О проекте компании "Новая энергия плюс" регулятору неизвестно, добавил он.

Прийти на федеральный конкурс с проектом модернизации уже существующих ветряков в Крыму "Новая энергия плюс" не сможет: правила требуют именно строительства нового объекта", — напоминает директор по электроэнергетике VYGON Consulting Алексей Жихарев.

Крым разрабатывает собственное законодательство для развития "зеленой" энергетики, закон должен быть готов к лету следующего года. Ожидается, что в нем будут прописаны льготы не только для вновь создаваемых предприятий отрасли, но и для уже действующих, писала "Российская газета".

Алина Фадеева

 

 

TANAP может стать первым ударом по экспортным проектам РФ.

"Независимая газета"

На конец ноября запланировано полное завершение строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому азербайджанский газ поступит в Турцию и Европу. Анкара считает проект "одним из наиболее важных". С одной стороны, эксперты называют TANAP "локальной историей", которая пока вряд ли повлияет на российский экспорт. Но, с другой стороны, TANAP вполне может стать первым "ударом" по газовым проектам РФ, если учесть, что Турция вовсе не планирует на нем останавливаться и уже присматривается к туркменскому газу, поставки которого теоретически мог бы обеспечить Транскаспийский газопровод в случае его согласования.

Открытие второй, окончательной фазы TANAP планируется 30 ноября в районе Ипсала турецкой провинции Эдирне. Об этом сообщили РИА Новости со ссылкой на источник.

"TANAP как проект был разделен на две фазы — до Эскишехира и до Ипсалы соответственно. Часть проекта до Эскишехира, обеспечивающая поставки газа в Турцию, была завершена в прошлом году. В этом году мы практически завершили строительство трубопровода полностью", — пояснил источник. Ожидается, что в официальной церемонии завершения строительства примут участие президенты Турции и Азербайджана Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев. О том, что церемония, посвященная TANAP, пройдет на высшем уровне, заявлял также министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез. Он уточнял: "TANAP — один из наших наиболее важных проектов".

По данным источника, по трубопроводу TANAP "уже поступило свыше 3 млрд куб. м газа в Турцию", а поставки газа на территорию Европы начнутся в следующем году, "когда будет завершен и Трансадриатический газопровод (TAP)". TANAP и TAP — части проекта "Южного газового коридора". Первоначальная пропускная способность TANAP — около 16 млрд куб. м в год, примерно 6 млрд куб. м будет поставляться в Турцию, остальное — в Европу; однако в перспективе мощность трубы может быть доведена до 24, а затем и до 31 млрд куб. м в год, сообщали информагентства. Увеличение поставок в Европу предполагалось за счет не только азербайджанского, но и туркменского, иранского, иракского и даже казахстанского газа. По прогнозам Госнефтекомпании Азербайджана SOCAR, TANAP покроет 12% потребности Турции в газе.

Эксперты отмечают, что на первый взгляд завершение строительства TANAP не угрожает экспортным проектам РФ. "TANAP — это очень интересная, но очень локальная история, которая в масштабах европейского рынка не выглядит существенной угрозой для доли "Газпрома", — говорит директор Фонда развития права и медиации Топливно-энергетического комплекса Александр Пахомов. По его словам, пропускная способность TANAP относительно небольшая. "Мощность же двух ниток одного только "Турецкого потока", маршрут которого на юге Европы более или менее дублируется с TANAP и TAP, — это 31, 5 млрд куб. м в год", — напоминает он. И это без учета других проектов России.

Формально Южный коридор будет конкурировать с "Турецким потоком", но фактически они дополнят друг друга, обеспечивая диверсификацию поставок, считает директор по стратегии компании "Финам" Ярослав Кабаков. "О создании "Южного газового коридора" было известно давно, и российские проекты уже реализуются с учетом этого", — добавил эксперт.

Замруководителя центра "Альпари" Наталья Мильчакова напоминает о газовой директиве Евросоюза, "согласно которой один поставщик не может использовать более 50% мощностей газопровода, проходящего по территории ЕС". Правда, "Южный газовый коридор" ранее уже получал от Еврокомиссии исключение из Третьего энергопакета.

Однако TANAP может оказаться вовсе не единственным ударом по экспортным проектам России. Настоящие проблемы для "Газпрома" "Южный газовый коридор" создаст, если к проекту наконец подключится Туркменистан. "Проект TANAP имеет решающее значение для удовлетворения растущих потребностей Турции в газе. В то же время поставки газа с азербайджанского месторождения "Шах-Дениз" на европейский рынок внесут определенный вклад в дело энергетической безопасности Европы", — заявлял ранее президент Турции Эрдоган. Он делал важное уточнение: "Мы прилагаем большие усилия, чтобы туркменский газ также стал частью этого проекта".

После чего возникал вопрос: как туркменский газ попадет в TANAP? Некоторые иностранные эксперты считали перспективным вариантом доставку туркменского газа по морю в сжиженном виде, другие аналитики называли такой способ слишком затратным. Поэтому обсуждался в экспертной среде еще один вариант — строительство по дну Каспия Транскаспийского газопровода, споры вокруг которого велись годами. Этот газопровод должен был соединить Туркменистан и Азербайджан, а значит, обеспечить Туркменистану выход к европейским рынкам в обход РФ. Москва такой вариант воспринимала болезненно. Евросоюз, Баку и Ашхабад считали, что для прокладки трубопровода по дну Каспия достаточно согласия стран, по территории которых он пройдет, но против такого подхода возражали Россия и Иран.

В августе прошлого года пять прикаспийских государств подписали на высшем уровне Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. В Конвенции сказано: "Определение трассы для прокладки подводных кабелей и трубопроводов осуществляется по согласованию со стороной, через сектор дна которой должен быть проведен подводный кабель или трубопровод". Но, как сообщали в МИДе, прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов на самом деле должна быть согласована всеми прикаспийскими странами. Основная причина — забота об экологии.

В свою очередь, Евросоюз для диверсификации поставок уже включил Транскаспийский газопровод в список перспективных проектов. Представитель генерального директората по энергетике Европейской комиссии Эрлендас Григорович сообщал, что Туркменистан и ЕС готовятся разработать "дорожную карту" сотрудничества. И в таком контексте завершение строительства газопровода TANAP уже не кажется локальной историей.

Эксперты напоминают об амбициях Турции стать крупнейшим топливно-энергетическим хабом. Кроме того, как замечает доцент РАНХиГС Тамара Сафонова, "запуск TANAP используется импортерами как аргумент в переговорах по снижению цены российского топлива".

Анастасия Башкатова

<< Ноябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ