Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

19.12.2019

На завершение проекта у подрядчика останется чуть больше месяца, но этого времени может не хватить.

"Ведомости"

Верхняя палата конгресса США — сенат 17 декабря почти единогласно поддержал проект оборонного бюджета (National Defense Authorization Act, NDAA) на 2020 г. Среди прочего он предусматривает санкции против строящегося газопровода "Северный поток — 2" и уже построенного "Турецкого потока". Теперь NDAA должен подписать президент США Дональд Трамп.

Санкции предлагается вводить в отношении лиц и компаний, предоставляющих специализированные суда для укладки морской части трубопроводов "на глубине 30,5 м и более". Вместе со строительством газопроводов законопроект запрещает любую форму передачи судов-трубоукладчиков третьим лицам, включая продажу, лизинг и т. д., если это заведомо делается с целью продолжения участия в проекте "Газпрома". Единственным способом избежать санкций может стать добровольное прекращение операций по трубоукладке в течение 30 дней с момента вступления NDAA в силу. В этом случае у президента США останется возможность не распространять санкции на владельцев трубоукладчиков.

Фактически новые санкции несут угрозу лишь для одной компании — швейцарской Allseas, которая по контракту с "Газпромом" строит морскую часть "Северного потока — 2". Принадлежащие ей суда-трубоукладчики Pioneering Spirit и Solitaire сейчас находятся в водах Дании, где укладывают последний подводный участок трубы.

Кроме лишения визы и запрета на въезд в США новые санкции угрожают топ-менеджменту и совладельцам Allseas запретом на проведение любых транзакций, связанных с недвижимостью или другими активами, на которые распространяется юрисдикция США.

Основная интрига, сопровождающая согласование NDAA: хватит ли Allseas времени для того, чтобы завершить строительство морской части "Северного потока — 2". Общая протяженность подводной части нового трансбалтийского газопровода — около 1224 км по каждой из двух ниток. Предполагалось, что "Северный поток — 2" будет полностью построен и введен в эксплуатацию к концу этого года. Но из-за Дании, на два с половиной года затянувшей процесс выдачи разрешения на строительство трубы в своих водах, эти планы были сорваны.

Необходимый пакет документов проектная компания Nord Stream 2 AG получила лишь в октябре. На тот момент для завершения строительства подводной части "Северного потока — 2" оставалось уложить около 168 км каждой из ниток, сообщала компания.

Строительство возобновилось в конце ноября — Pioneering Spirit и Solitaire пересекли границу шведских и датских вод 27 и 28 ноября соответственно. Первый с того момента прошел около 89 км, второй — чуть менее 70 км. То есть они движутся со скоростью 3,5-4,5 км в день. Этого должно хватить для завершения строительства в течение месяца. Но поддержание этих темпов зависит от погодных условий.

Месяц, отводимый на "сворачивание работы трубоукладчиков", — это опасно мало, считает аналитик энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Сергей Капитонов. Зима на Балтике — это самое непредсказуемое время, а любая накладка из-за капризов погоды чревата срывом дедлайна. Рисковать Allseas не будет, даже несмотря на то, что контракт с Nord Stream 2 AG — крупнейший в портфеле компании, убежден аналитик. В худшем из сценариев — Allseas не успевает закончить строительство и выходит из проекта — "Газпром" может попробовать закончить трубоукладку сам, рассуждает Капитонов. У компании есть трубоукладчик "Академик Черский". Но у "Газпрома" нет опыта в прокладывании магистральных подводных газопроводов, указывает Капитонов.

Представитель "Газпрома" переадресовал вопросы в Nord Stream 2 AG, где от комментариев отказались. Представитель Allseas на вопросы "Ведомостей" не ответил.

Санкции США не повлияют на реализацию проекта "Северный поток — 2", он будет завершен, цитирует "Интерфакс" слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.

Артур Топорков

 

 

Почему некорректно сравнивать отечественные и западные цены на электричество.

"Независимая газета"

В экспертной среде в последнее время активизировались дискуссии об уровне российских цен на электроэнергию по сравнению с зарубежными. Однако есть и другая точка зрения, которая сводится к тому, что такое сопоставление, к каким бы выводам оно ни приводило, не совсем корректно. По мнению сторонников такого подхода, прямое сравнение конечных энергоцен имеет смысл лишь в условиях сопоставимых энергорынков — тогда можно было бы говорить, является ли стоимость электричества для потребителей необоснованно заниженной или завышенной.

Между тем российская энергетика, несмотря на рыночные реформы 2000-2010-х годов, по-прежнему далеко не по всем параметрам может быть сопоставима с развитыми западными странами. Поэтому при оценке российских энергоцен нужно исходить из сложившихся в стране факторов: одни из них способны снижать конечные цены для потребителей, другие, наоборот, толкают их вверх. Баланс именно этих специфических факторов и определяет итоговую цену, и какой бы она ни была, считать ее "неправильной" только на основании ее сравнения с европейской или американской ценой неверно.

"В России есть потребители, оплачивающие электроэнергию по ценам, сложившимся на рынке, — это подавляющее большинство промышленных потребителей и коммерческие потребители, включая малый бизнес. Есть исключение — для населения и приравненных к нему категорий цены на электроэнергию устанавливаются государством, так же как и для потребителей, находящихся в неценовых зонах (Европейский Север, Дальний Восток, изолированные энергосистемы). У российского рынка электроэнергии много особенностей, отличающих его от стран Западной Европы или США, — это и другая топология сетей, и структура генерирующих мощностей и др., но эта специфика рынка не делает складывающиеся на рынке цены "необоснованными" или "неправильными", — считает заведующий сектором экономического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев.

Что тянет цены вниз

Анализ российского ценообразования в электроэнергетике провел эксперт по энергетике Владимир Дзагуто в публикации для Центра энергетической экспертизы. Среди ключевых факторов, способных снижать конечные цены для потребителей в российских условиях, он отмечает прежде всего относительную дешевизну невозобновляемых энергоресурсов. "Речь в данном случае должна идти в первую очередь о природном газе, который является основным топливом для ТЭС в европейской части страны и на Урале, — пишет эксперт. — Система газовых тарифов, традиционно сохраняемая в России, остается наиболее важным фактором для конкурентных преимуществ отечественной тепловой генерации. Фактически для внутренних потребителей газ в последние годы дешевеет — темпы роста тарифов либо нулевые, либо ниже инфляции". Правда, "Газпром" считает, что уже не может компенсировать убыточность внутреннего рынка и рост своего НДПИ экспортными доходами, но подобные осторожные жалобы от монополии поступают не в первый раз, уточняет Владимир Дзагуто.

Цена на газ, кстати, является одним из наиболее значимых факторов в определении цен и в странах — импортерах топлива: так, "Сообщество потребителей энергии" зафиксировало спад цен на электроэнергию в первом полугодии 2019 года в пяти странах Западной Европы, причем как минимум три из этих стран — Великобритания, Испания и Италия, где падение составляло 12-13% — существенно зависимы от импорта газа, который в 2019 году дешевел по сравнению со второй половиной 2018 года.

Ситуация с углем, на цену которого в значительной степени влияют зарубежные котировки, в России менее определенная, но он остается относительно дешевым топливом, хотя на его привлекательность негативно влияют экологические факторы. В России на угольные цены также влияет меньшая величина транспортной составляющей.

Еще одним положительным фактором для энергоцен является высокая доля амортизированной генерации, в первую очередь некоторых ГЭС и АЭС, не требующих возврата инвестиций, сделанных еще при СССР, констатирует Владимир Дзагуто. Кроме того, эксперт отмечает минимальные темпы роста энергопотребления в РФ (по данным "Совета рынка", лишь 5,4% с 2011 по 2018 год — с 1021 млрд кВт-ч в год до 1076 млрд кВт-ч в год), что позволяет не планировать общий рост энергомощностей, ограничиваясь замещением выбывающих станций и точечным строительством новых в местах ожидаемого роста спроса.

Наконец, несмотря на консолидацию генкомпаний в руках крупнейших производителей энергии, в большинстве регионов первой ценовой энергозоны (европейская часть РФ и Урал) в тепловой генерации, формирующей ценовые заявки по продаже электроэнергии на рынке на сутки вперед (РСВ), пока сохраняется определенный уровень конкуренции. Это тоже, по мнению Владимира Дзагуто, можно считать одним из факторов сдерживания цен РСВ.

Что тянет цены вверх

С другой стороны, в российской энергетике есть и факторы, которые способны повышать конечные энергоцены для потребителей. В первую очередь это перекрестное субсидирование. "Несмотря на попытки максимально уйти от субсидирования цен для одних потребителей за счет повышения тарифов для других, предпринимавшиеся несколько раз и при реформе РАО ЕЭС, и позднее, перекрестка продолжает оставаться одним из ключевых факторов отечественного энергорынка. Более того, субсидирование имеет тенденцию к росту в условиях сложной экономической ситуации и рассматривается государством как стандартная мера поддержки проблемных потребителей за счет более благополучных", — констатирует Владимир Дзагуто.

Так, по сравнению с экономически обоснованным уровнем значительно занижены тарифы для населения. "Эта ситуация рассматривается регуляторами как норма, и хотя рост тарифов для населения в социально-экономических прогнозах правительства закладывается более высоким, экономически обоснованный уровень в ближайшие годы скорее недостижим. Оплата выпадающих доходов перекладывается на промышленных потребителей", — подчеркивает эксперт. Он отмечает при этом, что дотирование тарифов для населения производится явно неравномерно и зависит в том числе и от стоимости топлива для ТЭС, и от наличия дешевой генерации, и от доходов населения в конкретном регионе.

Есть и другие разновидности перекрестного субсидирования. Они реализуются в различных целях, например, как одна из мер политики территориального развития: тарифы для неценовых (тарифных) зон Дальнего Востока и строительство ТЭС в Калининградской области субсидируются энергорынком за счет спецнаценок. Дополнительные расходы компенсируются промышленными потребителями. Среди самих промпотребителей тоже есть перекрестное субсидирование — речь идет о внутренней перекрестке в электросетевом секторе, в том числе планируемой диверсификации тарифов магистральных сетей Федеральной сетевой компании. В результате энергоцены для промпотребителей оказываются значительно выше экономически обоснованного уровня, а для мелкомоторных потребителей — несколько ниже.

На ситуацию также влияет маржинальная схема оптового энергорынка, полагает Владимир Дзагуто: "Определение цены на электроэнергию и мощность происходит по наиболее дорогой из прошедших отбор заявок генераторов. Эта схема, которая по идее должна была стимулировать генкомпании повышать эффективность выработки, на практике приводит к практической невозможности заключить отдельный договор с "дешевым" генератором, а также искусственно поднимает суммарный платеж потребителей". При этом оптовые цены на электроэнергию удается сдерживать в коридоре умеренного роста, но этого нельзя сказать о ценах на мощность, где рост идет за счет нерыночных выплат (договоры на поставку мощности — ДПМ — плюс иные спецнадбавки): средняя цена мощности в 2018 году достигала 333,3 тыс. руб. за МВт, тогда как еще в 2012 году она составляла лишь 149 тыс. руб. за МВт, рост цены — более чем в 2,2 раза.

Еще одним фактором роста цен является необходимость инвестиций за счет энергорынка. "Сейчас энергорынок РФ вынужден инвестировать в новые мощности в условиях отсутствия длинных дешевых кредитов. Это приводит к тому, что для возврата инвестиций генераторам приходится давать гарантию ускоренного возврата средств за счет выплат по ДПМ, которые закладываются в цену мощности и вызывают резкий рост платежей", — отмечает Владимир Дзагуто. Впрочем, по мнению эксперта, сам факт необходимости таких инвестнадбавок говорит о том, что без искусственных надстроек энергоцены не могут давать генераторам возврата инвестиций и де-факто занижены против экономически обоснованного уровня (если считать, что в этот уровень должен включаться и определенный объем вложений для воспроизводства энергосистемы).

Наконец, на цены влияет наличие существенного резерва генерации, которое является традиционной характеристикой отечественной энергосистемы. При этом устройство российского оптового энергорынка таково, что резерв должен оплачиваться по правилам рынка мощности, что дает дополнительную нагрузку на потребителей. Кроме того, их недовольство вызывал не только избыток резерва, но и алгоритм выбора технологически необходимого резерва, который не учитывает реальную себестоимость выработки.

Как это влияет на потребителей

Насколько рост цен на электроэнергию влияет на конкурентоспособность большинства промышленных потребителей — вопрос сложный, считают эксперты. Есть очень энергоемкие отрасли, крайне чувствительные к любому повышению тарифа, — к ним, по-видимому, должен применяться особый подход. Для остальной промышленности доля затрат на закупку электроэнергии, видимо, значительно ниже.

"Российская энергосистема фактически находится в промежуточной ценовой ситуации, представляя собой сложную многоярусную конструкцию из рыночного ценообразования и многочисленных тарифных и квазитарифных механизмов, корректирующих конечные цены для разных категорий потребителей. Результатом этого является ситуация, при которой, по сути, ни одна из групп потребителей не оплачивает электроэнергию по экономически обоснованным ценам. При этом они более завышены, по-видимому, для крупной промышленности ценовых зон энергорынка", — считает директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков.

"Даже у одного из крупнейших потребителей электроэнергии в стране, ОАО РЖД, у которого значительная часть путей электрифицирована, расходы на закупку энергии для перевозок в 2018 году составили 166,7 млрд руб., что при этом составляет только 11% от себестоимости перевозок, — отмечает Владимир Дзагуто. — Рост затрат по этой статье в абсолютных величинах год к году составил 6,7%, что сопоставимо с общим ростом затрат перевозчика на 6,3%. Отметим, что РЖД неоднократно подвергались критике со стороны Минэкономики за свою закупочную политику в сфере электроэнергетики (работа по долгосрочным контрактам)".

"Удельные расходы на электроэнергию и энергоресурсы у российской индустрии в целом как минимум не выше, чем у зарубежных конкурентов. Более того, для многих отраслей (например, для машиностроения) затраты на электроснабжение находятся на уровне статистической погрешности — в районе 1%", — отмечает Ярослав Кабаков.

В энергоемкой промышленности за рубежом достаточно распространены попытки снизить себестоимость электроэнергии за счет собственной генерации. Наиболее известным примером является норвежская алюминиевая компания Norsk Hydro: в 2018 году ее собственные электростанции произвели 10,7 млрд кВт-ч, частично компания продает ее сторонним потребителям и дополнительно закупает недостающие объемы на энергорынке. Другой пример — японская сталелитейная Nippon Steel, потребление которой в 2017 году составило около 5% от всего спроса на энергию в стране. Она является и одной из крупнейших генерирующих компаний: в 2018 фискальном году для собственных предприятий она поставила 63% своей выработки, остальные объемы ушли на энергорынок другим потребителям.

В России часть крупных компаний тоже строит блок-станции. "Для крупных энергоемких производств стоимость электроэнергии является критически важной, и такие компании ищут возможность для оптимизации затрат, в том числе и строя собственные генерирующие мощности. Собственную генерацию активно развивают металлургические и химические компании, НПЗ, — отмечает Сергей Кондратьев. — Часто это связано с утилизацией имеющихся энергетических ресурсов (например, доменного и коксового газа в случае черной металлургии), часто — с необходимостью строительства крупных тепловых мощностей (так как покупка тепла у сторонних организаций оказывается существенно дороже собственного производства)".

Но Владимир Дзагуто обращает внимание, что довольно редко речь идет о массовом строительстве на покупном топливе. По мнению эксперта, инвестиции в блок-станции по эффективности все еще проигрывают по конкурентоспособности присоединению к сетям, если только инвестор не получает существенную экономию на топливной составляющей.

"В целом отечественную систему ценообразования можно определить как промежуточную между рыночной и регулируемой, — резюмирует Владимир Дзагуто. — С одной стороны, энергорынок в части продажи электроэнергии представляет собой вполне рыночную модель с относительно низкими ценами и (до 2019 года) медленно растущими ценами. С другой стороны, наличие регулируемых надбавок на рынке мощности, искусственных механизмов стимулирования инвестиций, перекрестного субсидирования, социально-территориальных льгот и т.д. приводит к тому, что весьма высока роль квазитарифных составляющих в конечной цене для промышленных потребителей".

Эксперт также отмечает, что доля электроэнергии в себестоимости продукции значительна пока что только у некоторых энергоемких отраслей, при этом финансовая нагрузка на крупный бизнес в целом еще не настолько велика, чтобы приводить к массовым решениям по строительству собственной генерации — для этого требуются дополнительные условия, в частности, доступ к дешевому топливу.

Сергей Никаноров

 

 

У группы Evraz возникли проблемы с поставками угля в Европу.

"Газета РБК"

У Evraz Романа Абрамовича и Александра Абрамова возникли затруднения с поставкой угля в Европу через территорию Украины. Компания обратилась к заместителю гендиректора РЖД Алексею Шило с жалобой, что ей не согласовывают заявки о перевозке угля на станцию Ужгород и далее в Словакию и Венгрию в декабре 2019 года.

У РБК есть копия письма за подписью директора по логистике Evraz Кирилла Пикалова от 13 декабря. Его подлинность подтвердил знакомый с содержанием документа источник, близкий к одной из российских металлургических компаний, поставляющих уголь в Европу.

В пресс-службах Evraz и РЖД отказались от комментариев.

Почему РЖД отказываются везти уголь Evraz

Топ-менеджер Evraz попросил разъяснить причины отказа в согласовании заявок на поставки в Европу. "Evraz срывает контракты на поставку угольной продукции предприятиям, находящимся в странах Европы, с риском получения [металлургической компанией] финансовой ответственности", — говорится в жалобе Пикалова.

Согласно письму Evraz, РЖД рекомендовали российским грузоотправителям при поставках в Европу через территорию Украины выбирать экспедитора из предлагаемого списка. И Evraz при подаче заявки указал экспедиторов из этого списка, утверждает Пикалов.

Однако, по словам трех источников, близких к украинским экспедиторам, причина отказа в согласовании заявки Evraz заключается в том, что с 1 декабря назначен единственный экспедитор при транзите угля через территорию Украины. Им стала компания "Белказтранс Украина", связанная с белорусским бизнесменом Николаем Воробьем, и у нее пока нет договора с "Украинской железной дорогой". Эту информацию РБК подтвердил и гендиректор Ассоциации международных экспедиторов Украины (объединяет более 150 транспортно-экспедиторских организаций республики, на которых приходится 50% украинского импорта и экспорта и более 70% транзита) Виктор Берестенко. "РЖД в декабре отклоняет заявки компаний, ранее работавших по сопровождению грузов через Украину. Дело в том, что правительство России назначило единственным экспедитором компанию Воробья "Белказтранс Украина", у которой пока нет договора с "Украинской железной дорогой", в этом и причина приостановки транзита", — отметил Берестенко. Из письма топ-менеджера Evraz неясно, предлагала ли компания поставлять свой уголь через этого посредника.

По оценке Берестенко, транзит российского угля по территории Украины достигает 7-9,5 млн т в год (600-800 тыс. т в месяц).

Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов оценил потенциальные убытки российских производителей угля, если поставки не наладятся до конца декабря, в 3-3,7 млрд руб. при средней цене экспорта около $75 за тонну на границе Украины. Причем предъявить ущерб и потребовать возмещения от РЖД будет крайне сложно: скорее всего, там спишут все на нарушения процедуры оформления документов.

РБК направил запросы в "Украинскую железную дорогу", компанию "Белказтранс Украина", а также в "Интерсервис" — основной холдинг Воробья. Представители других российских поставщиков угля, "СДС-угля", "Кузбассразрезугля" и "Стройсервиса", отказались от комментариев.

Кто получил право поставлять российский уголь на Украину

На прошлой неделе источники РБК рассказали, что другая компания Воробья, NT Marine, 1 декабря стала поставщиком российского угля на Украину. NT Marine, зарегистрированная в Эстонии, получила разрешение на поставку более 600 тыс. т коксующегося и энергетического угля из России на Украину, или чуть меньше 50% всех поставок в декабре 2019 года. На этом она планирует зарабатывать по $10 с каждой тонны угля, сообщил один из собеседников РБК. Однако пока украинские предприятия не покупали у нее сырье. По информации угольного трейдера, специализирующегося на странах СНГ, украинские заводы ждут результатов первых очных переговоров президентов России и Украины Владимира Путина и Владимира Зеленского, которые состоялись в Париже 9 декабря на саммите "нормандской четверки". Они надеются на нормализацию двусторонних отношений, что позволит закупать российский уголь без посредников.

В апреле российское правительство в рамках новых ограничений на торговлю с Украиной выпустило распоряжение, согласно которому экспортировать нефть и уголь можно только по разрешениям Минэкономразвития (специальным квотам). Новый порядок вступил в силу с 1 июня. Это ответные санкции на решение Украины ограничить импорт российских товаров. По сведениям украинской Государственной службы статистики, в 2018 году Украина импортировала из России 15 млн т угля на $1,8 млрд. Россия, крупнейший поставщик угля на Украину, в 2018 году обеспечила 70% его импорта.

Представители Минэкономразвития, аппарата вице-премьера Дмитрия Козака (курирует вопросы топливно-энергетического комплекса в правительстве) не ответили на запросы РБК.

Светлана Бурмистрова

 

 

К остановке российского нефтепровода привело используемое не по назначению химическое вещество.

"Независимая газета"

Как показали результаты трех независимых и неразглашаемых тестов, с которыми ознакомилось информационное агентство Reuters, вещество, в апреле остановившее один из самых длинных нефтепроводов России, было тетрахлорметаном — смертоносным химикатом, подлежащим контролю в соответствии с международным соглашением.

Тесты были проведены, утверждает агентство, для Министерства энергетики России и "Транснефти" — оператора трубопровода "Дружба" — в Московской государственной химической лаборатории. С результатами исследования Reuters ознакомилось в мае. По данным агентства, выяснилось, что загрязняющее вещество на 85% состояло из тетрахлорметана.

Ранее, как известно, Минэнерго РФ обвинило в остановке трубопровода "Дружба" законно продаваемый растворитель этилендихлорид — органическое хлоридное соединение, используемое для очистки нефтяных скважин, которое, по мнению отраслевых экспертов, может вызвать коррозию оборудования при попадании на НПЗ. Кстати, ни Минэнерго, ни "Транснефть" не ответили на запросы Reuters о комментариях.

Как сообщили Reuters осведомленные источники, два отдельных теста, проведенные двумя разными компаниями — НПЗ из Евросоюза и международным нефтяным трейдером (они обе сообщили Reuters, что невольно приобретали загрязненную нефть, поставленную по трубопроводу), — показали результаты, почти идентичные испытаниям, проведенным в Московской лаборатории. Источники, как пишет агентство, пожелали сохранить анонимность, поскольку не уполномочены общаться со СМИ.

В июне с.г. "Транснефть" сообщила, что в трубопровод поступило от 200 до 300 т неназванного загрязнителя, но с тех пор не опубликовала никакой дополнительной информации по этому вопросу. В результате этого ЧП Россия потеряла более 1 млрд долл. выручки из-за более чем месячной остановки трубопровода, по которому около 1% общемировых поставок нефти из России направляется на НПЗ Восточной и Центральной Европы. Полное возвращение трубопровода к нормальному режиму работы произошло только 1 июля.

Расследование причин появления в трубопроводе "грязной" нефти продолжается. Как сообщили российским информационным агентствам источники в правоохранительных органах, четыре человека находятся под стражей по подозрению в загрязнении трубопровода некондиционной нефтью на пункте приема в Самарской области, а двое других подозреваемых покинули страну. По словам адвокатов, двое задержанных признали совершение ряда правонарушений.

Тетрахлорметан — это химикат (кстати, разрушающий озоновый слой), который раньше широко использовался для производства хладагентов, материалов для пожаротушения и чистящих средств. После вступления в силу в 1989 году Монреальского протокола — международного соглашения об ограничении использования озоноразрушающих веществ — его производство резко сократилось.

Тем не менее четыре нефтетрейдера из Самарской области и Татарстана, где, по заявлениям властей, загрязненная нефть попала в "Дружбу", сообщили Reuters, что они регулярно приобретают тетрахлорметан, чтобы добавлять его к более качественной нефти и тем самым увеличивать ее объем. При этом на условиях анонимности они рассказали, что производители часто отдают химикат бесплатно или вообще платят сторонним организациям, чтобы те его вывезли. Таким образом, разбавление нефти тетрахлорметаном и продажа полученной смеси становятся еще прибыльнее.

Производить тетрахлорметан в России разрешено только двум заводам. Это "Химпром" в Чувашии, которым владеет "Группа Оргсинтез", и завод "ГалоПолимера" в Кирово-Чепецке. По нормам, одобренным премьер-министром, производимый химикат может быть использован как сырье для других химических продуктов.

При этом, согласно законодательству РФ и условиям Монреальского протокола, отходы, содержащие тетрахлорметан, должны быть сожжены, их нельзя продавать и приобретать без гарантии, что они будут переработаны или уничтожены. Однако, по словам пятерых местных трейдеров, вместо уничтожения отходы с тетрахлорметаном часто перевозятся через всю страну в цистернах неустановленным покупателям.

Двое трейдеров на юго-западе России, пишет Reuters, заявили, что приобрели у "Химпрома" отходы с органическими хлоридами для перепродажи и химическая компания направила их в Татарстан грузовым транспортом. Представитель "Группы Оргсинтез", владеющей "Химпромом", сообщила агентству, что завод поставляет тетрахлорметан предприятиям, использующим его для производства титана, циркония и в рамках других химических процессов, но отказалась назвать клиентов, ссылаясь на то, что это внутренняя информация предприятия.

По ее словам, "Химпром" не уничтожает тетрахлорметан, но получает гарантии от клиентов, которым его продает, что он будет полностью переработан или уничтожен в соответствии с требованиями закона. Судя по данным Reuters, дать гарантии — еще не значит их выполнить.

Как известно, на встрече с президентом Владимиром Путиным 30 апреля с.г. глава "Транснефти" Николай Токарев, отметив, что "железная дорога оказывает содействие в вывозе некондиционной нефти с территории Белоруссии", пояснил, что "потом мы ее будем компаундировать, то есть подмешивать к нормальной нефти, уже в Новороссийске и дальше ее реализовывать".

"Присутствие в нефти тетрахлорметана говорит о том, что причиной загрязнения "Дружбы" стали не реагенты для повышения нефтеотдачи и не продукты, используемые для очистки трубопроводов, как утверждалось следствием ранее, а посторонний продукт, не имеющий никакого отношения ни к транспортировке, ни к добыче нефти, — отмечает управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров. — Это вещество могло попасть в трубу только в результате умышленных действий. Со слов трейдеров, которые приводит агентство Reuters, следует, что торговля опасными химикатами — это рутинная практика, которая, по всей видимости, использовалась некими структурами, занимающимися хищениями нефти из трубопроводной системы. Такого рода деятельность и тем более в таких масштабах не могла осуществляться без ведома подразделений "Транснефти", работающих с трейдерами и поставщиками".

Правда, до этого считалось, что ЧП на "Дружбе" было вызвано попаданием в трубу банальной хлорорганики, используемой для очистки нефтяных скважин. Теперь, если данные Reuters о тетрахлорметане подтвердятся, ситуация станет еще сложнее. Получается, нарушено не только российское, но и международное законодательство. И нарушено серьезно.

Андрей Кузнецов

<< Декабрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ