Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.01.2016

Саудовская Аравия настроена продолжать ценовую войну.

"Независимая газета"

Остановить падение нефтяных котировок в текущих условиях может лишь новое картельное соглашение, к которому пока не готовы лидеры ОПЕК или американские нефтяники. Уже сейчас российская нефть с учетом транспортных расходов продается ниже себестоимости. Но цены на черное золото скорее всего будут снижаться и дальше. Об этом, в частности, вчера предупредило Международное энергетическое агентство (МЭА), эксперты которого почти не заметили небольшую коррекцию нефтяных котировок во вторник.

Банк JP Morgan Chase также вчера понизил прогноз цен на нефть на 2016 год с прежних 51,5 долл. за баррель марки Brent до 31,25 долл. за баррель. Аналитики JP Morgan при этом считают, что перенасыщение на нефтяном рынке может отсрочить начало восстановления цен до конца года. Кроме того, на цену нефти влияет снятие санкций с Ирана, благодаря которому миллионы баррелей нефти попадут на уже перенасыщенный рынок, подчеркивают аналитики.

Однако вчера нефтяные котировки незначительно шли вверх в ходе торгов. Так, стоимость черного золота восстанавливалась после падения на новостях о снятии санкций с Ирана. В середине дня стоимость североморской Brent поднималась даже выше 30 долл. за баррель.

Тем не менее на стоимость черного золота продолжают влиять опасения инвесторов об увеличении переизбытка предложения на нефтяном рынке в связи с возвращением на него иранской нефти. В понедельник мировые цены на нефть снижались до минимальных уровней 2003 года, отыгрывая сообщение о снятии санкций с Ирана. Участники рынка опасаются, что иранская сторона сможет в течение нескольких недель нарастить поставки нефти до 500 тыс. барр. в сутки. Согласно другим оценкам, иранская нефть может увеличить предложения на рынке на 1 млн барр. в сутки. На это  указывали и прежние заявления иранских властей. "Мы должны вернуть себе долю рынка, не обращая внимания на цены. Иран ничего не потеряет, если цены упадут вдвое, а добыча при этом вырастет в два раза", — говорил министр нефти Ирана Биджана Намдара Зангане. А для того чтобы вернуться на уровень 4 млн барр. в сутки, стране необходимо нарастить добычу на 1 млн барр. в сутки.

Если эти ожидания реализуются, разрыв между объемом предложения и спросом на нефтяном рынке увеличится. Сейчас по разным оценкам предложение превышает спрос на 1,2-2 млн барр. в сутки. При выходе Ирана на рынок этот разрыв возрастет почти до 3 млн барр. Очевидно, этот разрыв и дальше будет тянуть нефтяные котировки вниз.

Вчера же МЭА сообщило, что не исключает дальнейшего снижения мировых цен на нефть на фоне сохранения в 2016 году превышения предложения над спросом. На это, по словам экспертов, указывает резкое увеличение внутренних цен на топливо в Саудовской Аравии. "Что является признаком того, что крупнейший производитель ОПЕК готовится к длительному периоду низких цен", — говорится в агентстве.

Ранее в МЭА заявляли, что рост потребления черного золота может привести к стабильности мировой нефтяной рынок только в 2017 году. Схожие ожидания и в российском кабмине. "Период восстановления баланса спроса и предложения несколько растянется. Были оценки, что, возможно, к концу 2016 года, сейчас видится, что это в начале 2017 года", — заявил глава Минэнерго Александр Новак.

Правда, непонятно, как это может произойти, если еще в 2016 году предложение на рынке нефти будет преобладать над спросом. К тому же если с выходом Ирана излишек нефти на рынке увеличится до 3 млн барр. в сутки, то что нужно будет предпринять для того, чтобы котировки черного золота развернулись в рост? Остановить падение цен может разорение экспортеров или возврат финансовых "быков" на нефтяной рынок. Но банкротство экспортеров — процесс не скорый. Так, например, сложно представить, что российские власти вдруг согласятся с банкротством "Роснефти" или ЛУКОЙЛа. Аналогичная ситуация и в других странах, где нефтяной экспорт фактически поддерживается государством. А между тем с начала года цены падают со скоростью около 10% в неделю. При такой скорости уже к марту баррель Brent окажется дешевле 20 долл. И предела этому снижению практически нет, поскольку страны-экспортеры продолжают войну нервов, или, точнее, войну на выживание.

Желающих уйти с рынка пока не видно: основные экспортеры лишь наращивают добычу. А отдельные призывы договориться о снижении добычи пока не находят понимания.

Но в условиях войны на выживание падение цен не остановит даже пересечение уровня себестоимости. Так что теоретически у нефтяных котировок и вовсе нет пределов для падения. И новости об отрицательных ценах на некоторые сорта нефти здесь очень симптоматичны. Недавно компания Flint Hills Resources выразила согласие покупать нефть сорта North Dakota Sour, только если ей заплатят за нее по 0,5 долл. за баррель. Отметим, что этот сорт отличается высоким содержанием серы и с 2011 года под транспортировку этой нефти перестали предоставляться нефтепроводы. В итоге высокосернистую нефть стали вывозить грузовым и железнодорожным транспортом, что значительно повышает издержки. То есть транспортные издержки фактически превысили цену продажи.

Такая же участь может постичь и более качественные сорта нефти. В условиях снижения цен на энергоресурсы транспортная составляющая в стоимости нефти может оказаться слишком высокой. И для РФ, где черное золото транспортируют по трубам на тысячи километров до потребителя или ближайшего порта, такой вариант  может оказаться логичным развитием событий.

Пока же опрошенные "НГ" эксперты сомневаются в том, что эталонные сорта нефти могут приблизиться к нулевым отметкам. "Котировки не могут стремиться к нулю, ведь нефть — это не какая-то компания в предбанкротном состоянии, акции которой обнуляются, а натуральное сырье, спрос на которое все еще растет из года в год", — считает начальник отдела "БКС Экспресс" Василий Карпунин. Опуститься же до нуля или 1 долл. за баррель черное золото может лишь в случае 20-кратной девальвации всех мировых валют к доллару, полагает он. "Экспортеры могут некоторое время работать в убыток, однако это будет сопряжено с полным сворачиванием инвестиционных проектов", — говорит эксперт. Нефть же на старых месторождениях, по мнению Карпунина, будут качать до тех пор, пока ее цена выше стоимости поднятия на поверхность земли. "Когда основные вложения в проект уже сделаны, справедливая стоимость не так важна. Нефтепроизводитель будет качать в любом случае. Остановка — это еще больший убыток", — поясняет аналитик.

Отметим, ранее в "Роснефти" оценивали себестоимость добычи нефти в 4 долл. за баррель. "Операционные расходы "Роснефти" — в пределах 4 долл. Это текущие затраты на добычу. Я сюда не включаю транспорт, капитальные затраты на добычу", — говорил вице-президент "Роснефти" Михаил Леонтьев. Впрочем, это не означает, что компании будет выгодно торговать сырьем в случае снижения нефтяных котировок, допустим, до 5 долл. за баррель. "Когда в России говорят о себестоимости добычи нефти в диапазоне от 4 до 10 долл. за "бочку", то это без учета транспортировки", — указывает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. В этой сумме, по его словам, учитываются лишь расходы на производство и оплату налогов. "Помимо этих компонентов, на себестоимость влияют расходы на поиск новых месторождений, их дальнейшую разработку, а также транспортировку", — поясняет эксперт. С учетом этих составляющих среднемировая стоимость добычи барреля нефти составляет около 50 долл. за баррель. "В России это около 45 долл., а в государствах Персидского залива — почти в два раза меньше", — уточняет Касаев. Получается, что РФ уже сегодня торгует нефтью "в минус", в то время как ближневосточные нефтяники переживут и нефть по 20 долл. за баррель.

Шансов же на то, что крупнейшие нефтедобытчики соберутся и решат ограничить объемы добычи, невысоки, считает руководитель департамента AMarkets Артем Деев. В США добычей сланцевой нефти занимается множество мелких компаний, которых невозможно будет собрать за одним столом, напоминает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

В итоге единственным фактором, способным развернуть движение нефтяных котировок вверх, может оказаться фондовый рынок. Нефть может начать дорожать, если спекулятивный капитал вдруг начнет вложения в нефтяные фьючерсы, поверив в рост их стоимости.  

Ольга Соловьева

Отношения между "Газпромом" и "Нафтогазом" накаляются. "Газпром" выставил "Нафтогазу" счет за недобор газа в III квартале, после того как Украина повысила в 1,5 раза плату за транзит.

"Ведомости"

"Газпром" направил счет "Нафтогазу Украины" на $2,5 млрд за не купленный в III квартале газ, сообщила российская компания. Согласно условию take-or-pay ("бери или плати") "Нафтогаз Украины" должен был приобрести за этот период как минимум 10,5 млрд куб. м. Российский концерн ожидает оплаты штрафа в течение 10 дней. "Никаких договоренностей о неприменении правила take-or-pay за III квартал не было", — приводятся в сообщении слова предправления Алексея Миллера. Условие о выборке газа было отменено только в I, II и IV кварталах. В частности, Россия, Еврокомиссия и Украина на трехсторонних переговорах в марте 2015 г. договорились о неприменении take-or-pay по отношению к "Нафтогазу" в I и II кварталах. А в сентябре 2015 г. "Газпром" направил "Нафтогазу" письмо, где подтвердил неприменение этого принципа с 1 октября 2015 г. до 31 марта 2016 г. Таким образом, в течение I квартала 2016 г. принцип take-or-pay тоже не действует.

Украинская компания неоднократно заявляла, что не признает этот принцип и оспаривает его правомерность в арбитраже в Стокгольме. "Газпром" и "Нафтогаз" спорят там с 2014 г. Общая сумма требований "Газпрома" к украинской компании оценивается в $29,2 млрд, из них за не выбранный в 2012-2014 гг. газ — $26,7 млрд. Сумма требований "Нафтогаза" — $11-16 млрд.

Во вторник "Нафтогаз" заявил, что по-прежнему не признает действие условия take-or-pay. "Правомерность претензий "Газпрома", основанных на положении "бери или плати", определит суд", — подчеркивается в заявлении "Нафтогаза". Тогда сумма общих требований "Газпрома" к "Нафтогазу" может увеличиться почти до $32 млрд. "Это очередное требование, которое соответствует предыдущим объявленным требованиям", — считает аналитик UBS Максим Мошков. "Газпром" все делает в соответствии с договором, так как готовится к слушаниям в стокгольмском суде, считает ведущий юрист "Пепеляев групп" Павел Кондуков: "Очевидно, "Газпром" своевременно должен успеть предъявить все досудебные претензии, дождаться ответа или отказа и затем предъявить это в суде". Устные слушания по основному иску запланированы на февраль-март этого года, решение ожидается в июне.

С 1 января Украина ввела новые правила по транзиту газа и ценообразованию на услуги по транспортировке. Тарифы "Укртрансгаза" ("дочка" "Нафтогаза") теперь устанавливаются не в процессе переговоров компаний, их рассчитывает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Предправления "Нафтогаза" Андрей Коболев ранее говорил, что любая компания должна привести контракты по транспортировке к этим правилам, так как они соответствуют нормам энергетического законодательства ЕС. Во вторник министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин сообщил, что стоимость транспортировки газа через Украину по новым правилам вырастает до $4,5 за транспортировку 1000 куб. м на 100 км (ранее $2,7). Коболев заявлял, что готов к переговорам с "Газпромом" по поводу платы за транзит и в случае их "безрезультатности" Киев "оставляет за собой право обратиться в суд" (цитата по ТАСС).

Это внутреннее требование Украины, которое может повлиять на контракт "Газпрома" и "Нафтогаза" по транзиту, стороны должны найти решение или решить вопрос в суде, считает источник в Еврокомиссии. "Новые требования должны быть прописаны в отдельном соглашении. "Нафтогаз" не может в одностороннем порядке менять условия транзитного договора", — отмечает Мошков.

"Газпром" может оспорить удорожание транзита в Стокгольме, считает Кондуков: "Одна из сторон может отказаться от условий, ухудшающих положения контракта, если договор это предусматривает. Но это зависит от того, по какому праву — российскому, украинскому или другому — регулируется договор. Согласно международно-правовому принципу защиты инвестиций стороны должны быть защищены от ухудшения условий". Представитель "Газпрома" от комментариев отказался.

Мария Тодорова

 

 

В Госдуме возмущены тем, что при падении цен на нефть автомобильное топливо дешевеет во всем мире, но не в России.

"Известия"

В Госдуме обратили внимание на то, что на фоне снижения цен на нефть бензин дешевеет во всем мире, однако в России этого не наблюдается. Подозревая, что дело в сговоре монополистов, депутаты-коммунисты Валерий Рашкин и Сергей Обухов направили запрос в ФАС с просьбой разобраться в ситуации. Экономисты утверждают, что возможную скидку на бензин съедает девальвация рубля.

"Просим вас провести проверку изменения цен на бензин и дизельное топливо в России на предмет соответствия действующему антимонопольному законодательству", — говорится в запросе депутатов в антимонопольную службу.

В письме они отмечают, что 18 января цена на нефть марки Brent на лондонской бирже опустилась до отметки $28,79 за баррель. Как замечают Рашкин и Обухов, тенденция на снижение отчетливо прослеживается с июня 2014 года, когда стоимость барреля достигала $114,99.
– Цены на бензин прямо пропорционально зависят от котировок нефти. Адекватное повышение доступности топлива для потребителей продемонстрировали во всем мире, — пишут депутаты.

Они указывают, что, например, при рыночной экономике в США цена на бензин опустилась до 47 центов за галлон (3,78 л), что составляет порядка 10 рублей за литр по текущему курсу. Китай, сохраняя признаки административно-командной экономики, также снижает цены на бензин и дизтопливо, причем пересмотр осуществляется каждые 10 рабочих дней, и сейчас показатели преодолели соответственно 0,11 и 0,12 юаня, или 1,32 и 1,43 рубля за литр по текущему курсу.

"Мировой лидер по нефтедобыче — Саудовская Аравия — на 18 января демонстрирует показатель в $0,23 за литр, или 18,09 рубля. Только в России (одном из лидеров по объемам нефтедобычи) цена на бензин продолжает повышаться вопреки всем законам рынка. Так, АИ-92 с начала июня 2014 года подорожал с 30,44 до 34,35 рубля за литр", — возмущаются коммунисты.

В пресс-службе ФАС не смогли оперативно предоставить комментарий.

По словам заместителя начальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters Kortes Александра Шкурина, девальвация рубля съедает возможную скидку на бензин.

– Девальвация рубля компенсирует снижение цен на нефть. Кроме того, наши цены зависят от мировых рынков. Но мы оперируем не мировыми ценами, а так называемыми нетбэками — это сколько должен стоить продукт на российском рынке, чтобы при экспорте далее за рубеж его цена была рыночной. Это, если проще, как будто вы можете выйти из дома за хлебом, поехать за ним на трамвае или на метро и купить за 10 рублей либо купить возле дома, сэкономив на транспорте, но уже за 20 рублей, — объясняет Шкурин.

Не разделяет депутатскую теорию о сговоре монополистов и руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников.

– Эти теории появляются из года в год. Но, думаю, ФАС уже научилась работать по признакам картельных сговоров. Тут влияют другие экономические факторы. Во-первых, это желание любой компании компенсировать падение внешних цен и не понижать, а по возможности и повышать внутренние. Во-вторых, надо иметь в виду, что 2015 год был достаточно знаковым в плане модернизации нефтеперерабатывающих заводов, ряд таких работ еще продолжается, — объясняет Масленников.

Отметим, проблема подорожания бензина вновь начала особо волновать россиян в декабре 2015 года. Согласно данным инструмента "Яндекса" Wordstat, в декабре ушедшего года "почему дорожает бензин" спросили у поисковика 3 тыс. пользователей против 768 месяцем ранее. Пик интереса к этому вопросу наблюдался в декабре 2014 года — тогда его задали "Яндексу" 11,8 тыс. пользователей.

Анна Ивушкина

 

 

<< Январь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ