Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.01.2017

Суд прислушался к аргументам Минюста и разрешил не исполнять решение ЕСПЧ.

"Известия"

Конституционный суд РФ сегодня признал неисполнимым в России постановление Европейского суда по правам человека, согласно которому Россия должна выплатить экс-акционерам нефтяной компании ЮКОС €1,8 млрд. Однако КС подчеркнул, что Россия по "доброй воле" может произвести выплаты акционерам, которые сами пострадали от деятельности компании и ее менеджмента.

Поводом для разбирательства в КС стал запрос Минюста, который усомнился в исполнимости решения Страсбугского суда от 31 июля 2014 года о выплате крупной компенсации бывшим акционерам ЮКОСа. Тогда ЕСПЧ признал незаконными налоговые претензии со стороны России к ЮКОСу, а ее права на судебную защиту нарушенными.

КС в своем постановлении подчеркнул, что решения ЕСПЧ не отменяют для российской правовой системы приоритета Конституции РФ. Из него следует, что Россия в порядке исключения вправе отступить от выполнения решения межгосударственного органа, если в нем неправомерно затрагиваются основополагающие принципы и нормы Конституции РФ.

Страсбургский суд пришел к выводу о неправильном взыскании с ЮКОСа штрафов и компенсаций в 2004 году, поскольку компания была несвоевременно привлечена к налоговой ответственности — после истечения отведенных на это трех лет. А в деле была применена обратная сила закона — ст. 113 Налогового кодекса РФ о сроке давности привлечения к ответственности — в истолковании, которое КС дал лишь в 2005 году. В нем он разрешил судам взыскивать долги с недобросовестных налогоплательщиков даже после истечения трех лет, если они уклонялись от налогового контроля.

Сегодня КС подчеркнул, что тогда, не отменяя правила о сроках применения санкций в связи с уклонением от уплаты налогов, он выявил единственно возможный с точки зрения Конституции РФ их смысл для применения к недобросовестным налогоплательщикам. В таком толковании нет коллизии с конституционным запретом на действие обратной силы закона, считает КС.

— Между тем принципиальное значение имеет то обстоятельство, что материальные потери явились следствием незаконных действий самой компании, государство же было вынуждено применять меры ответственности, в том числе и административные, с тем чтобы компенсировать причиненный ему имущественный вред, — огласил сегодня глава КС Валерий Зорькин постановление КС.

Также КС, вынося решение о неисполнимости постановления ЕСПЧ, обратил внимание на то, что деятельность компании ЮКОС как злостного неплательщика налогов, с учетом занимаемого ею места в экономике страны, имела праворазрушающий эффект. Как следует из судебных актов, вынесенных в отношении ЮКОСа, огласил Зорькин, компания, используя "изощренные, незаконные схемы, проявила себя в качестве злостного неплательщика налогов и прекратила свое существование, оставив крупную непогашенную задолженность". Она составила 227 млрд рублей. Наличие в деятельности ЮКОСа масштабных схем уклонения от уплаты налогов не отрицал и ЕСПЧ, также следует из постановления КС.

— В этом контексте сама по себе выплата огромной денежной суммы бывшим акционерам компании, выстроившим незаконные схемы уклонения от налогообложения, их наследникам, правопреемникам из бюджетной системы, которая регулярно не получала от нее в должном объеме огромные налоговые платежи, необходимые в том числе для публичных обязательств перед всеми гражданами, преодоления финансово-экономического кризиса, противоречит конституционным принципам равенства и справедливости в налоговых правоотношениях, — заявил Зорькин.

Из постановления КС следует, что уклонение ЮКОСа от уплаты налогов в таком беспрецедентном масштабе непосредственно угрожало принципам правового демократического социального государства. Это обязывало властей действовать в исполнительном производстве как можно более эффективно, с тем чтобы противодействие недобросовестных налогоплательщиков могло быть преодолено. Поэтому исполнительский сбор, который в России является аналогом штрафа, составил 7% от общей суммы налоговой задолженности.

Позиция Минюста

Минюст обратился в КС, так как был не согласен с решением ЕСПЧ от 31 июля 2014 года. Тогда Страсбург признал незаконными налоговые претензии со стороны России к ЮКОСу, а права компании на судебную защиту нарушенными. Министерство, в частности, заявляло о том, что выплата столь крупной компенсации может негативно отразиться на налогоплательщиках. С этим в ходе открытого заседания КС в декабре прошлого года согласился полномочный представитель президента в КС Михаил Кротов. По его словам, так как компенсация взыскивается из федерального бюджета, то усматривается нарушение положений Конституции о социальном государстве. Более того, в бюджете на 2017 год предусмотрено только 600 млн рублей на выплату компенсаций по решениям ЕСПЧ.

— Необоснованное увеличение размера компенсации, которая присуждается ЕСПЧ, в том числе с учетом роста инфляции, со всей очевидностью отразится на финансовой нагрузке на российских налогоплательщиков. И, как следствие, на уровне их итогового дохода, — говорил Кротов.

Также Минюст считает, что нет правовых оснований для исполнения решения ЕСПЧ. Во-первых, в ведомстве убеждены в неправомерности присуждения компенсации за якобы несвоевременное привлечение ЮКОСа к налоговой ответственности — после истечения отведенных на это трех лет. Минюст утверждает, что конституционность ст. 113 Налогового кодекса, которой руководствовались суды, ранее подтвердил КС. Кроме того, Минюст обращал внимание на то, что ЮКОС пытался в суде снизить размер исполнительского сбора (7%), который взыскивается приставами, а не соглашался непосредственно с фактом его взыскания. Поэтому компания до обращения в Страсбург не исчерпала все средства защиты своих прав.

Ссылался Минюст в КС и на то, что ЕСПЧ присудил компенсацию списочному составу акционеров ЮКОСа, которые не были участниками судебного разбирательства в Страсбурге. Это, по мнению чиновников, привело к тому, что ЕСПЧ нарушил "общепринятый принцип справедливости и равенства перед судом".

Мнение юристов

Юристы считают решение КС предсказуемым. Адвокат Алексей Глазунов полагает, что Минюст обоснованно ссылался на то, что из-за выплаты такой крупной компенсации из федерального бюджета значительно пострадают интересы добросовестных российских налогоплательщиков. Адвокат согласен с позицией полпреда президента в КС Михаила Кротова, который отмечал, что такая компенсация нарушает положения Конституции о социальном государстве.

— Так как государство берет на себя много социальных обязательств — к примеру, поддерживать пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, выплачивать зарплаты бюджетникам и различные пособия, — вполне разумно было предположить, что выделение из федерального бюджета такой суммы на выплаты людям и компаниям, которые твердят о нарушении своих прав и требуют немыслимой компенсации, по меньшей мере неразумно и несправедливо, — рассуждает Глазунов.

По его мнению, в условиях политизации международных отношений и институтов наносится ущерб интересам их отдельных участников, в данном случае России.

— Мы не согласны с этим: сначала необходимо наладить доверительный диалог и лишь после этого реализовывать примат международного права, — говорит Глазунов.

Адвокат Екатерина Солдатова считает, что принятие закона в декабре 2015 года, позволившего КС "разрешать вопрос о возможности исполнения решения" ЕСПЧ, стало "настоящим прорывом в области защиты российского суверенитета и нашей правовой системы". По ее мнению, решение ЕСПЧ в целом можно признать политизированным и необоснованным, а с учетом того, что оно противоречит Конституции РФ, Конституционный суд обоснованно установил, что в данном случае "Россия вправе отступить от наложенных на нее обязанностей".

Татьяна Берсенева

 

 

На бирже резко взлетели цены на бензин. Как это отразится на стоимости топлива на автозаправках?

"Российская газета"

Начало года ознаменовалось резким ростом стоимости бензина на бирже. За последний месяц АИ-92 подорожал на 8 процентов за тонну, АИ-95 — примерно на 5 процентов. Эксперты "Российской газеты" уверены, что это не отразится на розничной стоимости топлива. Пока же цены на АЗС уже приблизились к историческому максимуму.

Причину роста цен на бирже аналитики видят в том, что участники рынка начали массово скупать объемы топлива, ожидая январского снижения экспортной пошлины. Эта тенденция продолжилась и после праздников. Среди других причин называются и ремонты нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). При этом официальная статистика пока успокаивает — по оценке Росстата за неделю с 10 по 16 января 2017 года цены на бензин и дизельное топливо поднялись только на 0,2 процента.

Серьезного роста цен на бензин в 2017 году не будет, уверены эксперты. В этом году не должно быть проблем с производством топлива, нет и предпосылок для его дефицита, уверен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

"Проблема с объемами производства ушла на второй план после введения новых установок каталитического крекинга на НПЗ", — объясняет он.

Однако камнем преткновения для рынка останутся вопросы с качеством топлива. Хотя, подчеркивает эксперт, "в бензинах" их уже нет, остались хвосты, максимум на периферии. Но по дизелю проблема остается".

Росстандарт, подводя итоги уходящего года, действительно отметил, что топливо стало качественнее. С 2012 по 2015 год 20 процентов проверок обнаруживали нарушения показателей бензина, которые оказывали негативное влияние на работу двигателя. То есть каждая пятая АЗС продавала плохое топливо. А в 2016 году только шестнадцать процентов заправок нарушали закон. Специалисты уверены, что в 2017 году эти показатели улучшатся.

Второй проблемный момент на топливном рынке касается акцизов и суррогатного топлива.

"Несмотря на то, что еще в 2015 году ввели акцизы на так называемые средние дистилляты (в их число, например, входят печное и судовое топливо. — Прим. "РГ"), это не сработало. Потому что недобросовестные производители научились обходить нормативы. Все попытки уточнить в характеристики топлив не удались. И, учитывая тот факт, что в 2017 году акциз на дизель повышается, такие дистилляты станет использовать еще выгоднее", — предполагает Аркуша. И напоминает: в прошлом году минэнерго говорило о 10 миллионах тонн суррогатного топлива, которое продается под видом дизеля. В 2016 году "его еще больше, цифр пока нет, в 2017 году мы тоже ожидаем роста".

Напомним, с 1 января акцизные ставки на бензин низких экологических классов останутся без изменений — 13 100 рублей за тонну. Такая ставка будет действовать до конца 2019 года. На бензин 5-го экологического класса акциз начнет расти только через год. В 2017 году он составит, как и сегодня, 10 130 рублей за тонну. Акцизы на дизельное топливо в ближайшие 3 года вырастут почти на 40 процентов от сегодняшнего уровня. Ставка на 2017 год — 6800 рублей за тонну, на 2018-й — 7072 рубля и на 2019 год — 7355 рублей за тонну.

Что же до цен, то они, уверен Евгений Аркуша, будут расти не выше уровня инфляции, которая прогнозируется в размере 4-5 процентов.

"Это — в рознице. Оптовые цены будут расти более быстрыми и резкими темпами. Бывают моменты, когда оптовые сравниваются с розничными. В результате у АЗС сегодня практически нет доходности, например, по зимнему дизелю. И это представляет опасность для розничных трейдеров — будет сокращаться конкурентность и многие мелкие АЗС, предполагаю, могут закрыться. Хотя, подчеркну, некоторые научились работать в этих условиях, диверсифицируя бизнес и предлагая сопутствующие услуги", — считает эксперт.

Тарас Фомченков

На три главных проекта — "Турецкий поток", "Северный поток" и "Силу Сибири" — "Газпром" намерен потратить 4,6 млрд евро. Это почти половина всей планируемой суммы капитальных вложений концерна.

"Ведомости"

"Газпром" намерен потратить около 600 млн евро на реализацию проекта "Турецкий поток" и 1,5 млрд евро на "Северный поток — 2" в 2017 г., сообщил начальник управления компании Андрей Воробьев во время телеконференции по итогам финансовой отчетности по МСФО за девять месяцев 2016 г.

Общая сумма инвестиций в морскую часть трубопровода "Турецкий поток" составит около 7 млрд евро, "Северный поток — 2" — 9,9 млрд евро. На строительство газопровода "Сила Сибири" планируется направить 158 млрд руб. (2,5 млрд евро по курсу ЦБ на 19 января). Всего по инвестиционной программе головной компании на этот год предусмотрено освоение капзатрат в объеме 626 млрд руб. (10 млрд евро). В 2016 г. освоение составило 669 млрд руб. Объем капвложений по группе компаний еще не утвержден. "Мы ожидаем, что освоение инвестиций по группе в 2016 г. составит 1,6 трлн руб.", — сказал первый заместитель начальника финансово-экономического департамента "Газпрома" Игорь Шаталов.

За январь — сентябрь 2016 г. "Газпром" снизил капвложения на 8% в рублях и на 21% в долларовом выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это поддержало свободный денежный поток группы — несмотря на то что он ушел в минус по итогам III квартала, показатель за девять месяцев остался положительным. Из-за влияния сезонного фактора III квартал для "Газпрома" традиционно самый слабый, объяснил Шаталов. К тому же на финансовые показатели компании негативно повлияли низкие цены на газ. Средняя цена по долгосрочным контрактам концерна в Европе в III квартале 2016 г. снизилась до $159 за 1000 куб. м с $224 годом ранее. Но цены начнут расти вслед за положительной динамикой нефтяных цен и повышением спотовых цен, рассчитывает руководство компании.
"В дальнейшем мы ожидаем улучшения финансовых показателей вслед за ростом макроэкономических показателей и цен на газ по долгосрочным контрактам с европейскими потребителями", — сказал Шаталов.

Заявленный бюджет на "Турецкий поток" и "Северный поток — 2" в целом соответствует ожиданиям Fitch Ratings: "Мы предполагаем, что консолидированная программа капитальных вложений составит порядка 1,4-1,5 трлн руб. в 2017 г., т. е. на эти проекты предполагается направить не более 10% от общей суммы капитальных вложений", — говорит младший директор отдела корпораций Дмитрий Маринченко.

Долговая нагрузка группы "Газпром" выросла с 0,9 в 2015 г. до 1,6 по итогам девяти месяцев 2016 г., следует из презентации для инвесторов. Но это связано с падением EBITDA, а не с ростом абсолютной суммы чистого долга — последний остался примерно на уровне начала года, объясняет Маринченко. Сейчас долговая нагрузка остается на приемлемом уровне, считает эксперт Fitch. Даже при падении цен на нефть до $45 за баррель в целом по году коэффициент чистый долг / EBITDA не превысит 2.

Занимать "Газпрому" все равно придется, но вряд ли это будут существенные суммы, поскольку у компании по-прежнему немаленькая подушка ликвидности, говорит аналитик "Атона" Александр Корнилов. К тому же маржа по сравнению с провальным прошлым годом вырастет — газ подорожал и свободный денежный поток в 2017 г. у "Газпрома" будет положительным, уверен он. Концерн не ощущает давления со стороны конкурентов в Европе — американский СПГ не набрал силу, а ближневосточный таргетируется на азиатские рынки, продолжает Корнилов, так что объемам экспорта ничто не угрожает, кроме погоды. Несмотря на рост нагрузки по НДПИ до 170 млрд руб., свободного денежного потока должно хватить и на выплаты по долгу, и на дивиденды. Но "Газпром" может избежать выплаты 50% от чистой прибыли по МСФО (требование к госкомпаниям) и ограничиться 25%, полагает Корнилов. В четверг первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил против повального повышения дивидендов для всех госкомпаний до 50%.

Алена Махнева

 

 

<< Январь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ