Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.12.2016

Компания договорилась о сотрудничестве с группой Marubeni Corporation.

"Газета РБК"

НОВАТЭК и японская торговая и инвестиционная группа Marubeni Corporation договорились о стратегическом сотрудничестве в реализации проекта "Арктик СПГ-2", говорится в сообщении НОВАТЭКа. В рамках визита Владимира Путина в Токио для встречи с премьер-министром Японии Синдзо Абэ компании подписали меморандум о взаимопонимании. В нем закреплены намерения сторон развивать стратегическое сотрудничество по добыче и сжижению газа на заводе "Арктик СПГ-2", поставок СПГ, морских перевозок, газовых инфраструктурных проектов и поставок жидких углеводородов, говорится на сайте НОВАТЭКа.

"Мы видим интерес, проявляемый японским бизнесом к участию в проектах нашей компании. Уверены, что сотрудничество с Marubeni Corporation по всей цепочке создания стоимости, от добычи до реализации СПГ, станет взаимовыгодным для наших компаний", — отметил председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон.

Компания также подписала соглашения по сотрудничеству в области поставок и сжижения газа, а также поставок оборудования и технологий с двумя другими японскими корпорациями: Mitsui & Co и Mitsubishi.

НОВАТЭК еще 24 ноября в ходе отраслевой конференции в Токио предложил японским компаниям участвовать во всей цепочке создания стоимости сжиженного природного газа (СПГ), говорил в своем Михельсон. Речь тогда шла как о проекте завода по сжижению газа "Ямал СПГ", который планируется запустить уже в 2017 году, так и о будущих проектах "Арктик СПГ-2" и "Кольская верфь". Сотрудничество предполагается как на финансовом уровне (кредиты от японских банков), так и технологическом, а также оно может включать поставку продукции на японский рынок, пояснил бизнесмен.

Михельсон напомнил, что сейчас японские компании участвуют на многих этапах реализации проекта "Ямал СПГ": в строительстве, финансировании и транспортировке СПГ. "Уверен, что сотрудничество по всей цепочке создания стоимости является взаимовыгодным. Наша цель — обеспечить такой уровень себестоимости, при котором СПГ, произведенный на Ямале, будет конкурентоспособным на любом мировом рынке сбыта", — сказал он.

НОВАТЭК планирует построить как минимум два СПГ-завода в России. Завод "Ямал СПГ" мощностью 16,5 млн т СПГ и стоимостью $27 млрд планируется запустить в 2017 году. Французской Total и китайской CNPC принадлежит по 20% в проекте, еще 9,9% — у китайского Фонда Шелкового пути (Silk Road Fund). В апреле 2016 года Экспортно-импортный банк Китая и Банк развития Китая согласились предоставить ему около $12 млрд, а до этого 150 млрд руб. выделил Фонд национального благосостояния (ФНБ) и еще €3,6 млрд — Сбербанк и Газпромбанк (в общей сложности около $18,4 млрд кредитов). Остальное — финансирование от акционеров ($13 млрд).

Компания "Ямал СПГ" (50,1% акций принадлежит НОВАТЭКу) 12 декабря объявила о подписании соглашения с итальянским банком Intesa Sanpaolo о предоставлении кредитных линий объемом в €750 млн. Средства предоставляются по ставке Euribor 6M (-0,271%) плюс 2,5% годовых (2,283% в совокупности) сроком на 14,5 года под страховое покрытие итальянского экспортно-кредитного агентства SACE и его французского аналога COFACE.

В 2018 году планируется начать строительство второго завода — "Арктик СПГ-2" (запуск намечен на 2022 год) на Гыдане. Этот проект по мощности будет сопоставим с "Ямал СПГ", а инвестиции, по предварительным оценкам, будут в 2,7 раза ниже $10 млрд, сообщила компания 21 ноября. Такой экономии планируется достигнуть за счет размещения технологических линий завода производительностью до 6 млн т на стационарных морских платформах гравитационного типа на Кольской верфи в Мурманске, которую также построит НОВАТЭК (сейчас она в стадии проектирования). Ресурсной базой проекта "Арктик СПГ-2" является Салмановское месторождение на Гыданском полуострове, доказанные запасы которого составляют 235,2 млрд куб. м газа, а неподтвержденные ресурсы прилегающих участков — 1,2 трлн куб. м.

Людмила Подобедова

 

 

Баку получит средства для газообеспечения Турции и Европы.

"Независимая газета"

Совет директоров Азиатского банка развития (АБР) утвердил выделение 1 млрд долл. Азербайджану на реализацию второй стадии разработки газоконденсатного месторождения "Шах-Дениз" в азербайджанском секторе Каспия. Решение было принято единогласно. В сообщении АБР говорится: из предоставляемой суммы 500 млн долл. являются кредитом для ЗАО "Южный газовый коридор", а 500 млн долл. выделяются в виде частичной гарантии по коммерческим кредитам, предоставленным на реализацию данного проекта.

"АБР уже проявил поддержку расширению газового месторождения "Шах-Дениз" в 2015 году", — сказал генеральный директор Департамента АБР по операциям в частном секторе Майкл Барроу. А генеральный директор АБР по Центральной и Западной Азии Шон О'Салливан, в свою очередь, отметил, что расширение месторождения "Шах-Дениз" является ключевым для экономики Азербайджана. По его словам, данный проект позволит обеспечить страну долгосрочными доходами и будет способствовать диверсификации экспорта газа в Европу.

"Поддержка АБР поможет генерировать экономические возможности для частного сектора, создать тысячи рабочих мест, а также способствовать росту связей Азербайджана с соседними странами и Европой", — приводят местные издания слова Шона О'Салливана.

Следует отметить, что в нынешнее кризисное время кредит АБР оказался как нельзя кстати, и он призван обеспечить бесперебойность работ по реализации второй стадии проекта "Шах-Дениз", общая стоимость которой оценивается в 26 млрд долл. В АБР считают, что данный проект поможет обеспечить занятость более чем 19 тыс. человек на стадии строительства и создать 1,8 тыс. постоянных рабочих мест.

Как уже писала "НГ", в настоящее время добыча газа на месторождении "Шах-Дениз" осуществляется в рамках первой стадии разработки, стоимость которой составляет 4,1 млрд долл. при годовой добыче около 10 млрд куб. м газа. Эти суммы, как и объемы добываемого газа, во много раз вырастут после реализации второй стадии разработки месторождения. По предварительным данным, годовой объем добычи в рамках "Стадии-2" составит 16 млрд куб. м, из которых 10 млрд будет направляться в Европу, а 6 млрд куб. м — в Турцию. Если при реализации проекта не возникнут форс-мажорные обстоятельства, то азербайджанский газ в Европу поступит в начале 2020 года. Тем самым начнет полноценно функционировать и "Южный газовый коридор" (ЮГК), преследующий цель диверсификации маршрутов доставки энергоресурсов в европейские страны.

Очередное третье заседание Консультативного совета (КС) министров энергетики стран — участниц проекта ЮГК состоится в феврале 2017 года. Как заявил журналистам министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев, "заседание КС внесет вклад в координацию усилий, прилагаемых для своевременного завершения проекта ЮГК", который оценивается в 45-48 млрд долл.

Напомним, что контракт на разработку месторождения "Шах-Дениз" был подписан в Баку 4 июня 1996 года и ратифицирован Милли Меджлисом (парламентом) 17 октября того же года. Участниками проекта "Шах-Дениз" являются BP (оператор, 28,8%), Petronas (15,5%), SOCAR (16,7%), ЛУКОЙЛ (10%), NICO (10%), Total (10%) и TPAO (19%).

Итоговое инвестиционное решение (FID) по второй стадии проекта "Шах-Дениз" было подписано 17 декабря 2013 года. Оно предусматривает строительство двух платформ, бурение 26 подводных скважин, прокладку 500-километровых подводных трубопроводов на глубине 550 м, расширение Сангачальского терминала, расширение на всей территории Азербайджана и Грузии пропускной способности Южно-Кавказской трубопроводной магистрали, а также строительство Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) трубопроводов.

Сохбет Мамедов

"Роснефть" отказалась от намерения вернуть часть уплаченной в 2011-2013 гг. экспортной пошлины на нефть Верхнечонского месторождения.

"Ведомости"

"Роснефть", Минэнерго и Роснедра заключили мировое соглашение по спору о льготах по экспортной пошлине для Верхнечонского месторождения, следует из определения Верховного суда. Соглашение заключено по инициативе "Роснефти", знают два человека, близких к разным сторонам. Один из них говорит, что "Роснефть" отказалась от получения льгот. Представитель "Роснефти" отказался от комментариев. Роснедра устраивает решение суда, сказал представитель Минприроды. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Представитель Минфина не ответил на запрос.

Верховный суд отменил решения предыдущих инстанций. Судебный спор "Роснефти", "Верхнечонскнефтегаза" (ВЧНГ, владеет лицензией на месторождение) и Минэнерго из-за экспортной пошлины начался в 2015 г. С июля 2010 г. по май 2011 г. для Верхнечонского месторождения применялась льготная пошлина на нефть, а затем полная, так как ВЧНГ не подал необходимые документы. В марте 2013 г. месторождение полностью перешло к "Роснефти", в январе 2015 г. компания подала документы на возмещение уплаченных средств задним числом. Минэнерго отказало, посчитав, что срок подачи истек. По закону в течение трех лет компания может оспаривать налоговые вопросы, возражал представитель ВЧНГ. В 2015 г. ВЧНГ подал иск к Минэнерго и Роснедрам, пытаясь оспорить решение ведомств не принимать документы для предоставления льготы по экспортной пошлине за 2011-2013 гг. Аналогичный иск подали сама "Роснефть" и "РН-холдинг". Сумма не сообщалась. Представитель Минэнерго на судебном заседании говорил, что истец "хочет получить подтверждение [соответствия нефти] и получить потом таможенные выплаты из бюджета в размере 60 млрд руб.", передавал "Интерфакс".

Летом Арбитражный суд Москвы занял сторону Минэнерго и Роснедр по двум искам, позже апелляционная инстанция отменила эти решения. 10 декабря Арбитражный суд Московского округа отклонил кассационные жалобы Минэнерго и Роснедр и подтвердил решение апелляции, которое обязало ведомства выдать компании справку о том, что ВЧНГ добывал льготную нефть. Минэнерго пыталось оспорить решение в Верховном суде, но стороны пришли к мировому соглашению по обоим искам. Заявитель и третьи лица освобождают Минэнерго от обязанности исполнить решения предыдущих инстанций "в связи с утратой возможности исполнения", говорится в определении Верховного суда от 16 декабря.

Вероятно, "Роснефти" важно было не допустить отмены судебных актов апелляционной и кассационной инстанций и оставления в силе решения первой инстанции, которое было принято в пользу Минэнерго, предполагает партнер юридической компании Art de Lex Евгений Арбузов. "Судя по информации в открытых источниках, заключенное по делу мировое соглашение подтверждает выводы апелляционной и кассационной инстанций, при этом стороны лишь констатируют, что утратили возможность исполнения постановлений", — поясняет он. Теперь определено, что за подтверждением права на льготы можно обращаться через несколько лет после добычи "льготной" нефти (суд первой инстанции это опровергал), говорит Арбузов: для "Роснефти", видимо, это и есть цель мирового соглашения. То же самое может быть и с месторождениями "Башнефти", и с любыми другими, которые приобретет "Роснефть", допускает он.

Алена Махнева, Галина Старинская

 

 

ФАС удовлетворила каждую четвертую жалобу на тарифы. Но система непрозрачна и нужен новый закон, считает служба.

"Ведомости"

На этой неделе в регионах должны быть утверждены коммунальные тарифы, которые вступят в силу с 1 июля 2017 г. Тарифами, установленными год назад, некоторые предприятия остались недовольны. Из 340 рассмотренных жалоб Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила 93, следует из данных, предоставленных ФАС. Несогласных с тарифами много, но число жалоб невелико, если учесть, что в каждом регионе принимается 1000-5000 тарифных решений в год, говорит замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.

Полномочия по регулированию тарифов ФАС получила в июле 2015 г. В 2016 г. впервые начиная с 90-х гг. ряд тарифов был снижен в абсолютном значении, радовался руководитель ФАС Игорь Артемьев на конференции "Ведомостей". В Воронежской области тариф на водоснабжение, например, был снижен на 14,2%. Так для компании "РВК-Воронеж" закончилось рассмотрение в ФАС спора с управлением по регулированию тарифов региона. ФАС выявила необоснованные расходы в тарифе на 241 млн руб. Сейчас "РВК-Воронеж" оспаривает решение ФАС в суде ("Росводоканал" не комментирует спор до решения суда).

Досудебное рассмотрение длится до года и теряет всякий смысл, даже если удастся оспорить решение ФАС, замечает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова: все это время компании будут работать по сниженному тарифу, компенсировать потери им должны региональные бюджеты, а у них денег нет. ФАС не всегда вникает в детали и многие нужные расходы признает необоснованными, жалуется поставщик коммунальных услуг. Но суды соглашаются с мнением ФАС, служба дела не проигрывает, отвечает на критику Пузыревский.

Процедура установления тарифов непрозрачна, нет нормирования затрат, принцип "тариф от затрат" себя дискредитировал, комментирует Пузыревский. Наиболее частые нарушения: экономически не обоснованный тариф, выше или ниже предельных уровней, повышение с 1 января, изменение без законных оснований.

Нужны законодательные изменения, говорит Пузыревский. ФАС готовит закон об основах госрегулирования цен (тарифов), который закрепил бы экономическую обоснованность и долгосрочность тарифов. ФАС стремится все унифицировать, но это разрушит систему, которая уже работает, замечает Довлатова.

После объединения ФАС и ФСТ методическая поддержка региональных органов, которые устанавливают тарифы, ослабла, считает Довлатова. Получить разъяснения от ФСТ было проще, полагает она, а ФАС, видимо, перегружена задачами и даже хорошие начинания вроде создания методического совета не получают развития. Нельзя сказать, что у ФАС не хватает времени или компетенции, не согласен Пузыревский, вместе с полномочиями к ФАС перешла часть сотрудников службы по тарифам, да и компетенции по тарифам нельзя назвать новыми.

Система досудебного рассмотрения споров по тарифам работает настолько эффективно, насколько позволяют ресурсы ФАС, считает советник "Антимонопольного бюро" Андрей Закатаев. Поэтому первостепенная задача — выработать четкие подходы к установлению тарифов на региональном уровне, продолжает он, этому поможет закрепление ключевых принципов регулирования в законе.

Екатерина Мереминская

 

 

<< Декабрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ